Цивилизованный. Интересно, а что значит быть культурным и цивилизованным человеком
Интересно, а что значит быть культурным и цивилизованным человеком?
Мир не стоит на месте и развивается. Однако в любые времена существвовали определенные рамки и ограничения, которые человек просто обязан соблюдать. Именно поэтому сейчас хочется разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком.
Немного о терминологии
Как известно, начинать разбираться в вопросе нужно с определения основных терминов. В чем же состоит различие, или все-таки существует общность понятий “цивилизованный” и “культурный” человек? Нужно отметить, что версий существует несколько.
- Термины «цивилизация» и «культура» рассматриваются как синонимы, неотделимые друга от друга понятия. В данном контексте цивилизация определяется уровнем развития общества, его культурных традиций.
- Термины «культура» и «цивилизация» являются противостоящими друг другу. Об этом любил рассуждать еще Иммануил Кант. Так, согласно его мнению, культура – это нечто нравственное, то, что заложено в человеке. А цивилизация требует от человека только лишь внешнего соблюдения общепринятых человеческих правил сосуществования в обществе.
- Весьма интересно мнение О.Шпенглера о культуре и цивилизации. Так, он рассматривает культуру как нечто циклическое. И когда культурное развитие общества достигает своего пика, то есть цивилизации, происходит деградация и угасание. И культура сменяется.
- Н.А.Бердяев утверждал, что культура – это что-то индивидуальное, особенное, присущее определенной группе людей. А вот цивилизация – это повсеместное и самое обычное явление, которое может повторяться во многих обществах.
То есть, можно сделать вывод, что это термины точно взаимосвязаны друг с другом, независимо от той теории, которая их рассматривает.
О людях
Подобная ситуация возникает и в том случае, если надо разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Опять же, так как нет единого мнения насчет данных терминов, то и определиться с обозначением культурного или цивилизованного человека очень сложно. Тут многое зависит от того общества, в которое интегрирована личность. То есть в одной социальной группе нормальными могут быть одни действия и высказывания, в то время как в иной они полностью неприемлемы. Такое, к слову, часто встречается, если сравнивать уровень культуры развитых стран и африканских диких племен.
Культура человека
Но все же: что значит быть культурным и цивилизованным человеком в обычном европейском обществе? Это значит – придерживаться тех норм и правил, которые были ранее приняты. К слову, одни могут уходить в небытие, другие – возникать. К примеру, сегодня уже никто не здоровается, приподнимая шляпу. Зато, увидев знакомого человека, нужно вынуть наушники из ушей, чтобы поздороваться.
Также надо отметить еще и то, что понятие «культура человека» тесно связана с термином «образованный человек». То есть личность должна быть духовно богатой. Это начитанные люди, которые стараются развиваться и учиться, независимо от места работы, социального принадлежности или наличия высшего образования. Человек может не иметь вузовского дилома, но быть богатым духовно.
Примеры культурных людей
Если группе людей задать вопрос «что значит быть культурным и цивилизованным человеком?», в ответ можно услышать множество самых разных мнений. Для одного культурный человек – это тот, что не мусорит на улице. Другой же выдвигает к личности более широкие и глубокие требования. Но все же можно постараться выделить и рассмотреть примеры культурного и цивилизованного человека.
- Это люди вежливые, они уважительно относятся даже к незнакомцам.
- Культурный человек также должен быть в меру эрудированным.
- Постоянное обучение и познание чего-то нового – отличительная черта культурного человека.
- Культурный человек придерживается правил сожительства в обществе. То есть не сорит на улицах, поддерживает порядок дома и в родном городе.
Некультурным же человеком называют того, кто не соблюдает данных правил и является асоциальной личностью.
9 класс, тема 1 «Введение в МХК. Цивилизация и культура»
9 класс Тема 1: Введение в МХК. Цивилизация и культура.(слайд 1 )+музыка
«Мы живём на огромной и в то же время очень хрупкой планете Земля. (слайд 2 )
Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля.(щелчок)
К началу третьего тысячелетия на ней, кажется, уже не осталось «белых пятен», .(щелчок) неведомых уголков и неоткрытых истин. Но это не так. «Планета людей» .(щелчок) по-прежнему хранит в себе множество тайн и загадок. .(щелчок) А каждый из нескольких тысяч народов, живших в далёком прошлом и живущих в настоящее время, по-своему интересен и до конца не познан» .(щелчок)
-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках МХК?(слайд 3)
В ходе изучения предмета .(щелчок) МХК вы познакомитесь с художественной культурой народов мира, .(щелчок) оставивших глубокий след в истории человеческой цивилизации. .(щелчок) Вам предстоит совершить путешествие в мир искусства, .(щелчок) развернувшийся не только во времени, но и в пространстве. .(щелчок)
Мы будем не просто знакомиться с шедеврами искусства народов мира, .(щелчок) а попробуем понять душу и характер народов, .(щелчок) создавших эти великие творения. .(щелчок) Приобщение к культуре народов мира позволит лучше понять не только единство мировой цивилизации, .(щелчок) но и её своеобразие, характерные закономерности развития.
-Сегодня вам предстоит выяснить соотношение понятий «цивилизация» и «культура», а также сделать вывод о том кого можно назвать цивилизованным человеком. (слайд 4)
Послушайте отрывок из книги, а вот как она называется и кто автор скажите сами.
«Моё положение представилось мне в самом мрачном свете. .(щелчок) Меня забросило бурей на необитаемый остров.(щелчок) который лежал далеко от места назначения нашего корабля и за несколько сот миль от обычных торговых морских путей, и я имел все основания прийти к заключению, что так было предопределено небом, чтобы здесь, в этом печальном месте, в безвыходной тоске одиночества я и окончил свои дни. Обильные слёзы струились у меня из глаз, когда я думал об этом, и не раз недоумевал я, почему провидение губит свои же творения, бросает их на произвол судьбы, оставляет без всякой поддержки и делает столь безнадёжно несчастными, повергает в такое отчаяние, что едва ли можно быть признательным за такую жизнь».
Вы, вероятно, узнали отрывок из замечательной книги французского писателя Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», написанной в 1719 году.
Ученик читает текст.
Судьба действительно оказалась не очень благосклонной к человеку, выброшенному в результате кораблекрушения на необитаемый остров. Прожив там 28 лет в самых безнадёжных условиях, он всё же нашёл силы подчинить себе природу и обстоятельства жизни.
Многое пришлось испытать и испробовать Робинзону Крузо, оказавшемуся вне цивилизации и человеческого общества! Из горсти зёрен ячменя и риса с помощью одной деревянной лопаты этот неутомимый труженик сумел вырастить первый урожай; он освоил плотницкое и гончарное дело, проявил большую изобретательность в шитье одежды и плетении корзин, научился приручать диких животных, доить коз и делать из молока масло и сыр. Настоящим гимном «естественному человеку», его знаниям, опыту и созидательному труду прозвучала эта удивительная книга, на которой воспитывалось не одно поколение молодых людей. Дефо о Робинзоне Крузо явился своеобразным ответом на вопрос: «Может ли выжить человек, отказавшись от достижений цивилизации?»
-Итак, что же такое цивилизация?
На протяжении многих веков это слово воспринималось по-разному и употреблялось в нескольких значениях.
1. Первоначально, по представлениям римлян, оно переводилось с латинского (civilis) как «гражданский, общественный, государственный» и было связано с достойным поведением гражданина, противоположным варварству и дикости.
2. Позднее, в XVII–XVIII веках, понятие «цивилизация» стали соотносить с совершенствованием образа жизни общества, с достигнутым им материальным и духовным благополучием.
Итак, под «цивилизацией»(слайд 5) обычно понимают уровень материального и духовного развития общества.
-Теперь необходимо определить другое важное для нас понятие -«культура». (слайд 6)
3. С незапамятных времён оно восходило к слову «культ», то есть «поклонение, почитание», и было связано с религиозными представлениями наших предков.
Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непостижимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом обществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задабривать.
Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства.
4. Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово «cultura» означало «возделывание, обрабатывание». Первоначально оно соотносилось с возделыванием и обработкой почвы, то есть с земледельческим трудом. Потом этот термин был перенесён римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души.
5. У римского общественного деятеля и оратора Цицерона слово «культура» появилось в значении умственной деятельности человека в противоположность невежеству и бескультурью варваров.
6. У французских просветителей XVIII века оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялось достижениями в области науки и искусств.
7. В XIX веке, что свидетельствует из словаря , оно приобрело несколько значений: «обработка, уход, возделывание, возделка» и «образование умственное и нравственное».
Таким образом, «культура» – понятие сложное, имеющее несколько толкований.
В широком смысле слова под культурой понимают совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни и в узком смысле, имеют в виду культуру духовную.
Как видим, понятия «цивилизация» и «культура» имеют много общего. В настоящее время они часто употребляются как синонимы.
Понятие «цивилизация» более широкое по сравнению с понятием «культура», которая всегда развивается в русле цивилизации. По сравнению с цивилизацией, культура обладает относительной самостоятельностью. Это проявляется в том, что культура способна жить даже после исчезновения породившей её цивилизации. Вот почему цивилизация – понятие временное, а культура – общечеловеческое.
Давно не существует цивилизаций загадочной Атлантиды и Месопотамии, древних египтян и греков, а выдающиеся произведения культуры этих исчезнувших цивилизаций по-прежнему вызывают наше восхищение и интерес.
-Что значит быть культурным и цивилизованным человеком?
Когда мы говорим «цивилизованный человек», то подразумеваем того, кто может использовать достижения научно-технического прогресса для удовлетворения жизненных потребностей. Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения. (слайд 7)
Цивилизованный человек сегодня – это культурный человек, обладающий планетарным, глобальным мышлением. Главным признаком культурного человека являются его способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей страны и других стран, способность воспринимать и усваивать это богатство.
Образ культурного человека пытался воссоздать ещё в эпоху античности древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н. э.). Кого же следует считать культурным человеком, согласно его учению?
Во-первых, человека образованного – способного к длительному и целенаправленному приобретению знаний.
Во-вторых, умеющего владеть собой – собранного, внутренне организованного.
И в-третьих, нравственного – поступающего в соответствии с общепринятой моралью общества.
Интересно, что подобный образ культурного человека был создан и на Востоке китайским мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.). (слайд 8)
Вот о чём беседовали семеро молодых людей с мыслителем Конфуцием, сидя на берегу стремительного потока бурной реки.
«- Учитель, – прервал молчание один из юношей, – Вы никогда не рассказывали о себе, о том, чем Вы занимались в жизни. Расскажите!
– Ну, если вам интересно, чем бывает росток до того, как пробьётся на свет из-под земли, расскажу.
– Учитель, в чём видите Вы добродетель? Что вмещает у Вас это. признаться, довольно сложное понятие?
– Да, конечно, – воскликнул Конфуций. – Это понятие кажется беспредельным, как океан, но так присмотримся к нему. Ну, вот хотя бы умение сдерживать себя – оно ведь добродетельно, и это очевидно! Ведь, только умея сдерживать себя, вы подчинитесь правилам поведения и станете добродетельными. Добродетель заключается ещё и в том, чтобы
младшие братья были почтительны к старшим братьям и к родителям.
– Учитель! – молвил один из молодых людей. – Как Вы понимаете, что такое «благородство»?
– Благородный человек тот, – отвечал Конфуций, – кто ставит долг на первое место. Ещё скажу вам, что благородный помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не
учит людей видеть то, что есть в них дурного. Человек же низкий поступает совсем противоположным образом.
– Наставник, ответьте, что значит способность к познанию?
Конфуций, проведя рукой по бороде, так стал говорить:
– Да, есть люди, обладающие знаниями от рождения. но есть и те, кто обладает знаниями благодаря учению. Наиболее ценными я считаю знания, приобретённые личным трудом, познанием. И я не родился со знаниями, но я любил и люблю древность и, проявляя упорство и понятливость, приобрёл знания. Знание всесильно. Вот и ищите истину, только помните при этом о стрелке из лука: когда он делает промах, то не винит других, а ищет причину неудачи в самом себе. Учитесь так, будто вам всё время не хватает знаний, будто вы их боитесь растерять!
Все, кто слушали своего учителя, молчали, стараясь тут же пропустить через сито рассудка слова Конфуция, касающиеся каждого».
Не правда ли, очень поучительным и полезным оказался этот разговор для молодых юношей?
Д. З. подготовить доклады о художественных символах народов мира.
Цивилизованность Цивилизованный человек
Уметь с умом распорядиться досугом — высшая ступень цивилизованности.
Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.
Пресловутое недостающее звено между обезьяной
и цивилизованным человеком – это как раз мы.
Цивилизованный дикарь — худший из дикарей.
Цивилизованность как качество личности – способность соответствовать существующему уровню духовности, нравственности, развития науки и техники, образования, материальной и духовной культуры.
Молодой индеец приходит к вождям и обращается к ним с речью, в которой призывает их отменить прозвища: — Что это за пережитки прошлого? Мы должны стать цивилизованной нацией! Главный вождь обращается к другим вождям: — Что скажешь ты, Быстрый Олень? — Нет, я считаю, что мы должны сохранить традиции отцов и дедов. — А ты, Соколиный Глаз? — Я тоже против, потому что это отличает нас от бледнолицых. Главный вождь вновь обращается к молодому индейцу: — Ты услышал мнения вождей, так что иди и подумай еще, Грязная Задница, нужны нам прозвища или нет.
Жена сказала мужу: — Давай разведемся цивилизованно, как все люди: тихо — мирно. Так нет же, приехал пьяный, с тремя порванными гармонями, толпой друзей, цыганами и фейерверком.
Цивилизованный человек тот, кого можно без колебаний делегировать в другие цивилизации, зная, что не подведёт, не ударит в грязь лицом. Представьте, отправляем на другую планету человека энциклопедических знаний, то есть обогатившего свою память знанием всех богатств, которое выработало человечество, великолепного практика, но, в тоже время непорядочного, низкого, словом, насквозь порочного. В праве он, являясь порочной личностью, получить мандат цивилизованного человека, достоин ли представлять на другой планете всех живущих на Земле людей?
Цивилизованность – это способность видеть общее в единичном, различном. Цивилизованный человек в совершенстве владеет языком сердца. Его религия – это религия любви. Любая духовная традиция – это религия любви. Сектанты и религиозные фанатики считают, что их Бог самый лучший. Кто так не считает, подлежит уничтожению. Бог один, имён у него тысячи. Если человек идёт к Богу, для цивилизованного человека безразлично, какой дорогой он к Нему идёт.
Философ Вячеслав Рузов утверждает: «Мы не должны искать различия, мы должны общее искать. Есть два критерия цивилизованности: в чем они? Первое: человек должен становиться мягче, и второе: он должен видеть общее в различном. Это самое главное. И мы должны с каждым разом становиться все более цивилизованными, мы должны из каждой ситуации учиться становиться мягче и учиться видеть общее в различиях. Что нужно в семье? В семье нужно чтобы люди были с мягкими сердцами и чтобы они видели общее в различиях. Потому что в семье – два разных человека. И если мы в семье не увидим общее в различиях, то мы так и будем современной семьей, так и не поняв друг друга. Это сейчас называется ядерная ячейка общества. Если мы это сможем решить на уровне семьи, то мы сможем это решить на уровне общества. Если мы сможем это решить на уровне общества, мы сможем это решить на уровне религии, дальше сможем решить на уровне государств, на уровне всего мира можем решить. Вот это есть цивилизованность. У нас сейчас идет деградация. Мы делимся, делимся, делимся: страны делятся, семьи делятся, есть желание страну разделить, всё разделить, всё по частям разорвать. Это деградация, цивилизованность – это умение быть вместе, умение любить друг друга, умение видеть общее в развитии, вот это цивилизованность».
Какими качествами личности должен обладать человек, достойный представлять где бы то ни было человеческую цивилизацию?
Во-первых, он должен быть образован, то есть способен проявлять на практике гармоничное единство хороших качеств личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции. Он способен постоянно взращивать в себе разум, самостоятельно решать проблемы, опираясь на знания, ставшие частью его жизненного опыта.
Во-вторых, это должна быть целостная личность, то есть, способная поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённой от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способной отдавать и принимать любовь.
В-третьих, делегатом от земной цивилизации может быть гармоничный человек, способный жить без внутренних конфликтов, в унисоне души и разума, обеспечить оптимальную слаженность физической, социальной и духовной сторон жизни между собой и внешним миром.
Философ Н.В. Мотрошилова пишет: «Цивилизованный человек – обязательно труженик и созидатель. Варвар же не просто пренебрегает созидательным трудом, но в любой момент готов разрушить, испоганить то, что создано природой и накоплено историей. Цивилизованный человек стремится овладеть новейшими средствами, достижениями труда, его организации, наиболее эффективными трудовыми навыками и знаниями, перенимая таким образом опыт других людей. Он обдумывает, проектирует, прогнозирует, критически осмысливает и постоянно совершенствует свою деятельность… Итак, добротный, эффективный, созидательный, умный, квалифицированный труд, уважение к труду и гордое самоуважение к себе как к труженику, собственнику – первая группа признаков, отличающих цивилизованного индивида. Вторая группа признаков, отличающих цивилизованного человека от варвара, связана с отношением к свободе, достоинству, ответственности – как своих собственных, так и других индивидов, стран, народов. Третья группа признаков, отличающих цивилизованного человека, может быть отнесена к условиям, в которых он трудится и отдыхает, общается с другими людьми, а также к стилю его поведения. Его отличает от варвара, в том числе и погрязшего в дикости современного варвара, также стремление и умение обустроить свою повседневную жизнь: чистота, удобство, комфорт повседневной жизни, нужны ему как воздух».
Кроме того, цивилизованный человек – это, прежде всего, уважительность к людям любой расы и национальности. В годы Великой Отечественной войны фашисты кичились своей цивилизованностью. Славян они вообще за людей не считали и от большой «цивилизованности» не стыдились при женщинах и детях справлять естественные надобности. То есть люди других национальностей – дикари, варвары, а они неизвестно с какого перепугу – оплот цивилизованности. В отличие от лже цивилизованных фашистов «русские варвары, — как пишет Валерий Токарев, — врывались в кишлаки, аулы, стойбища, оставляя после себя города, библиотеки, университеты и театры».
Когда «цивилизованные» знатные парижанки ходили в Версале по-большому под ближайший куст, оставляя «мины» для влюбленных, а мужчины при всех мочились в камин, в каждой «нецивилизованной» российской деревне, в каждой семье был нужник и баня. Никто, как в Европе, в окно помои не выплёскивал. В отличие от вонючих парижанок, не расстававшимся с блохоловками и находившими спасение заглушить свой телесный смрад духами, российские женщины были чистыми и ухоженными. В Европе древесина дорогая, вот и ходили немытые, неподмытые и вонючие. Годами не мылись, но не забывали кричать на весь мир о своей цивилизованности.
Людовик XIV, король Франции боялся воды. За всю жизнь доктора смогли убедить Его Величество принять ванну лишь дважды или трижды. Он предпочитал пудриться ароматными порошками и протирать лицо тряпочкой, смоченной спиртом. Когда на ноге короля развилась гангрена, стоившая Людовику жизни, он не пустил к себе врачей и не дал даже помыть больную ногу.
Генрих IV, король Франции издавал своеобразный звериный запах. Он очень любил охоту, и, возвращаясь с очередной из них, не утруждал себя помывкой или маскировкой запаха одеколоном. Любовница часто говорила королю, что от него разит падалью. Его вторая жена буквально искупалась в духах, чтобы без отвращения провести с королем брачную ночь.
Источники:
https://fb.ru/article/216514/interesno-a-chto-znachit-byit-kulturnyim-i-tsivilizovannyim-chelovekom
https://pandia.ru/text/78/233/14026.php
https://podskazki.info/civilizovannost/