10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В башкирии умирают народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство башкир

История и Культура Башкортостана

Декоративно-прикладное искусство башкир

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшении жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В миниатюрных произведениях прикладного искусства кочевников особенно часто изображались медведи и кони в виде подвесок-амулетов. Медведи обычно изображались стоящими на всех четырёх лапах и с опущенной вниз головой. В изображении лошадей выражалось почитание этого благородного животного, они с такой любовью и мастерством выполняли контур мирно отдыхающего животного. Некоторые мастера изображали конские фигуры в сдвоенном виде. Это имело определенный чародейский, колдовской смысл: как бы усиливало охранительное значение амулета для его владельца, защищало от злых сил со всех сторон.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи. В обычное время в кругу семейных забот почти не оставалось времени для творчества. Лишь немногие, наиболее талантливые мастерицы продолжали заниматься любимым делом.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его.

Одним из важных условий для дальнейшего успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому учёные так старательно изучают сегодня башкирское прикладное искусство, выясняют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А художники-прикладники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

По Н. Бикбулатову, Н. Мажитову

В нашем интернет-магазине можете купитьженские браслеты серебро по очень выгодной цене

Башкирское народно- прикладное искусство “Роспись Башкирского сапожка”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема занятия: Народное декоративно – прикладное искусство Башкортостана

«Башкирский орнамент. Декорирование башкирского детского сапожка.»

Воспитатель: Лягаева Надежда

Башкирский орнамент. Декорирование башкирского детского сапожка.

Познакомить с элементами башкирского орнамента. Закреплять умение правильно использовать кисть. Закреплять знание цветов.

Развивать способность обобщения, мышления.

3. Развивать художественный вкус, творчество, фантазию. Вызывать положительные эмоции на красоту произведений декоративно прикладного творчества. Воспитывать чувство гордости за свой край, свою родину. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

предметы быта башкирского народа, украшенные орнаментом,

таблицы с изображением элементов башкирского орнамента,

альбом «Башкирские узоры»,

записи башкирских мелодий,

куклы в русском и башкирском костюмах,

заготовки башкирского детского сапожка, краски, карандаш, баночки с водой, салфетки, кисточки.

рассматривание иллюстраций с изображением уральской росписи, башкирского орнамента.

рассказ о народах, проживающих на Южном Урале с просмотром презентации.

В-ль: – Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Все вместе мы отправимся в мир искусства, в мир красоты и творчества народных умельцев Уральского края. У каждого народа своя культура, свое искусство, свои музыкальные инструменты, песни, танцы, свои национальные костюмы, свои узоры. На Урале проживают много народов: русские , татары, украинцы , башкиры… Народы живут дружно и делятся своим мастерством. Раньше башкиры жили в юртах. Делали ее из войлока и украшали орнаментом.
– Скажите, ребята, из каких элементов состоит узор?
А вот какую одежду носили башкирские женщины. Это елэн- женская верхняя одежда. Расскажите, какой на ней узор? А теперь посмотрим на изделия современных мастеров.
Дети с педагогом рассматривают изделия из дерева, одежду и др.
– Какие узоры вы видите?
Ребята, вы должны бережно обращаться со всеми предметами народных умельцев. Ведь в них мастера вкладывают свой ум, свое сердце, свои знания, свою любовь к родному краю.
– У кого из вас дома есть такая посуда?
– А у кого дома есть пиалы, украшенные башкирским узором?
Украшая свои изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, о природе, традициях. Религия запрещала рисовать живые существа, поэтому в орнаментах использовали различные символы природы. В башкирском орнаменте существуют следующие группы символов.
Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.
Позднее появились различные виды кускара:
– спиралевидные завитки.
– S образные завитки.
И еще один мотив в башкирском орнаменте – это ромб – символ земли и плодородия. А также разные виды этого элемента.
Башкирский орнамент никогда не повторяется. Мастера меняют узор, добавляют другие элементы, превращая кускарные и ромбовидные элементы в причудливый узор. Башкирский орнамент очень яркий, красочный.
– Скажите, ребята, какие цвета используются в башкирском орнаменте?
Фон изделий чаще всего красный, черный. Узор состоит из красного, желтого, черного, зеленого цветов. Эта цвета земли и солнца. Реже цвет бывает синим, голубым, оранжевым.

Читать еще:  Первое появление слова робот. Давайте взглянем на определение слова робот

Сейчас мы украсим сапожек – ситек башкирским узором.
Рисование орнамента.
Сегодня, ребята, вы сможете почувствовать себя мастерами башкирской росписи. На столах у вас лежат заготовки сапожек, которые вы и будете украшать.
– Какой фон лучше выбрать для детского сапога?
Конечно же красный. Возьмите кисточки, намочите, наберите красной краски и покрасьте сапог. Вымойте кисточки, протрите салфеткой.
Отложим сапог и, пока он сохнет, подумаем, как его можно украсить.
– Какие элементы башкирского орнамента вы хотите использовать для украшения верха сапожек?
– Какой узор будет в середине?
Дети обмениваются своими мыслями, задумками.

А вот посмотрите, как украсили сапожки художники. Теперь возьмите подсохшие сапожки и украсьте их элементами башкирского орнамента по своему вкусу.
Дети работают самостоятельно
Подведение итогов занятия.
– С какими элементами башкирского орнамента вы познакомились?

– Какие цвета преобладают?
Вы все большие молодцы. Вы как настоящие мастера украсили сапожки.

Конспект ОД для старших дошкольников «Этнография башкирского народа»

Алсу Гараева
Конспект ОД для старших дошкольников «Этнография башкирского народа»

Реализуемые образовательные области: Познавательно развитие (Формирование целостной картины мира). Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Тема: Этнография древних башкир. Жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир. “Украсим ковёр” (аппликация).

Цель: приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие воображения, нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней, уважение и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов.

Задачи: 1. Познакомить детей с бытом древних башкир (жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир).

2. Дать понятие народного декоративно-прикладного искусства. Научить детей выразительному созданию образов башкирского искусства.

3. Продолжать воспитывать любовь к родному краю – Башкортостану, прививать уважение к мастерам-умельцам, развивать эстетическое чувство и вкус.

4. Продолжать знакомство с башкирским народным промыслом – ковроделием, его композиционным построением, учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, прививать интерес к народному творчетву, воспитывать уважение к труду ткачих, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Читать еще:  Сообщение о михаиле афанасьевиче булгакове. "воспоминания о михаиле булгакове"

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации отражающие жизнь, быт, труд и культуру башкир;

2. Образцы предметов народного быта;

3. Образцы повседневной и праздничной одежды древних башкир;

4. Цветная бумага, клей, ножницы.

Предварительная работа: беседы о том, где мы живем (Республика Башкортостан, город Уфа, какие народы населяют нашу республику (башкиры, татары, русские) – их языки; экскурсия в детсадовский мини-музей “Жилище башкир”, настольно-печатные игры: “Сотки ковёр”, “Найди свой элемент”, “Собери башкирскую посуду”, “Башкирское лото”.

Выступление вокально-инструментального ансамбля “Мирас” с программой посвященной башкирской культуре.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите, в какой республике мы живем?

Дети: Башкортостан.

Воспитатель: Правильно. А знаете почему она так называется? Потому что, Башкортостан – означает страна башкир. Давным-давно, на этой земле жили только племена башкир. Сегодня мы с вами перенесемся в прошлое и посмотрим как жили древние башкиры, чем занимались.

Для того, чтобы выжить наши предки занимались охотой, рыболовством. Тогда еще, ребята, они не могли выращивать хлеб, сеять пшеницу, овощи – этим они будут заниматься позже. Главным их занятием стало разведение лошадей и овец. Было их много-много, целые табуны лошадей и отары овец. Башкиры ели мясо этих животных, пили их молоко, делали из лошадиного молока кумыс.

Ребята, кто-нибудь из вас пил кумыс, какой он?

Дети: кисленький, полезный.

Воспитатель: А послушайте загадку про кумыс:

Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют,

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

Почему в загадке сказано: “В рот попадет, в нос шибанёт”? (ответы детей).

Воспитатель: А из шкур этих животных изготавливали разные кожанные предметы: обувь, пояса, сумки, конскую упряжь и даже кожаную посуду для хранения кумыса! Из шерсти овец делали войлок (объяснение, показ, ткали ткани, ковры.

Для того, чтобы лошадки и овцы всегда могли есть свежую траву, приходилось башкирам часто переезжать с одного пастбища на другое. (объяснение слова “пастбище”). И конечно же, они не могли свои деревянные дома перевозить с одного меcта на другое. Ребята, они жили вот в таких круглых жилищах, которое называется “юрта”, её легко можно разобрать и перевезти. (Показ, объяснение состава юрты: деревянный каркас, снаружи теплый войлок из шерсти). Внутри юрты было очень красиво. Везде на стенах и на полу развешаны и расстелены ковры. Стояли сундуки с одеждой. Спали прямо на полу.

Физминутка: Как цокают лошадки? (громко цокаем).

Как скачет джигит на коне? (скачем, изображаем джигита).

Как башкир стреляет из лука? (натягиваем тетиву).

Как люди ловили рыбу (тянем сеть).

Смотрите, как башкиры танцевали (башкирские притопы, руки на поясе).

Воспитатель: А посмотрите, ребята, какую красивую одежду надевали башкиры по праздникам. На голове и на груди женщин – украшения из серебрянных монет, кораллов, бисера, Когда женщины ходили, монетки красиво звенели. На голову повязывали платок. Снизу обязательно длинную рубаху, сверху башкирский халат “зилян”.

Мужчины большую часть времени проводили верхом на коне. Поэтому посмотрите, какие интересные мужские штаны “сальвар” – они были очень удобны для скакания на лошади.

Рубашка “кульмяк” была обязательно длинная, до колен, под рукавами вставки из ткани красного цвета. Застежек не было, ворот завязывался на шнурках. Сверху надевали длинный кафтан. И красивый кожаный пояс с пряжкой. На голову тюбетейку или зимнюю меховую шапку – “колаксын”.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый ковер я принесла. Что это за ковер, как его еще можно назвать? (Палас). Для чего предназначались паласы? Верно, ими был застлан пол в юрте, нары. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.

Ребята, расскажите мне о ковре, какой он? Да, ковер имеет фон черного цвета, на нем яркие цвета, геометрический орнамент состоит из многоугольников, квадратов, лесенок по краям. Чередование цветов контрастное, например, красивое сочетание желтого с черным, красного с зеленым.

Читать еще:  Описание дуэли между печориным и грушницким. Отношения между печориным и грушницким

Сегодня вся наша группа – ткацкий цех. Мы будем с вами ткачами и “выткем” ковры, которыми украсим нашу группу. Смотрите внимательно, как я вырезаю многоугольник. Квадрат бумаги сгибаем пополам, еще раз пополам. Получившийся маленький квадрат сгибаем по диагонали. Получился треугольник. У этого треугольника одним взмахом ножниц отрезаем треугольник с любой стороны линии сгиба. После этого, держа острый угол линии сгиба от середины разрезанной стороны, вырезаем лесенку, поднимаясь вверх до середины другой стороны. Получился узорный многоугольник.

Желтая ступенчатая канва вырезается так: сгибаем полоску вчетверо, держим пальчиками линию сгиба. Отступая от края противоположной стороны начинаем вырезать лесенку, состоящую из четырех ступенек.

Оставшиеся свободные места можете украсить по-своему, чтобы ковер получился у вас красивый по композиции и цветосочетанию. Работать будете коллективно по три человека.

Во время изготовления аппликации звучит музыка – башкирские напевы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в музыкальный зал, где мы с девочками нашей группы исполним народный танец “Башкирские узоры” под музыку “Ете кыз” (“Семь девушек”).

Сюжетно-ролевая игра “Башкирское чаепитие”.

Использованная литература:

1. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам. – Уфа: Башкирское издательство “Китап”, 1995, – 112 с. : ил.

2. Колбина А. В. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского декоративно-прикладного искусства. – Уфа, ООО “Деловая династия””, 2014 – 28 с.

3. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. – 1-е изд. – Уфа: Китап, 1995. – 240 с., ил.

4. Булгаков Р. М. Материальная культура башкирского народа. – Уфа: Китап, 1998. – 20с., ил.

Воспитание нравственно-патриотических чувств при ознакомлении дошкольников с подвигом русского народа в годы ВОв План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

Знакомство с традициями и обычаями башкирского народа, как одно из средств воспитания толерантности Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русского и якутского народа 21 слайд. Другая моя программа «Якутия – Родина моя» составлена на основе Программы «Культура народов Республики Саха» авторского коллектива.

Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз» .

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к бабушке Насиме» Цель: формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям.

Нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к культуре хакасского народа Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного дошкольного.

Ознакомление дошкольников с культурой и традициями башкирского народа В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны,.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Проект физического развития дошкольников на основе башкирского народного творчества Актуальность: Данный проект актуален в связи с защитой и развитием системы образования региональных, культурных традиций и особенностей;.

Утренник для детей старших групп детского сада, посвящённый Дню Победы «Мы прославляем героизм народа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 Праздник для детей старших и подготовительных.

Источники:

https://bashculture.ru/archives/46
https://infourok.ru/bashkirskoe-narodno-prikladnoe-iskusstvo-rospis-bashkirskogo-sapozhka-3154321.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-dlja-starshih-doshkolnikov-yetnografija-bashkirskogo-naroda.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]