14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сольфеджио: подготовительный класс. Размещение нот на нотоносце

Размещение нот на нотоносце.

Ноты – это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

до – на первой дополнительной линии, ре – под первой линией, ми – на первой линии, фа – между первой и второй линиями, соль – на второй линии, ля – между второй и третьей линиями, си – на третьей линии.

Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки – целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой – половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой – четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком – восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная – на 2 четверти, четверть – на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии – вниз.

6.Размер 2/4– это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая – слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте.

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

Запись песни со словами и без слов.

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

Мажор и минор. Тоника.

Мажор и минор – наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Гамма До мажор.

Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Ступени гаммы До мажор: до-I, ре-II, ми-III, фа-IV, соль-V, ля-VI, си-VII,до-снова I

Тоническое трезвучие.

Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие в До мажоре: до-I, ми-III, соль-V.

12. Вводные звуки – звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).

Вводные звуки в До мажоре: си – ре.

Восходящий вводный звук в До мажоре – си.

Нисходящий вводный звук в До мажоре – ре.

Переход восходящего вводного звука в тонику: си переходит в до.

Переход нисходящего вводного звука в тонику: ре переходит в до.

Полутон и тон.

Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

до-ре – тон, ре-ми – тон, ми-фа – полутон, фа-соль – тон, соль-ля – тон, ля-си – тон, си-до – полутон.

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио в До мажоре.

Диез, бемоль, бекар.

Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Диез – знак повышения звука на полтона: #

Бемоль – знак понижения звука на полтона: b

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Названия черных клавиш фортепиано

Черная клавиша между до и ре – до-диез или ре-бемоль

Черная клавиша между ре и ми – ре-диез или ми-бемоль

Черная клавиша между фа и соль – фа-диез или соль-бемоль

Черная клавиша между соль и ля – соль-диез или ля-бемоль

Черная клавиша между ля и си – ля-диез или си-бемоль

Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

Тональность Соль мажор

Соль мажор – мажорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит Соль мажор: соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, (соль).

Ключевой знак в тональности соль мажор: фа-диез.

Гамма Соль мажор и ее ступени: соль-I, ля – II, си – III, до – IV, ре – V, ми – VI, фа-диез – VII, (соль) – I.

Тоническое трезвучие в Соль мажоре: соль-I, си – III, ре – V

Вводные звуки в Соль мажоре: фа-диез – VII,ля – II

Тональность Фа мажор

Фа мажор – мажорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит Фа мажор: фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми, (фа).

Ключевой знак в тональности Фа мажор: си-бемоль.

Гамма Фа мажор и ее ступени: фа-I, соль- II, ля – III, си-бемоль – IV, до- V, ре – VI, ми – VII, (фа) – I.

Тоническое трезвучие в Фа мажоре: фа-I, ля – III, до – V

Вводные звуки в Фа мажоре: ми – VII, соль – II

Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую. При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

Пауза.

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

Музыкальная фраза.

Фразы – это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии – точная или с некоторыми изменениями – создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком “галка” или “запятая”.

Реприза.

Репризой называется знак повторения, это две точки – выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты фа на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота до большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота до малой октавы – между второй и третьей линией.

Читать еще:  Им был берлиоз в мастер и маргарита. ~ Берлиоз Михаил Александрович ~

Тональность ля минор.

Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Это лад, параллельный До мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ля минор и ее ступени:

ля-I, си – II, до – III, ре – IV, ми – V, фа – VI, соль – VII, (ля) – I.

Тоническое трезвучие в ля миноре: ля – I, до – III, ми – V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – II

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 2 класса сольфеджио – в ля миноре и Ре мажоре.

Тональность ми минор

Ми минор –минорныйлад, в котором тоникой является звук “ми” (лад, параллельный Соль мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит ми минор: ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре, ми.

Ключевой знак в тональности ми минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма ми минор и ее ступени вверх: ми – I, фа-диез – II, соль – III, ля – IV, си – V,

до – VI, ре -VII , ми – I.

Гамма ми минор и ее ступени вниз: ми -I, ре -VII, до – VI, си – V, ля – IV,соль – III,

фа-диез – II, ми – I

Тоническое трезвучие в ми миноре: ми -I, соль – III, си – V.

Тональность ре минор

Ре минор-минорныйлад, в котором тоникой является звук “ре” (лад, параллельный Фа мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ре минор: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Ключевой знак в тональности ре минор: си-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма ре минор и ее ступени вверх: ре – I, ми – II, фа – III, соль – IV, ля – V,

си-бемоль – VI, до -VII , ре – I.

Гамма ре минор и ее ступени вниз: ре -I, до -VII, си-бемоль – VI, ля – V,

соль – IV,фа – III,ми – II, ре – I

Тоническое трезвучие в ре миноре: ре -I, фа – III, ля – V.

Размер 3/4

Размер 3/4 –это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4:вниз – в сторону – вверх.

Размер 3/8

Размер 3/8 –это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8:вниз – в сторону – вверх.

Затакт.

Затакт –это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты – четверть, восьмая, две восьмые.

Тональность Ре мажор

Ре мажор – мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре.

Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез.

Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I , ми – II, фа-диез – III, соль – IV, ля – V, си- VI, до-диез – VII, (ре) – I.

Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез – III, ля – V

Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез – VII,ми – II

Лига.

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – I

1. Названия звуков

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Названия белых клавиш фортепиано:

  • Белая клавиша между двумя черными – РЕ.
  • Две белые клавиши справа от РЕ – МИ, ФА.
  • Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) – СОЛЬ, ЛЯ.
  • Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) – СИ, ДО.

2. Названия октав

Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

3. Размещение нот на нотоносце

Ноты – это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.

Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

4. Скрипичный ключ

Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

ДО – на первой дополнительной линии, РЕ – под первой линией, МИ – на первой линии, ФА – между первой и второй линиями, СОЛЬ – на второй линии, ЛЯ – между второй и третьей линиями, СИ – на третьей линии.

5. Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки – целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой – половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой – четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком – восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная – на 2 четверти, четверть – на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии – вниз.

6. Размер 2/4

Размер 2/4 – это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая – слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

8. Запись песни со словами и без слов

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

9. Мажор и минор. Тоника

Мажор и минор – наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

10. Гамма ДО мажор

Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО.

Читать еще:  Великие композиторы классической музыки. Великие композиторы мира

Ступени гаммы ДО мажор: ДО – I, РЕ – II, МИ – III, ФА – IV, СОЛЬ – V, ЛЯ – VI, СИ – VII, ДО – снова I.

11. Тоническое трезвучие

Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.

Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО – I, МИ – III, СОЛЬ – V.

12. Вводные звуки

Вводные звуки – звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).

Вводные звуки в ДО мажоре: СИ – РЕ.

Восходящий вводный звук в ДО мажоре – СИ.

Нисходящий вводный звук в ДО мажоре – РЕ.

Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.

Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.

13. Полутон и тон

Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.

Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:

ДО-РЕ – тон, РЕ-МИ – тон, МИ-ФА – полутон, ФА-СОЛЬ – тон, СОЛЬ-ЛЯ – тон, ЛЯ-СИ – тон, СИ-ДО – полутон.

14. Диез, бемоль, бекар

Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Диез – знак повышения звука на полтона: #

Бемоль – знак понижения звука на полтона: b

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Названия черных клавиш фортепиано:

  • Черная клавиша между ДО и РЕ – ДО-диез или РЕ-бемоль.
  • Черная клавиша между РЕ и МИ – РЕ-диез или МИ-бемоль.
  • Черная клавиша между ФА и СОЛЬ – ФА-диез или СОЛЬ-бемоль.
  • Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ – СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль.
  • Черная клавиша между ЛЯ и СИ – ЛЯ-диез или СИ-бемоль.

15. Ключевые и неключевые знаки альтерации

Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

16. Тональность СОЛЬ мажор

СОЛЬ мажор – мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).

Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:

Гамма Соль мажор и ее ступени:

  • СОЛЬ – I, ЛЯ – II, СИ – III, ДО – IV, РЕ – V, МИ – VI, ФА-диез – VII, (СОЛЬ) – I.

Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:

Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:

17. Тональность ФА мажор

ФА мажор – мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА мажор:

  • ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).

Ключевой знак в тональности ФА мажор:

Гамма ФА мажор и ее ступени:

  • ФА -I, СОЛЬ – II, ЛЯ – III, СИ-бемоль – IV, ДО – V, РЕ – VI, МИ – VII, (ФА) – I.

Тоническое трезвучие в ФА мажоре:

Вводные звуки в ФА мажоре:

18. Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

19. Пауза

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

20. Музыкальная фраза

Фразы – это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии – точная или с некоторыми изменениями – создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком “галка” или “запятая”.

21. Реприза

Репризой называется знак повторения, это две точки – выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ

Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы – между второй и третьей линией.

23. Тональность ЛЯ минор

ЛЯ минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ЛЯ минор и ее ступени:

ЛЯ – I, СИ – II, ДО – III, РЕ – IV, МИ – V, ФА – VI, СОЛЬ – VII, (ЛЯ) – I.

Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ – I, ДО – III, МИ – V.

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по сольфеджио. Почему? Да потому что дома каждый из вас, учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось.

Дорогие друзья! Давайте мы будем вместе с вами образовываться, давайте будем учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок. Сейчас немного почитайте то, что мы для вас приготовили. Конечно, «рецептов» или готовых работ тут нет. Зато здесь есть совсем другое – мы будем лечить ваши мысли, будем учиться настраиваться трудиться удовольствием. Да, любое домашнее задание – это труд, и это важно понимать.

Что нужно сделать ещё в классе?

Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание. Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?

  1. Записать как можно подробнее записать домашнее задание в дневник . Не надейтесь на свою память – всё вылетает из головы, спустя всего 10 минут. Вам только кажется, что вы и так всё запомните!
  2. Уточнить, какие учебники или книги вам потребуются . Это не всегда бывает нужно, но иногда актуально (например, если вам задали конспект, кроссворд или доклад). Если у вас нет нужных книг дома, то после урока, не теряя времени и возможности заполучить экземпляр учебника, отправляйтесь в библиотеку.
  3. Если задание не понятно, то немедленно попросите учителя объяснить задание лично вам . Не нужно стесняться этого вопроса. Да, ещё не нужно бояться спрашивать, даже если училка целый урок орала на весь класс. Она вас всё равно не убьёт, главное говорите вежливо. Что можно сказать? Можно так «Марья Ивановна, объясните, пожалуйста, мне задание такое-то». Марья Ивановна может возразить: «А что тебе, тормозу, тут непонятно? Я что неясно сказала?», а может и спокойно всё объяснить. В любом случае хотя бы попытайтесь! В первом случае вы можете уточнить, что же вам конкретно непонятно, или просто попросить повторить. Может быть причина в том, что вы не полностью задание услышали и, соответственно, не полностью зафиксировали его в дневнике? Ещё вы в ответ Марье Ивановне можете задавать уточняющие вопросы: «А это делать письменно или устно? А здесь нужно строить от звука или в тональности?» и т.д. Чем больше злится Марья Ивановна, тем больше вы над ней торжествуете (вы же спокойны, хоть и её боитесь?).
Читать еще:  Сколько стоит билет лотереи золотой ключ. Всероссийская лотерея золотой ключ

Когда делать домашнюю работу по сольфеджио?

Пришли домой – отдохните, если есть возможность. Когда будем делать домашнее задание? Можно на следующий день после урока, можно через день-другой. Не рекомендуется заниматься домашним заданием по сольфеджио непосредственно в день следующего урока, а также перед сном накануне этого дня. Не оставляйте такие дела напоследок, назначьте в своей жизни время (полчала), которые вы будете посвящать сольфеджио, и неукоснительно соблюдайте режим.

Например, урок по сольфеджио в понедельник в 10.00. Я буду делать домашние задания по сольфеджио каждый четверг с 11.00 до 11.30 или с 11.00 до 12.00. Я не слабак и не буду нарушать правила, которые сам себе придумал.

Какие бывают домашние задания по сольфеджио и как их выполнять?

Они бывают разные. Поделим их на несколько категорий:

1. Пение номеров по нотам и выучивание их наизусть

Это основной вид упражнений, который задают почти к каждому уроку. Задачи тут простые: правильно дирижировать и петь нужные ноты в нужном ритме. Что отрабатывать? Ритм, если он сложный (триоли, пунктир, шестнадцатые). Интонацию, если встречаются сложные обороты (их не может не быть). Как работать над интонацией? Нужно определить тональность и ступени, которые участвуют в сложной интонации. Осознание их места в ладу должно направить в нужное русло и пение.

Ещё полезно делать интонационный анализ. Это когда мы определяем направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), способ движения (плавно по ступеням, скачками, по хроматизму) или интервалы между отдельными звуками. Сложное место мы учим отдельно (прямо берём два-три звука и повторяем, пока не научимся петь их легко и естественно).

Чтобы пение было выразительным, нужно осознанно разделить весь поток звуков на мотивы, фразы и предложения. Почему? Да потому что любой номер из сборника сольфеджио представляет собой пример, взятый из музыкальной литературы. Это кусочек произведения, которое поют или играют. Деление фрагмента на смысловые части нужно чувствовать. Чем-то может помочь в этом деле текст, если он есть. Границы фраз музыкальных совпадают с границами фраз стихотворных.

2. Построение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука

Это тоже тип работ, который задают часто. Обычное задание предполагает, что всё это нужно построить в нотной тетрадочке письменно, а потом ещё и петь голосом или играть. Например, задают написать и петь гамму тетрахордом. Знаете, да, как это?

Эти задания почему-то вызывают наибольший страх, так как связаны с теорией музыки. Да, связаны, ну и что тут такого? Вам никогда не зададут того, что вы не прошли на уроке. Поэтому, чтобы сделать такое домашнее задание, загляните в свои тетрадочки – с правилами и с классными работами. Возможно, у вас там есть примеры? Наверняка они будут. Просто повторяйте то, что делали в классе. А если нет? Тогда нужно просто найти нужный теоретический материал и обязательно в нём разобраться. И не нужно переживать, что не получится или что потратите много времени. Получится, и время потраченное себя окупит с лихвой.

Если вы пропустили урок, где объяснялась новая тема, попробуйте воспользоваться хотя бы теми объяснениями, которые есть на нашем сайте. Вот только некоторый список тем, по которым у нас уже есть материалы:

  • Три вида минора – это ЗДЕСЬ
  • Три вида мажора – это ЗДЕСЬ
  • Как строить тритоны – ЗДЕСЬ
  • Как строить характерные интервалы – ЗДЕСЬ
  • Как запомнить ключевые знаки – ЗДЕСЬ
  • Про четыре вида трезвучия – ЗДЕСЬ
  • Про доминантовый септаккорд – ЗДЕСЬ
  • Про вводные септаккорды – ЗДЕСЬ

3. Теоретическая работа – кроссворды, доклады, билеты к экзаменам

Это самые интересные задания. Кроссворды нужно составлять из терминов и объяснений к ним из числа тех, что вы записывали в классе. Почему именно так, а не иначе? Потому что ваш кроссворд должен разгадать ваш одноклассник, и он будет искать ответы, прежде всего, в своей тетрадочке. Ну, если у него с головой всё в порядке, конечно!

По поводу докладов – источник литературы и содержание лучше всегда уточнять у учителя. По поводу приготовления ответов на билеты к экзамену. Это всегда ищем в тетрадочках для правил, или там, куда вы записывали всю информацию по новым темам. В крайнем случае восполняйте свои записи при помощи нашего сайта, или при помощи теоретических учебников, скачанных в Интернете.

Например, есть такой очень хороший учебник – Вахромеев «Элементарная теория музыки». Он, конечно, для школьников не предназначен, но средний школьник вполне может им пользоваться. Там всё, что нужно школьнику изложено упорядоченно и кратко без лишних слов.

4. Творческие задания

Тут задания могут быть самыми разными. Это и рисунки по заданной теме, и, конечно, сочинение музыки, песен, стихов, подбор аккомпанемента и подбор второго голоса. Что сказать? Творческие задания потому и называются творческими, что в них вам надо как-то проявить самого себя. Не стесняйтесь сочинять музыку так, как Бог на душу положит. Вас ведь этому не учили? Единственная проблема – всё, что вы сочините, вы должны записать нотами, поэтому особо сложных и длинных сочинений к уроку не готовьте – пускай будут маленькие и лёгкие.

Где можно прочитать инструкции по таким заданиям?

  • Как составить кроссворд – ЗДЕСЬ
  • Пример готового кроссворда по сольфеджио – ЗДЕСЬ
  • Как сочинить текст песни – ЗДЕСЬ
  • Как сочинить мелодию – ЗДЕСЬ

Почему нужно обязательно заниматься дома по сольфеджио?

Вы не станете спорить с тем, что предмет сольфеджио представляют какую-никакую, но значительную сложность для многих. Так уж устроена жизнь, что на изучение сольфеджио отводится всего один-единственный час в неделю. Это очень мало, поскольку за неделю из «ученичачьих» голов вылетает абсолютно всё.

Если вы не будете закреплять полученные знания дома, то учиться будет становиться всё сложнее и сложнее. А вот если вы будете заниматься дома регулярно, то проблемы с предметом сами собой отпадут, и вся наука станет для вас сущим пустяком.

Чего не нужно делать никогда, но всё-таки можно иногда?

Никогда не перекладывайте ответственность за домашнее задание на другого человека – на маму, например. Не позволяйте родителям помогать вам с домашним заданием. Вы должны справиться сами. Не ищите готовых ответов к домашним заданиям по сольфеджио в Интернете и не оставляйте просьб о помощи в комментариях на нашем сайте или на сайте «Ответы на mail.ru». Это позорно! Не позорьтесь!

Что можно? Можно попросить помочь знающего человека, если вам уж совсем лень. Но за помощь нужно обязательно заплатить. Никто ваши собственные проблемы просто так решать не будет!

Источники:

https://infopedia.su/1x905e.html
https://www.lafamire.ru/index.php?id=430&option=com_content&view=article
https://music-education.ru/kak-delat-domashnie-zadaniya-po-solfedzhio/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]