Вьетнамские картины. Общество российско-вьетнамской дружбы – живопись
Вьетнамские картины. Общество российско-вьетнамской дружбы – живопись
Традиционная живопись во Вьетнаме
Вьетнамскую традиционную живопись можно подразделить на несколько видов: это портреты, пейзажи, жанровые и религиозные картины. Картины писались на шелке или рисовой бумаге водяными красками и тушью.
Живописные портреты, как и скульптурные, создавались по памяти либо по описаниям и воспоминаниям. Небольшое количество портретов императоров, сановников, представителей знати сохранилось в пагодах, погребальных храмах королевских семей и родовых усыпальницах крупных феодалов. Наиболее старыми среди произведений такого рода являются портрет Нгуен Чая, относящийся к XV в., портрет ученого Фунг Кхак Кхоана (XVII в.), портреты двух принцев Нгуен Куй Дыка и Нгуен Куй Каня (середина XVIII в.). Художник тщательно вырисовывал черты лица, детали одежды, опираясь на описания родных или собственные воспоминания, поэтому внешнее сходство было весьма приблизительным. Новые веяния в портретном жанре, которые лишь впоследствии (в творчестве вьетнамских художников 30-х годов XX в.) проявятся в большей степени, нашли впервые свое отражение в работах художника Ле Ван Миена.
Одним из излюбленных видов живописи у вьетнамских художников традиционно был пейзаж, воспевающий красоту родной природы. Дошедшие до нас шелковые свитки (XVIII — XIX века) представляют собой ряд пейзажей, исполненных в традиционной китайской манере, с соблюдением принципов кулисного построения пространства и тонкими цветовыми нюансами. Наиболее общей характерной чертой вьетнамской пейзажной живописи является то, что образ природы воспринимается идеализированным, отвлеченным и больше выражает настроение художника, чем окружающую действительность. В дальнейшем, особенно с начала XX века, по мере знакомства с европейской живописью пейзажная живопись претерпевает значительные изменения.
Сюжеты произведений подобного рода были весьма ограниченными и картины носили в основном, декоративное назначение. Основными персонажами помимо природных элементов, в художественных произведениях того времени, являются люди: «ученый, крестьянин, ремесленник, почтенный старец, рыбак, дровосек, пахарь, пастух». Классический пример подобной жанровой живописи – картина «Рыбак, занятый ловлей рыбы». Вьетнамской живописи этого периода свойственна статичность, двухмерность изображения.
Картины культового содержания
Картины религиозной направленности также писались водяными красками на шелке, рисовой бумаге или на дереве. Их отличают тонкая и кропотливая техника письма, исключительная тщательно выписанные мельчайшие детали одежды, обстановки. Это, в частности, можно объяснить тем, что именно определенная одежда и различные атрибуты помогали ориентироваться в сложной иерархии культовых персонажей. Кроме этого каждый мастер стремился подчеркнуть высоко ценимую тщательность исполнения, тонкость рисунка и изящество мазка.
Лубок – народная картина
Особое место в изобразительном искусстве Вьетнама занимают лубки. Вьетнамская народная картина представляет собой вариант русского лубка. Картина чеканится на деревянной доске (клише), затем раскрашивается, и наконец, отпечатывается на специальной волокнистой бумаге «кэй зо». Краски изготовлялись из золы от сжигания листьев бамбука, соломы (черный цвет), коры дерева дып (белый цвет), желтого камня (красный цвет), цветов софоры (желтый цвет), индигоноски (голубой цвет), медной ржавчины (зеленый цвет). Отличительной чертой лубков Донгхо был цветной фон, получавшийся путем добавления к красителю отвара клейкого риса, смешанного с порошком измельченных морских раковин. Это своеобразное покрытие делало бумагу более прочной, а порошок перламутра придавал картине легкое мерцание. Так называемые Ханойские лубки представляют собой длинные живописные свитки. Традиционно на свитки наносились иероглифы и рисунки. Обычно вьетнамцы создавали циклы картин: «Четыре времени года», «Цветы и птицы», «Путешествие на Запад». Иногда на одной кар- тине было изображено сразу не- сколько связанных между собой рисунков («Двадцать четыре примера сыновей почтительности»).
Лубки изготовлялись обычно к различным праздникам, но главным образом к новогоднему (по лунному календарю) празднику Тэт, который является одновременно и весенним и главным праздником года. Существенно различаются лубки, созданные до французского завоевания и после, когда получили распространение бумага иного качества и формата и новые краски. На ранних лубках никогда не проставлялось имя мастера, и лишь начиная с XX в. мы знаем имена наиболее известных мастеров: Нгуен Тхе Тхык, Выонг Нгок Лонг, Тьыонг Мань Тюнг и др. Как правило, этим промыслом занимались целыми семьями и передавали свои навыки из поколения в поколение. Среди сюжетов лубков – различные пожелания по случаю Тэта, выражаемые традиционно, при помощи изображений различных цветов, плодов, животных, предметов, символизировавших благополучие, многочисленные добродетели: персик — долголетие, гранат — многочисленное потомство, павлин — мир и благоденствие, свинья — изобилие и т. д. Кроме этого распространены были лубки назидательного содержания, исторические, религиозные (изображавшие Будду и боди-сатв, различных духов), лубки с изображением пейзажей, четырех времен года.
Лаконичный и выразительный стиль народных лубков, их особый образный строй, присущий им оптимизм и своеобразный юмор, несомненно, стали выражением определенных черт национального характера. И уже в первые десятилетия XX в., когда пробудился интерес к изучению собственных художественных традиций, народным лубкам по праву стали отводить достойное место в национальном наследии.
О необыкновенной вьетнамской лаковой живописи Европа узнала в 1931 году, когда посетители Всемирной выставки в Париже увидели работы учащихся и выпускников Высшей школы изящных искусств Индокитая. В качестве материала для создания произведений этого вида живописи в течение многих веков использовался сок лакового дерева, повсеместно растущего во Вьетнаме. Лаковые ширмы, вазы, подносы, шкатулки и другие изделия покрывались блестящим лаковым слоем. Цветовая гамма лака была ограничена черным, красным и коричневым цветами, поэтому в качестве декоративных дополнений использовались золотой и серебряный порошки, инкрустация перламутром и яичной скорлупой, гравирование. Художники-живописцы, учившиеся в Высшей школе изящных искусств в двадцатые годы, положили начало попыткам перенести очарование лаковой росписи на станковую живопись. И ограничение цветовых возможностей лака было одним из самых сложных препятствий. Однако, понемногу эту задачу удалось решить. В палитре появились синие, желтые, зеленые оттенки, а комбинации красителей обогатили лаковую живопись пурпурными, сиреневыми, розовыми, алыми цветами. Тем не менее, и до сих пор технология лаковой живописи остается весьма трудоемкой.
Вьетнамские историки искусства считают, что стремление художников проявить себя в создании станковой лаковой живописи получило возможность к осуществлению только после Августовской революции 1945 года. Народные художники-патриоты отразили в своем творчестве новую социалистическую действительность. В числе первых экспериментаторов, работавших с лаковыми красками, был Чан Ван Кан, ныне известный художник как масляной, так и лаковой живописи. Его ранние картины, исполненные лаковыми красками, имели успех на Ханойской выставке 1935 года. Будучи большим мастером европейской техники масляной живописи, Чан Ван Кан в своих лаковых работах проявил себя как художник глубоко национальный. На выставке 1958 года в Ханое лаковая живопись впервые заявила о себе как новый сформировавшийся вид искусства.
Последовательный реалист и тонкий лирик Фан Кэ Ан строит свою картину «Воспоминания об одном вечере в северо-западном Вьетнаме» (1955) на контрастном сочетании полупрозрачных сине-зеленых тонов со светло-желтой кроющей позолотой. Эта картина значительна по замыслу и романтична по исполнению. На фоне залитых вечерним солнцем гор четко выделяется цепочка солдат в синей форме, спускающихся с перевала в низину горного ущелья. Они идут лицом к солнцу, ловя его последние лучи перед тем, как уйти в темноту ночи. Три основных цвета желтый, синий, зеленый (не считая небольшого количества черного лака) передают богатство эмоционального замысла художника благодаря особой игре фактур и разной глубине отраженного цвета.
Наиболее органично золотое свечение темной лаковой поверхности проявило себя в композиции одного из сильнейших мастеров лаковой живописи Ле Куок Лока «Через знакомое село» (картина была показана в Москве на международной выставке изобразительного искусства социалистических стран в 1958 году). Картина «Ночной поход» работы художника Нгуен Хиема демонстрирует возможности лаковой живописи в создании ощущения таинственности и романтичности. Использование инкрустации для усиления декоративности можно оценить по картине Нгуен Ким Донга «Керамическое ремесло» (1958), изображающей двух гончаров за работой. Чередование широких плоскостей инкрустации яичной скорлупой (белая стена печи и белая одежда гончаров) с простейшими цветными силуэтами делает композицию настолько обобщенной, что картина смотрится почти как мозаика или рельеф.
Характеристика вьетнамской лаковой живописи была бы неполной без упоминания техники резного (гравированного) лака, особенно популярной у мастеров 20-30-х годов прошлого века. Она применялась обычно для создания декоративных панно, ширм и других интерьерных деталей. Используется эта техника и сегодня. На черном или красном фоне лакового покрытия вырезается рисунок (до самого грунта), который заполняется различными красителями. В качестве примера можно привести картину Гуйнь Ван Тхуана «Село Винь-мок». Четкая гравировка, подцвеченная нежными светлыми тонами, создает резкий контраст с блестящим и гладким черным фоном. Композиция картины с высоко поднятым горизонтом позволяет развернуть целую панораму жизни рыбацкого поселка.
Повышенная декоративность фактуры лаковых красок, допускающая инкрустацию другими материалами, придает этой живописи особую выразительность. Вьетнамская лаковая живопись прошла путь от декоративных росписей до станковых тематических композиций. Ей стали доступны все жанры и все сюжеты масляной живописи. Морской пейзаж, изображение военного похода в джунглях, картина угольных разработок, деревенская сцена, изображение сталеплавильного цеха или свинофермы, даже натюрморт и портрет. Живопись, которая сформировалась в суровые годы войны, отражая всенародную мечту о счастье и мире, живет и развивается в сегодняшнем социалистическом Вьетнаме как эстетическое выражение высокого человеческого духа.
Вьетнамское изобразительное искусство всегда включало в себя материал как составной элемент красоты произведения. Не случайно в традиционном вьетнамском изобразительном искусстве профессия ремесленника-мастера получила особое развитие и каждый мастер был специалистом в своей области: были мастера по изготовлению лаковых изделий, изделий из перламутра, мастера по обработке драгоценных металлов, жемчуга, меди, дерева, шелка.
Живопись водяными красками на шелке
Вьетнамские художники создали множество произведений искусства, оснвной которым послужил шелк. Среди успешных мастеров, работающих с шелком и ярко отражающих реальную жизнь, стоит отметить: Чан Ван Кан «Ребенок читает матери» (1954); Нгуен Фан Чан «Девушка моется», «После схватки», «Уход за ребенком» (1962, 1970), «Пейте чай» (1967); Нгуен Чонг Кием «Визит» (1958); Нгуен Ван Де «Летний полдень»; Фан Хонг «Прогулка в дождь» (1958); Нгуен Ван Чунг «Лунный свет на песке» (1976); Чан Донг Лыон «Девушки рабочей группы» (1958); Та Тхык Бин «Уборка риса» (1960); Нгуен Тхи Ханг «Вьетнамские дочери» (1963); Ву Зянг Хыонь «Рыба» (1960); Нгуен Тху «Посещение деревни» (1970), «Дождь» (1972), «Ткачество» (1977); Ким Бак «Фрукты родины» и т. д.
Новаторство заключалось в том, что они с помощью обобщенных методов, воплощенных на шелке, передавали реальную жизнь. Художники глубоко и успешно исследовали тему производительного труда. Наиболее яркие произведения этого периода принадлежат Нгуен Фан Чану: он создает в своих работах новую духовную жизнь, изображает счастливых женщин, детей, семьи в дни мира и т. д. В работе «Портрет Чы Донг Ты» (1962) Нгуен Фан Чан показывает красоту женского тела на мягком шелке, демонстрируя свои глубокие исследования в искусстве. Еще один мастер этого направления в живописи – Нгуен Ху (р. 1930). Он передает в своем творчестве прозрачность горного воздуха, простор и пространство родной страны. Природа и человек – основные действующие лица его картин. Нгуен Ху внес весомый вклад в развитие современной техники графики по шелку.
Живопись Вьетнама
Нанг Хиен. Девушка народности зяо. Шелк, акварель. 1980. 40 X 60.
Живопись Вьетнама
Древнее и самобытное искусство Вьетнама складывалось на протяжении многих столетий. Талантливый народ этой страны создал много замечательных памятников художественного творчества.
Становление современной живописи проходило в трудных условиях и характеризуется рядом особенностей. Ее источником было классическое искусство средневековья, но к началу XX века оно уже не отвечало новым требованиям и идеалам. Отчетливо сказалась на его развитии колонизация страны Францией, в результате чего во Вьетнам проникли разнообразные элементы европейской культуры. В этот период и произошло переосмысление средневекового наследия, обусловленное знакомством с лучшими живописными образцами Европы.
Важную роль сыграло открытие в 1924 году Высшей школы изящных искусств Индокитая в Ханое. Основной упор в ней делался на преподавании основ европейской живописи, но изучалось и старое искусство. Именно в обращении к национальным истокам заключалось прогрессивное значение этого учебного заведения. Там обучались многие художники, поставившие целью возродить древнее самобытное искусство. Благодаря их усилиям вновь приобретает значение старинная живопись на шелке, разрабатывается новая лаковая техника. Именно эти виды и представляют в настоящее время наибольший интерес.
СуМан, Хоань Ван Тхуан. Лак. 1982. Очистка риса. Гравировка по лаку. 1981. 67 X 48.
Живопись на шелке была известна еще в период раннего средневековья. Старые мастера писали на длинных горизонтальных и вертикальных полосах шелка или мягкой рисовой бумаге, к которым прикреплялись по краям деревянные валики. Использовались водяные минеральные и растительные краски. Готовое произведение вставлялось в обрамление из узорчатого шелка. Второе рождение этого древнего вида искусства связано с именем выдающегося вьетнамского художника Нгуен Фан Тяня, чьи картины имели большой успех на Международной выставке 1931 года в Париже. Для своих вещей Нгуен Фан Тянь выбирал тонкий, полупрозрачный шелк, работал тушью и акварелью. Обаяние его работ было столь велико, что примеру мастера последовали многие его собратья по искусству.
Успехи станковой лаковой техники были вначале не слишком значительны. Художники в 1920—1930-е годы делали лишь первые шаги в ее овладении. А ведь декоративные росписи лаками известны во Вьетнаме с II тысячелетия нашей эры. Лак получали из сока деревьев ши и чам, отстаивали в течение нескольких месяцев в темном помещении. Самый верхний его слой шел на приготовление наилучшего по качеству черного лака, второй слой использовали для смешивания с красителями, лаковая смола служила для первичной обработки изделий. Палитру старых мастеров составляли всего несколько цветов — золотой, черный, коричневый, красный, так как другие красители при смешивании с лаком темнеют. Цветными составами покрывали деревянные части архитектурных сооружений, храмовые скульптуры, мебель, ширмы, декоративные шкатулки, вазы. Применение лака в станковой живописи потребовало изменения технологии, цветовой палитры.
Нгуен Лыон Тьсу Бак. Дорога в поселок Жао Шан. Шелк, акварель. 1982. 58 X 76.
После победы Августовской революции 1945 года национальное искусство получило новый стимул. Процесс его становления шел успешно, несмотря на войны с французскими колонизаторами, американскими агрессорами. В этот трудный для страны период прогрессивные вьетнамские художники поставили свой талант на службу народу. Вместе с бойцами Народной армии они совершали длительные переходы, участвовали в боях. Их наброски, рисунки прославляли подвиги солдат и партизан, трудовые свершения крестьян. Культурная жизнь не замирала. В 1948 году в северном горном районе Вьетбак начали работать две студии лаковой живописи, где наряду с обучением студентов совершенствовалась живописная техника. В 1950 году здесь же была открыта художественная школа, директором которой стал известный живописец То Нгок Ван.
В годы перемирия (1954—1965) художникам Северного Вьетнама представились широкие возможности творчества. В Ханое вновь открываются художественные институты, организуется целый ряд выставок как внутри страны, так и за границей. Они свидетельство успешного развития нового национального искусства, особенно станковой живописи.
Как шла работа над произведением? Вначале подготавливается основа. Для нее берут сухое, легкое дерево, иногда прессованную фанеру. На доску, оклеенную со всех сторон хлопчатобумажной тканью для предохранения от трещин, накладывают несколько слоев грунта из специально приготовленного состава, в который входят каолин, мелкие древесные опилки и лак-сырец. Каждый слой просушивается и тщательно шлифуется пемзой.
После нанесения грунтовки доску покрывают несколькими слоями черного или коричневого лака, каждый из которых также шлифуется. Потом наносится предварительный рисунок, затем мастер начинает работать лаковыми красками — исправления здесь практически невозможны. Поверхность картины полируют вначале рисовой соломой и, наконец, рукой. К 60-м годам цветовая палитра станковых картин расширилась. К традиционным цветам добавились белый, синий, розовый, фиолетовый, различные оттенки зеленого.
НгуенВанТи. Рыбаки в устье рек Хан и Хой. Лак. 1982. 125 X 190.
Настоящего расцвета живопись Вьетнама достигла после объединения страны. Художники Севера и Юга получили возможность работать совместно. За прошедшие годы в художественных институтах и училищах страны воспитана плеяда молодых талантов. Продолжают успешно работать старейшие мастера.
Один из них — Чан Ван Кан, почетный академик Академии художеств Социалистической Республики Вьетнам. Он обучался в 30-е годы в Высшей школе изящных искусств. Работал в различных техниках, но наиболее ярко его талант проявился в живописи маслом и лаком. Чан Ван Кан всегда верен присущей ему живописной манере, в которой «свободная кисть» сочетается с использованием золотой и серебряной пудры. Он в числе первых начал использовать этот материал. Золотая пудра, покрытая сверху прозрачным коричневым лаком, давала красивейшие цветовые эффекты. Одна из последних работ художника — «Тху Кьеу и Ким Чонг» — создана по мотивам известной поэмы средневекового поэта Нгуен Зу «Стенания истерзанной души», которая повествует о суровых испытаниях, выпавших на долю влюбленных. На черном фоне порывистой линией очертаны фигуры юноши и девушки, играющей на нгуэте — национальном музыкальном инструменте. Чан Ван Кан великолепно использует таинственное мерцание золота на черном лаковом фоне, чтобы передать ощущение внутренней напряженности, тревоги:
…Лютню настроила, чтобы верны
Были четыре певучих, неугомонных струны…
Плавные звуки — дыханье земли,
посвисты ветра и гомон цикад.
Быстрые звуки, как ливень,
как вихревой водопад.
Пламя мерцает в светильнике. Сад
странной истомой объят; и тому,
Кто так заслушался страстно,
глядя в окрестную тьму,
Хочется плакать и петь самому.
Иначе применяют золотую пудру другие мастера — Нгуен Ван Ти и Нгуен Ван Бинь. На картине «Рыбаки в устье рек Хан и Хой» Нгуен Ван Ти изобразил возвращение рыбаков с удачной рыбной ловли. На переднем плане они заняты починкой сетей, за ними группа мужчин несет сушить влажные снасти. На заднем плане, на сине-зеленой глади моря, множество лодок с развернутыми парусами. Они четко рисуются на красном фоне неба. Для эффектного выделения силуэта парусов мастер использует необычный прием — наклеивает на поверхность картины кусочки ткани, а затем покрывает их тонкими листочками желтой фольги. Яркая красота пейзажа, сияние блесток помогают художнику передать настроение праздничности.
Куанг Тхо. Старый ополченец. Лак. 1984. 90 X 120.
В картине «Пейзаж в провинции Хао Бинь» Нгуен Ван Бинь изобразил небольшую деревушку среди цветущих деревьев. Произведение отличает колористическая звучность — красная земля, коричневато- желтые стволы бамбука, силуэт сине-зеленых гор. Художник использует золотую пудру для передачи свечения неба, более плотные листочки фольги подчеркивают четкую графичность деревьев. Другим средством выразительности стала инкрустация яичной скорлупой. Ею исполнены одежды крестьянок, фигура коня. В лаке вырезаются неглубокие выемки, в них укладывают кусочки скорлупы, которые закрепляют молоточком. При этом на яичной скорлупе образуется сеть живописных трещинок. Впервые эта техника стала применяться в 30—40-е годы.
