Символический смысл пьесы вишневый сад. Значение пьесы «Вишнёвый сад
Сочинение Смысл названия пьесы Вишневый сад Чехова
«Вишневый сад» – комедийная пьеса А. П. Чехова. Эта пьеса стала одной из самых известных среди русских пьес. Для А. П. Чехова она стала завершением его творчества, так как была написана незадолго до его смерти.
Действие пьесы разворачивается в имении Раневской Любови Андреевны, вернувшейся на родину вместе с дочерью после продолжительного проживания во Франции. Гордостью имения является тот самый вишневый сад, в честь которого не только была названа сама пьеса, он также стал символом России того времени в целом. Написание пьесы пришлось как раз на переломный момент в истории страны, который характеризовался наступлением новой эпохи, временем, когда прежние устои уже устарели, а новый жизненный уклад еще не сложился. Казалось, будто в это время жизнь затихла в ожидании чего – то нового и неизвестного.
Герои пьесы принадлежат к двум разным поколениям и именно поэтому представители разных поколений по-разному относятся к ожиданию перемен, одни с надеждой на светлое будущее, а другие с опаской.
Через описание того, как каждый из героев воспринимает вишневый сад Чехов показывает характеры героев.
Вишневый сад Любови Андреевны символизирует то самое прощание с прошлым, которое предстоит пережить всей стране, ведь ей придется за долги расстаться со своим имением. Избежать этого можно лишь вырубив вишневый сад, который так дорог героине и сдавать участки земли дачникам. Именно таким способом ей предлагает решить проблему знакомый купец. Любовь Андреевна поражена таким предложением, ведь в этом имении прошли ее лучшие годы, здесь же она потеряла своего сына. Но купец Лопахин продолжает настаивать на то, что это единственный выход, ведь он думает лишь о прибыли. Петя Трофимов относится к судьбе сада неоднозначно. C одной стороны он признает красоту сада, а с другой считает, что сад является пережитком времен крепостничества и его необходимо уничтожить. Такое же отношение к саду он старается привить и дочери Любови Андреевны – Ане. Аня считает, что начать новую жизнь не представляется возможным до тех пор, пока не покончено с этим садом. Аня старается уговорить мать съехать и положить начало новому саду, что позволить начать жить в соответствии с реалиями нового времени.
Кроме того, с вишневым садом тесно связана жизнь Фирса, который всю свою жизнь прослужил в имении. Безвозвратно ушедшее прощлое показано через смерть Фирса, которая приходится как раз на момент вырубки сада.
2 вариант
Последнее и самое неоднозначное произведение А. П. Чехова. Литературные критики наряду с обычными читателями по сей день спорят о том, что же хотел сказать сам автор своими персонажами и событиями, которые описаны в книге. Конечно же, важное место занимает вопрос о названии пьесы, которое неслучайно и очень символично.
Вишнёвый сад – центральный персонаж произведения, судьбой которого так обеспокоены главные герои. Действие в пьесе происходит именно там, и разговоры ведутся только вокруг него. Пьеса начинается с описания красоты вишнёвого сада, а заканчивается его вырубкой.
Здесь решающую роль играет этимология слов вишневый и вишнёвый. Неспроста Чехов выбрал название вишнёвый, которое означает плоды, варенье. Оно символизирует то, что дорого сердцу его владельцев и ценно для них. Это место, где прошла их молодость, где они были счастливы, где долгое время жила их семья.
Раневская Любовь Андреевна – главная героиня пьесы и владелица имения с садом, не хочет продавать его , так как выросла в нем и любила любоваться его красотой и тешить себя воспоминаниями о былой беспечной жизни. Но потребность в деньгах и многочисленные долги вынуждают ее продать участок. Покупателем земли оказывается Евгений Лопахин-предприимчивый коммерсант, для которого главная цель-прибыль. Поэтому он решает построить дачные участки на месте сада и сдавать их.
Вишнёвый сад олицетворяет конец дворянской эпохи. Сословие, которое абсолютно не задумывалось о будущем и жило одним днем, сменит новое – более практичное и деятельное – купцы. Они знают, как они хотят жить и делают все возможное, чтобы их планы осуществились.
Закат целой эпохи дворянства и его образа жизни символизирует вырубка вишнёвого сада. Антон Павлович понимал, что Российской империи нужны перемены и они не за горами. Так как данная пьеса была написана незадолго до 1917 (в 1903 году). Автор как будто бы предчувствовал это.
Таким образом, вишнёвый сад – центральный объект произведения, символизирующий образ дворянства, развитие которого зашло в тупик, и, которое необходимо “искоренить”, и на его месте возвести новое, молодое и полное сил что-то менять, поколение.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия пьесы Вишневый сад
Популярные сегодня темы
В 1959 году А.И.Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Несмотря на год создания, впервые его опубликовали в 1963 году под данным названием, так как “Не стоит село без праведника” было отвергнуто.
Первая любовь – это то искреннее, наивное и чистое чувство, которое испытывал каждый. И даже не важно, ответил ли объект обожания взаимностью либо оно осталось неразделенным, принося горечь страданий
В сказке повествуется о детстве и ранней юности лебедя, вылупившегося из лебединого яйца, которое, по стечению неизвестных обстоятельств, оказалось не в лебедином, а в утином гнезде. Этот юный лебеденок
Город Ижевск – это моя малая родина, мой любимый город с удивительно красивыми улицами и площадями, просторными проспектами и скверами, чистыми и благоустроенными дворами и парками
В 1942 году была напечатана повесть Камю Посторонний. Главным персонажем повести является маловажный работник Мерси. Он не хочет быть похожим на других людей, осознает абсурдность жизни
Значение пьесы «Вишнёвый сад»
9. Значение пьесы «Вишнёвый сад»
«Вишневый сад» заслуженно считается самым глубоким, самым благоуханным из всех драматических произведений Чехова. Здесь ярче, нежели в какой-либо другой пьесе, раскрылись идейные и художественные возможности его обаятельного таланта.
В этой пьесе Чехов дал в основном верную картину предреволюционной действительности. Он показал, что поместное хозяйство, связанное с крепостническими условиями труда, а также и его владельцы являются пережитками прошлого, что власть дворянства несправедлива, что она препятствует дальнейшему развитию жизни.
Чехов противопоставил дворянству буржуазию, как класс жизнедеятельный, но при этом подчеркнул ее грубо эксплуататорскую сущность. Писатель наметил и перспективу будущего, в котором должна отсутствовать и крепостническая, и буржуазная эксплуатация.
Пьеса Чехова, выпукло очертившая контуры прошлого и настоящего России и выразившая мечты о ее будущем, помогала тогдашним зрителям и читателям осознавать окружающую их действительность. Её высокий идейный, патриотический, моральный пафос содействовал и прогрессивному воспитанию читателей и зрителей.
Пьеса «Вишнёвый сад» принадлежит к тем классическим произведениям дооктябрьской литературы, объективное значение которых было много шире писательского замысла. Многие зрители и читатели воспринимали эту комедию, как призыв к революции, к революционному ниспровержению тогдашнего социально-политического режима.
Известный интерес в этом смысле представляют письма к Чехову Виктора Бориковского, студента 3 курса естественного отделения Казанского университета.
«С неделю тому назад, — писал В. Н. Бориковский 19 марта 1904 года, — я услышал в первый раз поставленную здесь на сцене Вашу последнюю пьесу «Вишневый сад». Раньше я не имел возможности достать её и прочесть, точно так же как и предшествующий по времени Ваш рассказ «Невеста». Знаете, как только я увидел этого «вечного» студента, услышал его первые речи, его страстный, смелый, бодрый и уверенный призыв к жизни, к этой живой, новой жизни, не к мёртвой, все разлагающей и уничтожающей, призыв к деятельной, энергичной и кипучей работе, к отважной, неустрашимой борьбе, — и дальше до самого конца пьесы,— я не могу передать Вам этого на словах, но я испытал такое наслаждение, такое счастие, такое неизъяснимое, неисчерпаемое блаженство! В антрактах после каждого акта я замечал на лицах всех присутствовавших на спектакле такие сияющие, радостные и весёлые улыбки, такое оживленное, счастливое выражение! Театр был полным полон, подъем духа был громадный, чрезвычайный! Не знаю, как мне и благодарить Вас, как выразить свою сердечную и глубочайшую признательность за то счастье, которое Вы дали мне, ему, им, всему человечеству!» (Рукописный отдел Библиотеки имени В. И. Ленина. Чехов, п. 36, 19/1 — 2).
В этом письме В. Н. Бориковский сообщал Чехову, что он хочет написать о пьесе статью. Но в следующем письме, написанном 20 марта, он уже отказывается от своего намерения, считая, что его статью никто не напечатает, а главное, она может оказаться губительной для автора пьесы.
«В предыдущий раз я, — пишет В. Н. Бориковский,— написал Вам, что хочу напечатать статью о Вашем «Вишневом саде». Немного же подумавши, я пришел к заключению, что это будет совершенно бесполезно, да и неосуществимо, потому что никто, ни один орган не решится поместить мою статью на свои страницы.
. Я понял все, все от первого слова до последнего. Какого же дурака сваляла наша цензура, допустивши к представлению и напечатанию такую вещь! Вся соль в Лопахине и студенте Трофимове. Вы ставите вопрос что называется ребром, прямо, решительно и категорически предлагаете ультиматум в лице этого Лопахина, поднявшегося и сознавшего себя и все окружающие условия жизни, прозревшего и понявшего свою роль во всей этой обстановке. Вопрос этот — тот самый, который ясно сознавал Александр II, когда он в своей речи в Москве накануне освобождения крестьян сказал между прочим: «Лучше освобождение сверху, чем революция снизу». Вы задаете именно этот вопрос: «Сверху или снизу?». И решаете его в смысле снизу. «Вечный» студент — это собирательное лицо, это все студенчество. Лопахин и студент — это друзья, они идут рука об руку к той яркой звезде, которая горит там. вдали. И еще я мог бы много сказать об этих двух личностях, но все равно, не стоит, Вы сами отлично знаете, кто они, что они, а я, — я тоже знаю. Ну, с меня достаточно и этого. Все лица пьесы суть аллегорические образы, одни вещественные, другие отвлеченные. Аня, например, — это олицетворение свободы, истины, добра, счастья и благоденствия родины, совесть, нравственная поддержка и оплот, благо России, та самая яркая звезда, к которой неудержимо идет человечество. Я понял, кто Раневская, я понял всё, всё. И очень, очень благодарен Вам, дорогой Антон Павлович. Вашу пьесу можно назвать страшной, кровавой драмой, которая не дай бог, если разразится. Как жутко, страшно становится, когда раздаются за сценой глухие удары топора!! Это ужасно, ужасно! Волосы становятся дыбом, мороз по коже. Как жалко, что я не видел Вас никогда и никогда не сказал с Вами ни одного слова! Прощайте и простите, дорогой, любимый Антон Павлович!
Вишневый сад — это вся Россия» (Рукописный отдел Библиотеки имени В. И. Ленина. Чехов, п. 36, 19/1 — 2).
В. Бориковский не напрасно упомянул о цензуре. Эта пьеса сильно смущала цензуру. Разрешая ее к постановке и к печати, цензура исключила из речей Трофимова следующие места: «. у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати — по сорока в одной комнате».
«Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так, что ваша мать, вы, дядя уж не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней» (А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем, т. 11, Гослитиздат, стр. 336 — 337, 339).
16 января 1906 года пьеса «Вишневый сад» была запрещена для представления в народных театрах как пьеса, изображающая «в ярких красках вырождение дворянства» («А. П. Чехов». Сборник документов и материалов, Гослитиздат, М., 1947, стр. 267).
Пьеса «Вишнёвый сад», сыгравшая огромную познавательную и воспитательную роль в пору своего появления, не утеряла социально-эстетического значения и в последующее время. Исключительную популярность она приобрела в послеоктябрьскую эпоху. Советские читатели и зрители любят и ценят ее как замечательный художественный документ предреволюционной поры. Им дороги ее идеи свободы, гуманности, патриотизма. Они восхищаются её эстетическими достоинствами. «Вишнёвый сад» — это высокоидейная пьеса, заключающая образы широкого обобщения и яркой индивидуальности. Она отличается глубокой оригинальностью и органическим единством содержания и формы.
Пьеса сохраняет и долго будет сохранять огромное познавательное, воспитательное и эстетическое значение.
«Для нас, драматургов, Чехов всегда был не только близким другом, но и учителем. Многому нас учит Чехов, чего мы ещё никак не можем достигнуть.
Чехов оставил нам эстафету борьбы за светлое будущее» («Советская культура» от 15 июля 1954 г.), — справедливо писал советский драматург Б. С. Ромашов.
Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
Вишневый сад – прекрасное творение природы и рук человеческих. О цветущем вишневом саде сказано в описании обстановки первого действия. О его красоте говорят уже в начале пьесы. Тут же Гаев сообщает, что сад их упоминается в «Энциклопедическом словаре». «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, – говорит Любовь Андреевна, – даже замечательное, так это наш вишневый сад». Распахнув окна в сад, Любовь Андреевна восклицает: «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо…»
Однако сад в пьесе – это и символ, причем весьма многозначный. Для Любови Андреевны он неразрывно связан с воспоминанием о ее детстве, о безвременно утраченной чистоте и молодости, о времени, когда она была так беззаботна и счастлива. Была такой, какова сегодня ее дочь Аня. Недаром же Гаев говорит Ане сразу при встрече: «Как ты похожа на свою мать! Ты, Люба, в ее годы была точно такая».
Вот об этом прекрасном прошлом и вспоминает Раневская, глядя через распахнутое окно детской комнаты на цветущий сад: «О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела оттуда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О, сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…»
Но вишневый сад не только символ чистоты и молодости. Это и хозяйственная основа имения в его прошлом, неразрывно связанная с крепостным рабством. «Подумайте, Аня, – говорит Петя, – ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой ветки в саду, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите их голосов…» Каких голосов? Для читателей и зрителей Чехова не было сомнения, что речь здесь шла о голосах замученных, засеченных в этом саду крепостных рабах.
Так, с образом вишневого сада оказываются связаны размышления о социальном укладе русской жизни. Прежде всего, о ее прошлом укладе. Но тут же – и о настоящем. Имение в долгах, как его сохранить, как спасти прекрасный сад? И выясняется, что сделать это невозможно. Сад потерял свое коммерческое значение и поэтому обречен. «Замечательного в этом саду, – говорит Лопахин, – только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает».
Получается, что спасение только в том, чтобы вырубить сад и отдать землю в аренду под дачные участки. И это при том, что эстетическая его ценность очевидна. Сад должен погибнуть. Лопахин, добившись успеха, возвращается с торгов и с гордостью восклицает, что «купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете». В конце своего победного монолога Лопахин заявляет: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!». Так оно и случится. Четвертое действие пройдет под аккомпанемент рубки вишневого сада, что несет в себе смысловую и философскую нагрузку. И в этом проявляется все чеховская грусть о пропадающей напрасно красоте.
В глубоком лирическом подтексте проявляется свет, которым Чехов озаряет будущее. Сад в пьесе – это и вера в завтрашний день, который, по мнению драматурга, должен быть прекраснее сегодняшнего. Но в образа вишневого сада видится и нечто страшное. Это вариация постоянной темы Чехова – красоты, противоречащей самой себе, красоты, внутри которой есть ложь, скрытое безобразие: «Красота должна слиться с правдой, только когда она будет истинной красотой» (Э.С. Афанасьев). Тот волшебный сад, о котором говорит Аня, – это и есть образ красоты, которая сольется с правдой. Поэтому сад будущего будет прекраснее всех садов прошлого. Таков образ завтрашнего дня родины.
В символическом смысле вишневый сад в пьесе Чехова – это и соприкосновение эпох: прошлого, настоящего и будущего, которое проявляется в отношении к саду, к жизни. В пьесе пафос действия сменяется пафосом раздумья. Отсюда философский подтекст, или «подводное течение». В«Вишневом саде» характер раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Это говорит о том, что образ вишневого сада выступает в пьесе той призмой, через которую читатель и зритель может видеть сущность персонажей, их моральные принципы, их психологию.
Говоря о «Вишневом саде», А.М. Горький замечал, что здесь реализм возвышается до одухотворенного символа, что эта пьеса была бы неуместна на театральной сцене дочеховского времени.
Символы в произведении Чехова наполнены философским звучанием. Произведения этого драматурга нужно было ставить, играть, да и смотреть совсем не так, как ставились и воспринимались комедии Шекспира, Мольера или Фонвизина.
Вишневый сад в пьесе – меньше всего декорация, на фоне которой философствуют, мечтают, ссорятся персонажи. Сад – олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день ответвляется от минувшего так, как молодые побеги идут от старых стволов и корней.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/smysl-nazvaniya-pesy-vishnevyj-sad
https://www.biografia.ru/arhiv/material35.html
https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/vishnevyj-sad/9589-smysl-nazvaniya-pesy-a-p-chekhova-vishnevyj-sad