Танцевальная терапия. Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Танцевально-двигательная терапия
История возникновения и развития танцевально-двигательной терапии. Основные источники танцевальной терапии, их сущность и краткая характеристика (древние целительские практики; психоаналитические школы З. Фрейда, К.Юнга, А. Адлера; новые формы и принципы применения танца в практике А. Дункан и М. Вигман; учение В. Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире). Развитие танцевально-двигательной терапии в XX в. (вклад М. Чейз, Т. Шуп и М. Уайтхаус в развитие современной танцевально-двигательной терапии).
Основные функции танца (психофизиологические, психологические, психотерапевтические, функция общения, социально-психологическая, социокультурная) и их краткая характеристика. Принципы и задачи танцевальной терапии; их краткая характеристика.
Этапы проведения групповой танцевально-двигательной терапии. Психотерапевтические эффекты танцевально-двигательной терапии. Основные техники танцевально-двигательной терапии, их характеристика и правила их применения.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия [35].
Цель танцевальной терапии — осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.
Танцевальная терапия помогает обрести свободу и выразительность движения, развить подвижность.
Психокоррекционное воздействие танцевальной терапии основано на важной роли в жизни человека его собстен-ного тела, которое является основным средством познания и выражает нашу суть. Это способ существования в мире. То, что человек чувствует, можно прочесть по положению тела. Эмоции — это телесные проявления, это движения или жесты внутри тела, обобщенный результат которых — некое внешнее действие. Через тело нам легче выразить свои чувства, свое состояние, чем через слова и сознание. Изменяя положение тела, мы изменяем и душевное состояние.
Тело позволяет человеку совершать движения, которые наполняют всю нашу жизнь, так как все в мире меняется и находится в движении. В танцевальной терапии нужно придавать большое значение тому, как мы двигаемся и что мы в этот момент ощущаем. Любое движение стимулирует высвобождение чувств. Движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.
Движения под музыку называются танцем. Танец — самая древняя форма творчества, поскольку в первобытном обществе с помощью танца человек выражал свое отношение к окружающему миру, пытался понять его и оказать на него воздействие. Танец был первой формой религиозного обряда.
Возникновение танца и его развитие на протяжении тысячелетий связано с его полифункциональностью, с тем, что он отвечает целому спектру потребностей человека и общества [44].
Танец выполняет следующие функции:
Психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции. Во время танца происходит катар-сическое высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.
Функция общения. Через танец происходит познание людьми друг друга, межличностное взаимодействие. Также танец способствует формированию и развитию отношений между людьми.
Социально-психологическая функция. С помощью танца создается образ партнера и группы, запускаются процессы интерпретации и диагностики отношений.
Социокультурная функция. Через танец выражаются социальные ценности, общественные установки и социальные мотивы.
В качестве источников танцевальной терапии можно выделить четыре исторических аспекта:
Прежде всего — это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием 3. Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основные школы: психоанализ 3. Фрейда; индивидуальная психология А. Адлера; аналитическая психология К. Г. Юнга. Танцевальная терапия рождалась, опираясь на традиции, новые психотерапевтические школы и направления. Танцетерапевты, в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта, могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. Танцевальная терапия смогла объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В то же время танцевальная терапия развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.
Начало века ознаменовалось эпохой модерна в искусстве — пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. Одним из главных танцевальных новаторов была Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман стала основопо-ложницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же, наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. М. Вигман привнесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию.
Танцевальная импровизация — это способ спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и искренне — в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом, человек способен воссоединиться с потерянными частями самого себя, своими психологическими ресурсами. Если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности, что является основной целью всего психотерапевтического процесса. Другими словами, сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.
3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников 3. Фрейда, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего на то, как он говорит. В. Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием. Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания. Танцевальная терапия обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированному В. Райхом, но практически не использует его методы работы.
4. Это почти полностью утерянные знания об изначальном предназначении танца и о древних целительских практиках, где танец был неотъемлемым атрибутом. У первобытных людей движение и жесты были средством коммуникации еще до появления языка. В первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни — как индивидуальным способом выражения (страха, печали, радости и т. д.), так и способом передачи культурного наследия. Танец сопровождал все ритуалы: рождение, свадьбу, смерть, праздники и торжества, события повседневной жизни (охоту, рыбалку, военные походы). Именно в танце человек передавал свое отношение к неведомому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики.
Танцевальная терапия после многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно то, что ты ощущаешь, чувствуешь, думаешь и выражаешь своим танцем.
Танцетерапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной).
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз, которая на первых порах была обычным преподавателем танца и танцовщицей. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, выражавшимися в танце (одиночество, испуг, страх и т. д.), и в меньшей степени самой техникой танца. Тогда она стала больше обращаться к свободе движения, а не к механике танца, и тем самым открыла психологические преимущества, которые предлагал танец. Она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством движения.
Сначала М. Чейз работала с детьми и подростками в специальных школах и клиниках, а также в собственной студии. Работа танцовщицы произвела впечатление на психологов, психиатров и людей других профессий в области здравоохранения, к ней стали посылать пациентов, обращаться за помощью. Эта работа помогла ей понять значимость соотношения телесных и эмоциональных проблем. В тот период она начала формулировать многие идеи, которые впоследствии привели ее к работе с людьми, страдающими эмоциональными расстройствами.
В 1946 г. М. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Этот год считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Спустя годы успешная работа Чейз с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными в госпитале получила национальное признание. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцевально-терапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и могли выражать свои чувства. Это установление двигательного диалога с последующим обсуждением, вербализацией чувств, образов, мыслей и воспоминаний на танцевально-терапевтических сеансах часто становилось для пациентов первым шагом, необходимым для того, чтобы перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии.
Профессиональная танцовщица из Европы Труди Шуп, переехавшая в США, сосредоточила свою психотерапевтическую работу на спонтанном, катарсическом высвобождении сдерживаемых чувств в танце и исследовании скрытых конфликтов, которые были источниками психического и физического напряжения. Она утверждала, что любой внутренний опыт находит полную реализацию в теле, и любое телесное переживание влияет на внутреннее самоощущение.
Мэри Уайтхаус под влиянием работ К. Юнга работала с бессознательным, используя технику «активного воображения» и понятие «аутентичного движения». Она считала, что танец — это путь к бессознательным переживаниям личности. Выраженные в танце, они становятся доступными для катарсического высвобождения и анализа. Цель терапевта — помощь клиенту в поисках «подлинного движения», которое является выражением Самости (по Юнгу, самость — это регулирующий центр психики и в то же время ее целое; самость никогда не может быть полностью схвачена сознанием, опыт самости и непрерывный процесс самореализации служат целью индивидуации).
М. Уайтхаус разработала процесс, названный ею «movement-in-depth»; он воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии. Ее подход помог создать современную практику движения, называемую «аутентичным движением». В этом виде движения, базирующемся на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше понять движущие силы прошлого и настоящего.
История возникновения и развитие танцевальной терапии
Истоки танцевальной терапии можно отыскать в древнейших цивилизациях. Можно предположить, что танец использовался для общения еще тогда, когда не существовало языков.
В различных культурах всегда существовали ритуальные танцы. Их применяли для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования побед и других радостных событий.
Древние охотники в танце подражали движениям зверей. Это позволяло сделать охоту более успешной. Танцы воинов эффективно помогали поднять их боевой дух.
В танцах можно проследить духовное развитие каждого народа. Например, жители Древнего Египта при помощи танцев изображали движение небесных светил, римляне танцевали в честь богов.
Всем известный хоровод являлся отображением языческого культа Солнца. Его участники движутся в том же направлении, что и Солнце. На Руси в древние времена существовали ритуальные танцы, которые были приурочены к определенным сезонам. Они сочетались с прыганием через костры. Считалось, что подпрыгивания во время танцев ускоряли рост злаков. Древние греки были уверены, что танец совершенствует человека. Этому искусству уделялось очень большое внимание. У многих народов Африки танец показывает принадлежность к тому или иному племени. Индийский танец способен поведать зрителю целую историю. Он считается в Индии порождением бога Шивы, который во время танца как бы одновременно разрушает и создает жизнь заново.[3]
Танцевальная терапия и самые современные телесные терапии своими корнями восходят к теории телесной терапии Вильгельма Райха и Александра Лоуэна, они были первыми, кто признал важность того, как говорит клиент, а не что он говорит. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций.
Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции — страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.
Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. [2]
На методе физических действий строится также система К. С. Станиславского. Актер может вызвать различные эмоциональные состояния, если он совершает необходимые физические действия. Движения под музыку обеспечивают также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакт в групповом танце. [3]
Большое влияние на развитие танцевальной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. “Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как – позволим себе встать на точку зрения души – душа ничего не может значить без тела. ” К.Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл “активным воображением”, выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. “Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь”.[5]
Революционные изменения в танцевальном искусстве, происшедшие в первой половине XX века, определили развитие танцевальной терапии.
Такие пионеры танца, как Исидора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Их опыт и убеждение показывают, что через тело мы непосредственно переживаем и отвечаем жизни. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, — и является средством выражения и коммуникации.
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэри Чейс, которая сначала была преподавателем танца и танцовщицей. На основе своего опыта преподавания танца обычным студентам она открыла психологические преимущества, которые предлагал танец. Постепенно она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством движения. Она начала работать с детьми и подростками в специальных школах и клиниках, а также и в своей собственной студии. Ее работа произвела впечатление на психологов, психиатров и людей других профессий в области здравоохранения, и они стали обращаться к ней за помощью. Эта сторона работы помогла ей понять значимость соотношения тела и эмоциональных проблем. В этот период она начала формулировать многие идеи, которые впоследствии привели ее к работе с эмоциональными расстройствами.
В. Оверхослер, позднее возглавивший больницу Св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия, услышал о работе Чейс и пригласил ее опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Спустя годы ее успешная работа с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными в госпитале св. Элизабет получила национальное признание. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танце-терапевтических сеансах включится в групповое взаимодействие и выражение чувств. Это установление движенческого диалога с последующим обсуждением, вербализацией чувств, образов, мыслей и воспоминаний на танце-терапевтических сеансах часто становилось для пациентов первым шагом в их способности перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. [4]
Следует отметить, что в 1940–50-х годах подобные начинания развивались и в других частях страны. Другие танцовщицы, работавшие в стиле модерн, также стали исследовать возможности использования танца как терапевтического средства для лечения эмоциональных расстройств. Труды Схуп и Мэри Уайтхаус на Западном Побережье и Франциска Воас на Восточном Побережье также оказали влияние на развитие танца как терапии.
Хотя каждая из них развивала свой подход, отличный от других, все они считали, что корни их работы — в танце. И все же в работе каждой можно обнаружить общие черты. Они видели, что психологические и физические процессы взаимосвязаны. Все они были глубоко убеждены, что танец можно использовать для развития психо-соматического осознавания: чтобы способствовать интеграции в теле, что приводит каждого человека к ощущению целостности и жизненности; использовать движение и танец, как средство переживания и выражения полного спектра чувств; разделять групповое и индивидуальное выражение чувств посредством ритмических телодвижений; облекать в конкретную форму и выражать эмоциональный материал (напр., сны, фантазии, воспоминания) посредством символического действия. [3]
Официально танцевально-двигательная терапия (сокращенно ТДТ, Dance-Movement Therapy) в России появилась в 1995 году, когда в Москве была создана Ассоциация ТДТ.
Внутри направления ТДТ существует множество техник. Они могут быть разработаны самим терапевтом, позаимствованы из упражнений для подготовки профессиональных актеров или из культурных традиций народов мира. Но все они помогают «прожить» движение, дать выход эмоциям и через это раскрепощение почувствовать в себе новые силы и дополнительные ресурсы.[2]
Танцевально-двигательная терапия
Недавно меня пригласили на ознакомительное трёхчасовое занятие по танцевально-двигательной терапии. Группа состояла из 18 человек+ ведущий тренер, арт-терапевт. В период обучения в вузе у меня был такой предмет, который назывался «Теория и практика хореографии. Танцевально-двигательная арт-терапия». Помню, что мы выполняли какие-то упражнения, делали какие-то движения в группе вместе с преподавателем дисциплины. Многое уже позабылось. Хочу описать свои ощущения и мысли во время занятия.
Мне вспомнилось то, что раньше, лет в 17, я любила приходить домой после учёбы, включать красивую музыку и танцевать. Мне доставляло удовольствие слушать весёлые песни и двигаться в такт музыке. Чем старше я становилась, тем реже танцевала, а потом и совсем перестала танцевать. Стала замечать после 28 лет, что тело стало не таким гибким, появился какой-то хруст в суставах, а витамины его убирали лишь на время. Потом пришли остеохондрозы, ревматизм, как реакция на переохлаждения тела, стала болеть поясница, и резкие движения в танце причиняли дискомфорт.
Плаванием не занималась, так как не умею. Спортсменкой никогда не была. Велосипеда у нас с сестрой не было. Коньками я тоже не увлекалась. На лыжах, правда, каталась, но не долго, класса до 7-го. Физкультуру в школе терпеть не могла, так как физруки заставляли меня делать то, чего я не могла сделать. Когда я разбегалась и делала пробный прыжок через что-то с трамплина, то попытки не удавались. Добегая до спортивного приспособления, я либо останавливалась, либо ложилась на него и лежала. Меня, молча, перетаскивали, через сей агрегат, и говорили: заново, марш! Беря меня за руку, они прыгали вместе со мной через планку, через козла, коня и т. п. Кувыркаться даже пытались вместе, только не лазали по канату, так как вдвоём это было бы делать неудобно. Как у меня получилась итоговой четвёрка в аттестате и в другом дипломе диву даюсь.
Так как появились проблемы с телом, то меня в поликлинике направили на массаж, а потом и на лечебную физкультуру. Вначале я была в молодёжной группе, но там были сильные нагрузки, тяжело, шейпинг. И тогда врач направил меня в другую группу, где лёгкие занятия. Он сказал, что они как раз для меня, в самый раз, подходят. Группа пенсионеров была такой подготовленной и ловкой, что я удивлялась. Откуда у людей под 70 такое чувство юмора и физподготовка. В ней был один старичок, который перед занятием нас всех бодрил. Он обращался к нам так: Ну что, силачи, спортсменки, комсомолки, на абордаж! Я стала посещать занятия регулярно и не один год, а потом это вошло в привычку. Без зарядки по утрам не иду по своим делам. Когда пропускаю хоть раз, то сразу ощущаю то, что тело уже другое. Рекомендую зарядку делать даже тем, кто не любит физкультуру.
Как же проходило занятие по танцевальной терапии? Что я чувствовала во время него?
Нужно было закрыть глаза и двигаться под музыку так, как этого хочет тело. Нужно было почувствовать то, что хочет делать тело, какие движения оно хочет выполнять, и позволить себе это делать. Это были спонтанные танцы. Эффект транса, релаксации, медитации. Я чётко слышала музыкальный ритм, ощущала присутствие других людей в этом помещении, слышала их дыхание. Это было необычно. Вроде бы ты абсолютно один, танцуешь, и одновременно, рядом в пространстве, тебя окружает гамма разных звуков, шорохов, какой-то топот, дуновение ветра. Мне было интересно, и я приоткрывала глаз, подглядывала за другими людьми. Все двигались по-разному. Кто-то размахивал руками вправо и влево, кто-то качался, кто-то прыгал или переминался с ноги на ногу, кто-то изображал из себя дерево и т. п. Музыка была медитативной, звуки монотонные или мелодично-звучащие. Под неё хотелось плавно кружиться или качаться. Мне казалось, что эта мелодия нескончаемая, но видно так было задумано для достижения цели – сгармонизировать своё тело.
Потом мы танцевали в паре. Условие было таким: смотрите друг другу в глаза, улыбаетесь, ни о чём не думаете, и танцуете так, как Вам хочется. Движения партнёра не нужно было повторять. Музыка была зарубежная, иностранная, весёлая, хиты 80-х. Сложно было всё время улыбаться, изображать лёгкость, смотреть в глаза партнёру, которого видишь впервые. Но в конце я заметила, что мы танцевали почти одинаково, одинаково улыбались, было легко хорошо, и даже обнялись. Думаю, что этот танец помог бы паре соединиться, примириться, установить контакт и доверие друг к другу.
Следующий танец был очень странным для меня, так как такими вещами я никогда не занималась. Нужно было снова закрыть глаза, слегка согнуть ноги в коленях и руки в локтях, отклонить заднюю часть тела назад, и просто изображать тряску. Чтобы тряслось всё тело. Это делать было очень сложно, так как от сильной тряски очень устаёшь, но здесь задача была иная. Здесь нужно было просто, слегка протрясти всё своё тело в течение семи минут. Музыка была динамичная. На следующий день от всех танцев, а их было штук восемь, если не больше, у меня болели мышц ног. Тело тоже от такой неожиданной нагрузки дало знать о себе. Ничего глобального, но усталость такая появилась, как после тренировок в спортзале.
Во время занятия под разную музыку мы двигались, ложились на коврики и просто отдыхали, учились правильному дыханию, расслаблению и медитации. Очень полезная штука! Рекомендую, Друзья!
Источники:
https://megaobuchalka.ru/11/39685.html
https://studwood.ru/1516581/psihologiya/istoriya_vozniknoveniya_razvitie_tantsevalnoy_terapii
https://www.b17.ru/article/tancevalno-dvigatelnaya-terapiya/