5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Словарь от А до Я (опера). Термины, определяющие стиль и жанры музыки

Музыкальные термины. Список самых известных музыкальных терминов

Мир музыки многогранен, несколько главных направлений составляют основу всей музыкальной культуры. Классическая, симфония, блюз, джаз, поп-музыка, рок-н-ролл, народная, кантри – существуют различные жанры и стили на любой вкус и для любого настроения.

Зарождение

Музыка как искусство возникла в начале шестнадцатого века, когда появились первые смычковые и щипковые инструменты. Намного раньше были придуманы примитивные дудочки, рожки и свирели, которые делались из тростника, рогов животных и других подручных средств. В семнадцатом веке музыкальная культура уже развивалась бурными темпами: инструментов появлялось все больше, музыканты стали объединяться в группы, дуэты, трио, квартеты, а позже и в оркестры.

Нотная грамота

Нотная грамота появилась раньше музыкальных инструментов, поскольку пение, искусство вокала требовали какой-то системности, возможности записывать на бумаге придуманные мелодии и уже потом исполнять их. Так появились нотный стан и всем известные семь нот. Складывая ноты в определенном порядке, удавалось получить мелодию, композиционно-несложную, поскольку отсутствовали полутона. Затем появились диез и бемоль, которые сразу расширили возможности композитора. Все это касается исполнительского мастерства музыкантов, придерживающихся теоретических основ в музыке. Но есть немало мастеров, которые играют только на слух, они не знакомы с теорией музыки, она им не нужна. К таким музыкантам относятся исполнители блюза и кантри. Несколько заученных аккордов на гитаре или фортепиано, а остальное довершает природный талант. Тем не менее с терминами, имеющими непосредственное отношение к их искусству, эти музыканты знакомы, но только поверхностно.

Появление музыкальных терминов

Для того чтобы не запутаться в стилях и направлениях музыки, разнообразных инструментах и приспособлениях, были придуманы музыкальные термины. Постепенно все, что имеет отношение к музыке, получило свое название. А поскольку музыка зародилась в Италии, практически все музыкальные термины были приняты на итальянском языке и в его транскрипции. Некоторые названия композиций пишутся на французском или латинском языке, в зависимости от их происхождения. Итальянские музыкальные термины отражают только общую картину и могут подменяться в отдельных случаях другими названиями, аналогичными по смыслу.

Итальянское происхождение

Музыка – это обширный пласт мировой культуры, который требует серьезного системного подхода. Музыкальные термины утверждались на уровне комитетов по лингвистике ведущих европейских стран, включая Италию, и таким образом получили официальный статус. Административное обеспечение музыкальных учреждений во всем мире базируется на использовании терминов в соответствии с их применением – для этого созданы справочники и руководства.

Известные термины

Самый известный музыкальный термин – это “скрипичный ключ”, его знают все. Значение наиболее популярных названий трудно переоценить, в их написании присутствует своего рода аксиома, то же самое происходит, когда мы слышим известное словосочетание. Например, самый музыкальный термин – это, безусловно, “джаз”. У многих он ассоциируется с негритянской ритмикой и экзотическими вариациями.

Названия и классификация

Нельзя однозначно определить самый известный музыкальный термин. К этой категории можно отнести название “симфония”, синоним классической музыки. Когда мы слышим это слово, перед глазами возникает оркестр на сцене, скрипки и виолончели, пюпитры с нотами и дирижер во фраке. Музыкальные понятия и термины помогают осмыслить происходящее в концертном зале и глубже понять суть произведения. Искушенная публика, посещающая концерты в филармонии, никогда не спутает адажио с анданте, поскольку каждый термин имеет свое определение.

Основополагающие термины в музыке

Представим вашему вниманию наиболее известные музыкальные термины. Список включает такие названия, как:

  • Арпеджио – чередование нот аккорда последовательно, когда звуки выстраиваются один за другим.
  • Ария – вокальное произведение, часть оперы, исполняется в сопровождении оркестра.
  • Вариации – инструментальное произведение или его отрывки, исполняемые с различными усложнениями.
  • Гамма – чередование нот в определенном порядке, но без смешивания, вверх или вниз до октавного повторения.
  • Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуком инструмента или голоса.
  • Звукоряд – звуки, расположенные в ряд по высоте, аналогичные гамме. Звукоряд может присутствовать в музыкальных произведениях или в их отрывках.
  • Кантата – произведение для концертного исполнения оркестром, солистами или хором.
  • Клавир – переложение симфонии или оперы для интерпретации на фортепиано или для пения в сопровождении фортепиано.
  • Опера – важнейший музыкальный жанр, соединяющий драму и музыку, музыку и балет.
  • Прелюдия – вступление перед основным музыкальным произведением. Может использоваться как самостоятельная форма для небольшого произведения.
  • Романс – произведение для вокального исполнения с сопровождением. Отличается романтическим настроем, мелодичностью.
  • Рондо – повторение основной темы произведения с включением между рефренами других сопутствующих эпизодов.
  • Симфония – произведение в исполнении оркестра из четырех частей. Основывается на принципах сонатной формы.
  • Соната – инструментальное произведение сложной формы из нескольких частей, одна из которых доминирует.
  • Сюита – музыкальное произведение из нескольких частей, разных по содержанию и контрастирующих друг с другом.
  • Увертюра – вступление к произведению, коротко раскрывающее основное содержание. Оркестровые увертюры, как правило, представляют собой самостоятельное музыкальное произведение.
  • Фортепиано – объединяющее название инструментов, действующих по принципу удара молоточка о струну посредством клавишей.
  • Хроматическая гамма – гамма из полутонов, образуется заполнением промежуточными полутонами больших секунд.
  • Фактура – способ изложения музыки. Основные виды: фортепианная, вокальная, хоровая, оркестровая и инструментальная.
  • Тональность – характеристика лада по высоте. Тональность отличают ключевые знаки альтерации, определяющие состав звуков.
  • Терция – трехступенчатый интервал. Большая терция – два тона, малая – полтора тона.
  • Сольфеджио – занятия по принципу репетиторства с целью становления музыкального слуха и его дальнейшего развития.
  • Скерцо – музыкальная зарисовка легкого, шутливого характера. Может входить в крупное музыкальное произведение в качестве его составной части. Также может быть самостоятельным музыкальным произведением.

Музыкальный термин “аллегро”

Отдельные приемы широко распространены. В качестве примера можно привести музыкальный термин “аллегро” (allegro) – “быстро”, “весело”, “экспрессивно”. Сразу становится ясно, что в произведении заключается мажорная экспрессия. Кроме того, музыкальный термин “аллегро” обозначает необычность, а иногда и праздничность происходящего. Стиль, который характеризуется этим понятием, представляется самым жизнеутверждающим. Только в редких случаях музыкальный термин “аллегро” обозначает спокойное и размеренное развитие сюжета, спектакля или оперы. Но и в этом случает общий тонус произведения веселый и экспрессивный.

Термины, определяющие стиль и жанры музыки

Названия подразделяются на несколько категорий. Темп, ритм или скорость исполнения определяют определенные музыкальные термины. Список обозначений:

  • Адажио (adagio) – спокойно, медленно.
  • Аджитато (adgitato) – взволновано, возбужденно, импульсивно.
  • Анданте (andante) – размеренно, не спеша, задумчиво.
  • Аппассионато (appassionato) – живо, со страстью.
  • Аччелерандо (accelerando) – увеличивая темп, ускоряясь.
  • Каляндо (calando) – с угасанием, уменьшая скорость и снижая напор.
  • Кантабиле (cantabile) – певуче, распевно, с чувством.
  • Кон дольчерецца (con dolcherezza) – мягко, с нежностью.
  • Кон форца (con forza) – с силой, напористо.
  • Декрещендо (decrescendo) – постепенно уменьшая силу звучания.
  • Дольче (dolce) – нежно, со сладостью, мягко.
  • Долорозо (doloroso) – с грустью, жалобно, с отчаянием.
  • Форте (forte) – громко, с силой.
  • Фортиссимо (fortissimo) – очень сильно и громко, громоподобно.
  • Лярго (largo) – широко, привольно, неспешно.
  • Легато (legato) – плавно, спокойно, безмятежно.
  • Ленто (lento) – медленно, еще больше замедляя.
  • Леджиеро (legiero) – легко, плавно, бездумно.
  • Маэстозо (maestoso) – величаво, торжественно.
  • Мистериозо (misterioso) – тихо, таинственно.
  • Модерато (moderato) – умеренно, с расстановкой, неспешно.
  • Пиано (piano) – тихо, негромко.
  • Пианиссимо (pianissimo) – очень тихо, приглушенно.
  • Престо (presto) – быстро, интенсивно.
  • Семпре (sempre) – постоянно, не изменяясь.
  • Спиритуозо (spirituozo) – одухотворенно, с чувством.
  • Стаккато (staccato) – отрывисто.
  • Виваче (vivace) – живо, скоро, безостановочно.
  • Виво (vivo) – темп, средний между престо и аллегро.
Читать еще:  Как нарисовать верту из ам няма. Как нарисовать Ам Няма: веселый и грустный вариант

Терминология технического характера

  • Скрипичный ключ – специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы “соль” находится на второй линии нотного стана.
  • Басовый ключ – значок, подтверждающий нахождение ноты “фа” малой октавы на четвертой линии нотного стана.
  • Бекар – значок, обозначающий отмену действия знаков “бемоль” и “диез”. Является знаком альтерации.
  • Диез – значок, обозначающий повышение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Бемоль – значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Дубль-диез – значок, обозначающий повышение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Дубль-бемоль – значок , обозначающий понижение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Затакт – неполный такт, который дает начало музыкальному произведению.
  • Знаки, сокращающие нотное письмо, служат для упрощения нотного письма в случае его обширности. Наиболее распространенные: тремоло, знак репризы, знаки мелизматические.
  • Квинтоль – форма из пяти нот, замещающая обычную группу из четырех нот, обозначение – цифра 5, под или над нотами.
  • Ключ – значок, обозначающий место записи звука на нотной линейке в соотношении с остальными звуками.
  • Ключевые знаки – значки альтерации, проставляемые рядом с ключом.
  • Нота – значок, проставляемый на одной из линеек нотного стана или между ними, обозначающий высоту и продолжительность звука.
  • Нотный стан – пять параллельных линий для размещения нот. Расстановка нотных значков ведется снизу вверх.
  • Партитура – нотная запись, отдельная для каждого участника исполнения произведения, с учетом совместимости голосов и инструментов.
  • Реприза – значок, обозначающий повторение какой-либо части произведения. Повторение фрагмента с некоторыми изменениями.
  • Ступень – обозначение порядка расположения звуков лада, обозначается римскими цифрами.

Музыкальные термины на все времена

Музыкальная терминология – это основа современного исполнительского искусства. Без терминов невозможно записать ноты, а без нот профессиональный музыкант или певец не сможет ни сыграть, ни спеть. Термины академичны – не меняются со временем и не уходят в прошлое. Придуманные более трехсот лет назад, они по-прежнему актуальны.

Основные понятия

АДАЖИО — 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.

АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.

АККОРД — сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.

АКЦЕНТ — более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.

АЛЛЕГРО — 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.

АЛЛЕГРЕТТО — 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.

АЛЬТЕРАЦИЯ — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены — бекар.

АНДАНТЕ — 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.

АНДАНТИНО — 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.

АНСАМБЛЬ — группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.

АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.

АРПЕДЖИО — исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.

БАС — 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.

БЕЛЬКАНТО — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.

ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.

ВИРТУОЗ — исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.

ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.

ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.

ГАММА — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.

ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки.

ГОЛОС — совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.

ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.

ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.

ДИРИЖИРОВАНИЕ — управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.

ДИСКАНТ — 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.

ДИССОНАНС — неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — время, занимаемое звуком или паузой.

ДОМИНАНТА — одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).

ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).

ЗАПЕВ — вступительная часть хоровой песни или былины.

ЗВУК — характеризуется определенной высотой и громкостью.

ИМИТАЦИЯ — в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.

ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.

ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.

ИНТЕРВАЛ — соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).

ИНТРОДУКЦИЯ — 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.

КАДЕНЦИЯ — 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.

КАМЕРТОН — специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.

КЛАВИР — 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг — переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.

Читать еще:  Почему умер гаршин. Интересные факты из жизни гаршина всеволода михайловича

КОЛОРАТУРА — быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.

КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.

КОНТРАЛЬТО — низкий женский голос.

КУЛЬМИНАЦИЯ — момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.

ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.

ЛЕЙТМОТИВ — музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.

ЛИБРЕТТО — литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.

МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,

организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.

МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.

МЕТРОНОМ — инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.

МЕЦЦО-СОПРАНО — женский голос, средний между сопрано и контральто.

МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.

МОДЕРАТО — умеренный темп , средний между андантино и аллегретто.

МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.

НОТНОЕ ПИСЬМО — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.

ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.

ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра.

ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.

ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры.

ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.

ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.

ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.

ПАУЗА — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.

ПИЦЦИКАТО — прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.

ПЛЕКТР (медиатор) — приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.

ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.

ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.

РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.

РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.

СИМФОНИЗМ — раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).

СКЕРЦО — 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.

СОЛЬФЕДЖИО — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.

СОПРАНО — 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.

ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра.

ТЕМА — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.

ТЕМБР — окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.

ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.

ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.

ТОНИКА — основная ступень лада.

ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.

ТРЕЛЬ — переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.

УВЕРТЮРА — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.

УНИСОН — одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.

ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения.

ФАЛЬЦЕТ — один из регистров мужского певческого голоса.

ФЕРМАТА — остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.

ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения.

ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.

ХРОМАТИЗМ — полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).

ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.

ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.

ЭСТРАДА — вид музыкального исполнительского искусства

Музыкальные термины

Вы попали в рубрику музыкальные термины, где мы обсудим все их понятия, значения, определения, покажем вам перевод с различных языков на русский, дадим список основных музыкальных определений и так далее. Ниже также идут статьи, которые более подробно раскрывают определенные термины. Их вы найдете в самом конце этой странице.

Музыкальные термины и их значение

Прежде чем говорить про музыкальные термины и их значение, для начала хочу привести вам один пример. Представим себе такую ситуацию. Вас с приятелем угостили пирожками. Он же съел, а ты не успел.

Ты у него спрашиваешь: «Ну как?» Он говорит: «Вкусно!» Однако, что ты сможешь понять из одного этого слова? Ты даже не знаешь, сладкий был пирожок или соленый. С яблоками или капустой. То есть, ничего не понятно.

Понятно только, что это вкусно. Ведь каждый кондитер составляет из различных мелочей свою булочку или пирожок.

Точно также и в музыке. Мелодия сама по себе очень красивая. Однако ее красота состоит из мелких деталей. Вот о них-то мы и поговорим.

Приемы для изменения звука, которые способствуют наибольшей выразительности в мелодии, в музыке называются нюансами.

Например, давайте возьмем такой нюанс, как громкость. С помощью громкости можно очень многое изменить в мелодии. Можно просто сыграть ровно. А можно сначала начать с тихого звучания с постепенно увеличивающейся громкостью. В общем, второй вариант получиться более выразительным чем первый.

Самый тихий звук в музыке называется pianissimo (пианиссимо) от итальянского слова piano (тихо). Чуть погромче будет просто piano (пиано) — просто тихо. Еще громче будет forte (форте) — громко. Если очень громко, то будет fortissimo (фортиссимо) — очень громко.

Также важен и сам переход из одного звука в другой. Например, можно играть очень отрывисто. Такой прием по-итальянски будет называться staccato (стаккато) — резко или отрывисто.

А можно сыграть плавно. Такой прием называется legato (легато) — плавно. То есть звук плавно переходит из одного в другой при этом как бы дополняя друг друга.

Ниже нарисован нотный стан. На нем написаны 10 нот.

Все ступени в гамме имеют свои латинские названия:

  1. l — это прима
  2. ll — секунда
  3. lll — терция
  4. lV — кварта
  5. V — квинта
  6. Vl — секста
  7. Vll — септима
  8. Vlll — октава
  9. lX — нона
  10. X — децима
Читать еще:  Испытания пахома. Пахом в битве экстрасенсов – что это за персонаж

Интервалы в музыке

Давайте поговорим об интервалах в музыке. Само по себе интервал обозначает расстояние. Ну а музыкальный интервал обозначает расстояние между музыкальными звуками по высоте.

В каждой гамме есть такие уже запланированные интервалы. Выше эти 10 интервалов приведены на латинском языке. Рекомендую запомнить их.

Какие существуют интервалы от ноты до (тоники) до всех остальных ступенек гаммы?

Существует довольно символический интервал. Между нотами в таком интервале практически нет никакой разницы. До — до это интервал между первой и первой же ступенью. Но он все-таки есть. Есть даже песни, которые начинаются с двух одинаковых нот.

Так вот, этому интервалу до-до есть название прима. Между до и ре второй ступенькой уже есть какая-то разница по высоте. Такой интервал будет называться секундой .

Между первой и третьей ступенькой гаммы (между до и ми) есть интервал, который называется терция. Дальше идет кварта и так далее по нарастающей как в приведенном списке выше.

Из какого языка заимствовали все музыкальные термины

Наверное, многие спросят, из какого языка заимствовали все музыкальные термины. Стоит сказать, что основная база терминологии приходиться именно на итальянский язык. В принципе, тут не удивительно. Ведь сама музыка зародилась в Италии. Поэтому многие словари и учебники дают вам термины на итальянском языке.

В общем, как вы поняли, для более точного определения музыки и были придуманы специальные музыкальные термины. Есть даже специальные словари музыкальных терминов. С развитием музыки, приходят и новые термины.

Стоит сказать, что все эти термины писались не от балды. Все они утверждались на уровне комитетов европейских стран. После чего по этому стандарту начинали выпускать различные справочники и словари.

Обязательно изучите всю эту терминологию! Ведь без нее невозможно нормальное создание музыки.

Самый известный музыкальный термин

Наверное, самый известный музыкальный термин, который был на слуху даже у тех, кто не близок к музыке, так это скрипичный ключ. Думаю, многие о нем слышали.

Этот ключ помогает музыкантам разобраться в записях нот. Это главный элемент на нотном стане.

Многие музыканты его чаще называют ключ соль, так как он находится на одной линейке ноты соль. Люди договорились писать скрипичный ключ именно на одной линейке чтобы музыкант потом смог легко сориентироваться в нотах.

Музыкальные обозначения

Здесь мы рассмотрим музыкальные обозначения для нот. Вы узнаете, как называются и пишутся ноты. А также где какая нота должна находиться на нотном стане.

  • до (C) — пишется на добавочной линейке
  • ре (D) — под первой линейкой
  • ми (E) — на первой линейке
  • фа (F) — между первой и второй линейкой
  • соль (G) — на второй линейке
  • ля (A) — между второй и третьей линейкой
  • си (H или B) — на третьей линейке
  • до второй октавы вновь повторяет весь звукоряд

Итальянские музыкальные термины

Ниже вам будет доступен список, где расположены основные итальянские музыкальные термины для фортепиано.

  • Adagio – адажио – медленно, спокойно
  • Ad libitum – ад либитум – по усмотрению, по желанию, свободно
  • Agitato – аджитато — возбужденно, взволнованно
  • Alla marcia – алля марчиа –маршеобразно
  • Allegro – аллегро – весело, быстро
  • Allegretto – аллегретто, указание темпа, более медленного, чем аллегро
  • Animato — анимато – воодушевленно, оживленно
  • Andante — анданте – идущий, текущий; средний по скорости темп, соответствующий спокойному шагу
  • Andantino – андантино- темп более оживленный, чем анданте
  • Appassionato – аппасьонатто — страстно
  • Assai – ассаи — достаточно, довольно
  • A capriccio — а каприччьо – то же, что ад либитум
  • A tempo – а темпо – в темпе (то есть в основном темпе, указанном ранее)
  • Accelerando – аччелерандо – ускоряя
  • Calando – каляндо – уменьшая силу и скорость
  • Cantabile – кантабиле — певуче
  • Cantando – кантандо – певуче
  • Cappricciozo — капприччьозо – капризно
  • Con affetto – кон аффетто – с чувством, со страстью
  • Con anima – кон анима – с воодушевлением, с оживлением
  • Con brio – кон брио – с жаром
  • Con dolcezza – кон дольчецца – нежно, мягко
  • Con dolcherezza – кон дольчерецца – нежно, мягко
  • Con espressione – кон эспрессьёне – с выражением
  • Con forza – кон форца – с силой
  • Con moto – кон мото – подвижно
  • Con passion – кон пассьёне – со страстью
  • Con spirit – кон спирито – то же, что Con anima (кон анима)
  • Crescendo – крещендо – увеличивая силу звука
  • Da capo al fine – да капо аль фине – с начала до слова «конец»
  • Decrescendo – декрещендо – уменьшая силу звучания
  • Diminuendo – диминуэндо – уменьшая силу звучания
  • Dolce – дольче – мягко, нежно
  • Doloroso – долорозо – грустно, жалобно
  • Energico – энерджико – энергично
  • Espressivo – эспрессиво – выразительно
  • Forte (в нотной записи часто f) – форте – громко, сильно (подробнее)
  • Fortissimo – фортиссимо – очень громко, очень сильно
  • Grazioso – грацьёзо – грациозно
  • Grave – граве – важно, тяжеловесно
  • Largo – лярго – широко; весьма медленный темп
  • Legato – легато – плавно, связно (подробнее)
  • Lento – ленто – медленно
  • Leggiero – леджьеро – легко
  • Lugubre – люгубре – мрачно
  • Maestoso – маестозо – торжественно, величаво
  • Marcato – маркато – подчеркивая
  • Marciale – марчиале – маршеобразно
  • Mezza voze – мецца воче – вполголоса
  • Mezzo piano (в нотной записи часто mp) – меццо пьяно – не очень тихо (подробнее)
  • Mezzo forte (в нотной записи часто mf) – меццо форте – не очень громко (подробнее)
  • Misteriozo –мистерьёзо – таинственно
  • Moderato – модерато – умеренно
  • Molto –мольто – весьма, очень много
  • Non – нон – не
  • Non troppo – нон тропо – не слишком
  • Piano (в нотной записи часто p) – тихо (подробнее)
  • Pianissimo – пианиссимо – очень тихо (подробнее)
  • Poco a poco – поко а поко – мало-помалу, постепенно
  • Presto – престо – быстро
  • Ritenuto – ритенуто – замедляя движение
  • Rizoluto – ризолюто – решительно
  • Rubato – рубато – в свободном темпе (подробнее)
  • Semplice – семпличе – просто
  • Sempre – семпре – всегда, постоянно
  • Simile – симиле – подобно (предыдущему)
  • Shcerzando – скерцандо – шутливо
  • Scherzoso – скерцозо – шутливо
  • Smorzando – сморцандо – замирая
  • Sostenuto – состенуто – сдержанно, не спеша
  • Sotto voce – сотто воче – вполголоса
  • Spirituozo – спиритуозо – одухотворенно
  • Staccato – стаккато – отрывистоеп исполнение звуков; противоположность легато (подробнее)
  • Tranquillo – транквилло – спокойно
  • Tranquillamente –транквилляменте — спокойно
  • Vivace – виваче – скоро, живо
  • Vivo – виво – темп, более быстрый, чем allegro (аллегро), но более медленный, чем presto (престо)

    Теперь вы знаете, что такое музыкальные термины и для чего они нужны. Мы с вами рассмотрели лишь небольшую базу или список определений. Все конечно же тут мы не раскроем. Но тем не менее я рекомендую вам обратить внимание на статьи, которые идут ниже. Они более подробно раскрывают определенные термины. Поэтому рекомендую на них тоже обратить внимание.

    Источники:

    https://fb.ru/article/150292/muzyikalnyie-terminyi-spisok-samyih-izvestnyih-muzyikalnyih-terminov
    https://www.calc.ru/450.html
    https://muzrock.com/muzyikalnyie-terminyi

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]