Церкви, монастыри и усадьбы калужской области. Усадьба павлищев бор
Усадьба Павлищев Бор – островок Италии под Калугой
В поселке Павлищев Бор в 50 км от Калуги на берегу маленькой реки Течи сохранилась одна из самых красивых заброшенных усадеб, которую мне удалось посетить. Сегодня бывшая дворянская усадьба Степановское-Павлищево находится в полуразрушенном виде и требует экстренной реконструкции.
История усадьбы берет начало в XIV в. Государство наградило бояр Степановых за вклад в борьбу с княжеством Литовским: им достались земли, лежащие неподалеку от литовской границы. В то время она проходила по территории современной Калужской области. Дворянский род начал активно осваивать подарок.
Упоминания усадьбы Степановское-Павлищево начинают появляться с середины XVIII столетия. Первое документ, рассказывающий об имении, – ситуационный план. На топографической карте, оформленной в виде наброска, обозначено Степановское и Павлищево.
История продолжается в 1791 году, когда Виктор Степанович Степанов возвращает в семейное владение земли в Мещовском уезде. Дворянин покупает их у Долгоруковой и Ушаковой.
В 1839 году сменяется владелец – имение переходит в наследство сыну Виктора Степановича Платону, занимающему должность губернатора Архангельской губернии. После его смерти полноправной владелицей «Павлищева бора» становится дочь – Елизавета Платоновна. Она выходит замуж в 1876 г (или в 1877 г) за инженера Василия Александровича Ярошенко, родного брата известного художника Николая Ярошенко.
С этого момента начинается «золотое время» Павлищева Бора. Василий Ярошенко решает обустроить усадьбу по собственному плану. Эскиз современного ансамбля был создан именно им и в период с 1895 по 1900 гг. воплощен в жизнь на средства жены. Его брат-художник любил проводить время в калужской усадьбе.
В официальных документах владение именуется и «Степановское» по фамилии хозяев, и «Павлищево». В семейной переписке дворян использовался преимущественно первый вариант.
На въезде в усадьбу расположены колонны, украшенные скульптурами оленей. Они частично сохранились, и по сей день приветствуют редких гостей имения.
Раньше это выглядело вот так:
Главный дом – массивное здание, расположенное перпендикулярно речке Течи. Определить архитектурный стиль затруднительно: исследования называют фасад «эклектичным нагромождением» балконов и внушительных колонн. Есть мнение, что общий замысел Ярошенко заимствовал в Италии, где проходил лечение. Он был инженером, а не архитектором; что во многом определило вид здания.
Когда-то здание храма украшали множество фигур, говорят, что стиль был позаимствован хозяином после его поездки в Италию.
Внутри дома – похожая ситуация: помещения были оформлены в разных стилях интерьера. Стены украшали картины, в том числе и брата Василия Ярошенко – живописца Николая.
Остатки отделки на потолке, подпертые бревном:
Парковая часть усадьбы неплохо сохранилась. Ее основу составляют липовые аллеи. Самая большая из них – длиной 450 м – заложена вдоль берега. Другая ведет к реке от барского дома. На территории было много «беседок» и куртин из лип.
Особый интерес представляет рельеф парка, созданный из ступенчатых террас. Во время жизни Степановского-Павлищево все они засаживались декоративными растениями. Сохранились упоминания, что Елизавета Платоновна привозила садовников из Италии и Франции, тратя на озеленение имения крупные суммы (10–12 тыс. рублей ежегодно). Вдоль парадного фасада главного здания разбивали роскошный цветник.
В пойме реки располагался пруд, высохший сегодня. В нем была устроена элегантная каменная купальня, изготовленная в романском стиле и белом цвете. О былом великолепии дворянской усадьбы напоминают и старые деревья, сохранившиеся в пейзажной части парка, – их возраст достиг 120 лет.
После революции Степановское постигла та же участь, что и другие дворянские имения: ее национализируют вместе со всем имуществом. В 1918 году картины кисти Н. А. Ярошенко, которые украшали интерьеры усадебного дома, вывезли в музей Калуги с полотнами из личной коллекции семьи, представляющими культурную ценность.
На территории усадьбы был размещен санаторий «Павлищев бор», о чем напоминает сохранившаяся табличка-указатель. В 80-ые годы были предприняты попытки консервации, но планы по сохранению зданий нарушил сильный пожар.
После него усадьбой никто не занимался. Хотя с 1997 года она числится на балансе области, власти которой планировали разместить в бывшем имении интернат для слабослышащих детей, сегодня и главное здание, и другие постройки разгромлены и заброшены. Иногда «Павлищев бор» посещают любители архитектуры и заброшенных исторических объектов.
Все постройки, дошедшие до наших дней, вместе с большей частью парковой зоны имения Степановское-Павлищево относятся к последнему десятилетию XIX века. В это время, благодаря стараниям Василия Ярошенко, велось активное строительство и благоустройство территории.
Кроме главного дома здесь сохранилось еще несколько построек:
Усадьба Павлищев Бор
Сергей Рубцов предлагает нам прогуляться по еще одной заброшенной усадьбе в Калужской области – на этот раз отправляемся в поселок Павлищев Бор.
Красивейшее место!
Поселок Павлищев Бор расположен примерно в 160 км от Тулы (на 50 км западнее Калуги) на излучине реки Течи. Ранее это имение называлось Степановское-Павлищево (карта кликабельна).
История усадьбы начинается с конца 18 века. Первоначально здесь был деревянный ансамбль, который просуществовал довольно долго, пока в 1917 году не сгорел главный дом.
К тому моменту уже был построен новый кирпичный дом и сформирован новый облик всей усадьбы, включая переделки парка и посадки новых аллей. Основная переделка была сделана, когда усадьбой владел Василий Ярошенко (брат художника Николая Ярошенко), инженер по образованию, и его супруга Елизавета. Василий сам разрабатывал проект дома и говорят, что за основу был взят итальянский дом его брата, что чувствуется в общей стилистики.
План усадьбы:
Хозяева усадьбы уехали из России еще до революции, оставив свое имение. В 1918 году усадьбы была национализирована, все картины были переданы в Калужский художественный музей. Среди реквизированных ценностей были картины художника Н. А. Ярошенко «Курсистка», «Портрет няни», «Портрет дамы с кошкой», «Портрет матери», «Портрет брата», «За чтением газеты», «Извержение Этны», «Этюд горной речки». Кроме этих картин из усадьбы в музей поступили два произведения живописи XVII в.: «Кающийся Пётр» работы Чжачинто Бранди, «В таверне» работы Адреана ван Остаде.
После 1917 года в главном доме несколько раз менялась планировка, а в двух больших пожарах (1929-го и 1997-го года) сгорели практически все перекрытия, кровля и были утеряны интерьеры. В 1924–1928 гг. имение Ярошенко, усадьба Павлищево, числится в списке восьми усадеб, представляющих в Калужской губернии наибольшую архитектурно-художественную ценность.
В 1955 году проводилась реставрация, в ходе которой частично сохранявшаяся первоначальная живопись была заменена новой или достаточно грубо обновлена.
В разные годы на территории располагался и детский дом, и дом отдыха, и туберкулезный санаторий, и даже лагерь для польских военнопленных. С 1995 года территория усадьбы по факту является заброшенной.
Попасть в Павлищев Бор я захотел сразу, как увидел первые фотографии в интернете, по которым было видно, что это будет самое интересное и величественное место из тех, что я успел посетить. А после некоторых фотографий было решено, что откладывать до следующего лета и ждать хорошей погоды не стоит. В итоге в один из дней, довольно спонтанно было решено отправиться именно сюда. К сожалению, такая спонтанность привела к тому, что на место я прибыл уже в тот момент, когда солнце скрывалось за горизонтом, поэтому некоторые детали не получилось заснять своим фотоаппаратом вкупе с китовой оптикой.
Чтобы без труда найти усадьбу стоит поискать на картах Яндекса санаторий “Павлищев Бор”, ну или постараться найти (спросить у кого-нибудь) отделение Почты России. Почему-то это организация так и тянется к подобным местам, достаточно вспомнить усадьбу в Колосово.
Возле Почты России находится въездные ворота:
А это уже ворота парадного двора:
Еще в 70-х годах 20 века здесь можно было наблюдать величественных оленей:
Сейчас же назвать их величественными можно только с табличкой “Сарказм” в руках:
Один уже потерял голову:
Сквозь деревья начинает показываться очертание главного здания усадьбы. К сожалению, сквозь густые заросли и выросшие ели, нельзя увидеть всю картину целиком.
Идем влево по протоптанной тропинке (это место очень популярно у любителей заброшек). Вначале появляется одна из башен и часть здания:
Затем перед нами возникает все здание целиком:
Выглядит все очень величественно и солидно, а наличие башен делают это место схожим со средневековым замком. Можно сравнить, как тут было еще каких-то 50 лет назад:
Сейчас все безвозвратно рушится:
Фасад здания со стороны парка, виднеются остатки ступеней:
Когда-то это место украшали фигуры и с трудом можно поверить, что такая красота находилась не где-то в Италии, а недалеко от Калуги:
Если смотреть на здание с этой стороны, то левая сторона здания выполнена больше в прямоугольном стиле:
Здесь же находится один из входов в здание:
А правая сторона выполнена в стиле ротонд:
Одна из башен с остатками водостоков:
Окно в подвал, туда мы еще доберемся:
Пора заглянуть внутрь. Это не коридор, это башня, в которой не осталось перекрытий:
Центральный зал с колоннами:
Очень милый балкончик:
А здесь остались лишь колонны:
В здании почти не осталось внутренней отделки. Лишь в одном месте осталось часть потолка, который кто-то бережно подпор бревном:
Да кое-где еще попадаются небольшие фрагменты, которые говорят, что здесь не всегда находился голый и бездушный кирпич:
Дверь, явно, осталась в наследство от советского прошлого:
Хорошо, что ступени делали не из дерева, им удалось пережить пожары и дожить до наших дней. Можно спустить в подвал или подняться в одну из башен. В первую очередь хочется наверх:
Окна все больше вызывают ассоциаций с замком:
К сожалению из башни никуда не деться, наверху отсутствует пол:
Зато можно полюбоваться видом:
Еще осталась лестница в стороне ротондного балкона, но там можно подняться только на один пролет и вид открывается немного хуже:
Поэтому дальше было решено спуститься в подвал:
В подвале хоть и накидано мусора, но все не настолько плоха, как, например, в Росве:
В проемах стен кто-то жег свечи. Возможно, что у кого-то тут был романтический ужин, но исходя из атмосферы, вероятнее всего, что кто-то играл в масонов и проводил тут тайные собрания:
Больше ничего интересного в подвале не встретилось. Вход в подвал с улицы:
Осталось немного прогуляться по окрестностям. В парке возле остатков какого-то постамента на ветвях странно висит какая-то кукла, с нарисованной свастикой на плече, надеюсь это не имеет отношение к свечкам в подвале:
В зарослях был найден фонтан с обезглавленным слоном:
А напоследок вернемся к причине того, почему я хотел срочно посетить это место. Просто блуждая на просторах интернета в поисках интересных мест, наткнулся на следующую картинку:
Неизвестно когда начнут восстановление, но был шанс, что можно сюда приехать и наткнуться на закрытые ворота. На самом деле, я даже рад, что попал сюда именно осенью, когда нет зелени, это позволило сделать фотографии фасадов, а не только торчащие из кустов части.
Другие мои посты про заброшенные усадьбы Калужской области:
Усадьба Павлищев Бор
Усадьба очень компактна и состоит из главного дома, дома управляющего, надворных построек. Весь комплекс зданий расположен в живописном месте на левом берегу реки Течи. Площадь территории усадьбы и парка более 16 гектаров.
Главный дом, более похожий на дворец, внешне напоминает итальянскую виллу, имеет много веранд, балконов, террас, открытых на южную сторону, с которых открывается вид на реку. Архитектура дворца была выбрана не случайно, супруги часто бывали в Италии, что, видимо, и сформировало в их воображении и внешнюю форму нового оригинального главного дома усадьбы, подобного которому не было не только в Калужской губернии, но и в Центральной России.
[1] – главный дом
Богатая скульптура, украшавшая главную террасу дома, а также отдельные фигуры животных на крыльцах и у входов в здание сегодня утрачены. Скульптуры изображали крылатых гениев, что еще больше подчеркивало сходство построенного здания с итальянской архитектурой.
фото начала 20-го века
Внутренняя отделка дома не сохранилась, хотя по описаниям можно представить ее изобилие и изящество. В столовой — лепнина на потолке, красивый пол из сосновых плашек, картины иностранных художников. В гостиной — наоборот, огромное количество картин русских художников.
На территории перед домом был разбит большой цветник, спускавшийся террасами к запруженной реке. Длинная липовая аллея, уходящая вправо от дома, вела к купальне, которая была построена в романтическом стиле, в виде развалин замка с башнями и сообщалась с рекой. Парк имел четкую регулярную планировку. До сих пор можно проследить направление нижних липовых аллей, на которых были установлены гипсовые статуи.
[4] – лестница в парке
[3] – ворота парадного двора
фото 1970-х годов
После революции имение было национализировано, картины, мебель, утварь в 1919 г. переданы в калужские музеи. Долгое время в имении располагались различные лечебные заведения, в результате старая планировка помещений не сохранилась.
Первоначально усадьба была отдана под пионерский лагерь, затем здесь располагался противотуберкулезный санаторий, а позже лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП).
Главный дом усадьбы неоднократно ремонтировался, переделывался. По имеющимся сведениям, в 1955 г. в доме велись реставрационные работы. В начале 70-х гг. XX в. проводился ремонт кровли и в отдельных местах штукатурка стен.
А в 90-е годы XX в. в главном здании произошел пожар, практически уничтоживший уникальный памятник архитектуры конца XIX столетия. И стоит он теперь, медленно разрушаясь, среди зарастающего парка, как памятник былой красоты и великолепию.
наследие “пионерского” прошлого
[5] – дом управляющего
[6] – хозяйственные здания
[6] – хозяйственные здания
[6] – хозяйственные здания
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/id/595f17007ddde87a4e8de05d/5a3a08df799d9d15e298575f
https://myslo.ru/club/blog/gulbarij/QRCljVKLyU2thoxfzdSzDA
https://kaluga-apx.livejournal.com/16788.html