Тестирование по окружающему. Тема: «трудные времена на русской земле»
Тест по окружающему миру для 4 класса на тему “Трудные времена на русской земле.Борьба с иноземными захватчиками”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тест по окружающему миру «Трудные времена на русской земле. Борьба с иноземными захватчиками»»
1.Походы монголо-татар на Русь возглавил хан : А) Батый Б) Чингисхан В) Темучин Г) Мамай 2. В каком году состоялось нашествие монголо-татарского войска? А) 1237 Б) 1240 В) 1380
3.Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам, получил прозвище «злой»? А) Рязань Б) Новгород В) Козельск
4.Что выплачивала Русь Золотой Орде? А) дань Б) выкуп В) налог 5.В каком году был сожжён Киев? А) 988 Б)1237 В)1240
6.Первый удар в 1240 году с северо-запада на Русь нанесли: А) немцы Б) шведы В) монголы
7.На какой реке разбил шведов князь Александр? А) Нева Б) Калка В) Дунай
8.Когда состоялось Ледовое побоище? А) 5 апреля 1242 г Б) 15 июля 1240 г. В) 8 сентября 1380 г.
9.В каком году состоялась Куликовская битва? А) 1237 Б) 1242 В) 1380 10.Кто возглавил русское войско? А) князь Александр Невский Б) князь Владимир В) князь Дмитрий Донской
Проверь себя: 1. А 2. А 3. В 4. А 5. В 6. Б 7. А 8. А 9. В 10. В
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Скрябина Маргарита Валерьевна
- Написать
- 8158
- 14.09.2016
Номер материала: ДБ-193957
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 14.09.2016
- 192
- 14.09.2016
- 2405
- 14.09.2016
- 776
- 14.09.2016
- 279
- 14.09.2016
- 712
- 14.09.2016
- 2619
- 14.09.2016
- 488
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Урок окружающего мира по теме «Трудные времена на Русской земле». 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским и ролью в истории Руси; битвами – Невская и Ледовое побоище; продолжат развивать внимание, наблюдательность и формировать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю Руси. А что такое Русь? (Это название нашей страны в древности)(Слайд 1)
– Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлых уроках. (Слайд 2)
– Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев)
– Кто был главой Руси? (Великий князь киевский)
– Как звали князя, который первым принял крещение на Руси? (Владимир)
– Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счёт торговли? (Новгород)
– Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) (Слайд 3)
– Почему алфавит в Древней Руси назвали азбукой? (Слайд 4) (По названию первых букв произошло название “азбука”. Она называлась “глаголицей”. “Глагол” в переводе со старославянского языка означает “слово”, “речь”)
– Что такое летопись? (Летопись – описание событий по годам)
– Как называлась первая русская летопись? (“Повесть временных лет”)
– Кто и когда ее создал? (Монах Киево-Печорского монастыря Нестор в конце XI – начале XII века)
III. Актуализация знаний
– Прочтите эпиграф к нашему уроку. (Слайд 5)
“Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!” Александр Невский
– Это слова известного правителя и воина. Подумайте, что хотел сказать Александр Невский. (Ответы детей)
IV. Самоопределение деятельности
– А теперь составьте вопросы и назовите цель нашего урока. (Слайд 6)
- отстаивала Как независимость Русь свою?
- эти Какую России роль истории сыграли в события?
– Правильно цель урока – ответить на вопросы: (Слайд 7)
- Как Русь отстаивала свою независимость?
- Какую роль сыграли эти события в истории России?
V. Работа по теме урока
– К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. (Слайд 8) Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться. Карта Руси того времени напоминает мозаику. (Слайд 9)
– В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголы. (Слайд 10)
– Давайте вспомним, кого называют кочевниками? (Слайд 11)
Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, овец, коров, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переезжали с места на место в поисках новых пастбищ.
Найдя подходящее пастбище монголы устраивались рядом. (Слайд 12) Они сгружали с повозок тонкие жерди и, крепко связав, устанавливали их наподобие шалаша. Затем жерди покрывали войлоком. Получалось жилище – юрта. Внутри складывали очаг и разводили огонь. Дым выходил наружу через отверстие на самом верху юрты.
Лет за 20 до прихода монголов на Русь, произошло объединение многочисленных кочевых племен. Во главе встал предводитель (хан) Чингисхан. (Слайд 13) Имя его означает Океан – хан или Хан – великий, как океан. Чингисхан стремился захватить под пастбища новые земли завладеть богатствами соседних народов, покорив их самих.
Монголы были очень свирепыми и жестокими. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими народами и подавно враждовали. Они были сильны своей многочисленностью и военной организацией.
Рассмотрим рисунки русских и монгольских воинов. (Слайд 14)
Поздней осенью 1237г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. (Слайд 15) На его пути лежало Рязанское княжество. (Слайд 16) У Рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям за помощью, но те отказали ему. 5 дней держалась Рязань, на шестой – пала. Взяли монголы город и убили всех его жителей, не пожалев ни женщин, ни детей.
Вслед за Рязанью монголы заняли Коломну, Москву, Владимир. (Слайд 17) Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. (Слайд 18)
Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. (Слайд 19) На обратном пути в южные степи Батыева рать провела 7 недель под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. Монголы прозвали Козельск “злым городом”.
В 1240 году был разрушен и разорен город Киев. (Слайд 20) Войско монголов было так огромно и так шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Всюду раздавался скрип телег, рев верблюдов и крики людей. Упорно защищали жители родной Киев, но итак инее смогли его отстоять: слишком неравны были силы. Киев был разграблен и разорен. (Слайд 21)
После этого закончилось завоевание Руси. (Слайд 22) Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. (Слайд 23) Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. (Слайд 24) Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.
– От какого слова образовалось слово “дань”? (дать, дар) (Слайд 25)
– Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника. Сборщиков дани называли баскаками. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.
– Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? (Ответы детей)
– Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничество.
– Так Русь стала зависеть от орды. Эта зависимость продолжалась больше 200 лет. Столько потребовалось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.
Физкультминутка (Слайд 26)
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
VI. Продолжение работы по теме урока
– Но нападением монголов испытания не закончились. Угроза для Руси возникла на северо-западе.
– Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя? (Батый не пошёл на Новгород, этот город был богатым)
– Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. (Слайд 27)
– Какие цели преследовали шведы и немцы? (захват территории и обогащение) (Слайд 28)
– Почему именно это время они выбрали для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)
– Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест)
– Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. (Слайд 29) Тогда ему было всего 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва. (Слайд 30)
– Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову. (Слайд 31) А князь Александр за победу получил прозвание Невского.
– А два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. (Слайд 32) Ей дали название – Ледовое побоище.
– Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них? (Слайд 33)
– Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? (доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть) (Слайд 34)
– Действительно, в ходе сражения немецкие рыцари оказались в западне и отступили к озеру. (Слайд 35) Местами подтаявший лед, не выдержав тяжести доспехов врагов, начал трещать и ломаться. Рыцари камнем пошли ко дну. Те, кто остался в живых спасались бегством.
– Вскоре после сражения крестоносцы отправили послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!” (Слайд 36) Вспомните эпиграф к нашему уроку, какие выводы можете сделать сейчас?
– Александр Невский – великий человек. (Слайд 37) Он был возведён в лик святых. Александру Невскому поставлены памятник в разных городах нашей страны.
VII. Закрепление изученного материала
– А для того чтобы закрепись сегодняшние знание разделитесь на группы и выполните следующее задание. (Слайд 38) Одной группе необходимо собрать на одном листе все понятия относящиеся к нашествию Батыя, а другой группе понятия, относящиеся к защите северо-западных рубежей. (Ученики получают листы А2 и карточки с напечатанными понятиями и наклеивают нужные. Затем озвучивают всему классу). (Приложение 1)
VIII. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей)
– Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!
Окруж.мир 1трудные времена на русской земле
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Трудные времена на Русской земле»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: 1. Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси.
2. Познакомить с героическими страницами истории Отечества.
3. Развивать умение работать с картой.
4. Воспитывать любовь к Родине.
Планируемые результаты:
личностные:
развивают устную речь;
развивают умение формулировать свои мысли;
воспитывают любовь к Родине.
метапредметные:
умение применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
предметные:
Формируют представление о военном деле на Руси, знакомятся с героическими страницами истории Отечества.
Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 2 /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова ; Рабочая тетрадь; презентация; историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере».
Этап урока
Хронометраж
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
Орг. момент
1 мин.
«Вот опять звенит звонок –
Приглашает на урок.
Начинаем мы опять
По истории шагать».
– Здравствуйте, ребята!
– Садитесь!
Словесный: слово учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Л: принятие образа хорошего ученика.
Повторение
ранее
изученного.
5 мин.
Учитель проводит фронтальный опрос:
– Кто создал славянскую азбуку?
– Какими были книги в Древней Руси?
– Что в оформлении древних книг напоминает современные книги?
Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам.
№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.
Славянскую азбуку создали византийские монахи и (Кирилл и Мефодий), которые жили в (IX) веке. Письменность на Руси стала распространяться после принятия (христианства). В Древней Руси велись записи важнейших событий – (летописи). Самая известная летопись Древней Руси – («Повесть временных лет»). Ее написал в начале XII века монах (Нестор). Он рассказывает о племенах (восточных) славян.
№ 2. С помощью стрелок соедини историческое событие и имя русского князя, связанное с данным событием.
Практический: задания
на карточках
Словесный: задает вопросы
Работают индивидуально с карточками.
Отвечают на вопросы.
П: строят речевое высказывание
Р: принимают и сохраняют учебную задачу
5 мин.
Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества.
Узнаем:
как Русь отстаивала свою независимость, по иллюстрациям сравним вооружение воинов, опишем Невскую битву и Ледовое побоище.
Словесный: беседа;
задает вопросы
П: строят речевое высказывание
Решение частных задач
15 мин.
Учитель. В 1223 году летописец писал: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера». Так описывали появление у границ Руси нового опасного врага – монголо-татар.
Татары, или монголы, жили далеко на востоке от русских границ, внутри Центральной Азии. В начале XIII века у них возникло государство.
Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.
Необходимость завоеваний новых пастбищ для занятия скотоводством послужила образованию Монгольского государства. В 1206 году на реку Онон съехались предводители монголо-татарских племен на курултай (съезд монгольской знати) и избрали вождем Чингисхана. Он и возглавил завоевательные походы монголо-татар.
Учитель демонстрирует схему.
У них было хорошо организованное войско. Основную ударную силу монголо-татар составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревку, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами и тем самым была защищена от стрел противника. Голову, шею и грудь воина защищали шлем и панцирь из кожи.
Учитель предлагает рассмотреть рисунки с изображением воинов: русских и монгольских. Сравнить их (с. 60 учебника). Учащиеся делают вывод, что монгольские воины имели лучшее снаряжение.
Учитель. В 1223 году монгольское войско появилось в причерноморских степях поблизости от границ Руси, где жили половцы. Половцы толпами бежали в Русь: «Мы теперь побиты, а если нам не поможете, так порубят и вас». Несколько русских князей (Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Мстислав Галицкий) сошлись вместе и 31 мая встретились с татарами на реке Калке, у Азовского моря.
Напав на сторожевой отряд, княжеские дружины стали преследовать его и так растянулись, что потеряли связь друг с другом. Когда на девятый день похода за речкой Калкой князей встретил сомкнутый строй монгольской конницы, то навести боевой порядок было трудно. Русские дружины были разбиты поодиночке.
Учитель предлагает показать на карте место битвы на реке, назвать города, захваченные монголо-татарским войском.
Ученики. Рязань, Владимир, Москва, Переяславль, Торжок, Козельск и др.
Учитель демонстрирует схему походов монголо-татарского войска:
1223 г. река Калка;
1237 г. Рязань Коломна Москва Владимир Торжок Козельск («злой город») Новгород;
1240 г. Киев.
Учитель. В 1237 году монголо-татары перешли Волгу, так как нацелились на русские земли. Князья знали об опасности, но ничего не сделали для объединения сил на отпор врагу, они были заняты междоусобицей (боролись между собой за расширение своих владений).
Войско Батыя насчитывало 150 тысяч воинов, в то время как вся Русь могла собрать 100 тысяч воинов.
Первому удару подверглась Рязань (учитель показывает на карте). Монгольские послы потребовали покорности и одну десятую часть «во всем». Рязанцы ответили мужественно: «Если нас всех не будет, все ваше будет». Все рязанцы погибли, защищая свой город, в том числе и князь Юрий Рязанский. С тех пор этот город уже не поднялся. А новый был отстроен в 60 км от этого места.
В январе по реке Оке (показывает на карте) двинулось монгольское войско на город Владимир. Сражение, закончившееся поражением русских войск, произошло у Коломны.
Сто километров не дошли монголо-татары до Новгорода. Весенняя распутица сделала непроходимыми дороги для монгольской конницы. Хан Батый повернул свое войско обратно. На пути лежал город Козельск.
Козельцы на вече решили: татарам не сдаваться и «положить свой живот» за князя, чтобы получить на этом свете славу, а на том – венец от Христа-бога. Семь недель держался Козельск: горожане бились с татарами в поле, резались с ними на стенах городских и полегли честно все до последнего. Не пощадила орда ни женщин, ни старцев, ни младенцев. Стал Козельск одною огромною могилою. Козельский князь тоже погиб. Он был еще малым ребенком, и пронеслась молва, будто утонул он в крови. С той поры татары не называли город Козельском, а звали его «злым городом».
В 1239 году татарское войско появилось в Южной Руси (показывает на карте). Ни один из русских городов не приглянулся татарам, как Киев:
Подступает к нам под Киев царь Батый,
Подступает он с двумя сыновьями,
И со зятем, с Лукоперым-богатырем.
А и пишет, собака, похваляется:
«Я Киев-ат город выжгу, вырублю,
Божьи церкви с дымом пущу,
Князя со княжной в полон возьму,
А князей-бояр во котле сварю».
6 декабря 1240 года Киев пал. В 1243 году после похода на Южную Русь в Поволжье возникло государство Золотая Орда со столицей Сарай (около современной Астрахани). Русские князья теперь получали от золотоордынских ханов ярлык – ханскую грамоту с правом на княжение. И везли ханам дань – богатые подарки продуктами питания, серебром, ремесленным товаром.
Так установилось монголо-татарское иго над Русью – зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.
Источники:
https://infourok.ru/test-po-okruzhayuschemu-miru-dlya-klassa-na-temu-trudnie-vremena-na-russkoy-zemleborba-s-inozemnimi-zahvatchikami-1194234.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/656095/
https://educontest.net/ru/2086575/%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6-%D0%BC%D0%B8%D1%80-1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B7/