The league extraordinary gentlemen комикс. Сэр Невидимка и капитан Никто
The League of Extraordinary Gentlemen
«Лига выдающихся джентльменов» (The League of Extraordinary Gentlemen) — серия комиксов Алана Мура (сценарий) и Кевина О’Нила (художник), публикация которой началась в 1999 году. Действие происходит в мире, где сюжеты большинства произведений являются реальностью.
Собственно, заглавная «Лига выдающихся джентльменов» (в одном из ее воплощений) — это команда «викторианских супергероев»: Вильгельмина Мюррей из «Дракулы», Алан Квотермейн из «Копей царя Соломона», капитан Немо из «Двадцати тысяч льё под водой», доктор Джекил с мистером Хайдом и человек-невидимка Гриффин.
В 2003 г. первый том был экранизирован, но по сюжету и стилистике довольно отличался от оригинала. Кроме того, изменился и персональный состав Лиги: в нём появились Том Сойер и Дориан Грей из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», место Гриффина занял укравший его формулу невидимости Родни Скиннер (создатели фильма не смогли приобрести право на показ человека-невидимки из книги Уэллса), а Вильгельмина (Мина) сменила фамилию на Харкер.
Содержание
Комиксы [ править ]
Серию можно условно поделить на такие подциклы:
- «Лига выдающихся джентльменов», два тома: отправная точка всей серии. Викторианская эпоха, конец XIX столетия, формирование самой Лиги. Действие первого тома происходит в 1898 г. «Лига» формируется британским правительством для возвращения похищенного злоумышленниками антигравитационного вещества кейворита. Во втором томе «Лига» противостоит нашествию марсиан из «Войны миров» Уэллса.
- «Черное досье» — комикс очень интересного формата. Сюжет его довольно прост — главные герои в 1950-х похищают у британских спецслужб собственно «Черное досье»: папку с документами про «Лигу» и предшествующие ей (со времен аналога Елизаветы І — Глорианы) организации, в которые входили другие литературные (а в этом мире — совершенно реальные) персонажи. Эти документы — основная фишка выпуска, они выполнены в разных стилях: есть и как бы неопубликованная пьеса Шекспира, и рассказ Вудхауса про встречу Вустера с лавкрафтовским культом, и рассказ в стиле «склеек» Уильяма Берроуза. Антураж основной сюжетной линии включает много отсылок к произведениям 1950-х. Это и элементы шпионских историй (включительно с деконструированнымДжеймсом Бондом), и отсылки на то, что действие происходит после правления Ангсоца.
- «Столетие» — три выпуска про попытки бессмертных персонажей помешать созданию Антихриста (он же Лунное Дитя из книги Кроули, он же Гарри Поттер) в 1910, 1969 и 2009 годах. Каждый период наполнен отсылками к культуре этих годов.
- Серия про дочь капитана Немо.
Тропы и штампы [ править ]
- Антигерой — «Лига», по сути, состоит из таких. «Британия никогда не умела отличать своих героев от монстров»
- Бонус для гениев — многочисленные отсылки к британским и мировым произведениям, в том числе к малоизвестным или почти забытым.
- Биологическое оружие — «последний довод» в борьбе с Чужими.
- Гад-первопроходец — Джеймс Мориарти.
- Гад-невидимка — Гриффин.
- Деконструкция — в комиксе переосмысливаются многие элементы произведений, составивших его сюжет и мир. Например, один из главных героев, Алан Квотермейн, показан не ожидаемым крутым героем (как в экранизации), а немощным стариком (как-никак, возраст берет свое), подсевшим на опиум. Британские спецслужбы и их представители (например, Майкрофт Холмс и Джеймс Бонд) показаны совсем не в позитивном ключе, в отличие от исходных произведений.
- Даже у зла есть стандарты — Мистер Хайд может быть и полное чудовище, но своих он в обиду не даст.
- Империя, над которой не заходит солнце — действие первых томов происходит в Британской империи, сама «Лига» служит ее правительству (с одним нюансом в первом томе)
- Историю пишут победители — официальная причина победы над пришельцами во втором томе несколько отличается от реальной.
- Мистер Хайд — собственной персоной в первых двух томах.
- Постмодернизм — действие комикса происходит в мире, составленном из элементов произведений мировой культуры.
- Стимпанк — первые два тома.
- Унылый последний гад — Антихрист. Субверсия. Алан Мур собирается выпустить 4 том, так что гад не последний.
- Шерлок Холмс — в комиксе у него только небольшое камео, зато Майкрофт и Мориарти — важные персонажи.
- Шоу внутри шоу — в конце каждого выпуска первых двух томов представлены отрывки внутримировых произведений с участием главных героев. Такую схему Алан Мур использовал ранее в своем культовом комиксе Watchmen. В выпуске «Черное Досье» такие произведения занимают значительную часть комикса.
Фильм [ править ]
Фильм 2003 года кардинально отличается от оригинального комикса. Различия столь обширны, что Алан Мур потребовал убрать свое имя из титров (впрочем он постоянно так делает).
История начинается с цепи террактов, которые ставят мир на грань Мировой Войны. Чтобы справиться с кризисом, глава Секретной Службы Её Величества, также известный как М, вновь созывает Лигу Выдающихся Джентельменов. В её состав входят герой Империи Алан Куотермейн, преступник и пират Капитан Немо, известный химик и маньяк-убийца доктор Джеккил (вместе с альтер-эго Эдвардом Хайдом), миссис Вильгельмина Харкер (как позже выясняется, вампирша), вор Родни Скиннер, наследник Человека-Невидимки и красавец с тёмным прошлым Дориан Грей. Позже к ним присоединяется Том Сойер из Секретной Службы США.
«Лига выдающихся джентльменов»: обзор 1 тома
The League of Extraordinary Gentlemen. Volume I
Жанр: стимпанк
Сценарист: Алан Мур
Художник: Кевин О’Нил
Выход оригинала: 1999
Издательство: АСТ, 2016
«Лига выдающихся джентльменов» — третья по узнаваемости работа выдающегося сценариста комиксов Алана Мура (после культовых «Хранителей» и «V — значит вендетта», конечно). Известности серии прибавила и вышедшая в 2003 году экранизация с великолепным Шоном Коннери в главной роли. Но судьба фильма оказалась печальной — он получил разгромные отзывы как критиков, так и поклонников первоисточника, и на продолжении был поставлен крест.
Серия комиксов продержалась значительно дольше — на сегодняшний день выпущено несколько сюжетных арок. И наконец-то российским читателям представилась возможность познакомиться с первой из них.
В «Лиге выдающихся джентльменов» Мур в очередной раз демонстрирует оригинальный подход к супергероике. На сей раз он представил стимпанковскую версию «Мстителей» и «Лиги справедливости». В команду, подобную супергеройской, объединяются персонажи литературы конца XIX и начала XX века, от вампирши Мины Харкер (из «Дракулы» Брэма Стокера) до стареющего искателя приключений Аллана Квотермейна (из романов Райдера Хаггарда).
Кроме того, Мур провёл смелые эксперименты с форматом повествования. Он подал комикс как подростковый журнал начала прошлого века и доверил его оформление художнику Кевину О’Нилу, у которого весьма своеобразная манера рисунка.
Графический стиль «Лиги» мало кого оставляет равнодушным. Одни называют его главным достоинством серии, другие считают недостатком. Основа рисунка О’Нила — тонкий штрих, что придаёт картинке атмосферу безумия и хаоса. Комикс выглядит архаично, что, с одной стороны, соответствует ретро-стилистике, а с другой — производит впечатление любительской работы. Но именно этого хотел Мур: создать винтажный и отдающий лёгким трэшем графический роман для опытного взрослого читателя, не похожий ни на что другое. И с этой задачей он отлично справился.
Первый том посвящён становлению Лиги и развитию героев в отрыве от первоисточников. За событиями очень любопытно следить — Мур великолепно прописывает диалоги, оригинально стравливает персонажей и создаёт массу забавных ситуаций. Но в какой-то момент он так увлекается работой над яркими образами, что, как часто бывает в супергероике, задвигает на второй план основную интригу и главного злодея. Кульминация комикса выходит невыразительной, и это его единственный существенный минус. Ведь от невероятно креативного Мура всегда ждёшь чего-то большего.
Помимо основной графической истории, в первой арке есть рассказ «Аллан и прорванная завеса» — и вот его можно не читать. Здесь Мур прямолинейно и неизобретательно копирует стиль родоначальников готического хоррора.
Локализация «Лиги выдающихся джентльменов» — сложная задача, и издатель с ней хорошо справился. Переводчику и редактору удалось выдержать авторский слог, а дизайнеру-верстальщику — русифицировать многочисленные надписи. Единственный недостаток — зачастую текст набран мелким витиеватым шрифтом, и его сложно читать.
Алан Мур, Кевин О’Нил «Лига выдающихся джентльменов. Том первый»
Лига выдающихся джентльменов. Том первый
The League of Extraordinary Gentlemen, Volume I
Язык написания: английский
В произведение входит:
Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
Награды и премии:
Номинации на премии:
Комиксы и графические произведения:
Ctixia, 10 августа 2018 г.
Оценив книгу на 7 из 10 баллов я еще сижу и думаю, а не снизить ли оценку еще. Но при этом сам сюжет еще вполне неплох, тут подкачал серьезно художник и издатель (корректор? редактор? не суть важно).
Начну с самого раздражающего — рисовка! Отвратительна. Ужасна. Неестественна. Гиперболизация женских фигур просто убивала. При этом мужчины были нарисованы более-менее адекватно, хотя в некоторых кадрах тоже попадались черты супермачо. В рамках русского издания еще сильно мне не понравился шрифт — мелковат. А на вставках с письмом вообще щуриться и приглядываться пришлось, чтобы разобрать этот текст.
Плюс сам состав тома (но тут, подозреваю, взято уже с оригинала) не зашел тем, что главы в текущем времени были разбиты отдельным повествованием «Аллан и прорванная завеса». Равно как я не читаю две книги параллельно, так и тут две категорически разные сюжетные линии было трудно соединить въедино, лишь к концу было более-менее ясно, что к чему. Но между главами приходилось делать перерывы, дабы переключиться с Лиги на Аллана и обратно.
Ну а так повествование зашло нормально — пару глав собирались, пару глав делали одно дело, пару глав — другое. В произведениях подобного ранга самое трудное, на мой взгляд, это сохранить характеры оригинальных героев — недаром же они все взяты с других романов и даже циклов. Здесь было сложно оценить уровень сценариста, в силу не знания первоисточников, могу судить лишь по Человеку-невидимке, и того читала довольно давно. Все же тут тоже провальчик образовался — не помню я, чтобы оригинальный персонаж был настолько циничен и не ограничен какими-либо рамками морали и нормы.
Может, все-таки, снизить оценку до шести.
V-a-s-u-a, 18 декабря 2018 г.
Это как команда супергероев вроде «Отряда Самоубийц», только в викторианской Англии и с более известными, книжными персонажами(человек-невидимка, искатель приключений Алан Куотермайн, выхалкнутый мистер Хайд, капитан Немо, который воротит нос от империализма британцев, с «Наутилусом» на подхвате, и ещё несколько вторичных персонажей рангом пониже).
Начало бодрое: автор играет в простенькие, но эффектные игры «угадай, какого известного персонажа мы встретим сейчас» и выдаивает из этого пару не лишённых изящества сюжетных поворотов: кто орудует на улицу Морг на этот раз, кто бы вы думали? А угадаете, как пройдёт встреча человека-невидимки с Полианной?
Но после того, как команду собрали, эти весёлые(не всегда уместно) подмигивания прекращаются(или переходят на новый уровень, где я их перестал замечать), характеры персонажей(а у них почти у всех характеры прескверные) оказываются по большому счёту нестреляющими ружьями, а выходящая на передний план сюжетная линия довольно суха и блекла. Если у империи нет внешних врагов, она должна создать их себе сама. *зевок*
Итого, стилизация диалогов и визуалов под приключенческую литературу рубежа девятнадцатого и двадцатого веков хороша, история такое.
P. S. Вставную прозу про приключение Куотермайна не читал – после опыта с «Хранителями» боялся на ней застрять.
Источники:
https://posmotre.li/The_League_of_Extraordinary_Gentlemen
https://www.mirf.ru/comics/liga-vydayuschikhsya-dzhentlmenov-1-tom
https://fantlab.ru/work316777