10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий концерта «Музыкальные картинки народными инструментами».

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Сценарий концерта «Музыкальные картинки народными инструментами»

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья, коллеги, студенты, гости. Мы рады новой встрече с Вами. Сегодняшнюю программу мы назвали «Музыкальные картинки о Русских народных инструментах»
Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из Русских народных инструментов….. тогда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента. Эта необыкновенная палитра звуков разольётся сегодня в зале в исполнении Лауреата международных и межрегиональных конкурсов, оркестра народных инструментов Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Художественный руководитель – Ольга Гринберг

1). Ведущая: Все мы знаем, что музыка лечит. И, как бы хорошо не складывалась наша жизнь, тревогу приходится иногда ощущать. Чтобы избавиться от этого чувства, нам советуют слушать музыку Шопена, Вальсы Штрауса и конкретное произведение Антона Рубинштейна — «Мелодия» Если сейчас в зале, у кого – то присутствует хоть малейшая тревога, она пройдёт, как только мы услышим эти чарующие звуки в исполнении Виктории Фёдоровой
Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, концертмейстер – дипломант международного конкурса Мария Ивановна Морозова

2). Ведущая: Мегюль «Соната» 1-часть. Исполняет Студ,__ Курса Галина Кулак. Класс преподавателя Алексея Николаевича Непомнящих

3). Ведущая: Гитарист Джон Ричардс, так выразил через стихи свою любовь к инструменту.

Струны дрожат,
Пальцы по грифу носятся,
В поисках стройного лада,
Льётся легато,
Бьётся о рифы
Статных аккордов мажорного ряда.
Скрыт исполнитель созвучным единством,
Со сладкоголосой гитарой своею,
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.
Импровизация, ветер, свобода,
В перстах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,
Сея молвою придатки, как Бог.

Жермаль. «Баден-джаз-сюита» 1 часть. Исп. Студ._________ курса Елизавета Лаврентьева, Класс преподавателя Натальи Юрьевны Замятиной

4). Россини. Каватина Фигаро из оперы «Севильский Цирюльник». Исполняет Студ,__ Курса Иван Екименко, Класс преподавателя Юрия Васильевича Дунаева

Домра, как забытая царица,
что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
звуком ладным в голубой выси.
Разносила на потеху миру,
в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру,
в старых сказках, баснях и стихах.
Но навет коварный и злобливый,
звуки домры захотел избыть,
Словно ворог жалкий и трусливый,
что желает свой позор забыть.
Он молчанье струнам тем заветным,
напророчил дерзкою рукою,
Чтобы песни их потоком светлым,
истекли безвременья рекою.
Но наветы домре не преграда,
сквозь столетья звук её чудесный,
Как судьбы достойная награда,
снова льётся радостною песней.

На сцене — Трио домр: Студентка_4_ Курса Алёна Черкова, Студентки 2-го курса — Анастасия Соломатина, Шончалай Мижит-Доржу. Класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко, концертмейстер – Ольга Черноярова. Артемьев, «Романс»

6). Ведущая: Ни для кого не секрет, что «Румба» это танец, танец ЛЮБВИ. Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейским Контрданс. В Испании слово «rumbo» означает «путь», в русском языке, морской аналог «румбы» — направление.
Люцио » Румба». Исполняет Студ,_2_ Курса Начин Биче-оол, класс преподавателя Елена Владимировна Модерова

7). Ведущая:
Не страшны мне ни бури, ни рифы,
Если в струнном звучанье слышны
Возле пирса гитарного рифа,
Крики чаек и шелест волны.
Я хочу, чтоб гитара звучала,
Душу трогая каждой струной,
Словно жизнь без конца и начала,
И ничто не случится со мной.

Виницкий «Мерси». Исполняет Студ,_2_ Курса Михаил Попов, Класс преподавателя Ивана Николаевича Афанасьева

РастерлИнькалась балалайка:
Так и сыплет — терлИ- терлИ.
Ну-ка, милая, подыграй-ка,
Да по-русски заговори!
Балалайки простые звуки,
Пусть не сразу, да и не вдруг,
Память крови раскроют внукам,
Чтобы вывести их на круг.
Балалаечник разыгрался,
Веселись и пляши народ!
Жги, родимый, давай старайся,
и Оркестр — не подведёт!

Ермоченков. Концерт для балалайки с оркестром, 1-я часть. Исполняет Студ,_4_ Курса, Никита Краснов. Преподаватель – Дипломант международного конкурса – Андрей Николаевич Шакорин. Концертмейстер – Лауреат всероссийского и дипломант Международного конкурсов – Юлия Балабанова

9). Богословский, сл. Родионова «Песня старого извозчика».
Исполняет — Елена Модерова. Аккомпанирует — Галина Шаравина. Концертмейстерский класс Владимира Викторовича Шахова.

10). Цинцадзе «Сачидао». Исполняет Дуэт домр: Студенты,_2_ Курса Елена Жукова и Анна Катрюк. Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, Концертмейстер – дипломант международного конкурса, Мария Ивановна Морозова
(Полный состав оркестра готовится, и, на тексте ведущей, выходит на сцену)

2-я часть концерта

11). Ведущая: К концу XIX века, для широких народных масс искусство было недоступно. С таким положением не могли мириться передовые люди того времени. Среди этих людей был и Василий Васильевич Андреев. Однажды, он услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Звучание этого инструмента так восхитило Василия Васильевича, что он решил создать ансамбль балалаечников и разработал конструкции различных видов инструментов. Немногим позже, Андреев решил создать оркестр. Мастер Налимов изготовил музыкальные инструменты, с которыми всё зазвучало по-новому: ярко, колоритно.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Читать еще:  Урок рисования мягкая игрушка. Как нарисовать новогодние игрушки карандашами поэтапно

Седой пеленою окутал туман,
Земли плодородное ложе,
О чем ты поешь, ясноокий Баян?
Твой голос мне сердце тревожит.
Ручьем льется песня, так нежен мотив,
Так сладостно гусли играют,
Что кажется, тонкие пальцы твои
Души моей струны ласкают.
И, словно проснувшись от долгого сна,
Встают чередой предо мною
Далекие, славные те времена,
Где каждый жил в мире с Землею.

Русская народная песня» У зори-то, у зореньки» обработка Веры Городовской. Дирижирует студентка 4 курса — Виктория Федорова, класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко

12). Ведущая: Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» получила значение самостоятельных, художественных произведений. Полная партитура «Пер Гюнта» включает в себя двадцать три номера. Сейчас прозвучит один из них — яркая и красочная динамическая пьеса.
За дирижёрским пультом – Художественный руководитель оркестра
– Ольга Гринберг.

Эдвард Григ. «В пещере горного короля»

13). Ведущая: Николай Алексеевич Некрасов сказал:
Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное Русский народ.

Сергей Рахманинов. «Русская песня»

14). Ведущая: Аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, известен и узнаваем уже многими.

Астор Пьяццолла Танго «Mьетро дель Ангел» солистка Анастасия Парамонова,

15). Ведущая: Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» — навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

В заключение концерта прозвучат вариации Александра Широкова на тему Р.Н.П. «Валенки»
Номер на «бис»: (нонстоп)
Ведущая: (по необходимости, сказать, после исполнения) Прозвучала Кубанская фантазия Юрия Зацарного «Брыньковский казачок»
Ведущая: Благодарим за внимание.
Наш концерт закончен.

«Из глубины тысячелетии. » литературно-музыкальный вечер /О русских народных инструментах/

Транскрипт

1 «Музыкалық-эстетикалық бейімдегі дарынды балаларға арналған мамандарылған мектеп-интернат — өнер колледжі» кешені Комплекс «Колледж искусств специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля» «Из глубины тысячелетии. » литературно-музыкальный вечер /О русских народных инструментах/ Дайындалған және өткізген: Темірханова А.С. Подготовила и провела: Темирханова А.С. Петропавл қаласы г.петропавловск

2 Воспитатель II категории Темирханова Айжан Сайфуллавна г. Петропавловск КГУ «Комплекс «Колледж искусств специализированная школа интернат для одаренных детей музыкально эстетического профиля» С 2008 года в школе-интернате для одаренных детей действует клуб «Өлетану» — «Краевед». Цель клубной работы изучение истории родного края. На своих занятиях я стараюсь сформировать у ребят представление об историческом прошлом и настоящем нашего региона, о личностях оставивших заметный след в истории области. Опыт взаимодействия национальных культур на земле Северного Казахстана очень богат, он складывался веками. И через работу клуба я хотела сформировать толерантное отношение к истории, культуре, обычаям и традициям всех этносов проживающих в нашем регионе. И надеюсь литературномузыкальный вечер «Из глубины тысячелетии» о русских народных инструментах поможет многим коллегам в проведении мероприятий. Цель: Воспитание толерантности у учащихся через культуру народов Северного Казахстана многонациональную Задачи: развивать у воспитанников познавательный интерес к русской культуре, музыке и музыкальным инструментам. раскрыть индивидуальные творческие способности каждого ребенка, через концертную деятельность. формировать у воспитанников потребность чтения и изучения специальной литературы по музыке.

3 Скоморох Здравствуйте молодки! Ребята молодцы, веселые удальцы! Ведущая Добрый вечер, гости званные и желанные! Милости просим на посиделки! Скоморох — Посиделки, посиделки Это дело не безделки! Это песни, это пляс И веселых игр час — Посиделки начинаем И загадки отгадаем. Ведущая Треугольной формы корпус, Три струны и звонкий голос, Ну, попробуй, отгадай-ка! Это наша /Балалайка/ Рассказывает о балалайке /Мещеряков Артур/ Балалайка. Есть инструменты, ставшие музыкальным символом того или иного народа. Например, гитара испанский национальный инструмент, мандолина итальянский, волынка шотландский, бандура украинский и т. д. Все в мире знают, что балалайка это русское. Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18 и 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нем. Корень слов «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать,

Читать еще:  Рождение венеры картина. «Рождение Венеры» — любовь и боль Боттичелли

4 балабонить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. А эти слова в свою очередь, очевидно, произошли от татарских слов бала ребенок, балалар дети. Не отсюда ли наше баловаться, то есть резвиться, ребячиться? Не передают ли все эти понятия, дополняя друг друга, суть балалайки инструмента легкого, забавного, бренчливого, не очень в те времена серьезного? Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель музыки Василий Васильевич Андреев. Он задумал простому мужицкому инструменту дать вторую жизнь: привести ее в концертные залы. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили названия пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас. /Показывает/ Муз.номер: Мещеряков А. / «Светит месяц» Скоморох Растерлинькалась балалайка, Так и сыплет — терли- терли. Ну-ка, милая, подыграй-ка, Да по-русски заговори! Балалайки простые звуки, Пусть не сразу, да и не вдруг, Память крови раскроют внукам, Чтобы вывести их на круг. Балалаечник разыгрался, Веселись и пляши народ! Жги, родимый, давай старайся, И оркестр — не подведёт! Муз.номер: Ансамбль русских народных инструментов ШОД. Пьеса «Казачок». Ведущая В руки ты ее возьмешь То растянешь, то сожмешь Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет только тронь Как зовут ее../гармонь/ Муз.номер: «Русские частушки»

5 Скоморох Только взял боец трехрядку, Сразу видно гармонист. Для началу, для порядку Кинул пальцы сверху вниз. Позабытый деревенский Вдруг завел, глаза закрыв, Стороны родной смоленской Грустный памятный мотив, И от той гармошки старой, Что осталось сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой. Это «Василий Теркин» Твардовского. А сколько еще стихов, да и песен, и шуточных и лирических, посвящено гармошке. Муз. номер на баяне Ситников Н. «Лезгинка» Рассказывает о инструментах /Ибрагимова Т/ Без этого инструмента и его разновидностей баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе Кажется гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по всему миру. Вам, наверное, не приходило в голову, что она родственница самого величественного музыкального инструмента органа. Все разновидности гармоники тоже клавишно-духовые инструменты. Только у аккордеона с одной стороны, а у баяна с обеих клавиши не такие, как на рояле, органе, а в виде кнопок. Меха у гармоники приводятся в действие в ручную. Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русские тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и наконец баян и аккордеон. Они отличаются друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда и названия двухрядка, трехрядка). Муз. номер на баяне Страдубцев Матвей «Барыня» Ведущая — Слушаем следующую загадку: Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки) Вот ложки деревянные Нам голос подают,

6 На праздник музыкальный Всех нас они зовут. Рассказывает о ложках /Ситников Никита/ Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, бесспорный факт. Расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Еще бы: легко, красиво, дешево и сразу «два зайца» старинный предмет быта и он же музыкальный инструмент. Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Муз.номер: играет на баяне Старадубцев М. «Бумер» в сопровождении ложкарей Ситников Н, Шарипов А. Рассказывает о трещетках / Старадубцев Матвей И сейчас же щетки, щетки Затрещали как трещотки И давай меня тереть Приговаривать Все мы с детства помним эти строчки знаменитого, ставшего классическим «Мойдодыра» Чуковского, но что такое трещотки, пожалуй ответить затруднимся. Ясно одно: они трещат, что и следует из их названия. Трещотка старый русский народный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделаны одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и,

7 по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Коротким толчком свободной части обеих кистей трещотка как бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга, издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами, цветами и пр. Скоморох Приложил к губам я трубку, Полилась по лесу трель, — Инструмент тот очень хрупкий, Называется. /свирель/ Ведущая Две свирели звучали на поле, Пастушок стадо сельское пас. На одной играл люди плакали, А другая звала их в пляс. Рассказывает о свирели /Абрамова Юлия/ Вот мы и подошли к одной из наиболее распространенных у нас разновидностей семейства флейтовых. Нигде, пожалуй, не наблюдается такой путаницы и несогласованности в наименовании по существу одного и того же инструмента, как именно здесь. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов. Вот эти названия: дудка, дуда, пыжатка, сопель, сиповка, пищаль, посвистель и, наконец, свирель. А суть у всех одна: открытая снизу трубка с пальцевыми отверстиями и свистящим приспособлением в верхней части. Свирель сравнительно легко изготовить своими руками, для корпуса свирели лучше всего подобрать уже готовую эбонитовую или металлическую трубку или изготовить ее из дерева, камыша, бамбука. Чем больше размеры трубки, тем ниже будет строй инструмента, и наоборот.

Читать еще:  Анна павлова интересные факты из жизни. Биография балерины анны павловой

8 /Демонстрирует инструмент Лукьянченко К./ Рассказывает о гуслях /Шарипов Арман/ Давным давно появился на свет этот инструмент. Родился, подобно арфе, из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения лучшего резонанса, на плоский ящик со сторонами разной длины, соответствующими постепенно увеличивающейся длине струн. Исполнитель гусляр клал свой инструмент на колени. И перебирая струны, песни, сказывал, былины. Это были гусли звончатые, инструмент имеет крыловидную или трапецеидальную форму. В 17 веке появились другие, более совершенные гусли, с большим, чем звончатых, количеством струн. Их называли тогда «столовыми», а мы скажем более привычно настольными. Инструмент ставили на стол или приделывали к нему ножки. Звук у него был ярче сильнее, возможности для исполнителя шире, чем на гуслях звончатых. Сейчас в оркестре народных инструментов применяются усовершенствованные клавишные гусли, у них большой диапазон от пяти до семи октав, приятный, полный, насыщенный звук. Рассказывает о домре /Репчинская Мария/ Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов причем в нескольких видах пикколо, малая, альтовая, басовая и контрабасовая. А сто лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не существовало России, и даже рисунков ее не сохранилось: в 17 веке ее казнили, как преступницу. В средневековой Руси домра было основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. Они ходили по селам, городам, устраивали веселые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных представлениях они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего. Позволяли себе шутки, не всегда безобидные и над христианской религией. Это вызвало гнев властей, как церковных. Так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. И она исчезла. Лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек.

9 Ведущая Домра, как забытая царица, что жила когда-то на Руси. Балалайки старшая сестрица, звуком ладным в голубой выси. Разносила на потеху миру, в скоморошьих озорных руках Складных песен звонкую сатиру, в старых сказках, баснях и стихах. Но навет коварный и злобливый, звуки домры захотел избыть, Словно ворог жалкий и трусливый, что желает свой позор забыть. Он молчанье струнам тем заветным, напророчил дерзкою рукою, Чтобы песни их потоком светлым, истекли безвременья рекою. Но наветы домре не преграда, сквозь столетья звук её чудесный, Как судьбы достойная награда, снова льётся радостною песней. Муз. Номер на домре исп. Репчинская Мария произведение «Аннушка» Ведущая: Свою жизнь, народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из Русских народных инструментов.. тогда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента. Скоморох Весь урок мы пели и плясали, И от счастья кружится голова, Потому что каждый понимает, Рядом с нами музыка была. Пусть музыка повсюду путь нам открывает, Ни капли грусти и фальшивых нот, А только радостный, уверенный аккорд! Ведущая Вот и окончились наши посиделки. Скоморох Большое спасибо нашим музыкантам, а так же вам ребята за ваше внимание.

10 Список используемой литературы: 1.Газарян С. «В мире музыкальных инструментов» М., 1989г. 2. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах» М., 1984г. 3. Чичигина Ольга Владимировна, EsoServer «Русские народные инструменты». 4. Copyright: Наталья Ахмедова-Вапаева, 2011 Сценарий «Музыкальные картинки народными инструментами».

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/4635716/post196176309
http://docplayer.ru/32711957-Iz-glubiny-tysyacheletii-literaturno-muzykalnyy-vecher-o-russkih-narodnyh-instrumentah.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector