Сколько лет прожил савелий. Сочинение: Савелий богатырь святорусский
Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Множество судеб проходит перед глазами странников поэмы Н.А.Некрасова, отправившихся искать счастливых. Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многогранны и разносторонни. Богатырь Савелий святорусский предстает реально. Его легко описать, но сложно понять.
Внешность героя
Читатель знакомится с персонажем, когда ему уже много лет. Всего Савелий прожил 107 лет. Сложно представить, каким он был в молодости, но богатырское телосложение не спрятала старость. Внешность старика схожа с царем северных лесов – медведем:
- большая сивая грива (копна волос), которую не трогали ножницы больше 20 лет;
согнутая в дугу спина.
Сам себя Савелий сравнивал с деревенским колодцем
Особенность характера
О Савелии странники узнают из рассказа Матрены Корчагиной. Савелий – дед ее мужа. В образе богатыря соединились несколько типов простого русского человека. Основная черта – героизм. Святорусский богатырь обладает огромной силой, он защищает страну, народ. Но Савелий – не воин:
Судьба богатыря
Савелий прожил длинную жизнь, понятно, что в ней было множество событий. Он не все поведал Матрене, но того, что рассказал, хватило, чтобы его принял читатель, и полюбила сильная женщина. Дед жил в селе Карежине, куда не могли добраться помещики и управители. Посылали крестьяне редкие оброки и барщины. Но перехитрил крестьян немец. Превратил он жизнь свободолюбивых крестьян в каторгу. Недолго терпели мужик. Закопали они Фогеля живым. Подтолкнул к яме управляющего Савелий, произнес одно слово:
Крестьянин на каторге сумел накопить денег. Как в таких невыносимых условиях может человек думать о будущем? Это автору неизвестно. Вернулся он к родным, но они относились к нему хорошо, пока были деньги. Окаменело сердце богатыря от горя. Растопило его только отношение к нему маленького Демушки – сына Матрены. Но и здесь судьба сыграла злую шутку: проспал старик ребенка,
Характер героя поэмы
У Савелия много положительного, именно поэтому автор описывает персонаж устами женщины. Он единственный из семьи мужа принял ее и пожалел. Старик умеет шутить, юмор и сарказм помогают ему не замечать жестокости родственников. Он усмехается как радуга, смеется не только над окружающими, но и над собой. Добрая душа прячется и не каждому открыта.
Какими чертами наделил автор простого русского мужика:
Умение читать. Среди крестьян это было редкостью. Савелий обучился грамоте в остроге. Он читает святцы, молится за крестьян, просит у Бога помощи всему русскому народу.
Сильный мужской характер. Многие находящиеся рядом с Савелием не выдерживали тягот. Они сдавались. Савелий стоял до конца, не отступал, «перетерпливал». Он пытается сравнивать плети: одни «драли» больно, другие плохо. Мог Савелий стоять под розгами и не морщиться. Кожа крестьянина задубела, хватило ее на сто лет.
Свободолюбие. Дед не хочет быть рабом:
Гордость. Старик не терпит по отношению к себе унижений и оскорблений. Он восхищается прошлыми поколениями.
Храбрость. Савелий ходил на медведя с ножом и рогатиной. Когда однажды он наступил в лесу на спящую медведицу, то не убежал, а начал с ней драться. Богатырь поднимает могучего зверя на рогатине. Хрустнуло в спине мужика, но до старости не сгибался он от боли.
Простой русский мужик выделяется среди других героев. Он умеет отличить истинную доброту ото лжи и обмана. Его характер крепок. Не спорит дед по пустякам, не связывается с глупыми людьми, не пытается перевоспитывать родню. Каторга для него обретает более широкий смысл – это вся его жизнь.
Савелий верит, что все русские мужики – богатыри, они терпеливы и мудры. Жалеет старик, что растерял силу под розгами и палками. Расходится удаль богатырская по мелочам, а могла бы изменить всю Русь, вернуть вольность крестьянину, принести счастье.
Образ Савелия, богатыря святорусского
«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.
Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже «черт три года дорогу искал». Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от «корежить», т.е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий «на медведя смахивал». Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу «с ножищем и рогатиной».
Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.
«И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!»
Долгое время крестьяне терпят издевательства немца – он бьет их и заставляет работать без меры. Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь, – так считает Савелий.
Так говорит он Матрене, на что женщина с иронией отвечает: такого богатыря и мыши заесть могут. В этом эпизоде Некрасов намечает важную проблему русского народа: его безответность, неготовность к решительным действиям. Недаром характеристика Савелия совпадает с образом самого неподвижного из былинных богатырей – Святогора, который в конце жизни врос в землю.
«Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!».
Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони». Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.
TESTSOCH.RU
Сочинение на тему: Савелий – богатырь святорусский в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» поэт стремится создать широкую панораму русской жизни после отмены крепостного права. Впрочем, и ужасам крепостничества уделяется немало страниц. Так, например, в части, посвященной Матрене Тимофеевне, автор обращается к образу Савелия, к событиям, произошедшим еще при крепостном праве.
Савелий – дедушка из семьи мужа Матрены Тимофеевны. Он уже чрезвычайно стар, согбен, слаб. Невозможно поверить, что когда-то этот человек обладал недюжинной силой и богатырским сложением. Но это было именно так. Савелий рассказывает Матрене, которую очень любит за добрый, ровный характер, о своей жизни.
Молодость дедушки прошла в селе среди лесов и болот. Крестьяне, что там жили, все были богатыри статью, крепостные, но барину Шалашникову было до них не добраться. Они не отрабатывали барщину, а оброк платили кое-как, изредка. Потом барин стал их все же требовать к себе и немилосердно драл, требуя денег. Немного ему отдавали, терпели страшные побои.
Однако наследник Шалашникова придумал, как сладить с вольнолюбивыми мужиками: прислал к ним хитрого управляющего – немца Фогеля. Он, пользуясь простотой мужиков, давал им несложные задания, где вырубить лес, где настелить мостик и тому подобное. Простодушные крестьяне и не поняли сначала, зачем все это нужно, а когда поняли, было поздно: в лесу появилась дорога, и по ней теперь могла проехать полиция.
Немец был очень жадный, не отставал от крестьянина, пока совсем не разорит, и тоже сильно порол. Однажды приказал он копать колодец, люди работали долго, устали и захотели перекусить. Но немец стал их ругать за нерадивость, утверждая, что они мало сделали. Мужики разгневались, столкнули управляющего в яму и закопали.
За это им пришлось поплатиться: их отправили на каторгу на двадцать лет.
Савелий рассуждает о том, что русский мужик – это настоящий богатырь. Он много работает и любит свою землю. Никакие беды и притеснения не могут его сломить:
Всё терпит богатырь!
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится.
Ужли не богатырь?
В этих словах Некрасов выражает собственное мнение о русском мужике. Ведь и в самом деле на долю его выпало много горя и лишений, но он не сломился и продолжил возделывать свою скудную ниву и выращивать хлеб. Савелий много говорит и думает и о будущем, но оно темно для него. Прошлое русского крестьянства видится ему героическим, но беспримерно тяжелым и трагическим, настоящее – безрадостным, а на будущее он боится возлагать надежды:
Покамест тягу страшную
Поднять-то поднял он,
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги! По лицу его
Не слезы – кровь течет!
Не знаю, не придумаю,
Что будет? Богу ведомо!
Автор вкладывает в уста героя грустные слова о русском крестьянстве – это его собственные мысли. Поэту горько сознавать, что великий народ растрачивает свои богатырские силы на жадных притеснителей и жестоких крепостников, которые только секут и обирают мужиков. Он понимает, что в бесчеловечных условиях люди теряют человеческий облик, слабеют физически и духовно. Поэтому, может быть, Савелий в старости ищет опоры в религии, отправляется на богомолье в монастырь после того, как по его недосмотру гибнет младенец Дёмушка. Он заново осмысливает свою жизнь и жалеет о том, что он не смог принести достаточно пользы, как и другие мужики, закабаленные и бесправные:
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?-
Под розгами, под палками
По мелочам ушла!
Эту же мысль мы встречаем и в других произведениях Некрасова. Поэт печалился о грустной доле русского народа и мечтал о «поре прекрасной» для всех трудящихся людей.
В образе Савелия – богатыря святорусского Н.А.Некрасов словно бы изображает все русское крестьянство, когда-то сильное и вольное, а позже закабаленное, униженное, изуродованное жестоким обращением, да и в современный поэту период по-прежнему забитое и неспособное уже к работе или борьбе за свое счастье.
Источники:
https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1455-harakteristika-saveliya-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/obraz-saveliya-bogatyrya-svyatorusskogo.html
https://testsoch.ru/komu-na-rusi/sochinenie-na-temu-savelij-bogatyir-svyatorusskij-v-poeme-nanekrasova-%C2%ABkomu-na-rusi-zhit-xorosho%C2%BB.html