12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Темы эссе по русскому языку и литературе. Мы все глядим в наполеоны

Материал к эссе. «Мы все глядим в Наполеоны. » ( по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Мы все глядим в Наполеоны…»

( по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Мятеж не может кончиться удачей:

В обратном случае он называется иначе.

Достоевский и его роман «Преступление и наказание»… Бессмертный автор и бессмертное произведение. Вопросы поиска смысла жизни человека, постоянная борьба добра и зла, поиск своего пути к высшим нравственным ценностям – всё это основа духовных исканий героев писателя. Поэтому главный герой этой книги, находящийся в поисках веры, силы, — человек, который будет интересен читателю всегда. И зовут этого героя – Родион Раскольников..

Кто же он такой? Для Достоевского Раскольников – выразитель идей современной писателю молодёжи, которую волновали вопросы социального неравенства. Картины той жестокой реальности, породившие идею о сильной личности, захватили ум Раскольникова, заразив целиком его сознание. А кумиром бедного студента стал Наполеон, ставший болезнью 19 века. Он покорял народы, захватывал страны, настойчиво и упорно шёл к господству над миром, хотел быть первым везде и во всём… Люди для него ничего не стоили, поэтому в войнах гибли и гибли, создавая славу своему предводителю – Наполеону. Он беспощадно проливал их кровь, поднимаясь в своей славе выше и выше. Этим он и заражал молодых людей, видевших себя в роли освободителя и защитника обездоленного народа. Людей с незаурядными способностями, мечтающими о великом будущем, но вынужденных терпеть постоянные унижения и бесконечную нужду. Таким был и Раскольников, который решил подняться «над …. муравейником» и стать великим, так как устал от загнанности в угол: « Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его », « он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу ». Но Наполеон всё делал для себя, а Раскольников искал выход для других: для Сони, Дуни, семьи Мармеладова. Но как? Поэтому герой Достоевского решил примерить на себе право Наполеона решать судьбы других людей.

Так появилась теория о праве сильной личности. В чём же её суть? Вот как её понимает Порфирий Петрович, следователь, ведущий дело Раскольникова: « Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные ». И далее сомневается, задавая себе вопрос за вопросом: « Ну как иной какой-нибудь муж, али юноша, вообразит, что он Ликург али Магомет. — будущий, разумеется, — да и давай устранять к тому все препятствия. Предстоит, дескать, далекий поход, а в поход деньги нужны. ну и начнет добывать себе для похода. знаете? » Но Раскольников почему – то был убеждён, что он новый человек, «необыкновенный», которому разрешено всё, несмотря на то, что « способных сказать хоть что-нибудь новое , необыкновенно мало рождается, даже до странности мало ». Их необычная судьба – его судьба тоже. Они не боятся законов, ни нравственных, ни уголовных. Они выше. Люди первого разряда о такой мелочи, как ответственность, даже не думают. Зачем? Им не надо отчитываться ни перед кем и ни перед чем. Они сильные и могущественные. Чтобы стать великим, Раскольников решил убить старуху – процентщицу и этим добыть средства для помощи родным и близким людям. Он переступил через закон – убил старуху. Значит, стал «необыкновенным»? Выше матери, сестры Дуни, друга Разумихина, Сони? Он как будто «отрезал» себя от них. Они – люди второго разряда и могут попасть под лезвие топора так же, как старуха и Лизавета. Появится на их пути другой Раскольников и всё. Но ему это не безразлично: « Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить. » Вот эта раздвоенность героя — люблю и ненавижу, но всё – таки люблю – крах теории героя , возомнившего себя сверхчеловеком. А за крахом следуют моральные терзания, разочарования и метания души.

Читать еще:  Краткая биография анны павловой балерины. Анна Павловна Павлова

И начались терзания совести Раскольникова. Не потому, что он убил. А потому , что не выдержал, не перешагнул. Ногу поднял, но не осмелился шагнуть до конца: « Я не старуху убил, я себя убил ». Ошибочная теория привела к тому, что добрый юноша – студент, обладающий благородством души, отошёл от всех, кто ему был дорог и близок. Ему надо было выйти из жизненного тупика, но не получилось. Он ещё больше запутался, загнал себя в нёго ещё больше, чем был до убийства, им совершённого. Ложная теория привела к ложным последствиям, наполненным безмерными душевными муками: «Он бросил мать и сестру. Зачем? Что было? И что у него в намерениях? Что это он ей говорил? Он ей поцеловал ногу и говорил. говорил (да, он ясно это сказал), что без нее уже жить не может. О господи!» Раскольников переоценил себя! Как же теперь спастись? От тюрьмы, о которой он говорил Порфирию Петровичу на допросе: «Так что же? Общество ведь слишком обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами, — чего же беспокоиться? И ищите вора. » Ему вдруг понадобилась живая душа, которая его выслушает, поймёт, поможет облегчить ему страдания. Соня, тоже переступившая через нравственные законы, пришла к нему на помощь. Благодаря Соне, Раскольников сознаётся в убийстве: «
Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил ». Но признание для Раскольникова – ещё не значит раскаяние. Полное. Чистосердечное. Он и на каторге всё ещё верил в свою теорию, в свою идею. Слишком трудным был путь к осознанию ошибочности своих взглядов. Нужно услышать приговор, оказаться на каторге, испытать неприязнь каторжан: « Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть … Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее ». Но Раскольников всё же очистился душевно: « Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое. Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря ». И началась « новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его ».

Читать еще:  Научное шоу профессора николая. Научное шоу сумасшедшего профессора николя

Таким образом, теория – «мы все глядим в Наполеоны» — терпит в романе поражение. Убивать людей права нет ни у кого. И никогда. Ореол Наполеона рассеялся. И остался человек Раскольников, нашедший свой путь к очищению и любви, единственно правильный для всех людей.

«Мы все глядим в Наполеоны…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») (Школьные сочинения)

В своем известном произведении Ф.М. Достоевский заставляет читателя погрузиться во внутренний мир Родиона Раскольникова, который создал в своей голове гениальную теорию и в соответствии с ней делил людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Главный герой всем сердцем верил, что к числу выдающихся людей относятся те личности, которые готовы в любой момент пойти на отважное действие.

Таким человеком Раскольников считал Наполеона Бонапарта, который возглавлял французскую армию во время Отечественной войны, а также славился своими захватническими действиями. Для героя он был настоящим образцом сверхчеловека, который своими руками творил историю.

Родион, увлекшись личностью Наполеона, желал управлять людьми и влиять на различные события в стране. Он хотел преобразовать жизнь бедной части общества в лучшую сторону. И поэтому в какой-то момент герой решает проверить свою теорию. Раскольников мечтает убедить себя в том, что он ничем не хуже Наполеона и также может оказать воздействие на многие события. Родион хочет доказать, что «право имеет» на совершение поступка, способного изменить привычный ход жизни.

И чтобы воплотить свои задумки в жизнь, он убивает старуху-процентщицу, а вместе с ней и Лизавету. Герой думал, что ее смерть поможет миру стать лучше, а также докажет его превосходство. Однако все обернулось совсем по-другому, и почти сразу же после преступления Раскольников начал ощущать свое преступление. Он больше концентрировался не на законе, а на моральном состоянии, которое буквально подавливало его, заставляло бояться людей и сомневаться в себе. В конечном итоге во многом благодаря помощи Сони Мармеладовой герой признается властям о своем правонарушении, за что получает соответствующее наказание.

Таким образом, фраза «Все мы глядим в Наполеоны…» действительно актуальна в данном произведении, но не всегда желание стать великим соответствует личным качествам человека. Раскольников был достаточно чувствительным персонажем, поэтому не мог хладнокровно относиться к своему жестокому поступку. В связи с этим он начал испытывать настоящую депрессию из-за того, что его теория потерпела крах. Но, тем не менее, вовсе не обязательно быть Наполеоном. Достаточно просто оставаться сильной личностью, способной своими силами бороться с трудностями жизни.

Сочинение на 5.Ру

Проблема наполеонизма в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. «Мы все глядим в Наполеоны…».

Сочинение на тему: Проблема наполеонизма в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

В шестидесятых годах девятнадцатого века в России возникает новое общественное течение — нигилизм. Новые мысли, идеи будоражили многие сердца. Это явление не могло остаться незамеченным русскими писателями, особенно такими гениями, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.

Оба писателя увидели, что нигилизм вырос на плодородной русской почве из семян, брошенных ещё Наполеоном. То есть нигилизм проистекает из идей наполеонизма. Толстой в романе Война и мире обращается ко времени зарождения этих идей на русской почве, Достоевский же подробно рассматривает то, как они воздействуют на личность, изменяют психологию человека. И Достоевский, и Толстой разоблачают наполеонизм, развенчивают культ Наполеона, суть которого можно понять, обратившись к героям произведений обоих писателей.

Читать еще:  Сообщение об астафьеве самое главное. Виктор Петрович Астафьев - биография

Итак, в романе «Война и мир» два главных героя, к которым Толстой, конечно, относится с симпатией, подвержены данным идеям. Это Пьер Безухов и Андрей Болконский, которые в начале романа появляются в салоне Шерер. Пьер просто боготворит Наполеона, считая его величайшим человеком в мире, и оправдывает совершенные им преступления . Очевидно, что Пьер сам мечтает о славе Наполеона. О ней же мечтает Андрей, отправившийся на войну, чтобы найти свой Тулон. «И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена- самые дорогие мне люди, я их всех отдам сейчас за минуту славы», — так размышляет Андрей перец Аустерлицем. Эти мысли кажутся дине более страшными, чем мысли Раскольникова,. который собирался все-таки убить не родных, а «бессмысленную, мерзкую» старушонку Но дело в том, что идеи-то, по сути своей, схожие. Таким образом, вырисовываются главные свойства наполеонизма: стремление к эгоцентризму, себялюбие, готовность преступить через других, то есть обесценивание человеческой жизни.

Толстой и Достоевский видят, что эта идея витает в воздухе, заражая умы, подчиняя их себе. И Раскольникову, и Болконскому, и Безухову кажется, что они руководят идеей (а Раскольников даже полагает, что именно он придумал эту теорию), но на самом деле, идея управляет ими. Они одержимы ею. Умный, добрый Пьер, говоря про казнь герцога Энги енского, оправдывает «кровь по совести», для Болконского главные жизненные ценности кажутся незначительными, а Расколыников оказывается способным на преступление. В общем, степень вины у них троих одинакова: они преступили ту нравственную черту, которая является границей со вседозволенностью. Более тога, они в этом могут видеть человеческое величие (о величии Наполеона говорит Пьер у Шерер, об этом говорит в своей теории и Раскольников). Они считают себя вправо имеющими», способными решать чужую судьбу.

И Толстой, и Достоевский считают эти идеи глубоко ущербными. Ведь для Толстого Бог есть любовь», а для Достоевского истина в Евангелии. Что же противостоит идеям наполеонизма? Толстой говорит, что это прежде всего семья, это человеческая общность, «сопряженность» с другими, умение любить жизнь больше ее смысла. Это и небо, которое князь Андрей увидел под Аустерлицем: к…Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Поняв это, Андрей видит ничтожность Наполеона, ничтожность его дел и мыслей. И после того как эта идея покинула его, взамен он ничего не получил. В его душе осталась лишь пустота.

Пьер после встречи с Каратаевым освобождается от этой идеи, ибо ему открылась «сопряженность» с другими людьми, умение быть частью человеческой общности.

Достоевский считает, что спасение в вере и любви. Недаром Раскольникова спасает именно Соня.

Почему же так сложно расстаться с идеей наполеонизма? Почему князь Андрей, познав божескую любовь», умирает? Почему Пьер становится декабристом? Потому что и Пьер, и князь Андрей, и Родион — люди духовного пути, люди исканий. Они не могут просто успокоиться и быть частью мира, человеческой общности. Они не могут отказаться от личностного начала, от попытки обустройства мира. Конечно, эти люди — лучшие представители своей эпохи. Но кто будет исправлять их ошибки, если их теории неверны? Это решать следующим поколениям, которые должны учесть опыт своих предшественников.

Источники:

http://infourok.ru/material-k-esse-mi-vse-glyadim-v-napoleoni-po-romanu-f-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-3746733.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=34588
http://sochinenie-na5.ru/problema-napoleonizma-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo-i-l-n-tolstogo-my-vse-glyadim-v-napoleony/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×