Символика чисел в произведениях русской литературы. Символизм в литературе
Символика чисел в произведениях русской литературы. Символизм в литературе
Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).
Символ тесно связан по происхождению и принципам образного претворения действительности с другими видами иносказаний. Но, в отличие, например, от образного параллелизма или сравнения (эти иносказательные образы, как правило, состоят из двух частей, то есть двучленны), образ-символ является одночленным. В символе, опять-таки в отличие от образного параллелизма и сравнения, тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.
В отличие от метафоры, образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова-метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.
Символический образ может возникнуть как результат использования самых разнообразных образных средств: метафор, образных параллелизмов, сравнений. В некоторых случаях образ-символ создается без использования каких-либо других видов иносказаний.
В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолинейного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные ассоциации с широким кругом явлений.
Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.
Во многих произведениях Лермонтова символами часто становятся явления природы. Символизация — излюбленный прием поэта-романтика, размышляющего о судьбе человека в широком контексте мировой, вселенской жизни. Одинокие сосна и пальма («На севере диком стоит одиноко. »), одинокий старый утес («Утес»), дубовый листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой. ») — символы одиноких людей, страдающих от своего одиночества или отчуждения. «Тучка золотая» — символ недолговечного счастья, которое заставляет человека страдать.
Емким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв», созданного им в душе. Природа — цель и смысл его бегства из монастыря, «родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.
Символизация, создание символов на основе самых разнообразных ассоциаций — яркая черта романтической литературы. Однако и писатели-реалисты используют символы, создавая многозначные образы-обобщения, связанные с различными сторонами жизни людей.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в ключевые моменты духовных исканий героев автор создает образы-символы, проясняющие отношение героев к жизни, помогающие понять их самопознание или прозрение. Например, раненный в битве под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «бездонное синее небо». Символ неба здесь — одновременно символ психологический, проясняющий состояние души героя, и символ философский, выражающий отношение писателя к жизни, понимание ее бездонной глубины и множественности целей, которые могут возникнуть у человека и человечества.
Образ-символ вишневого сада — основа пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Этот символ раскрывает представления персонажей и автора о жизни, о судьбе, о времени, становится образным «эхом» духовного мира героев. Кроме того, вишневый сад — философский символ, который подчеркивает связь времен, взаимопроникновение различных пластов жизни, судеб бывших и новых хозяев сада, молодого поколения, устремленного в будущее.
Можно выделить два основных типа символов.
К первому типу можно отнести символы, имеющие опору в культурной традиции. Они — часть культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении.
Такими «культурно-историческими» символами являются образы-символы «моря», «корабля», «паруса», «дороги», «пути», «сада», «неба», «метели», «огня», «венца», «щита» и «меча», «розы», «креста», «соловья» и многие другие. Символами могут стать ранее созданные культурой образы, герои, сюжеты. Например, библейский образ пророка, образ сеятеля и притча о сеятеле из Евангелия, средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и ее рыцаря, образ Одиссея и его скитания («одиссея»), образ Ариона — мифического певца, спасенного дельфином, и т. д. Это как бы готовые символические конструкции, которые писатели могли дополнять, переосмысливать, создавая на их основе новые вариации символических образов. В русской литературе особенно часто источником новых символов служила античная мифология, а также библейские образы и сюжеты.
Ко второму типу можно отнести символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведений. Таковы символы вишневого сада в пьесе А.П.Чехова, барса в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», дуба «уединенного», «патриарха лесов», в стихотворениях А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » и «Когда за городом, задумчив, я брожу. », бешено мчащейся «Руси-тройки» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Особенно часто индивидуальные символы создавались русскими писателями-символистами, считавшими их не просто одним из видов иносказательных образов, а важнейшей категорией художественного мировоззрения. Например, в поэзии А.А.Блока, который широко использовал традиционные символы («роза», «крест», «щит», София, Царица, Прекрасная Дама и т. п.), основное место занимают именно индивидуальные символы, созданные поэтом.
Прекрасную Даму ранних стихотворений Блока сменяют Незнакомка и Снежная Дева, образ-символ «отрока, зажигающего свечи» сменяется образом-символом человека, «пригвожденного к трактирной стойке», спасающегося в винном угаре от ужасов и соблазнов «страшного мира». «Страшный мир» — один из самых емких и значительных символов в поздней лирике Блока. Этот образ возникает как итог символического осмысления поэтом всего, что он видит в окружающем мире и в себе самом. В лирике Блока от стихотворения к стихотворению, от цикла к циклу развертываются образы-символы пути, дали, движения, «кольца существованья»: они выражают представления поэта о вечном и преходящем в жизни людей, о его судьбе и судьбах мира, создают «миф» о человеке и времени.
Представления о символе у русских писателей-символистов конца XIX — начала XX в. не совпадают с традиционными. Для них символ был не только художественным образом, способным выразить обобщенные представления о мире и человеке. Символ для них — важнейший «инструмент» в их особом способе постижения реальности. Это средство познания-проникновения в мир мистических «сущностей» через мир простых и ясных, чувственно воспринимаемых «вещей». Символ рассматривался писателями-символистами в одном ряду с такими эстетическими категориями, как «прекрасное», «безобразное», «трагическое», «комическое». Но и широкое эстетическое восприятие символа казалось недостаточным. Многие символисты считали символ категорией «сверхэстетической», категорией мировоззрения, элементом мифологического восприятия мира.
Методическая разработка “Роль символов в произведениях русских писателей и поэтов”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Роль авторских символов в произведениях русских писателей и поэтов.
Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствуют глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов. Символ – скрытое сравнение, при котором сравниваемый предмет не называется, а подразумевается; зависит от восприятия читателя. Каждый человек в зависимости от своего интеллектуального потенциала различит в символе определённое количество значений.
Центральные символы – образы любой культуры – солнце, дерево, дорога.
В прозе М. А. Булгакова можно выявить авторские образы-символы. По высокой степени художественной обобщенности и способу ее создания авторские образы-символы тождественны образам вечным, но в отличие от них, не имеют давних традиций.
Свет в символическом значении, присущем образам солнца, луны, звезд, электрического света, огня, лампы развивается на протяжении всего творчества М.А. Булгакова-прозаика. Образы света приобретают в контексте произведений писателя своеобразное авторское значение. Булгаков настойчиво соотносит образ солнца с событиями начала века в России.
В рассказах «Китайская история», «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона» образ солнца имеет смысл, характеризующий влияние исторических событий на жизнь человека как драматическое.
В повести «Роковые яйца» образ солнца определяется библейским и языческим ассоциативными планами и отражает неоднозначный характер размышлений писателя о революционных событиях, метафорически переосмысленных в сюжете произведения.
В романе «Белая гвардия» символика солнца создает контраст между представлениями о ценности ушедших в историю времен и антиценностным характером современных автору событий, а также выражает авторскую надежду на неокончательность происходящего.
В романе «Мастер и Маргарита» образ солнца объединяет мысли о пагубности попрания нравственных основ для человека и мира. Солнце –привычный смысл жизни, радости, подлинного света – сопровождает Иешуа на крестном пути как излучение жаркой и опаляющей реальности. В романе Мастера оно преобладает, отмечено 11 раз (и ещё 7 раз упомянуто).
В процессе развития в прозе Булгакова образ солнца приобретает символическое значение катастрофичности событий, происходящих в результате притупления нравственного начала в человеческом обществе.
Образ луны в прозе М. Булгакова связан со сферой внутренней, духовной жизни человека.
В повести «Роковые яйца» содержание образа выражает авторскую мысль о важности творчески-позитивного начала в процессе самореализации человека.
В пьесе «Бег» образ луны получает дальнейшее развитие, приобретая значение вины, страдания и раскаяния. Смысл образа связан с авторским осознанием того, что современная ему эпоха, эпоха борьбы и ненависти, не дает человеку возможности развивать в себе позитивные начала и ведет к дисгармонизации жизни.
В романе «Мастер и Маргарита» образ луны как символ, имеющий ярко выраженное традиционное сказочное начало и являющийся результатом размышлений писателя о человеке и бытии, получает наиболее полное выражение. Луна – это фантастический мир теней, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей; кроме того, это холодящий свет успокоения и сна. Семантика луны многообразна. Она включает в себя значение важности духовного начала в человеке, проявляющегося в способности творить, воспринимать новое, испытывать вину, страдать, мучиться, любить и прощать, спасая, таким образом, себя и окружающий мир от власти разрушительного равнодушия, безразличия и косности. Символическое содержание образа основано на авторском убеждении, что одно из важнейших условий и путей достижения гармоничного бытия человеком — обращение к его позитивно-духовным основам.
Содержание образа звезд в прозе М.А. Булгакова близко семантике образа луны. Сохраняя богатейший традиционный смысловой потенциал, образ в контексте произведений писателя приобретает принципиально новое содержание и отражает авторское стремление определить место и степень значимости человеческой жизни в рамках конкретного исторического времени и в масштабах вневременных. Кроме того, символика звезд, прямо соотносимая в произведениях писателя с революционными событиями, отражает стремление Булгакова отыскать в них нравственное начало, способное объяснить и оправдать происходящее.
В романе «Белая гвардия» образ-символ звезд сохраняет указанные значения, углубляя и развивая их. Содержание образа выражает авторские размышления о человеке и времени, итогом которых является мысль о вневременной значимости человеческой жизни и ее ценностей.
Образ электрического света в прозе Булгакова выражает восприятие новой эпохи писателем.
В рассказах «В ночь на 3-е число» (Из романа «Алый мах»), «Красная корона», «Я убил», «Налет» электрический свет (фонарь) является символом революции и гражданской войны. В ранней прозе возникает связь электрического света и мотива смерти, становящаяся в последующих произведениях постоянной и определяющей в семантике образа.
В повести «Роковые яйца» электрический свет, сопровождающий течение событий, приобретает символическое значение смертельной опасности внедрения в жизнь непроверенных теорий.
В романе «Белая гвардия» содержание образа включает, помимо названных значений, значение болезни и предательства.
В пьесе «Бег» образ фонаря становится символом бесконечных жертв братоубийственной войны. Образ электрического фонаря в творчестве писателя приобретает характер глубокого и емкого символа революции и гражданской войны. Они основаны на идее классовой борьбы и расцениваются автором как ложной, по своей сути, идеей, влекущей к напрасным насилию и убийствам.
В романе «Мастер и Маргарита» символика электрического света отражает авторский взгляд на проблему соотношения истинного и ложного в жизни человека, а также выражает булгаковскую оценку новой эпохи как времени утраты важных духовно-нравственных ориентиров. Содержание образа неоднозначно и подвижно. Обращаясь к характеристике интенсивности света, его ограниченности рамками замкнутого пространства, прибегая к «несветовому» варианту образа света – мотиву угасания – автор размышляет об историческом конфликте прошлого и настоящего, о революции и эволюции, о путях и способах противостояния разрушительному характеру наступающей эпохи.
Размышления о том, что делает жизнь человека прочной основой бытия и бессмертия, реализуются в содержании образа света, наполняющего человеческое жилье. Образ лампы и образ огня в прозе М. Булгакова имеют символическое значение первостепенной значимости Дома – точки пересечения бытового и бытийного. Содержание образа огня опирается на мифологическую основу, включающую в себя позитивное, созидательное и негативное, разрушительное значения. Писатель реализует оба смысловых варианта. Каждый из них является трансформацией мысли о важности и спасительности Дома, как воплощения нормы жизни.
В романах «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» семантический спектр образа включает в себя значения помощи и спасения, связанных с темой памяти. Эта тема также является важной смысловой составной образа лампы. Образ в контексте произведений писателя «Записки юного врача», «Необыкновенные приключения доктора», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» приобретает позитивное значение ценности человеческой жизни, хранящей память о былом и обладающей творческим началом.
Итак, образы-символы света в прозе М. А. Булгакова являются способом выражения авторского взгляда на бытийные проблемы в аспекте взаимосвязи и взаимозависимости человека и времени. Символика света в художественном мире писателя образует своеобразную систему, в основу которой положена мысль о человеке как основе существования истории и вечности. Личность, имеющая богатый духовный, творческий потенциал, неизменные нравственные позиции и ориентиры, ощущающая связь с предшествующими поколениями, является залогом возможности противостояния самым страшным историческим катаклизмам, противостояния трудного, но необходимого для каждого конкретного человека.
Дорога – образ-символ, который имеет особое значение для русского человека. Жизненный путь – своеобразная дорога, которую должен пройти каждый. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.
Тема дороги является композиционным стержнем повествования в бессмертной поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
1) «Направо, – сказал мужик. – Это и будет тебе дорога в Маниловку» (гл.2).
Здесь дорога – путь сообщения: по столбовым просёлочным дорогам едет в своей бричке Чичиков.
2) «Правда, с такой дороги и очень нужно отдохнуть» (гл.3).
Помещица Коробочка имеет в виду испытания, выпавшие на долю Чичикова во время грозы. Здесь слово дорога приобретает метафорический (привычный в разговорной речи) смысл.
3) «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их в дороге, не подымете потом» (гл.6).
Дорога – процесс возрастного развития человека (так Гоголь обращается к молодёжи).
4) «Какие искревленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избрало человечество, стремясь достигнуть вечной истины…» (гл.7)
Слово дорога употреблено в широком общественно-философском смысле – путь развития человечества.
5) «В дорогу! В дорогу! Прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица!» (гл.7)
Так художник заканчивает свой поэтический манифест, приглашая читателя последовать за ним по его творческой дороге, вдаль его поэтического труда. Это дорога писателя-сатирика.
6) «…Другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…» (гл.7)
Это та жизненная дорога, на которой писатель-реалист встречает героев своих произведений.
7) «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога…»
В высоком символическом значении исторического пути родины употребляется здесь слово дорога.
8) «… Летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Выражение « дают ей дорогу» подразумевает неудержимое движение вперёд, величие исторического пути России.
Таким образом, дорога – это и жизненный путь Чичикова, и дорога, по которой этот герой едет в бричке, и дорога истории, по которой несётся Русь-тройка. Это и пути развития человечества, и путь развития России – жгучий вопрос современности, которому Н.В. Гоголь хочет дать своё решение.
Исключительно важная роль в русской поэзии принадлежит образам деревьев. Особое пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. В поэзии первой половины 19 века мы находим краткие и не особенно выразительные упоминания о берёзе: «семья младых берёз» – у В.А. Жуковского, «под сению берёз ветвистых» – у Е.Баратынского, «чета белеющих берёз» – у М.Ю.Лермонтова. Правда, Лермонтов закрепляет за берёзой общий смысл –одного из символов всей России. Именно в таком качестве – как «русское дерево» – и начинает изображаться берёза в русской поэзии, а достигает своей кульминации в творчестве С.А. Есенина.
Какие же наиболее устойчивые мотивы связаны с образом берёзы в лирике Есенина?
Их несколько: «берёза – русское дерево», «берёза – плач», « берёза – женщина», «берёза – символ стойкости», «берёза – символ России».
Берёза становится «героиней» многих поэтических произведений поэта. Есенинская берёза «похожа на майское деревце русских народных обрядов: ветки заплетены в косы, ствол обряжен в холщовый сарафан или в белую юбку». Сама берёзовая крона и ствол делают её похожей на молодую женщину. Но это не ритуальное, а метафорическое перевоплощение. (Стихотворения «Мой путь», «Ты запой мне ту песню, что прежде…»)
А в стихотворении «Берёза» С.А. Есенин, рисуя свою берёзу, передаёт поэзию и нежность русской зимы. Берёза у него белая. Определение «белая» вызывает в памяти множество образов: белый свадебный наряд невесты, белокаменная церковь, белый свет, белая Русь. Белый цвет в старину отождествлялся с божественным: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Благодаря олицетворению «принакрылась» создаётся одушевлённый образ берёзы, которая предстаёт живой, во многом похожей на женщину. Берёза у Есенина светоносная. Её образ вызывает ощущение радости, сияющего снега, чистоты. Она праздничная, нарядная, выделяется своей красотой, словно спорит с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. Берёза как бы противостоит застывшему во сне зимнему снежному царству, холоду и морозу. Есенину удалось не только запечатлеть прекрасный миг бытия, но и воссоздать картину мироустройства. В центре мира, в котором живёт человек, находится дерево. И в этом стихотворении открывается для нас тайна познания этого мира, которая начинается с поэтического открытия.
Символизм в литературе
Символизм (от французского слова «symbolisme) представляет собой одно из крупнейших направлений в художественном искусстве (литературе, живописи, музыке), возникло оно во Франции в 70-80-х годах XIX века, и достигло пика своего расцвета на территории Франции, Бельгии и России в начале ХХ века. Под влиянием данного направления многие виды искусства радикально поменяли свою форму и содержание, изменив и само отношение к ним. Последователи течения символистов в первую очередь превозносили главенство использования символов в искусстве, для их творчества было характерно напускание мистического тумана, шлейфа загадочности и тайны, произведения полны намеков и недосказанности. Цель искусства в понятии адептов символизма это постижение окружающего мира на интуитивном, духовном уровне восприятия посредством символов, который и является единственно правильным отображением его истинной сущности.
Впервые термин «символизм» появился в мировой литературе и искусстве в одноименном манифесте французского поэта Жана Мореаса «Le Symbolisme» (газета «Фигаро», 1886 год), в котором провозглашались его основные принципы и идеи. Принципы идей символизма ярко и в полной мере отображены в творчестве таких известных французских поэтов как Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме и Лотреамон.
Поэтическое искусство начала ХХ века, находящееся в состоянии упадка и утратившее свою энергию, былую силу и яркое творческое начало в связи с поражением идей революционного народничества, срочно нуждалось в возрождении. Символизм как литературное направление был сформирован как протест против оскудения поэтической силы слова, создан для того, чтобы возвратить поэзии силу и энергию, влить в неё новые, свежие слова и звучание.
Начало русского символизма, которое одновременно считается и началом Серебряного века русской поэзии, ассоциируется с появлением статьи поэта, писателя и литературного критика Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» (1892 год). И хотя символизм зародился в Европе, именно в России он достиг своего наивысшего расцвета и русские-поэты символисты привнесли в него свое оригинальное звучание и нечто абсолютно новое, отсутствовавшее у его основателей.
Русские символисты не отличались единством взглядов, у них не было общей концепций художественного понимания окружающей их действительности, они были разрознены и разобщены. Единственное, что их объединяло это нежелание использовать в своих произведениях простые, обычные слова, их преклонение перед символами, использование метафор и аллегорий.
Литературными исследователями выделяется два этапа в формировании русского символизма, имеющие различия во времени и в мировоззренческих концепциях поэтов-символистов.
К старшим символистам, начавшим свою литературную деятельность в 90-х годах XIX века, относят творчество Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба, Зинаиды Гиппиус, для них поэт был творцом исключительно художественных и духовных личных ценностей.
Основоположник питерского движения символистов – Дмитрий Мережковский, его произведения, написанные в духе символизма: сборник «Новые стихотворения» (1896 год), «Собрание стихов» (1909). Его творчество отличается от других поэтов-символистов тем, что он выражает в нем не свои личные переживания и чувства как это делали Андрей Белый или Александр Блок, а общие настроения, чувства надежды, печали или радости всего общества.
Самый радикальный и яркий представитель ранних символистов – это питерский поэт Александр Добролюбов, который отличался не сколько своим поэтическим творчеством (сборник новаторской поэзии «Natura naturans. Natura naturata» – «природа порождающая. Природа порожденная»), а декадентским образом жизни, созданием народной религиозной секты «добролюбцев».
Создатель своего собственного обособленного поэтического мира, стоящий особняком от всего модернистского направления в литературе – поэт Федор Сологуб. Его творчество отличается настолько яркой неординарностью и неоднозначностью, что до сих пор не существует единственно верных трактовок и объяснений созданных им символов и образов. Произведения Сологуба пропитаны духом мистики, таинственности и одиночества, они одновременно шокируют и привлекают пристальное внимание, не отпуская его до последней строчки: поэма «Одиночество», прозаическая эпопея «Ночные росы», роман «Мелкий бес», стихотворения «Чертовы качели», «Одноглазое лихо».
Наиболее впечатляющими и яркими, полными музыкального звучания и удивительной мелодичности были стихи поэта Константина Бальмонта, символиста ранней школы. В поисках соответствия между смысловым звучанием, цветовой и звуковой передачей образа, он создавал уникальные смысло-звуковые тексты-музыку. В них он использовал такое фонетическое средство усиления художественной выразительности как звукопись, применял вместо глаголов яркие прилагательные, создавая свои оригинальные поэтические шедевры, которые, по мнению его недоброжелателей, были практически лишены смысла: поэтические сборники «Это Я», «Шедевры», «Романсы без слов», книги «Третья стража», «Городу и миру», «Венок», «Все напевы».
Младшие символисты, деятельность которых приходится на начало ХХ века, это Вячеслав Иванов, Александр Блок, Андрей Белый, Сергей Соловьев, Иннокентий Анненский, Юргис Балтрушайтис. Эта вторая волна данного литературного течения еще называлась младосимволизм. Новый этап в развитии истории символизма совпадает с подъемом революционного движения в России, декадентский пессимизм и неверие в будущее сменяется предчувствием грядущих неизбежных перемен.
Молодые последователи поэта Владимира Соловьева, видевшего мир на краю гибели и говорящего о том, что спасет его божественная красота, в которой соединятся небесное жизненное начало с земным, задумывались о предназначении поэзии в окружающем мире, месте поэта в развивающихся исторических событиях, связи интеллигенции и народа. В произведениях Александра Блока (поэма «Двенадцать») и Андрея Белого чувствуется предчувствие грядущих, бурных перемен, близкой катастрофы, которая потрясет основы существующего общества и приведет к кризису гуманистических идей.
Именно с символизмом связано творчество, основные темы и образы поэтической лирики (Мировая Душа, Прекрасная Дама, Вечная женственность) выдающегося русского поэта Серебряного века Александра Блока. Влияние этого литературного направления и личные переживания поэта (чувства к его жене Любе Менделеевой) делают его творчество мистически-загадочным, обособленным и отрешенным от мира. Его стихи пропитанные духом тайны и загадки, отличаются многозначностью, которая достигается путем применения размытых и неясных образов, нечеткости и неопределенности, отвергается использование ярких красок и цветов, только оттенки и полунамеки.
Конец первого десятилетия ХХ века ознаменован упадком движения символистов, уже не появляются новые имена, хотя еще символистами создаются отдельные произведения. На становление и развитие поэтического искусства начала ХХ века символизм как литературное направление оказал огромное влияние, своими шедеврами поэтической литературы он не только значительно обогатил мировое искусство, а еще и поспособствовал расширению рамок сознания всего человечества.
Источники:
https://www.symbolizm.ru/index.php/literature/754-2012-03-15-07-31-
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-rol-simvolov-v-proizvedeniyah-russkih-pisateley-i-poetov-3578810.html
https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html