Становление культуры культура и общество. Что такое духовная культура
Культура и духовная жизнь общества
Содержание
- Культура и духовная жизнь общества
- Духовные ценности
- Функции культуры
- Типы культуры:
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
Культура и духовная жизнь общества
Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.
Материальная культура – это все, созданные человеком вещи. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.
В целом духовная культура выражается в двух составляющих:
- внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
- продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.
Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.
Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.
Духовные ценности
Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.
Рассмотрим классификацию духовных ценностей:
- Мировоззренческие(связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
- Нравственные(Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба). Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;
- Эстетические(Красота, высокие ценности);
- Религиозные(Любовь, вера, смирение).
Функции культуры
Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:
- познавательная;
- оценочная;
- регулятивная;
- информативная;
- коммуникативная;
- функция социализации человека.
Типы культуры:
- народная
Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.
Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.
Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.
Появилась в 20 веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.
Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.
Что мы узнали?
Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом.
Понятие культуры. Культура и духовная жизнь
Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.
Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура – это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы – все, на чем лежит “печать” деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека – тоже продукт общественной деятельности).
В переводе с латинского термин “культура” означает “возделывание”, “обработка”.
Как международный термин и общее понятие “культура” используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:
– cultio – возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);
– cultor – воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;
– cultus – попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также – вероисповедание.
Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.
На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?
Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура – результатом духовного производства.
Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры – для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.
В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.
Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.
Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек – творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.
По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.
С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.
Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая – новаторская, творческая.
Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.
Формы культуры:
а) элитарная, или высокая – создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;
б) народная, или национальная – создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);
в) массовая – культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и
массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления:
Духовная культура
Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.
Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.
Источники
- Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1992.
- Викифицировать статью.
- Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Духовная культура” в других словарях:
Духовная культура — 1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность 2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.). Большой… … Энциклопедия культурологии
Духовная культура — способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей происходит их усвоение, то есть нравственное саморазвитие человека. Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N… … Официальная терминология
Духовная культура — это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Духовная культура — Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Д. к. включает такие компоненты … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА — – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов… … Терминологический ювенологический словарь
«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» — [болг. «Духовна култура»], ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ). 1 й номер вышел в свет в июне 1920 г. как бесплатное ежеквартальное приложение к газ. «Церковный вестник». С 1928 г. «Д. к.»… … Православная энциклопедия
Духовная культура Китая (энциклопедия) — Духовная культура Китая самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия
Традиционная духовная культура славян — Эта страница информационный список. «Традиционная духовная культура славян»[1] русскоязычная научная книжная серия издательства «Индрик», в которой … Википедия
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ — КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия
Источники:
https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/kultura-i-duhovnaya-zhizn-obschestva-10-klass.html
https://studopedia.ru/8_100767_ponyatie-kulturi-kultura-i-duhovnaya-zhizn.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/329687