Смена духовных ориентиров. Появление нетрадиционных исламских течений в казахстане
Лекция № 8. Ислам и нетрадиционные религиозные культы
Ислам (араб. букв, покорность) – вторая после христианства по количеству последователей и самая поздняя по времени возникновения мировая религия, ее последователи — мусульмане. Изначально ислам представлял собой религию арабских племен, населявших Аравийский полуостров. Ислам возник в VII в., в период распада древнего общества и подъема торговых культурных центров, и в течение последующих столетий распространился в странах Африки, Среднего Востока, Южной, Центральной, Юго-Восточной Азии. Самые крупнее мусульманские общины находятся в Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Индии. В 28 странах ислам принят в качестве государственной религии.
Основатель ислама Мухаммед — реальное историческое лицо, выходец их рода Бану-хашим племени курайш (курейшиты), родился в 570 г. в Мекке. В 610 г. в возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного поста и услышал слова небесного посланника архангела Джабраила. С этого момента Мухаммед начинает проповедь Корана, осуществляя тем самым формирование ислама как религии. Мухаммед с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 г. в Медину, где основывает первую мусульманскую общину.
В 630 г. Мухаммед утвердил новую религию в языческой Мекке. С этого времени начинается экспансия ислама, сопровождающаяся вытеснением языческих культов с арабских земель. Умер Мухаммед в 632 г.
Мухаммед явился основателем новой религии и нового государства; 20 объединенных им племен образовали фундамент Арабского халифата, а ислам стал основой племенного единства арабов. В результате завоевательных походов преемников Мухаммеда ислам распространился на территории трех континентов. Религиозные догматы этой религии во многом предопределили культурное своеобразие мусульманского мира.
Различные направления и секты ислама объединяет вера в единого и единственного Бога и строгое следование религиозным практикам. Основополагающая идея этого вероучения — подчинение жизни человека воле Бога (Аллаха), которая явлена в Священном Писании (Коране), открытом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила). Бог ислама — тот же, что и Бог иудаизма и христианства. Мухаммед считается последним из нескольких пророков (в число которых традиционно включаются некоторые ветхозаветные пророки и Христос), посланных Аллахом, чтобы восстановить во всей чистоте его учение, искаженное иудеями и христианами. Именно поэтому жизнь Мухаммеда в рамках вероучения ислама наделяется особым смыслом и значением.
Священное Писание ислама – Коран (араб, букв. чтение); это слова Аллаха, открытые Мухаммеду в период с 610 по 632 г. Коран содержит 114 сур (глав), в которых более 6 тыс. стихов. Суры Корана имеют различную длину и подразделяются на две части: суры, открытые в Мекке, с содержанием этического, духовного плана, включая повествование о Судном дне; суры, открытые в Медине, затрагивающие вопросы общественного характера и описывающие политико-моральные принципы мусульманской общины (уммы). Самые ранние списки Корана датируются VII—VIII в., официальный канон был создан в начале XX вв. в Каире. Традиционно Коран издается на арабском языке.
Коран считается материальным воплощением несотворенного и извечного небесного оригинала, признается его непогрешимость во всех вопросах; подражание его стилю расценивается как святотатство.
По своему объему Коран сопоставим с Новым Заветом. Его суры имеют неодинаковую длину (от 3 до 286 айятов); первая из них, фатиха (открывающая), является короткой молитвой, далее суры располагаются в порядке от более длинных (и в то же – время более поздних) к более коротким (и более ранним). Каждая сура имеет введение, в которое входит заголовок, обычно не связанный с содержанием; басмала (молитвенная формула «Во имя Бога, милосердного и сострадательного»); указание на место «явления» суры (Медина или Мекка); в ряде случаев – особое сочетание букв (цель этого приема до сих пор не ясна). Ранние суры написаны ритмической прозой, состоят из коротких предложений, выразительны и поэтичны по форме. Повествование, как правило, ведется от первого лица множественного числа (мы), это речь Бога. Слова пророка предваряются приказанием: «Говори». Это призвано продемонстрировать, что Мухаммед высказывается лишь по божественному повелению. Повествование иногда нарушается своего рода диалогами, реплики которых отражают возражения противников Мухаммеда и его контрдоводы. В Коран включены истории о пророках и библейских персонажах, однако в них акцентируется не повествовательный, а дидактический аспект. Коран не производит впечатление цельного по исполнению, систематизированного сочинения.
Помимо Корана мусульмане почитают также писания пророков – предшественников Мухаммеда (Ибрахима, Мусы, Дау-да, Исы, т.е. Авраама, Моисея, Давида, Иисуса), отождествляемые с отдельными частями Ветхого и Нового заветов, однако эти книги играют второстепенную по сравнению с Кораном роль, более того, их почитание основано на том, что они упомянуты в Коране.
Священное Предание ислама — Сунна (араб, обычай, предание, а также путь). Сунну в совокупности составляют Сира (жизненный путь Мухаммеда, описанный до мельчайших подробностей) и хадисы — собственно предания о конкретных словах и делах Мухаммеда.
Иудейско-христианское повествование о падении Адама принято и в исламе, однако Коран утверждает, что Бог простил Адаму его непослушание, которое в исламе не расценивается как первородный грех. Человек был создан Богом вопреки протестам ангелов и признан венцом творения, несущим в себе истину и ответственность, недоступную прочим тварям. Природа подчинена человеку, а сам человек подчинен воле Бога, исполнение которой является задачей его жизни. Однако человек обладает гордыней, которая считается величайшим грехом, поскольку отрицает ограниченность человека, его зависимость, его подчиненное по отношению к Богу положение. Истинная вера, таким образом, состоит в признании божественного единства, а весь ислам — в подчинении божественной воле.
Концепция греха в исламе связывается с Сатаной. Сатана (Шайтан, Иблис) — падший ангел, который, будучи одержим гордыней, некогда не подчинился Богу и отказался признать Адама, за что и был низвергнут. Сатана подвигает людей на совершение греха, и конец его злодеяниям будет положен только в Судный день. Человеческий род склонен к непослушанию, к греху; те, кто отрицает божественную истину, именуются в Коране куффар (неблагодарные). Однако для человека всегда есть возможность прощения, и искреннее раскаяние способствует его возвращению в изначальное состояние безгрешности, в котором он появился на свет.
Вселенную отличает предустановленный Богом порядок, каждая вещь в ней имеет свое место и создана в соответствии со своим предназначением. В определенном смысле Вселенная автономна, так как все в мире развивается по своим собственным внутренним законам, однако она не самодостаточна и не суве-ренна, поскольку эти законы предписаны Богом и строго ограничены его замыслом. Именно идея ограниченности является системообразующей в космологии и теологии ислама. Лишь Бог мыслится как безграничный, суверенный и самодостаточный.
Эсхатологическое учение ислама основано на идее Судного дня, когда придет конец света, мертвые воскреснут и будут судимы по делам их. Грешники будут гореть в адском пламени, праведники — наслаждаться удовольствиями в раю. Ад и рай определяются и как духовное, и как физическое состояние: помимо «материального» огня, грешники будут снедаемы пламенем «в собственном сердце», праведные же приобщатся к божественным радостям. Заступничество Мухаммеда может спасти грешника от наказания. Судному дню будет предшествовать приход махди мессии и его царствие.
- Суннизм и шиизм – основные направления ислама. Секты ислама. Бахаи. Суфизм.
В исламе присутствуют различные направления, выделяемые в соответствии с концепцией государственной власти и философско-религиозными тенденциями.
1) Хариджиты (вышедшие, возмутившиеся) — самая ранняя из существовавших религиозно-политических группировок. Основные положения: выборность на основе личных качеств, возможность смещения недостойного правителя. Отстаивали общинный характер власти. Считали, что вера определяется поступками, поэтому совершивший великий грех не может считаться мусульманином.
