Царь максимилиан краткое содержание брифли. Народная драма “Царь Максимилиан”
Драма «Царь Максимилиан»
Источниками пьесы были разного рода литературные произведения, наиболее вероятным из них считается «Венец славопобедный мученику Димитрию», написанная в 1704 году, учениками Дмитрия Ростовского ко дню его рождения. В ней много совпадений с «Царём Максимильяном», но всё же учёные полагают, что основным литературным источником надо считать рыцарские романы.
Содержание
Драма «Царь Максимильян» по предположениям исследователей, была сложена в конце XVIII в. Пьеса, вероятно, сложилась в солдатской среде: в ней выводятся военные персонажи, отражается военный порядок, в речи действующих лиц употребляется военная фразеология. Вводятся военные, в т.ч. походные песни. Источниками пьесы были разного рода литературные произведения, наиболее вероятным из них считается «Венец славопобедный мученику Димитрию», написанная в 1704 году, учениками Дмитрия Ростовского ко дню его рождения. В ней много совпадений с «Царём Максимильяном», но всё же учёные полагают, что основным литературным источником надо считать рыцарские романы.
Структура пьесы отличается большим введением в текст разнородных литературных произведений, чаще всего песен и стихотворений. Эти вставки не случайны, они служат для характеристики персонажей, создания определённого эмоционального тона и оценки поведения действующих лиц. В последствии строение пьесы усложнялось, и ослаблялась трагическая линия и развивались комические эпизоды. Но основная сюжетная схема и характеристика персонажей сохранялись.
Сюжет пьесы: Царь Максимильян судит своего непокорного сына Адольфа за то, что тот не поклоняется «кумирическим» богам. Трижды отец и сын объясняются, но без толку: Адольфа уводят в темницу. К царю является римский посол и требует освободить Адольфа. Царь отказывается, посол с угрозами уходит. Максимилиан просит призвать Анику и приказывает защитить город от римского посла, который хочет сжечь столицу. Царь ещё раз призывает сына, и спрашивает, не одумался ли он, но в ответ слышит не то, что хотел бы. По приказу царя, Адольфу отрубает голову палач Брамбеус, который потом кончает жизнь самоубийством. Царь хвалит Анику за то, что тот победил римского посла. В это время появляется смерть, от которой никто не может защитить царя.
Введение пьесы «Аника-воин и Смерть» в пьесу «Царь Максимилиан» помогает понять идейный смысл последней: он состоит в наказании зла, жестокого тирана Максимильяна. Но смысл пьесы гораздо шире. Он не только в обличении тирании и деспотизма, но и в возвеличении смелого протеста Адольфа, правота которого становится особенно очевидной. То, что Смерть губит не Анику, как предполагалось по традиционному ходу сюжета, а царя, говорит о неотвратимости гибели деспотизма.
03.09.2016, 5414 просмотров.
Народная драма «Царь Максимилиан»
Драма «Царь Максимилиан» (иногда Максимъян, Максемьян) получила широкое распространение на всей территории России (Петербургская, Московская, Тверская, Ярославская, Костромская губ., Русский Север, Дон, Терек, Урал, Сибирь), Беларуси (Минская, Могилевская, Витебская губ.), Украины (Киевская, Черниговская, Подольская, Харьковская, Херсонская губ.), Молдавии. Ее играли в солдатской, матросской, городской, рабочей, крестьянской среде.
О возникновении этой драмы высказано несколько мнений. Вероятно, правы исследователи, считавшие, что поводом к ее созданию послужила политическая обстановка начала XVIII в.: конфликт между Петром I и его сыном Алексеем и казнь последнего. В памяти людей было и убийство сына Иваном Грозным. Сыноубийство не могло не отразиться на отношении народа к государям. Это способствовало распространению драмы. Следует учесть и то, что в народе был известен духовный стих «Кирик и Улита», в котором, как и в драме, жестокий царь Максимилиан требует, чтобы младенец Кирик отрекся от веры в христианского Бога. Кирик, как и герой драмы Адольф, остается верен Богу.
Предпринимались настойчивые поиски непосредственного источника драмы, но он не был найден. Вероятно, единственного источника и не существовало. Вместе с тем бесспорна связь пьесы с репертуаром русского городского театра XVII-XVIII вв., а также несомненно влияние на ее текст переводных повестей (рыцарских романов) и их инсценировок той же эпохи, что доказано рядом исследователей. Однако какими бы разнообразными ни были литературные источники «Царя Максимилиана», существенно другое — связь пьесы с русской действительностью.
В основе драмы — конфликт тирана царя Максимилиана с его сыном Адольфом. Отец-язычник требует, чтобы сын бросил христианскую веру, но тот решительно отказывается:
- — Я ваши кумирческие боги
- Подвергаю себе под ноги,
- В грязь топчу, веровать не хочу.
- Верую в Господа нашего Исуса Христа,
- И целую Его в уста,
- И содержу Его закон.
- Царь Максимъян повелевает затюремному сторожу.
- — Поди и отведи моего сына Адольфу в темницу
- мори его голодной смертью.
- Дай ему фунт хлеба и фунт воды
Адольф в темнице. Царь Максимилиан три раза обращается к Адольфу со своим требованием, но тот все время отказывается. Тогда царь вызывает палача Брамбеуса и приказывает казнить Адольфа. В драме изображена жестокость царя Максимилиана не только с сыном. В одном из вариантов он, подобно царю Ироду, приказывает воину (здесь: Анике-воину) убить младенцев:
- — Воин, мой воин.
- Сходи все страны Вифлеемские,
- Сбей, сруби четырнадцать тысяч младенцев.
- Аще кого не убьешь.
- Ко мне живого приведешь.
- Является Баба (Рахиль) и спрашивает царя:
- — За что моему дитяти
- Невинно пропадати?
- Царь неумолим:
- — Как низавинно,
- Когда я послал воина,
- Воина вооруженного?
- Воин, мой воин,
- Убей сего младенца
- И прогони эту бабу!
- Воин убивает ребенка. Рахиль плачет
Царю Максимилиану противопоставлен его сын Адольф. Он смело говорит отцу, что вниз по матушке по Волге катался И с вольной шайкой, с разбойниками, знался , что был их атаманом ; приказывает выпустить из тюрьмы арестанта (рестанта), который был посажен по приказу отца . В драме Адольф твердо отстаивал свои убеждения, претерпевал мучения, шел на смерть, но не изменял своим идеалам, чем вызывал симпатию и сочувствие. Палач, выполнив приказ царя и убив Адольфа, закалывал и себя со словами:
- – За что любил,
- За тои голову срубил.
- Царя долг исправляю
- И сам вслед помираю
Повеление царя убить сына, изображение казни Адольфа, самоубийство палача — трагические картины. Но представление должно было веселить зрителей, нужна была разрядка. Установилась традиция вводить в действие фарсовые, сатирические и юмористические эпизоды. Таковыми являются разговоры Гробокопателей, Портного, Доктора, даже отпевание Патриархом тела Адольфа. Острая сатира на священнослужителей возникала при изображении венчания царя Максимилиана с Богиней (священник и дьякон в кабаке пропили венчанную книгу, а на заупокойную опохмелялись) .
Исследователь народных драм Н. Н. Виноградов писал о «Царе Максимилиане»: «Появившись в половине XVIII столетия и переходя из уст в уста, от поколения к поколению, эта пьеса неизбежно подвергалась самым разнообразным изменениям, сокращалась и удлинялась по произволу. Понравившись народу, она мало-помалу втянула в себя целый ряд отдельных сцен и мелких произведений того же рода. Вследствие этого во многих вариантах получается длинный ряд отдельных сцен, целая коллекция разнохарактерных лиц, пестрый калейдоскоп самых разнообразных положений; теряется общий смысл пьесы, отсутствует единство сюжета, остается лишь единство названия.
Драма «Царь Максимилиан» большая по объему. Часто ее переписывали в тетради и перед представлением репетировали. Однако и в ней выработались стереотипные ситуации, а также формулы, которые способствовали запоминанию и воспроизведению драмы. Таковыми, например, являются сцены поединков, формулы-ответы Адольфа отцу («Я ваши кумирские боги Терзаю под ноги. » и т. д.). Приобрели устойчивую форму вызов царем Максимилианом Скорохода (или иного действующего лица) и доклад вызываемого о прибытии.
- Царь Максимильян:
- — Скороход-Фельдмаршал,
- Явись перед троном
- Грозного царя Максимильяна!
- Скороход:
- — Справа налево вернусь,
- Перед троном грозного царя Максимильяна явлюсь:
- О, великий повелитель.
- Грозный царь Максимильян,
- Почто ты Скорохода-Фельдмаршала призываешь?
- Или дела, указы повелеваешь?
- Или мой меч притупился?
- Или я, Скороход-Фельдмаршал, в чем пред вами
- провинился?
В цитируемом варианте драмы эта формула доклада повторяется 26 раз (Скороход ее произносит 18 раз, Маркушка 3 раза, Адольф и Аника-воин по 2 раза, Палач 1 раз).
К сказанному следует добавить, что в «Царе Максимилиане» встречаются те же ситуации и общие места, что и в драме «Лодка». Например: Адольф — с шапкой разбойников знался; о погребении убитого говорят: «Убрать это тело, чтобы сверх земли не тлело. » и т. д. Таким образом, драма «Царь Максимилиан» возникла и развивалась под влиянием других народных пьес, рыцарских романов, лубочных изданий, народного песенного фольклора, духовных стихов.
Царь максимилиан краткое содержание брифли. Народная драма “Царь Максимилиан”
Действие драмы обычно происходит в любой комнате, даже в крестьянской избе. Посередине комнаты с кресел сооружается трон царя, к нему – «корона, скипетр и держава на золотом блюде».
Явление 1
Получается Скороход. Он шел очень быстро и задыхался. Скороход сообщает, что его прислали из конторы царя, чтобы приготовить место для царского трона. Прощаясь, Скороход сообщает, что сейчас выйдет царь. На сцене появляются сенаторы, царская стража и воины
Явление 2
Входит царь Максимилиан. Он высокий, носит бороду, грозный, говорит громко и резко. Царь обращается к зрителям со словами, что идет с царской конторы. Но он царь не французский и не император россиянин, а грозный и сильный «царь ваш Максимилиан». Потом он смотрит на приготовленный для него трон, показывает на него рукой и спрашивает, кому уготовано такое «чудное сооружение». Сам же отвечает на свой вопрос: трон построят для него, потому что он и есть царь. Царь говорит, что сядет на престол, чтобы предать суду своего сына, Адольфа. Сев на возвышение, он громким голосом зовет своих верных пажей
Явления 3 – 5
Царь Максимилиан приказывает пажам привести в его палаты Адольфа для тайной беседы. Ожидая прихода сына, Максимилиан надевает свое царское облачение
Явление 6
Один из пажей докладывает, что они выполнили царский приказ и привели «вселюб’язного сына Адольфа». Царь Максимилиан
- Теперь выйдете из глаз моих
- (Пажи идут),
- Адольф (все время на коленях)
- О всемилостивейший государь
- И преславный Максимилиан-царь,
- Вселюбезнейший мой отец, батюшка,
- Бью тебе челом об сыр^-швейцарский сыр-сыра-матушки-сыру землю
- Зачем любезного твоего сына Адольфа призиваєш
- Или что делать ему велиш?
- Царь Максимилиан
- Уважаемый Адольф, сын мой,
- Не радостный мне сейчас приход твой:
- Сейчас я от слуги сповістився,
- Что ты от наших кумирических богов отступился
- И им меняешь,
- А как новых втайне почитаешь
- Страшися моего родительского гнева
- И поклонись нашим богам кумирическим
- Адольф (не вставая с колен)
- Я ваши кумирические боги
- Подвергаю под свои ноги,
- Я верую в господа Иисуса Христа,
- Изображаю против ваших богов знамение креста
- И міщу его святой закон
Царь Максимилиан от таких слов разгневался не на шутку: теперь Адольфне может стать наследником престола, а должен пойти в служение своему закону. Царь снова громко зовет пажей
Явления 7 – 8
Максимилиан велит пажам повести своего непокорного сына в темницу. Открываются двери, в ней показывается Богатырь исполинского роста, обнажает саблю, медленно идет к трону царя Максимилиана. Подойдя к трону, Ьогатирь останавливается, ударяет копьем об пол и говорит, что царь Максимилиан творит несправедливый суд над Адольфом. Богатырь – посол Римский и хочет говорить с царем Максимилианом. Царь позволяет ему продолжать дерзкое вещания. Богатырь называет царя «варваром и душегубцем», что может погубить душу Адольфа. Все жалеют юношу, горюют о нем, считают его настоящим героем. Богатырь призывает царя Максимилиана изменить свое решение. Царь, вне себя от гнева, кричит, топает ногами, и гонит посла из глаз своих. Богатырь прощается с царем и грозит ему вернуться снова, чтобы отомстить за Адольфа
Явления 9-13
Царь Максимилиан снова призывает своих верных пажей, посылает их в темницу за своим непокорным сыном. Пажи приводят Адольфа. Адольф приближается к трону и становится на колени. Адольф смиренно спрашивает отца, зачем тот вызвал сына и что приказывает ему делать. Царь Максимилиан интересуется, передумал Адольф, не пугает ли его тюрьма голодная, станет снова верить ли он правильным богам. Но Адольф твердо отвечает, что старых богов «подвергает под свои ноги». Царь Максимилиан в сильном гневе, он кричит на сына, обещает ему суровое наказание за неповиновение. Затем призывает Скорохода и велит ему привести коваля. Царь велит кузнецу заковать непокорного сына в кандалы. Коваль не верит своим ушам, делает вид, будто не понимает приказа, потом отказывается взять монету за работу и, наконец, нехотя выполняет приказ. Закованного в кандалы Адольфа ведут пажи. Прощаясь с грозным отцом, Адольф поет заунывную песню. Царь остается сидеть в унылой задумчивости
Явления 14-15
Перед царем появляется Огромный рыцарь. Громко стуча оружием и без всякого уважения к царю, она кричит во все горло о своей решимости бороться против несправедливого царского суда: Разгневанный царь Максимилиан гонит прочь свирепого рыцаря, вновь призывает к себе верного Скорохода и велит ему позвать Онику – воина
Явления 16-19
Оника – воин (огромного роста, в латах, в шлеме и в другом вооружении подходит к трону, потрясает оружием. ) Царь Максимилиан снова зовет своих верных пажей и велит им привести сына Адольфа. Пажи приводят непокорного сына. Адольф измученный, в цепях, еле двигается, говорит тихим голосом, жалобно. Он падает на колени и спрашивает царя-батюшку, зачем-ди тот снова призывает его. Царь Максимилиан допрашивает: одумался Адольф, испугала его будущая мучительная смерть. Адольф стоит на своем: верую-ди в иисуса Христа, «который сотворил небо и землю». Царь Максимилиан в гневе кричит на сына, велит предать его злой смерти. Снова зовет Скорохода и отдает ему приказ привести Брамбеуса-рыцаря.
Явления 20 – 21
Брамбеус поздравит царя, желает ему долгих лет и здоровья и спрашивает, зачем царь Максимилиан позвал его к себе и в чем состоит приказ. Царь показывает на Адольфа, что стоит, покорно склонив головушку на плечи, и велит Брамбеусу сразу, на глазах отца, убить юношу. Брамбеус не может поверить; он испуган, то и дело поглядывает на царя и Адольфа, просит царя не давать ему такого приказа. За сто пятьдесят лет жизни Брамбеус не погубил ни единого человека и теперь, когда стал стар, не хочет брать такого греха на душу:
- «Когда юношеская горячая кровь брызнет на мою седую голову, То я и сам должен умереть смертию!»
Явления 23 – 26
К царю приходит Оник-воин и докладывает, что он победил всех басурман, спас от злой смерти царя. Царь воздает хвалу Ониці, призывает Скорохода, что созвал рыцарей славить Онику. Вдруг царь видит на пороге бабу. А баба, направляясь к царскому трону, и говорит:
- «Я ведь не баба, Я ведь неп’яна, Я смерть твоя упрямая».
Испугался царь Максимилиан, встал из царского подъема и умоляет воинов защитить его от смерти. Воины пытаются защитить своего царя, преграждают дорогу Смерти, но она махнула косой, и все оружие воинов посыпалась. Подходит Смерть к трону и велит царю Максиміліанові следовать за ней. А тот молит старую дать ему еще три года, чтобы немного пожить и поцарствовать. Смерть не дает царю и года. Тогда царь просит дать ему еще три месяца пожить и поцарствовать. Ни Смерть не дает ему и месяца. Царь Максимилиан молит дать ему хотя бы три дня, но Смерть не дает ему и трех часов. Ударила она царя острой косой по шее, он и упал
Явление 27
Скороход выходит на середину и обращается к зрителям:
- «Вот, почтеннейшая публика,
- Занавеска закрывается,
- И приставленье все кончается,
- А актерам из вас на чай полагается».
Источники:
https://myfilology.ru/151/drama-czar-maksimilian/
https://schooltask.ru/narodnaya-drama-car-maksimilian/
https://e-uroki.kiev.ua/index-3838.htm