Сообщение на тему максим горький его творчества. Начало литературной деятельности
Максим Горький: жизнь и творчество
Алексей Пешков, известный в литературном кругу, как Максим Горький, родился в Нижнем Новгороде. Отец Алексея скончался, в 1871 году, когда будущему писателю было всего 3 года, мать прожила лишь немногим дольше, оставив сына сиротой в 11 лет. На дальнейшее попечение мальчик был отправлен в семью деда по матери Василия Каширина.
Не безоблачная жизнь в доме деда заставила Алексея уже с детства перейти на свой хлеб. Добывая пропитание, Пешков работал рассыльным, мыл посуду, выпекал хлеб. Позже будущий писатель расскажет об этом в одной из частей автобиографической трилогии под названием «Детство».
В 1884 году юный Пешков стремится сдать экзамены в Казанский университет, но безуспешно. Трудности в жизни, неожиданная смерть родной бабушки, которая была добрым другом Алексея, приводят его к отчаянию и попытке самоубийства. Пуля не задела сердце юноши, но этот случай обрек его на пожизненную дыхательную слабость.
В жажде изменений государственного устройства, молодой Алексей связывается с марксистами. В 1888 году его арестовывают за антигосударственную пропаганду. После освобождения будущий писатель занимается странствованием, называя данный период жизни своими «университетами».
Первые шаги творчества
С 1892 года, возвратившись в родные места, Алексей Пешков становится журналистом. Первые статьи молодого автора публикуются под псевдонимом Иегудиил Хламида (с греческого плащ и кинжал), но вскоре писатель придумывает себе другое имя – Максим Горький. Словом «горький» писатель стремиться показать «горькую» жизнь народа и желание описывать «горькую» правду.
Первым произведением мастера слова стал рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году. Следом за ним мир увидели и другие рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди» и др. (1895-1897 гг.).
Литературный взлет и популярность
В 1898 году опубликован сборник «Очерки и рассказы», который принес Максиму Горькому славу в среде народных масс. Главными героями рассказов стали низы общества, переносящие небывалые тяготы жития. Страдания «босяков» автор отобразил в наиболее преувеличенной форме, с целью создания наигранной патетики «человечности». В своих произведениях Горький вынашивал идею единства рабочего класса, защищающего социальное, политическое и культурное достояние России.
Очередным революционным порывом, открыто враждебным царизму, стала «Песня о буревестнике». В наказание за призыв к борьбе с самодержавием Максим Горький был выслан из Нижнего Новгорода и отозван из членов Императорской Академии. Оставаясь в тесных связях с Лениным и другими революционерами, Горький пишет пьесу «На дне» и ряд других пьес, получивших признание в России, Европе и США. В это время (1904-1921) писатель связывает свою жизнь с актрисой и почитательницей большевизма Марией Андреевой, разрывая связь с первой женой Екатериной Пешковой.
За границей
В 1905 году, после декабрьского вооруженного мятежа, опасаясь ареста, Максим Горький отправляется заграницу. Собирая поддержку большевицкой партии, писатель посещает Финляндию, Великобританию, США, знакомится с известными писателями Марком Твеном, Теодором Рузвельтом и др. Но поездка в Америку оказывается для писателя не безоблачной, ведь вскоре его начинают обвинять в поддержке здешних революционеров, а также нарушении нравственных прав.
Не решаясь ехать в Россию, с 1906 по 1913 революционер живет на острове Капри, где создает новую философскую систему, которая ярко отображена в романе «Исповедь» (1908).
Возвращение в отечество
(Максим Горький и Фёдор Шаляпин)
Амнистия к 300-летнему юбилею династии Романовых позволила писателю в 1913 году вернуться в Россию. Продолжая активную творческую и гражданскую деятельность, Горький публикует ключевые части автобиографической трилогии: 1914 – «Детство», 1915-1916 – «В людях».
В течение Первой Мировой войны и Октябрьского переворота петербургская квартира Горького стала местом регулярных большевицких собраний. Но ситуация резко изменилась через несколько недель после революции, когда писатель явно обвинил большевиков, в частности Ленина и Троцкого, в жажде к власти и фальшивости намерений создания демократии. Газета «Новая Жизнь», которую выпускал Горький стала объектом преследования цензуры.
Совместно с процветанием коммунизма, критика Горького уменьшилась и вскоре писатель лично встретился с Лениным, признавая свои ошибки.
Пребывая с 1921 по 1932 год в Германии и Италии, Максим Горький пишет завершительную часть трилогии под названием «Мои университеты» (1923), а также лечится от туберкулеза.
Последние годы жизни писателя
В 1934-м Горький назначен главой Союза советских писателей. В знак благодарности от правительства он получает роскошный особняк в Москве.
В последние годы творчества писатель был тесно связан со Сталиным, всячески поддерживая политику диктатора в своих литературных произведениях. В связи с этим Максима Горького называют основателем нового течения в литературе – социалистического реализма, которое больше связано с коммунистической пропагандой, чем с художественным талантом. Скончался писатель 18 июня 1936 года.
Современная интерпретация творческого наследия М. Горького
Начало литературной деятельности писателя
Первые литературные опыты Горького относятся к ранней юности, когда он, подражая народной песне, начал писать стихи. Со временем образцами для него стали романтические произведения Пушкина, Лермонтова, Гейне, а также поэзия Некрасова и Шевченко.
Некоторые ранние стихи Горького, несмотря на их художественное несовершенство, характеризуют, однако, его как писателя, который с первых шагов литературной деятельности стремился к активному вмешательству в жизнь. Стихами и ритмической прозой Горький особенно увлекался в 90-е и в начале 900-х годов. Не все написанное им в этот период было равноценным. Однако такие произведения, как лирические песни из сказки «О маленькой фее и молодом чабане», лирико-романтическая «Легенда о Марко», романтическая, окрашенная тонкой иронией «Баллада о графине Элен де Курси» и особенно созданная на фольклорной основе сказка «Девушка и Смерть», представляют собой значительный вклад в историю русской поэзии вообще и в творчество Горького-поэта в частности. А такие шедевры его поэтического творчества, как «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике», написанные ритмической прозой, вошли в историю русской и мировой литературы как классические произведения революционной поэзии.
К стихам Горький обращался и в последующие годы, но теперь он чаще всего приписывал их героям своих прозаических и драматических произведений. Его стихотворения, собранные в отдельный сборник, говорят о том, что Горький был не только великим мастером реалистической прозы, выдающимся драматургом, но и незаурядным поэтом.
Первым критиком и учителем юного писателя был В.Т. Короленко, прочитавший в 1889 г. рукопись поэмы «Песнь старого дуба», написанной стихами и ритмической прозой, а также несколько стихотворений. Художественный уровень этих произведений был невысок, об этом Короленко прямо, но с большим тактом сказал молодому поэту. После этого Горький около двух лет ничего не писал, а тетрадь со стихами и поэмой сжег.
Первый рассказ А.М. Пешкова (1868-1936) «Макар Чудра», подписанный псевдонимом М. Горький, появился 12 (24) сентября 1892г. в тифлисской газете «Кавказ». Затем началась напряженная работа в периодической печати.
Литература сыграла огромную роль в жизни Пешкова. Это она помогла ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека. Она же укрепила зародившееся чувство протеста против действительности. Литература содействовала и пробуждению творческого самосознания юноши, дав понять, что люди, которых он видит, отличны от людей, изображенных в произведениях русских писателей; это рождало желание самому рассказать об увиденном. [8, с. 63]
Однако начинающий писатель еще не был уверен в собственных силах. И только в пору тяжелой поденной работы в «Самарской газете» он придет к выводу, что не писать уже не может и что труд литератора неотделим для него от упорной борьбы с современным строем.
Ко времени создания первого свода своих сочинений в 1923 году Горький написал немало рассказов и очерков, но из большого их числа отобрал только 30. Чем была вызвана столь суровая взыскательность? Писатель отверг все, что напоминало о его ученичестве (следовании Чехову, Короленко и др.), все, что казалось недостаточно художественным. Ему, пришедшему в литературу снизу, надо было заявить о себе как о таланте, не нуждающемся в снисхождении. Вышедшие книги и роман «Фома Гордеев» раскрыли своеобразие горьковского мировосприятия.
На рубеже XIX – XX веков в связи с промышленными кризисами армия безработных значительно увеличилась, став объектом изучения литераторов. Внимание Горького привлекли не «экзотика» босятского быта, не сами трущобы, а причины, которые приводили людей туда. И это совершенно преобразило старую в литературе тему, старых героев. Горьковские босяки – продукт брожения, выражение стихийного протеста, зреющего в народной среде. Уход в босяки, бродяги означал несмиренность, нежелание мириться с участью рабов.
В изображении Горького босяки – не отвергнутые, а отвергавшие люди. Им противно стяжательство, мещанская тяга к сытости, суженности сферы проявления человеческой личности. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно».
Бунтарство босяцкой вольницы …. обычно уродливые, анархические формы, но презрительное отношение к благоустроенной жизни сытых и подчеркиваемая независимость поведения делала фигуры босяков более привлекательными, чем фигуры их апнтиподов («Челкаш», «Мальва»). Это беспокойные, «задумавшиеся» люди, волнуемые не только своей судьбой, но и состоянием народной жизни в целом: «нужно такую жизнь строить, чтоб в ней всем было просторно, и никто никому не мешал». [16, с. 19]
Босяки-бунтари, встречающиеся в раннем творчестве Горького, казались писателю типичным явлением 90-х годов, но он не связывал с ними каких бы то ни было социальных надежд. Его правдоискатели не видят настоящих виновников столь несправедливой жизни и не понимают, каковы причины угнетения народа. Мотив социальной слепоты – один из основных мотивов раннего горьковского творчества. [20, с. 29]
Едва ли не всем с детства знакомы романтические образы горьковских легенд, сказок, «песен», аллегорий, исторических сказаний. Их отличительная черта – гордая непокорность судьбе и свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой, сильный и смелый, любит ничем не стесняемую свободу, без которой нет для него подлинного счастья и которая нередко дороже ему самой жизни.
Творчество Горького
Творчество Горького оказало колоссальное воздействие на развитие литературы советского периода, культурную и общественную жизнь эпохи начала ХХ века, а также на мировую публицистику.
Советские писатели продолжили традиции М.Горького, обогатив при этом искусство социалистической среды новейшими достижениями.
Незаурядность творчества Горького
Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.
М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.
Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.
В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».
В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).
От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям литературы. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.
Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания)
Итоги творчества
В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).
В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.
Источники:
https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9.html
https://studbooks.net/743078/literatura/sovremennaya_interpretatsiya_tvorcheskogo_naslediya_gorkogo
https://ote4estvo.ru/pisateli/6082-tvorchestvo-gorkogo.html