2) Шииты (группа, партия) признают божественную природу власти, предопределенную в роду Али — власть должна сохраняться «в семье пророка»; в качестве направления выделились в VII в. Создали учение о 12 имамах — носителях божественной субстанции — и о «сокрытом имаме», который явится, чтобы восстановить истинную веру; развили культ мучеников. Шиитская Сунна включает только те хадисы, которые связаны с Али, а также особые писания — ахбары. Шиизм распространен в Иране и Ираке.
3) Суннизм — ортодоксальное направление ислама. В суннизме меньше сект, у него большее число последователей. Учение суннизма включает положения об отсутствии посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, отрицание особой природы Али и его потомков и права имамата; выборность халифов общиной (точнее, ее религиозно-политической верхушкой). Суннизм окончательно оформляется в X—XI вв.
4) В рамках ортодоксального ислама с XVIII в. развивается движение ваххабитов (по имени основоположника аль-Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся в исламе в процессе его исторического развития, и стремящееся воссоздать учение Мухаммеда в его первозданном облике. Ваххабиты осуждают культ пророков, святых, могил, видя в нем поклонение сотворенному; они вводят запрет на музыку, танцы, спиртные напитки, азартные игры. Ваххабизм распространился в Аравии и сопредельных регионах.
5) Мутазилиты (обособившиеся) — школа калама (мусульманской теологии), которая придерживалась рационалистического толкования Корана и Сунны, утверждала примат знания над верой, рассматривала добро и зло в качестве категорий человеческой деятельности. Свободомыслие мутазилитов проявилось в разработке учения о свободе воли человека, отрицании сверхъестественности божественных атрибутов; утверждении в качестве целей человека борьбы со злом и укрепления добра.
6) Мистико-аскетические течения в исламе представлены суфизмом (суф — грубая шерстяная ткань, власяница), возникшим в VIII—IX вв. и разработавшим методы богопознания на основе идеи единства всего Сущего в Боге и возможности постижения Бога путем растворения в Нем и безмерной любви к Нему. Суфии стремятся отыскать тайный смысл Корана; они принимают различные обеты, практикуют аскезу, отказ от собственности и социальной активности, основные черты их учения составляют мистическая любовь к Богу, теософия, откровение в качестве способа познания, особая этика, концепция избранников Бога. Суфии основывают особые монашеские братства во главе с шейхами; в рамках суфизма находят развитие философские идеи о единстве бытия; процветает поэзия. Со временем суфизм превратился в оплот консерватизма, в силу чего стал объектом критики со стороны реформаторов.
7) В новейшее время возникают движения бабидов и бахаитов. Они были основаны в XIX в. в Персии и имели своей целью сплочение человечества вокруг учений, оставленных пророками этих движений. Основателем бабизма является Сейид Али Мохаммед, принявший имя Баб («Врата», подразумевается его способность передавать волю пророка-освободителя, махди) и составивший книгу «Бейян». Основатель бахаизма — Мирза Хусейн Али, ученик Баба, получивший имя Баха-Улла («Блеск божий»); его учение записано им в «Священной книге». Согласно этому учению, Бог един, а пророки лишь реализуют его волю, ведя человечество к духовному совершенству.
- Ислам в современном мире. Исламские государства. Ортодоксия и модернизм.
Экспансия ислама осуществлялась как за счет завоеваний, так и за счет миссионерской деятельности. Отношение ислама с другими религиями ранее определялось двумя тенденциями: в рамках мусульманских государств последователи других конфессий обращались в мусульманство либо уничтожались, исключение делалось лишь для «народов книги» (христиане, иудеи), которые платили особый налог.
В XIX—XX вв. в исламе осуществляются реформаторские процессы, сводящиеся к адаптации к новым историческим условиям (так называемая «мусульманская Реформа»), пересмотру религиозных оснований светской жизни, судебно-правовой системы, шариата. Теологию реформистское движение практически не затронуло.
В современном исламе присутствуют фундаменталистские, традиционалистские и панисламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях. Происходит политизация вероучения, выразившаяся в концепции «исламского государства», которая подразумевает воплощение идей ислама во всех сферах государственной и религиозной жизни.
Смена духовных ориентиров. Появление нетрадиционных исламских течений в казахстане
В наше время каждому мусульманину, независимо от уровня религиозности или религиозных знаний, известно, что Ислам представляет собой социально ориентированную религию, стремящуюся создать крепкое и здоровое мусульманское общество – Умму. По замыслу Всевышнего Творца, религия должна послужить объединяющим фактором полиэтнического и мультикультурного общества мусульман и превратить его в Умму. Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Нет преимущества для араба, над неарабом. И нет преимущества для неараба над арабом. Нет преимущества для белого над черным, черного над белым, кроме как на основе богобоязненности».
Ислам был основан и первое время уверенно стоял на мощнейшем фундаменте, состоящем из божественного откровения и авторитета Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Любые разногласия им лично пресекались на корню. Существование в ту пору каких-либо религиозных мусульманских течений, разумеется, даже не предполагалось. Разделение мусульман на течения началось спустя 23 года после смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), в эпоху правления халифа Али ибн Абу Талиба (р.а.). Однако, появлению первой оформленной мусульманской секты предшествовала эпоха массового отхода некоторых арабских племен от Ислама, а также появление и деятельность лжепророков, претендовавших на власть, авторитет и положение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Эти неспокойные времена, названные впоследствии «ридда» (вероотступничество), выпали на время правления халифа Абу Бакра (р.а.). Причина отхода некоторых арабских племен от Ислама заключалась в желании восстановить доисламскую племенную раздробленность. За этим последовал отказ подчиниться централизованной власти и выплачивать закят. Примечательно, что главы племен пытались обосновать свой отказ от выплаты закята тем, что закят по своей сути отличается от других видов поклонения, например, молитвы и поста и, следовательно, не имеет религиозной важности.
Первые попытки мусульман пересмотреть основы Ислама, случившиеся почти сразу после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), свидетельствуют о непререкаемом авторитете Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Отсюда — отправная точка в возникновении мусульманских религиозных течений: исчезновение источника незыблемости идеологии Ислама в лице Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Если говорить о возможных причинах возникновения мусульманских течений, то тут можно выделить, в первую очередь, влияние доисламских цивилизаций и культурных традиций на классическое понимание Ислама. Известно, что ислам развивался на территории, где уже имелись христианские и иудейские общины, исповедовавшие свои религии в течение длительного промежутка времени и успевшие оставить в культуре свой след. Ислам, хоть и явившийся четко оформленной и во многом не имеющей аналогов религией, все же оперировал понятиями, характерными для авраамических религий, и поэтому был подвержен влиянию философии христианства и иудаизма.
Особенно заметно это влияние стало наблюдаться после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Среди следующих причин возникновения мусульманских течений следует отметить влияние политических событий (как в случае возникновения шиизма и хариджизма), влияние социума и различия в понимании священных текстов — аятов и хадисов. Последняя причина может служить общей для возникновения всех мусульманских сект, поскольку Коран и Сунна являются единственной доказательной базой, к которой апеллируют все без исключения мусульмане в попытках решить теологический или юридический спор.
Ввиду неоднозначности некоторых аятов и хадисов, а зачастую ввиду предвзятости в понимании этих аятов и хадисов, рождаются разногласия, которые затем накладываются на личностный человеческий фактор и приводят к появлению различных течений и сект. Яркий тому пример — появление течения ваххабитов, буквально понимающих некоторые аяты Корана, требующие аллегорического трактования. Эта особенность вкупе с психологическими качествами основателя данного течения Мухаммада ибн Абдульваххаба, а также с политическими явлениями, происходившими в то время в мусульманском государстве привели к возникновению движения, имеющему влияние на умы сотен миллионов мусульман в наши дни.
Нетрадиционные религозные секты Казахстана
Деятельность религиозных объединений Казахстана регламентируется Конституцией Республики Казахстан (РК), Гражданским кодексом и Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятого 15 января 1992 г. еще Верховным Советом Казахской ССР.
Политическое руководство РК пытается официально не вмешиваться в религиозную сферу и регулировать этот процесс принятием разного рода законов, в основном пресекающих антиконституционные действия религиозных объединений.
Так, в 1995 г., в соответствии с указаниями президента РК Н.Назарбаева, в Конституцию было внесено положение о запрете на деятельность религиозных и общественных объединений, «провозглашающих или на практике реализующих. разжигание религиозной розни» (ст. 5.3). Кроме того, в том же году в Конституции появилась статья 20.3, запрещающая «пропаганду или агитацию. религиозного. превосходства». В последствии был раскрыт ряд реступлений против государственных властей, которые осуждались по следующим статьям УК РК: ст. 164: «Возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды»; ст. 168 — «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»; ст. 170: «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению территории Республики Казахстан».
Ужесточение государственной политики в отношении религиозного экстремизма и сепаратизма в Казахстане началось с 1994 г., когда в новый Гражданский кодекс РК были внесены положения об обязательном согласовании с государственными органами кандидатур руководителей религиозных объединений, назначаемых в Казахстан зарубежными религиозными центрами, и об обязательной аккредитации миссионеров, не являющихся гражданами Казахстана, и «духовных учебных религиозных объединений и заведений» в местных органах власти (ст. 109).
Позднее положение о согласовании с государственными органами вопросов деятельности иностранных религиозных объединений и назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений было закреплено в Конституции Казахстана 1995 г. (ст. 5.5). Особое усиление контроля над религиозными процессами и религиозным образованием, в частности, началось после терактов 1999 года в Ташкенте, когда, по мнению официальных властей, имели место попытки покушения на бывшего президента И.Каримова.
Только за 1999 г. было возбуждено 5 уголовных дел в отношении 14 духовных лиц за совершение ими различных преступлений. С целью недопущения радикализации религиозного сознания казахстанских граждан, президент Казахстана Н.А.Назарбаев в феврале 2000 г. подписал Указ «О мерах по предупреждению и пересечению проявлений терроризма и экстремизма».
Что касается появления нетрадиционных религиозных направлений, то, в начале 90-х многие молодые жители Казахстана уезжали зарубеж для получения образования, где в качестве национальной идеологии позиционируется нетрадиционный для стран Центральной Азии ислам шиитского или ваххабитского толка, либо иные религиозные направления. В итоге уехавшие молодые люди, оказавшись под влиянием идеологии другого государства, принимали ее и впоследствии эти же учения способствовали образованию всевозможных исламских течений и сект, и иных религиозных организаций, нетрадиционных для Казахстана.
Сегодня, религиозный, и особенно исламский экстремизм становится реальной политической силой в Центральноазиатском регионе. Казахстан не является исключением, тем более, что ислам здесь имеет глубокие исторические корни. По информации руководства Духовного Управления Мусульман Казахстана (ДУМК), ислам в Казахстане (особенно в южной части) представлен не только традиционными течениями – суннизмом и шиизмом, но и существует несколько десятков исламских течений и независимых друг от друга религиозных общин, которые ДУМК не подчиняются.
В течение последних 4-х лет по заявлениям Генерального Прокурора судебными органами Казахстана запрещена деятельность 13 террористических и 1 экстремистской организаций. Также эти зарубежные организации были признаны террористическими другими государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества, а многие из них включены в перечень международных террористических организаций в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.
Наиболее многочисленными конфессиями по РК являются: ислам суннитского толка (ханифитский мазхаб) и христианство (православие). Руководство в этих двух конфессиях осуществляется крупнейшими религиозными центрами – Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК) и тремя епархиальными управлениями Русской православной церкви (РПЦ).
Существенно укрепились позиции в Казахстане Римско-католической церкви. В частности, католики имеют на территории республики более 90 католических общин и более 160 католических групп посещения, около пятнадцати монашеских конгрегаций, в том числе члены запрещенного в некоторых странах фундаменталистского католического ордена Опус Деи.
Нетрадиционные религиозные направления
К нетрадиционным конфессиям на территории РК относятся так называемые харизматические религиозные объединения: «Грейс», «Живая лоза», «Агапе», «Новое небо», «Благая весть», «Новая жизнь», «Церковь объединения Муна» и др.
Деятельность таких сомнительных зарубежых конфессий на территории Казахстана повлекла за собой череду негативных последствий для жителй республики.
Наиболее значительным, по числу верующих и общин, является религиозное объединение «Новая жизнь», которое образовалось в США. В июле 2015 года пасторы объединения «Новая Жизнь» обвинялись в совершении преступления, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 190 Уголовного Кодекса РК (мошенничество в крупном размере) присвоении крупных сумм денег, а также движимого и недвижимого имущества, полученных под предлогом пожертвований прихожан. Однако пастыри все отрицают.
«Церковь объединения Муна» – религиозное движение, основанное в 1954 г. Мун Сон Меном в Сеуле (Южная Корея). Руководящий центр мунитов располагается в г. Нью-Йорке (США). Согласно исследованиям, в теории и в самой личности лидера организации Муна имеется много заимствований из оккультизма. Мун Сон Мен (Сан Мьюнг Мун) Основное кредо последователей учений Муна – так называемая «бомбардировка любовью» всего живого, в обмен на покорность и трудолюбие. В 1972 году Мун перебрался в США, где купил роскошное поместье. Стоит отметить, что С.М.Мун имеет довольно богатую тюремную биографию. Впервые он был арестован в 1955 году по обвинению в сексуальных отношениях со всеми женщинами своей общины. Деятельностью «Муны» давно занимаются спецслужбы Казахстана, однако в силу различных факторов, в частности, повышенной конспирации филиалов процесс раскрытия истинной деятельности организации затягивается. Самого лидера движения уже нет вживых, однако его последователи активно его сомнительное учение.
Деятельность еще одного религиозного движения под названием «Алля Аят» была отмечена в Казахстане . В 1990 году некий Фархат Мухамедович Абдуллаев из Алматинской области, в прошлом колхозный шофер, захотел стать пророком. В августе 2000 года в отношении нескольких сторонников учения стражами порядка Костанайской области было возбуждено уголовное дело по факту незаконной медицинской деятельности. Больных лечили методами кодирования и гипноза, которые больше напоминали зомбирование, от которых люди впадали в неадекватное состояние. Как выяснилось в ходе следствия, на самом деле пациенты готовились к торжественному самосожжению. Многие закончили свой путь «духовного познания» в психиатрических больницах. В конце декабря 2008 года решением специализированного межрайонного суда Алматы по иску городской прокуратуры движение «Алля Аят» было признано сектой, а его деятельность – незаконной по всей территории Казахстана.
Одной из целей нетрадиционных религиозных организаций является вымогательство имущества и иных материальных ценностей от прихожан и обогащение своих лидеров, но те организации, получают достаточное зарубежное финансирование, занимаются вербовкой людей и созданием отдельных ячеек для деструктивного воздействия на жителей.
Для оказания таким лицам психологической, правовой и другой помощи во всех регионах РК созданы центры помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений.
В числе наиболее эффективно работающих необходимо отметить работу центра, созданного в Костанайской области. Эффективно работают центры в Павлодарской и Актюбинской областях. Кроме того, в целях улучшения религиозной обстановки в стране, реализации комплексных и системных мер, направленных на профилактику и недопущение радикальных проявлений в религиозной среде, Генеральной прокуратурой разработана Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Любой нуждающийся в поддержке человек может получить психологическую, правовую и другую необходимую помощь, а также консультацию специалиста по религиозным вопросам, позвонив на бесплатный номер 114 горячей линии республиканского информационно-консультативного центра.
Для пресечения агрессивной деятельности нетрадиционных зарубежных религиозных организаций на тетрритории Казахстана, необходимо привлекать больше профессиональных теологов, психологов и юристов. Чтобы эффективно переубеждать последователей, а также проводить профилактические работы по предотвращению распространения нетрадиционных религиозных течений.
Источники:
https://studopedia.ru/5_149438_lektsiya—islam-i-netraditsionnie-religioznie-kulti.html
https://islam-today.ru/istoria/cto-stalo-pricinoj-vozniknovenia-razlicnyh-tecenij-v-islame/
https://yvision.kz/post/785985