10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вильям Шекспир – кто он? Биографические данные Уильяма Шекспира. Стратфорд

Биография Шекспира.
Жизнь и творчество Шекспира

Уильям Шекспир (англ. William Shakespeare) (1564-1616) – английский драматург и поэт эпохи Возрождения, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Его произведения и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне (англ. Stratford-upon-Avon). Его отец, Джон Шекспир, был перчаточником, в 1568 г. был избран мэром города. Его мать, Мэри Шекспир из рода Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где изучил латинский язык, основы греческого и получил знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В возрасте 18-ти лет, Шекспир женился на Энн Хэтуэй (англ. Anne Hathaway), от брака с которой появились на свет дочь Сюзанна (англ. Susanna) и близнецы Гамнет (англ. Hamnet) и Джудит (англ. Judith). Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть “утерянными годами”, т.к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир. Примерно в 1587 г. Шекспир покинул свою семью и переселился в Лондон, где занялся театральной деятельностью.

Первое упоминание о Шекспире, как о писателе, мы находим в 1592 г. в предсмертном памфлете драматурга Роберта Грина “На грош ума, купленного за миллион раскаяния”, где Грин отозвался о нем как об опасном конкуренте («выскочка», «ворона, щеголяющая в наших перьях»). В 1594 г. Шекспир числиться одним из пайщиков труппы Ричарда Бербеджа «Слуги лорда-камергера» (Chamberlain’s Men), а в 1599 г. Шекспир становится одним из совладельцев нового театра “Глобуса”. К этому времени Шекспир становится достаточно состоятельным человеком, покупает второй по величине дом в Стратфорде, получает право на фамильный герб и дворянское звание – джентльмен. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 г. стал откупщиком церковной десятины. В 1612 г. Шекспир покидает Лондон и возвращается в родной Стратфорд. 25 марта 1616 года нотариусом составлено завещание и 23 апреля 1616 года, в день своего рождения, Шекспир умирает.

Скудость биографических сведений и множество необъяснимых фактов дали повод выдвигать на роль автора произведений Шекспира довольно большое количество людей. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце XVIII в.), что пьесы Шекспира принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигались самые разные претенденты – от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство. Однако кем бы он ни был, – а в многочисленных спорах о личности великого драматурга и поэта точка будет поставлена не скоро, возможно, что и никогда – создания гения Ренессанса сегодня по-прежнему вдохновляют режиссеров и актеров всего мира.

Весь творческий путь Шекспира – промежуток с 1590 по 1612 гг. обычно разделяют на три или четыре периода.

I (оптимистический) период (1590-1600 гг.)

Общий характер произведений первого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. В этот период Шекспир большей частью пишет комедии:

Тема почти всех комедий Шекспира – любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое (поединки в остроумии Бенедикта и Беатриче в «Много шума из ничего», Петруччо и Катарина из «Укрощения строптивой») с лирическим и даже с трагическим (измены Протея в “Двух веронцах”, козни Шейлока в “Венецианском купце”). Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельны. Комедии Шекспира разнообразны. Шекспир использует различные жанры комедий – романтическая комедия («Сон в летнюю ночь»), комедия характеров («Укрощение строптивой»), комедия положений («Комедия ошибок»).

В этот же период (1590-1600) Шекспир пишет ряд исторических хроник. Каждая из которых охватывает один из периодов английской истории.

О времени борьбы Алой и Белой розы:

О предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией:

Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии – но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях – личностном и государственном – трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

В этот же период Шекспир пишет две трагедии:

II (трагический) период (1601-1607 гг.)

Считается трагическим периодом творчества Шекспира. Посвящен преимущественно трагедии. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества:

В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

В этот же период Шекспир пишет две комедии:

III (романтический) период (1608-1612 гг.)

Считается романтическим периодом творчества Шекспира.

Произведения последнего периода его творчества:

Это – поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию – фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

Театр Шекспира «Глобус»

Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 – с театром «Глобус», бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 – во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью – сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена – работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга – и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

Читать еще:  Биография александра беляева интересные факты. Ранние годы писателя

Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники XVI в. – открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто – написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.

Язык и сценические средства Шекспира

Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами – метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии XVI в. – сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста – от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова, Б.Пастернака, М.Донского и др.

Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. – театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок – от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня – от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло, Фальстаф (по Виндзорским насмешницам) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

Уход Шекспира

Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 – последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью – на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

Уильям Шекспир: годы жизни, краткая биография

Шекс­пир, Уильям (Shakespeare, William) (1564–1616), англий­ский дра­ма­тург, поэт, актер эпо­хи Воз­рож­де­ния. В миро­вой исто­рии – несо­мнен­но, самый зна­ме­ни­тый и зна­чи­мый дра­ма­тург, ока­зав­ший огром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие все­го теат­раль­но­го искус­ства. Сце­ни­че­ские про­из­ве­де­ния Шекс­пи­ра и сего­дня не схо­дят с теат­раль­ных под­мост­ков все­го мира.

Биография Шекспира

Уильям Шекс­пир родил­ся в малень­ком город­ке Страт­форд-на-Эйвоне 23 апре­ля 1654. Про­ис­хо­дил из семьи тор­гов­цев и ремес­лен­ни­ков. Учил­ся в т.н. «грам­ма­ти­че­ской шко­ле», где основ­ным пред­ме­том был латин­ский язык и осно­вы гре­че­ско­го. В шко­ле полу­чил широ­кие зна­ния антич­ной мифо­ло­гии, исто­рии и лите­ра­ту­ры, отра­зив­ши­е­ся в его твор­че­стве.

В 1582 женил­ся на А.Хэсуэй (Хатау­эй), от бра­ка с кото­рой имел тро­их детей. Одна­ко око­ло 1587 поки­нул Страд­форд-на-Эйвоне и свою семью и пере­се­лил­ся в Лон­дон. Далее о его жиз­ни нет ника­ких све­де­ний до 1592, когда мы впер­вые нахо­дим упо­ми­на­ние о нем, как об акте­ре и дра­ма­тур­ге – в пред­смерт­ном пам­фле­те дра­ма­тур­га Р. Гри­на На грош ума, куп­лен­но­го за мил­ли­он рас­ка­я­ния. Более точ­ные био­гра­фи­че­ские све­де­ния о Шекс­пи­ре дати­ру­ют­ся 1593–1594, когда он всту­пил в одну из веду­щих англий­ских теат­раль­ных трупп того вре­ме­ни – труп­пу Р. Бер­беджа «Слу­ги лор­да-камер­ге­ра» (Chamberlain’s Men).

Боль­шин­ство работ Шекс­пи­ра напи­са­ны в пери­од с 1589 по 1613 год. Его ран­ние пье­сы в основ­ном отно­сят­ся к коме­ди­ям и хро­ни­кам, в кото­рых Шекс­пир зна­чи­тель­но пре­успел. Затем в его твор­че­стве настал пери­од тра­ге­дий, вклю­ча­ю­щих про­из­ве­де­ния «Гам­лет», «Король Лир», «Отел­ло» и «Мак­бет», кото­рые счи­та­ют­ся одни­ми из луч­ших на англий­ском язы­ке. В кон­це сво­е­го твор­че­ства Шекс­пир напи­сал несколь­ко тра­ги­ко­ме­дий, а так­же сотруд­ни­чал с дру­ги­ми писа­те­ля­ми.

Мно­гие пье­сы Шекс­пи­ра изда­ва­лись ещё при его жиз­ни. В 1623 году два дру­га Шекс­пи­ра, Джон Хеминг и Ген­ри Кон­делл, опуб­ли­ко­ва­ли Пер­вое фолио, собра­ние всех, кро­ме двух, пьес Шекс­пи­ра, в насто­я­щее вре­мя вклю­ча­е­мых в канон. Поз­же Шекс­пи­ру раз­лич­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми было с раз­лич­ной сте­пе­нью дока­за­тель­но­сти атри­бу­ти­ро­ва­но ещё несколь­ко пьес (или их фраг­мен­ты).

Телец по горо­ско­пу, Уильям отли­чал­ся тру­до­лю­би­ем, тем более что начать рабо­тать ему при­шлось очень рано — с 16 лет, пото­му что его отец запу­тал­ся в делах и не мог содер­жать всю семью. Био­гра­фи­че­ские све­де­ния об этом вре­ме­ни раз­нят­ся. По одним дан­ным, Уильям рабо­тал сель­ским учи­те­лем. По дру­гой леген­де он был под­ма­сте­рьем в лав­ке мяс­ни­ка, и, по пре­да­нию, уже тогда был гума­ни­стом — перед забо­ем живот­ных «он про­из­но­сил над ними тор­же­ствен­ную речь». В восем­на­дца­ти­лет­нем воз­расте Уильям женил­ся на Анне Хатау­эй, кото­рой было в то вре­мя 26 лет. Через три года после женить­бы он пере­ехал в Лон­дон.

По леген­де, Шекс­пир бежал от мест­но­го поме­щи­ка, кото­рый пре­сле­до­вал его за то, что Уильям уби­вал оле­ней во вла­де­ни­ях вель­мо­жи (убить оле­ня бога­ча счи­та­лось доб­ле­стью).

В Лон­доне Шекс­пир полу­чил рабо­ту в теат­ре. Он при­смат­ри­вал за лошадь­ми при­ез­жа­ю­щих, и был пона­ча­лу «што­паль­щи­ком пьес» («playpatcher»), или, гово­ря совре­мен­ным язы­ком, рерай­те­ром — пере­ра­ба­ты­вал ста­рые пье­сы для новых поста­но­вок. Веро­ят­но, он про­бо­вал себя как актер, но не стал зна­ме­нит. Вско­ре Шек­пир стал дра­ма­тур­гом теат­ра. Его твор­че­ство еще при жиз­ни было оце­не­но совре­мен­ни­ка­ми по досто­ин­ству — в 1599 году, когда был обра­зо­ван театр «Гло­бус» (Globe), Шекс­пир стал одним из пай­щи­ков. Види­мо, в мате­ри­аль­ном плане его жизнь сло­жи­лась бла­го­по­луч­но.

О творчестве

Уильям Шекс­пир по сво­ей зна­чи­мо­сти для Англии зани­ма­ет такое же место, как для Рос­сии Пуш­кин. В тра­ге­ди­ях, и осо­бен­но коме­ди­ях, Шекс­пир широ­ко исполь­зо­вал обо­ро­ты народ­ной речи, кото­рые впо­след­ствии орга­нич­но вошли в лите­ра­тур­ный язык. Но цен­ность его твор­че­ства была не толь­ко в этом. За 20 лет твор­че­ской жиз­ни он создал то, что оста­ет­ся акту­аль­ным на про­тя­же­нии пяти сто­ле­тий. Его соне­ты, тра­ге­дии и коме­дии ста­ли клас­си­кой. Бла­го­да­ря Шекс­пи­ру в лите­ра­ту­ре появи­лись новые идеи, новый взгляд на жизнь. В теат­ре на сцене геро­я­ми ста­ли живые люди, а не носи­те­ли стро­го опре­де­лен­ных идей, как это было свой­ствен­но дра­ма­тур­гии того вре­ме­ни. Уильям брал за осно­ву рас­про­стра­нен­ные сюже­ты, и при­вно­сил в них пере­до­вые идеи того вре­ме­ни — эпо­хи Воз­рож­де­ния.

Читать еще:  Проверка лотереи пятерочка онлайн. Один билет – несколько побед

Театральная карьера. Жизнь в Лондоне

В 20-лет­нем воз­расте Уильям Шекс­пир поки­да­ет род­ной город, пере­би­ра­ет­ся в Лон­дон. Там его жизнь скла­ды­ва­ет­ся нелег­ко: что­бы зара­бо­тать сред­ства, он вынуж­ден согла­шать­ся на любую рабо­ту в теат­ре. Затем ему дове­ря­ют играть неболь­шие роли. В 1603 году на сцене теат­ра появ­ля­ют­ся его пье­сы и Шекс­пир ста­но­вит­ся совла­дель­цем труп­пы под назва­ни­ем «Слу­ги коро­ля». Поз­же театр полу­ча­ет назва­ние «Гло­бус», пере­би­ра­ет­ся в новое зда­ние.

Твор­че­ство Лите­ра­тур­ное насле­дие Шекс­пи­ра рас­па­да­ет­ся на две нерав­ные части: сти­хо­твор­ную (поэ­мы и соне­ты) и дра­ма­ти­че­скую.

Пер­вый пери­од (1590—1594) По лите­ра­тур­ным при­ё­мам его мож­но назвать пери­о­дом под­ра­жа­тель­но­сти: Шекс­пир ещё весь во вла­сти сво­их пред­ше­ствен­ни­ков. По настро­е­нию этот пери­од сто­рон­ни­ки био­гра­фи­че­ско­го под­хо­да к иссле­до­ва­нию твор­че­ства Шекс­пи­ра опре­де­ля­ли как пери­од иде­а­ли­сти­че­ской веры в луч­шие сто­ро­ны жиз­ни: «С увле­че­ни­ем нака­зы­ва­ет моло­дой Шекс­пир порок в сво­их исто­ри­че­ских тра­ге­ди­ях и с вос­тор­гом вос­пе­ва­ет высо­кие и поэ­ти­че­ские чув­ства — друж­бу, само­по­жерт­во­ва­ние и в осо­бен­но­сти любовь» (Вен­ге­ров).

Вто­рой пери­од (1594—1601) Око­ло 1595 года Шекс­пир созда­ёт одну из самых попу­ляр­ных сво­их тра­ге­дий — «Ромео и Джу­льет­ту» , — исто­рию раз­ви­тия чело­ве­че­ской лич­но­сти в борь­бе с внеш­ни­ми обсто­я­тель­ства­ми за пра­во на сво­бод­ную любовь.

Тре­тий пери­од (1600—1609) Тре­тий пери­од его худо­же­ствен­ной дея­тель­но­сти, при­бли­зи­тель­но охва­ты­ва­ю­щий 1600—1609 годы, сто­рон­ни­ки субъ­ек­ти­вист­ско­го био­гра­фи­че­ско­го под­хо­да к твор­че­ству Шекс­пи­ра назы­ва­ют пери­о­дом «глу­бо­ко­го душев­но­го мрака».Герои «вели­ких тра­ге­дий» Шекс­пи­ра — люди выда­ю­щи­е­ся, в кото­рых пере­ме­ша­но доб­ро и зло. Стал­ки­ва­ясь с дис­гар­мо­ни­ей окру­жа­ю­ще­го мира, они совер­ша­ют нелёг­кий выбор — как суще­ство­вать в нём, они сами тво­рят свою судь­бу и несут всю пол­но­ту ответ­ствен­но­сти за это.

Чет­вёр­тый пери­од (1609—1612) В пье­сах послед­не­го пери­о­да тяжё­лые испы­та­ния под­чёр­ки­ва­ют радость избав­ле­ния от бед­ствий. Кле­ве­та ули­ча­ет­ся, невин­ность оправ­ды­ва­ет себя, вер­ность полу­ча­ет награ­ду, безу­мие рев­но­сти не име­ет тра­ги­че­ских послед­ствий, любя­щие соеди­ня­ют­ся в счаст­ли­вом бра­ке. Опти­мизм этих про­из­ве­де­ний кри­ти­ка­ми вос­при­ни­ма­ет­ся как знак при­ми­рён­но­сти их авто­ра.

За свою твор­че­скую жизнь вели­кий дра­ма­тург напи­сал 17 коме­дий, 11 тра­ге­дий, 5 поэм, более 150 соне­тов и око­ло 10 хро­ник. До сих пор не ути­ха­ют спо­ры о том, был ли Шекс­пир авто­ром всех этих и дру­гих про­из­ве­де­ний. Вско­ре по неиз­вест­ным при­чи­нам Шекс­пир ухо­дит в отстав­ку и воз­вра­ща­ет­ся из Лон­до­на домой, где в кру­гу семьи и про­во­дит свои послед­ние годы жиз­ни. Есть пред­по­ло­же­ния, что он был в этот пери­од болен: его заве­ща­ние, дати­ро­ван­ное 15 мар­та 1616, напи­са­но весь­ма нераз­бор­чи­во.

Уильям Шекспир, библиография

Все кни­ги Уилья­ма Шекс­пи­ра:

  • «Всё хоро­шо, что хоро­шо кон­ча­ет­ся»
  • «Как вам это понра­вит­ся»
  • «Бес­плод­ные уси­лия люб­ви»
  • «Сон в лет­нюю ночь»
  • «Мно­го шума из ниче­го»
  • «Два знат­ных роди­ча»
  • «Соне­ты Уилья­ма Шекс­пи­ра»
  • «Вене­ра и Адо­нис»
  • «Феникс и голуб­ка»
  • «Ген­рих IV», часть 1,2
  • «Ген­рих VI», часть 1,2,3
  • «Ромео и Джу­льет­та»
  • «Тро­ил и Крес­си­да»
  • «Анто­ний и Клео­пат­ра»

Цитаты Шекспира

  • If you have tears, prepare to shed them now. – Если у вас есть сле­зы, готовь­тесь про­лить их сей­час.
  • As he was valiant, I honour him. But as he was ambitious, I slew him. – Посколь­ку он был отва­жен, я чту его. Но посколь­ку он был често­лю­бив, я его убил.
  • Love is a smoke made with the fume of sighs. – Любовь – это дым, порож­ден­ный пара­ми вздо­хов.
  • If music be the food of love, play on. – Если музы­ка – пища для люб­ви, играй­те ее.
  • To be, or not to be, that is the question. – Быть или не быть – вот в чем вопрос.
  • God has given you one face, and you make yourself another. – Бог дал вам одно лицо, а вы рису­е­те себе дру­гое.
  • There is nothing either good or bad but thinking makes it so. – Нет ниче­го ни хоро­ше­го, ни пло­хо­го, но сво­и­ми мыс­ля­ми мы дела­ем это тако­вым.
  • It is not in the stars to hold our destiny but in ourselves. – Наша судь­ба не в звез­дах, а в нас самих.
  • Let every man be master of his time. – Поз­воль­те каж­до­му чело­ве­ку быть хозя­и­ном сво­е­го вре­ме­ни.
  • My soul is in the sky. – Моя душа нахо­дит­ся в небе.

Произведения Уильяма Шекспира

Мы не смо­жем в этой ста­тье пере­чис­лить все рабо­ты вели­чай­ше­го англий­ско­го дра­ма­тур­га. Но ука­жем самые извест­ные про­из­ве­де­ния Шекс­пи­ра. Спи­сок сле­ду­ю­щий:

  • «Ромео и Джу­льет­та».
  • «Гам­лет».
  • «Мак­бет».
  • «Сон в лет­нюю ночь».
  • «Отел­ло».
  • «Король Лир».
  • «Вене­ци­ан­ский купец».
  • «Мно­го шума из ниче­го».
  • «Буря». «Два верон­ца».

Эти пье­сы най­дут­ся в репер­ту­а­ре любо­го ува­жа­ю­ще­го себя теат­ра. И, конеч­но же, пере­фра­зи­руя зна­ме­ни­тую пого­вор­ку, мы можем ска­зать, что плох тот актер, кото­рый не меч­та­ет сыг­рать Гам­ле­та, пло­ха та актри­са, кото­рая не хочет сыг­рать Джу­льет­ту.

Интересные факты

  • Несмот­ря на то, что дей­ствие пьес Шекс­пи­ра раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в самых раз­ных угол­ках Евро­пы, в том чис­ле во Фран­ции и Ита­лии, сам дра­ма­тург, веро­ят­нее все­го, нико­гда не поки­дал Англию.
  • Финал зна­ме­ни­той пье­сы Шекс­пи­ра «Король Лир» в тече­ние 150 лет счи­тал­ся столь печаль­ным, что про­из­ве­де­ние на про­тя­же­нии все­го это­го пери­о­да нико­гда не ста­ви­ли в ори­ги­на­ле.
  • Уильям Шекс­пир обо­га­тил англий­ский язык на 1 700 новых слов.
  • Сло­вар­ный запас Шекс­пи­ра состав­ля­ет от 15 000 до 29 000 слов.
  • При жиз­ни дра­ма­тур­га его самым попу­ляр­ным сочи­не­ни­ем счи­та­лось мало­из­вест­ное сей­час сти­хо­тво­ре­ние «Вене­ра и Адо­нис».
  • Как мини­мум две пье­сы Шекс­пи­ра бес­след­но исчез­ли из лите­ра­тур­но­го насле­дия дра­ма­тур­га: Love’s Labour’s Won («Побе­до­нос­ные уси­лия люб­ви») и Cardenio («Кар­де­нио»).

Уход Шекспира

При­мер­но в 1610 Уильям Шекс­пир поки­нул Лон­дон и воз­вра­тил­ся в Страт­форд-на-Эйвоне. До 1612 не терял свя­зи с теат­ром: в 1611 напи­са­на Зим­няя сказ­ка, в 1612 – послед­нее дра­ма­тур­ги­че­ское про­из­ве­де­ние, Буря. Послед­ние годы жиз­ни ото­шел от лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти, и жил тихо и неза­мет­но в кру­гу семьи. Веро­ят­но, это было свя­за­но с тяже­лой болез­нью – на это ука­зы­ва­ет сохра­нив­ше­е­ся заве­ща­ние Шекс­пи­ра, состав­лен­ное явно наспех 15 мар­та 1616 и под­пи­сан­ное изме­нив­шим­ся почер­ком. 23 апре­ля 1616 в Страт­фор­де-на-Эйвоне скон­чал­ся самый зна­ме­ни­тый дра­ма­тург всех вре­мен и наро­дов.

После 1607 года Шекс­пир напи­сал очень мало пьес, а в 1613 году вооб­ще пре­кра­тил их писать. Три свои послед­ние пье­сы он напи­сал в соав­тор­стве с ещё одним сочи­ни­те­лем. Исто­ри­ки допус­ка­ют, что это был Джон Флет­чер, посколь­ку имен­но он заме­нил Шекс­пи­ра на посту глав­но­го дра­ма­тур­га «Слуг Коро­ля».

Посколь­ку в послед­ние годы жиз­ни почерк Шекс­пи­ра на бума­гах силь­но меня­ет­ся, мно­гие учё­ные счи­та­ют, что он болел.

Его похо­ро­ни­ли в церк­ви Свя­той Тро­и­цы в род­ном Страт­фор­де. Тем не менее во мно­гих горо­дах мира есть погре­баль­ные мону­мен­ты Шекс­пи­ру. Напри­мер в угол­ке поэтов в Вест­мин­стер­ском аббат­стве. Уи́льям Шекспи́р был одним из луч­ших сре­ди самых попу­ляр­ных англий­ских писа­те­лей, даже на сего­дняш­ний день.

Видео: Уильям Шекс­пир

Видео: Соне­ты Шекс­пи­ра на англий­ском язы­ке

Вильям Шекспир

Уильям Шакспер (англ. William Shakspere )

Уи́льям Шекспи́р (англ. William Shakespeare , 1564, Стратфорд-на-Эйвоне, Англия — 23 апреля (3 мая) 1616, там же) — английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов.

Содержание

Биография

Существуют различные взгляды на личность и биографию Шекспира. Основным научным течением, поддерживаемым большинством исследователей, является сложившаяся на протяжении нескольких столетий биографическая традиция, согласно которой Уильям Шекспир родился в городе Страдфорде-на-Эйвоне в состоятельной, но не благородной семье и был членом актёрской труппы Ричарда Бёрбеджа. Данное направление изучения Шекспира называют «стратфордианством».

Читать еще:  Жизнь и смерть леонардо да винчи. Основные даты жизни леонардо да винчи

Существует также противоположная точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которой отрицают авторство Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» — это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц. Сомнения в традиционной точки зрения известны уже начиная с XVIII века. Вместе с тем, среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений. Число вероятных кандидатур, предложенных различными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков.

Традиционные взгляды («Стратфордианство»)

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году, по преданию, 23 апреля [1] . Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы. Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе» (англ. «grammar school»), где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности, писал стихи на латыни. В 1582 году он женился на Анне Хатауэй, дочери местного помещика, бывшей на 8 лет его старше; в 1583 у них родилась дочь Сюзанна, в 1585 — двойняшки: сын Хемнет, умерший в детстве (1596), и дочь Джудит. Около 1587 года Шекспир покинул Стратфорд и переехал в Лондон.

В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа, а с 1599 года — также одним из пайщиков предприятия. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.

В 1612 году Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери. Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался.

Спустя три дня тело Шекспира было захоронено под алтарём стратфордской церкви. На его надгробии написана эпитафия:

Good frend for Iesvs sake forbeare,
To digg the dvst encloased heare.
Blest be ye man yt spares thes stones,
And cvrst be he yt moves my bones.

(Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землёй;
Нетронувший блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.)

Критика традиционных взглядов («Нестратфордианство»)

«Нестратфордианская» линия исследований подвергает сомнению возможность написания Шекспиром из Страдфорда «шекспировского канона» произведений. Сторонники этой теории полагают, что известные о нём факты входят в противоречие с содержанием и стилем исследуемых пьес и стихотворений. Нестратфордианцами выдвинуты многочисленные теории относительно их настоящего авторства. В частности, в качестве кандидатов на авторство пьес Шекспира нестратфордианцы называют Фрэнсиса Бэкона, Кристофера Марло, Роджера Маннерса (графа Рэтленда), королеву Елизавету и других (соответственно «бэконианская», «рэтлендианская» и т. п. гипотезы).

Нестратфордианцы основываются, в том числе, на следующих обстоятельствах:

  • Документы свидетельствуют, что родители, жена и дети Шекспира из Стратфорда были неграмотны [2] .
  • Не сохранилось ни одной принадлежавшей Шекспиру из Стратфорда книги. Достоверные его автографы — только подписи фамилии и имени; его почерк достаточно неаккуратен, что даёт основание нестратфордианцам предполагать, что он был не очень привычен писать или даже малограмотен. Ряд стратфордианцев считает, что один творческий автограф Шекспира всё же известен: возможно, той же рукой, что и подписи, написана часть запрещённой цензурой пьесы «Сэр Томас Мор» (это не просто копия, а черновик с авторской правкой).
  • Лексический словарь Уильяма Шекспира составляет 29 тысяч различных слов, в то время как современный ему английский перевод Библии короля Якова — только 5 тысяч. Многие эксперты сомневаются, что у малообразованного сына ремесленника (Шекспир никогда не учился в университетах и не ездил за границу; его обучение в «грамматической школе» тоже стоит под вопросом) мог быть такой богатейший словарный запас. С другой стороны, писатели-современники Шекспира — Марло, Джонсон, Джон Донн и другие — были не менее, а то и более скромного происхождения (отец Шекспира из Стратфорда был богат и входил в управление городом), но кое в чём их учёность превосходила шекспировскую.
  • Некоторые учёные считают, что имя («Shakspere» или «Shaksper», что можно прочитать как «Шакспер»), записанное в церковной книге при крещении, и «Shakespeare» или «Shake-speare» — Шекспир, имя, которым подписаны произведения, не дают нам никаких оснований полагать, что это одно и то же лицо [3] . Впрочем, орфография имён собственных в то время далеко не была урегулирована, а современники Шекспира Бен Джонсон и Кристофер Марло подписывали свои книги тоже не совсем так, как их фамилии значились в официальных документах (Jonson, а не Johnson, Marlowe, а не Marlow).
  • При жизни Шакспера и в течение нескольких лет после его смерти никто ни разу не назвал его поэтом и драматургом.
  • Представления по пьесам Шекспира имели место в Оксфорде и в Кембридже, в то время как по правилам ставиться в стенах этих старинных университетов могли только произведения их выпускников.
  • Вопреки обычаям шекспировского времени, никто в целой Англии не отозвался ни единым словом на смерть Шакспера.
  • Многие учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт[4] , однако школьных журналов не сохранилось [5] , и теперь ничего нельзя сказать наверняка.
  • Завещание Шекспира — очень объёмный и подробный документ, однако в нём не упоминается ни о каких книгах, бумагах, поэмах, пьесах. Когда Шекспир умер, 18 пьес оставались неопубликованными; тем не менее, о них тоже ничего не сказано в завещании.

Автором одной из фундаментальных работ в этом направлении является российский шекспировед И. М. Гилилов (1924—2007), книга-исследование которого «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса», вышедшая в 1997 году, вызвала интерес и резонанс среди специалистов [6] . В качестве писавших под литературной маской шекспировские шедевры Гилилов называет состоявших в платоническом браке Роджера Мэннерса, 5-го графа Рэтленда, и Елизавету Сидни-Рэтленд, дочь английского поэта Филипа Сидни.

В 2003 году вышла книга „Шекспир. Тайная история“ авторов, выступивших под псевдонимом „О. Козминиус“ и „О. Мелехций“. Авторы проводят детализированное расследование, говоря о Великой Мистификации, результатом которой (якобы) явилась не только личность Шекспира, но и многие иные известные деятели эпохи.

В книге Игоря Фролова »Уравнение Шекспира, или «Гамлет», которого мы не читали”, основанной на тексте первых изданий «Гамлета» (1603, 1604, 1623 гг.), выдвинута гипотеза о том, какие исторические лица скрываются за масками шекспировских героев.

В 2008 году вышла книга Сергея Степанова «Уильям Шекспир», где на основе собственного перевода автор доказывает, что сонеты У. Шекспира — переписка Рэтленда, Пембрука и Елизаветы Сидни-Рэтленд. В том же году вышла книга Марины Литвиновой «Оправдание Шекспира», где автор отстаивает версию, что произведения У. Шекспира были созданы двумя авторами — Фрэнсисом Бэконом и Мэннерсом, пятым графом Рэтлендом.

Творчество

Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и сонеты) и драматическую.

Источники:

https://stratford.ru/biography.html
https://englandlearn.com/blog/uilyam-shekspir
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/843235

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]