7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вклад Н. Римского-Корсакова в развитие русской музыкально-критической науки

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478)

День памяти: 17 (30) апреля, 8 (21) августа

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии.

Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому ещё в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель.

Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставив кельи и ограду.

Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки.

Преподобный Зосима в одиночку противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок даже не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.

Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья стали также приходить в обитель для поселения.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая.

Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове.

Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк», и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.

Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения.

Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребён за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Вклад Римского-Корсакова в развитие программной симфонической музыки

В симфоническом творчестве Римского-Корсакова широко представлено направление, ведущее свою родословную от симфонической музыки Глинки и Балакирева.

Большую часть симфонического наследия Римского-Корсакова составляют программные сочинения, а также произведения, написанные на народные, темы. Программность явилась одним из ведущих творческих принципов композитора в области симфонической музыки. «Для меня даже народная тема своего рода программа»,— говорил он. Потому его произведения, не имеющие объявленной программы, но сочиненные на народные темы, также можно считать программными (употребляя это понятие в широком смысле слова).

Народная песня, сказка, былина, картины природы и народного быта преобладают в симфоническом (как и в оперном) творчестве композитора и определяют его повествовательно-картинный, эпический характер.

К симфоническому жанру Римский-Корсаков обращался в разные периоды своей композиторской деятельности, главным образом в 60-е и 80-е годы. Позднее самостоятельных оркестровых произведений он не создавал (исключение — оркестровая обработка песни «Дубинушка», относящаяся к 1905 году), ограничившись составлением ряда сюит из оперных фрагментов (наиболее известна сюита из «Сказки о царе Салтане»).

Читать еще:  Вебер карл мария биография. Карл Мария фон Вебер (Carl Maria von Weber)

Традиция жанрового симфонизма Глинки представлена в многочисленных сочинениях Римского-Корсакова на народные русские темы: в Увертюре на темы трех русских песен, Первой симфонии, Симфоньетте, Концерте для фортепиано, Фантазии для скрипки и оркестра, а также в Сербской фантазии и Каприччио на испанские темы. Наиболее выдающиеся из них: Первая симфония и Испанское каприччио.

Первая симфония появилась в одно время с первыми симфониями Бородина и Чайковского и сыграла заметную роль в становлении жанра русской национальной симфонии.

В Испанском каприччио картины народного испанского быта, существенные черты национального характера и эмоционального склада, особенности музыки испанского народа переданы с замечательной правдивостью и художественной силой. В Каприччио сопоставлены: песенно-лирическое начало (вторая часть «Тема с вариациями» и четвертая часть «Сцена и цыганская песня») — и стихия праздничной танцевальности («Альборада» — в первой и третьей частях, «Фанданго» в пятой, последней части). Все пять частей Каприччио следуют без перерыва. Неоднократное появление темы Альборады (в первой, третьей и в конце пятой частей) укрепляет единство сюитной композиции Каприччио и вносит в нее черты формы рондо.

Партитура этого произведения восхищает блеском, многокрасочностью звучания, увлекательной игрой ритмов, поразительными оркестровыми находками. Особенно замечательна четвертая часть, где композитор ввел каденции — соло различных инструментов оркестра, тонко подчеркнув выразительные и виртуозные возможности каждого из них.

Римский-Корсаков создал новый для русской музыки 60— 80-х годов жанр симфонической сказки. Первым его симфоническим произведением сказочного содержания явилась музыкальная картина «Садко» (1866).

Начиная с «Садко», в творчестве Римского-Корсакова утверждается метод картинного, повествовательного симфонизма. Он сохраняется и в произведениях с восточными сказочными сюжетами. Так, в симфонической сюите «Антар», написанной вслед за «Садко», Римский-Корсаков создал широкое музыкальное полотно — сюиту музыкальных картин, иллюстрирующих важнейшие эпизоды программы.

В «Садко» и «Антаре» Римский-Корсаков стремился к последовательному отображению литературного сюжета, отчасти следуя в этом отношении программным принципам Берлиоза.

В произведениях конца 70-х («Сказка») и 80-х годов («Шехеразада», «Светлый праздник») проявляется новое отношение композитора к программности: он избирает программы без развитого сюжета-фабулы и передает поэтическое содержание в более обобщенной форме.

Римский-Корсаков внес много нового и интересного в трактовку форм симфонической музыки. Цикл и его отдельные части, композиция крупных одночастных произведений получают у него новое, интересное истолкование, чему способствует обращение к программности. Между тем даже самые смелые и необычные с точки зрения музыкальной формы сочинения композитора всегда отличаются классической отточенностью и стройностью.

Свойственное композитору блестящее мастерство оркестровки, так же как и все особенности его, глубоко своеобразной колористической манеры, нашли здесь свое ярчайшее выражение.

Шедевром симфонического творчества Римского-Корсакова и типичнейшим программным его произведением 80-х годов является симфоническая сюита «Шехеразада».

30. Обращение Н.А.Римского-Корсакого к культуре разных народов.

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.

Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого вдохновения.

Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. Именно в этом пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову, понимание народности искусства; здесь он нашел свой путь как русский художник-музыкант. «В сущности, мой род — это сказка, былина и непременно русские», — говорил композитор. В его произведениях проходят картины старинной народной жизни, бытовой и обрядовой, оживает Древняя Русь во всем ее своеобразии и красочности — такой, как она представлялась поэтическому воображению композитора. В операх Римского-Корсакова на первый План выступают образы, олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Мечты народа о свободе, счастье, красоте, его представления о справедливости и добре композитор воплотил в ряде идеальных, сказочно-иллюзорных образов (берендеево царство в «Снегурочке», Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращаясь к сюжетам историческим, Римский-Корсаков стремился к романтизированному, возвышенному изображению народных героев. Так, задумав оперу о Степане Разине, композитор просил либреттиста снять из проектировавшегося сценария оперы те сцены и эпизоды, в которых акцентировались кровавые события: «Личность Стеньки, — писал Римский-Корсаков,— должна быть непременно несколько идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы восстала и пронеслась какая-то исполинская фигура среди угнетаемого народа. »

Таким образом, Римский-Корсаков сосредоточивал свое внимание в первую очередь на нравственных и эстетических идеалах народа, как они вырисовывались в памятниках народного художественного творчества.

Римский-Корсаков создал пятнадцать опер, многие из них навеяны народными сказками и преданиями. Подобно Глинке (см. ст. «М. И. Глинка»), Римский-Корсаков любил сопоставлять в музыке реальную действитель ность с миром фантастики, раскрывая чистоту и поэтичность сказочных образов, рожденных народным воображением. Ярко обрисованы в музыке и земные герои. Чаще всего это кресть янские юноши и девушки: Ганна и Левко («Майская ночь», 1878), Оксана и Вакула («Ночь перед рождеством», 1895), Купава («Сне гурочка», 1881). Любуясь красотой народных празднеств и обрядов, композитор показывает в этих операх разнообразные сцены деревен ского быта, щедро вводит русские и украин ские песни и пляски.

Особое место в творчестве Римского-Корсакова занимает опера-былина «Садко» (1896). Главный герой ее — новгородский гусляр Садко. Красочная музыка бытовых сцен сме няется фантастическими музыкальными кар тинами, где действуют сказочные персонажи, морской царь и его дочь — нежная Волхова. Музыкальные образы Римского-Корсакова от личаются необыкновенно яркой изобразитель ностью. Богатая творческая фантазия и компози торское мастерство позволили Римскому-Корсакову нарисовать в музыке и лунную ночь на Ильмень-озере, и бурный океан.

Читать еще:  Ван гог картины море. О Винсенте Ван Гоге и его картине «Море в Сент-Мари

«Псковитянка» (1872) и «Царская невеста» (1898) — это оперы-драмы, не только воссоздающие картины русской жизни XVI в., но и глубоко раскрывающие характеры, правдиво рисующие душевные пережива ния героев — царя Ивана Грозного и его доче ри Ольги («Псковитянка»), опричника Гряз ного, кроткой Марфы и страстной Любаши («Царская невеста»).

Героическая опера «Сказание о не видимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) написана на сюжет народного предания о татарском нашествии на Русь. В ней есть замечательная симфони ческая картина «Сеча при Керженце», рисую щая битву русских воинов с захватчиками (см. ст. «Язык музыки»).

Опера-сказка «Кащей Бессмертный» (1902) написана в период револю ционного подъема в стране. Злой Кащей, люто ненавидящий все живое, олицетворяет силы гнета, самодержавия. Но царство его оказы вается непрочным, буря несет свободу. Здесь в новых смело найденных формах выразились передовые, свободолюбивые убеждения Римского-Корсакова.

Последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1907, по сказке Пушкина) — острая сатира на царизм. Компо зитор язвительно высмеивает трусливого, ту пого Додона и его слуг. В одной из сцен оперы он, обрисовывая духовное убожество «могучего властителя» Додона, обращается к мелодии «Чижика».

Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова воссоздают сказочные сюжеты (сюиты «Шехеразада», 1888, «Антар», 1868, симфоническая картина «Садко», 1867, и др.), изображают картины народной жизни («Испан ское каприччио», 1887). Композитор исполь зовал в этих произведениях подлинные мелодии разных народов. Искусно сочетая многообраз ные краски оркестра, Римский-Корсаков раз вертывает перед слушателями все новые и но вые картины, одна другой чудеснее.

