4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем различие между фэнтези и фантастикой. Истоки и развитие фантастики

Чем отличается:: фантастика и фэнтези

Таким образом, фантастика и фэнтези, несмотря на кажущееся сходство, довольно сильно отличаются друг от друга. В повествование фантастических произведений включаются научные разработки и открытия, а в фэнтезийные — элементы волшебства и фольклора. Писатель-фантаст с научной точки зрения объясняет читателю, почему альтернативная реальность изображена тем или иным способом. Автор, творящий в жанре фэнтези, никаких объяснений не дает. Он лишь представляет читателю тот мир, который придумал. Если в фантастических произведениях главный конфликт — между человеком и обществом, то фэнтезийные произведения чаще всего показывают эпичное противостояние добра и зла.

Научная фантастика и фэнтези — два жанра в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве, имеющие сходные черты. Основное сходство в том, что авторы фантастических и фэнтезийных произведений намеренно не стремятся к правдоподобности повествования. Действие может разворачиваться в альтернативной реальности, а героями могут быть фантастические существа. Однако фантастика и фэнтези отличаются тем, что имеют различные: стилистику, типичных персонажей, основной конфликт. Кроме того, у авторов разные подходы к описанию и разъяснению читателю законов альтернативной реальности.

Истоки и развитие фантастики

Нужно отметить, что истоки литературы и прочих видов искусства, в которых описываются необычные события и не существующие в реальном мире персонажи, конечно, в фольклоре. В народных мифах, легендах и сказках мы видим первые примеры фантастических допущений. Герои этих фольклорных произведений часто имеют нечеловеческую силу, живут дольше, чем обычные люди, или могут воздействовать на предметы и живых существ при помощи магии. Кроме того, сами герои легенд и сказок зачастую сами оказываются мифическими существами.

Интерес к литературе, в которой использовались фольклорные мотивы, был всегда. Это были как чисто развлекательные произведения, так и поучительные истории.

В 19 веке и начале 20 столетия человечество находилось на этапе технологического и научного подъема. Ученые, изобретатели, инженеры и конструкторы сделали очень много значимых открытий и изобретений: паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, телеграф, телефон, строение атома, автомобили, самолеты и т.д.

Людям было интересно, каким будет мир будущего, как развитие технологии повлияет на жизнь их потомков. Общественный интерес ко всему научному породил новый жанр литературы — научную фантастику. Первые произведения этого направления появились уже во второй половине 19 века. Одним из отцов этого жанра является Жюль Верн. Ключевая особенность фантастических произведений состоит в том, что в повествование вводится какое-то значимое техническое новшество или же неизвестный до сих пор закон природы.

Первоначально, когда общество с оптимизмом смотрело на технический прогресс, действие происходило в утопическом технологически развитом мире. Такое воодушевление мы видим в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. С начала же 20 века появились идеи о том, что развитие технологий приводит к тому, что люди становятся бездушными и сами уподобляются машинам. Эти настроения нашли отражение в жанре антиутопии. Эти произведения чаще всего изображают мир будущего, в котором наука и технология вторглись абсолютно во все сферы жизни человека.

Люди будущего в антиутопических произведениях ежедневно пользуются благами цивилизации, однако повсеместная автоматизация приводит к утрате человеческих ценностей: доброты, любви, сострадания. Уходит в прошлое институт семьи и брака. При этом человек рассматривается не как личность, а как винтик единого государственного механизма. Поэтому людям будущего навязывается одна линия поведения, одна идеология. Инакомыслие преследуется и подавляется. Главный мотив антиутопических произведений — трагедия мыслящего и чувствующего человека, который противостоит бездушному социуму.

Огромный интерес общества в 20 веке привлекли исследования космоса. Поэтому произведения фантастического жанра, в которых фигурируют полеты на космических кораблях, поиски инопланетного разума и исследования других планет, получили большое развитие. Первоначально авторы пытались отразить уникальность нашего мира через сравнение с другими планетами, старались предположить, каким будет контакт с обитателями других планет. Но в дальнейшем эти произведения стали носить скорее развлекательный характер, а жанр назвали «космической оперой».

Возникновение жанра фэнтези

Современный жанр фэнтези начал формироваться в начале 20 века. Огромное влияние на формирование основных его законов и традиций оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Интерес к фэнтезийным произведениям появился на фоне некоторой усталости читателя от повального материализма, который царил в прозе с середины 19 века.

Читать еще:  Возникновение героического былинного эпоса егэ. Русский героический эпос

Людям надоел чересчур рациональный мир будущего. Ответом на это и стал жанр литературы, в котором присутствовали фольклорные мотивы, мифические существа, приключения и магия.

Действие в фэнтезийных произведениях наиболее часто происходит в гипотетическом мире, напоминающем Средневековую Европу. В нем наряду с законами природы действуют законы магии.

Часто этот мир бывает населен волшебными существами: эльфами, орками, гномами, троллями и т.д. Считается, что сильное влияние на такой облик фэнтезийных произведений оказали рыцарские романы, описывающие эпоху правления короля Артура.

Поэтому книги этого жанра часто напоминают историко-приключенческие романы. Разница лишь в наличии элемента волшебства. Причем магия для обитателей фэнтезийного мира — обычное явление, не выходящее за рамки нормы.

Это отличает фэнтезийную литературу от сказок, хотя некоторые фольклорные сюжеты своего народа авторы пытаются по-своему интерпретировать. Вследствие этого многие фэнтезийные произведения имеют национальный колорит.

Различие в описании законов мироустройства

В фантастических произведениях сюжет часто разворачивается в мире, который очень далек от реального. Однако, чаще всего, автор разъясняет читателю, почему мир стал именно таким, что послужило отправной точкой произошедших изменений. Обычно кардинальные перемены связаны с изобретением какой-либо революционной технологии или открытием неизвестного до сих пор закона природы.

Часто писатели в своих произведениях за отправную точку берут не современность, а прошлое и пытаются показать, как выглядел бы мир, если бы на первый план вышла бы иная, чем в реальности, технология.

Примером являются произведения поджанра «паропанк» («стимпанк»), где авторы изображают мир, в котором доминирующей оказалась технология производства паровых машин, а не двигателей внутреннего сгорания. В любом случае, автор научно-фантастического произведения дает читателю научное объяснение устройству мира.

А вот писатели, работающие в жанре фэнтези, лишь описывают альтернативную реальность, в которой происходит действие. При этом никакой видимой связи с реальным миром не прослеживается. Законы мироздания подаются читателю как данность и никак не объясняются. При этом и существование магии и разумных рас, отличных от человеческой, — это тоже заданная писателем норма описываемого мира.

Добро и зло

В фэнтезийных произведениях тем или иным образом присутствует борьба между светлыми и темными силами. При этом часто и завязкой сюжета служит происшествие, которое пробуждает разрушительные силы зла и вынуждает главных героев искать способ спасти мир от уничтожения.

В любом случае, зло в классических фэнтезийных произведениях — это человек или мистическое существо, которое при помощи магии стремится уничтожить или поработить все живое. Многие авторы стремятся отойти от этой традиции.

Например, в произведениях Анджея Сапковского, строго говоря, нет ни положительных и ни отрицательных героев. А глобальное противостояние «добра» и «зла» — это военный конфликт между двумя политическими альянсами, а не сражение между силами света и тьмы. Но, в любом случае, в фэнтезийных произведениях четко прослеживается противоборство двух сил.

В современных фантастических произведениях чаще бывает, что один герой или группа героев противостоит целому социуму. Действующие лица тем или иным способом могут сражаться с тоталитарным государством или мегакорпорацией, которая контролирует жизнь общества. Часто эта борьба выглядит тщетной и бесполезной.

Например, в антиутопических произведениях главный герой, как правило, погибает или же его заставляют подчиниться установленному порядку. Можно также сказать, что конфликт в фантастических произведениях не между добром и злом, а между навязанными нормами и стремлением героя к свободе. Герои борются за то, чтобы быть «не такими, как все».

Смешение жанров

Несмотря на различия между жанрами фантастики и фэнтези, многие авторы стараются в своих произведениях совместить черты и того, и другого направления.

Например, существует такой поджанр, как технофэнтези, в котором наравне существуют и развиваются как технологии, так и магические искусства (роман Н. Перумова и С. Лукьяненко «Не время для драконов»).

А поджанр «научное фэнтези» является ответвлением от научной фантастики, в котором присутствуют мифологические мотивы (например, романы братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»).

Несмотря на каноны жанра, действие некоторых фэнтезийных романов происходит в современности. При этом волшебство и привычные нам технологии вроде телевидения, сотовой связи или Интернета успешно сосуществуют ( романы С. Лукьяненко из цикла «Дозоры»).

Читать еще:  Михаил иванович глинка биография на английском языке. Глинка михаил иванович

В чем разница между фантастикой и фентези?

Давайте попробуем разобраться.
На первый взгляд человека состороны все просто: это практически одно и тоже. И так, что мы имеем. Множественные миры, множество рас, различные сверхспособности, невозможные события и персонажи.
С другой стороны, человек, который прочитал немоле количество фантастики и фентези, чаще всего легко укажет жанр новой книги или фильма, не особо сомневаясь. Но вот с формулировками будет очень тяжело. Прежде чем читать дальше, попробуйте сами что-нибудь придумать, а потом, прошу, отпишитесь в комментариях.
Примеры:
1)Фентези — это средневиковье, а фантастика будущее. Нет, это не отличие. Есть фентези современное(Киндрэт Алексей), а есть фанстика в настоящем или прошедшем (Двадцать тысяч льё под водой — Жюль Габриэль Верн)
2)Фентези сверхспособности человека, а фантаста — это развитая технология. Опять нет. Возьмем Властелина колец, кроме 3 магов и нескольких эльфов никто не обладает сверхспособностями. И возьмем людей Х, где все обладают, а технологией сверх наших только целебро.
3) Фентези — магия, Фантастика — технология. Очень похоже, но тоже нет. Ведь есть технофентези, где технология развита исключительно на магии (машины работающие на магии, механические люди в которых бьется волшебное сердце и т. д.). А есть фантастика, где магия объяснена технологией или наукой (Например звездные войны, где джедаи могут двигать предметы, влиять на разум собеседника или метать молнии. Но их способности объянены через мидихлорианы).

Мое мнение, в том что фентези отрицает науку, а фантастика ее дополняет, не меняя основы

Разберемся с нашими противоречиями в свете вышеуказанной гипотезы.

1)Подтверждено. Не важно в каком времени происходят события, не в этом отличие.
2)Подтверждено. Средиземье и его законы (маги, драконы, эльфы, демиурги) опровергают науку. Способности людей Х обоснованы мутациями(или эволюцией(мнение Магнетто)).
3)Подтверждено. Если технология основана на магии, если объясненное основано на необъясненном, то это фентези, а если наоборот то это фантастика.

В начале, когда сер Толкиен придумал Средиземье и когда фентези набрало обороты популярности, тогда граница межде фентези и фантастикой была явной(Властелин колец, кольцы тьмы, Перумов про мага и Земли без радости, Дети зимы, хроники амбера И Войны сорока островов, звездные войны, геном, линия грез, звездный путь). Но чем дальше в наше время, тем больше писатели, стремясь создать свой стиль, стирали грани между жанрами (киндрет, дозоры Лукьяненко).

Мое мнение:
Резюме: фентези отрицает науку, а фантастика ее дополняет, не меняя основы. Фентези — это анти — наука, а фантастика — это псевдо — наука.

Прошу приведите примеры ваших рассуждений о том что такое фентези и фантастика, и примеры, которые не подходят под мою гипотезу.

Фэнтези и фантастика — эволюция жанров и причины популярности

Помните Скайрим, момент, когда просыпаешься в повозке по пути на казнь? Или обнаженное тело Геральта в ванной. А может быть камеру стазиса, где приходит в себя Линк?

Это вступления одних из самых популярных игр десятилетия. Но помимо признания и любви геймеров, у них есть еще кое-что общее.

Речь идет о сеттинге. Эти игры представляют нам одни из самых богатых фэнтезийных миров. Они полных волшебства, изящных мечей, загадок и монстров, сокровищ и заговоров. Приключения в своем темпе и по своим правилам, с беспрецедентным уровнем свободы и креативности.

И это только верхушка айсберга фэнтези, который за последние тридцать лет уверенно превосходит научную фантастику в популярности.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть в плеере ниже или на этой страничке.

Формального состязания между двумя жанрами не существует, даже если истоки уходят к началу девятнадцатого века, когда литература вступила в новую эпоху и авторы конкурировали за внимание читателей.

В первые годы становления, фэнтези и научная фантастика не походили на то, что мы воображаем сегодня. Та же история маленькой русалочки или монстра Франкенштейна? Они бесконечно далеки от одиссеи Геральта и галактических приключений Шепарда, как сюжетом, так и взаимодействием с аудиторией.

Сменялись поколения, возникали новые направления, а достижения человека в области науки и техники влияли на искусство и интересы. Оглядываясь на вторую половину прошлого века, можно без труда выделить самый влиятельный жанр из рассматриваемых. Это научная фантастика. Отражающая оптимизм, ослепляющая инновациями и обещая сделать нашу жизнь лучше — жанр по праву называли надеждой человечества. Только научная фантастика уверенно предполагала наличие этого будущего.

Читать еще:  Характеристика новых людей в романе что делать. «Новые люди» в романе Н

Продуманные технологии смешивались с драмой взаимодействия человека и машины. Романы Айзека Азимова, антиутопия Оруэлла, эпичная «Дюна» Герберта и предостережения Рэя Бредбери. Мейнстримный кинематограф взялся за фантастику с опозданием, но подарил нам «Космическую одиссею», «Звездные войны», «Бегущего по лезвию» и десятки других картин, ставших классикой.

Начиная с клипов на MTV, заканчивая первыми видеоиграми — индустрия была заворожена возможностями новых достижений. Практические эффекты, способы монтажа и первые компьютеры оказались живым доказательством пророческих взглядов фантастов.

На фоне прогресса с телевидением, радиоприемниками, портативными плеерами, VHS-кассетами и компьютерами, даже такому титану фэнтези, как «Властелин колец» потребовались долгие годы для популяризации жанра. А в случае с кино большая часть фэнтези представляла собой анимационные фильмы, экранизирующие классические сказки или адаптации. Семидесятые и восьмидесятые подарили нам «Лабиринт», «Бесконечную история» и «Конана» но если взглянуть на количество фэнтезийных премьер, то Голливуд взялся за массовое развитие фэнтези только после эпохальной экранизации Питера Джексона.

Интерактивные развлечения на персональных компьютерах и ТВ-приставках развивались быстрее, чем любая индустрия и жанр фэнтези не обошли стороной. Один только релиз Dungeons & Dragons в 1974 привел к созданию десятков культовых игр. От серий Ultima, Wizardry, Dungeon Master, The Legend of Zelda и Bard’s Tale, до первых релизов Final Fantasy и Might and Magic. В свою очередь, все эти игры про волшебные миры, подземелья и приключения стали основой для множества современных авторов направления.

Пройдет еще десятилетие и фэнтези станет одной из самых популярных тем среди ролевых игр: Baldur’s Gate, серия Elder Scrolls, Planescape и множество других.

Параллельно с этим мир начала захватывать глобальная паутина. Интернет предоставил возможность общаться, находить группы по интересам, окончательно цементируя фэнтези как одного из лидеров художественного направления. В то же время научная фантастика столкнулась с кризисом человечности.

Наука, которая воспринималась как решение всех наших проблем, способ достижения звезд и реализации потенциала человечества, начала терять свой шарм. Жанр научной фантастики больше не олицетворял надежду, а угнетал будущим «Бегущего по лезвию». Вместо решения проблем, наука предстала их началом, оружием, уничтожившим Землю в сотнях и тысячах воображаемых вселенных.

Источник вдохновения для дизайнеров, физиков, инженеров, архитекторов и художников, обернулся ядовитым кубком. Энергия атома больше не инструмент освоения космоса, а экологический кошмар и глобальная угроза. Интернет больше не чудо для всех сфер жизни, а минное поле, где социальные сети вытягивают силы и случайная ссылка может привести к цифровому заражению. Мы добровольно отдаемся в рабство смартфонам, а маячащий на горизонте искусственный интеллект пробуждает апокалиптические образы «Терминатора».

Будущее наступило. Мы живем во времена, которые описывали научные фантасты прошлого века. Если для них это было странно и удивительно . то для нас просто самый обычный день.

Окружив себя обыденными чудесами научной фантастики, сегодня мы тянемся к историям, которые помогают разобраться с нашей человеческой натурой. С эмоциями и отношениями. Мы ищем ответы на ошеломляющие концепции и пытаемся понять — а кто мы такие и как вообще работают люди?

На первый взгляд научная фантастика и фэнтези идентичны, они представляют эскапизм, погружают в миры, едва похожие на наш. Но главную мысль в жанрах сравнить невозможно. Если научная фантастика ставит глубокие социальные вопросы в форме повествования, то фэнтези изучает метафизическое понимание жизни, отражает реальные проблемы абстрактными и мистическими тропами.

Столкновение героя со злым тираном и его армией также реально, как трудный разговор с боссом на работе. Мы не способны прыгнуть в пещеру дракона, отрубить ему голову и выйти на свет в золоте. Но нам по силам окунуться в свое сознание, бросить вызов демонам и принять себя в процессе.

Возможно, «Ведьмак» и «Игра престолов» не раскрывают в нас новые стороны, но духовный и символический смысл фэнтези обеспечивает надежное укрытие в мире, где наука больше не гарантирует безопасность и светлое будущее.

Там, где Mass Effect очерчивает галактическую угрозу, Dragon Age увлекает приземленной авантюрой. Где «Дикая Охота» позволяет сделать глубокий вдох, там Deus Ex наступает на грудь и лишает свободы. Где TESO дарит бесконечные путешествия в красочном Тамриэле, Fallout напоминает о вечных грехах человечества.

Наука не смогла сделать нашу жизнь лучше, значит пора найти спасение в магических мирах. Но придет время, и маятник качнется в другую сторону.

Источники:

http://www.ikirov.ru/news/17330-chem-otlichaetsya-fantastika-i-fentezi
http://pikabu.ru/story/v_chem_raznitsa_mezhdu_fantastikoy_i_fentezi_3159190
http://shazoo.ru/2020/02/09/90433/fentezi-i-fantastika-evolyuciya-zhanrov-i-prichiny-populyarnosti

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×