9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок музыки “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”. Звучал ноктюрн мелодией разлуки…

Урок музыки “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”

Разделы: Музыка

Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.

Задачи:

  • Образовательные:
    • умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
    • сопоставление и сравнение;
    • умение образно мыслить;
    • исторические данные;
    • умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
    • знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
    • расширение речевых возможностей о содержании музыки.
    • вокально-хоровая работа.
  • Воспитательная:
    • эмоционально-целостное отношение к музыке.
  • Развивающая: формирование общеучебных навыков:
    • учебно-организационных,
    • учебно-информационных,
    • учебно-интеллектуальных,
    • учебно-коммуникативных.

1. Музыкальное приветствие

2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1, слайд 1)

– Ребята, перед нами портрет великого польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную жизнь прожил Фридерик Шопен.

2 слайд.

– Как вы думаете для какого инструмента писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова Воля в Польше.
3 слайд. Отец Фредерика Николя был французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он переехал жить из Франции в Польшу, которая пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно проявлять свои музыкальные способности. Он был одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано, плакал, прослушивая определенные мелодии, проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд (прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд. (Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать музыку и выступать с концертами? (Моцарт, Прокофьев).
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни проведет в дали от родины.

Учебник – ст. 82. 2 абзац.

Слайды – 6, 7, 8.
Сердце: Он завещал похоронить свое тело в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы французского художника-романтика (стиль романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена включены в репертуар множества пианистов. Часто записи его произведений фигурируют в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года и поныне в городе Варшава проводят Международный конкурс пианистов им. Шопена.

Цитаты. Слайд 11. (зачитать).

В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.

Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.

Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.

Слушание. Полонез ля мажор.

– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).

Мазурка. Слайд № 14.

Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.

Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.

Вопрос из учебника:

– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….

О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.

3. Разучивание песни «Родина»

Слайд 15 (вызвать ребенка).

– Кто из них Шопен?

4. Задание на доске:

К каким странам относятся эти танцы?

Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Чардаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.

Читать еще:  Раневская если женщина идет с опущенной головой. Mеткие высказывания Фаины Раневской

5. Итог

– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).

6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?

7. Рефлексия

– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?

Конспект урока “Не смолкнет сердце чуткое Шопена” (4 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы!»

Тип урока – урок изучения нового материала.

– воспитание у учащихся патриотических чувств к Родине, на примере биографии Ф. Шопена, повышение их эмоциональной культуры, расширение кругозора.

– знакомство с биографией и творчеством польского композитора Ф. Шопена;

– формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Музыкальный материал: Ф. Шопен Полонез №3 (ля мажор), мазурка №47 (ля минор), мазурка №48 (си-бемоль мажор), вальс (до-диез минор), «Желание» на сл. В. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.

Оборудование: мультимедийное оборудование, фортепиано.

1. Организационный момент. Приветствие.

Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока!»

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята, я рада приветствовать вас в нашем концертном зале, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного.

В ы услышите замечательные произведения польского композитора Фридерика Шопена, познакомитесь с его биографией.

1 марта 1810 года в Желязовой Воле, близ Варшавы, родился Фридерик Шопен. Его отец, Николя Шопен, француз, переселился в Польшу ещё в конце 18 века, и сумел не только полюбить новую Родину, но и поучаствовать в борьбе за её независимость. Матерью композитора была обедневшая польская аристократка – Юстина Кжижановская. В семье Шопенов было четверо детей. Все четверо были горячо любимыми детьми, но воспитывались в строгости и сдержанности.

Вскоре после рождения сына семья Шопенов переезжает в Варшаву. Маленький Фричек (так звали ребёнка в семье) очень рано проявил свою музыкальную одарённость. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать. Малыш смеялся и хлопал от радости, когда мать играла веселые танцы . Он в раннем возрасте научился подбирать мелодии на фортепиано. Никто его этому не учил.

С 6 лет Фридерик стал заниматься у Войцеха Живного – чешского музыканта. Родители были несказанно рады, когда прекрасный педагог пан Войтех Живный взялся за обучение их сына. Никто, разумеется. Не думал, что в семье растёт гений. Однако именно пан Живный объявил семье Шопенов: «Ваш сын – новый Моцарт!» с самого детства мальчика его мать пани Юстину беспокоили постоянные простуды сына. Несмотря на то, что он был по-детски резв и слыл заводилой мальчишеских компаний, сомнений не оставалось – главной проблемой в его жизни будет именно хрупкое здоровье.

В 7 лет Фредерик сочинил своё первое крупное произведение – полонез. Полонез это польский танец, но непростой танец, а танец-шествие, которым тогда открывались все танцевальные мероприятия – от императорского бала до провинциально-помещичьей вечеринки. Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен .

Слайд №9. Сейчас мы услышим знаменитый Полонез ля мажор.

? Какими чувствами наполнена эта музыка? (ответы ребят)

? Как ты думаешь, почему именно это произведение стало музыкальным символом Польши? (ответы ребят)

(Ребята записывают в тетради определение. Полонез – торжественный танец-шествие.)

С 1816 года Шопен начинает выступать в салонах варшавских аристократов, исполняя как произведения собственного сочинения, так и других авторов.

С 1826 по 1829 года Фридерик учится в Главной школе музыки в Варшаве у Ю.Эльснера, где совершенствуется в игре на фортепиано и изучает теорию композиции. В отчетах Главной школы музыки Эльснер писал: “Ученик первого года Ф.Шопен – особое дарование”, “Ученик третьего года Ф. Шопен. Исключительная одаренность, музыкальный гений». Директор Варшавской консерватории Эльснер – широко образованный музыкант, хороший композитор. За свою долгую жизнь он воспитал не одно поколение польских музыкантов. Чуткий педагог, он умел находить дорогу к сердцам молодых музыкантов. Призывал их ценить родную народную песню, живой источник вдохновения польских композиторов.

Читать еще:  Результаты тиража 6 из 45 архив тиражей. Как заполнять лотерейные билеты

В возрасте 14-15 лет Шопен сочиняет свои первые мазурки. Мазурка – любимый танец польского народа. Это пьесы, воссоздающие атмосферу польского бала или народного сельского быта, лирически и нежные или проникнутые страстным порывом. К этому танцу Шопен обращался на протяжении всей своей жизни. Всего им написано 60 мазурок.

Послушайте мазурку си-бемоль мажор Ф. Шопена, определите её характер.

? Как звучат мазурки Шопена? Похожи ли они на сельский танец?

(Ребята записывают в тетради. Мазур – старинный польский танец.)

После блистательного окончания Варшавской консерватории Шопен по совету своего учителя едет в Вену – крупный музыкальный центр того времени.

В девятнадцатилетнем возрасте Шопен покорил Вену. Вена издавна не любила «чужаков», но, тем не менее, юный Шопен сумел вызвать у капризной публики самые восторженные эмоции. В отличие от большинства композиторов своей эпохи, Шопен был удивительно тонок и нежен. «Его музыка – удивительно весенняя!» – восклицали слушатели. Недаром же он родился в марте!»

Слайд №16. Послушайте один из самых известных вальсов Ф. Шопена – вальс си минор. Сравните его с другими известными тебе танцами. В чём их различие? (ответы ребят)

В 1829 Шопен знакомится с Констанцией Гладковской, которая становится его музой. Именно для Констанции Шопен сочинил песню Желание. Эта нежная лирическая музыка возникла под непосредственным воздействием глубокого сердечного чувства к красивой и талантливой девушке. Звучит песня «Желание».

? Интонации какого жанра звучат в этой песне? Сравните её с темами мазурок. (ответы ребят)

Шопен собирался отправиться покорить мир – завоевать Вену, Париж – и вернуться в Польшу признанным композитором. Но судьба распорядилась иначе.

В 1830 году в Польше началась война за независимость. Шопен, страстный патриот, водил знакомство со многими повстанцами. Однако по настоянию отца молодой композитор уезжает в Париж. Мучимый противоречиями, он отправляется в Париж.

Прибыв Париж, Шопен поражается его разнообразием и возможным перспективами. В Париже Шопен знакомится с известными музыкантами: Ференцом Листом, Луиджи Керубини, Гектором Берлиозом.

Известие о разгроме восстания и падении Польши застают композитора на чужбине. В своем дневнике Шопен напишет: “. Нельзя описать мое горе: я насилу его переношу!” Нужны были не слова, а что-то другое. Все чувства, все мысли, веру в свободу Польши, весь пыл восстания он воплотит за фортепиано, создаст фортепианный этюд, названный «Революционным».

По своей натуре Шопен был настоящим аристократом, презирающим. В его манерах и внешности не было ничего наигранного, фальшивого. В его сердце была любовь к людям, он стремился им помогать. Кроме этого, он обладал прекрасным чувством юмора и был талантливым собеседником. Шопен был красив, несмотря на бледный чахоточный вид. Нет ничего удивительного в том, что он скоро покорил Париж. Но, несмотря на активную концертную, композиторскую, педагогическую деятельность, несмотря на знакомства с творческими личностями, знатью, Фридерик оставался одинок. Он не мог никому открыться, не мог поведать того разочарования, той пустоты от разлуки с Родиной, с родными.

В 1848 году Шопен дает последний парижский концерт. Он пытается вновь начать педагогическую деятельность, но силы оставляют его. Летом 1849 Фридерик делает набросок Мазурки фа минор – своего последнего произведения. 17 октября 1849 года в присутствии сестры Людвики и нескольких друзей Фридерик Шопен умер.

Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой композитора Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Святого Креста. Сегодня имя Шопена не забыто: по всему миру проводятся конкурсы и фестивали имени Фридерика Шопена.

Читать еще:  2pac биография фильм. У него был странный для рэппера вкус в музыке

Шопен был гениальным пианистом. Почти все произведения Шопена написаны для фортепиано.

А сейчас мы вернёмся к песне «Желание» и разучим её. (разучивание песни)

Выводы: Ф. Шопен горячо любил свою Родину, и все свои произведения посвящал Польше и польскому народу. Его музыка пронизана польскими народными песенными и танцевальными мелодиями.

Поражает его удивительное чувство любви к своей Отчизне. Многие поэты посвящали этой теме свои стихи. А сейчас послушайте Сонет Шопену, автором которого является азербайджанский поэт Мамед Фошк.

Не молкнет сердце чуткое Шопена,

Звучит громоподобно, как орган,

В «Святом кресте» вмурованное в стену,

Не для одних лишь здешних прихожан.

И нощно слышит сердце всё, и денно, –

Оно недремно, словно океан, –

Прах гения покоится над Сеной,

Но он живой для всех людей и стран!

Великий сын земли многострадальной,

Мир покорили до окраин дальних

Навеки звуки музыки твоей.

То сердце, что стучало в лад с народным

Во имя жизни светлой и свободной

И камнем взято, всех живых – живей!

(перевод с азербайджанского С. Поликарпова)

Технологическая карта урока музыки «Не молкнет сердце чуткое Шопена»

Тема: Не молкнет сердце чуткое Шопена

Цель: Формирование представления о творчестве польского композитора Ф. Шопена.

– познакомиться с биографией и творчеством Ф. Шопена

– воспитывать слушательскую культуру у обучающихся

– совершенствовать вокально-хоровые навыки.

Предметные: формирование умения эмоционально откликаться на музыку, выражая свое отношение.

Метапредметные: установление ассоциативных связей.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Подготовка к работе, эмоционально-образный настрой обучающихся на урок.

2. Введение в тему урока.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена»

Как вы понимаете эти строки?

Отвечают на вопрос

Регулятивные: учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

3. Изучение нового материала

Фридерик Шопен (1810-1849)

Родина замечательного композитора 19 века – Польша. Он родился в музыкальной семье, отец играл на скрипке и флейте, мать пела и играла на рояле.

♪- Сказки старого пианино. Ф. Шопен

Что вы узнали о композиторе?

Любимым инструментом Ф. Шопена было фортепиано. «Душа фортепиано»-так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: учатся ориентироваться в информационном материале.

Коммуникативные: планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками.

5. Первичное закрепление.

Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием

Как звучит музыка?

Умер композитор во Франции, но завещал похоронить свое сердце в Польше, в Варшаве. Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце композитора в костеле Святого Креста, но умолкнувшее ли?

Отвечают на вопрос

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Ясное выражение своих мыслей.

Личностные: выражение собственных чувств и эмоций как отклик на услышанное музыкальное произведение

6. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни, работа над вокально-хоровыми навыками обучающихся.

Коммуникативные: формирование исполнительских навыков.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведение итогов урока.

Спасибо большое за урок!

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность. На уроке:

Познавательные: контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: открытость учащихся в осмыслении своих действий.

Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнение других.

Источники:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/656559/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-ne-smolknet-serdce-chutkoe-shopena-klass-674701.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_muziki_ne_molknet_ser_193503.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]