Римский-Корсаков любил старинные народ ные песни, собирал, обрабатывал их, творчески развивая их особенности в своей музыке. «Я прислушивался к голосам народного твор чества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества»,— писал ком позитор.

Римский-Корсаков создал около 80 роман сов. Лучшие из них написаны на стихи А. С. Пушкина («Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Анчар»), А. К. Толстого («Не ветер, вея с высоты», «Звонче жаворонка пенье»), А. Н. Майкова и других русских поэ тов. В этих романсах глубоко и искренне выра жены разнообразные чувства и переживания, созданы удивительно тонкие музыкальные обра зы природы.

Наш народ хранит благодарную память о великом композиторе, воспевшем красоту жизни, природы, народных песен и сказаний.

Вклад Н. А. Римского-Корсакова в развитие русской музыкально-критической науки

«Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает»

В фондах библиотеки ФГУ РГМЦ собраны издания, которые являются жемчужинами мировой музыкально-критической и научной мысли.

Особую уникальность представляют музыкально-научные работы русских музыкальных деятелей конца XIX — начала XX века. Можно говорить о том, что рубеж XIX–XX веков – это время становления русской музыкальной критической мысли, которое имело продолжение в создании науки музыковедения в России.

Ценность этих изданий, которые хранятся в фондах библиотеки, заключается ещё и в том, что на сегодняшний день сохранилось мало работ освещающих развитие русской музыкально-критической и научной мысли на рубеже XIX-XX веков. Многие работы не переиздавались с момента первой публикации в силу различных обстоятельств, другие — воспроизводились с неточностями, сокращениями и нуждаются в научной переработке и сравнении с первоисточником.

Нужно отметить, что отечественная музыкальная наука того времени ставила перед собой новаторские задачи, решение которых приводит к появлению ряда оригинальных теоретических и исторических концепций, оказывающих заметное влияние на развитие не только российской, но и мировой музыкальной мысли. Это и высказывания выдающихся русских композиторов, и разработки отдельных музыкально-теоретических дисциплин, и работа по собиранию и изучению народного творчества, и исследования в области истории русской классической музыки. Также велись активные споры о дальнейшем пути развития классики, результатами которых становились многие научные работы. Большое внимание уделялось рецензированию концертов, написанию критических отзывов в газеты и журналы. Огромное значение для изучения эпохи, композиторского стиля и концертной жизни имеют эпистолярные издания – переписка композиторов и мемуары.

Одним из ярких представителей плеяды русских деятелей, который не нуждается в представлении с позиции отечественной музыкальной науки и музыкального образования XIX столетия, является Н.А. Римский-Корсаков.

Библиотека ФГУ РГМЦ хранит издания разных лет Н.А. Римского-Корсакова.

Например, уникальным экземпляром в фонде библиотеки является литографическое издание «Учебника гармонии» 1885 года. Про это издание Римский-Корсаков так пишет в своих мемуарах «Летописи моей музыкальной жизни»: «Сидя в Таицах, я принялся за составление учебника гармонии, который к началу осени оказался готовым и изданным литографским способом с помощью моего помощника по библиотеке капеллы певчего Г.В. Иваницкого, переписывавшего учебник литографскими чернилами» («Летопись моей музыкальной жизни» Глава XIX 1883–1886 гг.).

Данный экземпляр можно считать уникальным первоисточником теоретического труда Римского-Корсакова.

«Учебник гармонии» (литографическое издание 1884-1885) – первый учебник по гармонии в России (наряду с учебником Чайковского). В 1886 году был переработан в “Практический учебник гармонии”. Он неоднократно переиздавался вплоть до наших дней. В библиотеке присутствуют с 17-го по 19-е издания учебника.

Читать еще:  Смысл названия комедии горе от ума краткое. Смысл названия комедии А.С

Интересен момент возникновения замысла создания учебника: «Взяв на себя, после вышедшего из капеллы престарелого Гунке, класс гармонии, я крайне заинтересовался преподаванием этого предмета. Система Чайковского, учебника которого я держался при частных уроках, меня не удовлетворяла. Постоянно беседуя с Анатолием <Лядовым>об этом предмете, я познакомился с его системой и приёмами преподавания и задумал написать учебник гармонии по совершенно новой системе в смысле педагогических приёмов и последовательности изложения. В сущности, система Лядова выросла из системы его профессора Ю.И. Иогансена. Моя — из лядовской. В основу гармонии брались 4 гаммы: мажорная и минорная — натуральные, и мажорная и минорная — гармонические. . До начала лета я лишь обдумывал, но не писал своего учебника и пробовал педагогические приёмы гармонии на учениках капеллы со значительным успехом» — Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни» (Глава XVIII 1883 год).

Н.А. Римский-Корсаков. Учебник гармонии

В России этот учебник положил начало учению о гармонии. Появление этого учебника не было случайным, оно является закономерным этапом в развитии музыкальной науки в России. Так И. Рыжкин отмечает, что “потребность русской общественной действительности середины XIX века в систематической подготовке кадров музыкантов-профессионалов, привела к созданию первых русских консерваторий, что, в свою очередь, вызвало к жизни учебники гармонии Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского”.

Этот учебник в своё время получил большое распространение в России и значительную популярность за рубежом. Крупным научным достижением учебника оказалась теория родства (сродства) тональностей: «Близкими строями, или находящимися в 1-й степени сродства к данному строю, считаются 6 строев, которых тонические трезвучия заключаются в данном строе» (H.A. Pимский-Корсаков, Практический учебник гармонии). Это обобщение, по своему существу функциональное, оказало влияние на мировую музыкальную науку.

Интересным моментом этого учебника является то, что в нём не употребляется термин «тональность» — «И это в эпоху заката тональности!» — отмечает Ю. Холопов. В России термин «тональность» не был употребителен даже ещё в конце XIX века. «Тональность» заняла своё место после книги Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма» (окончена в 1906 г.).

Римский-Корсаков писал: «Гармония и контрапункт, представляя великое множество сочетаний большого разнообразия и сложности, несомненно, имеют свои пределы, переступая которые мы попадаем в область дисгармонии и какофонии, в область случайностей, как одновременных, так и последовательных» (Н.А. Римский-Корсаков, О слуховых заблуждениях, Полн. собр. соч., т. II, М., 1963).

Н.А. Римский-Корсаков. Практический учебник гармонии (издание №18)

Музыкально-теоретические мысли Римского-Корсакова были тесно связаны с его педагогической деятельностью. Более чем за 30-летний стаж (1871—1908) преподавания в Санкт-Петербургской консерватории на должности профессора кафедры теории композиции и инструментовки, Римский-Корсаков создал не только первые учебные программы и учебник по гармонии, но также и учебник по теории композиции, «Основы оркестровки», и написал ряд научных статей, не потерявших актуальности до наших дней.

Нужно также вспомнить, что Римский-Корсаков за годы работы в консерватории воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников — А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, M.M. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, H.Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов, В.А. Золотарёв, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, М.Ф. Гнесин, Б.В. Асафьев, А.В. Оссовский и многие другие.

Автобиографическая книга “Летопись моей музыкальной жизни” (1876—1906, изданная в 1909) — ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры 2-й половины XIX в. (в фонде библиотеке храниться второе издание 1910 года, СПб, исправленное и дополненное, под редакцией В.Н. Римского-Корсакова).

«Летопись моей музыкальной жизни» — выдающееся явление в мировой мемуарной музыкальной литературе и по своему содержанию, характеру, историческому значению занимает в ней особое место.

Н.А. Римский-Корсаков. Книги

В книге композитора рассказана история создания его сочинений, охарактеризованы современники и музыкальная жизнь почти за полувековой период. Мемуары написаны очень интересно, живо и с юмором. Например, так он описывал творческие встречи с Бородиным, который, как известно, совмещал деятельность химика и композитора: «Докончив работу, он уходил со мной к себе на квартиру, и мы принимались за музыкальные действия или беседы, среди которых он вскакивал, бегал снова в лабораторию, чтобы посмотреть, не перегорело или не перекипятилось ли там что-либо, оглашая коридор какими-нибудь невероятными секвенциями из последовательностей нон или септим, затем возвращался, и мы продолжали начатую музыку или прерванный разговор» (Глава VI 1865-1866).

Заканчивается «Летопись » такими словами: «С приезда в Петербург, быть может, осуществится давно желанная мною мысль писать дневник. Продлится ль долго он, кто знает. . «Летопись » была завершена 22 августа 1906 года, т.е. за два года до кончины композитора.

Огромное значение для музыкальной науки имеют и другие работы Римского-Корсакова, которые находятся в фонде библиотеки, такие как «Музыкальные статьи и заметки», под редакцией H.H. Римской-Корсаковой, вступ. статья М.Ф. Гнесина, СПб, 1911; «Основы оркестровки», под редакцией М.О. Штейнберга, в котором дана классификация инструментов симфонического оркестра, подробно описаны устройства и аппликатура инструментов, а также их акустические особенности; Полное собрание сочинений, Литературные произведения и переписка, (M., 1955—70), где собраны все музыкально-критические статьи Римского-Корсакова.

Н.А. Римский-Корсаков. Книги

Завершу данный очерк словами Римского-Корсакова: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда, и это составит её интерес».

Публикацию подготовила музыковед Анна Маркова

Источники:

http://www.verav.ru/common/message.php?table=calend&num=983
http://helpiks.org/8-33157.html
http://www.muzcentrum.ru/notelib/14589-vklad-n-a-rimskogo-korsakova-v-razvitie-russkoj-muzykalno-kriticheskoj-nauki

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector