14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танцевальная терапия. Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Танцевально-двигательная терапия

История возникновения и развития танцевально-двигательной терапии. Основные источники танцевальной терапии, их сущность и краткая характеристика (древние целительские практики; психоаналитические школы З. Фрейда, К.Юнга, А. Адлера; новые формы и принципы применения танца в практике А. Дункан и М. Вигман; учение В. Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире). Развитие танцевально-двигательной терапии в XX в. (вклад М. Чейз, Т. Шуп и М. Уайтхаус в развитие современной танцевально-двигательной терапии).

Основные функции танца (психофизиологические, психологические, психотерапевтические, функция общения, социально-психологическая, социокультурная) и их краткая характеристика. Принципы и задачи танцевальной терапии; их краткая характеристика.

Этапы проведения групповой танцевально-двигательной терапии. Психотерапевтические эффекты танцевально-двигательной терапии. Основные техники танцевально-двигательной терапии, их характеристика и правила их применения.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Танцевальная терапия — это психотерапевтическое исполь­зование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния лич­ности.

Танцевальная терапия применяется при работе с людь­ми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия [35].

Цель танцевальной терапии — осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков об­щения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Танцевальная терапия помогает обрести свободу и вы­разительность движения, развить подвижность.

Психокоррекционное воздействие танцевальной тера­пии основано на важной роли в жизни человека его собстен-ного тела, которое является основным средством познания и выражает нашу суть. Это способ существования в мире. То, что человек чувствует, можно прочесть по положению тела. Эмоции — это телесные проявления, это движения или жес­ты внутри тела, обобщенный результат которых — некое внешнее действие. Через тело нам легче выразить свои чувс­тва, свое состояние, чем через слова и сознание. Изменяя по­ложение тела, мы изменяем и душевное состояние.

Тело позволяет человеку совершать движения, которые наполняют всю нашу жизнь, так как все в мире меняется и находится в движении. В танцевальной терапии нужно при­давать большое значение тому, как мы двигаемся и что мы в этот момент ощущаем. Любое движение стимулирует высво­бождение чувств. Движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется ха­рактер наших движений.

Движения под музыку называются танцем. Танец — са­мая древняя форма творчества, поскольку в первобытном обществе с помощью танца человек выражал свое отноше­ние к окружающему миру, пытался понять его и оказать на него воздействие. Танец был первой формой религиозного обряда.

Возникновение танца и его развитие на протяжении ты­сячелетий связано с его полифункциональностью, с тем, что он отвечает целому спектру потребностей человека и обще­ства [44].

Танец выполняет следующие функции:

Психофизиологические, психологические и психоте­рапевтические функции. Во время танца происходит катар-сическое высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец спо­собствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации орга­низма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.

Функция общения. Через танец происходит познание людьми друг друга, межличностное взаимодействие. Также танец способствует формированию и развитию отношений между людьми.

Социально-психологическая функция. С помощью танца создается образ партнера и группы, запускаются про­цессы интерпретации и диагностики отношений.

Социокультурная функция. Через танец выражают­ся социальные ценности, общественные установки и соци­альные мотивы.

В качестве источников танцевальной терапии можно вы­делить четыре исторических аспекта:

Прежде всего — это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием 3. Фрей­дом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в он­тогенезе человека. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основные школы: пси­хоанализ 3. Фрейда; индивидуальная психология А. Адлера; аналитическая психология К. Г. Юнга. Танцевальная тера­пия рождалась, опираясь на традиции, новые психотерапев­тические школы и направления. Танцетерапевты, в зависи­мости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта, могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей прак­тики с любыми психологическими концепциями. Танце­вальная терапия смогла объединить знания, опыт и концеп­ции различных психотерапевтических направлений. В то же время танцевальная терапия развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом един­стве.

Начало века ознаменовалось эпохой модерна в искус­стве — пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. Одним из главных тан­цевальных новаторов была Айседора Дункан. Она была не­повторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман стала основопо-ложницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное пере­живание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же, наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. М. Вигман при­внесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское ис­кусство импровизацию.

Танцевальная импровизация — это способ спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выража­ет себя очень точно и искренне — в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны лично­сти. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом, человек способен воссоединиться с потерян­ными частями самого себя, своими психологическими ре­сурсами. Если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостно­сти и интегрированности, что является основной целью все­го психотерапевтического процесса. Другими словами, сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с цели­тельной силой танца.

3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его уче­нии о мышечно-эмоциональных блоках и характерном пан­цире. Он был одним из самых талантливых учеников 3. Фрей­да, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего на то, как он говорит. В. Райх считал, что невыраженные эмоцио­нальные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыражен­ными и неосознанными, образуют мышечный панцирь или характерный панцирь, который отражает способы психоло­гических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием. Райх, будучи анали­тиком, предложил не просто вербальный анализ, он непо­средственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы осво­бодить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализи­ровать ситуации, отношения с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания. Танцевальная терапия обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сфор­мулированному В. Райхом, но практически не использует его методы работы.

Читать еще:  Как зарождалась самая страшная преступная группировка в США — русская мафия.

4. Это почти полностью утерянные знания об изначаль­ном предназначении танца и о древних целительских прак­тиках, где танец был неотъемлемым атрибутом. У первобыт­ных людей движение и жесты были средством коммуника­ции еще до появления языка. В первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих об­щинной жизни — как индивидуальным способом выраже­ния (страха, печали, радости и т. д.), так и способом переда­чи культурного наследия. Танец сопровождал все ритуалы: рождение, свадьбу, смерть, праздники и торжества, события повседневной жизни (охоту, рыбалку, военные походы). Именно в танце человек передавал свое отношение к неведо­мому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством ду­ховной и целительской практики.

Танцевальная терапия после многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно то, что ты ощущаешь, чувствуешь, думаешь и выражаешь своим танцем.

Танцетерапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также исполь­зуют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодина­мической, экзистенциальной, гуманистической и транспер­сональной).

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз, которая на первых порах была обычным преподавателем танца и танцовщицей. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, выражавшимися в танце (одиночество, испуг, страх и т. д.), и в меньшей степени са­мой техникой танца. Тогда она стала больше обращаться к свободе движения, а не к механике танца, и тем самым открыла психологические преимущества, которые предла­гал танец. Она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством дви­жения.

Сначала М. Чейз работала с детьми и подростками в спе­циальных школах и клиниках, а также в собственной сту­дии. Работа танцовщицы произвела впечатление на психо­логов, психиатров и людей других профессий в области здра­воохранения, к ней стали посылать пациентов, обращаться за помощью. Эта работа помогла ей понять значимость соот­ношения телесных и эмоциональных проблем. В тот период она начала формулировать многие идеи, которые впослед­ствии привели ее к работе с людьми, страдающими эмоцио­нальными расстройствами.

В 1946 г. М. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Этот год считают днем рождения танцевально-двигательной те­рапии. Спустя годы успешная работа Чейз с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными в госпи­тале получила национальное признание. Пациенты, кото­рые считались безнадежными, смогли на танцевально-тера­певтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и могли выражать свои чувства. Это установление двигательного диалога с последующим обсуждением, верба­лизацией чувств, образов, мыслей и воспоминаний на танце­вально-терапевтических сеансах часто становилось для паци­ентов первым шагом, необходимым для того, чтобы перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии.

Профессиональная танцовщица из Европы Труди Шуп, переехавшая в США, сосредоточила свою психотерапевти­ческую работу на спонтанном, катарсическом высвобожде­нии сдерживаемых чувств в танце и исследовании скрытых конфликтов, которые были источниками психического и физического напряжения. Она утверждала, что любой внут­ренний опыт находит полную реализацию в теле, и любое те­лесное переживание влияет на внутреннее самоощущение.

Мэри Уайтхаус под влиянием работ К. Юнга работала с бессознательным, используя технику «активного вообра­жения» и понятие «аутентичного движения». Она считала, что танец — это путь к бессознательным переживаниям личности. Выраженные в танце, они становятся доступны­ми для катарсического высвобождения и анализа. Цель те­рапевта — помощь клиенту в поисках «подлинного движе­ния», которое является выражением Самости (по Юнгу, са­мость — это регулирующий центр психики и в то же время ее целое; самость никогда не может быть полностью схваче­на сознанием, опыт самости и непрерывный процесс саморе­ализации служат целью индивидуации).

М. Уайтхаус разработала процесс, названный ею «move­ment-in-depth»; он воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии. Ее подход помог создать современ­ную практику движения, называемую «аутентичным дви­жением». В этом виде движения, базирующемся на принци­пах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше понять движущие силы прошлого и настоящего.

История возникновения и развитие танцевальной терапии

Истоки танцевальной терапии можно отыскать в древнейших цивилизациях. Можно предположить, что танец использовался для общения еще тогда, когда не существовало языков.

В различных культурах всегда существовали ритуальные танцы. Их применяли для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования побед и других радостных событий.

Древние охотники в танце подражали движениям зверей. Это позволяло сделать охоту более успешной. Танцы воинов эффективно помогали поднять их боевой дух.

В танцах можно проследить духовное развитие каждого народа. Например, жители Древнего Египта при помощи танцев изображали движение небесных светил, римляне танцевали в честь богов.

Всем известный хоровод являлся отображением языческого культа Солнца. Его участники движутся в том же направлении, что и Солнце. На Руси в древние времена существовали ритуальные танцы, которые были приурочены к определенным сезонам. Они сочетались с прыганием через костры. Считалось, что подпрыгивания во время танцев ускоряли рост злаков. Древние греки были уверены, что танец совершенствует человека. Этому искусству уделялось очень большое внимание. У многих народов Африки танец показывает принадлежность к тому или иному племени. Индийский танец способен поведать зрителю целую историю. Он считается в Индии порождением бога Шивы, который во время танца как бы одновременно разрушает и создает жизнь заново.[3]

Читать еще:  Самые известные работы рубенса. Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса

Танцевальная терапия и самые современные телесные терапии своими корнями восходят к теории телесной терапии Вильгельма Райха и Александра Лоуэна, они были первыми, кто признал важность того, как говорит клиент, а не что он говорит. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций.

Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции — страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. [2]

На методе физических действий строится также система К. С. Станиславского. Актер может вызвать различные эмоциональные состояния, если он совершает необходимые физические действия. Движения под музыку обеспечивают также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакт в групповом танце. [3]

Большое влияние на развитие танцевальной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. “Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как – позволим себе встать на точку зрения души – душа ничего не может значить без тела. ” К.Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл “активным воображением”, выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. “Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь”.[5]

Революционные изменения в танцевальном искусстве, происшедшие в первой половине XX века, определили развитие танцевальной терапии.

Такие пионеры танца, как Исидора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Их опыт и убеждение показывают, что через тело мы непосредственно переживаем и отвечаем жизни. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, — и является средством выражения и коммуникации.

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэри Чейс, которая сначала была преподавателем танца и танцовщицей. На основе своего опыта преподавания танца обычным студентам она открыла психологические преимущества, которые предлагал танец. Постепенно она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством движения. Она начала работать с детьми и подростками в специальных школах и клиниках, а также и в своей собственной студии. Ее работа произвела впечатление на психологов, психиатров и людей других профессий в области здравоохранения, и они стали обращаться к ней за помощью. Эта сторона работы помогла ей понять значимость соотношения тела и эмоциональных проблем. В этот период она начала формулировать многие идеи, которые впоследствии привели ее к работе с эмоциональными расстройствами.

В. Оверхослер, позднее возглавивший больницу Св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия, услышал о работе Чейс и пригласил ее опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Спустя годы ее успешная работа с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными в госпитале св. Элизабет получила национальное признание. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танце-терапевтических сеансах включится в групповое взаимодействие и выражение чувств. Это установление движенческого диалога с последующим обсуждением, вербализацией чувств, образов, мыслей и воспоминаний на танце-терапевтических сеансах часто становилось для пациентов первым шагом в их способности перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. [4]

Следует отметить, что в 1940–50-х годах подобные начинания развивались и в других частях страны. Другие танцовщицы, работавшие в стиле модерн, также стали исследовать возможности использования танца как терапевтического средства для лечения эмоциональных расстройств. Труды Схуп и Мэри Уайтхаус на Западном Побережье и Франциска Воас на Восточном Побережье также оказали влияние на развитие танца как терапии.

Хотя каждая из них развивала свой подход, отличный от других, все они считали, что корни их работы — в танце. И все же в работе каждой можно обнаружить общие черты. Они видели, что психологические и физические процессы взаимосвязаны. Все они были глубоко убеждены, что танец можно использовать для развития психо-соматического осознавания: чтобы способствовать интеграции в теле, что приводит каждого человека к ощущению целостности и жизненности; использовать движение и танец, как средство переживания и выражения полного спектра чувств; разделять групповое и индивидуальное выражение чувств посредством ритмических телодвижений; облекать в конкретную форму и выражать эмоциональный материал (напр., сны, фантазии, воспоминания) посредством символического действия. [3]

Официально танцевально-двигательная терапия (сокращенно ТДТ, Dance-Movement Therapy) в России появилась в 1995 году, когда в Москве была создана Ассоциация ТДТ.

Внутри направления ТДТ существует множество техник. Они могут быть разработаны самим терапевтом, позаимствованы из упражнений для подготовки профессиональных актеров или из культурных традиций народов мира. Но все они помогают «прожить» движение, дать выход эмоциям и через это раскрепощение почувствовать в себе новые силы и дополнительные ресурсы.[2]

Читать еще:  Закрыть резинку иглой. Закрытие петель иглой: описание процесса

Танцевально-двигательная терапия

Недавно меня пригласили на ознакомительное трёхчасовое занятие по танцевально-двигательной терапии. Группа состояла из 18 человек+ ведущий тренер, арт-терапевт. В период обучения в вузе у меня был такой предмет, который назывался «Теория и практика хореографии. Танцевально-двигательная арт-терапия». Помню, что мы выполняли какие-то упражнения, делали какие-то движения в группе вместе с преподавателем дисциплины. Многое уже позабылось. Хочу описать свои ощущения и мысли во время занятия.

Мне вспомнилось то, что раньше, лет в 17, я любила приходить домой после учёбы, включать красивую музыку и танцевать. Мне доставляло удовольствие слушать весёлые песни и двигаться в такт музыке. Чем старше я становилась, тем реже танцевала, а потом и совсем перестала танцевать. Стала замечать после 28 лет, что тело стало не таким гибким, появился какой-то хруст в суставах, а витамины его убирали лишь на время. Потом пришли остеохондрозы, ревматизм, как реакция на переохлаждения тела, стала болеть поясница, и резкие движения в танце причиняли дискомфорт.

Плаванием не занималась, так как не умею. Спортсменкой никогда не была. Велосипеда у нас с сестрой не было. Коньками я тоже не увлекалась. На лыжах, правда, каталась, но не долго, класса до 7-го. Физкультуру в школе терпеть не могла, так как физруки заставляли меня делать то, чего я не могла сделать. Когда я разбегалась и делала пробный прыжок через что-то с трамплина, то попытки не удавались. Добегая до спортивного приспособления, я либо останавливалась, либо ложилась на него и лежала. Меня, молча, перетаскивали, через сей агрегат, и говорили: заново, марш! Беря меня за руку, они прыгали вместе со мной через планку, через козла, коня и т. п. Кувыркаться даже пытались вместе, только не лазали по канату, так как вдвоём это было бы делать неудобно. Как у меня получилась итоговой четвёрка в аттестате и в другом дипломе диву даюсь.

Так как появились проблемы с телом, то меня в поликлинике направили на массаж, а потом и на лечебную физкультуру. Вначале я была в молодёжной группе, но там были сильные нагрузки, тяжело, шейпинг. И тогда врач направил меня в другую группу, где лёгкие занятия. Он сказал, что они как раз для меня, в самый раз, подходят. Группа пенсионеров была такой подготовленной и ловкой, что я удивлялась. Откуда у людей под 70 такое чувство юмора и физподготовка. В ней был один старичок, который перед занятием нас всех бодрил. Он обращался к нам так: Ну что, силачи, спортсменки, комсомолки, на абордаж! Я стала посещать занятия регулярно и не один год, а потом это вошло в привычку. Без зарядки по утрам не иду по своим делам. Когда пропускаю хоть раз, то сразу ощущаю то, что тело уже другое. Рекомендую зарядку делать даже тем, кто не любит физкультуру.

Как же проходило занятие по танцевальной терапии? Что я чувствовала во время него?

Нужно было закрыть глаза и двигаться под музыку так, как этого хочет тело. Нужно было почувствовать то, что хочет делать тело, какие движения оно хочет выполнять, и позволить себе это делать. Это были спонтанные танцы. Эффект транса, релаксации, медитации. Я чётко слышала музыкальный ритм, ощущала присутствие других людей в этом помещении, слышала их дыхание. Это было необычно. Вроде бы ты абсолютно один, танцуешь, и одновременно, рядом в пространстве, тебя окружает гамма разных звуков, шорохов, какой-то топот, дуновение ветра. Мне было интересно, и я приоткрывала глаз, подглядывала за другими людьми. Все двигались по-разному. Кто-то размахивал руками вправо и влево, кто-то качался, кто-то прыгал или переминался с ноги на ногу, кто-то изображал из себя дерево и т. п. Музыка была медитативной, звуки монотонные или мелодично-звучащие. Под неё хотелось плавно кружиться или качаться. Мне казалось, что эта мелодия нескончаемая, но видно так было задумано для достижения цели – сгармонизировать своё тело.

Потом мы танцевали в паре. Условие было таким: смотрите друг другу в глаза, улыбаетесь, ни о чём не думаете, и танцуете так, как Вам хочется. Движения партнёра не нужно было повторять. Музыка была зарубежная, иностранная, весёлая, хиты 80-х. Сложно было всё время улыбаться, изображать лёгкость, смотреть в глаза партнёру, которого видишь впервые. Но в конце я заметила, что мы танцевали почти одинаково, одинаково улыбались, было легко хорошо, и даже обнялись. Думаю, что этот танец помог бы паре соединиться, примириться, установить контакт и доверие друг к другу.

Следующий танец был очень странным для меня, так как такими вещами я никогда не занималась. Нужно было снова закрыть глаза, слегка согнуть ноги в коленях и руки в локтях, отклонить заднюю часть тела назад, и просто изображать тряску. Чтобы тряслось всё тело. Это делать было очень сложно, так как от сильной тряски очень устаёшь, но здесь задача была иная. Здесь нужно было просто, слегка протрясти всё своё тело в течение семи минут. Музыка была динамичная. На следующий день от всех танцев, а их было штук восемь, если не больше, у меня болели мышц ног. Тело тоже от такой неожиданной нагрузки дало знать о себе. Ничего глобального, но усталость такая появилась, как после тренировок в спортзале.

Во время занятия под разную музыку мы двигались, ложились на коврики и просто отдыхали, учились правильному дыханию, расслаблению и медитации. Очень полезная штука! Рекомендую, Друзья!

Источники:

https://megaobuchalka.ru/11/39685.html
https://studwood.ru/1516581/psihologiya/istoriya_vozniknoveniya_razvitie_tantsevalnoy_terapii
https://www.b17.ru/article/tancevalno-dvigatelnaya-terapiya/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]