80 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема совести в произведении мастер и маргарита. Опыт — самый лучший учитель…

Проблемы в романе «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до сих пор остается не разгаданным до конца, волнует воображение читателя, не дает покоя критикам. Широта проблематики произведения впечатляет. Уникальность проблематики в том, что все проблемы завязаны на одной главной, обозначенной в эпиграфе, – проблеме добра и зла, если говорить шире – света и тьмы. Говорим ли мы о нравственных терзаниях героев, постоянной необходимости взвешивать и делать выбор, о проблеме любви и одиночества, все зависит от того, какую сторону принимает герой – свет или тьму, добро или зло.

Проблема выбора

Каждый участник действий, разворачивающихся в Москве 30-х годов или в историческом романе, написанном Мастером, стоит перед проблемой выбора. Каждый на своем уровне. Позариться на деньги, падающие с неба, квартиру соседа или остаться порядочным человеком. Даже эпизодические персонажи постоянно решают, быть или не быть, взять или не взять. Мелочные подленькие проявления все больше погружают мир во тьму. На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины.

Мастер
Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение. Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро. Он свой выбор уже сделал.

Маргарита
Маргарита – женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви – получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера. С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор. На бытовом уровне – смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло – выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью. Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки.

Главное испытание Маргариты – бал сатаны. Согласиться быть королевой бала – не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор – просить для себя или для несчастной Фриды – рубеж, который решил все. Нравственный выбор героини был вознагражден.

Понтий Пилат
Выбор этого героя – спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, – одна из кульминаций всего романа. Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях. Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти.

Есть в романе герои, освобожденные от необходимости принимать решения. Это те, кто знает Истину, служит ей. Иешуа Га-Ноцри несет истину людям, проповедуя добро. Однажды сделанный им выбор определяет его дальнейшую судьбу, поэтому без колебаний он принимает все, что ему уготовано. Как ни странно, той же истине служат высшие силы Тьмы в лице Воланда и его свиты. Парадоксальность роли сатаны и его спутников обозначена еще в эпиграфе к роману: «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Служителям Истины не надо делать выбор, потому что они орудие в ее руках.

Нравственные проблемы

Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях. В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели.
В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание.
Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Читать еще:  Мы ленивы и нелюбопытны. Кто придумал, что русские — лодыри и пьянчуги

Проблема творчества

Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота – отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать.
Иван Бездомный – тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям. Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху.
Высшее проявление творческого начала – Мастер. Для него роман – это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера – смысл жизни, сама жизнь.

Проблема любви

Линия главных героев, Мастера и Маргариты, – это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни. Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было.
Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман – гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть.

Проблема одиночества

Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность.
Понтий Пилат – временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, – собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью – еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности – Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей.
М.А. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.

Тема совести в романе

Более или менее явное указание на тему совести в романе содержится в работах Е.Карсаловой, М.Чудаковой, Е.Канчукова. Эта тема связывается, главным образом, с героем романа Мастера — Понтием Пилатом. Малодушие, проявленное прокуратором Иудеи из-за опасения погубить свою карьеру, приводит к тому, что он отказывается от попыток спасти невинно осужденного Иешуа “ Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю”.

Согласно евангельской легенде он при этом “умывает руки”, подчеркивая свои непричастность к гнусному деянию Синедриона. Запоздалое раскаяние Пилата заставляет его велеть прикончить распятого Иешуа — “Славь великодушного Игемона! “ — торжественно шепнул он (палач) и тихонько кольнул Иешуа в сердце “ — и руками Афрония уничтожить предателя Иуду.

Читать еще:  Сколько стоит билет лотереи золотой ключ. Всероссийская лотерея золотой ключ

Конформизм Пилата наказан двухтысячилетними муками совести в каждую ночь полнолуния. Таким образом, Справедливость, контролируемая силами тьмы, находит свою реализацию через этическую категорию совести. В этой связи можно привести очень интересное замечание современного теолога, врача и философа Альберта Швейцера, который разрабатывал этическую сторону христианства: “ Чистая совесть — изобретение дьявола ”. В ряде работ просматривается тема отречения от своих идеалов, своей веры, связанная с отречением Мастера от своего романа. “ Он мне ненавистен, этот роман. “ — не задумываясь, отвечает Мастер.

С другой стороны, Е. Кончуков считает, что об отречении Мастера говорить неправомерно и противопоставляет теме отречения тему недостаточного самоотречения Мастера; вектор его поступков направлен внутрь себя, а не наружу к людям, в отличие от Левия Матвея. К моменту своей катастрофы Мастер уже знал, уже смоделировал в своем романе на примере Левия Матвея условия получения Света, но им последовать не сумел. Матвей в своем самоотречении, одержимый идеей избавить Иешуа от страданий, готов даже проклясть Бога, Мастер же не решается заплатить своим маленьким благополучием за дело защиты своего опуса.

Сопоставляя различные концепции темы романа “ Мастер и Маргарита “ можно выстроить собственную “цепную” версию темы : Совесть — Справедливость — Милосердие. Превращение первой компоненты темы во вторую связано в случае Понтия Пилата с его гражданской трусостью и возмездия за нее, а в случае Мастера — с его конформизмом и нерешительностью, создающими ему по заслугам земной ад. Следующее превращение создается всепрощающей любовью носителя Высшего Добра, раскаянием Пилата и отпущением Мастера.

Завершая этот раздел, представляется уместным сказать несколько слов не только о теме, но и о названии романа. Интрига произведения закручена вокруг романа Мастера, а значит и вокруг имени — знака, хотя сам Мастер — фигура довольно статичная. Именно безымянный мастер становится той “добычей”, которую уносит Воланд из московского вояжа. Возлюбленная Мастера — Маргарита — не может быть простой акциденцией при фигуре Мастера, хотя бы уже потому, что спасительную для Мастера сделку с Дьяволом заключает она (в отличие от Фаустовой Маргариты). Она также вместе с Мастером уносится свитой Воланда и более — никто. Поэтому имя Маргариты по праву стоит в заглавии романа рядом с именем Мастера; высказывание П.Андреева о плохо обусловленном тяготении названия к фаустианским аллюзиям представляется неубедительным.

Развитие речи. Классное сочинение. Тема совести в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема . Классное сочинение. Тема совести в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель : совершенствовать умение учащихся составлять текст-сочинение на литературную тему, делать самостоятельные выводы.

Оборудование : портрет М. Булгакова, запись на доске, репродукция картины Н.Н.Ге «Что есть истина?» («Христос и Пилат»).

Роман М. Булгакова читается взахлеб, потому что это роман о любви, о свободе в творчестве, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии власти над людьми, о реальном и ирреальном, об ответственности человека перед своей совестью и перед самим собой.

4 главы – 2, 16, 25, 26 – почти целиком отданы Понтию Пилату – государственному деятелю, опытному и тонкому политику.

И суть той драмы, на которую он обречен, состоит как раз в конфликте между тем естественным, человеческим, что еще в нем сохранилось, и властью политика.

2.Беседа по вопросам.

Какова история его жизни? Кем он был когда-то?

(Был воином, умел ценить мужество, отвагу и сам не знал страха).

Каким он представляется в настоящее время?

(Выслужил высокую должность и переродился. Овладел искусством политической игры, научился хитрить, лицемерить и т.д.).

Почему Пилат служил верой и правдой императору Тиверию? Он вызывает у него преклонение?

(Потому что боится. Не за жизнь свою боится Пилат – ей ничего не угрожает, а за карьеру.).

Что предпринимает Понтий Пилат, чтобы спасти Иешуа?

а) как политик, ведет Пилат разговор с Иешуа, подсказывая ему ответы на свои вопросы в присутствии секретаря;

б) как политик, разговаривает он с Каифой, оказывая на первосвященника прямое давление, но так, чтобы никаких опасных подозрений против себя не навлечь.)

Почему в обоих случаях его испытанное оружие дает осечки?

Что же побеждает в душе Пилата? Политик или человек? Власть или совесть?

Почему Понтий Пилат организует убийство осведомителя Каифы Иуды?

Зачитать сцену переговоров с Афранием (об Иешуа спрашивает сначала. Почему?) – великолепный образ лицемерного политического словоблудия.

(Они говорят о том, как спасти Иуду от якобы замышляемого кем-то убийства. И каждый понимает, что слова собеседника надо понимать в совершенно другом смысле.)

Читать еще:  Достойно пережить поражение. Как принять поражение с достоинством

Почему Афраний и Понтий Пилат доверяют друг другу и в то же время друг друга опасаются?

Сон Пилата зачитать. Каково его значение?

Встреча Понтия Пилата с учеником Иешуа Левием Матвеем.

«Совесть Понтия Пилата спала. Иешуа разбудил совесть Пилата, раскрыл ему истину и сказал, что трусость – главный порок человека. Совесть победила власть!» (Жаров Иван).

«Дается история трусости и раскаяния. Имел огромную власть над людьми (судил их, проговаривая к смерти, лишая их жизни). Совесть постепенно просыпается. Угрызения совести заставили убить предателя Иуду». (Самкова Наталья).

«Это историческая личность, прокуратор Иудеи (ныне Палестина). В конце романа Воланд с Мастером находят его молящимся на горе за свои грехи. Это тоже исторический факт». (Тарасенко Владимир).

«Сон Понтия Пилата – это напоминание о возможности спасения для преступника и злодея, т.е. никогда не поздно задуматься, изменить свою жизнь». (Иваков Андрей).

1.Я не политический деятель, я литератор.

2.…Его творчество – волшебное зеркало века…

3.Человек должен не только пользоваться добром, но и творить его.

I . История создания романа «Мастер и Маргарита».

II Тема совести в произведении

В чем суть драмы Понтия Пилата? Какова история его жизни? Кем он был когда-то?

Допрос Иешуа прокуратором. Внутренняя борьба Понтия Пилата.

Что же побеждает в душе Пилата? Политик или человек? Власть или совесть?

III Поучительна ли история с Иешуа и Понтием Пилатом для нас, людей иной эпохи?

6.Работа с толковым словарем. Запись на доске (или плакат)

— чувство нравственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

— право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле.

1.Лицо, осуществляющее надзор за точным исполнением законов.

2.Государственный обвинитель на суде.

— столкновение, серьезное разногласие, спор.

— человек, легко поддающийся чувству страха.

— свойственная трусу робость, боязливость.

— испытать сожаление, признаться в совершенной ошибке, в неправильном поступке. Сущ. раскаяние

тяжелое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания. Пережить драму.

— политический деятель, лицо, занимающееся вопросами политики; знаток политики.

— содержащий в себе что-нибудь полезное, служащий уроком, обогащающий знаниями, опытом.

7.Словарно-орфографическая работа. Разбор слов: Понтий Пилат, противоречия, римский прокуратор, внутренняя борьба, интеллектуальное сходство палача и жертвы, в конце концов, приговор, разочаровавшийся в жизни, измученный болью, предатель Иуда из Кириафа.

8.Синтаксический разбор предложений.

Понтий пойдет на все, чтобы спасти от казни свою совесть: ведь он послал на смерть ни в чем невиновного безумного мечтателя и врага.

Понтий Пилат – безжалостный прокуратор, чье устрашающее имя на устах каждого человека.

Разумеется, погибнет и предатель Иуда из Кириафа.

9.Работа учащихся с черновиками.

II урок. Написание сочинения.

Тема совести в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Булгаков ввел образ Понтия Пилата для изображения вечного конфликта между властью и совестью человека. Власть меняет человек, делает его обязанным, а значит, не подвластным своей воле, и поэтому действия этого человека могут быть жестокими и непоколебимыми. Совесть человека приводит к состоянию равновесия.

Понтий Пилат – безжалостный прокуратор, чье устрашающее имя на устах каждого человека. Выработанный в кавалерийской службе характер делает Понтия Пилата ненавистным. Его одолевала болезнь – гемикрания.

Военная и прокураторская жизнь приучила Понтия Плита не доверять людям. «Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан». Эти слова ему сказал Иешуа, разбудивший в нем угнетенную совесть, которая делала из безжалостного и жестокого – доброго и щедрого.

Теперь власть и совесть могли бы уравновеситься, но на чашу весов легла трусость перед карьерой и пренебрежением к закону, хотя и антигуманного. «Вот, например, не трусил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростного германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?»

Разумеется, погибнет и предатель Иуда из Кириафа. Утром бы его еще не погубил прокуратор, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни свою совесть: ведь он послал на смерть ни в чем невиновного безумного мечтателя и врача.

«Потирая висок, в котором от адской утренней боли осталось только тупое, немного ноющее воспоминание, прокуратор все силился понять, в чем причина его душевных мучений… И быстро он понял это, но постарался обмануть себя… Сегодня днем он что-то безвозвратно упустил…»

Источники:

http://bingoschool.ru/blog/209/
http://vuzlit.ru/612988/tema_sovesti_romane
http://infourok.ru/razvitie-rechi-klassnoe-sochinenie-tema-sovesti-v-romane-mbulgakova-master-i-margarita-3556625.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector