5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типы композиции в литературе таблица. Композиция литературного произведения

Композиция литературного произведения

Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.
Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Читать еще:  Годы царствования екатерины ii. Биография императрицы Екатерины II Великой

Виды композиции:

Традиционная классификация:

Прямая (линейная, последовательная) события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Классификация А.БЕсина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):

Линейная – события в произведении изображены в хронологической последовательности.
Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.
Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.
Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.
Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.
Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.

Типы композиции в литературе таблица. Композиция литературного произведения

Напишите или позвоните нам. Мы тут же подберём Вам репетитора. Это бесплатно.

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Авторская позиция это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описа­нии природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Пафос (от греческого pathos — страсть, чувство) — эмоциональное одушевление, страсть, кото­рая пронизывает произведение или отдельные его части. Например, известный критик Белинский считал, что пафос «Мертвых душ» Гоголя — это созерцание жизни «сквозь видный миру смех» и «незримые, неведомые ему слезы».

Тема (от греческого thema — то, что положено в основу) — совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем.

Термин «тема» в литературоведении используется в разных значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, другие — основную общественную проблему, поставленную в про­изведении. Наиболее убедительным является понятие темы как фундамента художественного произведения — того, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Напри­мер, темой «Капитанской дочки» Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тему не следует путать с содержанием произведения. Содержа­нием «Капитанской дочки» является история взаимоотношений Гринева с Пугачевым, Машей Мироновой, Швабриным.

В литературном произведении может быть не одна, а несколько тем. В таком случае, как пра­вило, можно выделить главную тему, которая определяет единство всего произведения, и частные темы, разрабатывающие отдельные стороны этой главной темы. Например, главной темой романа «Анна Каренина» сам JI . Н. Толстой считал «мысль семейную», то есть показ семейных отноше­ний на широком общественном, историческом фоне 1860-х годов. Частными же темами является показ семейных отношений в дворянской и крестьянской среде. Совокупность главной и частных тем составляет тематику произведения.

Идея основная мысль произведения. Идея включает в себя интерпретацию и оценку авто­ром жизненных явлений, его взглядов на мир. Чтобы определить идею, необходимо тщательно и всесторонне проанализировать все стороны произведения. Например, идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единства Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных войн. Чтобы определить ее, необходимо проанализировать все уровни художественного текста: композицию, образную систему, проблематику и т. д.

Читать еще:  Чацкий в горе от ума. Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума

Проблематика совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. Проблема — основной вопрос, выдвинутый темой произведения. У многих писателей в художественном произведении переплетаются разные проблемы,. Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема воспитания, проблема крепостного права и проблема государственной влас­ти. В крупных эпических и драматических произведениях наряду с основной могут выделяться частные проблемы.

Проблематика бывает социальной, идейно-политической, философской, нравственной. Так, в романе Достоевского «Преступление и наказание» следует рассматривать социальные проблемы (герои — люди из разных слоев общества, Петербург показан как город социальных контрастов), нравственно-философские (проблема добра и зла, веры и неверия), религиозные (христианский идеал смирения, выраженный в философии жизни Сони Мармеладовой).

Композиция в литературе

В прошлой статье мы рассматривали этапы развития сюжета. Сегодня, продолжая рубрику «В помощь начинающему автору», поговорим о композиции в литературе.

Композиция в литературе это.

Со словом «композиция» мы встречаемся ещё в школе, но с течением времени все знания (даже хорошо усвоенные) постепенно стираются, поэтому мы попытаемся восполнить некоторые пробелы. Тем более, что данный термин – один из ключевых для любого писателя.

В переводе с латыни «композиция» означает «сочинение» или «составление». Оно и понятно: без данного явления мы не имеем ни целостного повествования, ни текста вообще. Если же попытаться дать определение, то получится примерно следующее: композиция – это расположение частей художественного произведения в определённом порядке. Это также совокупность различных форм и способов художественного изображения, которая обусловлена непосредственно содержанием того или иного текста. Именно поэтому ошибочно называть композицией просто цепочку эпизодов и сцен, которые образуют повествование.

Композиционные элементы

Среди композиционных элементов можно выделить следующие: повествование, описание, диалоги и монологи, систему образов, вставные рассказы, авторские отступления и характеристики, сюжет повествования и фабулу, пейзаж и портрет. Теперь остановимся на каждом из них чуть подробнее.

  1. Повествование – это некий рассказ, включающий в себя действия. Это то, что при желании можно пересказать и проиллюстрировать серией картинок (что-то вроде слайд-шоу или презентации). В этой части произведения будет много глаголов и деепричастий, как же иначе передать динамику происходящего? Ключевой вопрос: что случилось?
  2. Описание – это, прежде всего, картинка. Здесь, как правило, ничего не меняется и ничего не происходит. Однако вы детально вместе с автором исследуете лицо героя или помещение, в котором он находится. Автор выступает в качестве художника, у которого вместо привычных красок – могущественное слово. Ключевой вопрос: какой?
  3. Диалог – разговор двух персонажей (или разговор с самим собой при условии, что кто-то кому-то отвечает). Через диалоги хорошо передаётся столкновение двух точек зрения. Через них же раскрывается и личность того или иного героя (существует ещё такое понятие, как речевая характеристика).
  4. Монолог – речь одного персонажа, которая не получает или не требует ответа. Классический вариант – плач Ярославны, который любят детально разбирать на уроках литературы. Именно через монолог передаются мысли героя, его потаённые желания и потребности. Один граф Монте-Кристо чего стоит!
  5. Система образов – это все образы произведения, которые между собой взаимосвязаны и взаимодействуют. Сюда можно отнести главных героев и второстепенных, ищущих счастья и спешащих ответить на важные вопросы, топонимические образы и предметные. Естественно, что каждое произведение обладает своей уникальной системой, которую автор выстраивает в зависимости от своего замысла (целей, которые он перед собой ставит).
  6. Вставные рассказы – это то, что называется рассказом в рассказе. Например, притча, которую рассказывает Пугачёв Петру Гринёву из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Обычно вставной рассказ не только помогает узнать что-то в плане событий, но и раскрывает личность героя, помогает понять его внутренний мир. Так с помощью уже упомянутой притчи мы понимаем, почему Пугачёв выбрал отчаянный и разгульный образ жизни: лучше отведать свежей крови, нежели всю жизнь питаться мертвечиной. Вечный выбор: тлеть долго или сгореть быстро.
  7. Авторские отступления (или лирические отступления) – это те места в тексте, где автор несколько уклоняется от общего повествования и начинает поднимать глубоко личные вопросы. Например, Н.В.Гоголь вписывает в «Мёртвые души» свои известные строки о Руси и тройке, которая всё куда-то несётся. А.С.Пушкин часто увлекается в «Евгении Онегине» и тоже позволяет читателю немного перевести дух и развеяться другими мыслями. В таких отступлениях очень хорошо просматривается личность самого автора, читателю легче понять его, узнать, почувствовать. Да и потом… те же самые лирические отступления бывают не только очень красивыми, но и крайне мудрыми. Лишний повод о чём-то призадуматься.
  8. Авторская характеристика. Тут, наверное, особо пояснять ничего не требуется. В качестве примера вспомним опять того же «Евгения Онегина», где автор называет Онегина своим другом, а к Татьяне Лариной выражает явную симпатию.
  9. Сюжет повествования – это то, о чём мы говорили подробно в предыдущей статье. Вспомним лишь, что это цепочка событий, которые и являются содержанием художественного текста.
  10. Фабула. О ней тоже речь шла недавно. Это все события, обстоятельства и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета – хронологическая последовательность.
  11. Пейзаж – уникальное средство для создания воображаемого мира. Мы можем описывать вымышленные города и страны, планеты и галактики. Данный элемент композиции обычно выступает вне сюжета, однако с помощью него передаются главные мысли, создаётся соответствующая атмосфера и раскрывается определённый эпизод.
  12. Портрет – это описание не только внешнего облика героя, но и его внутреннего мира. Сами понимаете, что без грамотного портрета произведение будет откровенно слабым, а персонажи – картонными.
Читать еще:  Чернышёв, Николай Михайлович. Священномученик николай чернышев, пресвитер

Теперь, когда мы перечислили основные компоненты композиции, самое время поговорить о том, какая она бывает. Итак.

Виды композиции

  1. Внешняя (архитектоника). К её главным составляющим относят разделение текста на абзацы и главы, пролог и эпилог, различные приложения и комментарии, посвящения и эпиграфы, авторские отступления и вставные фрагменты. Одним словом, всё то, что выделяется графически и можно легко увидеть, открыв книгу.
  2. Внутренняя композиция (повествование) предусматривает акцент на содержании произведения: организация речевых ситуаций, построение сюжета, система образов и отдельные образы, сильные текстовые позиции (лейтмотив, повторяющиеся ситуации, финал и другое), главные приёмы композиции. На последних остановимся подробнее.
  1. Ретроспекция или «взгляд назад». Читатель вместе с автором погружается в прошлое героя и доходит до первопричины происходящего здесь и сейчас. Часто этот приём воплощается в рассказах-воспоминаниях. Например, замечательное произведение Спаркса «Спеши любить» начинается с того, что пожилой господин хочет поведать историю своей любви. Далее он вспоминает себя в семнадцатилетнем возрасте. Заканчивается же всё тем, что мы снова попадаем в настоящее.
  2. Разрыв. Лучший приём для создания интриги. Глава заканчивается какой-нибудь интригующей сценой. Мы уже замираем в предвкушении, а тут раз…И следующая глава совершенно о другом. Временное разочарование и сильный стимул читать дальше. Обычно с этим сталкиваешься у таких современных авторов, как Джоджо Мойес и Лиана Мориарти.
  3. Экспозиция. Хоть она и является частью сюжета, но может как присутствовать, так и отсутствовать. Её же наличие позволяет автору несколько предварить события и настраивать читателя на нужную волну.

Возвращаясь к видам композиции, отметим, что она также может быть обратной, кольцевой, зеркальной и тематической.

  1. Обратная композиция позволяет автору начать произведения с финальной сцены. Стоит заметить, что многим читателям она не нравится, так как теряется главный интригующий момент. Они считают, что ни к чему читать книгу, когда знаешь, чем она закончится. Момент, безусловно, спорный.
  2. Кольцевая композиция ещё называется композицией обрамления. Например, произведение заканчивается тем же описанием или той же сценой, с которой всё и началось. Как в сказке про золотую рыбку.
  3. Зеркальная композиция выстроена на симметрии некоторых эпизодов или образов. Замечательный приём воплощается в поэме А.Блока «Двенадцать».
  4. Тематическая композиция (в центре оказываются взаимоотношения центральных образов), в свою очередь, имеет три подвида. Она бывает последовательной (движение от одной мысли к последующей), может быть основана на развитии и трансформации центрального образа, а также на сопоставлении двух образов, взаимодействующих между собой (основной приём – антитеза).

Таким образом, обрисовав кратко основные моменты, мы завершаем разговор о композиции. Всё-таки возрождать знания нужно постепенно…

В следующей статье мы поговорим об экспозиции.

Новости:

1. Сегодня 31 марта — конец месяца, и я хочу отметить лучших читателей блога. Вот они:

В который раз победителем становится Алефтина. 308 (!) комментариев она написала за этот месяц, причем многие из них вот такого объёма:

Итак, хочу поощрить первых трёх победителей и пополнить баланс телефона:

1. Алефтине — на 250 р.

2. Вадиму — на 150 р.

3. Софии — на 100 р.

Поздравляю победителей! Шлите номера ваших телефонов в службу поддержки.

2. Продолжается «Третий международный конкурс поэтического перевода «С Севера на Восток». Подробности здесь

Источники:

http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/kompozicziya-literaturnogo-proizvedeniya-3870.html
http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=41761&chapterid=3173
http://liter-rm.ru/kompoziciya-v-literature.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector