4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сообщение катерина луч света в темном царстве. Мотивы поступков Катерины

Катерина — луч света в темном царстве сочинение

В пьесе Островского «Гроза» преобладают негативные люди, они постоянно лгут, лицемерят и приспосабливаются. Это настоящее «темное царство». И чтобы разбавить эту компанию Островский сделал главной героиней чистую девушку Катерину. На фоне остальных героев она сильно выделяется.

Девушка росла и воспитывалась в хорошей семье. Ее юность была беззаботной. Ее мать заботилась о ней и любила. Катерина часто посещала церковь. В юности она даже не могла предположить, какая ее ждет судьба дальше.

Когда Катерина выросла, ее отдали замуж за человека, которого она не любила. Она переехала жить к супругу в совершенно новую среду обитания. Она очутилась в клетке. Ее свекровь была злой, властной и неприятной женщиной. Она постоянно обижала Катерину. Ее муж Тихон сильно боялся свою мать и старался не перечить ей. Он никогда не заступался за Катерину и не поддерживал ее. Девушка хочет сбежать из этой семьи, но чувство долга перед мужем не дает ей это сделать. Она словно светлый луч в «темном царстве».

В душе у Катерины идет протест против порядков, которые царят в доме Кабанихе. Она не желает уподобляться всем остальным, девушке не комфортно жить в таком обществе. Свекровь издевается над девушкой и доводит ее до мыслей о самоубийстве.

Катерина знакомится с Борисом. Она поддается чувствам и ей становится все равно, что о ней подумают люди. Она по-настоящему влюбилась в мужчину. Но, Борис оказался трусом, он побоялся взять на себя ответственность и увести Катерину вместе с собой. После того, как девушка испытала искреннюю любовь, она больше не хочет жить как прежде с не любимым человеком.

Все эти события и отсутствие понимания и поддержки толкают Катерину на грех. Она бросилась в реку Волгу и погибла. Она считала, что лучше умереть, чем так жить. Это единственный способ убежать от зла, лжи и лицемерия. После смерти Катерины ее муж понял, кого потерял. Он стал винить во всем свою мать Кабаниху. У него открылись глаза, и он больше не мог потакать прихотям матери. Катерина словно светлый луч озарила Тихона и показала ему истину. Но, за это прозрение она поплатилась слишком дорого.

Катерина была сильной и смелой женщиной. Она не хотела мириться с законами, которые царят в «темном царстве». Она жила словно в клетке, а после смерти обрела свободу. Катерина – светлая личность. Она хотела любить и быть любимой, но попала в жуткую семью. Она добрая и светлая, и достойна большего, чем имела в жизни.

Вариант №2

В центре событий драмы, написанной А.Н. Островского и получившей название «Гроза», стоит девушка Катерина. Один из литературных критиков, а точнее Н.А. Добролюбов, характеризует ее как воплощение «сильного русского характера», она стала настоящим лучиком света, который озарял темное царство. Но несмотря на то, что она обладает достаточно сильным и твердым характером, она все равно погибает из-за сложных обстоятельств и внутренних противоречий.

В драме образ Екатерины ассоциируется с мотивами простора, она мечтает обладать полной свободой и относится к жизни с легкостью и оптимизмом. Ее мечта парить как птице по небесным просторам, но даже в самом начале произведения героиня начинает чувствовать собственную гибель. Она не была создана для жизни в темном царстве, она чувствует, что в данной среде она не может существовать долго, поэтому понимание того, что скоро ей грядет конец, приходит к ней буквально сразу.

Самым приятным является рассказ о том, как Катерина жила до замужества, она рассказывает о том, что ее жизнь была свободной и открытой, она могла самостоятельно принимать решения и радоваться окружающему миру.

Сейчас же она постоянно находится дома и занимается домашней работой, также она посвящает себя религии, все это является составляющей патриархального склада жизни в доме. В реальном мире ей приходится бороться с разными трудностями, в семье она постоянно терпит насилие и издевательства, которые вынуждают ее бороться за собственное благополучие и со своими мыслями.

В Катерине просыпается чувство личности, которое не вписывается в представления существующего общества, она не понимает откуда берутся такие переживания и эмоции, поэтому не может справиться с происходящим. При этом девушка в силу своей религиозности и образованности, считает, что происходящее можно приравнять к грехопадению. Она влюблена в Бориса, а нарушение верности мужу даже в мыслях, становится для нее фактически преткновением. Ей трудно бороться с тем, что происходит в ее голове.

Когда она четко и ясно осознает свои чувства к Борису, то старается противостоять чувствам. Вокруг нее начинается все рушиться, сначала собирает вещи и уезжает Тихон, который являлся единственной опорой и поддержкой в любви, а Варвара отдает ей ключи от калитки в доме.

При этом Катерина сама сознается Борису в своих чувствах, это становится предвестником гибели, она готова сделать все, что угодно, лишь бы избавиться от своих чувств. Она не видит продолжения жизни с собственными противоречиями и эмоциями, которые возникают в ее душе регулярно. Поэтому она решает прекратить порочный круг самостоятельно и покончить жизнь самоубийством, она не может больше смотреть в глаза собственному супругу, которого не любит. Она испытывает совершенно другие чувства к Борису, который полностью забрал ее сердце. Она не готова бороться, несмотря на то, что она принимает осуждение людей, она не может его пережить, одно представление о происходящим сводит ее с ума.

Читать еще:  Проблема раскаяния: аргументы из литературы. «Белый Бим Черное ухо», Г

Также читают:

Картинка к сочинению Катерина — луч света в темном царстве

Популярные сегодня темы

Чтобы понять суть данного произведения, мы должны узнать некую характеристику Алёны Дмитриевны, а также Кирибеевича. Для чего же это нам надо? Всё просто! Не поняв характеристику данных героев, можно и вовсе не понять весь

Асоль является главной героиней произведения. Эта девушка бедная, живет в старой хижине. Живет она с отцом, ее мать погибла еще, когда Ассоль была маленькой, она не смогла справиться с тяжелой болезни, когда девочке было всего несколько месяцев

Каждый народ хранит свою историю, потому что без истории невозможно построить будущее. Культура демонстрируется через фольклор, который содержит в себе и придания, и сказки, и местные легенды

Однажды зимой я пошел к соседке попросить молока. Подойдя к дому, я услышал, как хозяйка ругала кого-то. Я очень удивился, и даже представить не мог, на кого бы это Лидия могла так браниться.

Есть в истории России страницы, которые тяжело принять и осмыслить даже спустя многие десятилетия. Одна из таких страниц – блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

«Катерина — луч света в темном царстве»

«Катерина — луч света в темном царстве»

А.Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.

Драма “Гроза” появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.

Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и “жертвы темного царства”.

“Темное царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства, проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова — непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем.

Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”, а взамен рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. “Ханжа, — говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заела совсем. ” И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.

Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу. ”), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является опекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, “если будут с ним почтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети есть”.

Читать еще:  Какие национальности проживают. Этнический состав населения России

Самодуры “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест. Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует: “Эх, кабы сила!” — при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” — делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину. В конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.

Даже Кулигин, человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны. Его фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., что бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.

Представители же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит на дружелюбный тон.

Таким образом, Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить — ни муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома и при первой же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу, постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не имеет ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит только себя, ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких усилий, чтобы ей помочь.

Смерть Катерины в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним из его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души все чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением, присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито да крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой за то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако понимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”

Таким образом, протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали общества, против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.

Катерина — луч света в темном царстве (Вариант: Тема совести в русской литературе)

А. Н. Островский оказал огромное влияние на развитие русского драматического искусства. До него таких пьес, как «Гроза», в русском театре не было, По жанру «Гроза» — это народная трагедия, в основе которой лежит сложный социально-бытовой конфликт. Душевная драма Катерины, разыгравшаяся в быту, в семье, накладывает отпечаток на жизнь всего народа. Ведь обстановка, в которой живут герои пьесы, чрезвычайно трагическая: бедность, грубость нравов, невежество, произвол, то есть то, что определяется словом «неволя».

В центре драмы «Гроза» образ Катерины. Ей отано авторское и зрительское сочувствие. Островский связывал с образом главной героини мысль о том, что стремление к свободе и счастью естественно и неодолимо, какие бы препятствия ни ставила жизнь, Высокие нравственные идеалы во все времена имели особое значение.

Читать еще:  Конспект статьи русский человек на рандеву. Николай Гаврилович Чернышевский

В пьесе «Гроза» Островский показал борьбу старого купеческого поколения, воспитанного на «Домострое», и новых, молодых людей, начинающих освобождаться от устаревших представлений о жизни.

Катерина — главная героини пьесы — единственная решилась бросить вызов «темному царству», тогда как другие представители молодого поколения стараются к нему приспособиться. Тихон, муж Катерины, ищет спасения от матери в вине. Варвара стала хитрой и научилась скрывать от Кабанихи свои выодки. Борис не способен ничего сделать (да и не хоет), так как находится в материальной зависимости от Дикого. Только Кудряш, самый независимый из всех, может иногда сказать грубое слово Дикому, но и он сживается с калиновскими нравами.

Катерина же совсем другая. И причина ее особенного поведения прежде всего связана с воспитанием. В детстве она росла, окруженная заботой и лаской матеи, которая любила свою дочь и не заставляла ее мноо работать. «Я жила, — рассказывает Катерина Варваре, — ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерина искренне верит в Бога, а посещение церкви для нее — праздник. Стремление к прекрасному для главной героини выражается в молитвах и церковном пении, Прогулки летом на ключ за водой, уход за цветами, вышивание по бархату — вот любимые занятия Катерины, которые развили в ней большую впечатлительность и мечтательность, сформировали светлую поэтическую натуру главной героини.

У Кабановых внешне жизнь ничем не отличается от той, которую вела Катерина в доме матери, но здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха тоже привечает странниц, но они разносят слухи и сплетни и рассказывают невероятные истории, и их нельзя назвать действительно богомольными людьми.

Катерина попала в душную атмосферу семейного рабства. Она принуждена на каждом шагу испытыать свою зависимость от свекрови, переносить от нее незаслуженные упреки и оскорбления, не находя подержки и защиты со стороны мужа. Катерина ищет взаимопонимания у Варвары, расказывает ей о своих переживаниях, но она не способна понять ее тонкие душевные движения. «Ты какая-то мудреная!» — говорит она Катерине.

В поисках человека, которому можно открыть душу, довериться, Катерина обращает внимание на Бориса. Он отличается от жителей Калинова неплохим образованием и хорошими манерами, и Катерина видит в нем надежду на лучшую жизнь. Понимая, что измена — большой грех, она сначала скрывает любовь даже от самой себя, но чувство оказывается сильнее рассудка, и Катерина все же решается на встречу с возюбленным. Десять дней продолжаются свидания, десять дней Катерина почти счастлива. Однако ее терзает мысль о божьей каре за грехи, о «геенне огненной». Когда же возвращается муж, ей становится еще хуже, так как он одним своим видом напоминает ей о совершенном грехе. Полностью разрушает шаткое равновесие в душе Катерины полусумасшедшая барыня, которая пророчит ей скорую смерть в адских муках.

Катерина не может хранить страшную тайну в себе, так как совесть мучает ее, все ее внутреннее естество восстает против неправды. Она все рассказывает Тихону, а главное — Кабанихе.

После этого жизнь Катерины становится и вовсе невыносимой. Свекровь «точит ее, как ржа железо». И Катерина решается на отчаянный поступок: она убегает из дома, чтобы проститься с Борисом, которого Дикой отсылает из города. Это был очень решительный поступок, так как Катерина понимает, что после этого домой ей будет вернуться нельзя. Да она и не хочет возвращаться: «Уж коли очень мне здесь опостынет, не удержат меня никакой силой».

У Катерины оставалась маленькая надежда на то, что Борис возьмет ее с собой, но, получив отказ, она понимает, что для нее лишь один выход остался — самоубийство. Нет, Катерине не жизнь надоела. Она хочет жить, но именно жить, а не существовать под тяжелым гнетом Кабанихи.

Правильно ли поступила Катерина, приняв такое решение? Силу или слабость характера она проявила? Трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, нужно иметь немалую храбрость, чтобы лишить себя жизни, а для религиозной Катерины это во много раз сложнее, так как самоубийство — это страшный грех. Но, с другой стороны, еще больше мужества нужно иметь, чтобы остаться жить в доме Кабанихи и нести свой крест или бороться (а возможно ли это?) с «темным царством».

И все же Добролюбов не случайно называет героиню Островского «лучом света в темном царстве». Она, слабая и религиозная женщина, все же нашла в себе силы для протеста. Она единственная поднялась против грубости и деспотизма, жестокости и несправедливости, лицемерия и ханжества и своим поступком, как лучом света, озарила на миг темные стороны жизни.

В своей героине Островский нарисовал новый тип самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей неизбежную гибель «темного царства». И это, по словам Добролюбова, вносило в пьесу начало, «освежающее и ободряющее». Все самое светлое отразил в характере главной героини Островский: доброту и искреность, поэтичность и мечтательность, честность и правдивость, прямоту и решительность. Именно такой трогательной и чистой остается в нашей памяти Катерина в ее стремлении обрести любовь, семью, уважение к себе и взаимопонимание.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/katerina-luch-sveta-v-temnom-carstve
http://www.neuch.ru/referat/11752.html
http://5litra.ru/soch/1014-katerina-luch-sveta-v-temnom-carstve-variant-tema-sovesti-v-russkoy-literature.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector