Современные турецкие художники. Турецкие художники-портретисты XIX – XX веков
11 выдающихся турецких художников XX века
Хочу рассказать вам 11 гениальных турецких художников XX века, работы которых, хотелось бы, чтобы увидел каждый.
Ибрагим Чаллы — он предпринял революционные изменения в истории современной турецкой живописи. Чаллы, в основном вдохновленный либертарианским художественным движением, отметил веху в истории турецкой живописи, в которой он призвал многих художников нарушить границы закрытых пространств и выйти на улицы Стамбула. Светлая палитра Чаллы в сочетании с проворными и агрессивными мазками кисти делали его стиль уникальным.
Он является одним из самых дорогих турецких художников. К примеру, картина «Ускюдар» была продана за 600 тыс. лир (примерно 100 тыс. долларов).
Несмотря на то, что за свою 95-летнюю жизнь он провел только одну выставку, Хикмет Онат был одним из «старейшин» турецкой живописи. Важный член “поколения 1914” и образцовый турецкий экспрессионист, Онат известен как художник Стамбула и Босфора.
Принцесса Фахронисса Зейд была первым представителем абстрактного искусства в Турции, а также пионером модернизма. Известная своими веселыми и яркими мазками кисти, Зейд специализируется на абстрактных геометрических композициях и портретах с психологическими аспектами. Зейд сочетает европейскую абстракцию с исламским и византийским искусством и архитектурой.
Богемный мальчик из истории турецкой живописи, Фикрет Муалла , с его вечной борьбой с алкоголизмом, здравомыслием и агрессией, был одним из самых значительных представителей турецкого искусства в Париже. Состояние ума Муалла было полно смятения, беспокойства и отчуждения. В основном он вдохновлялся художником–фовистом Анри Матиссом, но его использование нюдовых цветов и плавных пастельных тонов напоминает натуралиста Анри де Тулуз-Лотрека. Он даже оказал влияние на знаменитого Пикассо.
Первая женщина-основательница Независимой ассоциации художников и скульпторов, Хейл Асаф была важной персоной, способствовавшей началу стиля позднего кубизма в Турции. Одна из первых женщин–художников в истории Турции, Асаф была вдохновлена художниками–фовистами, такими как Матисс и Рауль Дюфи в своих ранних работах. Асаф известна своими портретами, пронзительными мазками кисти и смелым синтезом конструктивизма, ар–деко и позднего кубизма.
Учитель, поэт и художник, Бедри Рахми Эюбоглу гораздо больше, чем черты, которыми он обладал. Эйюбоглу известен тем, что создавал традиционные и культурные произведения, черпая вдохновение у западных художников, таких как Поль Гоген, Эль Греко, Сезанн, Жорж Брак и Марк Шагал. Его композиции варьируются от пейзажей и обнажённых людей до сцен из традиционных турецких деревень.
“Можете ли вы нарисовать картину счастья для меня, Абидин?”
Это известная фраза для турок, с которой обратился “романтический коммунист” турецкой поэзии Назым Хикмет к гениальному художнику Абидину Дино . Пионер современного турецкого искусства, Дино проводил бесчисленные выставки и способствовал продвижению турецкого искусства, заняв своё место в зарубежных музеях. Человек многих периодов в истории, Дино был под влиянием многих художественных движений, но он в основном известен своими абстрактными композициями.
Когда мы думаем об абстрактном искусстве в Турции, мы должны отдать должное его мастеру Ферруху Башаге . Ученик Леопольда Леви, Башага познакомил турок с абстрактным искусством. Его произведения сделали его популярным за рубежом, что позволило ему проводить выставки вне Турции. Он также имел склонность к геометрической абстракции. Кроме того, Башага был мастером, специализирующимся на витражах и мозаике.
Ибрагим Балабан , бывший заключённый, использовал восемь лет своего тюремного заключения, чтобы стать выдающимся художником в истории турецкой живописи. Находясь за решёткой, Балабан познакомился со всемирно известным поэтом Назимом Хикметом и начал рисовать по его настоянию. После освобождения талантливый художник начал проводить множество выставок. Его вдохновляли жизнь в деревнях, анатолийский народ и народные былины и мифы.
Ещё один одарённый художник, который отправился в Европу для получения образования, Аднан Турани , стал ещё и академиком, и искусствоведом. Будучи студентом, Турани был более склонен к работе с абстрактным искусством; тем не менее, по мере того, как он рос как художник, его тенденции сосредоточились на нефигуративных и лирических абстрактных движениях. Его техника и предметы его искусства являются неотъемлемой частью его композиций, два элемента тесно связаны.
Нури Ийем вдохновлялся абстрактным и современным искусством. Картины Ийема в основном сосредоточены на традиционных и фольклорных анатолийских перспективах. Несмотря на то, что живопись одарённого художника была основана на абстрактных тенденциях с нефигуративными аспектами и в нём преобладал социалистический реализм, он больше обращал внимание на стоическую жизнь сельских жителей и особенно анатолийских женщин.
10 самых дорогих картин турецких художников
10 самых дорогих картин турецких художников, известных во всем мире.
1. Ходжа Али Риза, «Берег озера» (Göl Kenarı)
Стоимость картины – 500 000 турецких лир. Искусствоведы говорят, что при написании полотна Ходжа Али Риза использовал западную технику. Это является довольно странным, если учесть, что за всю свою жизнь художник ни разу не был в Европе. Очевидно, такая манера написания картин присуща Ходже Али Ризу от природы.
2. Ибрагим Чаллы, «Женщины, едущие на прогулку по островам» (Adada Gezintiye Çıkan Kadınlar)
Стоимость картины -505 000 ТЛ. Интересно, что работа ждала своего часа более 60 лет. Это полотно Ибрагима Чаллы было обнаружено на пыльном чердаке заброшенного дома, где оно пролежало в темноте более полувека. Эксперты предполагают, что так же где-то хранятся еще необнаруженные другие полотна талантливого мастера. Многие из своих полотен Ибрагим Чаллы просто раздаривал друзьям и знакомым, а сегодня их стоимость превышает полмиллиона турецких лир.
3. Назми Зия Гюран, «Вид на улицу» (Sokak Manzarası)
Среди импрессионистов имя Назми Зии Гюрана хорошо известно. Турецкий художник – один из наиболее известных мастеров мира, работающих в этом жанре. Его картина «Вид на улицу» оценивается в 560 000 ТЛ.
4. Ибрагим Чаллы, «Ускюдар» (Üsküdar)
Еще одна работа Ибрагима Чаллы, вызвавшая настоящий ажиотаж при ее продаже. Картина «Ускюдар» была продана за 600 000 ТЛ, а ее главной особенностью эксперты считают естественные яркие краски, использованные при написании полотна, и обилие персонажей, каждый из которых выписан с большим мастерством.
5. Наджи Калмукоглу, «Золотой рог» (Haliç)
Стоимость этой картины кисти Наджи Калмукоглу – 650 000 ТЛ. Причина такой дорогой цены в том, что Наджи Калмукоглу творил в стиле импрессионизма, беря пример с мастеров русской школы. В основном художник писал портеры и обнаженную натуру. Известно очень мало его работ, где изображены пейзажи, благодаря чему их стоимость значительно возрастает. Одна из них – картина «Золотой рог».
6. Осман Хамди Бей, «Мечеть Рустем Паши» (Rüstem Paşa Camii)
Говоря о турецких художниках, на ум в первую очередь приходит знаменитый живописец Осман Хамди Бей. Художник впервые в истории открыл в Турции школу художественного мастерства, где сам преподавал. Позднее Осман Хамди Бей первый археологический музей, внеся огромную лепту в историю и культуру Турции. Осман Хамди Бей владел особенной техникой живописи, по которой легко можно узнать его произведения. Картина «Мечеть Рустема Паши» оценивается в 850 000 ТЛ.
7. Шекер Ахмет Паша, «Гранаты и айва» (Narlar ve Ayvalar)
Картина «Гранаты и айва», которая оценивается в 1,3 миллиона турецких лир, – одно из лучших произведений Шекера Ахмета Паши. Художник знаменит своими прелестными натюрмортами и восхитительными пейзажами. Шекер Ахмет Паша – одна из важнейших персон в турецком искусстве. Это первый турецкий художник, выставка которого была организована в Париже в музее Лувра. Большую часть жизни художник провел во Франции. После смерти Шекер Ахмет Паша удостоен Ордена почетного легиона.
8. Бурхан Доганчай, «Голубая симфония» (Mavi Senfoni)
Картины художника Бурхана Доганчая представлены в 94 музеях мира. Полотно «Голубая симфония» написано в стиле смешанной техники, а на создание шедевра автора вдохновили изразцы в Мечети Султана Ахмета в Стамбуле. Бурхан Доганчай создавал «Голубую симфонию» на протяжении четырех лет, и произвел этим полотном настоящий фурор. Стоимость картины – 2,2 миллиона ТЛ.
9. Осман Хамди Бей, «Дрессировщик черепах» (Kaplumbağa Terbiyecisi)
Об этом полотне знают миллионы любителей живописи во всем мире. Стоимость картины «Дрессировщик черепах» – 5 миллионов ТЛ. По мнению некоторых экспертов, мужчина, нарисованный на полотне, наблюдает из окна за казнью преступника на площади. По мнению других специалистов, на полотне Осман Хамди Бей изобразил себя. В любом случае, картина «Дрессировщик черепах» – одно из самых выдающихся произведений в стиле ориентализма.
10. Осман Хамди Бей, «Стамбульская госпожа» (İstanbul Hanımefendisi)
Завершает наш рейтинг полотно все того же Османа Хамди Бея «Стамбульская госпожа». Это на данный момент самая дорогая картина, написанная турецкими художниками. Полотно является лучшим образцом живописи в стиле Ориенталь. Стоимость картины – 8 миллионов ТЛ. Кто был натурщицей для художника – неизвестно, но наверняка это одна из женщин Османской династии.
«Их нравы»: Шекер Ахмет Паша — первый турецкий живописец «европейского» образца
Османский бригадный генерал с кистью в руках
Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодняшний его рассказ посвящен Шекеру Ахмету Паше — первому художнику-реалисту в Османской империи.
От миниатюры к реализму
Бросая беглый взгляд на экспонаты Стамбульского музея живописи и скульптуры, основанного Ататюрком 20 сентября 1937 года, можно невооруженным глазом заметить большие зигзаги в развитии турецкой живописи. Порой складывается впечатление, что мастеров различных эпох отделяет друг от друга непреодолимая пропасть. Если в истории европейской живописи мы видим плавный переход от одной эпохи к другой и преемственность различных поколений живописцев, то в турецкой и османской живописи обнаружить такое практически невозможно. Конец XVIII, весь XIX и XX века можно охарактеризовать как стремление к модернизации практически во всех областях жизнедеятельности турецкого общества. А историю турецкой живописи можно условно поделить на три периода. Своеобразным водоразделом, то есть отдельным периодом между «до» и «после», здесь как раз-таки и выступают работы Шекера Ахмета Паши. Если до него основным жанром изобразительного искусства была миниатюра, то вместе с ним и уже в более поздние периоды, особенно после эпохи Мешрутиета, акценты были смещены в сторону натюрморта, пейзажа и маринистики. В целом период творчества Шекера Ахмета Паши, а это без малого около сорока лет, можно охарактеризовать как эпоху становления и укоренения реализма в османской живописи. Именно его работы являются лучшими примерами реалистического видения окружающей действительности. Своей чистотой и волнительной манерой исполнения он смог избавиться от посредственности и, выйдя далеко за рамки простого копирования природы, дал возможность зрителям насладиться настоящим вкусом искусства.
Период творчества Шекера Ахмета Паши можно охарактеризовать как эпоху становления и укоренения реализма в османской живописи
Семь лет в Париже
Современник таких маститых импрессионистов, как Дега, Мане, Моне, Писсарро, Сислей и других, Ахмет Али Паша родился в стамбульском Ускюдаре в 1841 году (в один год с Ренуаром). В пятилетнем возрасте отец Ахмета Али эфенди отвел его в ближайшую школу. Через девять лет, в 1855 году, успешно сдав вступительные экзамены, юный Ахмет поступает в Стамбульское медицинское училище. Он был прилежным учеником, и сложные предметы давались ему с легкостью. Особенно больших успехов он добился в рисовании, в коем проявил недюжинный талант, и в восемнадцатилетнем возрасте, будучи еще студентом, был назначен на должность помощника преподавателя рисования Стамбульского медицинского училища. Стоит отметить, что данный предмет был обязательным не только в медицинском, но и в военном училище Стамбула, куда впоследствии и перевелся Ахмет Али. Истоки обязательности обучения основам живописи в двух основных учебных заведениях Стамбула «Тыббийе» (медицинском) и «Харбийе» (военном) лежат в реформах, начатых султаном Селимом III и продолженных султаном Махмудом II. Эти реформы, касающиеся многих аспектов как государственного устройства, так и частной жизни жителей османской Турции, ознаменовали собой решительный поворот в сторону модернизации.
За время своего обучения и преподавательской деятельности юное дарование было замечено султаном Абдул-Азизом, тонким ценителем изящных искусств, который был первым султаном Османской империи, совершившим зарубежную поездку в Европу (естественно, во Францию). Абдул-Азиз увидел в юном Ахмете не только талант к рисованию, но и в целом большой потенциал, который требовал дополнительного раскрытия и развития. По этой причине в 1864 году он направляет его в парижскую Школу изящных искусств для совершенствования навыков. Там Ахмет обучается сначала у Гюстава Буланже, любимого художника-ориенталиста императора Наполеона III. Примечателен тот факт, что кисти Буланже принадлежит роспись стен парижского дворца императора в «помпеянском» стиле и роспись парижской оперы Гарнье. Далее Ахмет Али обучается у другого французского мастера Жан-Леона Жерома, состоявшего в оппозиции к зарождающемуся движению импрессионистов. Конечно же, Жерому, как представителю академизма, было трудно примириться с новыми веяниями, которые зарождались и набирали оборот в тот период у него на родине. В особенности это касалось импрессионизма и кубизма, которому только-только предстояло завоевать умы и кисти европейских живописцев. Отучившись семь лет в Париже, молодой Ахмет Али в качестве вознаграждения за прилежную учебу направляется на три месяца в Рим на стажировку, после чего в 1871 году возвращается на родину и здесь, уже в звании капитана, назначается преподавателем рисования в Стамбульское медицинское училище.
Шекер Ахмет Пашасохранил приверженность мусульманским принципам и идеалам ислама
Художник — бригадный генерал
Кроме медицинского училища, он преподавал рисование и в других учебных заведениях столицы Османской империи, таких как Школа Баязида, Школа Зейрек, Школа капитана Ибрагима Паши и Школа искусств Султанахмета. В 1872 году вместе со своими учениками Ахмет Али открывает первую в истории османской Турции выставку картин, где среди прочего также был выставлен портрет султана Абдул-Азиза, выполненный карандашом. Будучи человеком религиозным и глубоко верующим, Ахмет Али, следуя нормам ислама, старался избегать портретной живописи и в своем творчестве уделял особое внимание таким жанрам, как натюрморт и пейзаж. На данный момент известно лишь о двух портретах, принадлежащих карандашу и кисти Шекера Ахмета Паши. Это уже упомянутый портрет Абдул-Азиза и автопортрет. Так или иначе, первая выставка картин имела успех. За ней в 1873 году последовала вторая выставка, которая была организована в здании Дарулфюнуна (Стамбульского университета) и встречена просвещенной частью османского общества с одобрением. Другой известный османский живописец Сами Йетик писал об этом следующее: «Самое прекрасное в искусстве Шекера Ахмета Паши — это выставка, которую он организовал в Стамбуле в 1874 году и которая оставила сладостное послевкусие в наших умах и душах». Несмотря на то что большая часть тогдашнего общества была далека от этих новых подвижек, выставка была по достоинству оценена Абдул-Азизом, и Ахмет Али, с повышением в звании, был сразу же назначен личным помощником султана. Работая во дворце, Ахмет Паша убеждает султана в необходимости приобретать картины европейских мастеров. Получив одобрение, он вступает в переписку со своим учителем Жеромом. Таким образом во дворце османских повелителей появляются картины европейских живописцев, в основном французов, таких как Буланже, Жером, Арпиньи, Добиньи и других.
Своей чистотой и волнительной манерой исполнения он смог избавиться от посредственности и дал возможность зрителям насладиться настоящим вкусом искусства
Военная карьера Ахмет Паши идет вверх, каждые три года он получает очередное звание, в 1894 году становится бригадным генералом, а потом получает звание генерал-майора. Все эти годы и даже после того, как он стал работать в протокольном отделе по приему иностранных делегаций, Ахмет Паша продолжает оттачивать свое мастерство. Конечно же, в связи с работой времени на пленэры не остается, и он сосредотачивается на жанре натюрморта и весьма преуспевает в этом деле. Примечателен тот факт, что звания и чины он получал не на полях сражений, а за борьбу с невежеством и отсталостью.
Сладкий псевдоним
Друзья описывали Ахмета Али Пашу как сердечного, тонко чувствующего, благонравного и приятного человека. За эти качества он получил прозвище «Шекер» (сахар), которое в последствии стало его творческим псевдонимом.
Немецкий живописец эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер говорил: «Нет возможности сделать прекраснее того, что создал Бог. Художник должен работать, желая передать подлинную картину природы»… Картины Шекера Ахмета Паши в полной мере передают истинность данного высказывания. Кроме того, при детальном рассмотрении можно заметить, сколько кропотливого труда, сил и умения было вложено в эти работы. А это в свою очередь подходит под описание его современника Ренуара, который говорил следующее: «Когда вы смотрите на произведения старых мастеров, действительно, там нет хитрости. В первую очередь эти люди были необычайными трудягами. Они знали свое искусство. В этом вся суть. Искусство живописи — это не продукт воображения. В первую очередь это рукотворное искусство, которое необходимо выполнять как рабочему»… Именно такая бесхитростная реалистичность характерна для произведений Шекера Ахмета Паши.
Бесхитростная реалистичность характерна для произведений Шекера Ахмета Паши
Первопроходец и реформатор, поделивший историю османской живописи на периоды до него и после него, автор первых реалистических картин и организатор первой выставки в Османской империи Шекер Ахмет Паша, несмотря на становление в рамках западной, по большей части французской, школы живописи, сохранил приверженность мусульманским принципам и идеалам ислама. Конечно, он испытал большое влияние французской школы, за что на родине многие его критиковали. Однако, благодаря его стараниям, следующее поколение турецких живописцев смогло развивать свое искусство в рамках реализма, не противоречащего нормам ислама.
Жизненный путь Шекера Ахмета Паши завершился в 1906 году в Стамбуле. Он был похоронен в мавзолее Соколлу Мехмеда Паши, в районе Эйюп.
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/id/5c3dccfb9d1f1d00aa3fc666/5d08a02454620000afa5bad8
https://turkeyforfriends.com/news/10_samykh_dorogikh_kartin_tureckikh_khudozhnikov/2017-01-26-1459
https://realnoevremya.ru/articles/113024-pervyy-tureckiy-zhivopisec-evropeyskogo-obrazca