Церковь сергия, что в крапивниках. Храм сергия радонежского в рогожской слободе
Храм прп. Сергия Радонежского
Живоначальной Троицы в Рогожской слободе
Внимание! Эта версия сайта будет отключена 31 мая 2019 года . Наш новый сайт: sergeyradoneg.com
Храм преподобного Сергия Радонежского
Официальный сайт Храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Мы понесли невосполнимую утрату.
14 мая 2019 года, после продолжительной болезни на 92-м году жизни отошел ко Господу наш любимый, добрый пастырь, протоиерей Валентин Васильевич РАДУГИН, почетный настоятель храма преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) – Патриаршего Подворья в Рогожской слободе города Москвы, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии, кандидат богословия.
Батюшка родился 7 января 1928 года. Пройдя множество жизненных испытаний, окончив Московскую Духовную Семинарию и Академию, всю свою жизнь он посвятил служению Христову как преподаватель Минской, Одесской, Московской и Николо-Угрешской Духовных Семинарий и как ревностный священнослужитель.
В 1971 году о. Валентин был рукоположен в сан диакона и вскоре в том же году – в сан пресвитера, служил в подмосковных и московских храмах. После служения в Успенском храме Болгарского подворья в Москве 15 декабря 1992 года он был назначен настоятелем Сергиевского храма, все силы и энергию направив на его возрождение из руин. 27 июля 2015 года отец Валентин стал почетным настоятелем нашего храма.
Трудно, больно, горько говорить об этой утрате. Для всех, кому посчастливилось знать, общаться, видеть и слышать ревностного служителя Христова, он, прежде всего, – жизнерадостный, верно и преданно несущий это служение Господу, в Котором он видел весь смысл своей жизни, с воодушевлением и искренностью, не жалуясь на усталость и превозмогая боль и немощь плоти последних лет, подавал пример всем нам.
Остроумный, образованнейший, деликатный, всегда тактичный и скромный, учащий любить Христа и ближнего, никогда не переставать благодарить Его за всё и всегда радоваться жизни – таким навсегда запомнился нам о. Валентин. Невозможно передать словами скорбь, никакие слова не способны и не достаточны, чтобы выразить постигшую нас всех утрату, чужды здесь какие-либо многословия и красноречия. Вместо них вспомним, что у Бога нет мертвых. Воскресший из мертвых Христос попрал смерть и даровал жизнь сущим во гробах. В этом наша незыблемая вера и упование на Его милость.
Тихо, смиренно помолимся, чтобы Милосердный Спаситель водворил душу Своего праведника, верного служителя вместе с такими же мирными воителями, достойнейшими чадами Христовыми в горних селениях, где нет уже ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.
А всех любящих отца Валентина: родных, близких, духовных чад и сотни людей, которым он дорог, которые знают его как мудрого наставника, любящего и понимающего учителя, доброго советника и пастыря – всех нас да утешит и укрепит Господь в эти дни скорбных испытаний. Вечная память и вечный покой, наш дорогой Батюшка!
Храм Сергия Радонежского в Крапивниках Москва
Содержание:
Судьба храма Сергия Радонежского в Крапивниках складывалась подчас драматично. Во время эпидемии 1771 года он лишился и священника, и значительной части прихожан, после разорения 1812 года церковь, бесприходную, приписали к другому храму, а в 1883 году отдали Константинопольскому Патриархату под устройство подворья. Важно при этом заметить, что церковь была уникальной в своем роде. Других приходских храмов с главным престолом во имя преподобного Сергия Радонежского в Москве той поры не обреталось.
По документам храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (или же «в Крапивках») известен с 1625 года, в первые десятилетия своего существования он был деревянным. В 1677 году старая церковь сгорела, расчистив, таким образом, место под постройку каменного храма, который и начали возводить в 1678 году скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.
Каменная церковь преподобного Сергия, выстроенная в конце 1670-х годов, была изначально очень мала, так что здание потребовалось расширить, вследствие работ середины XVIII века Сергиевский храм приобрел вид, близкий к современному: с севера он прирос приделом, посвященным святителю Николаю, над главным четвериком возвысился второй ярус. В это же время появилась и возрожденная ныне колокольня.
После революции Церковь преподобного Сергия оставалась действующей. В 1922 году из нее изъяли ценности. Закрыт он был только в 1938 году, едва ли не последним из московских храмов, обреченных закрытию. После этого его, как водится, обезобразили — обезглавили и наполовину разобрали колокольню. В здании церкви разместился цех №2 Первого московского завода коньков, производившего собственно коньки и лыжные крепления.
Архитектура храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Основной объем храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках возводился накануне эпохи нарышкинского барокко. Строители его не гнались за изысканностью, а имели в виду лишь добротность. Спустя некоторое время к храму пристроили трапезную и южный придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По оси «восток — запад» придел оказался короче основного четверика, что должно было сообщать зданию известную неуклюжесть.
В середине XVIII века храм существенно видоизменился, приобретя черты, знакомые нам по сегодняшним фотографиям. Придел святителя Николая, устроенный с севера, несколько уравновесил общую композицию, а восьмерик (иногда его называют четвериком со скошенными углами, что даже более справедливо), поставленный над основным объемом, придал ей определенное сродство с малыми храмами Высоко-Петровского монастыря — Пахомиевским и Толгским. Причем с храмом Толгской иконы Божией Матери Сергиевскую церковь в большей степени роднит некая камерность, а с Пахомиевским — именно решение второго яруса, хотя и здесь о разительном сходстве говорить не приходится: Пахомиевский храм увенчан «равномерным» восьмериком, каждая грань которого изначально имела окно.
Имени архитектора, производившего перестройку церкви прп. Сергия, мы не знаем, однако можно предположить, что к ней приложил руку зодчий из круга Д.В. Ухтомского, в ту пору — главного архитектора Москвы, Д.В. Ухтомский известен как мастер елизаветинского барокко. Сергиевская церковь, конечно, не имеет в своем оформлении достаточно черт, позволяющих с первого взгляда определить ее как «елизаветинскую», но это говорит скорее о том, что архитектор, перестраивавший ее, сумел проявить и такт, и чувство меры. А барочные черты ее «четверик со скошенными углами», несомненно, несет.
Храм Сергия Радонежского внутри
К сожалению, до закрытия храма Сергия Радонежского никому не пришло в голову сфотографировать или зарисовать интерьеры. Поэтому «лучше один раз увидеть» в данном случае не получится. Да и «сто раз услышать» — тоже. Описания тогдашнего храмового убранства довольно скупы. Например, архимандрит Серафим, автор брошюры «Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» (1884), сообщает, что в главном приделе иконостас был пятиярусный, с четырьмя иконами в местном ряду, одетыми медными посеребренными ризами. В приделах были двухъярусные иконостасы, в переходе между главным храмом и Никольским приделами помещалась старинная икона Явления Божией Матери преподобному Сергию «в сребропозлащенной ризе», а в трапезной висели пять больших древних икон — Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Утоли моя печали», Казанская и Балыкинская.
Оформлять интерьеры после возвращения храма Церкви пришлось заново. Лидия Владимировна Каледа так вспоминала о том, как выглядел храм внутри в 1991 году: «Иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. Отец Глеб Каледа нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми обустраивался наш храм, были отнесены туда». Полотенца и пикейные одеяла с прикрепленными к ним иконами заменяли алтарную преграду.
Естественно, в подобных условиях заботились о том, чтобы храм внутри выглядел хоть сколько-нибудь пристойно. Не до жиру, быть бы живу. Поэтому к церковному искусству в подлинном смысле слова принадлежит лишь убранство бывшего Никольского, а ныне Серафимовского придела, относящееся уже к самому недавнему времени. Росписи алтарной части придела выполнены Ириной Зарон, алтарная преграда — Сергеем Антоновым. Чета мастеров, известная своими работами для храмов, создала по-настоящему достойный, благородный ансамбль, в котором фресковая живопись, укорененная в древнерусской традиции (как тут не вспомнить о росписях Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, тем более что и там присутствует композиция «О Тебе радуется», помещенная Ириной Зарон в конхе алтарной апсиды Серафимовского придела), органично сочетается с резными иконами, отсылающими к творениям старых мастеров-кресторезов. Преграда в достаточной степени «прозрачна» и пропускает взгляд рядового, не вхожего в алтарь богомольца к росписям.
Храм Сергия Радонежского в Крапивниках расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте
Храм преподобного Сергия является подворьем Патриарха Московского и всея Руси.
Расписание богослужений:
В воскресные дни литургия совершается в 9:30 (исповедь — в 8:30), накануне всенощное бдение в 17:00.
Контакты
- Адрес: 127051, Россия, Москва, Крапивенский пер., д. 4, стр. 2
- Телефон: +7 (495) 623-47-80
- Сайт храма: www.krapivniki.ru
Как добраться самостоятельно:
От станции метро «Чеховская» — пешком по Страстному, затем по Петровскому бульвару. Можно воспользоваться также троллейбусами №№15 и 31 (остановка — «Трубная площадь»). От станции «Цветной бульвар» — по Цветному бульвару до Трубной площади (на ней, кстати, тоже есть выход одноименной станции метрополитена), перейти Петровский бульвар, повернуть направо. Первый переулок, отходящий от бульвара, — и есть Крапивенский.
Храм преподобного Сергия в Крапивниках или Чудом сохранившееся жемчужина православной архитектуры
Всего 23 фото
Скажу, не сильно преувеличив, что этот Храм во имя преподобного Сергия Радонежского является особенным для Москвы и каким-то трогательно-чутким. Он совсем не большой и взгляд человека, интересующегося историей родного города, сразу же останавливается на нем, а в душе появляется какое-то спонтанное чу́вственное ощущение тепла и тихой радости. Храм был, возможно когда-то, устроен чаяниями местных артелей серебряных дел мастеров, находился в глубине слободы и принимал совсем не много молящихся из местной округи. Тем, наверное, он и ценен, поскольку ощущение индивидуальных личностей прихожан не растворились в большом количестве молящихся с течением Времени. Здесь воистину возможно ощутить дух Старой Москвы, что несет их личные чувства и переживания.
Все это, конечно, субъективно, но именно эти ощущения лично я улавливаю, когда уж в который раз смотрю на этот храм. Более того, некоторое время я работал в здании Константинопольского подворья, что находится во дворе этой церкви, и из окна моего офиса достаточно долго был виден купол этого древнейшего храма Старой Москвы. Наверное, только ради этого стоило провести это время здесь, в таком чувственном окружающем контексте центра старого города. Далее под катом история этой необычной московской церкви, чудом уцелевшей в неумолимом горниле времени, о некрополе князей Ухтомских, немного о чудотворном Кийском кресте, что хранится сейчас здесь и некоторые мои ощущения о храме.
Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах – Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, – возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка»
03.
Сегодняшний адрес храма: Москва, Крапивенский переулок, дом 4, строение 2.
04.
В издании «Московский Некрополь» (1907–1908), составленном В.И. Саитовым и Б.Л. Модзалевским, указывается, что в XVI–XVIII веках в церкви Сергия на Трубе погребались князья Ухтомские. До сих пор под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Ухтомских Сергиевского храма чудом сохранился.
06.
Это также чудом уцелевшие надгробные плиты от старого церковного кладбища. Надгробные плиты и памятники находятся с северной стороны церкви. По моим предположениям, вот это желтая невысокое сооружение, на втором плане, и является входом-доступом в усыпальницу Ухтомских, расположенную в южной части храма, под юго-западным углом трапезной.
08.
В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает «Строельная книга» 1657 года. В ней же написано: «Церковь Сергия Чудотворца деревянная, что у Трубы, а мерою под церковью земли и кладбища в длину 23 сажени, а в другую сторону 17 саженей без трети, поперек 18 сажен без получетверти (примерно 50 х 40 м), и то кладбище тесно, порозжей земли нет… И по Государеву указу к церкви Сергия Чудотворца, что у Трубы, для утеснения старого кладбища взята вновь под кладбище порозжая церковная земля, что перед поповым и дьяконовым двором. Да под новое ж кладбище взято из попова из Игнатьева да из дьяконова Борисова дворов из длинников по пяти сажен из двора на поперечнике через все их дворы. И всего того новоочистного кладбища и с порозжей землей вдоль подле старого кладбища осьмнадцать сажен без получетверти, поперек от старого кладбища семь сажен с третью. И по Государеву указу старое кладбище огорожено заборами наглухо в вышину в полтретья аршина, а новоочистное кладбище… огорожено изредка надолбами».
09.
Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов. 20 сентября 1749 года, следует указ Московской Синодальной конторы «церкви Сергия Чудотворца на Трубе священнику Семену Иванову с приходскими людьми о постройке вместо оной ветхой церкви каменной настоящей церкви с двумя приделами». Очевидно, это самая крупная переделка в истории храма преподобного Сергия в Крапивниках. После нее он приобрел планировку, близкую к современной: основной четверик надстроили вторым ярусом, а с северной стороны появился Никольский придел. Тогда же, очевидно, возвели и колокольню.
10.
13.
Церковь Сергия Чудотворца в Крапивках близ Петровскаго бульвара. 1881 год.
Источник
Второй ярус колокольни – равногранный восьмерик, в каждой грани которого пробито по арке, несколько выступающей из плоскости стены и завершенной замковым камнем. Нижняя часть каждой стены восьмерика оформлена плоской прямоугольной филенкой, верхняя часть над аркой – плоской фигурной филенкой, доходящей до карниза. Стыки стен восьмерика оформлены угловыми пилястрами, на которых лежит сложный многопрофильный карниз.
К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули). Церковь перешла во владение подворья вместе с прилегавшим земельным участком. Участок не был застроен, и 11 июня 1885 года архимандрит Серафим обратился к епархиальному начальству с просьбой о разрешении увеличить придел во имя Иоанна Предтечи и Московское Археологическое, обследовав храм, постановило «все требуемые постройки и перестройки разрешить».
14.
Одновременно с расширением придела началось строительство комплекса жилых домов вокруг храма. Часть помещений в них предназначалась для служителей подворья, часть – для сдачи внаем. На фасаде, обращенном к северной стене храма, сохранились каменные памятные доски с надписями по-гречески и по-русски: «В царствование Александра III было открыто подворье при Вселенском Патриархе Иоакиме III, в лето 1883 года. Здания сего Константинопольского подворья воздвигались в Патриаршество Дионисия V, при первом настоятеле его архимандрите Серафиме, в 1887–1892 годах. Постройки исполнены архитектором С. К. Родионовым». Строительством жилых домов подворья был создан единый гармоничный архитектурный комплекс с церковью прп. Сергия Радонежского.
15.
В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками.
В 1934 году архимандрит Василий умер, но храм действовал еще несколько лет и 5 февраля 1938 года Мособлисполком постановил церковь закрыть, переоборудовать и организовать в нем районный дом пионеров. После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде – дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления. В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.
Вот в каком удручающем состоянии была эта церковь к началу 80-х годов прошлого века.
17.
В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. 15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.
Кстати, усыпальница князей Ухтомских, о которой я уже упоминал, расположена в юго-западном углу трапезной. Это как раз в правой части кадра (фото ниже). Видимого доступа в нее в этом месте и изнутри храма нет. Никаких сведений об этом и архитектурные планы церкви мне найти не удалось. Позволю себе предположить, что проникнуть в подвалы храма, в том числе и в эту усыпальницу, возможно через невысокое сооружение к у северной его стены, – как раз с той стороны, где находятся пристенные погребальные и надгробные плиты .
Вход в храм с Крапивенского переулка.
20.
А это реликвия храма – знаменитый “Кийский крест” из кипариса с частицами мощей более 300 святых, заказанный в 1650-х гг. Патриархом Никоном в Иерусалиме для Крестного монастыря на Кий-острове, что недалеко от Архангельска (изготовлен в размер Креста Господня). В 1930-х гг. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем был перевезен в Москву и хранился в запасниках Государственного Исторического музея (говорят нашли его где-то под лестницей). В 1991 г. Кийский Крест Патриарха Никона передан в храм преподобного Сергия Радонежского.
21.
Храм тихий, камерный и уютный. Странно, вроде бы за безбожное время энергетика храма должна была бы исчезнуть, но по субъективным ощущениям, этого не произошло. Храм наполнен тихой радостью, иначе и более просто не могу сказать. Явно сто́ит сюда сходить, чтобы почувствовать все это.
22.
23.
Именно об этом храме очень хотелось рассказать тепло и неформально. Хоть это и церковно-религиозное сооружение, но именно в таких местах чувствуешь “дыхание Старой Москвы”.
С.К. Романюк. Из истории московских переулков (1988).
Официальный сайт Храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Источники:
https://sergeyrad.ru/
https://posmotrim.by/article/hram-sergiya-radonezhskogo-v-krapivnikah.html
https://vladimirdar.livejournal.com/69399.html