68 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Создай иллюстрацию к одному из предложенных отрывков. Что такое иллюстрация

Словесное и графическое иллюстрирование;

Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах:

Как словесное, так и графическое имеют большое значение для развития творческого воображения учащихся и при правильном использовании создают благоприятные условия для чёткого воссоздания учащимися жизненных картин, изображённых писателем в произведении.

Словесное рисование – своеобразный и довольно сложный вид работы, требующий чёткого воспроизведения картины с помощью слов. Для того чтобы, словесно нарисовать картину, ученику необходимо хорошо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид действующих лиц, их характерные особенности.Всё это необходимо и для графического рисования, но словесное рисование требует ещё и точного выбора слов. Это даёт основание считать словесное рисование одним из эффективных средств речевого развития учащихся.

Иллюстрирование может быть использовано учителем с разными целями: как основа при составлении плана, при подготовке к пересказу, для уточнения обстановки, в которой протекают действия, и т.д. Таким образом, иллюстрирование может сопутствовать какому – либо виду работы с текстом, но может быть и самостоятельным. Пример использования иллюстрирования как самостоятельного вида работы: учитель предлагает нарисовать словесную или графическую картину к наиболее понравившемуся отрывку текста и подобрать к ней слова автора.

Графическому и словесному иллюстрированию текста необходимо последовательно учить. Начинать следует с сопоставления иллюстрации, которая дана в книге, с тем отрывком текста, который соответствует рисунку художника. Учащиеся убеждаются в том, что художник передаёт в картине то самое характерное, что подчёркивает писатель в герое, в природе и т.д.

Словесная картина статична. Ошибка многих школьников состоит в том, что они статичное изображение подменяют динамическим и в одной картине сливают несколько, тем самым словесное рисование подменяют пересказом.

Точному выбору слов при «рисовании» картины помогает лексико-стилистический анализ авторского текста. Учитель обращает внимание на слова и словосочетания, употреблённые автором.

Цель словесного рисования – приблизить к ребёнку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса:

1) что будет нарисовано? (содержание);

2) какмы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре, какие позы выберем для людей и т.п.)? (композиция).

3) какие краскииспользуем для картины? (цветовые решения).

При чтении лирических произведений приём словесного рисования становится основным. Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно используется при работе с поэтическими текстами. Но применять его нужно крайне осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчётливых зрительных представлений, не должно быть всё конкретизировано. После выделения из контекста образной картины словесное рисование ориентируется на построение композиции рисунка, для чего полезно задавать такие вопросы: «Что нарисуем на первом плане? Почему? Как об этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалёку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы ещё не нарисовали?» Потом подбирается цветовое решение, при этом основное внимание уделяется общему колориту, а не цвету каждого элемента.

К одному рассказу могут быть нарисованы 2-3 картины, получится картинный план, который отражает самые важные моменты произведения. Иногда предлагается нарисовать словесно ряд кадров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране.

Какова же методика обучения словесному иллюстрированию?

I) Необходима зрительная опора, в качестве которой можно использовать «динамическую», постепенно возникающую на глазах детей картину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляются картинки, соответствующие только что «нарисованным» устно. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Так по ходу работы создаётся законченная картина к эпизоду, которая и служит зрительной опорой для возникших в воображении учеников представлений. Кроме того, можно также использовать демонстрационное пособие из трёх листов, которые прикрепляются один на другой к доске последовательно, а по мере возникновения устной картинки открываются перед детьми. Верхний лист – чистый, на нём ничего не изображено. Он нужен для того, чтобы учащиеся могли не только вообразить, но и композиционно разместить элементы картины. Этому помогает замкнутое пространство чистого листа бумаги. После того, как дети создадут в словах картину, верхний лист снимается, и дети сверяют результат работы своего воображения с чёрно – белым рисунком. Словесно «раскрасив» эту иллюстрацию, учащиеся получают возможность сопоставить «цветное» словесное изображение с тем, которое расположено на последнем, третьем месте бумаги.

II) На последующих этапах используются такие приёмы:

Читать еще:  Рассказ воспоминания л н толстого читать. "Трагедия на озере Нум-то"

– выбирается эпизод, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение её основных элементов, цвет, затем учителем выполняется карандашный набросок, после чего следует словесное описание иллюстрации;

– дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют её с соответствующей иллюстрацией в книге.

III) Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту.

На любом из этапов обучения порядок работы следующий:

1) выделяется эпизод для словесного рисования;

2) «рисуется» место, где происходило событие;

3) изображаются действующие лица;

4) добавляются необходимые детали;

5) «раскрывается» контурный рисунок.

Графическое рисование чаще всего выполняют дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, ещё раз его перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.

Более сложным видом графического рисования является экранизациятекста (создание диафильма). Это творческая работа, сочетающая рисунок с текстом (рисуют картинку и подписывают её). Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определённой последовательности, соответствующей развитию сюжета произведения.

Диафильм– это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок (кадр) снабжается титрами. Экранизация – это коллективная работа, в процессе выполнения которой учащиеся сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним и музыку.

Наряду со словесным и графическим иллюстрированием используется и музыкальное иллюстрирование. Такая творческая работа помогает детям глубже и тоньше понять настроение лирического или эпического произведения. Использование этого приёма на этапе подготовки к первичному восприятию художественного текста помогает создать у учащихся необходимый эмоциональный настрой. После прочтения текста можно подбирать музыкальные иллюстрации, задавая при этом такие вопросы: «Какая из двух услышанных вами музыкальных пьес больше подходит к характеру этого стихотворения? Почему? Какую музыку вы бы сочинили к этому произведению? Почему?».

3. Иллюстрация. Виды. Техники.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить виды иллюстрации, основные характеристики и особенности, а также создать творческую работу на формате А4.

Иллюстрация

Иллюстрация-изображение поясняющее или дополняющее основной текст.

Виды: Художественно образные,научно познавательные,рисунок,фотография, чертеж,схема,карта,план,график.

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского “illustratio” — освещение, наглядное изображение. Их назначение — помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным содержание любого произведения – литературного, научного, и всякого другого.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение — “осветить”, “сделать наглядным” то, о чем рассказывается в книге, — события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными — фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

Иллюстрации различают:

  • расположению в тексте: Иллюстрации в книге могут быть расположены на суперобложке, обложке, переплете, форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, в виде заставок (перед началом текста) или буквиц (в начале глав, частей и т.д.), в любом месте текста, а также в виде концовки(в конце книги). Существует много способов верстки иллюстраций в тексте: распашные, полосные, полуполосные, под обрез, на полях, закрытые, глухие и др.
  • по содержанию: документальные, художественно-образные,декоративно-орнаментальные
  • по способу исполнения: оригинальные (творческий рисунок, технический рисунок, чертеж, схема, диаграмма, фотография);заимствованные.
  • по цвету: одноцветные (черно-белые штриховые и тоновые);многоцветные
  • по способу воспроизводства: высокая, плоская и глубокая печать, которая предваряет или завершает текст.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

— Фронтиспис. Элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом.

-Заставка . Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него. Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

Читать еще:  Как получить выигрыш от лотереи. Получить выигрыш жилищной лотерее

— Полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная (на половине страницы), разворотная (на двух страницах). Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

— Оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях — менее значимых событий.

— Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте».

— Живописные материалы (акварель, гуашь, акрил);

— Графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш);

— Коллаж (фр. collage –приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Бракомв 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов.

Аппликация — лат. applicatio – прикладывание). Кусочки какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) нашиваются, наклеиваются на ткань, бумагу, картон. Созданные таким образом изображения или орнамент придают произведению особую рельефность и выразительность .

— Фотомонтаж – композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в ХХ в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий.

«Растровое изображение — это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселов или точек цветов (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.

Векторная графика — это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображения как матрицу пикселов (точек)».

Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) — раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Больше всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации,кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности.

Самый древний способ иллюстрирования – это использование печатной графики. Линогравюра, ксилография, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

У каждого инструмента есть свой звук и свое ощущение в пальцах. От выбора инструментов во многом влияет на характер изображения. Зачастую сама тематика иллюстрации выбирает технику и стиль изображения. «Стиль — это в значительной степени выбор инструмента. В хорошей типографике всегда виден след каллиграфического инструмента. Это не проблема, если делать иллюстрацию на бумаге, но в цифровой графике нужно прилагать отдельные усилия, чтобы сохранить генетический отпечаток живого рисования». [36] Например, Jonathan Edwards — использует вектор, но его иллюстрация живёт (Рис 25. Приложение 1). Рисование даже с использованием растровой, векторной или трёхмерной графики необходимо «сохранять жизнь» изображения.

Абсолютно все техники изобразительного искусства доступны иллюстрации, по традиции сложилось, что в иллюстрировании используются графические материалы, но это далеко не так.

В современной иллюстрации постоянно образуются определённые новшества, тренды, это может быть черно-белый линарт (использование при изображении одной чёрной линии, без штриховки, пятен и заливок), включение в рисунок немного такой странной неоготики, могут быть небольшие оп-арт эффекты, ядреный колороэкспрессизм, стрит-арт.

План-конспект урока изобразительного искусства на тему” Искусство иллюстрации. Слово и изображение.”

Тема: «Искусство иллюстрации. Слово и изображение.»

Цель урока: Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением.

Показать взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации;

Развивать наблюдательность и творческие способности учащихся;

Пробудить интерес к наследию русской культуры;

Формировать бережное отношение к книгам;

Формировать усидчивость и аккуратность.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Искусство иллюстрации. Слово и изображение»;

для учащихся: альбом, краски, кисть, карандаш, ластик.

Читать еще:  Все будет хорошо нужно только верить. Статусы про то что все будет хорошо

Повторение пройденного материала

Знакомство с новым материалом

Подведение итогов урока.

Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

Повторение пройденного материала.

Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы рассмотрели с вами тему « Место и роль картины в искусстве ХХ века.»

Учитель: О каком художнике XX века мы говорила на прошлом уроке?

Ученики: Эдвард Мунк и его картине «Крик»

Учитель: Что изображено на этой картине?

Ученики: кричащий человек

Учитель: какие эмоции передает эта картина?

Ученики: Здесь грустные мысли, одиночество.

Учитель: А как с помощью компоновки главной фигуры Мунк добился ощущения одиночества?

Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы с вами поговорим об искусстве иллюстрации. Я приготовила для вас три варианта толкования слово иллюстрация. Давайте посмотрим и скажем, что же такое иллюстрация ?

Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства изобразительное истолкование литературного и научного произведения.

Иллюстрация (illustration) – это графическое отображение слова. Иллюстрация помогает пояснить смысл текста, сделать его многограннее и объемнее. В дело вступают образы, и человек получает более полную информацию об объекте.

Учитель: Итак, с толкованием слова иллюстрация мы познакомились. Теперь хотелось бы услышать ваше мнение что такое иллюстрация?

Иллюстрациями к книгам являются рисунки, фотографии, диаграммы, схемы и другие графические изображения. Они помогают читателю визуализировать текстовую информацию, лучше понять смысл книги или конкретного отрывка текста, полнее представить героев произведения.
Конечно, иллюстрации бывают не только в книгах, но и в журналах, газетах, рекламках и других полиграфических изданиях. В некоторых книгах, например, комиксах, детских, сувенирных художественных выпусках иллюстраций больше, чем текста.
Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученики: Так как иллюстрация дает возможность творчески мыслить читателя и понять без слов, что художник хотел передать данным изображением.

Много художников- иллюстраторов работали над литературными произведениями, и творчество некоторых художников мы сегодня с вами рассмотрим.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) – русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор.

Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга).

Он иллюстрировал народные сказки,

сказки Льва Толстого, Петра Ершова,

Самуила Маршака, Виталия Бианки

и других классиков русской литературы.

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» – первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.
С 1930 годов иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни. Конашевич иллюстрировал также взрослую литературу, занимался живописью, рисовал картины в полюбившейся ему специфической технике – тушью или акварелью по китайской бумаге.

Основные работы Владимира Конашевича:
– иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз;
– сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро;
– «Старик-годовик» В. И. Даля;
– произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.

Анатолий Михайлович Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) – мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов “Малыш и Карлсон” и “Карлсон вернулся” и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.
Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.

4.Практическая работа. А теперь я вам предлагаю побыть художником-иллюстратором и изобразить в своем альбоме иллюстрацию к любимому литературно-художественному произведению.

5.Подведение итогов урока. Итак, мы закончили нашу работу на сегодня. Дежурный соберёт и вывесит работы на доску. А мы вспомним, для чего нам нужна иллюстрация? Чем она отличается от обычного рисунка?

6.Домашнее задание. Дома предлагаю вам придумать небольшую сказку и нарисовать к этой сказке иллюстрацию.

Источники:

https://studopedia.su/9_75146_slovesnoe-i-graficheskoe-illyustrirovanie.html
https://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson3/
https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-na-temu-iskusstvo-illyustracii-slovo-i-izobrazhenie-890235.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]