3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сообщение образы помещиков в поэме мертвые души. «Мертвые души» главные герои

Образы помещиков в поэме “Мертвые души”

Название произведения Гоголя «Мертвые души» многозначно. «Мертвыми душами» в поэме являются не только умершие крепостные, документы на которых хочет выкупить Чичиков, но и помещики, с которыми знакомится читатель в процессе чтения книги. В данной статье рассказывается кратко о помещиках в «Мертвых душах», о характерах, и их образах.

  1. Образы Манилова и Коробочки в поэме
  2. Образ Ноздрева и Собакевича в поэме
  3. Образ Плюшкина в поэме
  4. Таблица «Образы помещиков в «Мертвых душах»

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Образы Манилова и Коробочки в поэме

Первыми помещиками, встретившимися на пути Чичикова становятся Манилов и Коробочка. С Маниловым читатель знакомится во II главе, а с Коробочкой – в III. После выхода в свет поэмы в обиход входит термин «маниловщина», обозначающий образ тунеядства и праздного безделья. В произведении автор так описывает Манилова: «человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Настасья Петровна Коробочка – единственная женщина, среди тех, с кем Чичикову пришлось иметь дело. Попав к ней случайно, Чичиков узнает, что и у нее можно приобрести «мертвые души». Коробочка оказывается настоящим предпринимателем и дельцом. Она ловко торгуется с Чичиковым за свой «товар» и очень беспокоится, не продешевила ли она. Бывшая секретарская жена, ныне вдова, держит в узде все свое хозяйство в 80 душ. Она и ее крестьяне обеспечивают себя сами товарами своего производства.

Образ Ноздрева и Собакевича в поэме

Н. В. Гоголь вводит фигуру Ноздрева в IV главе. Это бесшабашный молодой человек, игрок и кутила. У Ноздрева нет никаких моральных принципов, поэтому Чичиков не сомневается в положительном исходе своего дела. Постоянные драки и подлые поступки определяют характер Ноздрева. Этот персонаж не уделяет внимание своим детям, а собак и волчонка, поселившегося в его доме, он любит сильнее своих отпрысков.

В V главе произведения Павел Иванович знакомится с Собакевичем. Внешне похожий на медведя, он и характер имеет каменный. Михайло Семенович – богатырь, как и все в его поколении. Из интересных фактов его биографии можно отметить, что он никогда не болел и даже один ходил на медведя. И этот сильный, пышущий здоровьем человек оказывается, как и все остальные помещики, мертвым внутренне. За свои «мертвые души» он предложил самую высокую цену, еще и торговался, уверяя Чичикова в качестве своего товара. Его душа, как и у других помещиков, уже умерла, осталась только жажда наживы и беспринципность.

Образ Плюшкина в поэме

Степан Плюшкин находится на завершающем месте в последовательности персонажей. Эта фигура олицетворяет собой скряжничество и невероятную скупость. Несмотря на богатства, он ведет жизнь нищего человека, а его крепостные умирают от голода. В закромах Плюшкина полно товаров и еды, которая гниет и ветшает. Внешне этот человек больше похож на старушку-ключницу, чем на обеспеченного помещика. Его владения полностью отражают образ своего хозяина. Все находится в запустении, дома покосились, а крестьяне либо мрут, либо бегут от такого хозяина. Именно у Плюшкина самое большое количество «мертвых душ».

Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя

Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.

В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.

Манилов

У первого помещика нет имени, только фамилия — Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

Читать еще:  Достоевский его романы. Экранизации произведений, театральные постановки

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, — с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Характеристика главных действующих лиц из Мертвых душ

Цель создания бессмертной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» – отразить всю сущность и масштабность бытия русского общества. Описывая каждого героя произведения «Мертвые души», его черты, характер, поведение, автор вложил в них особенную черту – принадлежность к определенному сословию.

Читать еще:  12 стульев на французском языке. «Месье, же не манж па сис жур…

Н. В. Гоголь в своей сатирической поэме отразил всю сущность и проницаемость проблемы «продажности» государственных служащих и безнравственности помещиков.

В замыслах автора было написание трех томов классического произведения, но, к сожалению, ни вторая, ни третья часть не увидела свет. От уничтоженного самим автором второго тома остались лишь очерки в черновике.

10 интересных фактов о бессмертном творении Гоголя «Мертвые души»

  1. Из 23 лет писательской работы, Николай Васильевич посвятил созданию своего наилучшего творения 17 лет.
  2. Многие литературоведы считают, что сюжет поэмы «Мертвые души» был не авторской идеей. Предполагается, что главная нить событий была предложена Гоголю писателем золотого века Пушкиным. Мотивом для такой теории послужило письмо Пушкина своему лицейскому другу Плетневу о своей скоропостижной женитьбе и приданном, полученном под заклад 200 мертвых душ.
  3. Произведение «Мертвые души» было написано не в России. Место создания шедевра считается Рим, Италия. На выбор такого экзотического места А. К. Толстой отметил, что издали человек любит свою Родину сильнее, а также видишь и понимаешь ёё лучше.
  4. Первое издание еще никому не известной поэмы было пресечено московской цензурой. Причиной тому послужила неоднозначность повести о капитане Копейкине. Для получения резолюции о согласие царя Николая I многие влиятельные знакомые ходатайствовали перед комиссией, и вскоре, спустя несколько месяцев Гоголь получает одобрение и право на печать первого тома поэмы.
  5. Процесс написания первого тома поначалу не имел ни плана развития сюжета, ни описания характеров главных персонажей, ни, собственно, самих главных героев. Произведение писалось стихийно, но имело все частую тенденцию прерывания простыми вопросами: «Почему именно это?», «К чему это?», «О чем должен сказать такой характер?» и т. п. Вскоре автор понял, что пользуясь таким методом, создать шедевр будет невозможно, тогда составив план и придерживаясь его, писатель сам отвечал на собственный, наиболее сложный вопрос: «Какова цель сочинения своего?»
  6. Первоначальный жанр произведения «Мертвые души» напоминал классический жанр золотого века литературы в Европе – плутовской роман. Этот термин описывает вид написания произведения, как создание отдельных эпизодов в хронологическом порядке с одним главным персонажем. Цель такого жанра развлечение читателя без постановки цели, затрагивающей сложный жизненный вопрос. Но цель Гоголя была в ином, вскоре жанр «Мертвых душ» был определен как поэма.
  7. Лишь активность автора позволила превратить жанр произведения в поэму. Это происходит благодаря следованию автора фабуле.
  8. Прототипом для написания своего сатирического рассказа Гоголь представлял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Проводя параллель, Николай Васильевич планировал написать три тома, как и в античном произведении («Ад», «Чистилище», «Рай»), но свет увидела лишь первая часть, вторая была сожжена не один раз, а к третьей автор так и не преступил.
  9. Завершение первого тома произведения имело нестандартный вид. Раскрытие вопроса о том, кто же такой Чичиков окончилось рассказом его предыстории.
  10. Все же второй том Гоголя увидел свет, но лишь для малой группы близких автору людей. По их рассказу, вторая часть намного сатиричнее и смешнее предыдущей.

Краткая характеристика героев поэмы «Мертвые души»

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»

Эксперты в области литературы отмечают, что образ главного героя в поэме Николая Гоголя поистине бессмертный. Причем мастерству его создания позавидуют не, только русские, но и зарубежные литераторы.

Чичиков – зеркало своей эпохи. Гармоничное сочетание самых отвратительных черт характера, типичных и очаровательных отображают всю полноту гоголевской современности.

Принципиально новый образ Павла Ивановича в русской литературе в полной мере описывает зарождение нового социального слоя предпринимателей, которые ради получения лучшей выгоды готовы прибегнуть к разным уловкам.

Будучи коллежским советником в отставке, главный герой, используя методы мошенничества, пытается заработать себе на жизнь, при этом обманывая доверчивых граждан своей страны. Чичиков никогда не позволял, не следить за собой, его вид всегда находится на высшем уровне.

Главный персонаж – имеет характер хамелеона, он всегда способен подстроится под ситуацию и получить максимум от нее выгоды.

Споры о таком персонаже, как Чичиков никогда не угасну, ведь однозначно сказать положительный это или отрицательный герой, невозможно. Да и при сравнении с реальной жизнью, каждый человек и плох, и хорош одновременно, и за это не любить его нельзя.

Классический персонаж гармонично объединил в себе разные типы людей, но одно остается неизменное, он готов на все ради достижения поставленной цели.

Николай Васильевич своим произведением поставил важную задачу для людей любого возраста, любой национальности и вероисповедания: не стоит становиться корыстным человеком, где деньги в жизни наибольшая ценность.

Делая вывод об этом удивительном персонаже гоголевской поэмы можно отметить, что Чичиков – это безнравственная личность, но в, то же время весьма активна и позитивна.

Характеристика Манилова в поэме «Мёртвые души»

Следующий не менее яркий герой в гоголевской галерее бессмертных персонажей – Манилов. Первая встреча и краткое описание темперамента героя происходит быстро и без подробной остановки на деталях характера.

Вся полнота персонажа раскрывается в диалоге с Чичиковым. В этот момент читатель получает сокрытые под слоем гримасы мельчайшие морщинки характера помещика.

С первой строки описания Манилова можно рассмотреть в персонаже неопределенность. И проблема не в том, что главный герой не в состоянии найти себе дело по душе, а в том, что этот процесс ему не интересен и скушен.

Читать еще:  Кем же был Антонио Сальери? Антонио Сальери: Подлинная жизнь «убийцы Моцарта.

Акцент на этом автор указывает даже в отсутствии имени у героя, давая знать читателю всю полноту безликости персонажа. У Манилова даже отсутствовала тяга к спорам на различные светские темы и простым настольным играм.

Помещик – человек ограниченный. При попадании в новую незнакомую ситуацию или среду его охватывает паралич. Ведение всякого рода дел тоже лимитировано у землевладельца, но в этот раз он придает им объективное значение, руководствуясь соблюдением закона. Но сделка о продаже мертвых душ все же состоялась.

Манилов не проявлял интерес о том насколько это ему прибыльно, ведь по его мнению, эта тема слишком низкая для его тонкой и ранимой натуры. Продавая мертвые души Чичикову, Манилов твердо верил в законность всего происходящего и проявлял искреннюю радость о доставлении удовольствия своему гостю.

Образ Ноздрёва в поэме «Мёртвые души»

Не менее яркий и увлекательный персонаж поэмы Гоголя «Мертвые души» – Ноздрев. При первой же встречи читателя с этим героем открывается все писательское мастерство автора, сумевшего описать характер помещика-кутилы, цель жизни которого веселье и гуляния.

Все, что окружало персонажа, давало знать читателю о беспокойстве характера Ноздрева. Его внутреннее состояние было отражено даже внешними фактами, например, обстановкой его дома.

Также персонаж обладал непостоянством своего настроения. Веселье могло резко смениться на грусть, а грусть на ненависть, что нередко служило поводом для начала спора, который перетекал в драку. За всю жизнь Ноздрев не имел ни единого настоящего друга, причина тому призрение к каждой личности. Лицемерие тоже не давало повода для скрепления дружбы между людьми.

Из-за постоянного обсуждение потенциальных товарищей за их спинами и приторного общения при встрече узы дружбы не связывались между героями. Разгульный образ жизни действующего лица не менялся с 20 лет.

Уже взрослый 35 летний Ноздрев ведет себя, как молодой беспечный юноша. Все полнота сложности характера персонажа объясняется лишь одним понятием – кутила.

Именно такой образ в поэме Гоголя отобразил немаловажный тип светских людей, которых в России в XIX веке было немало.

Образ Коробочки в поэме «Мёртвые души»

Женский образ Коробочки в известном произведении дает легкий вздох для читателя. Встреча главного героя и женщины-помещицы происходит случайно, Чичиков, заблудившись на пути к Собакевичу, попадает в незнакомое поместье, управляемое немолодой дамой.

Новое действующее лицо ничем не отличается от представленных мужских ролей. Она также скупа, алчна и бездушна.

В описании образа помещицы, автор также ставит ударение о том, что на Руси это один из многочисленных типов женщин. У Коробочки всегда наклонена голова. В таком положении ей всегда удается скрыть свой взгляд от оппонента.

Барыня любит, когда её жалеют, поэтому она часто прибедняется в глазах своих собеседников. Но истинные дела у помещицы не так уж плохи. Достаток у женщины всегда был, есть и будет, тому причина практичность и деловитость характера его обладательницы.

Для Коробочки высока важность денег, их она складывает в мешочки и хранит в комоде. Возможность траты сбережений не оговаривается, первостепенная цель накоплений – греть душу её владелице.

Характеристика Собакевича в поэме «Мёртвые души»

Первая встреча читателя и Собакевича происходит еще задолго до приезда к нему Чичикова. Мастерское описание характера следующего действующего лица не обошло стороной автором.

Рассматривая характер персонажа, следует отметить, что это целый мир сочетания определенных качеств и мельчайших деталей. Но единственное характерное отличие от других действующих лиц – состояние, при котором будто все мысли, поступки, истории и, главное, душа изувечено острым топором.

Единственное сравнение подходящие для описания внутреннего состояния персонажа – это пальцы руки, крепко сжатые в кулак. Но с чем связано применение именного такого эпитета автором?

Приводя такую ассоциацию, Гоголь, вкладывал мысль от тесной связи внешнего и внутреннего духовного мира, где плотность союза души и тела достигает своего предела. Здесь мельчайший критерий характера указывал на силу выносливости и здоровье помещика.

Вся эгоистичность и неспособность к состраданию спрятана под твердой броней, именуемой «кулаком». Рамки интересов помещика обрываются на его собственном доме.

Даже жажда наживаться, которая присуща многим героям поэмы, неспособна раскрыть этот сомкнутую руку. От Собакевича никогда не стоит ожидать руки помощи или поддержки. Его неосознанные удары по близким и друзьям при помощи необдуманности сказанных слов наносят обиду самым сокровенным людям.

Образ Плюшкина в поэме «Мёртвые души»

По мнению автора, подобные личности в реальном мире – дыры в человеческом роде. С этим мнением сложно не согласиться, ведь ознакомившись с персонажем, имеющим говорящую фамилию Плюшкин, осознаешь всю проблему сказанного Гоголем.

Ознакомившись на страницах поэмы с этим героем, и осознав всю сущность его философии жизни нельзя остаться равнодушным. Действия персонажа не возможно не осуждать, ведь он отказывается от попечительства своих отпрысков, обладает безнравственной натурой и девиантным поведением.

Плюшкин не обладает положительным качеством принятия гостей. Ему важно, как можно скорее избавиться от визитера.

Обладая огромными запасами не только продуктов, но и вещей, посуды, Плюшкин предпочитает вести образ жизни, в котором он доводит свои владения до состояния запустения. Он не следит за собой и принуждает своих крестьян к работе, которая приводит к их обнищанию.

Плюшкин виртуоз бранного слова, обмана и клеветы. Сложность характера героя обрекает на гибель многих крестьян.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/obrazy-pomeschikov.html
http://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1395-obrazy-pomeschikov-mertvye-dushi.html
http://logoprav.ru/literatura/dejstvuyuschie-lica-mertvyh-dush

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector