В каком году было нарисовано первое аниме. Появление самого первого аниме в мире
Как появилось аниме: история возникновения аниме культуры
Японская анимация постепенно захватывает весь мир. Если раньше быть анимешником было даже немного стыдно, то сегодня это уважаемая культура во всем мире. Когда появилось аниме? Какие особенности у этой культуры? Давайте узнаем об этом подробнее.
Аниме и мир
Аниме, что это вообще такое? На удивление многих, изначально слово аниме не подразумевало отдельный жанр анимации. Просто японцам было сложно выговаривать слово анимация и они использовали его сокращение — аниме.
Но сегодня это слово уже значит на много больше, чем просто анимацию. Это целый культурный пласт, который включает в себя и сами анимационные сериалы, и косплей, и многое другое.
В Японии даже есть целый квартал — Акихабара. Именно тут любой анимешник может попробовать все и почувствовать в своем начинании только поддержку. В вашем распоряжении кафе, караоке, магазины и торговые центры. Более того, в этом квартале есть зоны, которые посвящены определенному аниме или персонажу.
Что делают в Акихабаре? Что угодно! Выполняют свои желания, поют, перевоплощаются в любимых персонажей, находят новых друзей, смотрят с ними новые серии любимых тайтлов и делятся своими впечатлениями.
Считается, что тут можно купить все что угодно, любой аксессуар или редкую фигурку любимого персонажа. А еще, считается что именно тут можно купить качественную и дешевую бытовую технику.
Как зародилось аниме
Забавно то, что сама культура зародилась в тот момент, когда Япония была под гнетом американцев. Результатом демилитаризации стало кардинальное изменение японской культуры. На смену красоте и утонченности, присущей этой стране в до оккупационный период, пришел всем известный «кавай».
Слово «кавай» переводится, как «милый», «хорошенький», «прелестный» и именно такими стали люди Японии. Постоянный позитив, стремление ко всему миленькому, можно даже сказать детскому. Вот какой стала Япония в послевоенное время.
Культура так развилась, что аде такое неприкасаемое культурное явления, как написание иероглифов претерпело свое изменение. У девочек-подростков появился особый, более нежный и округлый стиль письма, его назвали маруй-дзи. В тот момент девочки начали писать не в столбик, а с лева на право, а в иероглифах часто использовали сердечки и звездочки.
Интересно! Маруй-дзи быстро запретили в школах. Появление этого стиля письма вызвало огромный скандал на всю страну.
Если говорить точнее, что точка отсчета назначена на 1963 год, когда Осаму Тэдзука основал анимационную студию Mushi Production. Именно там он создал свое первое аниме «Могучий атом» по одноименной манге.
Интересно! Осаму Тэдзука признался, что использовать в аниме большие глаза было придумано в Америке, Уолтом Диснеем. Этот трюк помогает сделать персонажа более эмоциональным.
Главное преимущество аниме — его целевая аудитория. Если у других мультиков целевой аудиторий являются преимущественно дети, то у аниме это преимущественно взрослые и подростки.
Многие аниме задевают популярные и всем известные темы. Борьба добра со злом, социальные и бытовые проблемы, которые редко затрагивают в других сериалах, фильмах и мультфильмах. Но есть и исключительные, непохожие ни на что, уникальные и необычные сюжеты.
Многие режиссеры пытаются передать сюжеты на большой экран. Взять хотя бы «Призрака в доспехах», фильм получился очень интересным, но не на столько раскрытым, как его первоисточник. «Тихоокеанский рубеж», масштабное сражение между людьми и гигантами из другого мира тоже берет свое начало в японской анимации.
Кроме этого фильма еще многие картины были сняты именно по мотивам аниме, но далеко не все из них удачные. Например, «Тетрадь смерти» оказалась грандиозным провалом, который не имеет ничего общего с оригиналом. Ни идеей, но персонажами, ни повествованием.
Аниме – как отдельная культура
Анимешники знают все о своих любимых персонажах. Герои любимых тайтлов словно живые. Поклонники знают их рос, вес, группу крови, особенности характера, любимое блюдо. Буквально все о своем герое. Перевоплотиться в аниме-персонажа так же легко. В специализированных магазинах можно купил полноценный образ со всеми деталями, атрибутами, бижутерией и костюмами.
Аниме, это не мультики для детей. Это целый мир, отдельная культура. Удивительно, но в той же Акихабаре можно встреть взрослых и успешных людей, которые воспитывают детей, работают на престижных должностях, но время от времени все же хотят расслабиться и почитать свежую мангу.
Самое первое аниме в истории
В нашей стране аниме – это предпосылка для возникновения субкультуры, в Японии – особый сегмент экономики, который приносит хороший доход в государственную казну. Споры о том, когда возникло самое первое аниме, не прекращаются и сегодня. Раньше не было студий по созданию кинолент, а все выполняли любители, поэтому много информации было утеряно.
100-летие аниме
По неофициальным данным в 2007 году исполнилось ровно 100 лет со дня, когда было создано самое первое аниме. Несколькими годами ранее, а именно в 2005 году, была найдена лента целлулоида, на которой были нарисованы кадры. Ее принято считать старейшим анимационным произведением, создание которого датируется 1907 годом.
Лента состояла из 50-ти кадров. На них был изображен ОЯШ (обычный японский школьник), который писал на доске кандзи: 活動写真 (кацудо сасин), что в переводе означает «активные фотографии». После он оборачивается к зрителю и кланяется, сняв шляпу, которая была частью тогдашней школьной формы. Кто был автором этой анимации, неизвестно, как и то, было продолжение этой истории или нет.
Первое аниме
Официально принято считать, что самый первый аниме в мире датируется 1917 годом. Режиссером этой анимации был Симокава Дэкотэн, а лента носила название Suketchi no nyūarubamu («Новый альбом набросков»). Спустя год, в 1918-м, выходит его анимация «Момотаро». Несколько позже появляется анимационный фильм «Сражения обезьяны и краба» (Sarutokani notatakai) Китаямы Сэйтаро. Этих двух режиссеров принято считать родоначальниками жанра японской анимации.
Первые анимационные мультипликации длились не более 5-6 минут. В них показывали простые сцены из японского быта, сказок или мифологии. Ленты создавались одиночками-мультипликаторами, которые работали в своих домах. Художники брали во внимание опыт мультипликаторов из Европы и Штатов и со временем получили тот жанр, который можно увидеть сегодня.
К настоящему времени самое первое аниме начала ХХ века было безвозвратно утеряно. Остались лишь некоторые сведения, что эти произведения демонстрировали на публике и в кинотеатрах, собирая при этом деньги. Самые первые аниматоры работали в домашних условиях, их работы были простыми и понятными. Возможно, именно поэтому они быстро завоевали расположение публики.
Первые студии
Самое первое аниме создавалось одиночками-энтузиастами, и мультипликаторы покрывали свои расходы тем, что продавали права на показ в кинотеатрах. Когда об аниме стали говорить как о самостоятельном жанре, к его становлению подключились компании «Такамаса Эига» и «Асаги Кинема», начав активно заниматься развитием этой индустрии. Первые студии, работа которых основывалась на создании и выпуске анимационных лент, появились в 1932 году по инициативе Масаоки Кэндзо. Первая студия была названа в честь своего создателя – «Масаока Фильм Продакшн». В 1933 году эта студия выпускает свою первую работу под названием «Сила и женщины мира».
Становление жанра
В 1958 году анимационные киноленты были самостоятельным направлением японской мультипликации. А в конце ХХ века их официально признали как вид искусства. В это время широкой аудитории были показаны такие ленты, как:
- «Легенда о белой зиме», автором которой стал Тайдзи Ябусита. Фильм был выпущен в 1958 году при поддержке анимационной студии «Тоэи», общая длительность ленты составила 1 час 19 минут.
- «Календарь студии Отоги» был признан первым документальным аниме-сериалом. Его выпуск продолжался с 1961 по 1962 год. Режиссер ленты – основатель студии «Отоги», Рюити Ёкояма.
Начало аниме-бума в Японии датируется 1963 годом, когда Оаму Тэдзуки, известный как «гений манги», основал собственную студию «Муши Продакшн» и презентовал первый сериал под названием «Могучий атом», или «Астро бой».
Самая первая любовь
Аниме в 70-х годах прошлого века начало развиваться с небывалой скоростью. Менялось все – от рисовки до жанра. В особенностях изображений больше внимания стали уделять глазам персонажей – их делали все более выразительными. Если в 60-х годах изображения пытались делать естественными, схожими с живым человеком, то спустя десятилетие мультипликаторы усовершенствовали рисовку глаз. Это позволило более доступно раскрывать амплитуду чувств и переживаний главных героев.
Не осталась без внимания и жанровая растасовка. Работы были предназначены не только для детей, но и для взрослых. В первом аниме-сериале затрагивались темы повседневной жизни работников студий. Для детей мультипликация была не особо интересной, однако среди подростков и части взрослого населения она нашла своих почитателей. Даже среди пожилых людей аниме стало второй первой любовью.
Со временем в некоторых студиях начали образовываться группы авторов, которые работали в определенном жанре. К примеру, после выпуска «Чистой романтики» студией «Дин-студио» большинство ее создателей были замечены в разработке аниме «Самая лучшая в мире первая любовь». После выхода двух сезонов этого сериала, полнометражного фильма и овашки, некоторые создатели начали работать только с проектами жанра «сёнэн-ай». Объясняется это длительной работой над аниме «Самая лучшая первая любовь» или личными предпочтениями – неизвестно.
Когда было создано самое первое аниме в истории, остается загадкой. Кто-то считает, что это был 1907 год, кто-то уверен, что это случилось в 1917-м. Но никто не исключает, что самое первое аниме в мире могло возникнуть на несколько лет или десятилетий раньше. На сегодняшний день аниме уверенно распространяется по миру. Можно отыскать киноленты любого жанра, метража и возрастного ограничения. За более чем 100-летнее существование аниме заметно изменилась рисовка, но в целом оно осталось таким, как и прежде, – простым и понятным каждому.
Конничива: краткая история аниме от древности до наших дней
Откуда взялось и куда пришло одно из главных современных развлечений
Сейчас в российский прокат наравне с новинками игрового и документального кино регулярно выходит полнометражное японское аниме. Аниме набирает популярность и в передовых онлайн-кинотеатрах вроде Netflix и Amazon Prime, а некоторые даже говорят о новой волне аниме. Кажется, самое время познакомиться с японской мультипликацией поближе. ELLE рассказывает, как японская анимация стала такой, какой мы знаем ее сегодня.
От древности до Второй мировой войны
В Японии с XII века, а то и раньше, оттачивали мастерство рассказывать истории через иллюстрации: сложная письменность из трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) вынуждала добавлять к текстам картинки — даже образованному японцу часто было тяжело полностью прочитать текст и уловить его смысл. В конце XIX века, когда в Страну восходящего солнца стали проникать образцы западной поп-культуры, в Японии появились зачатки местных комиксов — манги — в том виде, в каком мы знаем их сегодня, а в XX веке из манги выросла оригинальная японская анимация.
Экспериментировать с анимацией в Японии начали в начале XX века, опять же, вдохновившись западным кино и мультфильмами, но только во втором десятилетии того же века появлись работы, и правда походившие на европейские и американские образцы, и к 1920-м в Японии уже был зачаток рынка манги и аниме. Японцы сразу восприняли анимацию всерьез и не зацикливались на детских мультиках, перенося на экран взрослые сюжеты, в том числе пропаганду и эротику. К сожалению, в первой половине XX века обстоятельства сложились не в пользу японской анимации. Во-первых, ее производство было слишком дорогим для местных художников, а потому американские и французские мультфильмы еще долго доминировали в Стране восходящего солнца. Появление продукции Уолта Диснея в конце 20-х годов и вовсе не оставило никаких шансов на развитие локальной индустрии анимационных фильмов. Во-вторых, 1 сентября 1923 года островное государство буквально пало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии. В 1929-м на Западе появились первые звуковые мультфильмы, а в 1932-м — первые цветные, но японская анимация находилась в слишком слабом положении, чтобы иметь возможность адаптировать эти новшества.
Индустрия манги и аниме в Японии начала активно развиваться после Второй мировой войны вместе с индустрией кинотеатральных развлечений. Западная анимация на тот момент по-прежнему качественно превосходила японскую, что привело к ее засилию в местных кинотеатрах. Гордым японским художникам это показалось непатриотичным, и они решили развивать свою технику анимации и вскоре научились создавать хорошие мультфильмы, не вкладывая в это много денег. Например, студия «Тоэй», основанная в 1948 году, со временем придумала распределять бюджет на проект так, чтобы его большая часть уходила на важные сцены, а неважные отрисовывали с меньшим качеством. В результате «Тоэй» быстро стала одной из ведущих японских студий анимации и начала получать заказы с Запада. «Тоэй» остается на лидирующих позициях в индустрии и по сей день, но в 50-х японская мультипликация как самостоятельный жанр все еще была мало привлекательна для западных зрителей, хотя уже в конце десятилетия появился первый японский полнометражный мультфильм, как будто предсказывая скорый взлет индустрии.
Революция Осаму Тэдзуки
Осаму Тэдзука, родившийся в 1928 году, вырос в семье поклонников театра и кино и с детства равно приучался к японской и западной культуре. Он был поклонником анимации Уолта Диснея и начал рисовать мангу еще во время учебы в медицинском университете и после получения ученой степени никогда не возвращался к медицине, сосредоточившись на карьере художника. Это решение было судьбоносным для индустрии всей страны: Тэдзука стал одним из главных новаторов японской манги и анимации послевоенного времени и сумел заинтересовать западную аудиторию своими мультфильмами.
В своих работах Тэдзука использовал кинематографические приемы, перенеся в мангу и анимацию киношную систему планов, ракурсов и кадрирования. Он вдохновлялся французским и немецким кино, в частности в его работах заметно влияние автора «Метрополиса» Фрица Ланга. Тэдзука начинал карьеру режиссера анимации в уже упомянутой студии «Тоэй», но ушел оттуда и в 1962 году основал собственную студию «Муши». Там он выпустил самую успешную в своей карьере мангу и снял на ее основе еще более успешный черно-белый аниме-сериал «Астробой», после выхода которого Тэдзуку прозвали отцом манги и анимации. Астробой — в американском дубляже имя главного героя комикса и мультфильма, человекоподобного робота Атома. Действие происходит в мире, где андроиды живут бок-о-бок с людьми, а Атом борется со всеми плохими за все хорошее. В 1963 году «Астробой» впервые показали в США, и это аниме стало очень популярным у американской аудитории. Сегодня «Астробой» выглядит простовато, но в начале 60-х он задал новые стандарты качества аниме для других японских студий, вдохновившихся успехом сериала.
После успеха «Астробоя» Тэдзука продолжил работать, успев среди прочего между 1950-ми и 1960-ми создать мангу и одноименный мультсериал «Белый лев Кимба». Для Японии «Кимба» был первым цветным аниме-сериалом. «Кимба», вслед за «Астробоем», завоевал широкую аудиторию за границей. Интересно, что, судя по всему, студия Уолта Диснея, которого когда-то копировал сам Тэдзука, взяла идею «Белого льва Кимбы» за основу своего «Короля льва», в точности скопировав многих персонажей и повторив некоторые сцены японского мультфильма кадр-в-кадр. Компания Disney, впрочем, отрицает факт плагиата, но многие, включая озвучившего Симбу актера Мэттью Бродерика, склонны верить, что намеренное копирование действительно было. Студия «Тэдзуки» решила не судиться с Disney, потому что, по словам представителей японской компании, просто не располагала ресурсами для этого.
«Белый лев Кимба»
От эротики до космической оперы
В 1960-е, пока The Beatles меняли западную музыкальную индустрию, японские художники-аниматоры, вдохновленные успехом «Астробоя», взялись за перековку аниме, и жанр стал стремительно развиваться, разрастаясь на поджанры и подподжанры. В 60-е аниме, вслед за мангой, начало делиться на мультфильмы для мальчиков — сенэн — и мультфильмы для девочек — седзе. Аниме для мальчиков — обязательно приключенческие, а главный герой — смелый, целеустремленный, умный юноша, часто дружит с другими представителями мужского пола, а девушки обычно появляются в качестве боевых подруг. В аниме для девочек, согласно той же логике, главная героиня — юная девушка, но у нее, вслед за гендерными стереотипами, обязательно должна быть романтическая линия. Одним из первых аниме-сериалов для девочек стала «Ведьма Салли», давшая начало поджанру аниме о девочках-волшебницах, когда такой жанр телесериалов уже существовал на Западе.
В это же десятилетие, в 1963 году, в аниме для мальчиков появился «Железный человек №28» — первый мультсериал в поджанре меха, название которого произошло от английского слова «механизм». Главные герои таких мультфильмов — управляемые людьми или самостоятельные человекоподобные боевые роботы. В 1968-м вышло первое аниме о спорте «Звезда Кедзина» про талантливого бейсболиста, а через год на волне успеха этого шоу вышло аналогичное, только для девочек, про женскую волейбольную команду. Также в 1969 году появилось первое эротическое аниме, снятое по мотивам «1000 и 1 ночи».
«Железный человек №28»
В 60-е западные телеканалы стали чаще покупать японские аниме-сериалы, но настоящий интерес к японской анимации за границей проявили в конце 70-х, когда в США и Европе выросла популярность космических опер и другого сайфая (в это время вышли первый фильм саги «Звездные войны» и полнометражная картина вслед успешному телешоу «Звездный путь»), а в Японии начали делать аниме-сериалы в этом жанре. Также в 70-е довольно тихо относительно будущего успеха началась карьера культового режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки, который стал одним из главных героев «Золотого века» аниме в 80-х.
Золотой век аниме
В 1980-е индустрия манги и аниме стала расти с удивительной скоростью: новые студии появлялись так быстро, как бедные родственники у только что получившего огромное наследство, продолжалась эволюция жанров и поджанров, а также начались смелые эксперименты по смешиванию жанров, развитие технологий позволило добиваться более высокого качества анимации и заниматься дистрибуцией через видеокассеты.
Магистральным жанром аниме того времени стал киберпанк, на Западе хорошо известный по культовому полнометражному мультфильму «Акира» 1988 года о правительственных экспериментах над людьми и бандитских разборках в городе Нео-Токио, пережившем ядерный взрыв. Надо сказать, в самой Японии «Акира» не вызвал такого энтузиазма, как в США и Европе, хотя для искусства анимации это был прорыв — первое аниме, снятое со скоростью 24 кадров в секунду, да еще с грандиозной детализацией, которой раньше не бывало в японской мультипликации.
В 80-е также взошла звезда Хаяо Миядзаки, самого популярного японского режиссера-аниматора в мире. В это десятилетие появилась его студия «Гибли», в 1984 году режиссер выпустил свой первый по-настоящему популярный мультфильм «Навсикая из Долины ветров», а следом «Небесный замок Лапута» в 1986-м, «Мой сосед Тоторо» в 1988-м и «Ведьмина служба доставки» в 1989-м.
«Мой сосед Тоторо»
Еще две важные вехи 80-х для японской анимации: появление порно-аниме и отлаживание потока экспорта аниме на Запад, где наконец проявили интерес ко всему разнообразию японской мультипликации. Надо заметить, что в 80-е вышло огромное количество важных и успешных аниме-сериалов, но в США их перерабатывали для показа под американскую аудиторию, и сейчас мы, как правило, смотрим именно те переработанные версии.
Луна в матроске
В 1990-е после развала Советского Союза аниме появилось и в России, и у нас начали показывать те же мультсериалы, которые смотрели в США и Европе, — «Покемоны», «Хелло Китти», «Кэнди-Кэнди», «Гонщик Спиди» и другие. Вероятно, одним из самых запоминающихся образцов стал «Сейлор Мун: Луна в матроске» о группе старшеклассниц, перевоплощающихся в воинов для борьбы со злом. «Сейлор Мун» — одно из первых шоу нового аниме-жанра мультфильмов о девушках для девушек, появившегося в 90-е. В таких аниме-сериалах романтическая линия потеряла доминирующее положение, и героини стали более социально активными и проявляли лидерские качества, как будто эти мультфильмы сняли сегодня под влиянием новой волны феминизма.
Особая сила «Сейлор Мун» заключалась в том, что этот сериал объединил в себе черты аниме для девочек и аниме для мальчиков: главные героини были девушками, и романтическая линия оставалась частью сюжета, но еще эти девушки были воинами, и в каждой серии они с кем-нибудь сражались, а также важным элементом шоу было то, что они ходили в коротких юбках и при перевоплощении из обычных девушек в воительниц показывали их обнаженный силуэт — это тоже было приманкой для мальчиков. Благодаря крючкам для такой широкой аудитории «Сейлор Мун» стала одним из самых популярных японских аниме на Западе.
Если вернуться к России, то долгие годы аниме было нишевым развлечением, на которое те, кто не поддался его чарам, смотрели свысока, веря, что мультики — это только для детей. Сегодня заблуждение о том, что любая анимация — развлечение для детей, все еще сильно, но постепенно скепсис уступает место увлеченности: те, кто выросли на японской анимации, продолжают смотреть ее, повзрослев, и не воспринимают любовь к ней своих сверстников и нынешних подростков как инфантилизм. Японская анимация и правда рассчитана на людей разных возрастов и интересов и должна восприниматься на равных с условно «взрослым» кинематографом.
Словарь:
Аниме — в мире так называют японскую анимацию, в Японии — любую анимацию
Акихабара — токийский квартал, известный самой большой концентрацией магазинов электроники и товаров для поклонников аниме, манги и видеоигр.
Каваии — понятие, обозначающее в Японии что-либо, что индивидуум находит милым и очаровательным.
Косплей — перевоплощение в персонажей аниме, манги, компьютерных игр, книг, фильмов и сериалов с помощью костюмов, макияжа, грима, париков и актерской игры.
Манга — японские комиксы; большинство аниме основаны на какой-либо манге.
Мангака — художник комиксов (манги).
Отаку — в Японии так называют человека, который очень сильно чем-то увлечен; за пределами Японии так называют людей, увлеченных аниме и мангой.
Сёдзё — аниме и манга для девочек и девушек в возрасте 12 — 18 лет.
Сёнэн— аниме и манга для мальчиков и юношей 12 — 18 лет.
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
Источники:
https://zen.yandex.com/media/davaypogovorimproeto/kak-poiavilos-anime-istoriia-vozniknoveniia-anime-kultury-5d824304a660d700ae35cd29?integration=site_desktop&from=feed&place=layout&rid=3136395953.493.1568849385463.70417
https://fb.ru/article/292654/samoe-pervoe-anime-v-istorii
https://www.elle.ru/stil-zhizni/cinema/konnichiva-kratkaya-istoriya-anime-ot-drevnosti-do-nashih-dnei-id6842878/