Творческий кризис как. Кризис, связанный с психическим состоянием творца
Как преодолеть творческий кризис
Творческий кризис переживал едва ли не каждый человек, серьезно относящийся к своей работе. Отсутствие новых идей, утрата вдохновения, опустошенность, ощущение мысленного ступора, когда трудно сконцентрировать внимание на работе, неспособность адекватно оценить ее результаты ― основные симптомы творческого кризиса.
Такое состояние может длиться от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. Это нелегкое испытание имеет свои причины.
Какие факторы способствуют наступлению кризиса творчества
Одна из основных причин творческого кризиса ― переутомление. Человек, который слишком увлекся творческим процессом, забывает об отдыхе, опасаясь, что его покинет вдохновение. Однако эмоциональный подъем, сопутствующий процессу творчества, сменяется усталостью, апатией и депрессией. Организм устал и требует передышки, поскольку он израсходовал запасы энергии и ему нужно время, чтобы их восполнить.
Люди, чья работа связана с творчеством, нередко недосыпают, что также способствует переутомлению.
Еще одна часто встречающаяся причина творческого кризиса ― отсутствие гармонии в личной жизни. Кризис в жизни влечет за собой кризис в творчестве. Творческие люди обычно глубоко ранимы, и нарушить их психическое равновесие не так уж трудно. Нелады в коллективе, ссоры в семье, финансовые затруднения, болезнь близкого человека и т. п. ― подобные проблемы мешают им сосредоточиться и полностью отдаться творческому процессу.
Творческий кризис наступает и от однообразия и рутины повседневной жизни, отсутствия ярких впечатлений и источника вдохновения.
Некоторые творческие люди впадают в творческий ступор и в случае, если им предстоит слишком масштабная работа. На начальном этапе ее воплощения у них может возникнуть такое множество разных идей и планов, что из-за сумятицы в мыслях им бывает трудно их систематизировать и определиться, с чего же ее начать. То есть кризис у них наступает не из-за того, им что нечего сказать, а из-за того, что они сразу хотят выразить слишком много.
Бывает и так, что к творческому кризису приводит отсутствие доступа к необходимой информации.
Люди творчества ― писатели и поэты, художники и музыканты нередко бывают слишком требовательны к себе, и если завершенная работа не оправдает их ожиданий, могут уничтожить ее. При этом они часто погружаются в депрессию и на долгое время отказываются от творческой работы.
Как выбраться из творческого кризиса
В переводе с древнегреческого слово «кризис» означает переходное состояние, перелом, переворот и т. п. Таким образом, тот, кем овладел творческий кризис, должен осознать, что это ― временное явление. Нужно только переждать, ведь творческий кризис ― не конец, а всего лишь пауза, которой нужно воспользоваться, чтобы дать организму передышку.
Можно сказать, что творческий кризис полезен для человека: он дается для того, чтобы привести в порядок мысли и решить давние проблемы, на которые раньше не хватало времени.
1. В состоянии опустошенности, характерном для творческого кризиса, не стоит заставлять себя сдвинуть работу «с мертвой точки» ― и время, и усилия будут потрачены напрасно, что только усилит отчаяние и депрессию.
Не каждую работу можно отложить до того времени, когда явится вдохновение. Преодолеть внутреннее сопротивление и упорное нежелание браться за дело нередко помогает обман самого себя путем уговоров поработать хотя бы полчаса. Практика показывает, что эти полчаса растягиваются на несколько часов, пока вся или большая часть работы не будет сделана. Известное правило «Аппетит приходит во время еды» и здесь себя оправдывает.
Есть еще любопытное мнение. Художник Ван Гог советовал: «Если внутренний голос вам говорит, что вы больше не можете рисовать, продолжайте рисовать до тех пор, пока он не замолчит». Ему вторит и другой классик, который не раз переживал творческий кризис, – Н.В. Гоголь. Он говорил: «Если вы не можете сегодня писать, так и пишите – что-то мне сегодня не пишется». Стоит только начать – и нужные мысли придут сами.
2. Во время творческого кризиса вынужденным перерывом в работе можно воспользоваться, чтобы переключиться на другие дела, которые из-за занятости приходилось откладывать: ремонт, посещение врача, наведение порядка в шкафах и пр. Они отвлекут от депрессивных мыслей о том, что «все пропало» и вдохновение никогда не вернется (см. «90 проверенных способов преодолеть творческий кризис и снова найти вдохновение»). К тому же когда появятся новые идеи, на домашние дела уже не останется времени.
3. Творческие люди работают преимущественно сидя, А, как известно, для достижения наилучших результатов умственную работу следует чередовать с физической. Физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, улучшают кровообращение и питание мозга, поэтому не стоит часами сидеть на одном месте и мучить себя поиском наилучших решений.
При появлении признаков творческого ступора стоит на время отвлечься от работы и размяться ― побегать, сходить в тренажерный зал или бассейн, поработать в саду или просто погулять по парку. Полезно и просто постоять под душем или полежать в ванне ― вода «смывает» весь негатив, и человек чувствует себя обновленным.
Снять напряжение и позволить расслабиться помогут занятия йогой и медитация.
5. Многие люди, которых «догнал» творческий кризис, «лечатся» книгами, музыкой, фильмами. Кому-то помогает поход в книжный магазин, а кому-то просмотр старых фотографий. Кто-то должен побыть в одиночестве, а кому-то необходимы встречи с друзьями, которые могут подать свежую идею или заставить посмотреть на проблему другими глазами.
Время творческого кризиса стоит использовать для посещения театров, концертов, музеев, выставок, ведь чем разнообразнее интересы и выше культурный уровень человека, тем значимее его идеи. Тем более, что чья-то картина или мелодия вполне может послужить толчком для новых креативных идей (см. «Как развить креативность и творческое мышление»).
Однако психологи не советуют искать вдохновение в работах коллег: писателю лучше полистать альбомы с репродукциями, а художнику – почитать книгу. В противном случае человек, находящийся в творческом ступоре, поневоле будет сравнивать себя с коллегой и делать выводы не в свою пользу.
7. Психологи считают, что наиболее эффективный метод выхода из творческого застоя ― срочно поменять окружающую обстановку, на некоторое время сменив «картинку» перед глазами. Повседневное однообразие и рутина приводят к постепенному угасанию ощущения радости и счастья, когда все дается легко и просто.
Однозначный совет ― один на всех ― как выйти из творческого ступора, дать невозможно. Подобное состояние рано или поздно приходилось испытывать каждому творческому человеку ― и у каждого есть свой рецепт. Ведь главное ― это отдохнуть, расслабиться и временно переключиться на другую деятельность.
А способы, как это сделать, у каждого свои. Одному человеку достаточно выспаться и отдохнуть в кругу семьи, а другому необходимо побыть в одиночестве, уехав далеко и надолго. Кого-то «лечит» поход в горы, а кого-то винтажный шоппинг. Единственное, чего не стоит делать, это подхлестывать свою психику алкоголем и наркотиками ― эмоциональный всплеск после их применения со временем перейдет в глубокую депрессию.
Что такое творческий кризис и его причины. Как выйти из творческого кризиса
Я открываю вордовский файл и с тоской смотрю на девственно-чистую страницу. Не могу писать. Ничего. Беру альбом, задумчиво кручу в пальцах карандаш и понимаю – рисовать я тоже не могу. Не хочу ни вязать, ни вышивать. Бесцельно листаю странички в интернете, но в голове не остается никакой информации.
Это творческий кризис. Думаю, многим знакомо подобное состояние, когда, казалось бы, есть потребность творить, а душа пуста, как пересохший колодец, и так же темна и беспросветна. Но должен же быть выход из этого тягостного состояния?
Творческий кризис с точки зрения психологии
Несмотря на то, что это довольно распространенное явление имеет явно психологическую природу, изучено оно мало. Авторы даже солидных книг по психологии творчества упоминают о творческом кризисе редко и вскользь, поэтому все, что вы здесь прочитаете – в большей степени результат моих собственных размышлений.
Что же такое творческий кризис
Под этим термином обычно понимают субъективное ощущение невозможности творить, которое время от времени спонтанно возникает у любой творческой личности. Что интересно, этот кризис не связан с отсутствием творческих идей, замыслов, планов. И человек его переживает еще острее, так как не в состоянии эти грандиозные планы реализовать.
Как и любой другой кризис, творческий порождается противоречием. В данном случае противоречием между потребностью творить, которую испытывают все креативы, и невозможностью заняться любимым делом. Переживается это противоречие довольно тяжело, потому что сам человек часто не видит пути его разрешения. Ведь препятствия для творчества не внешние, созданные другими людьми или обстоятельствами, они имеют внутреннюю, психологическую природу, и разобраться в них бывает непросто. Эти препятствия имеют характер психологического блока, который преодолевается с большим трудом.
Часто творческий кризис объясняют банальной ленью, но это неправильно. Точнее иногда, действительно, кризисным состоянием оправдывается лень, например, когда человек не успевает в срок сдать заказ, или студент-художник не подготовил зачетную работу. А что поделаешь, если кризис, и вдохновение куда-то делось?
Но настоящий творческий кризис — это довольно сложное и тяжелое психическое явление. Оно сопровождается общим снижением активности, апатией, а нередко и депрессией.
Характеристики творческого кризиса
Отличить кризисные явления от простой лени несложно, так как они проявляются не только в конкретной творческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека, в его эмоциональном и интеллектуальном состоянии. Творческий кризис отличает ряд специфических черт:
- подавленное состояние, влияющее на умственную и физическую работоспособность;
- преобладание отрицательных эмоций, которые окрашивают всю деятельность человека и его отношения с окружающими;
- непроизвольность – кризисное состояние не поддается волевой регуляции, и человек оказывается в этом состоянии вопреки своим желаниям;
- ощущение бессрочности кризиса, когда креатив не верит в возможность выхода из него, даже если подобное состояние переживается им не впервые;
- утрата веры в себя, свои способности и возможности;
- открытость, которая проявляется в демонстративном, публичном переживании своей невозможности творить; то есть когда креатив находится в состоянии творческого кризиса, об этом знают все его близкие, друзья и коллеги.
Несмотря на то, что явление это преходящее, не стоит относиться снисходительно и несерьезно к тому, кто его переживает. Это действительно тяжелое чувство, которое может привести к реальной депрессии, к попыткам снять эмоциональное напряжение с помощью алкоголя и наркотиков, к асоциальному поведению. Известны случаи, когда глубокий и затянувшийся творческий кризис становился причиной самоубийства креатива. Исследователи психологии творчества считают, что, скорее всего, именно творческий кризис стал причиной самоубийства Винсента Ван Гога, В. Маяковского, Марины Цветаевой, Курта Кобейна.
Причины творческого кризиса
Разбираясь в причинах, порождающих состояние творческого кризиса, приходишь к выводу, что под этим термином понимают два совершенно разных явления. Они возникают в разных условиях, переживаются по-разному и, соответственно, требуют различных способов преодоления.
Кризис, связанный с психическим состоянием творца
Первый вид творческого кризиса связан с эмоциональным и психофизиологическим состоянием личности. Существует два психических явления, которые могут стать его причиной.
Усталость
Это не просто физическое переутомление, а перегрузка нервной системы, которая часто является последствием творческого подъема. В состоянии вдохновения человек переживает колоссальный всплеск трудоспособности и яркие позитивные эмоции, которые еще древнегреческий философ Платон назвал экстазом. Креатив буквально наслаждается каждым мгновением творческого процесса и может работать сутками, забывая про сон и еду.
Такую работоспособность обеспечивает сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, связанный с заинтересованностью, увлеченностью личности. Чтобы в течение продолжительного времени поддерживать высокую активность, организм подключает все свои резервы, но они не бесконечны. Рано или поздно наступает расплата, повышенная активность сменяется спадом, после яркой вспышки вдохновения наступает откат. Перегрузка нервной системы и истощение физических ресурсов приводит к общему упадку сил и снижению эмоционального тонуса.
После необычайного душевного подъема и эйфории, которую дарует вдохновение, такой спад переживается очень остро, иногда как ощущение невозможности творить вообще никогда. В жанре фэнтези встречается очень хорошая аналогия с волшебником, утратившим свою магическую силу.
Но несмотря на субъективные ощущения, порожденное этой причиной состояние временное, для его преодоления часто бывает достаточно просто полноценного отдыха и занятия чем-то совсем нетворческим.
Отсутствие мотивации
Поговорка «Художника обидеть каждый может» появилась неспроста. Действительно, креативы, как правило, обладают чувствительной нервной системой. Это, с одной стороны, позволяет им замечать все нюансы изменений, происходящих в окружающем мире, видеть то, что не видят другие люди, и находить нестандартные решения. А с другой стороны, повышенная чувствительность является источником многих проблем. Творческая личность тяжело переживает неудачи, ее ранит отсутствие признания со стороны окружающих и низкая оценка творчества.
Те люди, которые говорят, что пишут книги, сочиняют стихи и создают картины «для себя», лукавят. Они так и себя пытаются обмануть, чтобы не слишком тяжело переживать равнодушие или критику общества. Признание – это основной мотив творчества, и его отсутствие становится причиной разочарования, утраты веры в себя и свои способности и отказа от творческой деятельности, которая кажется бессмысленной.
В настоящее время творческих людей часто обвиняют в меркантильности – ведь художник должен творить не ради денег, а из любви к искусству. Это ошибочная позиция, потому что деньги – это один из главных эквивалентов общественного признания. Современный человек готов платить за то, что ему нравится. Но все же денежное вознаграждение не может заменить положительную оценку социума, общественное признание – это энергетическая подпитка, без которой невозможно творчество.
Кризис, связанный с особенностями творческого процесса
Если причины кризиса первого вида коренятся в индивидуальных особенностях и психическом состоянии творца, то кризис второго вида связан с нестабильностью самого творческого процесса. У творчества бывают как подъемы, так и спады, вдохновение сменяется застоем. Это нормальное явление, которое многими креативами переживается как творческий кризис.
Есть и еще одна особенность творческого процесса. Он носит поисковый характер, и нередко затруднения, возникающие в поиске решения проблемы, подходящего образа или поворота сюжета, порождают ощущение кризиса. Невозможность решить творческую задачу, когда это так необходимо, вызывает раздражение, злость на себя и весь свет и нередко желание забросить творчество вообще. Что делать в этом случае? Ничего.
Действительно, ничего делать не нужно, лучше найти какое-нибудь нейтральное занятие, посуду помыть, например. Возможно, в творческом процессе просто наступил «период кристаллизации», когда наше подсознание «переваривает» имеющуюся информацию. Не надо ему мешать, тогда через какое-то время оно подкинет нам нужное решение.
Как выйти из творческого кризиса
Думаю, вы уже поняли, что наиболее серьезные психологические проблемы связаны с кризисом первого вида, и именно он нуждается в особых методах преодоления.
Так как главная причина этого кризиса – усталость, то и основным средством выхода из него будет отдых. Желательно, чтобы отдых был активный, приносящий позитивные эмоции и не требующий интеллектуальной деятельности. Зимой можно покататься на лыжах, сходить с друзьями на каток или в спортзал.
А летом хорошо помогают прогулки в лесу, в парке, на берегу озера или реки. Только лучше гулять в веселой компании, одинокие прогулки не способствуют отключению мышления и могут только ухудшить состояние. Особенно полезна смена обстановки, экскурсия в другой город или путешествие.
Не стоит беспокоиться о потраченном времени – в состоянии творческого кризиса вы все равно ничего толкового не сделаете. Зато отдохнув, почувствуете прилив сил и желание начать осуществлять свои планы и проекты.
Если главной причиной является отсутствие социальной мотивации, то можно посоветовать следующее:
- Расскажите о своем творчестве друзьям и близким, попросите их помочь организовать выставку или сделать презентацию.
- Обратитесь в местную библиотеку, музей, дом творчества, школу и предложите им рассказать о своем творчестве, о своих проектах и идеях. Как правило, эти организации с готовностью принимают такие предложения.
- Создайте свое сообщество или группу в социальных сетях, заведите сайт, посвященный вашему творчеству, или воспользуйтесь уже готовыми площадками для обсуждения творческой деятельности.
- Почитайте об успехах других креативов, обсудите их со своими знакомыми, «примерьте на себя» их славу.
То есть перестаньте «писать в стол», создавать проекты в мечтах и рисовать «для себя», забудьте о робости и стеснении и сделайте свое творчество открытым и публичным. Чем больше людей будут знать о нем, тем больше у вас будет поклонников и последователей.
А возможно, то, чем вы занимаетесь, не оценивается окружающими и не приносит удовлетворения вам, потому что это вообще не ваше дело. Оставьте его, займитесь чем-нибудь другим – в мире столько всего интересного. Ведь творчество – это всегда поиск, в том числе поиск себя и своего призвания.
Творческий кризис и как его побороть на 1-2-3
Приветствую, дорогие читатели моего блога! Если вы вдруг застряли на половине работы и испытываете творческий кризис, то этот пост для вас. В этой статье собраны интересные факты на эту тему, описание и способы решения. Статья будет актуальна всем, кто «застрял» в своем творческом кризисе и не может писать дальше.
Немного истории
“Творчество приходит тогда, когда вы расслаблены, счастливы и наслаждаетесь настоящим” — как-то сказал канадский писатель Робин Шарма.
Если верить автору, то многие писатели, испытывающие творческий кризис, очень часто напряжены и несчастны. Так ли это?
Творческий кризис(или писательский блок), вероятно, существует с тех пор, как появилась письменность, но сам термин был впервые введен в научную литературу в 40-х годах психиатром Эдмундом Берглером. В течение двух десятилетий, Берглер изучал писателей, которые страдали от «невротических торможений производительности», в попытке определить, почему они не могли творить, и как побороть творческий кризис .
После проведения многочисленных интервью и, потратив годы рядом с писателями, страдающих от творческих проблем, он отклонил некоторые теорий, которые были популярны в то время. Авторы, столкнувшиеся с блоком, не «высыхали» сами по себе, исчерпав свой запас вдохновения. Они не страдали от нехватки таланта или от недостатка внешней мотивации. Они не были ленивыми. Им не было просто скучно. Тогда в чем же дело?
Берглер обучался в школе психоанализа, что помогло ему найти подход к проблеме. В 1950 году в американском журнале Imago вышла статья под названием “Существует ли писательский блок?”, где он утверждал, что писатель, как психоаналитик, который бессознательно пытается решить свои внутренние проблемы с помощью писательства. Согласно Берглеру писатель, зашедший в тупи
Позже выяснилось, теория Берглера оказалась недалека от истины. В 70-80-х годах психологи Йельского университета Джером Сингер и Майкл Барриос вернулись опять к творческому кризису, пытаясь получить более обоснованное понятие этого термина. Они собрали нескольких писателей разных жанров, поделив их на две группы, на тех, у кого писательский блок, и тех, у кого его нет.
Барриос и Сингер наблюдали группы в течение месяца: брали у участников интервью, проводили разные тесты. В итоге они выяснили, что группа писателей, у которых был писательский блок, оказались несчастными. У них были повышены симптомы депрессии и тревоги, высокая самокритика, отсутствие уверенности в себе, страсти и гордости за работу. Также эта группа показала “низкий уровень позитивного конструктивного ментального воображения”, эти писатели были менее способны формировать картинки в голове и делать их яркими.
Получается, дело в нашем духовном состоянии. Нужно всегда быть всем довольным и муза будет следовать по пятам. Но нельзя отрицать человеческий фактор. Мы люди и бывают периоды, когда наш разум заходит в тупик. Это совершенно естественно и нормально. Для любого человека писательство — это вызов.
Симптомы творческого кризиса
Для многих писателей вопрос “что делать с творческим кризисом?” звучит как нечто страшное, лабиринт, из которого нет выхода. Но вместо того, чтобы позволить этому состоянию взять над вами вверх, лучше разобрать, понять, а затем победить его. Давайте рассмотрим 10 видов писательского блока и решение для каждого случая:
- Вы не можете придумать идею. Это тот случай, когда перед вами пустой лист, вы пишите и тут же все удаляете. Или просто смотрите на бумагу в надежде, что там что-то появится. Вам не пишется, так как понятия не имеете о чем, и какую историю хотите рассказать. Работа остановилась прежде чем началась. Перед вами стоит задача как побороть прокрастинацию.
Решение: здесь отлично подойдет выполнение различных письменных упражнений. Например, представьте, как сложилась бы ситуация, если бы какой-нибудь крупный инцидент в вашей жизни случился совсем по-другому. Или подумайте о ком-то или о чем-то, что сильно раздражает и напишите об этом сатиру. В общем, подойдет любое отклонение от привычных действий. (Еще больше информации на тему белого листа можно узнать из нашего прошлого поста).
- У вас много идей, но не можете остановиться ни на одной из них. Это уже сложнее, поскольку сама эта проблема может принять несколько различных форм — есть идеи, которые становятся неинтересными уже через пару абзацев, и такие, которые должны бы стать романом, но из них получается только короткий рассказ. Суть в том, что идей много, но найти ту самую бывает очень сложно.
Решение: обычно, такая история заканчивается тем, что в итоге вы выкидываете абсолютно все идеи. Это нормально. Отложите их и займитесь чем-нибудь другим. В свежую голову приходят свежие идеи.
- У вас есть план, но у вас не получается ему следовать. Многим авторам намного легче работать с планом, который служит для них маяком в море. Но каждый проект отличается по своему и бывают моменты, когда приходится искать историю в глухой темноте.
Решение: нет ничего плохого в том, чтобы отойти от плана и посмотреть как будет развиваться рассказ. Скорее всего с персонажем должно что-то произойти в этот определенный момент, вы еще просто не дошли до него.
- Вы застряли на полпути и не знаете, что должно произойти дальше. Это противоположный случай, когда у вас нет плана. Вчера вы были в ударе, поэтому написали кучу перспективных идей. А сегодня открываете свой документ и… не понимаете что из этого должно получиться, каким должен быть следующий шаг.
Решение: если работа застряла в середине уже довольно долго, возможно пора вносить глобальные исправления. Марк Твен застрял в середине Гекльберри Финна на несколько месяцев, прежде чем решил, что Гек и Джим должны свернуть не на тот поворот у реки и заблудиться. (О том, как начать писать книгу можете узнать из моего предыдущего поста).
- У вас ужасное чувство, что история пошла не в том направлении еще сто страниц назад, и теперь зашли в тупик. Вы осознаете какой бы получился конец, если бы не совершили ошибку.
Решение: можно вернуться назад, но нет никаких гарантий, что рассказ получится лучше. Либо можете вернуться только на 50 страниц назад, вместо 100 и притвориться, будто изначально сделали правильный выбор. Как вы не сделали финал, это зависит только от вас.
- Вам наскучили ваши персонажи, которые ничего не делают. Вы думали, что создали смелых, ярких героев и написали уже десятки страниц… о том, как они чистят зубы и кормят своих кошек.
Решение: хорошая новость — иногда написать несколько десятков страниц о персонажах, с которыми ничего особенного не происходит, может очень помочь — вы погрузитесь в мир, который описываете, также лучше узнаете своих героев. Конфликт нагрянет сам и вдруг один из героев станет протагонистом. Как только это случится, можете выбросить предыдущие ненужные страницы.
- Вам постоянно кажется, будто люди будут обсуждать и говорить, что ваша история — бред. У вас не ничего получается, так как все время видите как читатели разбирают вашу работу, рвут ее в клочья. В этом случае вам нужно понять как побороть перфекционизм.
Решение: вероятно ваши идеи не так плохи, как говорят об этом ваши страхи. Успокойте себя тем, что это на данный момент всего лишь черновик, позже можете его исправить. Главное начать.
- Вы пытаетесь найти нужное слово. Это когда вы знаете о чем пишите, куда идет история, и она вроде хорошо идет, вот только не можете двигаться дальше, пока не подберете нужный глагол в одном предложении. Время идет впустую, пока вы пялитесь на отрывок текста в поисках необходимого слова.
Решение: провести пару дней в раздумьях об одном подходящем слове совершенно нормально. Это лишь показывает как вы очень тщательно подходите к своей работе. Если процесс затянется на неделю, тогда выберите самый простой вариант и двигайтесь дальше.
- У вас появилась крутая идея в голове, вы переносите ее в слова на экране и вдруг видите, что она выглядит глупой.
Решение: вполне возможно идея действительно хороша, дело только в слабом исполнении. Будет полезно сделать шаг назад и составить синопсис материала, так можно будет увидеть нет ли упущенных поворотных моментов. Или стоит написать рассказ от лица другого персонажа, чтобы посмотреть с другого ракурса.
- Вы пересматриваете свою работу и понимаете, что хотите исправить каждое предложение.
Решение: редактура текста для многих авторов — это кошмар. Нет способа сделать этот процесс быстрым и легким. Если работа застряла в процессе редактуры, то это уже не писательский блок, а естественная часть процесса. В данном случае можно переписать большой отрывок заново. Та же история другими словами. Это даже будет быстрее, чем пререкаться с тем, что уже написано.
Итак, мы рассмотрели разные варианты как выйти из творческого кризиса. Как видите, выход есть из любой ситуации. Также вам могут быть интересны советы начинающим писателям, о которых мы ранее рассказывали.
Лечение
А напоследок, еще несколько советов о том, как побороть творческий кризис:
- Отстранитесь от того, что вы пишите и займитесь чем-то творческим. Нарисуйте картину, прочитайте поэзию, отредактируйте фотографию в Photoshop, для мужчин также подойдет вариант с постройкой чего-нибудь вроде гаража. Просто переведите свое внимание на другой проект на несколько часов или дней, а затем возвращайтесь к работе. Такой переход активизирует творчество. Суть в том, чтобы продолжать тренировать творческую часть мозга, тогда легче будет вернуться в поток писательства.
- Займитесь фрирайтингом. Выделите 15 минут (или больше) в день и пишите обо всем, что придет на ум. Забудьте о пунктуации. Просто пишите свободно. Пусть в тексте не будет последовательности или логики. Можете менять тему сколько захотите. Можете смешать фантастику с журналистикой. Неважно! Этот процесс тренирует мозг, чтобы задействовать слова в голове и перенести их на бумагу или экран компьютера. Делайте это упражнение в течение недели, затем возвращайтесь к своему проекту.
- Двигайте телом! Да-да, вы правильно поняли — танцы, йога или тай-чи. Возможно, это звучит смешно, но когда тело находится в движение, ваш разум следует за ним. Можете также помедитировать, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Расслабленный разум более открыт к воображению.
- Устраните отвлекающие факторы. Выключите телефон и отсоедините интернет. Очистите свое рабочее место, беспорядок на столе вводит ум в состояние растерянности. Выделите некоторое время в своем графике только для писательства, хотя бы 3-4 часа в день. Попросите своих домочадцев уважать ваше пространство и не беспокоить на протяжение этого периода, чтобы вы могли работать без перерывов. Это очень важно — оставаться сфокусированным.
- Пишите рано утром. Когда вы только просыпаетесь, мозг еще находится в сонном состоянии. Многие известные писатели начинали писать в 4-5 утра. Удивительно на что способен разум, когда он в полусне.
- Пишите пока спите. Подсознание всегда решает проблемы, когда вы спите. Если застрянете на какой-нибудь главе, сядьте за писательство на 15-30 минут прямо перед тем, как лечь спать. Когда вы уснете, мозг продолжит размышлять о проблеме. А наутро, скорее всего, проснетесь уже с решением. Или же хотя бы взглянете на сцену с другого ракурса, а может герои начнут совершать поступки, из-за которых сюжет пойдет совсем в новом направлении.
Попробовав хотя бы один из этих методов, вы поймете, что пережить творческий кризис совсем несложно, это лишь небольшая кочка, которую легко преодолеть и остаться в творческом потоке. Теперь у вас не получится придумывать отговорки и ссылаться на писательский блок. Победите его и начните уже писать!
А чтобы вам еще больше облегчить процесс писательства, предлагаю ознакомиться с семинаром “Как быстро написать книгу”. После его просмотра в голове будет полный порядок и понимание с чего начать писать книгу, как составить план и структуру книги, как создать сюжет, как оживить героев, и еще много всего интересного.
Посмотрите это очень интересное видео про творческий кризис. Давайте обсудим его в комментариях.
Была ли эта статья полезна для вас? Поделитесь со своими друзьями, которым этот пост может пригодиться. Расскажите как вы справляетесь с творческим кризисом?
Также рекомендую почитать пост о том, как стать писателем и с чего начать творческий путь.
Источники:
https://bbf.ru/magazine/26/5653/
https://psychologist.tips/2394-chto-takoe-tvorcheskij-krizis-i-ego-prichiny-kak-vyjti-iz-tvorcheskogo-krizisa.html
https://tvoya1kniga.ru/tvorcheskiy-krizis