Уйгурский музыкально драматический театр открылся. Уйгурский театр и драматургия
УЙГУРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ
Расстановка ударений: УЙГУ`РСКИЙ ТЕА`ТР И ДРАМАТУРГИ`Я
УЙГУРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Уйгуры – народ древней и самобытной культуры. В 70 – 80-х гг. 19 в. ок. 100 тыс. уйгуров перешли из китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории совр. Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних времён во время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные поэмы, выступали нар. комики и фокусники. Однако проф. т-ра у уйгур до Октябрьской революции не было.
Установление Сов. власти в Туркестане вызвало огромную активность художеств. творчества уйгурского народа. В 1919 в Алма-Ате, Джаркенте (ныне г. Панфилов), Чилике и др. были созданы драм. кружки, в 1920 появились коллективы “Синей блузы”. Из наиболее одарённых участников художеств. самодеятельности в 1934 в Алма-Ате был создан первый в истории уйгурского народа проф. т-р. Его создатели – участники самодеят. кружка при алма-атинском клубе нац. меньшинств во главе с драматургом и актёром Д. Асимовым. Первым худ. рук. был А. Ардобус, а с 1935 – В. Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из нар. песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки, написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй уйгурский проф. т-р в Казахстане – Джаркентский колх.-совх. т-р (худ. рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: “Дочь Родины” С. Исмаилова (1936), “Звон” И. Саттарова (1939), “Хамдам” Д. Яхьярова (1940), “Янза-Янза” Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони, Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусрепова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б) Казахстана вынесли постановление “О развитии уйгурского искусства”, по к-рому уйгурский т-р в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из Чилика т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в 1935. В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой в Андижане (Узб. ССР). Худ. рук. т-ра был В. Азимов. В труппе работали: М. Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.
Источниками уйгурской драматургии являются богатый нац. фольклор, историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д. Асимов и А. Садыров написали муз. драму “Лейлихан и Анархан” на сюжет одноим. популярной уйгурской песни (1935, Алма-Атинский т-р), рассказывающей о трагич. судьбе уйгурской бедноты, её борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посв. пьеса “Омак-Омрак” Абдулина и Камалова (1938, Алма-Ата), совр. колхозной жизни – “Борьба за колхозы” Ахметова (1937), “Зажиточный колхоз” Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма “Герип и Санам” И. Саттарова и В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре т-ра.
Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в Чилике, в содружестве с нац. драматургами создал спектакли: “Любовь к Родине” С. Салиева (1938), “Манан” К. Хасанова (1945), “Дружба” А. Махпирова (1948), “Медовой ключ” Е. Баймухамедова (1949), “Делегат Данияр” Ш. Байжанова (1952). Узб. т-р в Андижане ставил муз. и драм. спектакли: “Лейлихан и Анархан” Д. Асимова и А. Садырова (1943) и “Тахир и Зухра” Абдуллы (1944), “Аршин мал алан” Гаджибекова (1945) и др.
В 50 – 60-е гг. пост. спектакли: “Назугум” К. Хасанова (1955) – муз. драма о девушке-героине, поднявшей свой народ на борьбу с иноземными захватчиками, “Садыр Палуан” А. Махпирова (1957), посв. нар. поэту и герою нац.-освободительного движения, “Таинственный кинжал” Д. Асимова (1956) – о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х гг. прошлого века, “Если скрываешь болезнь. ” К. Хасанова, С. Башояна, Л. Смоляниновой (1959), “Заря над Кульджой” А. Исматуллы и С. Тилли (1961) – о борьбе уйгуров Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров, “Нужен ли доктор” М. Зульпукарова и С. Хасанова (1963) – сатирич. комедия, направленная против пережитков прошлого, и др.
От первых постановок, носивших фольклорно-бытовой, натуралистич. и этнографич. характер, нац. т-р постепенно перешёл к совр. спектаклям разных жанров. Многие спектакли носят характер муз. драмы, в них используются нац. муз. традиции, обогащенные новыми формами (музыка к спектаклю “Садыр Палуан”, написанная К. Кужамьяровым, и др.). В 1956 на сцене Казах. т-ра оперы и балета в Алма-Ате была пост. первая опера, написанная уйгурским композитором Кужамьяровым “Назугум”, в основе к-рой – музыка этого же композитора к одноим. пьесе К. Хасанова. Дирижировал оперой уйгурский дирижёр Г. Дугашев.
В репертуаре т-ра видное место занимают произв. рус., сов. и зарубежных авторов: “Лекарь поневоле” Мольера (1941), “Слуга двух господ” Гольдони (1940), “Нурхон” (1948), “Гюльсара” (1951) Яшена, “Свадьба в Малиновке” Александрова (1948), “Женихи” Токаева (1951), “Шёлковое сюзане” Каххара (1952), “Хозяйка гостиницы” (1953); “Бай и батрак” Хамзы (1954), “Её друзья” Розова (1954), “Женитьба” (1955); “Семья” Попова (1957), “Зыковы” (1959); “Алжир, родина моя!” по Дибу (1962), “Влюблённый Ташболта” Гулама (1964), “Отелло” (в загл. роли – А. Шамиев) и др.
Труппа Уйгурского т-ра в Алма-Ате обслуживает уйгурские районы Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию, Узбекистан, Туркмению. В Алма-Ате проводятся декады уйгурского иск-ва. В 1957 труппу пополнили выпускники Ташкентского театр. ин-та. В 1964 при т-ре открылась актёрская студия.
Среди деятелей уйгурского т-ра: нар. арт. Казах. ССР М. Семятова, С. Саттарова, Р. Илахунова; засл. арт. Казах. ССР X. Илиева, М. Бакиев, Г. Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, З. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев; солисты А. Ахмадии, И. Нурметова; музыканты – С. Кадыров, Ю. Сайтов, Г. Казимов, З. Сетеков, Т. Имиров; танцоры – X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р. Разиева и др.; реж. М. Зайнавдинов, композитор И. Масимов и др. С 1955 Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят. иск-в Казах. ССР С. Башоян.
Лит.: Захарова И., Материальная культура уйгуров Советского Союза, “Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР”, 1954, вып. 20; Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана. [Фотоальбом], Алма-Ата, 1961; Кужемьяров К., Уйгурский театр, “Огонёк”, 1955, № 50; Виноградов В., Первая уйгурская опера, “Сов. культура”, 1957, 16 марта.
- Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков – М.: Советская энциклопедия, 1967. – 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
Уйгурский музыкально драматический театр открылся. Уйгурский театр и драматургия
Уйгуры – народ древней и самобытной культуры. В 70 – 80-х гг. 19 в. около 100 тыс. уйгуров перешли из китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории современного Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних времен во время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные поэмы, выступали народные комики и фокусники. Однако профессионального театра у уйгур до Октябрьской революции не было. Установление Советской власти в Туркестане вызвало огромную активность художественного творчества уйгурского народа.
В 1919 году в Алма-Ате, Джаркенте (ныне г. Панфилов), Чилике и др. были созданы драматические кружки, в 1920 году появились коллективы “Кок койнэк” (Синей блузы). Из наиболее одаренных участников художественной самодеятельности в 1934 году в Алма-Ате был создан первый в истории уйгурского народа профессиональный театр. Его создатели – участники самодеятельного кружка при алма-атинском клубе национальных меньшинств во главе с драматургом и актером Д. Асимовым. Первым художественным руководителем был А. Ардобус, а с 1935 года – В. Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из народных песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки, написанные Асимовым. В 1936 году на основе самодеятельного кружка был создан второй уйгурский профессиональный театр в Казахстане – Джаркентский колхозно-совхозный театр (худ. рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были постановки: “Дочь Родины” С. Исмаилова (1936), “Звон” И. Саттарова (1939), “Хамдам” Д. Яхьярова (1940), “Япза-Янза” Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони, Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусрепова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б) Казахстана вынесли постановление “О развитии уйгурского искусства”, по которому уйгурский театр в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный передвижной театр с базой в селе Чилик Алма-атинской области, в 1962 году из Чилика театр вернулся в Алма-Ату.
В Узбекистане уйгурский театр был создан в 1935 году. В 1943 году начал работать республиканский уйгурский театр с базой в Андижане (Узб. ССР). Художественный руководитель театра был В. Азимов. В труппе работали: М. Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др. Источниками уйгурской драматургии являются богатый национальный фольклор, историческое прошлое и современная жизнь народа. В 1935 году Д. Асимов и А. Садыров написали музыкальную драму “Лейлихан и Анархан” на сюжет одноименной популярной уйгурской песни (1935, Алма-Атинский театр), рассказывающей о трагической судьбе уйгурской бедноты, ее борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посвящена пьеса “Омак-Омрак” Абдулина и Камалова (1938, Алма-Ата), современной колхозной жизни – “Борьба за колхозы” Ахметова (1937), “Зажиточный колхоз” Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма “Герип и Санам” И. Саттарова и В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре театра. Уйгурский театр, работавший в Алма-Ате и в Чилике, в содружестве с национальными драматургами создал спектакли: “Любовь к Родине” С. Салпева (1938), “Манан” К. Хасанова (1945), “Дружба” А. Махпирова (1948), “Медовой ключ” Е. Баймухамедова (1949), “Делегат Данпяр” Ш. Баижанова (1952).
Уйгурский театр в Андижане ставил музыкальные и драматические спектакли: “Лейлихан и Анархан” Д. Асимова и А. Садырова (1943) и “Тахир и Зухра” Абдуллы (1944), “Аршин мал алан” Гаджибекова (1945) и др. В 50-60-е гг. поставлены спектакли: “Назугум” К. Хасанова (1955) – музыкальная драма о девушке-героине, поднявшей свои народ на борьбу с иноземными захватчиками, “Садыр Палуан” А. Махпирова (1957), посвящена народному поэту и герою национально-освободительного движения, “Таинственный кинжал” Д. Асимова (1956) – о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в начале 80-х гг. прошлого века, “Если скрываешь болезнь. ” К. Хасанова, С. Башояна, Л Смоляниновой (1959), “Заря над Кульджой” А.Исматуллы и С. Тилли (1961) – о борьбе уйгуров Китая против гоминдановцев и американских миссионеров, “Нужен ли доктор” М. Зульпукарова и С. Хасанова (1963) – сатирическая комедия, направленная против пережитков прошлого, и др. От первых постановок, носивших фольклорно-бытовой, натуралистичный и этнографичный характер, национальный театр постепенно перешел к современным спектаклям разных жанров. Многие спектакли носят характер музыкальной драмы, в них используются национальные музыкальные традиции, обогащенные новыми формами (музыка к спектаклю “Садыр Палуан”, написанная К. Кужамьяровым, и др.). В 1956 году на сцене Казахского театра оперы и балета в Алма-Ате была поставлена первая опера, написанная уйгурским композитором Кужамьяровым “Назугум”, в основе которой – музыка этого же композитора к одноименной пьесе К. Хасанова. Дирижировал оперой уйгурский дирижер Г. Дугашев.
В репертуаре театра видное место занимают произведения русских, советских и зарубежных авторов: “Лекарь поневоле” Мольера (1941), “Слуга двух господ” Гольдони (1940), “Нурхон” (1948), “Гюльсара” (1951) Яшена, “Свадьба в Малиновке” Александрова (1948), “Женихи” Токаева (1951), “Шелковое сюзане” Каххара (1952), “Хозяйка гостиницы” (1953); “Бай и батрак” Хамзы (1954), “Ее друзья” Розова (1954), “Женитьба” (1955); “Семья” Попова (1957), “Зыковы” (1959); “Алжир, родина моя!” по Дибу (1962), “Влюбленный Ташболта” Гулама (1964), “Отелло” (в заглавной роли – А. Шамиев) и др.
Труппа Уйгурского театра в Алма-Ате обслуживает уйгурские районы Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию, Узбекистан, Туркмению. В Алма-Ате проводятся декады уйгурского искусства. В 1957 году труппу пополнили выпускники Ташкентского театрального института. В 1964 году при театре открылась актерская студия. Среди деятелей уйгурского театра: народные артисты Казахской ССР М. Семятова, С. Саттарова, Р. Илахунова; заслуженные артисты Казахской ССР X. Илиева, М. Бакиев, Г. Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, 3. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев; солисты А. Ахмадпи, И. Нурметова; музыканты – С. Кадыров, Ю. Саитов, Г. Казимов, 3. Сетеков, Т. Имиров; танцоры – X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р. Разиева и др.; режисер М. Зайнавдинов, композитор И. Масимов и др. С 1955 года Уйгурский театр в Алма-Ате возглавляет заслуженный деятель искусств Казахской ССР С. Башоян.
1. Захарова И., Материальная культура уйгуров Советского Союза, “Краткие сообщения Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР”, 1954, вып. 20;
2. Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958;
3. Театры Казахстана. [Фотоальбом], Алма-Ата, 1961;
4. Кужемьяров К., Уйгурский театр. “Огонек”, 1955, М 50;
5. Виноградов В., Первая уйгурская опера, “Сов. культура”, 1957, 16 марта. А. Ив.
Государственный академический уйгурский театр музыкальной комедии
Дата: 13 марта 2019 в 03:20 2019-03-13T03:20:04+06:00 Категория: Новости культуры
Как и кем создавался театр
Театр был основан в сентябре 1934 года. У истоков зарождения стояли такие артисты, как Ахмет Шамиев, Марьям Семятова, Раушангуль Илахунова, Ахмет Супиев и другие.
Основные исторические этапы театра
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для уйгурского музыкально-драматического театра. В первые же дни войны труппа театра была вдвое сокращена. Мужской состав ее почти полностью был вызван в ряды Красной Армии.
© Foto: Государственный театр кукол города АлматыГосударственный театр кукол АлматыВ сентябре 1941 года Уйгурский музыкально-драматический театр перебазировался в село Чилик Алма-Атинской области и стал передвижным. Коллектив театра выступал в четырех крупных районах — Енбекши-Казахском, Чиликском, Уйгурском, Джаркентском, разделенных расстояниями в 100-150 километров. За это время театром на оборонную тематику поставлено тринадцать одноактных пьес, показано два концерта оборонного характера.
В 1961 году театр переехал в Алматы из Енбекшиказахского района. В этом же году он переименован в Республиканский уйгурский музыкально-драматический театр.
С 1967-го Уйгурский музыкальный драматический театр переименован в «Уйгурский театр музыкальной комедии».
1984-й — Уйгурский театр был награжден орденом «Знак почета» 1997-й — коллектив театра принял участие в фестивале экспериментальных постановок в Каире 2003-й — театр выступил в рамках фестиваля визуальных искусств в Венгрии 2007-й — театр участвовал в фестивале в городе Мюльхайме (Германия). 2005-й — в канун 70-летнего юбилея театру присвоено имя композитора — Народного артиста КазССР профессора Куддуса Кужамьярова.
В настоящее время директором Уйгурского театра является Руслан Токтахунов, художественный руководитель — Народный артист РК Мурат Ахмадиев. В театре выступают ансамбли «Нава», «Рухсара», «Яшлык» и «Сада», артисты драмы — обладатель премии «Сахнагер-2017» Махамдин Саутов, актеры — Ризат Мамутов, Ялкунжан Ярмухамедов и другие.
В репертуаре театра всегда большое место отводилось произведениям казахской драматургии. Эта традиция берет начало с 30-х годов, когда выдающийся казахский драматург Габит Мусрепов лично предоставил театру свою бессмертную пьесу «Козы Корпеш – Баян сулу». Успехом у зрителей пользуются музыкальные драмы «Назугум», «Аманнисахан» и трагедия «Ай тутулған түн».
Источники:
https://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009831/index.shtml
https://uighur.narod.ru/articles/teatr_drama.html
https://aqparat.info/news/2019/03/13/9189550-gosudarstvennyi_akademicheskii_uigurskii.html