В чем различие культуры и цивилизации. Глобальные задачи истории архитектуры
Понятие и сущность цивилизации, ее отличие от культуры
Глобальные задачи истории архитектуры.
История архитектуры — академическая дисциплина, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями.
История архитектуры охватывает изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества.
стория архитектуры является академической дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта её особенность обусловлена спецификой предмета — истории возникновения и развития архитектуры, теоретических знаний об архитектуре, архитектурного языка, архитектурной композиции, а также наблюдение таких общих черт и признаков архитектуры определённого времени и места, которые позволяют выделить архитектурные стили.
Накопление информации и фактов;(Сбор материалов)
Для сохранившихся построек: Источники истории (основа исторического знания) вещественные источники Методика их исследования – археология, раскопки.
Для несохранившихся построек могут существовать чертежи этих объектов описания объектов, которые были найдены и оценены только в наше время. Какие то здания или памятники архитектуры существуют только в мифах и нет объективного доказательства их существования (например, Атлантида) Анализ фактов (осмысление логики) Наверное, нахождение каких то закономерностей в памятниках архитектуры и есть осмысление логики (например, в ордерной системе.)
Специфика традиционной культуры.
Специфика заключается в консервативности такой культуры, и в ее фундаментальности для человеческого сознания, мироощущения. С разрушением традиционной культуры рушатся основы и адекватность человеческого самосознания.
Важным свойством традиционной культуры является ее целостность, неразделимость трех форм бытия: культуры, общества и человека. Все особенности быта, обряда, ритуала передаются из поколения в поколения. В этом заключается традиционность культур – в жестком исполнении и подчинении традициям. Еще одно свойство традиционных культур – это их автоматизированность.
Существуют определенные образы поведения, которым следуют бессознательно, так как вся жизнь предопределена единственно возможным образом. В традиционном обществе наибольшее количество ритуалов были связаны с религиозными верованиями народа. Религиозные обряды распадаются теоретически на два отдела, которые, однако, на практике сливаются между собой. Таким образом, существование традиционных культур неразрывно связанно с ритуалами и обрядами. Их функции на практике очень разнообразны. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют чувство общности, помогают индивиду ощутить свою идентичность, сохраняют ценности этноса. Ритуалы можно разделить по функциям. Особенностью традиционной культуры является закон мышления, тесно связанный с законами эмоций, а также чувственных аспектов познания мира. Для традиционной культуры мир – это комплекс символов, образов и представлений. Важными свойствами традиционной культуры являются ее целостность, автоматизированность, подчинение традиции, сохранение ее самобытности, чувственное восприятие мира, отождествление отдельного индивида всему родоплеменному коллективу. Человек традиционной культуры ведет постоянный диалог с природным окружением. Он нацелен не на покорение природы, а на сотрудничество с ней. Главным способом восприятия, объяснения мира и определения места человека в окружающем мире в традиционной культуре является миф. Именно в мифе осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от определенных элементов внешнего мира, и общей идеи.
Понятие и сущность цивилизации, ее отличие от культуры
Культура – накопление знаний.
Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура – это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация – совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта
Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения, укрепляя их дух.
Искусство появилось не из эстетики, а из пользы.
Цивилизация возникла позже культуры, когда начинается освоение материала.
Главное слово культуры – традиции.
Для цивилизации главное – прогресс. Цивилизация пытается культуру втянуть в прогресс.
Раньше культура была способом существования, а сейчас это развлечение.
Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человеком за все время существования.
Термин «цивилизация» появился только в конце 18 века и описывал гражданское общество, наполненное свободой и справедливостью.
Цивилизация – это высокоразвитое культурное общество, которое возникло при переходе человечества от периода дикости к хозяйствованию.
Цивилизация характеризуется упорядоченным общественным строем, возникновением государства, появлением классового деления и частной собственности.
Различия между цивилизацией и культурой
Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.
Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры – это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.
Материальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.
Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства – музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное.
Произведения искусства, научные открытия, технические новации – все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры – это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.
Другой особенностью первобытной социальности был ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри- и межобщинные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.
Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.
Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Формационные различия в европейском обществе, после выхода его из первобытного состояния, – это различия внутри европейской цивилизации.
Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя.
Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.
Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.
Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях – локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.
Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человеком за все время существования.
Термин «цивилизация» появился только в конце 18 века и описывал гражданское общество, наполненное свободой и справедливостью.
Цивилизация – это высокоразвитое культурное общество, которое возникло при переходе человечества от периода дикости к хозяйствованию.
Цивилизация характеризуется упорядоченным общественным строем, возникновением государства, появлением классового деления и частной собственности.
Термин «культура» применим в отношении первобытного общества. Говоря о древней культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, совершенствование организации быта. Зарождение ранней цивилизации происходит только в 4-3 веках до нэ с появлением государства, религии, письменности, простейших форм искусства, таких как наскальная живопись, украшение оружия при помощи резьбы, роспись предметов быта. К первым цивилизациям в истории человечества относятся Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия, цивилизация майя и другие.
Культура, прежде всего, нравственна. Опирается не на свод правил и законов, а на разум и совесть. Цивилизация начинается с установления каких-либо норм человеческого поведения. Цивилизация не предполагает душевности, а характеризуется лишь интеллектуальностью. По сути, цивилизация является духовным и материальным обеспечением человеком комфортного существования.
1. Понятия «культура» и «цивилизация» не являются синонимами, но в некоторых случаях могут быть взаимозаменяемыми, так как культура – составная часть цивилизации.
2. При употреблении термина «цивилизация» подразумевается взаимосвязь всех показателей общества. Говоря о культуре, следует уточнять, что именно имеется в виду.
3. Культура – нравственная категория, в то время как цивилизация характеризуется практичностью.[2]
Культура и цивилизация
Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа этой проблемы в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» – имеют множество значений. Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям.
Тем не менее, между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах:
1. И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды.
2. Оба понятия могут употребляться как антонимы понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т.п.
3. Они применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.
4. Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация.
5. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит из сферы религии (почитания богов), педагогики и философии (образование, воспитание и обучение), оно чаще применяется к явлениям т.н. «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Понятие «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные проблемы их времени. Неудивительно, что слово «цивилизация» обычно относится к явлениям т.н. «материальной культуры» и к общественной жизни.
Характерно, что когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития. Однако, «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну с низким или средним уровнем социально-экономического развития.
6. Понятие «цивилизация» чаще всего обозначает особенности социально-культурной системы, а понятие «культура» – культурные национальные особенности, хотя такое словоупотребление не носит строгого характера. Например, говорят об «английской культуре» и о «европейской цивилизации», однако возможно в том же смысле сказать и о «европейской культуре».
Понятия «культура» и «цивилизация» не разведены еще и в античности, где культура рассматривалась скорее как следование человека за космической упорядоченностью, а не как результат его творения.
Средневековье, сформировав теоцентрическую картину мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писания. Следовательно, в этот период культура и цивилизация в сознании человека не разделялись.
Соотношение культуры и цивилизации обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества.
В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга. Собственно и термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.
Понимание культуры как земного самостоятельного процесса в противоположность средневековой ее трактовке как заданного человеку вероисповедания начинает в Новое время формировать сознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом повседневного человеческого бытия.
В работах просветителей, романтиков, представителей немецкой классической философии и эстетики несовпадение целей цивилизации и культуры осознавалась как острая и углубляющаяся проблема. Высказывались идеи, что, выигрывая в качестве в процессе материально-экономического развития, человек проигрывает в качестве личности. Рост технического совершенства, улучшение материальных условий жизни человека – закономерная и желанная цель, но в процессе этой тенденции человек утрачивает целостность своего духовного бытия, полноту отношений с миром.
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в культурологии является краеугольным камнем. Как первое, так и второе понятие отличаются многозначностью смыслов. В трактовке их соотношения существуют три основные тенденции: отождествление, противопоставление и частичное взаимопроникновение. Суть каждой из названных тенденций будет определяться трактовкой содержания данных понятий.
Проблема культура и цивилизация различными исследователями культуры интерпретируется различно. Понятие «культура» часто интерпретируется как синоним понятия «цивилизация». При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. Так же цивилизация противопоставлялась культуре, например, как бездушное вещное «тело» общества в противоположность культуре как началу духовному. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни.
Так, Тайлор отождествляет культуру и цивилизацию, считая, что это не что иное, как совокупность материальных и духовных достижений общества. На позиции отождествления культуры и цивилизации стоял З. Фрейд, который считал, что и то, и другое отличает человека от животного. М. Вебер и А. Тойнби полагают, что цивилизация это особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которых составляет религия.
В то же время достаточно часто в общественных науках и социальной философии, в том числе у А. Тойнби, понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технологического развития.
Противопоставление культуры и цивилизации свойственно О. Шпенглеру, Н. Бердяеву, Т. Маркузе. Шпенглер считает, что цивилизация – это совокупность технико-механистических элементов, а культура – царство органично-жизненного. Цивилизация – заключительный этап развития культуры, где наблюдается упадок литературы и искусства.
Цивилизация – внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, а культура – внутреннее достояние человека, являющееся символом его духовного богатства. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии, управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах, истребительными войнами. Цивилизация – период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.
Шпенглер разводит эти понятия чисто хронологически, культура для него сменяется цивилизацией, что приводит к ее упадку и деградации. «Цивилизация – есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний цивилизация есть завершение». (Шпенглер О. Закат Европы. М., 1933. С. 42.)
Н. Бердяев считал, что практически на всем протяжении своего существования культура и цивилизация развиваются синхронно, за исключением истока, что дало возможность философу сделать вывод о первичности цивилизации, так как удовлетворение материальных потребностей предвосхищало удовлетворение духовных. В анализе соотношений цивилизации и культуры можно выделить черты как сходства, так и различия.
Н. Бердяев выявляет, прежде всего, различия, подчеркивает особенные черты и культуры, и цивилизации. По его мнению, в культуре акцентируются духовное, индивидуальное, качественное, эстетическое, выразительное, аристократическое, стабильно устойчивое, иногда консервативное начало, а в цивилизации – материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, прагматически-утилитарное, динамично-прогрессивное. Тот же Бердяев замечает, что «цивилизация всегда имеет вид parvenue (выскочка). Ее происхождение мирское, она родилась в борьбе с природой вне храмов и культа». (Бердяев Н.А. О культуре. //С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 195.)
Позиция противопоставления содержательной сути цивилизации и культуры характерна для Т. Маркузе, считающего, что цивилизация – это холодная, жестокая, повседневная реальность, а культура – вечный праздник. В свое время Маркузе писал: «Духовный труд культуры противостоит материальному труду цивилизации, как будний день противостоит выходному, работа – досугу, царство необходимости – царству свободы.» (Цит. по: Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. С. 27-28) Таким образом по Маркузе, цивилизация – это жестокая необходимость, а культура – некий идеал, иногда утопия. Но, в сущности, культура как духовный феномен – это не только иллюзия, но и реальность.
Шпенглер, Бердяев, Маркузе, ставя цивилизацию в оппозицию культуре как понятия-антиподы, все-таки понимали, что они взаимозависимы и взаимообусловлены. В научной литературе в попытках поставить знак равенства между культурой и цивилизацией есть причины.
Они обусловлены чертами сходства, к которым следует отнести:
– Социальную природу их происхождения. Ни культура, ни цивилизация не могут существовать вне человеческого начала.
– Цивилизация и культура является результатом человеческой деятельности. Это искусственная среда обитания человека, вторая природа.
– Цивилизация и культура результат удовлетворения потребностей человека, но в одном случае преимущественно материальных, а в другом – духовных.
– Цивилизация и культура являются различными сторонами общественной жизни.
Понятие «цивилизация» возникает в XVIII веке, его использование связано с именем Гольбаха. Слово «цивилизация» французского происхождения, но берет свое начало от латинского корня civilis – гражданский, государственный.
Существует ряд определений «цивилизации», среди которых можно выделить следующие:
– Уровень и степень общественного развития.
– Эпоха, следующая за варварством.
– Период деградации и упадка культуры.
– Степень господства человека и общества над природой посредством орудий труда и средств производства.
– Форма социальной организации и упорядоченности мира, основанная на приоритете развития новых технологий.
В настоящее время понятие «цивилизация» интерпретируют в трех смыслах: унитарном, стадиальном, локально-историческом. В унитарном смысле цивилизация рассматривается в качестве идеала прогрессивного развития общества в целом. В стадиальном под цивилизацией понимаются особые типы этого развития (выделяя аграрную, индустриальную, постиндустриальную, космогенную, техногенную и антропогенную). В локально-историческом – цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно-временными рамками.
В русле культурологического подхода цивилизация – это историческое социокультурное образование, основу которого составляет однородная культура; социологического – цивилизация понимается как синоним социального образования, имеющего общий временной и пространственный ареал; этнопсихологического – понятие цивилизации связывают с особенностями этнической истории, а цивилизационный критерий усматривают в специфике психологии или национального характера того или иного народа.
Таким образом, цивилизация и культура сосуществуют вместе, они рядорасположены и, видимо, с этим необходимо согласиться и постараться уяснить точки их соприкосновения, взаимодействия и взаимопроникновения. Цивилизация и культура неразделимы, одно без другого существовать не может.
Цивилизация и культура – результат человеческой деятельности по преобразованию природы и человека. Цивилизация позволяет человеку решить вопрос социальной организации и упорядоченности окружающего мира, а культура – духовно-ценностной ориентации в нем. Русский писатель М. Пришвин как-то заметил, что цивилизация – это сила вещей, а культура – связь людей.
Для Пришвина культура – союз творческих личностей, антитеза цивилизации, основанной на стандарте. Обе – и культура, и цивилизация, сосуществуют в его представлении параллельно и состоят из различных рядов ценностей. Первая включает в себя «личность – общество – творчество – культуру», а вторая – «размножение – государство – производство – цивилизацию». (Пришвин М. Дневник писателя 1931-1932.//Октябрь. 1990. №1. С.147.)
Основное направление влияния культуры на цивилизацию осуществляется посредством ее гуманизации и внесения в человеческую деятельность осознания творческого аспекта. Цивилизация же с ее прагматическими установками зачастую теснит культуру, сжимая ее духовное пространство. В различные исторические периоды культура и цивилизация, сосуществуя и взаимодействуя, занимали в социуме различный удельный вес. К XX веку ощутима тенденция увеличения пространства цивилизации по сравнению с культурой. И в настоящее время актуален вопрос о поисках реальных механизмов их обоюдного плодотворного сосуществования.
Источники:
https://megaobuchalka.ru/9/5011.html
https://lektsii.org/7-82328.html
https://studopedia.ru/10_232021_kultura-i-tsivilizatsiya.html