5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смотреть что такое “Корнель, Пьер” в других словарях. Корнель пьер

Корнель, Пьер

Пьер Корне́ль (фр. Pierre Corneille ; 6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии (1647).

Содержание

Биография

Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне — лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В (1628) получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.

Творчество Корнеля

Драматургия Корнеля (полный список пьес)

  • «Алидор, или Безразличный» (Alidor ou l’Indifférent) (атрибуция неокончательная) (между 1626 и 1628)
  • «Мелита» (Mélite , 1629)
  • «Клитандр» (Clitandre (1631)
  • «Вдова» (La Veuve, 1632)
  • «Галерея Дворца» (La Galerie du Palais, 1633)
  • «Компаньонка» (La Suivante, 1634)
  • «Королевская площадь» (La Place royale, 1634)
  • «Медея» (Médée, 1635)
  • «Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries, в соавторстве с Г. Кольте, П.Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) (1635)
  • «Комическая иллюзия» (L’Illusion comique, 1636)
  • «Сид» (Le Cid, 1636)
  • «Гораций» (Horace, 1640)
  • «Цинна» (Cinna, 1641)
  • «Полиевкт» (Polyeucte, (1642)
  • «Смерть Помпея» (La Mort de Pompée, 1644)
  • «Лжец» (Le Menteur, 1644)
  • «Родогуна» (Rodogune, 1644)
  • «Теодора» (Théodore, 1646)
  • «Ираклий» (Héraclius, 1647)
  • «Андромеда» (Andromède, 1650)
  • «Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon, 1650)
  • «Никомед» (Nicomède, 1651)
  • «Пертарит» (Pertharite, 1652)
  • «Эдип» (Œdipe, 1659)
  • «Золотое руно» (La Toison d’or, 1660)
  • «Серторий» (Sertorius, 1662)
  • «Софонисба» (Sophonisbe, 1663)
  • «Отон» (Othon, 1664)
  • «Агесилай» (Agésilas, 1666)
  • «Аттила» (Attila, 1667)
  • «Тит и Береника» (Tite et Bérénice, 1670)
  • «Психея» (Psyché) (в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино, 1671)
  • «Пульхерия» (Pulchérie, 1672)
  • «Сурена» (Suréna, 1674)

Раннее творчество

Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (1629), однако в 1946 г. была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (соч. между 1626 и 1628 г., опубл. в 2001 г.), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор — Жан Ротру). За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Армана Ришельё.

С 1635 г. Корнель пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Медея» (1635). Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «Комическую иллюзию» (1636) — тяжеловесный фарс, главное лицо которого испанский матадор.

В конце 1636 г. появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу признанный шедевром; создалась даже поговорка: «прекрасен как Сид» (beau comme le Cid)”. Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в «Sentiments de l’Académie sur le Cid»: автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым достоинства.

Любопытен факт, что никто из завистников не говорил, что Корнель прославил врагов страны. Между тем Сид — испанский герой, а первая постановка состоялась в разгар войны с Испанией (Тридцатилетняя война), в тяжёлое для Франции время военных поражений.

«Гораций»

Написанная в Руане трагедия «Гораций» была поставлена в Париже в начале 1640 года, видимо, на сцене Бургундского отеля. Премьера трагедии не стала триумфом драматурга, но от спектакля к спектаклю успех пьесы нарастал. Включённая в репертуар театра «Комеди Франсез», трагедия на этой сцене выдержала количество спектаклей, уступающее лишь «Сиду». В основных ролях пьесы выступали такие прославленные актёры, как мадемуазель Клерон, Рашель, Муне-Сюлли и другие.

Впервые «Гораций» был издан Огюстеном Курбе в январе 1641 года.

На русский язык трагедия была переведена А. И. Чепяговым, А. А. Жандром, А. А. Шаховским и П. А. Катениным в 1817 году, затем М. И. Чайковским (1893), Л. И. Поливановым (1895), Н. Я. Рыковой (1956). Первый перевод предназначался исключительно для сцены и издан не был (кроме 4-го действия пьесы, переведенного П. А. Катениным и напечатанного в 1832 году). Перевод этот ставился несколько раз как в Петербурге, так и в Москве. Октябрьская постановка 1817 года стала, по воспоминаниям современников, «замечательным успехом» актёров. Основные роли исполняли Е. С. Семенова (Камилла), М. И. Вальберхова (Сабина), Я. Г. Брянский (Гораций). Прославились постановки 1819 года (Камилла — А. М. Колосова) и 1823 года (Гораций — Я. Г. Брянский, Камилла — А. М. Колосова, Сабина — А. Д. Каратыгина). [1]

К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер (Marie de Lamprière), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье. В 1647 г. Корнель был избран членом французской академии (кресло № 14).

Читать еще:  Тяжелые времена краткое содержание. Тяжелые времена, диккенс чарлз

Религиозная поэзия

Начиная с 1651 г. Корнель увлёкся религиозной поэзией, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Подражания Иисусу Христу» («Imitation de Jésus Christ»). Перевод этот имел огромный успех и выдержал за последующие 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, панегирики Деве Марии, псалмы и т. д.

Значение творчества

Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был ориентирован на подражание латинской драме Сенеки. Талантливые предшественники Корнеля — Александр Арди, Робер Гарнье, Жан Ротру и другие — не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнелю удалось оживить французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по сути, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.

Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорили, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин — такими, каковы они в действительности». Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей.

Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poème dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм — семейным привязанностям, великодушие — внушениям государственной политики, преданность религиозной идее — увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.

В «Горации» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи.

В «Полиевкте» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей.

Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе — единственный в своём роде. Умение заключить в одной фразе, в одном обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту Корнеля. Знаменитое «Пусть бы умер!» (Qu’il mourût!)” старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; поразительный контраст между словами Горация: «Albe vous a nommé — je ne vous connais plus» и ответом Куриация: «je vous connais encore» — всё это и многое другое носит на себе печать истинной гениальности.

Переводчики Корнеля

Пьесы Корнеля на русский язык переводили:

  • Я. Б. Княжнин: «Сид» (СПб. 1779); «Смерть Помпея» (СПб. 1779); «Цинна или Августово милосердие» (СПб. 1779); «Родогуна» (М. 1788);
  • П. А. Катенин: «Сид» (СПб, 1822). Об этом переводе упоминает Пушкин в первой главе «Евгения Онегина»: «Там наш Катенин воскресил// Корнеля гений величавый» (строфа XVIII).
  • Е. Барышев: «Сид» (СПб. 1881) и «Родогонда» (СПб. 1881).
  • Михаил Лозинский: новый перевод «Сида» (1938 г.);
  • Вс. Рождественский;
  • Т. Гнедич;
  • Ю. Корнеев;
  • М. Кудинов;
  • Александр Кочетков.

Наиболее полное собрание пьес Корнеля на русском языке было опубликовано издательством «Искусство», куда вошли: «Компаньонка», «Королевская площадь», «Иллюзия», «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Помпей», «Лжец», «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский», «Никомед», «Серторий» и «Сурена». (Корнель П. Театр. В 2-х т. Составление, статья и комментарий А. Д. Михайлова. М.: 1984).

Исторический словарь

(1606 – 1684) – в истории французского театра занимает одно из первых мест, как создатель национальной трагедии. До него французская драма была рабским подражанием латинским образцам. Корнель оживил ее, ввел в нее движение и страсть, возобновив традиции древней классической трагедии, главным принципом которой было изображение возвышенных страстей, важных событий и сильных людей с трагическими конфликтами и роковой судьбой. Герои Корнеля – сильные люди, непреклонные в исполнении сурового долга. Борьба долга с чувством составляет содержание большинства его драм. Наиболее известны из них: “Сид”, “Горации”, “Цинна” и “Полиевкт”. /Т. 20/

Читать еще:  Заводной апельсин энтони берджесс содержание. Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин

Смотреть значение Корнель, Пьер в других словарях

Абеляр Пьер — (1079 – 1142 ) – католический теолог, мистик-рационалист, основал теорию концептуализма – смягченную версию номинализма, продолжал традицию комментаторства Порфирия-Боэция.
Политический словарь

Бурдье (bourdieu) Пьер (1930) — – французский социолог. По Б., общество – это совокупность отношений, складывающихся в различных полях, каждое из которых имеет специфический тип власти. “Политическое.
Политический словарь

Галуа Пьер-мари — (р.1911) – современный французский геополитик, генерал. Автор многих статей и книг, в частности, «Геополитика: дороги могущества».
Политический словарь

Милза Пьер — – французский исследователь проблем фашизма. Автор работ “Фашизмы и реакционные идеологии в Европе. 1919-1945” (1969), “Фашизм” (1986), “Французский фашизм. Прошлое и настоящее” (1988) и др.
Политический словарь

Прудон (proudhon) Пьер Жерар (1809-1865) — – французский философ, социолог, экономист, теория анархизма. В основе учения П. лежит утверждение, что приобретаемая без труда (рента, прибыль), для охран которой и существует.
Политический словарь

Буагильбер (boisguillebert) Пьер Лепезан (1646-1714) — один из зачинателей классического направления экономической мысли во Франции. В отличие от У.Петти Буагильбер критиковал меркантилистическое обожествление денег.
Экономический словарь

Гарнье, Пьер — – крупный
представитель французской бухгалтерской науки XX в. Все
факты Гарнье делил на юридические (
договоры поставки, купли-продажи,
подряда, аренды.
Экономический словарь

Дюпон Де Немур (dupont De Nemours) Пьер Самуэль (1739-1817) — французский экономист и политический деятель. Примкнул к кружку Ф.Кенэ и стал одним из представителей школы физиократов и пропагандистов их идей. Был редактором основанного.
Экономический словарь

Жамс (james) Эмиль Пьер Мари (1899-1987) — французский
экономист, один из идеологов кейнсианства, которое во Франции в 50-е гг. XX в. оформилось в реалистическое направление, или
дирижизм. Жамс выступал.
Экономический словарь

Левассер (levasseur) Пьер Эмиль (1828-1911) — французский экономист и историк. Занимался изучением экономической истории Франции
Экономический словарь

Леоте, Эжен Пьер — – крупный
представитель французской бухгалтерской науки XIX в., тесно сотрудничал с А.Гильбо. Для Леоте
учет – это веление счетов, с
помощью которых достигаются.
Экономический словарь

Мерсье Де Ля Ривьер (lemercier De La Riviere) Поль Пьер (1729-1793) — французский экономист, теоретик школы физиократов. В середине 60-х годов XVIII века вошел в круг экономистов, сгруппировавшихся вокруг Ф.Кенэ. В 1767 г. вышла книга Мерсье.
Экономический словарь

Прудон (proudhon) Пьер Жозеф (1809-1865) — представитель французской мелкобуржуазной политэкономии. Основные экономические работы: «Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или.
Экономический словарь

Прошло больше 40 лет с тех пор, как в 1661 г. молодой король Людовик XIV после смерти всесильного министра Мазарини стал править самостоятельно.
Экономический словарь

Бернарден Де Сен-пьер — (Bernardin de Saint-Pierre) Жак Анри (1737-1814) -французский писатель. Руссоистские идеи в романе “Поль и Виргиния” (1788),сатирико-философской повести “Индийская хижина” (1791), повести “Суратскаякофейня” (1791).
Большой энциклопедический словарь

Корнель — (Corneille) Пьер (1606-84) – французский драматург, представительклассицизма. Сборник стихов “Поэтическая смесь” (1632). Трагическийконфликт страсти и долга в основе трагикомедии.
Большой энциклопедический словарь

Корнель Де Лион — (Corneille de Lyon) (ок. 1505 – ок. 1574) – французскийживописец. Представитель Возрождения. Тонкие, одухотворенные портреты,выполненные в почти миниатюрной технике, в изысканной цветовой гамме.
Большой энциклопедический словарь

Пьер-сен-мартен — (Pierre-Saint-Martin) – карстовая пропасть в сопредельномрайоне Франции и Испании, в Зап. Пиренеях. Глубина 1350 м (одна из самыхглубоких в мире).
Большой энциклопедический словарь

Сен-пьер — (Saint-Pierre) – город, порт, административный центр владенияФранции Сен-Пьер и Микелон. 5,4 тыс. жителей (1988). Лов и переработкарыбы.
Большой энциклопедический словарь

Сен-пьер И Микелон — (Saint-Pierre et Miquelon) – низменный архипелаг (8островов) у восточных берегов Сев. Америки, южнее о. Ньюфаундленд.Владение Франции. 242 км2 (из них о. Микелон 216 км2). Население 6,4 тыс.человек.
Большой энциклопедический словарь

Пьер-сен-мартен — Пьер-Сен-Марте́н(Pierre-Saint-Martin), карстовая пропасть в Зап. Пиренеях, на границе Франции и Испании. Известна с 1951 г. В течение долгого времени считалась глубочайшей пещерой.
Географическая энциклопедия

Сен-пьер — Сен-Пьеростров в островной группе Сен-Пьер и Микелон, в проливе Кабота (Атлантический океан), к югу от острова Ньюфаундленд (Канада). Пл. ок. 26 км. От крупнейшего в архипелаге.
Географическая энциклопедия

Сен-пьер И Микелон — Сен-Пьер и Микело́н(Saint-Pierre et Miquelon), группа из 8 о-вов в прол. Кабота (Атлантический океан), к Ю. от о. Ньюфаундленд. Заморский департамент Франции. Пл. 242 км² (о. Микелон –.
Географическая энциклопедия

Сен-пьер И Микелон — группа о-вов в Атлантическом океане у юж. побережья о-ва Ньюфаундленд; владение Франции. Открыты в 1520 г. португ. мореплавателем Жуаном А. Фагундишем. Название Микелон.
Географический словарь

Базен, Пьер Доминик (петр Петрович) — (Pierre Dominique Bazaine) — род. в 1783 г., умер 28 сентября (нов. ст.) 1838 г. в Париже. Он был прислан Наполеоном I по просьбе Александра I вместе с тремя другими молодыми математиками из.
Большая биографическая энциклопедия

Читать еще:  Инста басты. Группа "Баста": история создания коллектива и биография ее солиста

Бурде, Поль Пьер — актер французский в СПб., уехал из СПб. за границу весною 1799
Большая биографическая энциклопедия

Валуа, Пьер Христоф — архитектор, назначенный академ. И. А. X. при Екатерине II; † 1744?
Дополнение: Валуа, Жак (не Пьер) Христоф, архитектор; † 1774 г.
Большая биографическая энциклопедия

Верне, Пьер (i) — бывш. актер Франц. сцены в СПб. при Ал. I (1809
Большая биографическая энциклопедия

Верне, Пьер (ii) — артист; сын Пьера Верне (I) (см.); р. 1797, † 6 февр. 1873
Большая биографическая энциклопедия

Вернье, Пьер Луи — медальер в русс. службе при Екатерине II, член И. А.
Большая биографическая энциклопедия

Значение КОРНЕЛЬ ПЬЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

(Corneille) Пьер (6.6.1606, Руан, – 1.10.1684, Париж), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии ‘Мелита, или Подложные письма’ (постановка 1629, издание 1633) и др., трагикомедия ‘Клитандр, или Освобожденная невинность’ (постановка 1630-31, издание 1632), трагедия ‘Медея’ (постановка 1635, издание 1639). Эти произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия ‘Сид’ (постановка и издание 1637), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает центральное противоречие времени – отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра французского классицизма. И хотя в ‘Сиде’ ещё сильна атмосфера вольности, что и было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нём уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях ‘Гораций’ (постановка 1640, издание 1641), ‘Цинна, или Милосердие Августа’ (постановка 1640-41, издание 1643) и др. Победа разума над чувством, гражданской доблести над индивидуальными страстями, торжество героической воли составляют пафос трагедий К. начала 40-х гг. Он находит выражение и в классической, рационалистически строгой и ясной форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля драматурга. Принципы поэтики классицизма К. стремится приложить и к комедии (‘Лжец’, постановка 1643, издание 1644).

Начиная с трагедии ‘Родогуна. ‘ (постановка 1644-45, издание 1647), в театре К. намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском государстве, которые определили характер его пьес конца 40-х гг., получивших впоследствии название трагедий ‘второй манеры’ К. Не судьбы нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. Образ монарха – тирана, движимого личным честолюбием, становится центральной фигурой театра К. Не находя больше разумного общественного содержания, воля его героев предстаёт как иррациональная, извращённая, преступная сила; драму движет слепая случайность, и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике классицизма, сменяется нарочитой запутанностью интриги. К. делает попытки отойти от канонов классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и комедией (‘Дон Санчо Арагонский’, постановка 1649, издание 1650). Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного подъёма, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее развитие в лучшей трагедии позднего К. ‘Никомед’ (постановка и издание 1651), заканчивающейся народным восстанием. После провала ‘Пертарита. ‘ (постановка 1651, издание 1653) К. уходит из театра и возвращается к театральной деятельности лишь в 1659. Трагедии К. 60-х гг. ‘Серторий’ (постановка и издание 1662), ‘Отон’ (постановка 1664, издание 1665) и др. свидетельствуют о творческом упадке драматурга. К. оказался в стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой ‘Сурена’ (постановка 1674, издание 1675). Последние годы почти ничего не писал; умер в нищете, всеми забытый. Новая слава пришла к К. в эпоху Просвещения и Великой французской революции. В России трагедии К. переводились и ставились уже в 18 в. Особенно популярен К. был в годы борьбы с деспотизмом Екатерины II и во время декабристского движения. Новые переводы трагедий К. были сделаны в конце 19 в. и в советское время (М. Л. Лозинским).

Соч.: CEuvres, v. 1-12, P., 1862-68; в рус. пер. – Избранные трагедии, М., 1956; Театр французского классицизма. П. Корнель, Ж. Расин, М., 1970.

Лит.: Батюшков Ф. Д., Корнелиев ‘Сид’, СПБ, 1895; Балашов Н. И., П. Корнель, М., 1956; Сигал Н. А., П. Корнель. 1606-1684, Л.- М., 1957; Klemperer V., P. Corneille, Munch., 1933; Dort В., P. Corneille dramaturge, [P., 1957]; Descotes М., Les grands rôles du theatre de Corneille. P., 1962 (имеется библ.).

Источники:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/88150
https://slovariki.org/istoriceskij-slovar/21284
https://slovar.cc/enc/bse/2007489.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]