Урок музыки “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”. Игра «Музыкальное лото»
Урок музыки “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”. Игра «Музыкальное лото»
Петрашова Оксана Дмитриевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ “СОШ №13”
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Не молкнет сердце чуткое Шопена.
Дата публикации: 19.11.2016
Раздел: начальное образование
Ход урока. Вход в зал: Полонез – ля мажор.
Учитель:
Здравствуйте, садитесь… Сегодня урок у нас необычный, т.к. у нас присутствуют гости, а ещё он необычен тем, что проводим мы его в зале… Музыка, которая будет сегодня звучать очень часто исполнялась и исполняется в небольших концертных залах. Как вы думаете, какая цель нашего урока?(послушать эту музыку и постараться запомнить). Итак мы начинаем. Для сегодняшнего урока я попросила ребят из 4 «б» и 4 «г» классов и учителя по танцем Светлану Юрьевну подготовить для вас сюрприз. Внимание на сцену.
Звучит музыка: Вальс Ф. Шопена
(на сцене исполнятся танец танцорами школьного кружка) .
Учитель:
Ребята, скажите какой танец исполнили ученики?
Ученики:
Вальс.
Учитель:
Кто скажет, что такое вальс? (ответ…)
слайд 1 (Вальс-это…)
Учитель:
Правильно. Танец вальс, а музыка Ф. Шопена.
Слайд 3 (тема урока)
Учитель:
На прошлом уроке мы смотрели фильм о Ф. Шопене, я просила вас дома записать в тетрадях, то что вам больше всего запомнилось. Расскажите нам сейчас…. (ответы).
Слайд 4 (могила Шопена в Италии)
Слайд 5 (сердце Шопена в Польше)
Учитель:
Следующий танец, который я предложу вашему Вы услышите впервые – это полонез. Внимание на экран:
Слайд 6 (полонез- это….)
Слушаем
: Полонез ля мажор.
Учитель:
Как звучит музыка полонеза? (торжественно, ярко). А не Показалась вам эта музыка знакомой? (звучала, когда входили). На какой счёт исполняется полонез? Давай прохлопаем в ладоши шаг полонеза. (хлопаем). А теперь представьте, что мы с вами попали на бал и нам Нужно его открыть полонезом. (
встаем в круг и исполняем несколько шагов полонеза).
Учитель:
Кульминацией бала была мазурка. Этот танец мы тоже сегодня услышим впервые. Что такое мазурка? Внимание на экран.
Слайд 7 (мазурка-это….)
Слайд 8(видео фрагмент Мазурки)
Учитель:
Вот мы и познакомились некоторыми танцами Фридерика Шопена.
Учитель:
Вначале урока мы говорили о том, что Шопен очень Любил свою Родину. Ребята, как вы думаете а каждый Из нас должен любить свою Родину, как Шопен? (ответы…) Мы не раз обращались к теме Родины на уроках музыки.
Исполнение:
давайте для наших гостей исполним песню о Родине. «Я люблю тебя Россия».
Учитель:
Наш урок подходит к своему завершению. О чём мы сегодня говорили? Что слушали? Что нового узнали для себя. Понравилась ли музыка Шопен? Будете ли вы её слушать ещё ?
Как вы думаете так смолкло сердце Шопена или всё
Учитель
: Давайте проверим, что вы запомнили? Внимание на экран.
Слайд 9 (Проверь себя)
Учитель:
Понравился урок или нет? Если да, то похлопайте в ладоши, а нет потопайте ногами. Если останется время посмотреть видео клип.
Слайд 10 (клип песни Шопен).
Урок музыки в 4 классе на тему: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы»
Базовый учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина Музыка. 4 класс
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема и номер урока в теме : «В концертном зале», 3 четверть,5 урок.
Цель урока : сформировать представление об особенностях композиторского творчества Ф. Шопена.
Развивать духовно-эстетические потребности учащихся;
Обогащать эмоционально-волевую сферу детей;
Развивать интерес к искусству;
Воспитывать музыкальную культуру учащихся.
Умение определять и осознавать цель урока;
Умение планировать задачи на урок
Учить размышлять о содержании музыкального произведения;
Определять средства музыкальной выразительности;
Учить понимать музыкальный язык;
Выявлять особенности музыкального языка композитора;
Научить различать мазурки по типу.
Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портреты композиторов.
Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.
Узнайте произведение. (Звучит только мелодия ) (дети узнают романс С. В. Рахманинова «Сирень»)
Что композитор выразил в романсах «Сирень», «Здесь хорошо»? (Свое отношение к родной русской природе, которую очень любил, и о которой тосковал, живя за границей. Даже пытался воссоздать её уголок на вилле Сенар в Швейцарии, посадил там русские берёзы, чтобы создать атмосферу родной Ивановки).
А сегодня на уроке мы поговорим о творчестве композитора, чья судьба во многом схожа с судьбой С. В. Рахманинова. Оба покинули свою Родину, оба жили и похоронены на чужбине. Оба любили свою Отчизну, пронесли это чувство через всю жизнь.
Может быть, кто-то догадался, о ком пойдет речь?
Давайте послушаем фрагмент одной его песни.
Звучит песня Шопена «Желание» на польском языке.
Слова похожи на русские, можно понять «солнышко», «небо», «пташка».
Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Какие можем поставить цели и задачи на урок?
Узнать жизни о Шопена;
Послушать его музыку;
Узнать, к каким жанрам обращался композитор;
Выявить особенности музыкального языка и стиля композитора;
Много задач поставили, как будем их решать?
Предлагаю посмотреть видеофрагмент о жизни композитора, а затем составить рассказ о Шопене.
Перед просмотром выдаю карточки с вопросами, которые нацелят детей на выполнение задания.
Когда и где родился Фридерик Шопен?
Кем были родители Шопена?
Как называли Фридерика Шопена его друзья?
Какие инструменты звучали в доме Шопена, и почему, будучи ребенком, он плакал, услышав музыку?
Как развивался музыкальный талант в детстве?
В каком возрасте состоялось первое выступление Шопена?
С каким композитором сравнивали Шопена в Польше?
Какими талантами, кроме музыкального, обладал Шопен?
В каком году Ф. Шопен покинул Польшу?
Где хранится сердце композитора?
(Рассказ детей после просмотра видеосюжета.)
Родился 1 марта 1810г. недалеко от Варшавы. Мать – из польских дворян, отец – французский эмигрант, служивший гувернёром и школьным учителем. В доме были часто слышны звуки флейты, скрипки и фортепиано. Слыша музыку, от сильного впечатления ребёнок плакал. К пяти годам исполнял на фортепиано несложные пьесы, а в шесть лет его педагогом стал известный чешский музыкант Войцех Живный. Первое выступление в семь лет состоялось в Варшаве. Поляки его называли «маленький Шопенек» и сравнивали с Моцартом. К 12 годам Шопен не уступал лучшим пианистам Польши. Кроме увлечения музыкой, Фридерик свободно владел французским и немецким языками, знал историю Польши, много читал, отличался остроумием и любознательностью, хорошо рисовал.
В 1830 г. отправляется в европейское турне, он везёт с собой кубок, наполненный польской землёй, оказалось, он расстался с Родиною навсегда.
Где хранится сердце Шопена? (В Польше, в колонне костёла Святого Креста)
Почему Шопен завещал сердце увезти в Польшу? (Потому, что Франция не стала для композитора второй Родиной, сердцем он всегда принадлежал Польше).
Как называли Фридерика Шопена его друзья? («Душой фортепиано» – столько разных чувств он мог выразить в звуках этого инструмента).
К каким же жанрам в своём творчестве обращался композитор? Найдите информацию в учебнике, стр. 83. (Вальсы, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды)
Вальсы, полонезы, мазурки – это всё? (Танцы).
Излюбленный польский танец – мазурка, точнее мазур (от названия одной из областей Польши – Мазовии).
Народная мазурка – весёлая, задорная, с резко акцентированной мелодией в трёхдольном размере. Это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Его импровизируют партнёры. В 19 веке мазурка стала бальным танцем.
Шопен очень любил народную польскую музыку, мог слушать её часами, интонации её впитал с детства. Большинство своих мазурок Шопен писал вдали от Польши, в Париже, но остроту запомнившегося с детских лет не могло заглушить никакое расстояние. Один из музыковедов в книге о Шопене писал: «Слушающему (мазурки Шопена) кажется, что автор только что побывал где-нибудь в окрестностях Полоцка, на деревенской свадьбе и под свежим впечатлением здорового веселья спешит зарисовать нотами картину танцев под открытым небом и зафиксировать звуки примитивного деревенского оркестра».
Мазурки Шопена очень разнообразны. Одни представляют собой жанровые зарисовки из сельской жизни, изображение деревенских сценок. Шопен называл их «обра зками» (картинками).
Другие мечтательные, лиричные, так называемые мазурки-размышления, мазурки настроения.
Третьи напоминают блестящие бальные мазурки.
Мы послушаем три мазурки и попытаемся определить их тип. (Слушание мазурок№1, №47, №48 и обсуждение в группах).
В табличках можно сделать пометки, полностью заполнять необязательно.
7. Сказка о тактах и тактовых размерах
Транскрипт
1 7. Сказка о тактах и тактовых размерах Когда-то ноты вели себя очень бестактно. Они располагались на нотном стане как хотели! Одна нота хотела стоять в гордом одиночестве и звучать долго. Другие вставали парами и звучали то быстро, как «восьмушки», то ещё быстрее как шестнадцатые. Третьи вообще хотели водить настоящие хороводы из пяти или даже шести нот. Поэтому одна и та же песенка могла звучать совершенно по-разному. Из-за этого нотного хаоса была большая неразбериха. Композиторы ссорились с музыкантами, которые исполняли их произведения. Композиторы хотели, чтобы их песни звучали так, как они их придумали. Но ноты стояли на нотном стане как попало, а музыканты играли эти ноты, как хотели. В итоге композиторы очень обижались на то, что окружающие их совсем не понимают. Фея Гармония решила положить конец этой неразберихе. Она разделила ноты тактовыми чертами. И тогда в мире музыки воцарилась не только звуковая, но и ритмическая гармония. И все ноты стали очень тактичными. А композиторы и музыканты начали с полуслова понимать друг друга. Подсказки Тактовая черта это вертикальная линия, пересекающая нотный стан. Такт это самый маленький отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой сильной доли. Метрически равные доли такта это тактовые доли. В такте метрический акцент (ударение) падает на первую долю. Эта доля называется сильной. Остальные доли такта называются слабыми. сильная доля такт слабая доля Когда заканчивается часть произведения, тактовая черта может быть двойной. В заключение произведения ставят двойную тактовую черту с жирной чертой: Перед первой сильной долей тактовая черта не ставится! Задание 1. Прочитай фразу песенки. Прохлопай её, акцентируя сильные доли (в тексте сильные доли отмечены чёрточками-ударениями). Расставьте тактовые чёрточки перед каждой сильной долей. В конце фразы поставьте двойную тактовую черту. / / / / / / / / Си-дит бел-ка на те-леж-ке, раз-да-ёт о-на о-реш-ки. 21
2 Такты бывают двухдольными и трёхдольными. В двухдольных тактах две метрически равные доли. Первая из них сильная, а вторая слабая. В трёхдольных тактах три метрически равные доли. Первая из них сильная, а две другие слабые. Доли такта могут быть обозначены различными длительностями: от самых больших целых до более «мелких» шестнадцатых и тридцатьвторых. Размер есть не только у обуви и одежды. Размер есть и у музыкальных произведений, и у тактов. Тактовые размеры обозначаются дробями: 2/4, 3/4, 4/4. Числитель этой дроби (цифра перед косой чертой) обозначает, сколько в такте долей, знаменатель (цифра после косой черты) длительность каждой доли. Например, размер 2/4 можно «расшифровать» так: числитель 2, значит, в такте две доли; знаменатель 4 значит, каждая доля длится одну четверть. 2/4, 3/4, 4/4 самые популярные тактовые размеры. Размер 4/4 часто обозначается таким знаком: Тактовый размер ставится только на первой строчке произведения. На остальных строчках тактовый размер указывается, только если он меняется. Задание 2. Придумай мелодию к стишку про белку. Размер твоего произведения должен быть 2/4. Поставь на нотном стане размер и запиши мелодию, не забывая расставлять правильно тактовые чёрточки (в каждом такте могут быть две четверти или четыре «восьмушки» или одна четверть и две «восьмушки»). Рисунок 1. Песенка про белку 22
3 Задание 3. Раскрась иллюстрацию к песне. Вредные советы Если ты свое вниманье Обращать совсем не хочешь На размеры и на такты Музыкальных сочинений, То, мой друг, не обижайся, Если музыкальный критик Назовет тебя бестактным Неучем без чувства меры. P. S. СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ!) Задумываетесь ли вы, когда танцуете, сколько долей в каждом такте данного танца? Конечно, нет! А между тем к двухдольным танцам относятся такие популярные в XIX веке танцы, как контрданс (прародитель кадрили), полька, галоп, канкан и популярнейшие танцы XX века танго, буги вуги и рок н ролл. В трехдольном размере танцев гораздо меньше. Самый известный трехдольный танец вальс. В XVI веке в моду начал входить полонез. В XVII веке были популярны трехдольные танцы менуэт и гальярда, а в XVIII веке ни один бал не обходился без мазурки. Из всех танцев наибольшим гонениям подвергся вальс. Его запрещали в разные времена в разных странах. Стоило вальсу проникнуть в Россию, его запретили и у нас. Император Павел I издал специальный указ, запрещающий танцевать вальс. Официальный запрет с этого танца в России был снят только в 1830 году. Тем не менее вальс в России танцевали «подпольно», то есть не на официальных балах, а на «частных вечеринках». 23
4 8. Сказка о паузах Многие из нас очень любят болтать. Но даже самые великие болтуны не могут говорить постоянно, потому что устают. Есть люди, которых профессия обязывает много говорить. Если у тебя папа или мама работают учителями, экскурсоводами, диджеями на радио, то наверняка, приходя работы, они говорят: «Ах, я так устал(а), что у меня язык на плече!» Ты, конечно, никакого языка у них на плечах не видишь, но понимаешь, о чём идёт речь. Ноты они как люди. Бывает, что очень долго «говорят» музыкальными фразами, а бывает, что молчат. Сначала, когда Фея Гармония придумала, как записывать ноты, и «восьмушки», и шестнадцатые, и четверти, и половинки, и даже целые «говорили» на радостях без умолку. Теперь какие-то ноты так и продолжают активно «болтать», какие-то стали «говорить» медленнее, а какие-то вовсе замолчали и стали очень молчаливыми нотами. Чтобы молчаливые ноты не спутать с болтающими, Фея Гармония решила присвоить им музыкальное звание «паузы». И для каждой целой, половинки, четверти, «восьмушки», шестнадцатой был придуман свой знак, обозначающий молчаливую ноту. Подсказки Пауза это перерыв (молчание) в музыкальном произведении. Паузы записываются специальными знаками, длительность которых соответствует длительности нот. целая: половинная: четвертная: восьмая: шестнадцатая : тридцадьвторая: Чтобы не запутаться в длительностях и паузах, можно заглядывать в подсказку на странице 60. Разучивать музыкальное произведение очень удобно под метроном этот волшебный прибор простучит нам все доли. Если метронома нет, то, разучивая пьесы, надо обязательно считать вслух! Причем считать мы должны не только ноты, которые мы видим, но и ноты, которые мы не видим, то есть паузы. 24
5 Если в музыкальном произведении есть только целые, половинные или четвертные длительности, то мы определяем размер и будем считать четверти. Если размер 2/4, то считаем «раз два», если 3/4, то «раз два три», если 4/4, то «раз два три четыре» (рисунок 1). раз два раз два раз два три раз два три раз два три четыре раз два три четыре раз два три четыре Рисунок 1. Как считать четверти Ели в музыкальном произведении встречаются восьмые, то определяем размер и считаем с «и» (рисунок 2). раз и два и раз и два и раз и два и три и раз и два и три и раз и два и три и четыре и раз и два и три и четыре и Рисунок 2. Как считать восьмые Если в музыкальном произведении встречаются шестнадцатые, то определяем размер и считаем «ра аз и и» (рисунок 3). ра аз и и два а и и ра аз и и два а и и Рисунок 3. Как считать шестнадцатые Остальные размеры считайте по аналогии с предыдущими примерами. Задание 1. Разучи песенку про дятла правой и левой рукой (играй теми пальцами, номера которых указаны в нотах) сначала со счётом, затем со словами. Играй и пой песенку со счётом, со словами, с названиями нот. 25
6 Рисунок 4. Песенка про дятла Задание 2. Посмотри на мелодии, расставь правильно тактовые чёрточки. Вредные советы Ноты в пьесе все считать Очень скучное занятье. Чтоб не очень напрягаться, Попроси своих родных, Чтоб они тебе купили Попугая поскорее. Ты считать его научишь, Будет он у вас в семье Самым главным, самым умным Счетоводом музыкальным. P. S. СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ!) Музыкальные произведения бывают короткие, а бывают очень длинные. Сочинение Джема Файнера может стать самой долгоиграющей композицией. Композитор сочинил циклическое музыкальное произведение для тибетских поющих чаш. Эту композицию начали исполнять 31 декабря 1999 года. Самое удивительное, что исполнение не прекращается не на секунду, ориентировочное окончание исполнения 31 декабря 2999 года. Самым коротким произведением считают композицию группы Napalm Death «You Suffer», которая длится 1,316 секунды. 26
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Музыка класс 4 Тема: « Не молкнет сердце чуткое Шопена….»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет Музыка класс 4 Толкачева Е.Ю. 26.01.18
Тема: « Не молкнет сердце чуткое Шопена….»
-расширить знания о Польше, танцевальном творчестве Ф.Шопена;
-конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.
-развивать ритмический, динамический слух;
-развитие вокально-хоровых навыков.
-на примере творчества и биографии Шопена прививать любовь к родной земле, толерантности, уважительного отношения к культуре польского народа.
-учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;
-учиться оформлять и выпускать газету.
-участие в коллективном пении;
-учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать.
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
-подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук, проектор, презентация.
-метод зрительной наглядности: презентация, видеозаписи;
-метод слуховой и зрительной наглядности;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод взаимодействия с учителем;
-метод сравнения, размышления; -словесные методы(беседа, разъяснение, объяснение)
Форма: урок « Выпуск газеты»
Opr момент. Приветствие.
II. Актуализация темы.
– Сегодня вы поможете мне выпустить газету, посвященную 205- летию одного композитора. И как в настоящей газете в ней будут свои рубрики: «Что? Где? Когда?», «Музыкальный календарь», «Это интересно». Композитор родился в одной из старинных стран Европы. Вы спросите – какой? Ответив на вопросы мы увидим с вами эту страну, которая занимает место в нашей газете.
Игра «Музыкальное лото»
-Название инструмента (рояль)
-Со мной здоровается сам дирижер(название инструмента -скрипка)
-Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?(духовые, струнные, ударные)
-В какой оркестр входит этот инструмент балалайка? ( оркестр народных инструментов)
( открывается карта ПОЛЬШИ)
Наклеивают карту Польши на газету.
-22 февраля -день рождения польского композитора Фридерика Шопена.
( прикрепить портрет в центре)
– Ребята, мы отправляемся с вами в Польшу на Родину композитора. Группа
« Корреспонденты » поможет мне в проведении урока. На протяжении всего урока они будут выступать в роли моих помощников. Итак, первая рубрика «Что? Где? Когда?»
Несколько интересных фактов об этой стране подготовила…………….
– На территории Польши проживает наибольшее количество белых аистов (23% от мировой популяции).
– Если где-нибудь на улице Кракова вы спросите, как пройти к библиотеке, и вам ответят «просто», не воспринимайте ответ, как издевательство. «Просто значит «прямо».
-Спортом номер один является футбол.
-Жёлтый свет светофора в Польше называют оранжевым
-Обязательным первым танцем является полонез.
-Тема нашего урока:
Не молкнет сердце чуткое Шопена.
Предлагаю дать нашей газете это поэтическое название.
эти мелодии звуки струны?
То, звуки , рожденные в сердце слышны .
Прочитать с художественным тактировнаием .
К омментарии детей к эпиграфу .
– В конце нашего урока мы ответим на главный вопрос: Почему не молкнет сердце чуткое Шопена?
– Как мы сможем ответить на этот вопрос? Что мы должны с вами сделать на уроке?
– Узнать о жизни композитора.
-Услышать музыку Фредерика Шопена, узнать в каких жанрах музыки ярко проявилось его творчество.
Узнать о жизни композитора помогут « Корреспонденты»
Родина композитора -Польша. Но судьба так распорядилась, что долгие годы композитор был на чужбине. Поэтому все свои музыкальные послания он наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием.
-Любимым инструментом Шопена был – Давайте угадаем:
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его…………….(Фортепиано)
« Душа фортепиано»,- так называли польского гения. Он писал множество произведений для этого инструмента. Среди них такие жанры как вальсы, полонезы, прелюдии, этюды.
Друзья его называли “Бриллиантовые ручки”.
Инфор. на газету
-Почему, вам подскажет музыка.
(Слайд № 7) слушание аудиозаписи вальс № 7 до диез минор Ф. Шопена.(отрывок)
Вывод о прослушанной музыке: беглость пальцев, пальчики двигаются так быстро, как переливаются бриллианты.
– Недаром о нем Роберт Шуман говорил: «Шапки долой, господа, пред вами гений»
«Танцы, танцы, танцы. » именно так называется следующий разворот учебника на стр. 84 и посвящён он вальсу, полонезу и мазурке.
-В 19 веке вальсы, мазурки, полонезы покорили танцевальные залы королей и вельмож и мы послушаем эт великолепные танцы, которые сочинил Ф.Шопен.
-А сейчас перед вами три определения, каждый из вас находит определение к каждому танцу по его выразительным музыкальным средствам. (Читать с детьми).
Собрать описание одного из танцев.(вальс)
Проставить номера, т.е в каком порядке они звучали.
-Мы послушаем с вами эти танцы, а я попрошу на слух определить в какой очередности они звучат.
Слушание музыки – «ПОЛОНЕЗ»
.. танец – шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
Сообщение корреспондентов подготовил……………
Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.
В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.
Слушание музыки -«ВАЛЬС»
бальный танец с плавным вращательным движением пар.
– Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни. 17 вальсов сочинил Шопен.
Слушание музыки « Мазурка»
весёлый, подвижный прыжковый танец.
– Как прозвучал танец?
( быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно)
Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.
Сообщение подготовил корреспондент………………..
Шопен сочинил около’ 60 мазурок. Oh называл мазурки «obrazki» – «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.
Мазурка-старинный польский танец, (от названия польской области Мазовии). Его танцевали на сельских праздниках. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами и аристократами.
– В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслись, дребезжали рамы.
(просмотр видеозаписи танца мазурка)
– Скажите, вы почувствовали особенности этих танцев?
-Ребята, если мы посмотри на средства музыкальном выразительности – они похожи? Темп, регистр, динамика, тембр?
-Какая по характеру эта музыка?
-Через простые танцы Польши – полонез, мазурку, вальс композитор выразил свою любовь к Родине, восторг.
– Ребята, посмотрите на эти даты 1810 – 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен.
Всего 39 лет – это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Шопен в Париже , а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”
-Родина-это главное, что есть у человека! Сколько прекрасных пословиц, высказываний, стихов о Родине. Давайте прямо сейчас их вспомним.
А сейчас мы разучим с вами песню о нашей Родине, которая
называется «Солнечный Крым».
IV. Вокальная работа.
Распевание. Песня «Солнечный Крым»
V. Обобщение урока и выводы.
– Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет.
-Одно из замечательных свойств музыки Шопена – ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
-Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.
Те из вас, кто ответит на вопросы украсит газету произведениями искусства о Шопене: скульптуры, памятники.
Ребята корреспонденты задают вопросы:
-С творчеством какого композитора вы познакомились?
-Торжественный польский танец-шествие?
-Подвижный прыжковый польский танец?
-Как друзья называли Ф.Шопена?
-С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
-Бальный танец с плавным вращательным движением пар?
И я хочу предложить вам клип на песню о Шопене.
Рубрика «Это интересно»
Мазурка или мазурек (mazurkamazurek) – это не только танец, как вы могли подумать. Это замечательный пирог, который, также как и печенье с джемом, пекут из песочного теста. Отличается же он тем, что его раскатывают в нетолстый пласт, разбивают на сегменты, и щедро смазывают разным видами фруктового джема. Получается очень красиво и вкусно. А когда его слегка посыпают сахарной пудрой, кажется, что сказка уже началась, и она совсем рядом!
VI. Оценивание. Домашнее задание «Поэты о Шопене».
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Расширить знания о Польше, танцевальном творчестве Ф.Шопена;
-конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.
-развивать ритмический, динамический слух;
-развитие вокально-хоровых навыков.
-на примере творчества и биографии Шопена прививать любовь к родной земле, толерантности, уважительного отношения к культуре польского народа.
-учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;
-учиться оформлять и выпускать газету.
-участие в коллективном пении;
-учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать.
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
-подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
- Толкачева Елена Юрьевна
- Написать
- 336
- 24.04.2018
Номер материала: ДБ-1502763
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 23.04.2018
- 314
- 19.04.2018
- 399
- 14.04.2018
- 237
- 13.04.2018
- 1140
- 13.04.2018
- 224
- 18.03.2018
- 291
- 18.03.2018
- 439
- 09.03.2018
- 213
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
https://dvoris.ru/aksessuary/urok-muzyki-ne-molknet-serdce-chutkoe-shopena-igra-muzykalnoe-loto/
https://docplayer.ru/29850965-7-skazka-o-taktah-i-taktovyh-razmerah.html
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-predmet-muzika-klass-tema-ne-molknet-serdce-chutkoe-shopena-2923562.html