Работает с этим материалом и художник Куанг Тхо. Фон для его картины «Старый ополченец» выполнен с использованием внутренней и внешней поверхностей скорлупы, имеющих различные оттенки белого цвета. На этом условном, похожем на мозаику фоне выделены фигуры старика с автоматом и девушек. Лаконизм композиционного построения, темный, тревожный колорит картины раскрывают основную ее идею — решимость вьетнамского народа отстоять свою независимость.
Наряду с живописью лаковыми красками больших
успехов достигла традиционная гравировка по лаку. Старые мастера пользовались ею при создании декоративных изделий. Современные художники выполняют так станковые картины. Фоном служит обычно лак, где вырезается рисунок, заполняемый темперными или лаковыми красками. В технике гравировки по лаку много и плодотворно трудятся Су Ман, Хоань Ван Тхуан, Нгуен Нгиа Зуен. Их работам присуща повышенная декоративность. Основное средство выразительности — контраст между блестящим лаком и матовыми, цветными поверхностями. В картине Нгуен Нгиа Зуена «Хо Ши Мин и пионеры» холодный лаковый блеск усилен применением теплых розовых, красных и фиолетовых тонов.
ДангКуйХоа. Мост Тхе Хук. Шелк, Акварель. 1982. 45 X 60.
Живопись на шелке остается наиболее утонченным видом национального искусства. Правда, некоторые мастера придерживаются классических приемов и используют натуральный шелк, пропитанный специальным рисовым отваром, предохраняющим от свободного растекания красок. Другие пишут на искусственном шелке, не подвергающемся специальной обработке. Используются европейские акварельные краски, значительно реже — минеральные и растительные. Для получения эффекта размытости красок пишут и по влажному шелку.
Многие художники старшего поколения предпочитают традиционное письмо. К ним относится Нанг Хиен. Этого мастера, не получившего художественного образования, отличает изысканная живописная манера. Он тщательно работает с фактурой, краски накладывает так тонко, что сквозь них просвечивает серебристая основа шелка. Пишет локальными цветовыми плоскостями, очерчивая их выразительной линией. Придерживаясь традиций классической живописи, Нанг Хиен часто оформляет картины узорчатым шелком. Большое место в его творчестве занимают портреты девушек различных народностей Вьетнама.
В живописи на шелке и по сей день ощутимо влияние основоположника этого вида искусства Нгуен Фан Тяня. Вот, например, картина Хуинь Фыонг Донга «Партизанка из района Кути». Она как бы продолжает портретную галерею женских образов, начатую старшим собратом.
Нанг Хиен. Девушка народности зяо. Шелк, акварель. 1980. 40 X 60.
Высокая гражданственность характерна для многих работ вьетнамских мастеров, которые создают произведения, посвященные героическому прошлому своей страны, теме мирной жизни. Фам Тхань Лием в работе «Ополченцы металлургического комбината» пишет группу молодых людей, направляющихся на рабочую смену с оружием за плечами. Данг Куй Хоа в картине «Мост Тхе Хук» изображает любимое место гуляния ханойцев — мост на озере Возвращенного Меча в центре столицы. Это произведение связано с героическим прошлым вьетнамского народа. Намечая силуэт старинной пагоды на заднем плане, мастер как бы перебрасывает мост в минувшее, напоминает о средневековой легенде, связанной с озером Возвращенного Меча. Предание повествует, что в давние времена на страну напали полчища врагов. Освободительную борьбу возглавил рыбак Ле Лой. Однажды, когда он сидел в раздумье на берегу озера, из его глубин выплыла черепаха и передала ему волшебный меч. Ле Лой повел свое храброе войско в битву и одержал решительную победу, изгнав захватчиков из страны. А удивительный клинок был возвращен черепахе, о чем и напоминает современное название озера.
Современные художники с удивительным мастерством передают в живописи на шелке пышное цветение деревьев, нежные лепестки цветов, рисовые поля, покрытые изумрудной зеленью. Живописцев волнует жизнь во всех ее проявлениях. Вот крестьяне спешат утром на базар, заняты посадкой риса крестьянки. Тональные переходы прозрачной акварели словно растворяют людей, предметы в световоздушной среде.
Живопись Вьетнама наших дней, отмеченная высокими художественными достоинствами, демонстрирует живую и тесную связь с жизнью народа, успешно развивает лучшие традиции древнего национального искусства.
Вьетнамские лаковые картины. Когда-то их могли купить только богачи
200 лет назад любоваться лаковыми картинами могли только богатые люди. Ими украшали дворцы императоров, дома знатных семей и храмы. Лаковая живопись возникла во Вьетнаме в начале XX века и вскоре получила широкое признание и за его пределами. Сегодня работы именитых вьетнамских мастеров выставляются на художественных выставках и украшают музеи Европы и Азии. Вьетнамской лаковой живописи доступны все жанры и все сюжеты масляной живописи. Повышенная декоративность фактуры лаковых красок придает ей особую выразительность и своеобразность.
Создание лаковой картины представляет собой сложный и кропотливый процесс. Прежде чем приступить к ее написанию, вьетнамский мастер внимательно выбирает доску и тщательно ее обрабатывает. Лак, которым будут писаться шедевры, получают из млечного сока лакового дерева, растущего в Северном Вьетнаме. Это довольно практичное вещество. Он не только придает изделиям мягкий, живой блеск и делает их невероятно красивыми, но и создает на картине отличный водонепроницаемый слой. Согласитесь, таким картинам порча от случайно пролитой на них воды не грозит. Шедевры вьетнамских мастеров лаковой живописи блестящи во всех отношениях!
Во Вьетнаме существуют специальные мастерские по производству произведений прикладного искусства. Любой желающий может их посетить и увидеть поэтапное изготовление лаковых картин. Обычно возле таких мастерских сразу находится огромный магазин, где можно купить приглянувшиеся творения.
Лак для вьетнамских картин бывает нескольких сортов: темный с большим количеством примесей, светлый с малым количеством примесей и легкий прозрачный лак. Будущую картину сперва покрывают слоем темного лака и просушивают в полутемном помещении, соблюдая температурный режим и следя за влажностью воздуха. Затем картина шлифуется и покрывается следующим слоем лака. Прежде чем появится первый рисунок, деревянное полотно может быть покрыто слоем лака до 20 раз! Само же написание картины лаковыми красками еще сложнее. Они вязкие и быстро густеют и засыхают на воздухе. Писать вьетнамским мастерам приходится очень быстро и осторожно, так как толщина лакового слоя на поверхности картины должна быть одинаковой. Неудачные места исправить не получится.
Когда лаковая картина будет готова, мастер покрывает ее толстым слоем черного непрозрачного лака, а затем начинает тщательно шлифовать. Для этого он использует пемзу, затем листья бамбука, а потом и собственные ладони. В результате слои черного лака почти стираются, и лишь местами остается некоторые дымчатые затемнения, которые придают предметам на картине светотеневой объем.
Вьетнамские лаковые картины довольно красочные. Цветовые оттенки и полутона мастера получают, комбинируя вещества. Для этого в ход идут берлинская лазурь, прусская синяя, золотой порошок, цветные красители, цветки гардении, титановые белила и так далее. Сегодня вьетнамцы экспериментируют с золотой и серебряной фольгой, канифолью, акриловыми красками и цветным промышленным лаком.
Некоторые удивительные картины были написаны при помощи гравированных лаков, когда в слое черного лака, нанесенного на поверхность доски, специальными резцами воспроизводится нужный рисунок. Лак снимается до нижнего светлого слоя, а бороздки заполняются гуашью или маслом. В таких произведениях значение имеет линия, а не игра цвета.
Вьетнамские мастера научились изготавливать свои лаковые картины из яичной скорлупы и перламутра. Заметьте, очень рациональный и полезный ход. Вначале на доску наносят эскиз и покрывают его слоем специального клея. Затем пинцетом аккуратно выкладывают мелкие кусочки скорлупы. Это невероятно кропотливая работа требует от мастера большой усидчивости и отменного зрения. Размеры некоторых скорлупок не превосходят несколько миллиметров. Полученную картину сушат, покрывают лаком и шлифуют в воде.
Источники:
https://orvd.ru/zhivopis.html
https://culture-art.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B0/
https://ainteres.ru/vetnamskie-lakovye-kartiny/