В чем проявляется духовная культура. Духовная культура человека и общества
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Понятие и особенности современной духовной культуры
Количество определений понятия «культура» в науке чрезвычайно велико, и каждое из них по-своему отражает многоаспектный характер культуры. Это слово восходит к латинскому cultura, означающему «возделывание», «обработка». Этот термин мы часто употребляем в разных смыслах. Например, античная культура, культура общения, предмет культуры, культурный человек и т.п. Все многообразие понятий культуры можно выразить в трех смыслах:
- — в широком смысле культура — это комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни; это все, что создано руками и умом человека. Культура в этом смысле противопоставляется природе. Природа — то, что существует независимо от человека, естественное. Культура — то, что создано человеком. Примеры культуры в этом смысле: античная культура, римская культура, современная культура;
- — в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, передаются, потребляются духовные ценности. В этом смысле понятие «культура» практически совпадает с понятием «искусство». Примеры культуры в узком смысле: культура танца, культура пения народных песен;
- — в наиболее узком смысле культура — это совокупность норм, определяющих поведение человека; степень воспитанности человека. Обычно говорят, что если человек хорошо воспитан, то он культурный, обладает культурой.
Поскольку деятельность подразделяется на материальную и духовную, а культура в широком и узком смыслах непосредственно связана с деятельностью, то и культуру можно разделить на материальную и духовную. К материальной относятся предметы быта, средства труда и т.п. К духовной — стихотворения, сказки и т.п. Однако следует учитывать, что это деление весьма условно. Немало таких предметов и явлений, которые можно на первый взгляд отнести к объектам и материальной, и духовной культуры. Например, книга. Она материальна. Но книга содержит предмет духовного мира — текст. В данном случае принадлежность к культуре можно определить по тому, какой элемент культурного объекта главный. В книге, безусловно, это текст, а не обложка и листы бумаги. Поэтому ее следует понимать как объект духовной культуры.
Функции культуры многообразны и вряд ли когда получится составить их полный перечень. Выделим основные функции культуры:
- — познавательная — культура помогает изучению общества, народа, страны;
- — оценочная — культура помогает оценивать явления действительности, осуществляет дифференциацию (различение) ценностей, обогащает традиции;
- — регулятивная — культура формирует нормы, правила, регулирующие поведение человека как члена общества;
- — информативная — культура передает знания, ценности, опыт предыдущих поколений и помогает ими обмениваться;
- — коммуникативная — культура развивает человека через общение, в процессе которого сохраняются, передаются и тиражируются культурные ценности;
- — функция социализации — культура является важнейшим средством социализации, поскольку приучает личность к социальным ролям, стремлению к самосовершенствованию.
Ученые выделяют три формы культуры: народную, элитарную, массовую. Все они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Рассмотрим каждую из них.
Народная культура включает творения, чаще всего созданные любителями (непрофессионалами), оставшимися анонимными. Элементы этой культуры просты по содержанию и в то же время обладают художественной красотой, своеобразием, рассчитаны на широкую аудиторию. Народная культура включает, к примеру, народные сказки, сказания, широко известные анекдоты, народные песни.
Элитарная культура предполагает создание профессионалами таких творений, которые недоступны простой публике. Для их понимания требуется образование, определенная подготовка. Элитарная культура направлена больше на выражение смыслов, нежели на внешние эффекты. Примеры творений элитарной культуры: оперное произведение, органная музыка, сложный по содержанию высокохудожественный фильм, балет.
Отличительная особенность массовой культуры (в отличие от элитарной и народной) — ее коммерческая направленность. Предметы этой культуры стандартны, просты в понимании, рассчитаны на массовую аудиторию, могут делать акцент на низменных потребностях человека, иногда направлены на эпатаж (шокирование) публики. Предметы массовой культуры быстро тиражируются, из-за чего теряется их художественное своеобразие, вкус. К предметам массовой культуры можно отнести, например, попсу, китч, клубную культуру.
Массовая культура — явление исторически недавнее. Предпосылки к формированию этой культуры возникли еще в XVIII— XIX вв., однако развитие она получила в XX в. Этому способствовало быстрое развитие средств тиражирования и распространения массовой культуры — телевидение, Интернет, звукозаписывающая аппаратура и т.п. Сегодня массовая культура — неотъемлемая часть нашей жизни. Влияние этой культуры на современное общество противоречиво. Позитивное влияние в том, что массовая культура помогает познавать мир, социализировать людей, она демократична, и ее предметами могут пользоваться практически все, эта культура обращена к потребностям и чаяниям людей. Негативное влияние связано с тем, что массовая культура в целом обедняет культуру страны, народа, снижая общую планку духовной жизни общества; она рассчитана на пассивное потребление, обедняет вкусы людей, для некоторых заменяет реальную жизнь, навязывает определенные предпочтения и представления, не всегда соответствующие духовности народа.
Культура какого-либо народа, нации очень неоднородна. Обычно в ней выделяют:
- — субкультуру — часть общей культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе. Например, молодежная, мужская, профессиональная, криминальная субкультуры. Все эти субкультуры отличаются специфическими для них чертами. К примеру, отличительными особенностями молодежной субкультуры являются направленность на демонстративное потребление, поиск себя и смелые эксперименты, демократизм поведения и т.п.;
- — контркультуру — направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. Пример контркультуры: традиции и ценности скин-хедов, панков. Контркультура пытается сломать устоявшиеся ценности национальной культуры.
В современности развитие культур разных народов стало нелинейным и часто непредсказуемым. Так, усилился диалог культур — взаимодействие культур разных наций. Это приводит к обогащению культур за счет их взаимовлияния друг на друга. В то же время быстрое развитие массовой культуры привело к духовному кризису, размытости идеалов и нравственных ориентиров, особенно в молодежной среде. Массовая культура насаждает часто ложные ценности «свободы от», социального протеста и т.п. В этой связи важное значение приобретает этикет — совокупность образцов правильного поведения, которые надо изучить каждому молодому человеку. Этикет придает социальным взаимодействиям стабильность.
Важнейшая роль в сохранении культурных норм, традиций, народного этикета принадлежит учреждениям культуры — музеям, театрам, библиотекам. Государство финансирует эти учреждения, предоставляя государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Так, пользование фондами библиотеки в большинстве случае бесплатно для всех. Студентам часто предоставляется право бесплатного входа в музеи.
Интересные факты. В культуре каждого народа можно выделить субкультуры. Иногда они носят деструктивный (т.е. разрушительный, противоправный) характер, как, например, скинхеды. Однако немало и субкультур, лишь внешне сильно отличающихся от общепринятых образцов. Часто в них есть элементы шутовства. Так, например, в мексиканской культуре есть субкультура гуачеро. Ее приверженцы носят ботинки с длинными узкими носами. А появилась субкультура благодаря популярной племенной музыке, танцевать под которую можно было по традиции только в подобной обуви. Люди стали соревноваться друг с другом в длине носов обуви. Сегодня представители субкультуры гуачеро носят обувь с сильно закрученными очень длинными носами.
В 1960—1970-е гг. в мире, в том числе и в СССР, зародилась и стала популярной молодежная субкультура биттлз. «The Beatles» — английская музыкальная группа 60-х гг. XX в., появившаяся в Ливерпуле, участие в которой принимали 4 человека, игравшие рок-н-ролл. Поклонники носили майки с изображением участников группы, старались одеваться подобно «биттлам».
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Каковы трактовки термина «культура» в современной науке?
- 2. Расскажите о функциях культуры.
- 3. Что такое элитарная, народная и массовая культуры? Приведите примеры.
- 4. С чем связано быстрое развитие массовой культуры?
- 5. Чем характеризуются субкультура и контркультура?
- 6. Расскажите об особенностях молодежной субкультуры.
- 1. Проведите небольшое социологическое исследование. Изучите несколько случайно отобранных журналов, интернет-сайтов, телепередач, сообщающих о культурных событиях, анализирующих тенденции развития культуры. Какая форма культуры наиболее часто упоминается? Приведите расчеты частоты упоминаний и сделайте вывод о причинах распространения этой формы культуры.
- 2. Бывают ли в вашем городе (ином населенном пункте) культурные явления, которые можно отнести к элитарной культуре? Расскажите о них. По каким признакам их можно отнести к элитарной культуре?
- 3. Классифицируйте роли (функции, значение) субкультур в современном обществе на положительные и негативные. Для этого разделите лист тетради на два столбца, в одном выпишите положительные функции, а в другом — отрицательные.
Духовная культура и духовная жизнь человека
Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.
Духовная культура личности
Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.
Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.
- Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
- Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.
Признаки духовной культуры
Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.
- В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
- Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой творческий потенциал.
- Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
- Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.
Виды духовной культуры
Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:
- политическая;
- нравственная;
- эстетическая;
- религиозная;
- философская и другие культуры.
Сферы духовной культуры
Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.
- Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
- Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
- Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
- Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
- Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
- Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.
Взаимосвязь материальной и духовной культуры
Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.
- Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
- С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
- Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.
Способы развития духовной культуры
Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.
- Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
- Необходимо расширять свой кругозор и развивать внутренний мир.
- Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.
Духовная культура личности и общества
Понятие культуры включает в себя целую систему программ, касающихся человеческой деятельности, поведения в определенной социальной среде, общения людей между собой, именно благодаря культуре и происходит развитие и совершенствование человеческого социума. Следует знать, что духовная культура личности и общества многообразна, к культурной сфере имеют отношение знания, навыки, манеры, идеи, верования. Поколения передают накопленный опыт и достижения тем, кому предстоит жить дальше, с помощью различных культурных средств, к числу которых принадлежат научные открытия, новые идеи, достижения в области самых разных технологий.
Существующие разновидности культур
Специалисты давно отличают друг от друга материальную и духовную культурную сферы. К материальной культуре относятся продукты производственной деятельности человека, являющиеся вещественной разновидностью культурной отрасли. Под духовной культурой подразумеваются творения эмоциональной сферы человека, такие, как различные произведения искусства или сделанные учеными открытия.
Само определение «культура личности» имеет в виду самые разные формы культурного самосознания человека, можно выделить целый ряд присущих человеку культур, в том числе эстетическую, нравственную, профессиональную, экологическую, правовую.
С помощью уровня эстетической культуры можно определить степень приобщения определенного социума к миру прекрасного, развития искусства в обществе. Нравственная культура говорит о том, насколько тот или иной человек либо социальная общность придерживаются установленных норм морали, что именно позволяется и запрещается индивидууму в обществе с точки зрения нравственных правил.
Сегодня полноценный, грамотный специалист не способен исполнять свои обязанности без наличия профессиональной культуры, исходя из уровня такой культуры, делается вывод о степени подготовленности человека к избранной им сфере деятельности. Не менее важна и экологическая культура, в соответствии с которой общество обязано должным образом ценить окружающую среду, ее богатства, иметь представление о том, как следует разумно и рационально использовать природу, не причиняя ей при этом необратимого вреда.
Воздействие культуры на формирующегося человека
Роль культурной сферы в воспитании подрастающего индивидуума давно доказана. С самого раннего детства происходит серьезное влияние культуры на формирование личности. Очень многое в нравственных, этических, моральных, правовых установках будущего человека зависит от того, какие понятия были приняты в его семье и ближайшем окружении.
Если ребенку с младенчества прививают любовь к музыке, литературе, другим произведениям художественного творчества, учат по-настоящему ценить все прекрасное, то велика вероятность того, что во взрослом возрасте он действительно станет обладать высоким уровнем эстетической культуры. Необходимо работать и над развитием национальной культурной сферы, рассказывать маленькому человеку об обычаях и традициях его народа, о моральных принципах, принятых в определенной национальной общности. В то же время следует обязательно учить его и терпимому, доброжелательному отношению к представителям других национальностей, стараться воспитать уважение и к иным культурам.
Сегодня духовная культура личности складывается также под воздействием телевидения, кинематографа, Интернет-пространства, любой ребенок окружен этим огромнейшим информационным потоком. Родителям обязательно надо контролировать сведения, которые получает подрастающий человек, и правильно объяснять ему, какие вещи действительно являются интересными и полезными, а какие способны лишь серьезно навредить еще не сформировавшейся личности.
Взрослеющий человек постепенно включается в социум, постигает отношения между различными социальными структурами, народностями, классами. Старшим членам семьи и педагогам необходимо следить за тем, чтобы у подростка устанавливалась и правовая культура личности, четкие представления о том, как он может и должен вести себя в разных человеческих общностях.
Без культуры, нравственных, этических, эстетических ценностей просто не может существовать ни конкретный современный человек, ни общество в целом. Народ, не придающий значения духовным ценностям и озабоченный лишь материальным процветанием и благополучием, рано или поздно ожидает глубокая деградация и постепенное вымирание, исчезновение из глобального социума людей.
Источники:
https://studref.com/651944/sotsiologiya/duhovnaya_kultura_cheloveka_obschestva
https://womanadvice.ru/duhovnaya-kultura-i-duhovnaya-zhizn-cheloveka
https://dizzwizz.ru/obschestvo/duhovnaya-kultura-lichnosti-i-obshhestva-2.html