13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Случайное семейство» в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»

Ф.М. Достоевский — Братья Карамазовы

Опубликовано — 1879-1880 г.(журнал «Русский вестник»)

Иллюстрации

Интересные факты

Это последний роман Ф. М. Достоевского. Задумывался роман как первая часть эпического романа «Жизнь Великого грешника». Роман был окончен в ноябре 1880г. Писатель умер через четыре месяца после публикации.Первые зарисовки романа относятся к апрелю 1878. Роман был в основном написан в Старой Руссе, которая и является прототипом г. Скотопригоньевск.
Достоевский мечтал написать продолжение «Братьев Карамазовых», действия в котором должны были продолжиться двадцать лет спустя, где Алёша был бы уже взрослым человеком, пережившим душевную травму с Лизой Хохлаковой, а Митя уже возвращался бы с каторги.
Имя Алексей автор дал герою в честь своего маленького сына, который умер от эпилепсии, болезни, которая ему передалась по наследству; писатель считал ,что сын умер вместо него
Известно, что грех отцеубийства в «Братьях Карамазовых» лежит на Иване, но не ясна причина преступления. В рукописном оригинале «Братьев Карамазовых» указана истинная причина преступления. Оказывается, сын Иван убил отца Ф.П.Карамазова из-за того, что отец насиловал малолетнего Ивана содомским грехом, в общем, за педофилию. В печатные издания этот факт не вошёл.
«Братья Карамазовы» были одной из последних книг,которые читал Л.Н.Толстой, несмотря на то, что раньше(1883 г.) он «не мог дочитать «Карамазовых». Огромным было влияние «Карамазовых» на французскую литературу 1920-х годов. Особенно это отразилось в творчестве Ф.Мориака и А.Мальро.И именно «Братья Карамазовы» способствовали разрушению старой традиции английского семейного романа, восходящей к Троллопу, и созданию нового типа повествования — по словама Г.Фелпса. У Фитцджеральда это одно из любимых произведений.

Дмитрий Карамазов — Дмитрий Ильинский.На каторге в омском остроге с Дмитрием Ильинским, несправедливо обвиненным и осужденным за отцеубийство. Достоевский дважды излагает историю этого мнимого отцеубийцы в «Записках из Мертвого дома» — в главе I первой части, создававшейся в момент, когда невиновность Ильинского не была известна, и в главе VII второй части, написанной после получения из Сибири известия об установлении его непричастности к убийству отца. «Особенно не выходит у меня из памяти один отцеубийца, — гласит первое упоминание о прообразе Дмитрия Карамазова в «Записках». — Он был из дворян, служил и был у своего шестидесятилетнего отца чем-то вроде блудного сына. Поведения он был совершенно беспутного, ввязался в долги. Отец ограничивал его, уговаривал; но у отца был дом, был хутор, подозревались деньги, и — сын убил его, жаждая наследства. Преступление было разыскано только через месяц. Сам убийца подал объявление в полицию, что отец его исчез неизвестно куда. Весь этот месяц он провел самым развратным образом . Он не сознался; был лишен дворянства, чина и сослан в работу на двадцать лет . Разумеется, я не верил этому преступлению. Но люди из его города (Тобольска), которые должны были знать все подробности его истории, рассказывали мне все его дело. Факты были до того ясны, что невозможно было не верить»
Достоевский писал : «На днях издатель «Записок из Мертвого дома» получил уведомление из Сибири, что преступник был действительно прав и десять лет страдал в каторжной работе напрасно; что невинность его обнаружена по суду, официально. Что настоящие преступники нашлись и сознались и что несчастный уже освобожден из острога . Нечего говорить и распространяться о всей глубине трагического в этом факте, о загубленной еще смолоду жизни под таким ужасным обвинением. Факт слишком понятен, слишком поразителен сам по себе» .
Если история Ильинского — мнимого «отцеубийцы», осужденного на каторгу за чужое преступление, — подготовила историю Дмитрия Карамазова в фабульном отношении, то некоторые из черт этого образа: любовь к кутежам и цыганам, бурные увлечения женщинами, страсть к Шиллеру, контраст между внешним «неблагообразием» пьяных речей и поступков и высокими романтическими порывами — могли в известной мере явиться плодом наблюдений автора над обликом близко знакомого ему в 1860-х годах выдающегося русского поэта и критика Аполлона Григорьева — одного из основных сотрудников «Времени» и «Эпохи»
Дом писателя в Старой Руссе, где был написан роман

Дом Грушеньки

Рассказ Сергея Борисова Смерть русского помещика , созданный для литературной викторины,в котором Холмс, сидя на Бейкер-стрит, обсуждает с Ватсоном роман Ф.Достоевского «Братья Карамазовы».

Слово автора

Слово читателя

К.Н.Леонтьева «О всемирной любви»:«В романе весьма значительную роль играют православные монахи; автор относится к ним с любовью и глубоким уважением. Правда, в «Братьях Карамазовых» монахи говорят не совсем то, или, точнее выражаясь, совсем не то, что в действительности говорят очень хорошие монахи и у нас и на Афонской горе. Правда, и тут как-то мало говорится о богослужении, о монастырских послушаниях, ни одной церковной службы; ни одного молебна. Отшельник и строгий постник Ферапонт, мало до людей касающийся, почему-то изображён неблагоприятно и насмешливо. От тела скончавшегося старца Зосимы для чего-то исходит тлетворный дух. было бы гораздо лучше сочетать более сильное мистическое чувство с большею точностью реального изображения: это было бы правдивее и полезнее, тогда как у господина Достоевского и в этом романе собственно мистические чувства всё-таки выражены слабо, а чувства гуманитарной идеализации даже в речах
иноков выражаются весьма пламенно и пространно»

М.А.Антонович:
«. Инквизитор уверен, что человечество, жестоко разочаровавшись в своих силах, своих надеждах и мечтах, придёт к ним, т.е. к представителям высшего авторитета на земле, и сложит к ногам их свой гордый ум и свою буйную волю. Это так и должно быть, это и есть единственный исход, и по мнению наших старцев в романе, и самого автора его».
Л.Алексеев (журнал «Русское богатство»):
«. Вся непостижимая галиматья, в которую он веровал, вся его проповедь исчезает при этом. читатель не замечает её, потому что всё заступает, всё покрывает собой — страстная любовь автора к людям, его глубокое
«проникновение» в страждущие души. Несмотря на все усилия , какие он делал для того, чтобы стать поборником мрака, — он является светочем. «.

Известный художник И.Н.Крамской 14 февраля 1881 года, писал П.Н.Третьякову(основатель картинной галереи с супругой был большим поклонником «Карамазовых»): «После «Карамазовых»(и во время чтения)несколько раз я с ужасом оглядывался кругом и удивлялся, что всё идёт по старому, а что мир не перевернулся на своей оси. Казалось: как после семейного совета Карамазовых у старца Зосимы, после «Великого инквизитора» есть люди, обирающего ближнего, есть политика, открыто исповедующая лицемерие, есть архиереи, спокойно полагающие, что дело Христа своим чередом, а практика жизни своим: словом, это нечто до такой степени пророческое, огненное, апокалипсическое, что казалось невозможным оставаться на том месте, где мы были вчера, носить те чувства, которыми мы питались, думать о чём-нибудь, кроме страшного дня судного. «. А зимой 1885 года он же написал А.С.Суворину: «. когда я читал «Карамазовых», то были моменты, когда казалось: «Ну, если и после этого мир не перевернётся на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!»

Читать еще:  Божья матерь утоли моя печали значение. Икона "Утоли моя печали": значение

В. Н. Криволапов. Об одном источнике «Братьев Карамазовых»
М.А.Антонович Мистико-аскетический роман.
Дмитрий Литвинцев. Достоевский. Братья Карамазовы
Геращенко А.Е. Катарсис. Очищение через покаяние в романе Ф.Достоевского «Братья Карамазовы».
С. Н. Булгаков Иван Карамазов как философский тип(в романе Достоевского «Братья Карамазовы»)
Розанов В.В Легенда о великом инквизиторе Достоевского. Опыт критического комментария.

Ф.М. Достоевский — Братья Карамазовы

Опубликовано — 1879-1880 г.(журнал «Русский вестник»)

Иллюстрации

Интересные факты

Это последний роман Ф. М. Достоевского. Задумывался роман как первая часть эпического романа «Жизнь Великого грешника». Роман был окончен в ноябре 1880г. Писатель умер через четыре месяца после публикации.Первые зарисовки романа относятся к апрелю 1878. Роман был в основном написан в Старой Руссе, которая и является прототипом г. Скотопригоньевск.
Достоевский мечтал написать продолжение «Братьев Карамазовых», действия в котором должны были продолжиться двадцать лет спустя, где Алёша был бы уже взрослым человеком, пережившим душевную травму с Лизой Хохлаковой, а Митя уже возвращался бы с каторги.
Имя Алексей автор дал герою в честь своего маленького сына, который умер от эпилепсии, болезни, которая ему передалась по наследству; писатель считал ,что сын умер вместо него
Известно, что грех отцеубийства в «Братьях Карамазовых» лежит на Иване, но не ясна причина преступления. В рукописном оригинале «Братьев Карамазовых» указана истинная причина преступления. Оказывается, сын Иван убил отца Ф.П.Карамазова из-за того, что отец насиловал малолетнего Ивана содомским грехом, в общем, за педофилию. В печатные издания этот факт не вошёл.
«Братья Карамазовы» были одной из последних книг,которые читал Л.Н.Толстой, несмотря на то, что раньше(1883 г.) он «не мог дочитать «Карамазовых». Огромным было влияние «Карамазовых» на французскую литературу 1920-х годов. Особенно это отразилось в творчестве Ф.Мориака и А.Мальро.И именно «Братья Карамазовы» способствовали разрушению старой традиции английского семейного романа, восходящей к Троллопу, и созданию нового типа повествования — по словама Г.Фелпса. У Фитцджеральда это одно из любимых произведений.

Дмитрий Карамазов — Дмитрий Ильинский.На каторге в омском остроге с Дмитрием Ильинским, несправедливо обвиненным и осужденным за отцеубийство. Достоевский дважды излагает историю этого мнимого отцеубийцы в «Записках из Мертвого дома» — в главе I первой части, создававшейся в момент, когда невиновность Ильинского не была известна, и в главе VII второй части, написанной после получения из Сибири известия об установлении его непричастности к убийству отца. «Особенно не выходит у меня из памяти один отцеубийца, — гласит первое упоминание о прообразе Дмитрия Карамазова в «Записках». — Он был из дворян, служил и был у своего шестидесятилетнего отца чем-то вроде блудного сына. Поведения он был совершенно беспутного, ввязался в долги. Отец ограничивал его, уговаривал; но у отца был дом, был хутор, подозревались деньги, и — сын убил его, жаждая наследства. Преступление было разыскано только через месяц. Сам убийца подал объявление в полицию, что отец его исчез неизвестно куда. Весь этот месяц он провел самым развратным образом . Он не сознался; был лишен дворянства, чина и сослан в работу на двадцать лет . Разумеется, я не верил этому преступлению. Но люди из его города (Тобольска), которые должны были знать все подробности его истории, рассказывали мне все его дело. Факты были до того ясны, что невозможно было не верить»
Достоевский писал : «На днях издатель «Записок из Мертвого дома» получил уведомление из Сибири, что преступник был действительно прав и десять лет страдал в каторжной работе напрасно; что невинность его обнаружена по суду, официально. Что настоящие преступники нашлись и сознались и что несчастный уже освобожден из острога . Нечего говорить и распространяться о всей глубине трагического в этом факте, о загубленной еще смолоду жизни под таким ужасным обвинением. Факт слишком понятен, слишком поразителен сам по себе» .
Если история Ильинского — мнимого «отцеубийцы», осужденного на каторгу за чужое преступление, — подготовила историю Дмитрия Карамазова в фабульном отношении, то некоторые из черт этого образа: любовь к кутежам и цыганам, бурные увлечения женщинами, страсть к Шиллеру, контраст между внешним «неблагообразием» пьяных речей и поступков и высокими романтическими порывами — могли в известной мере явиться плодом наблюдений автора над обликом близко знакомого ему в 1860-х годах выдающегося русского поэта и критика Аполлона Григорьева — одного из основных сотрудников «Времени» и «Эпохи»
Дом писателя в Старой Руссе, где был написан роман

Дом Грушеньки

Читать еще:  Как разбогател Абрамович: тайны миллиардера. Абрамович Роман Аркадьевич

Рассказ Сергея Борисова Смерть русского помещика , созданный для литературной викторины,в котором Холмс, сидя на Бейкер-стрит, обсуждает с Ватсоном роман Ф.Достоевского «Братья Карамазовы».

Слово автора

Слово читателя

К.Н.Леонтьева «О всемирной любви»:«В романе весьма значительную роль играют православные монахи; автор относится к ним с любовью и глубоким уважением. Правда, в «Братьях Карамазовых» монахи говорят не совсем то, или, точнее выражаясь, совсем не то, что в действительности говорят очень хорошие монахи и у нас и на Афонской горе. Правда, и тут как-то мало говорится о богослужении, о монастырских послушаниях, ни одной церковной службы; ни одного молебна. Отшельник и строгий постник Ферапонт, мало до людей касающийся, почему-то изображён неблагоприятно и насмешливо. От тела скончавшегося старца Зосимы для чего-то исходит тлетворный дух. было бы гораздо лучше сочетать более сильное мистическое чувство с большею точностью реального изображения: это было бы правдивее и полезнее, тогда как у господина Достоевского и в этом романе собственно мистические чувства всё-таки выражены слабо, а чувства гуманитарной идеализации даже в речах
иноков выражаются весьма пламенно и пространно»

М.А.Антонович:
«. Инквизитор уверен, что человечество, жестоко разочаровавшись в своих силах, своих надеждах и мечтах, придёт к ним, т.е. к представителям высшего авторитета на земле, и сложит к ногам их свой гордый ум и свою буйную волю. Это так и должно быть, это и есть единственный исход, и по мнению наших старцев в романе, и самого автора его».
Л.Алексеев (журнал «Русское богатство»):
«. Вся непостижимая галиматья, в которую он веровал, вся его проповедь исчезает при этом. читатель не замечает её, потому что всё заступает, всё покрывает собой — страстная любовь автора к людям, его глубокое
«проникновение» в страждущие души. Несмотря на все усилия , какие он делал для того, чтобы стать поборником мрака, — он является светочем. «.

Известный художник И.Н.Крамской 14 февраля 1881 года, писал П.Н.Третьякову(основатель картинной галереи с супругой был большим поклонником «Карамазовых»): «После «Карамазовых»(и во время чтения)несколько раз я с ужасом оглядывался кругом и удивлялся, что всё идёт по старому, а что мир не перевернулся на своей оси. Казалось: как после семейного совета Карамазовых у старца Зосимы, после «Великого инквизитора» есть люди, обирающего ближнего, есть политика, открыто исповедующая лицемерие, есть архиереи, спокойно полагающие, что дело Христа своим чередом, а практика жизни своим: словом, это нечто до такой степени пророческое, огненное, апокалипсическое, что казалось невозможным оставаться на том месте, где мы были вчера, носить те чувства, которыми мы питались, думать о чём-нибудь, кроме страшного дня судного. «. А зимой 1885 года он же написал А.С.Суворину: «. когда я читал «Карамазовых», то были моменты, когда казалось: «Ну, если и после этого мир не перевернётся на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!»

В. Н. Криволапов. Об одном источнике «Братьев Карамазовых»
М.А.Антонович Мистико-аскетический роман.
Дмитрий Литвинцев. Достоевский. Братья Карамазовы
Геращенко А.Е. Катарсис. Очищение через покаяние в романе Ф.Достоевского «Братья Карамазовы».
С. Н. Булгаков Иван Карамазов как философский тип(в романе Достоевского «Братья Карамазовы»)
Розанов В.В Легенда о великом инквизиторе Достоевского. Опыт критического комментария.

«История семейства Карамазовых»

Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» (1879 — 1880) по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности «жизнеописанию» Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением. Роман «Братья Карамазовы» стал итогом творческого развития писателя, своеобразным синтезом его общефилософских, этических, социальных идей.

Действие «Братьев Карамазовых» происходит не в Петербурге, как в большинстве романов Достоевского, а в небольшом провинциальном городке. Для автора перемена места действия имела принципиальное значение. Болезненная ломка социального уклада жизни, моральное разложение, идейные конфликты, столкновения, кризисы становятся уже обычными не только для столицы, но и для маленького уездного города. Вся Россия затронута необратимыми изменениями, проявляющимися в экономике и политике, общественной нравственности и семейной жизни.

Читать еще:  Как нарисовать небо карандашом поэтапно. Как нарисовать облака карандашом поэтапно

В «Братьях Карамазовых» нарисована широкая картина русской провинциальной жизни пореформенной эпохи, изображена целая галерея сложных, часто противоречивыхчеловеческих характеров, разворачиваются разнообразные драматические события, отличающиеся напряженностью, психологической правдивостью и художественной силой.

История семейства Карамазовых — отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана, Дмитрия и Алексея, и одного незаконного, лакея Смердякова,— должна била дать представление об основных тенденциях развития дворянско-буржуазного общества, о громадной амплитуде колебаний между двумя «безднами», идеалами Содома и Мадонны, порока и добродетели, безобразия и красоты. В черновых набросках к роману Достоевский писал: «Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России».

С образом Федора Карамазова — эгоиста, развратника и циника — связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах и модификациях проявляются у Ивана, Федора, Смердякова. Ненависть детей I! отцу, отражая процесс распада старых, патриархальных устоев, семейных связей, приобретает вместе с тем бесчеловечный характер, свидетельствуя о разрушении самых нормальных, естественных, человеческих чувств.

Злая карамазовская сила отражается и на других действующих л ицах романа, ломая им жизни, порождая озлобленность, внутрен-июю боль и отчаяние. Для штабс-капитана Снегирева, Грушеиьки, Катерины Ивановны присущи свойственное многим героям и героиням Достоевского сочетание любви и ненависти, мести за поруганное человеческое достоинство и готовность простить все обиды и унижения.

Один из главных героев романа — Дмитрий Карамазов — человек неудержимых страстей и стихийных порывов — несет в»«самом себе начала добра и зла. При всей своей душевной изломанности, греховности и порочности он наделен благородством и великодушием. Достоевского многое привлекает в этом человеке, он видит н нем выражение страстной русской души, готовой очиститься через страдание.
На Дмитрия падает обвинение в убийстве отца. В действительности он в этом ужасном преступлении не повинен, допущена судебная ошибка. Однако же Дмитрий с готовностью принимает предстоящее страдание, ибо он хотел убить, мог убить, следовательно, по нравственному закону считает себя виновным.

После Судебного допроса приснились ему погорелые деревенские избы, измученные крестьянки и плачущий на груди у матери голодный ребенок. Иван Карамазов — продолжение и развитие типа, характерные черты которого уже проявлялись в Раскольникове, Ставрогине, Версилове. В прошлом это социалист, разочаровавшийся в былых идеалах, которые для него теперь всего лишь кладбище с дорогими покойниками. Рассудочный, углубленный в себя, он терзается муками атеиста, отвергшего бога и пришедшего в отчаяние от своего безверия.

Один из идейных центров романа — встреча и беседа Ивана и Алеши в трактире (глава «Бунт»). Братья, представляющие, по замыслу автора, разные молодой России, ведут напряженный спор о смысле жизни, о гармонии на земле, о справедливости, о преступлении и наказании. Это так характерно для «русских мальчиков», которые спорят только «о мировых вопросах, не иначе: есть ли бог, есть ли бессмертие? А которые в бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату».

Иван рассказал Алеше о помещике, который затравил восьмилетнего мальчика на глазах у матери. И даже кроткий и религиозный Алеша, выросший на идее о прощении врагам своим, не в состоянии заглушить в себе непосредственное нравственное чувство справедливости, требующее отмщения зверю-помещику. «Расстрелять»,— тихо проговорил Алеша. ». Такой ответ означает признание права на бунт, на протест против угнетателей.

Иван не может допустить, чтобы в далеком будущем обнялись, как родные, генерал, затравивший маленького мальчика собаками, и несчастная мать. Никакой ценой нельзя оправдать человеческих страданий; единственная слеза невинного ребенка не может быть окуплена небесным блаженством. Отсюда и бунт Ивана Карамазова против божьего мира.
Мучительное для Ивана внутреннее противоречие заключается в том, что ои стихийно любит жизнь, ее животворную силу. Не случайно именно ему Достоевский доверил замечательные слова, полные искреннего преклонения, самой горячей любви к жизни, земле, небу, человеку: ркПусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек, которого иной^раз, поверишь ли, не знаешь за что и любишь. »И в то же время разум Ивана не смиряется с отсутствием в миропорядке всеобщей гармонии. Атеист и скептик, стремящийся все проверить холодным анализом рассудка, он презирает общепринятые нормы, ненавидит отца и брата Дмитрия, желая, чтобы «один гад съел другую гадину». Крайний рационализм, нарушающий, по убеждению Достоевского, равновесие между интеллектуальным и нравственным началами, приводит к неверию в бога. ^|, Важное место в романе занимает .»поэма» о Великом Инквизиторе, которую гзассказывает Иван и которая является одним из идейных центров«Братьев Карамазовых». Великий Инквизитор отвергает возможность того величественного идеала, который связывался в сознании человечества (и в сознании самого Достоевского) с образом Христа. Инквизитор убежден, что люди не могут Лшнести свободы выбора, «потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики». Жизнь человечества можно устроить лишь на принципах «чуда, тайны и авторитета». Иван вслед за Великим Инквизитором также отрицает возможность будущей божьей гармонии. Но если нет страха перед божьим судом, то тогда, считает Иван, человек свободен от любых нравственных оков: «все позволено».

Источники:

http://bookmix.ru/groups/viewtopic.phtml?id=1196
http://bookmix.ru/groups/viewtopic.phtml?id=1196
http://www.allsoch.ru/sochineniya/15423

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector