Величия там где простоты добра. Нет величия там где нет простоты добра и правды
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона)
Одним из ярчайших произведений русской прозы является роман-эпопея «Война и мир». Через драматические личные истории героев, картины боевых сражений и пейзажные зарисовки изобразил автор одно из наиболее весомых гражданских событий в истории Российского государства – Отечественную войну 1812 года, провозглашая идею, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Исторические личности в системе персонажей романа
Для создания произведения, отражающего героические порывы, возрождение патриотического духа и народного единства, смелость и отвагу простых людей, поведение дворянского общества, автор использовал сложную и разветвленную систему персонажей. Героями 4-томного романа-эпопеи стали как реальные исторические персоналии, так и герои, созданные фантазией автора. Композиционный, персонажный и идейный замысел автора реализуется благодаря приему противопоставления. Через призму использования приема антитезы изображает автор двух главных представителей противоположных военных лагерей – Наполеона и Кутузова.
Идейное содержание образов Наполеона и Кутузова
При создании этих образов автор наделяет их чертами, символизирующими определенные идейные взгляды. Наполеона, который на протяжении длительного времени являлся кумиром высшего российского общества и представителей отечественной армии, Л.Н. Толстой изображает благодаря приему деградации личности. Бонапарт в произведении «Война и мир» символизирует антинародное, негуманное, бесчеловечное отношение. В романе «Война и мир» он изображен эгоистичным военачальником, готовым на все ради удовлетворения собственных амбиций.
Противопоставляется ему полководец российской армии Михаил Кутузов, который является олицетворением русского народа, его непобедимого духа. В образе Михаила Кутузова заключается символ народного противостояния завоевателем Отечества. В романе, когда возникла необходимость защищать родную землю не на жизнь, а на смерть наиболее опытным, дальновидным и истинным патриотом проявил себя Михаил Кутузов.
Противопоставление эгоизма народному духу
Нежелание царя видеть Кутузова полководцем российской армии, на чем акцентировал внимание Толстой, в очередной раз подчеркивает близость Кутузова к народу. Наиболее яркой выдается мысль Андрея Болконского, который объяснял Пьеру Безухову, почему русскую армию возглавляет именно этот человек. Князь Андрей считал, что когда родной земле плохо, защитить ее может только истинный выходец из народа, который любит родную землю и болеет душой за каждого, кто живет на ней. Великую военную мудрость проявил Кутузов, когда принял рискованное решение отступать и сдать врагу Москву. Только истинный патриот и мудрый полководец, умеющий мыслить глобально в интересах всей страны, пошел на риск отдать один из главных городов взамен на свободу страны и жизнь солдат.
Такое решение Кутузова и поведение русской армии заставило Наполеона ликовать, наслаждаясь своим величием и непобедимостью. Его эгоистичные и самодовольные мысли в отношении Москвы и России наиболее ярко отображает эпизод на Поклонной горе. Любуясь панорамой Москвы, Наполеон был уверен в своей победе и подчинении русского народа, однако не учел высоких патриотических чувств местного населения, которое готово было сжечь и уничтожить свои дома и имущество, но только не сдаться ему с «повинной головою».
Отношение к солдатам
Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» осуществляется и по их отношению к собственным армиям. Михаил Кутузов, тяжело переживавший каждую человеческую утрату. Толстой неоднократно подчеркивает, как больно и тяжело полководцу принимать решения, стоящие жизни простым русским солдатам. Но, несмотря на это, уверенность в победе над врагом главнокомандующий русской армии сохраняет до конца и старается поделиться этой верой с каждым бойцом своей армии – от генерала до самого простого солдата. С особой теплотой и трепетом описывает Толстой общение Кутузова с простыми солдатами. В отношениях главнокомандующего и армии нет дистанции, с каждым он может поговорить, пошутить или побраниться.
Такая близость полководца к своим подчиненным, умение чувствовать каждого бойца и обеспечила успех идей и поступков Кутузова, которые принесли победу России. На чаши весов он поставил Москву и армию, которая может отстоять остальную Россию, и принял решение в пользу русского народа. Любовь к народу и высокую человеческую гуманность проявляет Кутузов после окончания войны, отказавшись от должности главнокомандующего. Он считал, что проливать кровь солдат за пределами Родины бессмысленно, когда родной земле и русскому народу больше не угрожает враг.
В отличие от своего русского оппонента Наполеон проявляет полную холодность и безразличие к солдатам собственного войска. Для него не важны жизни и личности. Бонапарта интересовало лишь то, что обеспечивало его успех. Он проявлял полное равнодушие к раненым и умирающим своей армии. Отсюда понятно его отношение к людям, которые пошли за его идеей. Для Наполеона солдаты – это лишь одно из военных орудий для удовлетворения своих амбиций.
Выводы
В романе «Война и мир» противопоставляются два полководца. Наполеона и Кутузова в романе отличает разная суть и цель жизни. Противопоставляя этих персонажей, Толстой раскрывает одну из главных идей произведения – связь с народом и единство русского духа. Тот полководец, который руководствуется лишь амбициями и желанием управлять, никогда не сможет повести за собой народ и одержать истинные победы – такова главная идея моего сочинения на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Пример итогового сочинения на тему: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”
Пример итогового сочинения к направлению «”Война и мир” – к 150-летию великой книги»
Тема сочинения: Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”
Величие – что стоит за этим громким словом? К чему мы смело его отнесем, а что никогда не будет великим? За ответом я хочу обратиться к роману-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Все четыре тома этого произведения буквально пронизаны одной истиной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Это значит, что величие в истинных чувствах, добрых намерениях и искренности по отношению к народу.
Значение слова «величие» раскрыто в сравнении образов двух полководцев – Кутузова и Наполеона. Отношение автора к героям противоположное. Михаил Кутузов представлен как народный герой, как великий человек, который сражается не ради победы, власти, тщеславия, а ради своего народа, ради русской земли. Полководец прост в общении с солдатами – мы видим, что он может подойти к любому из них и поговорить. Толстой показывает нам страдания Михаила Кутузова, когда на гибель идут его солдаты. Его характер проявляется также в решении отдать врагу Москву – Кутузов сумел оценить ситуацию и понять, что столица – это небольшая цена за жизнь целого народа.
Наполеон – совершенно другой полководец. Он не близок своей армии, он гордится собой, а не своей страной, в любых победах он видит лишь свою заслугу. Толстой описывает его как эгоистичного командира, который не думает о солдатах и готов ими пожертвовать, если это нужно, без тени сомнения. Наполеон велик лишь в собственных глазах.
Мне хотелось бы поговорить о величии еще одного героя романа «Война и мир». Андрей Болконский в начале произведения предстает перед нами как человек, жаждущий славы и признания. Но уже вскоре он меняет свои мысли кардинально. Он начинает понимать ценность народа в войне против врага, перестает гоняться за личными победами. Мы видим настоящего патриота, искреннего, смелого человека. Получив смертельное ранение, Андрей Болконский прощает Наташу Ростову и Анатоля Курагина, что снова подтверждает величие души этого героя.
Как достичь величия? Только не стремясь к этому. Не нужно пытаться возвыситься над другими. Сила в доброте, простоте и правде. Только оставив свои амбиции и думая об общей цели, как это делал Михаил Кутузов и Андрей Болконский, можно обрести величие и заслужить уважение тех, кто рядом. (330 слов)
Автор сочинения: Татьяна Городецкая
112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 24.10.2019 · Обновлено 04.12.2019
(454 слова) Я думаю, что величие определяется не богатством, властью или славой, а добротой, правдой и простотой, потому что именно эти качества по-настоящему значимы. Все мы тянемся именно к таким высоконравственным людям, но в то же время быть простым, добрым и честным человеком очень сложно. Его величие состоит в том, что он борется с демоном, живущим в нем. Того же мнения придерживаются многие писатели.
Например, А.С. Пушкин в поэме «Полтава» обращает внимание читателя на то, что предателя Мазепу и совращенную им Марию никто не вспомнит после их кончины, а вот славные подвиги Петра Первого и его верных слуг вроде Кочубея история не позволяет стереть из памяти народа. Подлинным величием она наделяет лишь тех, кто проявил достоинство, честность, доброту и силу духа. Другие имена оказываются забытыми. И Мария, которая предала своих родителей и стала косвенной виновницей казни отца, и ее гетман, который изменил родине, другу и царю, либо стерлись со страниц истории, либо остались позорным пятном, на которое никто не смотрит без отвращения. Зато Петр, который смог защитить свою землю и признать ошибку, стал кумиром многих людей и является им до сих пор. Верные его соратники, пострадавшие от рук подлого гетмана, тоже заслужили достойные места рядом с императором. Они хоть и считали себя простыми орудиями в руках государя, но сделали свой нравственный выбор: не предали, а стояли до конца за того, кому присягнули. Значит, подлинное величие можно найти лишь там, где есть правда, доброта и простота.
Другие примеры описал Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Одним из них является самый полемичный вопрос его времени: «Велик ли император Наполеон на самом деле»? Автор настаивает, что нет, ведь этот человек вел народ на смерть не ради спасения страны, а ради своих амбиций. Он был самолюбивым, но ничтожным политиком-авантюристом из тех, кого возносит на пьедестал стихия неразборчивого бунта. Поэтому у Бонапарта на первом месте были его достижения, а не судьба Франции и армии. Это доказывается позорным бегством из «покоренной» России: император бросил своих людей, обрек их на мучительную смерть от голода и холода. Сам он спасся, как и многие приближенные люди, а те, чьими руками он загребал жар на поле боя, остались на съедение волкам в русских лесах. Почему же он, великий полководец, так поступил? А потому, что не было в нем ни доброты, ни правды, ни простоты. Он был напыщенным, чванливым и злым человеком, который любил лишь рисоваться перед окружением. В таком императоре нет величия, приписанного услужливыми историками, которые не оценивают поведение личности с нравственной точки зрения.
Таким образом, великим мы можем назвать только того, кто обладает тремя несомненными добродетелями — простотой, добротой и честностью. Иные люди могут добиться славы, богатства или получить по наследству красоту или титул, но разве мы можем назвать великими тех, кто подкупает наше расположение? Конечно же, нет, ведь высокую оценку нужно оправдать высокой нравственностью.
Источники:
https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/net-velichiya-tam-gde-net-prostoty-dobra-i-pravdy.html
https://primersoch.ru/itogovoesoch/itogovoeprimer/46-primer-itogovogo-sochinenija-na-temu-net-velichija-tam-gde-net-prostoty-dobra-i-pravdy.html
https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/i-net-velichiya-tam-gde-net-prostoty-dobra-i-pravdy/