Термин рассказ в литературе. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры
Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры
Рассказ является большой литературной формой письменной информации в литературно-художественном оформлении. При записи устных пересказов рассказ обособился как самостоятельный жанр в письменной литературе.
Рассказ как эпический жанр
Отличительными чертами рассказа являются малое количество действующих лиц, небольшое содержание, одна сюжетная линия. Рассказ не обладает переплетениями в событиях и в нем не может встречаться пестрота художественных красок.
Таким образом, рассказ – это повествовательное произведение, которому присущ небольшой объем, малое количество героев и кратковременность изображаемых событий. Этот вид эпического жанра восходит к фольклорным жанрам устного пересказа, к иносказаниям и притчам.
В XVIII веке разница между очерками и рассказами была еще не определена, но со временем рассказ стали отличать от очерка конфликтностью сюжета. Существует различие между рассказом “крупных форм” и рассказом “малых форм”, но зачастую это различие условно.
Встречаются рассказы, в которых прослеживаются характерные черты романа, а также есть небольшие по объему произведения с одной сюжетной линией, которые называют все-таки романом, а не рассказом, несмотря на то, что все признаки указывают на этот вид жанра.
Новелла как эпический жанр
Многие считают, что новелла – это определенный вид рассказа. Но все же определение новеллы звучит, как разновидность малого прозаического произведения. От рассказа новелла отличается сюжетом, который зачастую острый и центростремительный, строгостью композиции и объемом.
Новелла чаще всего раскрывает острую проблему или вопрос через одно событие. Как образец литературного жанра, новелла возникла в эпоху Возрождения – самым знаменитым примером является “Декамерон” Бокаччо. Со временем новелла стала изображать парадоксальные и необычные происшествия.
Расцветом новеллы, как жанра, считается период романтизма. Знаменитые писатели П. Мериме, Э.Т.А. Гофман, Гоголь писали новеллы, центральной линией которых было разрушить впечатление о привычной повседневности.
Новеллы, которые изображали судьбоносные события и игру рока с человеком, появились в начале XX века. Такие писатели, как О. Генри, С. Цвейг, А. Чехов, И. Бунин уделяли значительное внимание жанру новеллы в своем творчестве.
Повесть как эпический жанр
Такой прозаический жанр, как повесть, представляет собой промежуточное место между рассказом и романом. Изначально повесть была источником повествования о каких-либо реальных, исторических событиях ( “Повесть временных лет”, “Повесть о Калкской битве”), но впоследствии она стала отдельным жанром для воспроизведения естественного течения жизни.
Особенностью повести считается то, что в центре ее сюжета всегда находится главный герой и его жизнь – раскрытие его личности и пути его судьбы. Для повести характерна последовательность событий, в которых раскрывается суровая действительность.
А подобная тема крайне актуальна для такого эпического жанра. Знаменитыми повестями являются “Станционный смотритель” А. Пушкина, “Бедная Лиза” Н. Карамзина, “Жизнь Арсеньева” И. Бунина, “Степь” А. Чехова.
Значение художественной детали в повествовании
Для полноценного раскрытия замысла писателя и для полного понимания смысла литературного произведения очень важна художественная деталь. Это может быть подробность интерьера, пейзажа или портрета, ключевым моментом здесь является то, что писатель подчеркивает эту подробность, тем самым обращая на нее внимание читателей.
Это служит способом выделить какую-ту психологическую черту главного героя или настроения, которое характерно для произведения. Примечательно, что важная роль художественной детали заключается в том, что она одна может заменить множество повествовательных подробностей. Таким образом автор произведения подчеркивает свое отношение к ситуации или к человеку.
Эпос и его жанры
Видеоверсия лекции А. Назайкина ” Эпос и его жанры “
(готовится к публикации)
Эпос (от греч. epos – слово, повествование) – это обобщенное название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события через рассказ о человеке и происходящем с ним. Изначально эпос ориентировался на показ героического и претендовал на объективность, правдивость описания. Повествование велось обычно по прошествии значительного времени после событий.
Эпические произведения не ограничены объемом, количеством описываемых событий и персонажей, используют весь языковых арсенал художественно-выразительных средств, могут широко раскрывать внутренний мир человека. Эпос отличает широта взгляда на жизнь, спокойное ее приятие. Автор в эпическом произведении может выступать в роли свидетеля и толкователя событий. Также автор может смотреть на мир глазами какого-либо персонажа. Одна из самых распространенных форм эпического повествования – рассказ от третьего лица.
К эпическим жанрам обычно относятся:
Эпопея
Эпопея (от эпос и греч. poieo – творю) – это обширное художественное произведение в стихах или прозе, повествующее о значительных исторических событиях. Обычно описывает ряд крупных событий в рамках определенной исторической эпохи. Изначально была нацелена на описание героических событий.
Широкоизвестные эпопеи: «Илиада», «Махабхарата».
Роман
Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц ( судьбы их переплетаются).
Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).
Роман может быть как в прозе, так и в стихах, содержать несколько сюжетных линий, включать в себя произведения малых жанров (рассказ, басню, стихотворение и т.д.).
Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.
Периодически жанру романа предрекают закат, но его широки е в озможности в отображении действительности и человеческой природы позволяют ему иметь своего внимательного читателя и в очередные новые времена.
Принципам построения и создания романа посвящено немало книг и научных трудов.
Повесть
Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. Как правило, повесть не претендует на постановку глобальных проблем.
Широко известные повести: «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.
Рассказ
Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.
Известные авторы рассказов: А.Чехов, В.Шукшин, О.Герни.
Рассказ и новелла – это те жанры, с которых обычно начинают свое литературное творчество молодые прозаики.
Новелла
Новелла – это, так же как и рассказ, небольшое художественное произведение, которому присущи краткость, отсутствие описательности, неожиданная развязка.
Широко известны новеллы Дж. Боккаччо, Пр. Мериме, С. Моэма.
Видение
Видение – это повествование о событиях, которые открылись в (якобы) сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Этот жанр характерен для средневековой литературы, но используется и сегодня, обычно, в сатирических и фантастических произведениях.
Басня
Басня (от «баять» – рассказывать) – это небольшое художественное произведение в стихотворной форме нравоучительного или сатирического характера. В конце басни обычно содержится краткое нравоучительное заключение (так называемая мораль).
В басне высмеиваются пороки людей. При этом действующими лицами, как правило, выступают животные, растения или различные вещи.
Известные авторы басен: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов.
Притча
Притча, как и басня, содержит нравственное поучение в аллегорической форме. Однако притча в качестве героев выбирает людей. Также она преподносится в прозаической форме.
Пожалуй, самая известная притча – «Притча о блудном сыне» из Евангелия от Луки.
Сказка
Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению.
Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.
Известные авторы сказок: А.Пушкин, братья Гримм , Г.Андерсен.
Известные авторы фэнтези: Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис, Д. К. Роулинг.
Анекдот
Анекдот (фр. anecdote – байка, небылица) – малая прозаическая форма, отличающаяся лаконичностью, неожиданной, абсурдной и смешной развязкой. Анекдоту свойственна игра словами.
Хотя у многих анекдотов есть конкретны е а вторы, как правило, имена их забываются или изначально остаются «за занавесом».
Широко известен сборник литературных анекдотов о писателях Н. Доброхотовой и Вл. Пятницкого, ошибочно приписываемый Д. Хармсу.
Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина «Копирайтинг: ХХІ век» и “Копирайтинг: 7+” .
Литературный жанр. Основные эпические, лирические и драматические жанры
Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом иногда понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода. При таком подходе к основным видам лирики относят стихотворение, поэму, песню; эпоса – эпопею, роман, повесть, рассказ, новеллу, очерк; драмы – трагедию, комедию, драму, а под жанром понимают те содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Например, такой вид, как роман, подразделяется на следующие жанры: психологический, социально-бытовой, исторический, сатирический, утопический, роман-путешествие и т.д. Но чаще термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью.
В литературном жанре наиболее полно проявляется содержательность формы, так как именно жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений, и не случайно М.М. Бахтин образно определил жанр как память искусства и утверждал, что «в жанрах (литературных и речевых) на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира» (Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Эстетика словесного творчества. – М., 1979, с.332).
Вместе с тем на протяжении многовекового существования литературные жанры претерпели немало изменений. Такие из них, как эпопея, диатриба, эпиталама, мистерия остались в прошлом. Другие, возникнув в античности (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, роман) или в эпоху Возрождения (новелла), изменили с течением времени свое жанровое содержание и продолжают «жить» в обновленном виде в литературе Нового времени. Такая жанровая модификация, как антиутопия, возникла в прошлом веке и продолжает существовать в современной литературе.
В рамках каждого рода литературы выделяется ряд жанров.
Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие, и повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе). Некоторые формы прозы относятся к лиро-эпическим жанрам.
Эпос изначально существовал в виде героических эпопей(«Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде», «Манас», «Калевала»), воссоздающих историческую память народа о былых исторических подвигах и странствиях по миру.
Предметом эпопеи, крупнейшего жанра эпоса, является особое субстанциальное событие, имеющее значение для всего народа, главные герои эпопеи воплощали идеальное представление народа о себе самом.
По мере усложнения личностного сознания эпический герой выделялся из родового или национального коллектива, не подчиняясь року и долгу, как это было у Ахиллеса («Илиада») или Зигфрида («Песть о Нибелунгах»). Герой становился творцом собственной личности, а время действия конкретизировалось в датировке события. Соответственно возникает и развивается новый вид эпоса, пришедший на смену эпопее, – роман.
Термин, обозначающий этот жанр, происходит от французского «roman» (первоначально он означал: «произведение на романском языке»). Роман – крупный эпический жанр, показывающий судьбы и внутренний мир героев в их многосторонних связях с внешним миром – обществом, средой. Роман воссоздает все это целостно в многосюжетном, многогеройном, подчас многоголосом (полифоническом) повествовании, в котором органично сочетаются различные стилевые пласты.
Жанр романа прошел долгий путь становления и развития и далеко не сразу стал полным и законченным выражением искусства эпической прозы. Однако с момента своего зарождения в античности и до настоящего времени роман является наиболее энциклопедическим литературным жанром. На основе принципов построения образа главного героя выделяют основные типы (или жанровые разновидности) романа: роман странствований, роман испытания, роман биографический (автобиографический), роман воспитания и т.п.
К средним эпическим жанрам относятся житие и повесть.
Житие, агиография (греч. hagios – святой, grapho – пишу) – один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века. Жанровые признаки жития используются и в светской литературе Нового времени: произведении А.Н. Радищева «Житие Федора Ушакова», романах «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского и «Соборяне» Н.С. Лескова, повестях «Отец Сергий» Л.Н. Толстого, «Жизнь Василия Фивейского» Л.Н. Андреева, «Мастер и Маргарита» М А Булгакова и т.п.
Повесть занимает промежуточное положение между романом и рассказом или новеллой. В большинстве европейских литератур ее не выделяют, употребляя термин «повесть» в значении «повествование». А в русском искусстве слова повесть – традиционный жанр.
«Повесть есть тот же роман, только в меньшем объеме. » – писал В.Г. Белинский. И в самом деле, порой повесть приближается к роману. В таких случаях она эпически полно обрисовывает и характер героя, и состояние среды, и взаимоотношения между личностью и обществом («Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя). Тем не менее граница между крупным и средним эпическими жанрами существует, и она обусловлена особенностями художественного осмысления действительности.
В отличие от романа повесть избирает меньший по объему жизненный материал, но воссоздает его более подробно, чем это сделал бы роман, с необычайной резкостью и яркостью высвечивает грани затрагиваемых проблем. Эти ведущие особенности жанра охарактеризовал В.Г. Белинский: «Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. » (Белинский В.Г. О русской повести и повестях Н.В. Гоголя. Полн. собр. соч. Т.1 – М., 1953, с. 271 – 272).
В повести и рассказе сильнее, чем в романе или новелле, выражен субъективный элемент – отношение автора к изображаемым явлениям, человеческим типам. Повесть, как и рассказ, сохраняет связь со стихией устного повествования, стремится в буквальном смысле слова «поведать» о тех или иных событиях. Именно таковы «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Первая любовь» И.С Тургенева и др. Но в целом у повести больше возможностей, чем у рассказа: она отражает и развитие характера героя, и то или иное (нравственное, социальное, экономическое) состояние среды, и историю взаимоотношений личности и общества.
К малым эпическим жанрам относятся: новеллы, рассказы, сказки, басни, апологи, притчи, очерки, эссе.
Наиболее распространенными среди них являются новеллы и рассказы.
В отличие от романа и повести предмет новеллыи рассказа – это какая-то одна сторона действительности и рожденное ею противоречие
Новелла (итал. novella – новость) – это то, что произошло недавно, что передают из уст в уста. Первоначально фабльо во Франции и шванки в Германии, послужившие прообразом новеллы, распространялись устно, в новелле же обычно присутствуют рассказчики. В основе новеллы лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и т.п. Сюжет в новелле, как правило, острый, действие развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороны. Преобладает устный тип повествования. Наибольшее развитие новелла получила в литературах Западной Европы. В некоторых произведениях русских писателей присутствуют черты новеллы (новеллистичны, например, пушкинские «Повести Белкина», «Легкое дыхание» И.А Бунина), но в русской литературе все же больше распространен рассказ.
Есть мнение, что в поле зрения авторов рассказа – один эпизод из жизни человека, один конфликт. Но, как и в романе и повести, в рассказе подчас показывается изменение характера героя на протяжении длительного времени («Ионыч» А.П. Чехова). Но внимание прозаиков в таком случае направлено не на процесс, а на узловые моменты эволюции. В рассказе может воссоздаться и вся человеческая жизнь или несколько ее этапов («Легкое дыхание» и «Чаша жизни» И.А. Бунина, «Коновалов» и «Мальва» М. Горького, «Матренин двор» А.И. Солженицына), но при этом жизнь героя берется под определенным углом зрения. Такие произведения называют рассказами романного типа.
Итак, рассказ – малый эпический жанр с интенсивной организацией художественного времени и пространства, ограниченным количеством персонажей, концентрированностью художественных средств изображения, ориентированных на решение одного конфликта, емкой художественной деталью.
В литературоведении выделяют множество разновидностей рассказа, основанных на жанрово-родовом принципе (лирический, драматический, эпический), тематике (охотничий, исторический, производственный и т. п.), проблематике (социально-бытовой, нравственно-психологический), характере художественного обобщения (сатирический, фантастический и др.).
Лирика как род литературы подразделяется на целый ряд жанров: элегия (греч. elegeia – жалобная песня), ода (греч. ōdé – песня), эпиграмма (греч. epigramma – надпись на доспехах воина, статуях, культовых предметах жреца и домашней утвари), эпитафия (греч. epitaphios – надгробный), сонет (итал. sonetto, от прованс. Sonet – песенка), стансы, мадригал, эпиталама,послание и др. Все жанры лирики имеют давнюю историю, и возникновение новых жанров практически невозможно. Эксперимент с жанровыми формами происходит путем их контаминации, взаимопроникновения, а на сегодняшнем этапе заметно ослабление жанровых границ и преобладание внежанровой лирики.
Г.В.Ф. Гегель утверждал, что каждый вид драматической поэзии «берет свой тип, противоположный другому или же опосредствующий эту противоположность, из тех различий, в которых выявляются цель, характеры, а также конфликт и результат всего действия. Главные стороны, вырастающие из этих различий и получающие многообразное историческое развитие, суть трагическое и комическое» (Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т. 3 – М., 1971, с.573). Следовательно, деление драмы на виды (жанры) связано с пафосом: трагическим – в трагедии, юмористическим, сатирическим – в комедии, драматическим – в драме.
В каждом виде драмы, по Гегелю, свой, особый характер драматического противоречия и развязки действия. В трагедии в характерах героев, их действиях и конфликтах, в которых они участвуют, утверждается субстанциальная сторона жизни; в комедии – субъективный произвол, глупость, а также превратность судьбы; драма представляет собой промежуточный, средний вид между двумя первыми видами.
Трагедия (греч. tragōdia – козлиная песнь) – «драматургический жанр, основанный трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии (Литературный энциклопедический словарь. Под. ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987, с. 441). «Сущность трагедии, – писал В.Г. Белинский, – заключается в коллизии, т.е. в столкновении, сшибке естественного влечения сердца с нравственным долгом или просто с непреоборимым препятствием. С идеей трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки (…) Если кровь и трупы, кинжал и яд не суть всегдашние ее атрибуты, тем не менее ее окончание всегда – разрушение драгоценнейших надежд сердца, потеря блаженства целой жизни» (Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр. соч. в 13-им тт. Т.5 – М., 1954, с.53). Виды трагической ситуации – непреодолимые внешние обстоятельства, а также вина или ошибка героя.
Трагедия как жанр прошла, начиная с периода античности, длительный путь развития. Особую популярность она приобрела в эпоху Возрождения и в период классицизма (XVII – XVIII века).
Комедия (греч. kōmōdia, от komos – шествие, ōdé – песня) – пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. Основной ее конфликт – изображение внутренней несостоятельности, нелепости, неполноценности комических характеров, их юмористическое или сатирическое отрицание; конфликт комедии основан на комической борьбе. Комедия – зеркало, отражающее пороки людей.
Подобно трагедии, комедия тоже зародилась в Древней Греции и получила дальнейшее развитие в европейской литературе.
В отличие от трагедии, не имеющей строгой жанровой типологии, внутри комедийного жанра выделяют несколько разновидностей: комедию интриги, комедию характеров, комедию масок (dell´arte), комедию «плаща и шпаги», высокую комедию.
Промежуточный между трагедией и комедией («средний») вид драматической поэзии возникает в европейской литературе во второй половине XVIII века, а в XIX – XX столетиях получает широкое распространение.
Драма – пьеса с преимущественно драматическим типом содержания. Специфику содержания выявил Г.В.Ф. Гегель, указавший, что в драме «вопреки различиям и конфликтам между интересами, страстями и характерами, благодаря действиям людей все же может быть достигнута гармоническая внутри себя действительности», так как сами индивиды развитием действия подводятся к тому, чтобы отказаться от борьбы и прийти к взаимному примирению их целей и характеров» (Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт.Т.3 – М., 1971, с.583). В.Г. Белинский конкретизировал жанровую сущность драмы через сопоставление ее с трагедией и комедией: «От комедии она существенно разнится тем, что представляет не отрицательную, а положительную сторону жизни; а от трагедии она существенно разнится тем, что, даже и выражая торжество нравственного закона, делает это не через трагическое столкновение (…) и, следовательно, лишена трагического величия и не досягает до высших мировых сфер духа» (Белинский В.Г. «Горе от ума». Полн. собр. соч. в 13-им тт. – М., 1954, с.451). Герой драмы не обладает масштабностью и величием личности героя трагедии, в поле зрения автора драмы – менее значительные проблемы, нежели те вопросы бытия, которые ставят в трагедии. В отличие от трагедий, драма редко бывает стихотворной, для нее редко избирается высокий стиль. В отличие от комедий, стиль драмы лишен комизма.
Порой драма становится излишне слезливой, ее конфликт изрядно преувеличивается, нередко является надуманным. Так, в конце XVIII столетия возникает мелодрама (греч. melos – песня, drama – действие) – остроконфликтная моралистическая пьеса, насыщенная аффектированными эмоциями, рассчитанная на яркую театральность. Сверхзадача мелодрамы – построение «правильного» мира, и именно она обусловливает обязательные для произведений этого жанра счастливые финалы. Финал мелодрамы, демонстрирующий моральный закон мелодраматического мира, всегда состоит из двух элементов: торжество добродетели и посрамление злодейства. В связи с этим мелодрама становится любимицей демократической публики, о чем свидетельствует, в частности, ее новая жизнь в качестве множества телесериалов последних лет.
Источники:
https://www.nado5.ru/e-book/rasskaz-novella-povest
https://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/lit/epos.htm
https://studopedia.ru/4_6203_mezhrodovie-formi.html