Типы характера человека. Общее понятие о характере и его проявлениях
Что такое характер человека — черты, виды, типы и сила характера
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Вот это характер!» – говорим мы о человеке жестком в своих суждениях, целеустремленном по жизни и несгибаемом под ударами судьбы.
Как правило, это реплика произносится с долей зависти и восхищения. В то время как «бесхарактерные» люди не вызывают у окружающих уважения.
Чем отличается первый тип людей от второго? И правда ли, что у человека характер может отсутствовать?
Что такое характер
На самом деле характер есть у всех. В переводе с древнегреческого языка этот термин буквально означает «знак», «черту», «отличительную примету».
Если расширить определение, то получится, что характер – это совокупность устойчивых черт личности, свойств ее психики, которые определяют поведение, реакции и другие проявления человека.
Например, в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному: одинокий, маленький котенок у кого-то вызовет жалость и желание накормить, согреть. Другие останутся равнодушными к беззащитному созданию.
В первом случае человек наделен мягкосердечностью, добротой, способностью сострадать чужому несчастью – это его отличительные черты. Во втором случае они отсутствуют.
Каждый человек наделен своим, уникальным набором характерных особенностей, поэтому не существует двух абсолютно одинаковых по характеру индивида. Даже очень похожие на первый взгляд личности все равно найдут между собой различия.
Черты характера человека
Черты характера представляют собой огромный список личностных качеств, среди которых доброта, жестокость, уступчивость, упрямство, ответственность и безответственность, мнительность, храбрость и многие другие.
Они могут быть как желательными или позитивными, так и негативными – от которых люди часто хотят избавиться (стать смелее, увереннее).
Всю совокупность черт принято делить на 4 большие группы, каждая из которых объединяет в себе определённые свойства психики:
- Отношения с другими людьми – открытость или замкнутость, доброта или жестокость, высокомерие или уважение и другие.
- Отношения человека с самим собой – самокритика или заносчивость, тщеславие или скромность и т.д.).
- Отношение к трудовой деятельности – аккуратность, безалаберность, активность – лень, ответственность – подход «спустя рукава» и т.д.).
- Отношение к материальным вещам – бережность или халатность.
Все эти черты находятся у разных людей в разных пропорциях, образуя, таким образом, разные типы характера, которые будут описаны ниже.
Тип характера
Ученые так и не пришли к единому мнению о том, какие есть типы характера. Разные деятели вывели свои авторские классификации, самыми популярными из которых являются следующие:
Э.Кречмер связал характер и телосложение человека. Таким образом, у него получилось 3 типа:
- астеники или шизотимики – это худощавые люди с длинными руками и ногами. Их основными чертами являются замкнутость, низкая адаптационная способность и серьезность. Присутствует предрасположенность к заболеванию шизофренией;
- атлетики или иксотимики – обладают высоким ростом, хорошими пропорциями тела и развитыми мышцами. Им присущи властность, стремление к лидерству, спокойствие и сдержанность. Из отрицательных черт характера – неумение адаптироваться и проявлять эмоции. Склонны к эпилепсии;
- пикники или циклотимики – низкие, склонные к полноте, короткими конечностями и большой головой. Общительные и эмоциональные люди с развитой чувствительностью, легко приспосабливаются к обстоятельствам. Склонны к маниакально-депрессивному синдрому.
По акцентуациям – ведущим чертам:
- гипертимный тип – живой, энергичный, общительный;
- дистимный – медлительный, пессимистично настроенный человек, замкнутый;
- циклоидный – совмещает в себе два предыдущих, живет, как на качелях из крайности в крайность;
- возбудимый характер – властный, взрывной, конфликтный, сложный в общении;
- педантичный – это мелочный, ворчливый, но добросовестный;
- тревожный – неуверенный, нуждающийся в поддержке, дружелюбный, самокритичный;
- демонстративный – легко адаптируется, любит интриги, самоуверенны, эгоистичны и хвастливы.
К.Юнг выделили всего два типа характера – по направлению стремлений психики:
- экстраверт – стремящийся наружу – общительный, энергичный, живет в окружающем мире;
- интроверт – стремящийся внутрь – замкнутый, живет в своем внутреннем мире, внешний ему не интересен.
Какой бывает характер, по мнению психоаналитика А.Лоуэена:
- оральный тип характеризуется зависимостью от чужого мнения, инфантильностью, страхе быть отвергнутым и потребности в поддержке окружающих;
- мазохисткий – чувственный, проницательный, любит страдать;
- истерический – амбиции, эмоциональность и желание контролировать, высокомерное поведение;
- шизоидный – неадекватность эмоций, слабая связь между мышлением и чувствами, неуверенность, боязнь спонтанности;
- психопатический тип содержит следующие черты характера человека – власть, обеспокоенность имиджем, повышенный контроль над миром;
- нарциссический – энергичность, самоуверенность, агрессия, гибкость и целеустремленность.
Формирование характера человека
Характер начинает формироваться уже с первых дней после рождения. К 4-5 годам уже видна общая структура личности, а к 10 годам характер уже полностью «укомплектован».
Какие факторы будут влиять на особенности характера:
- генетическая предрасположенность – есть мнение, что какие-то черты передаются нам от родителей по наследству;
- социум – это родители и другие значимые взрослые (родственники, соседи, учителя), друзья, одноклассники;
Изначально малыш смотрит, как к нему относятся родители. Далее, это с этим отношением он пойдет в большой мир. То есть если его любили, окружали теплом и заботой, говорили о его ценности, то именно так он и будет ощущать себя среди других – значимым, важным, ценным. Именно так он и будет относиться к людям. И, наоборот.
Какие бывают виды темперамента
Что такое характер, мы разобрались. Это личностные особенности человека, которые формируются с самого рождения. Часто его путают с темпераментом, хотя эти понятия – далеко не одно и то же.
Темперамент – это свойство нервной системы: ее подвижность, отзывчивость, устойчивость. Это качество индивида является врожденным и изменениям, в отличие от характера, не подлежит.
Темперамент можно представить в виде основы, на которой впоследствии будет формироваться характер, при этом первый заметно влияет на второй. О видах темперамента писал еще Гиппократ, его классификации психология придерживается и по сей день:
- меланхолик – тревожная личность, плохо справляющаяся со стрессами в виду подвижной нервной системы;
- сангвиник – уравновешенный, логичный, живой, общительный, оптимистичный;
- холерик – взрывной, импульсивный, вспыльчивый;
- флегматик (кто это?) – устойчивый, выносливый тип личности, спокойный и размеренный.
Сила характера
Здесь же уместно отметить, что такое сила характера. Это устойчивость черт, способность к их развитию и трансформации.
Сильный характер еще называют волевым, что предполагает умение человека «брать себя в руки», идти к намеченной цели, достигать желаемого, соблюдать дисциплину и выполнять данные себе и окружающим обещания.
Эта сила связана с темпераментом личности. Например, сангвиник имеет более сильный характер в отличие от тревожного меланхолика.
Реферат: «Характер: понятие, свойства»
Введение
1. Понятие о характере
2. Структура характера
3. Факторы, влияющие на формирование характера
4. Типология характера
Заключение
Список литературы
Когда мы говорим о характере человека, предполагаем, что речь идет о чем-то достаточно устойчивом, свойственном (характерном) только для конкретного человека. Иными словами, если человек имеет характер, то он, во-первых, проявляется у него почти всегда и почти во всем, во-вторых, человека всегда можно узнать по его характеру. Если нам опишут поступки, которые совершает некоторый человек, и если перед нами стоит задача узнать его по поступкам, то мы сможем это сделать.
Характер человека всегда проявляется в человеческих отношениях. Вряд ли кто-либо будет демонстрировать свой характер, если никто за этим не наблюдает и не оценивает. Напротив, чем больше внимания окружающие люди уделяют человеку, тем больше у него желания показать свой характер. Демонстрация человеком своего характера часто преследует цель произвести на других людей определенное впечатление, добиться в общении с ними вполне определенного результата.
Такое понимание характера в психологии сложилось далеко не сразу. В самом первом его употреблении, которое в какой-то мере сохраняется до сих пор в ненаучной литературе и в повседневном языке, слово «характер» используется как достаточно близкое по своему значению к слову «личность». Это не случайно: характер действительно составляет основу человеческой личности.
Было время, когда термином «характер» определяли любые индивидуальные особенности человека, не обязательно относящиеся только к его личности, включающие в себя и особенности психических процессов, и особенности психических состояний. Именно в этом, расширенном смысле слова используется данный термин иногда и сейчас, когда говорят о чем-либо, характерном для конкретного человека [4].
1. Понятие о характере
В психологии понятие «характер» (от греч. charakter – печать, чеканка) означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения [3].
Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности (волевые качества) [6].
Характер выражается как устойчивые способы поведения в различных ситуациях. Характер, как говорят трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него.
Характер имеет определенные свойства. Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила – слабость; твердость – мягкость; цельность – противоречивость; широта – узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, «астеничности» в достижении цели, неустойчивости взглядов, трусости и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении цели, отстаивании взглядов и т.д., в то же время мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяются степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера [5].
Среди свойств характера следует различать общие (глобальные) и частные. Первые воздействуют на целый ряд поведенческих проявлений. Выделяют 5 глобальных черт характера:
1) самоуверенность – неуверенность;
2) согласие, дружелюбие – враждебность;
3) сознательность – импульсивность;
4) эмоциональная стабильность – тревожность;
5) интеллектуальная гибкость – ригидность.
Среди частных свойств характера, влияющих на локальные ситуации, можно выделить следующие:
1) общительность – замкнутость;
2) доминантность (лидерство) – подчиненность;
3) оптимизм – уныние;
4) совестливость – бессовестность;
5) смелость – осторожность;
6) впечатлительность – толстокожесть;
7) доверчивость – подозрительность;
8) мечтательность – практицизм;
9) тревожная ранимость – спокойная безмятежность;
10) деликатность – грубость;
11) самостоятельность – конформизм (зависимость от группы);
12) самоконтроль – импульсивность;
13) страстная увлеченность – апатичная вялость;
14) миролюбивость – агрессивность;
15) деятельная активность – пассивность;
16) гибкость – ригидность;
17) демонстративность – скромность;
18) честолюбие – непритязательность;
19) оригинальность – стереотипность [6].
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
У каждого человека обязательно должны быть центральные свойства характера, их называют глубинными. Они связаны с наиболее важными стержневыми отношениями личности. Так, например, к ним относятся добросовестное отношение к труду, уважение к людям, взаимопомощь, взаимовыручка, дисциплинированность [5].
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.
Формирование характера происходит в различных группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности наиболее важной, и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера [3].
Характер является одним из основных проявлений личности. Он выступает как средство выражения личности, но не сама личность, в сущности. Отличие характера от личности заключается в том, что в характер входят те черты, которые относятся к «способу» выражения личности, но не содержанию.
Характер подчинен личности, входит в нее и зависит от того, какие цели и позиции выражаются в личности. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между тем, что важно для общества и для самой личности. Перед каждым обществом стоят свои важнейшие задачи. Каждый человек посильно участвует в них. Поэтому характер – это не просто любое проявление твердости и упорства, а направленность на общественную значимость. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий [5].
Главное условие образования характера – наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.
ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства
Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства.
Характер (от греческого — «черта») — отличительный признак, который приобретает человек, живя в обществе.
Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно его неповторимостью у каждого.
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а постоянно и устойчиво проявляются в типичных обстоятельствах, значит, они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации.
Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера.
Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным.
И.П. Павлов рассматривал характер как «сплав» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера.
2. Структура характера
В структуре характера выделяют две группы черт.
Черта характера- это особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях.
Группа первая — черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.
Трудные люди: 4 варианта поведения
. Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка . Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка .
Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.
Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость и т. д.
Ко второй группеотносятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
4. Черты характера и отношения личности
Характер человека определяется его отношением к:
1. коллективу и отдельным людям;
2. труду и достижению целей;
4. вещам и деньгам.
Отношение к коллективуи отдельным лицам (родным, друзьям, малознакомым) обнаруживается в коллективизме, гуманности, чуткости, доброте, отзывчивости, честности, скрытности и т. д. Характер может быть понят и раскрыт только в общении с другими людьми.
Отношение к трудунаходит выражение в таких чертах характера как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, инициативность, инертность, небрежность, косность, лень. Отношение к препятствиям в трудовой деятельности проявляется в волевых чертах характера: целеустремленности, выдержке и самообладании, настойчивости и упорстве, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности.
Отношение к самому себенаходит выражение в таких чертах характера как скромность, самокритичность, застенчивость, робость, чувство достоинства, гордость, самомнение, честолюбие, уровень притязаний.
Отношение к вещам, деньгам раскрывается в таких чертах характера как аккуратность, неряшливость, расточительность, бережливость, жадность, организованность, честность и других.
1. человек как личность
. суждения неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны . , принято называть: духовной; эстетической; практической; научно-технической. Характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и самому себе – это: сознание; деятельность .
Отрицательными чертами характераявляются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека — недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций и отстаивании взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности.
5. Формирование характера
В формировании характера решающее значение имеют первые 7−8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.
На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек, растет (общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.).
Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье, стиль воспитания ребенка в семье.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Правила поведения в школе, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.
В школе ребенок у развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.
В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера».
Особенности характера человека
. Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией . склонностях и проявляется побуждающая сила свойств характера. Благодаря такой побуждающей силе свойств характера человек . второй главе Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную .
Акцентуация характера- это усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, но граничащие с патологией.
Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А. Е. Личко.
Характер многих подростков становится акцентуированным — крайний вариант нормы.
Выделяют 10 основных типов акцентуации.
1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике.
2. Застревание. Склонность к «застреванию аффекта≫, к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Сильно одержимы одной идеей.
3. Эмотивность. Аффектно-лабильные (неустойчивые).
Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу.
От настроения зависит все — и работоспособность, и самочувствие и т. д. ; тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать.
4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает.
5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.
Взаимосвязь между склонностью к аддиктивному поведению и акцентуациями характера подростков
. отдельные характеристикиакцентуаций характера. Независимо от типа акцентуации характера или психопатии со склонностью к аддиктивному поведениюкоррелирует высокие показатели психологической склонности кделинквентности, реакции . веществ можетпослужить желание поднять настроение. Эмоционально-лабильные (эмотивные, аффективно-экзальтированные) подростки.Эта акцентуация характера сама по себе не .
6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении — как гипертимные.
7. Демонстративное. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.
8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения.
9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.
10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративное, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента).
Наиболее частыми нарушениями поведения в подростковом возрасте, возникающими на фоне акцентуации характера являются делинквентность (противоправное поведение), алкоголизация, токсикомания, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение и др. Поскольку они ситуативно обусловлены, быстрая смена обстановки, как правило, устраняет эти нарушения. Главное — не допустить необратимых изменений и упрочения опасных форм поведения.
Источники:
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/harakter-chto-ehto-takoe-cherty-tipy-vidy-haraktera-cheloveka.html
https://psychojournal.ru/referats/1027-harakter-ponyatie-svoystva.html
https://forpsy.ru/works/psihologiya/vopros-e-a-i-ponyatie-o-haraktere-tipyi-haraktera-ego-chertyi-svoystva/