Социально культурная новизна драматургии островского. Драматургия А
Открытый урок “А.Н. Островский. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Пьеса “Бесприданница””
Занятие по теме “А.Н. Островский. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Пьеса “Бесприданница”” проводится для обучающихся по программе среднего общего образования, получаемого в рамках реализации ФГОС СПО среднего профессионального образования.
Цель занятия – способствовать формированию целостного представления о сюжетно-композиционном единстве, художественном своеобразии пьесы; познакомиться с исторической обстановкой, новыми типами характеров; разглядеть трагедию “маленького человека”, исследовать основные мотивы драмы, проследить трагедию талантливой личности, судьбу произведения в театре и
кино.
Copyright © 2010—2020
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»
Поддержка
(495) 589-87-71
Сервис «Комментарии» – это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
- Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
- Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения – заголовке, тексте, подписи и пр.)
- Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
- Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
- Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
- Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
- Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
- Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Кейс №7 по теме “А.Н. Островский. Социально – культурная новизна драматургии А. Островского. Пьеса «Гроза”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Выбранный для просмотра документ Кейс №7 А.Н. Островский..docx
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Шиленкова Любовь Фоминична
- Написать
- 3817
- 31.05.2018
Номер материала: ДБ-1667858
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 31.05.2018
- 2014
- 31.05.2018
- 1460
- 31.05.2018
- 441
- 31.05.2018
- 206
- 31.05.2018
- 698
- 31.05.2018
- 229
- 31.05.2018
- 279
- 31.05.2018
- 1028
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Лекция 11. А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.
Лекция 11. А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.
Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.
Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.
В 1831 году, когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, после ее ранней смерти о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
В сентябре 1835 года Николай Федорович подал в Московскую губернскую гимназию прошение принять туда своего старшего сына. Островский учился в гимназии с умеренным успехом, особыми способностями не блистал.
Островский успешно занимался с учителями музыки, учился читать ноты, умел подобрать на фортепиано и записать мелодию.Его увлечение Пушкин, Грибоедов, Гоголь.
В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.
С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.
С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.
1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья. Островский начинает пробовать себя и в драматургии. Одновременно затеваются 2 пьесы «Исковое прошение» и «Несостоятельный должник».
9 января 1847 года в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии «Несостоятельный должник».
В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года С этого дня я стал считать себя русским писателем ». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех.
В конце 1847 года он познакомился с женщиной, жившей по соседству. Агафья Ивановна, была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней.
Так вот, невенчанной женой Островского она прожила скромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет.
1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.
1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859).
1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка».
Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы.
Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной.
Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.
Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.
1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».
1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.
1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.
Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
«А. Н. Островский создатель русского национального театра. Место Островского в русской литературе»..
Что собой представляет русская драматургия до Островского?
В 40-е гг. ХIХ в. на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами). В 1849 г. молодой драматург А. Н. Островский написал пьесу «Свои люди сочтемся!». Н. А. Добролюбов, признавая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Пьесы Островского, писал критик, «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».
Поведение действующих лиц в пьесах Островского определяется их общественным и семейным положением, каждый обладает своими индивидуальными чертами, которые проявляются в том, как он воспринимает свое общественное и семейное положение, как действует в данных типических обстоятельствах. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.
Островский замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии экспозиции драмы знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. После представления экспозиции действие развивается во все нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку все более неминуемой.
Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего, толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории театра.
Л. Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Действительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал реалистичную картину русской жизни 40-80-х годов ХIX века, а в исторических пьесах показал далекое прошлое нашей Родины. Наряду с драматургическим творчеством Островский много времени и сил уделял общественной деятельности. Он был создателем «Артистического кружка», «Общества русских драматических писателей», постоянно помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов и положений о театре.
Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес с способствовал становлению русского драматического искусства. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. «Московская сцена, писал он, должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики». Ни до, ни после Островского, ни один драматург России не устанавливал с театром таких тесных контактов.
Малый театр, основанный в 1824 г. особый театр. Его принято называть «вторым московским университетом». Часто можно было услышать: «В Москве два университета на Моховой (МГУ) и на Театральной». «Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».
Так мог сказать о себе и А. Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года. » Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 году была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим успехом).
За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. «Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия».
Это признание драматурга объясняет, почему именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А. Н. Островскому (скульптор Н. А. Андреев, 1929 г.). А. Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского». Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А. Н. Островскому. Это Александр Евстафьевич Мартынов (1816-1860) один из лучших комических актеров; Ольга Осиповна Садовская (1846-1919) выпускница Артистического кружка, ученица Островского, одна из лучших актрис Малого театра; Любовь Павловна Косицкая (1827-1868) и др.
В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.
И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое при знание.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)
Этапы творческого пути
Ранний период, который характеризуется влиянием «натуральной школы»
1847 -1851
Сосредоточенность на нравственной проблематике, социальные стороны жизни анализируются через призму нравственных проблем; преобладают семейно-бытовые конфликты; напряженная интрига сочетается с неторопливостью развертывания событий.
«Семейная картина»,
«Записки замоскворецкого жителя»
«Свои люди – сочтемся!» и др.
Период увлечения идеями славянофильства (сотрудничество с журналом «Москвитянин»)
1852-1854
Доминирует идея национальной самобытности русского человека, патриархальная семья представляется моделью идеального общественного устройства, где отношения между людьми должны основываться на признании авторитета старших, их житейского опыта, на народных представлениях о нравственности: человек не должен противопоставлять себя общему.
Пьесы преимущественно нравственно-бытовые.
«Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедность не порок» и др.
Предреформенный период, характеризующийся сближением с революционерами-демократами
1855- 1860
Расширение охвата жизни общества, изображается не только купечество, но и представители чиновничества и др. Изменяются представления Островского о мироустройстве, он больше не верит в патриархальную утопию. Нарастание психологизма.
«Доходное место», «Воспитанница», «В чужом пиру похмелье», «Гроза» и др.
Поздний период творчества, пореформенный период
1861-1886
Развитие и расширение тенденций предшествующего периода. В этот период создаются социально-бытовые комедии из жизни купечества, цикл пьес «из жизни захолустья», цикл исторических пьес, наблюдается обращение к фольклорной традиции. Главная заслуга – разработка положений психологической драмы, стремление к предельной концентрации действия в пьесах.
«На всякого мудреца довольно простоты», «Бешенные деньги», «Бесприданница», «Снегурочка», «Лес», «Волки о овцы» и др.
Александр Николаевич Островский (1823-1886)
основоположник национального театра
Традиционный театр
Театр Островского
театр не имел постоянной труппы профессиональных актеров;
спектакль ориентировался на одного ведущего актера;
отсутствовала режиссура, не было тесного взаимодействия между автором и постановщиком;
спектакль не был ориентирован на демократическую аудиторию (на народ)
отстаивает принципы авторского театра;
организован по образцу театров У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И.-В. Гете;
вводит постоянный состав труппы;
ориентирован на спектакль в целом и равенство всех ролей;
Островский становится одновременно автором и режиссером-постановщиком;
драматург пишет произведения с расчетом на их реальную сценическую постановку;
выводит на сцену купечество;
ориентируется на различные слои общества. Зритель из народа учится разбираться в жизни, искушенный зритель получает «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься»;
Островский делает театр истинно народным, создает для него типично русский репертуар
А. А. Григорьев: «Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского»
И. А. Гончаров: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”»
Источники:
https://www.informio.ru/fond/1491/Otkrytyi-urok-AN-Ostrovskii-Socialno-kulturnaja-novizna-dramaturgii-A-N-Ostrovskogo-Pesa-Bespridannica
https://infourok.ru/keys-po-teme-an-ostrovskiy-socialno-kulturnaya-novizna-dramaturgii-a-ostrovskogo-pesa-groza-3088529.html
https://filesclub.net/2917071/