5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В башкирии умирают народные промыслы. Народные промыслы и ремесла башкортостана

В Башкирии умирают народные промыслы

С начала года обзвонил несколько десятков сёл в поисках народных умельцев в Туймазинском, Шаранском районе и тихо ужаснулся. Не осталось никого. Звоню по номерам в старых блокнотах. Умерли все, более 20 человек. Простые, светлые люди.

«А как же их ученики, дети?» — тоскливо спрашиваю в трубку. «Кому это сейчас нужно?» — отвечают мне.

Вместе с народными промыслами тает неповторимый дух урало-поволжских этносов. Вспоминаю шедевральные кандринские, нижнетроцкие кленовые сани (лётки), которые мог поднять подросток, без единого гвоздя, стянутые кожей и лыком. 26 лёток, изъял участковый в 2003 году и передал лесхозу (из браконьерской древесины были сделаны). Когда изъятое реализовали в счёт возмещения ущерба, к этому умельцу начали ездить за лётками со всей России. Одно утешает, кто-нибудь перенял секреты формования клёна, скопировал, передал другим.

Гафуровские, нижнетроицкие расшитые валенки — отдельная песня! У них даже подошва была толще накатана. Отороченные русскими, марийскими, татарскими орнаментами. Расшитые катанки втыкали занозы в сердца красавиц. Но ушли мастера, уникальные секреты канули в Лету. Попытки новодела в интернете не содержат главного — вековой души и гениальной народной простоты. В селах, например, Туймазинского и Шаранского районов не осталось даже тех, кто умеет плести лапти и гусиные гнезда, резчиков по липе. Поищите. Не найдете. Ни одного межрайонного центра народных промыслов, хотя бы какая-нибудь серьезная общественная организация? Кроме танцевально-песенных коллективов (они не пропадут) ничего нет в западной части Башкирии. Вспоминаю Евгения Кравченко (соавтора автомата Калашникова) из Серафимовки. Его резные оконные наличники приезжали в 80-е годы фотографировать из «Комсомольской правды». Учеников не оставил. Его дома с флигельками и изразцами, напоминавшие памятники зодчества, снесены.

Однажды в бане у приятеля меня поверг в эстетический шок простой дубовый ковш. Удобный, изящный и прочный: вставная ручка с незатейливой резьбой в выдолбленной бадейке-лодочке. Этим ковшом приятель колол орехи. Когда я попросил продать шедевр, ковш был отлакирован и поставлен дома на полку. Душа бизнесмена проснулась: «Единственная память от деда. Во! Мужики были раньше! Ножом и топориком за один зимний день сделал, — сказал он мне. — Я тоже попробую».

Туймазинский предприниматель-коневод открыл кумысный цех. Звонит мне, мол, были же у тебя знакомые кумысоделы? «Нетути, — говорю. — Бог прибрал. Ищи теперь по всей Башкирии».

Ему нужен был рецепт не казахского или монгольского, а башкирского кумыса от башкирской породы лошадей. С большим трудом нашёл 76-летнюю женщину, владевшую дедовским рецептом приготовления закваски. В Мордовии. Вроде бы воспроизвели вкус закваски башкирского кумыса. Для этого потребовались бочки из определённых пород дерева и мешки из кожи. По слухам первая партия оригинального башкирского сильно-кислого кумыса (бывают еще слабокислые) в бочке ушла за валюту в противотуберкулезный санаторий Казахстана.

Вымывание национальной аутентичности и ее замена западной гламурятиной подобно плесени, поражающей плод с краю. Во многих селах разучились плести, вязать, вышивать, выкладывать и разрисовывать печи, хлеб печь не умеют.

Сегодня японцы могут воспроизвести меч катану по технологии XII века, а мы ищем рецепт оригинальной закваски башкирского кумыса в Мордовии. Бортевой башкирский мед нас научат делать немцы (они учились у нас и внедрили это у себя).

Что мы покажем иностранцам через 30-40 лет? Одноразовый китч, выполненный бездушным промышленным способом? Они и так гребут его на Арбате. Что у нас осталось? Уфимское объединение народных промыслов «Агидель» на улице Трамвайной. Это кое-что. Хорошо еще, додумались перевести его на госфинансирование в начале 2000-х. Иначе давно бы затерялись уникальные мастера в банкротной мути. Потому что у них нет волосатой руки с когтями в качестве поддержки, иным уж за 50 лет.

Нужно немедленно внедрять хотя бы какое-то подобие госпрограммы по возрождению народных промыслов. Чтобы по всем селам ездили не только журналисты, но и группа из шорников, плотников, медоделов, ткачей, плетельщиков, фиксировала, распространяла уникальные рецепты и методики, проверенные столетиями. В противном случае мы получим поколение, верящее, что песни Надежды Бабкиной — это и есть фольклор, а лучший мед делают в Германии.

Читать еще:  Нация чуваши происхождение. Происхождение чувашского народа (характеристика гипотез)

Традиционные художественные ремесла в современной культуре Башкортостана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Имангулова Ф.Ф.

В статье рассматриваются современные проблемы домашних ремесел и актуальность их сохранения , исследования и поисков путей их актуализации и развития в современных условиях. Предлагаются оптимальные способы сохранения и развития традиционных ремесел народов Южного Урала. В свете развивающегося туризма, о необходимости в Республике Башкортостан создания специализированного научного центра по изучению традиционной культуры и художественных ремесел в республике.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Имангулова Ф.Ф.

TRADITIONAL ART CRAFTS IN THE MODERN CULTURE OF BASHKORTOSTAN

The author deals with contemporary issues and their relevance in the field of traditional arts in Bashkortostan. Offers optimal mechanisms for the preservation and development of traditional crafts of the Southern Urals. In particular, through the creation of a specialized Scientific Center for the study of traditional culture and crafts .

Текст научной работы на тему «Традиционные художественные ремесла в современной культуре Башкортостана»

ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ БАШКОРТОСТАНА

В статье рассматриваются современные проблемы домашних ремесел и актуальность их сохранения, исследования и поисков путей их актуализации и развития в современных условиях. Предлагаются оптимальные способы сохранения и развития традиционных ремесел народов Южного Урала. В свете развивающегося туризма, о необходимости в Республике Башкортостан создания специализированного научного центра по изучению традиционной культуры и художественных ремесел в республике.

Ключевые слова: современная культура, традиции, ремесла, сохранение.

Florida Imangulova TRADITIONAL ART CRAFTS IN THE MODERN CULTURE OF BASHKORTOSTAN

The author deals with contemporary issues and their relevance in the field of traditional arts in Bashkortostan. Offers optimal mechanisms for the preservation and development of traditional crafts of the Southern Urals. In particular, through the creation of a specialized Scientific Center for the study of traditional culture and crafts.

Key words: modern culture, tradition, crafts, preservation.

Башкортостан привлекает внимание исследователей как место, где с древнейших времен сосуществуют, и взаимодействуют культуры тюркских, финно-угорских и славянских народов.

Корни искусства, как и культуры исторического Башкортостана уходят в первобытную эпоху. Так наскальные рисунки животных (мамонта, лошади) в пещере Шульган-Таш в Бурзянском районе республики aрхеологи датируют XX-XII вв. до н.э. [1, с.18].

В последние десятилетия приобрела большую известность древнее городище-крепость Ар-гаим (и целая группа подобных ему курганов — «страна городов» на территории исторического Башкортостана) [3, с.41]. Как утверждает доктор исторических наук, профессор Н.А.Мажитов, на Южном Урале выявлено около 20 памятников, подобных Аркаиму. Некоторые из них находятся на Урале, в долинах рек Таналык и Зилаир.

В Филипповских курганных могильниках на границе Оренбуржья и Башкирии обнаружено более 600 золотых предметов, высококлассного ювелирного искусства, относящихся к «звериному стилю» эпохи бронзы. В этой связи, доктор искусствоведения А.Г.Янбухтина подчеркивает, «они доказывают своей стилистикой, что миропонимание сарматов, легли в основу орнаментальной культуры башкир, отразившись в узорах типа «кускар». Их стилистические черты прочитываются в орнаментике даже позднего периода XX века, и сохранились в творчестве народных мастеров до настоящего времени» [7, с.12]. Поэтому можно говорить о том, что на земле исторического Башкортостана культурные традиции возникли в древнейшие времена. Тогда это были другие народы, другие племена, — прабашкиры, но они оказали влияние на развитие культуры башкирского этноса.

Глубинные духовные ценности народов, населяющих Древний Урал, легли в основу их традиционной культуры. Размышляя о народном творчестве, Ф.Ницше подчеркивает: «„.Простые предметы крестьянского труда, не броские, идущие от самой природы, природных материалов, в отличие от более высоко ценимых вещей, в философском понимании нельзя их воспринимать отдельно от естествознания (курсив мой — И.Ф.). Лишь самое тонкое наблюдение может обнаружить в них присутствие искусства. Признаком высшей культуры является более высокая оценка маленьких, незаметных истин, найденных строгими методами, чем благодетельных и ослепительных заблуждений. Взору еще немногих открылась прелесть простейшей формы. » [4,с.11]. Этим тонким наблюдениям в народном творчестве нужно учиться, чтобы исследовать их особенности в различные периоды исторического развития.

В сути народного декоративного творчества сосредоточены не только знания и умения в изготовлении утилитарных вещей, необходимых и в праздниках и в каждодневном быте, но и незримо присутствуют жизненно-философские идеи и мысли народа. Кажется удивительным, что привычные с детства предметы, созданные мастерами-ремесленниками, нашими предками — обычные необходимые предметы в быту: тканые половики, вышитые полотенца, скатерти и фартуки, утварь, мебель, резные наличники, карнизы и крыльцо, являются настоящим искусством.

В представлении современного обывателя, особенно городского, мир искусства видится другим: он создан профессиональными знаменитыми художниками, представлен в залах музеев и галерей. Искусство же ремесленных мастеров возникло в крестьянской среде на селе. Сегодня, в эпоху потребления и глобализации, когда предметный мир наполнен вещами, созданными промышлен-

Читать еще:  Карамазовы краткое содержание. Достоевский «Братья Карамазовы» – анализ

ным способом, художественная ценность рукотворных изделий чувствуется особенно остро.

Другая актуализирующая сторона — необходимость создания широкого ассортимента сувенирной продукции для развивающегося туризма. Сувенир, созданный на основе традиционного народного творчества, способен наиболее точно передать культурные особенности конкретного народа и конкретного региона. Он особенно привлекает внимание туриста.

Невнимание, к ремесленникам и производителям изделий традиционных промыслов со стороны общественности и органов власти, сокращение поддержки научных исследований в области традиционной культуры, привело к возникновению сложной ситуации в этой сфере, к снижению широкой преемственности и уровня мастерства.

«„.Постмодернизм, масс-культура, контркультура, актуализируясь, заполняют не только художественное пространство, но и в целом среду обитания. » [8, с.27]. Историк А.Дж.Тойнби писал: «„.Если от общих рассуждений перейти к конкретной узкой и конкретной области искусства, то легко обнаруживается, что здесь также неизбежно присутствует дух всесмешения, что выражается в вульгаризации искусства..» [6, с.389].

Сегодня мы свидетели того, как стираются из памяти народов тонкости аутентичной — фольклорной культуры: она превращается в свою противоположность — китч. Примеры можно наблюдать в представленных на официальных торжествах и праздниках изделиях народных мастеров. Особенно заметно в банальном преподнесении народного костюма с обильным использованием различных современных материалов: шелков, бархата, мехов, блестящих синтетических тканей и китайско-турецкой мишуры. Современная трактовка даже некоторых элементов традиционной культуры предстает театрально-идеализированным, лишенным правды жизни. Подобная ложная, ненастоящая, не опирающаяся на истинные корни трактовка традиций представляет собой серьезную опасность утраты подлинной традиционной культуры народа.

Возможно, помочь ситуации с сохранением и развитием художественных ремесел в республике могла бы разработанная Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан в 2013 г. «Программа развития народных художественных промыслов на 20142017 годы» [5]. Основные направления работы программы: создание Республиканского Дома ремесел; государственная поддержка субъектов народных художественных промыслов; популяризация и продвижение народных художественных промыслов; создание условий для участия мастеров в федеральных и международных выставках, открытие специализированных магазинов; кадровое обеспечение народных художественных промыслов. Большая часть вопросов, остается только на бумаге.

Предложенные пути позволили бы художественным ремеслам республики начать новый этап возрождения. Для того чтобы создать мощный, работающий во всех направлениях творческий коллектив, «вырастить» мастеров народного искусства, необходимо, в первую очередь, создать научно-исследовательский центр по историко-этнографическому изучению и разработке путей развития народных художественных ремесел и промыслов в республике. Создание такого научного центра позволит наиболее глубоко исследовать, и восполнить пробелы в этом направлении. Освоение материала не только на практическом, но и на теоретическом уровне — для художника и мастера, работников культуры в сфере фольклора в целом, особенно в области декоративного творчества, является чрезвычайно важным. Подобные центры существуют в целом ряде субъектов России — Удмуртии, Кировской области, Югре, Нижегородской области, Татарстане и других.

Важной необходимостью является создание в Уфе Музея народного искусства, необходимого для грамотного обучения мастеров основам традиционной художественной культуры на подлинных, лучших образцах народного искусства.

Наилучший вариант реализации данного проекта, возможен по аналогии с советским Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП, г.Москва). Исследователь народной культуры С.М.Линович (1911 г.р.), считает, что подобный исследовательский центр «обеспечил бы тот высокий уровень традиционных художественных изделий, который так трудно сегодня поддержать» [2, с.62].

И сегодня умельцы, живущие в отдаленных селениях Башкортостана, создают уникальные рукотворные вещи. Они могли бы плодотворно работать в системе надомного труда, как это было организовано ранее в объединения «Дружба», а также при Художественном предприятии «Агидель».

Только при условии надежной законотворческой деятельности, создания научно-исследовательской базы, центра ремесел, широкой сети мастеров-надомников, торговой сети для реализации произведенных изделий, можно сохранить, и развивать, народные художественные ремесла и промыслы Башкирии.

1. Бадер О.Н. Каповая пещера. Палеолитическая живопись. М.: Наука, 1965. — 46 с.

2. Линович С.М. Искусство, которое мы не имеем право потерять! Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения / / Книга I. — М.: ОАО «Московские учебники и Картолито-графия», ЗАО «Народные промыслы», 2010. — С.180.

3. Мажитов НА, Султанова НА История Башкортостана. Древность средневековье. Уфа: Китап, 2009. — С. 492.

4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. 1том. — М., 1990. — С. 21-23.

5. Система программных мероприятий Среднесрочной программы развития народных художественных промыслов в Республике Башкортостан на 2014-2017 гг.: проект // Официальный сайт Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minpromrb.ru/upload/news/2013.08/ppm.pdf.

6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Сборник — М.: Прогресс, 1991. — С. 736.

7. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана в ХХ столетии: народное творчество, художественные промыслы, профессиональное искусство. Научный доклад на соискание ученой степени доктора искусствоведения, — Москва, 2003. — С. 48.

8. Янбухтина А.Г. Михаил Кузнецов. Живопись. — Уфа: Автор, 2009. — С. 131.

Читать еще:  Крамской лунная ночь в хорошем качестве. Иван Крамской — Лунная ночь

ОБЪЕКТНЫЙ ДИЗАЙН КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА

В статье рассматривается проблематика расширяющегося феномена дизайна, его истории и понятия в сфере науки и искусства. Развивается гипотеза об эволюционном пути дизайна как древнейшей прикладной творческой активности человека от предметного искусства к бестелесным элементам бытия. Выдвигается версия определения объектного дизайна для актуального отражения современного состояния дизайнерской деятельности.

Ключевые слова: дизайн, история дизайна, объектный дизайн, предметное творчество, проектная деятельность, инноватика.

Anatoly Lugovtsev OBJECT DESIGN AS A RESULT OF EVOLUTION OF DESIGN CREATIVITY.

The article deals with the problems of an expanding phenomenon of design, its history and concepts in the field of science and art. A hypothesis about the evolutionary path of the design as the oldest application of human creative activity of the object art to the incorporeal elements of being is developed. A version of the definition of the Object Design is pulled out to reflect the actual current state of design activity .

Keywords: design, design history, object design, object creative work , project work , innovations.

Пришедший в отечественную культуру с запада термин «дизайн» до недавнего времени рассматривался как обозначение одного из направлений в системе искусств предметного мира. На сегодняшний день рост понимания значимости дизайна как творчества, предварительного моделирования и проектной деятельности во многих аспектах общественной жизни, а также результатов этой деятельности в функционировании общества привел к повсеместно признанной важной роли дизайна в широчайшем спектре направлений, касающихся не только предметного мира. [5] Переосмысление объема культурного феномена дизайна приводит к проблеме выбора научных областей и ракурсов, в которых могут рассматриваться вместе или по отдельности дизайнерская деятельность и ее продукты. Совершенствуя окружающий мир уже не только на уровне осязаемых предметов, научное сообщество нуждается в интеграции теоретической базы постоянно увеличивающегося количества направлений дизайна, что требует в первую очередь подробного изучения отраслей науки, уже затронувших тему дизайна, для выявления необходимости новых понятий в сфере дизайна и точек взаимосвязи.

Современные отечественные ученые, основываясь на трудах предыдущих поколений, уже пришли к выводу, что дизайн может рассматриваться как самостоятельная наука. Но их взгляды существенно различаются по некоторым вопросам. Уже по поводу истории возникновения дизайна как деятельности имеются различные точки зрения, что закономерно увеличивает разницу во мнениях о сегодняшнем и будущем статусе дизайна. В отечественных исследованиях это связано не только ретроспективно с попыткой интерпретации иностранной лингвистической единицы в наиболее конкретном инвариантном переводном значении, но и с различием уровня бытового предметного благосостояния, тесно связанного с контрастом социально-культурных норм капиталистического общества свободного рынка и советского строя с плановой экономикой, в период которой термин был позаимствован и начал укореняться в русском языке. В тот момент трудность составляла задача определения

Проекты

Статус проекта: Победитель конкурса

Народные промыслы: искусство жить!

  • Конкурс Второй конкурс 2017
  • Грантовое направление Поддержка проектов в области культуры и искусства
  • Рейтинг заявки 75,50
  • Номер заявки 17-2-011695
  • Дата подачи 29.09.2017
  • Размер гранта 1 677 079,00 &#8381
  • Cофинансирование 670 500,00 &#8381
  • Перечислено Фондом на реализацию проекта 1 677 079,00 &#8381
  • Сроки реализации 01.12.2017 — 30.11.2018
  • Организация Частное образовательное учреждение Детский университет
  • ИНН 0277019080
  • ОГРН 1020203086298

Краткое описание

Проект является развитием реализованного в 2016-2017 гг. при поддержке Фонда «Перспектива» проекта — Центр ремесленного творчества «Новая деревня» по возрождению сельских ремесел и народных промыслов.
Особенность проекта в том , что положительные результаты полученные в одном из сельских муниципальных районов – Мишкинском районе мы будет распространять в других 53 мунициальных сельских районах нашего региона.В проекте участвуют более 5 000 сельских школьников к их обучению привлекаются 150 мастеров ремесленного творчества. Сотрудники сельских клубов участвуя в мероприятиях проекта, получают опыт для дальнейшего продолжения работы в этом направлении

Система мероприятий проектно-событийного пространства народных промыслов, успешно отработанная в Мишкинском районе и Уфе трансформируется в региональную сетевую программу включающую : *Информационные ярмарки (ИНФОЯРМАРКИ) *Исследовательские проекты школьников с поиском народных умельцев в селах своего района
* Передвижные Школы- мастерские народных промыслов, направленные на практику освоения ремесел
*Итоговую школу -фестиваль в форме профильной смены в Молодежном лагере сельского предпринимательства с выставкой изделий народных промыслов, сделанных руками детей участников проекта.
Для удобства участников мы определили 4 региональных базовых центра:
Мишкинском районе в деревне «Тынбаево»,Уфе в «Школе 7 ремесел, в Белокатайском районе деревне «Белянка,» в районном центре Баймакского района ,где будем собирать школьников и мастеров ремесленного творчества.
Социальная задача проекта — показать молодежи, подрастающему поколению, сельскому населению не имеющему постоянного места работы перспективность и актуальность возврата к проверенным временем подсобным сельским ремеслам и промыслам, которые за свою многовековую историю доказали свое право на существование.

Источники:

http://i-gazeta.com/news/column/35964.html
http://cyberleninka.ru/article/n/16946116
http://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=09f63819-a622-4225-b328-d6b54aa89a5b

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector