10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние дворянского общества XIX века на судьбу Евгения Онегина по роману А. С

Cочинение «Отражение жизни русского общества XIX века в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»»

В восьмой главе «Евгения Онегина», когда действие романа уже близится к развязке, Пушкин приводит свою Музу на блестящий светский раут, где есть нечто и от “упоения”, и от «омута», о которых он упомянул.

Муза здесь – живое, олицетворенное видение, и встреча с ней – повод для Пушкина окинуть быстрым, но не поспешным взором главные этапы своей поэтической судьбы – те дни, когда в садах Лицея:

Я безмятежно расцветал:

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал, –

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Это Лицей… А в послелицейскую пору Пушкин сделал Музу участницей общества «Зеленая лампа», вдохновительницей веселых сборищ «минутных друзей минутной младости», как назовет поэт Н. В. Всеволожского, П. П. Каверина, Якова Толстого:

… Я музу резвую привел

На шум пиров и буйных споров…

Муза, получившая почти живой, осязаемый облик, оказывается почти рядом с поэтом и в южной ссылке:

Как часто по скалам Кавказа

Она Ленорой, при луне,

Со мной скакала на коне!

Картина художника Г. Г. Чернецова «Дарьяльское ущелье» висела на стене его кабинета.

А это Крым, Таврида…

Как часто по брегам Тавриды

Она меня во мгле ночной

Водила слушать шум морской,

Немолчный шепот Нереиды…

Муза побывала с Пушкиным в шатрах цыган, «в глуши Молдавии печальной, и являлась в саду уездной барышней, где-нибудь на скамье в Тригорском или Михайловском,

…С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках.

И вдруг мы понимаем, что, если собрать из разных мест романа эти признания Пушкина о вдохновлявшей его Музе (стало быть, и о себе, о своем вдохновении), то выстроится целый очерк его судьбы, поэтическая биография. Тут и юность, и Петербург, и Одесса, и псковская глушь, ну и, конечно, Москва.

Москва, какую впервые видит в седьмой главе Татьяна Ларина. Та Москва, что предстала жадным, соскучившимся глазам поэта, давно тосковавшего по ней в деревне, 8 сентября 1826 года, когда фельдъегерский возок мчал его по Петербургскому тракту в московский Кремль на негаданную встречу с новым царем.

Мало что сохранилось ныне от старой Москвы, в какую въезжал обоз Лариных, влетала коляска Онегина или возок с Пушкиным. Но кое-что уцелело и поныне.

Сохранившиеся в городской топографии вехи этого пути – как метки, по которым скользили глаза поэта.

На древней Тверской дороге, еще до столбов заставы -Петровский замок:

Вот окружен своей дубравой Петровский замок.

Мрачно он Недавнею гордится славой.

Ныне дубравы нет и в помине, но замок сохранился и стоит посреди новой Москвы.

Целы и «львы на воротах» бывшего Английского клуба рядом со Страстной площадью.

А вот на кресты и купола Страстного монастыря давно уже не садятся галки. Он снесен более полувека назад. Здесь, за спиною бронзового Пушкина, сквер с чашей фонтана и кинотеатр «Россия».

Но Тверской бульвар можно увидеть не только на рисунке или старинной литографии. Можно еще пройтись его аллеями, где много раз гулял Пушкин и где, мы точно это знаем, прогуливался и его герой.

Кого только не прочили в прототипы, или, как простодушно говаривали в старину, «натурщики», Евгению Онегину.

Создатель «Горя от ума» Грибоедов. Может быть, он? Петр Яковлевич Чаадаев, лицо, Пушкину столь близкое… Музыкальный критик и писатель Владимир Федорович Одоевский…

Уже вспомянутый нами Петр Андреевич Вяземский… Не успокоиться ли на привычной мысли, что Онегин -лицо собирательное, типический образ?

Конечно, собирательное, конечно, типический образ. А все же понять эту «собирательность», эту печать «всеобщего» можно, лишь помня о судьбах живых людей, которых знал, наблюдал Пушкин.

И был среди молодых людей эпохи тот, кто в известную пору стоял к нему ближе других и более всего воздействовал на поэта, возбуждая его мысль и разжигая фантазию.

Пушкинистами вскользь уже высказывалась догадка, которая, чем более я о ней думаю, тем более правдоподобной мне кажется. Вглядимся же пристальнее в одну прошедшую рядом с поэтом судьбу.

Известно, что в южной ссылке Пушкин сопровождал семью героя 1812 года генерала Николая Николаевича Раевского. Одному из сыновей Раевского, благородному духом и храброму Николаю Николаевичу-младшему, Пушкин посвятил «Кавказского пленника».

Мария Раевская, как считают, долгое время была вдохновительницей музы поэта – к ней обращено посвящение «Полтавы»…

Со старшей ее сестры Екатерины, в замужестве графини Орловой, Пушкин писал, как по секрету признавался другу, Марину Мнишек в драме «Борис Годунов»…

Но особенно резкую черту в его судьбе провел старший их брат Александр Николаевич Раевский.

Вот его акварельный портрет в молодости: расстегнутая у ворота рубашка, платок, небрежно повязанный на шее. Точь-в-точь Онегин первой главы: беспечный, артистичный повеса, юный, насмешливый наблюдатель жизни, а в общем добрый малый, как все вокруг.

Читать еще:  Башкиры вероисповедание. Детям о дружбе народов самарской области

Но в пору знакомства с Пушкиным отставной двадцатипятилетний полковник Раевский, недавний адъютант прославленного генерала Ермолова, был уже несколько другим.

Это видно и на портрете, где Раевский запечатлен еще в военной форме. Долгими часами просиживали они с Пушкиным на берегах Подкумка. На Кавказских минеральных водах Раевский лечил старую рану в ноге, и у них было время не торопясь беседовать обо всем на свете.

Пушкин пророчил тогда в письме к брату, что Александр Раевский «будет более нежели известен». Он полагал, что его новому другу предстоит, быть может, «встать во главе важных событий». Шел 1820 год, посленаполеоновская Европа бурлила национальными движениями, вспыхивала революциями в Греции и на Пиренеях. Сердца молодых людей бились учащенно в надежде на скорые перемены. Пушкин не упускал потом случая повидаться с Александром Раевским в Киеве или имении Каменка, где встречались многие будущие декабристы, пылкие храбрецы, в большинстве своем романтики. Раевский был близок им, прочел: «… от наших игр удрала». Пушкин смутился. Вопреки расхожему мнению, Пушкин был часто беззащитен перед насмешкой и не всегда находчив. А Раевский, подобно Онегину не отличавший ямба от хорея, брал превосходством циничного ума.Я не хотел бы создать впечатление, что именно Раевский и только он стоял перед внутренним взором Пушкина, когда тот задумал и стал писать «Онегина». Петербургский щеголь и повеса со скептическим уклоном мысли был, скорее всего, квинтэссенцией праздных молодых людей времени, а его хандра – болезнью эпохи. Но в Онегине есть и черты особенной, «неподражательной странности», напоминающей о характерном профиле, мелькающем на страницах пушкинских рукописей южной поры.

…С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм.

Пушкин изживал в себе обаяние людей «онегинского» типа. Вначале поэт собирался показать увлечение Онегина Татьяной и ее гибель («Погибнешь, милая…»). Но вдруг круто повернул действие на ссору друзей, дуэль и убийство юноши-поэта.

Пушкин и Онегина понимал постепенно – одновременно и вместе с Татьяной. Разочарование Татьяны в герое совпадает с охлаждением Пушкина к своему «демону», преодолением его скептического обаяния, осознанием какой-то более глубокой и сильной правды:

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее – слава Богу –

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной…

Смиренно выслушав когда-то в саду проповедь Онегина, Татьяна в конце романа не ответит на вспыхнувшую в нем любовь. Может быть, полагают некоторые критики, в этом порыве чувств Онегина залог его возрождения любовью? Нет, скорее, это возмездие живой жизни ему, насмешка над искусственной скептической позой.

В последних главах романа на личные судьбы ложится явственный отблеск истории. «Действие в моем романе расчислено по календарю», – уверял Пушкин. Пушкинисты проверили. По их расчету выходило, что последняя встреча Онегина с Татьяной приходилась на март -апрель 1825 года, – несколько месяцев оставалось до декабрьского восстания.

Дворянство и светское общество в романе “Евгений Онегин”: образ и характеристика

Роман в стихах “Евгений Онегин” – это настоящая энциклопедия русской жизни начала XIX.

Среди образов, представленных в романе “Евгений Онегин”, особое место занимают образы поместного дворянства, московского и петербургского светского общества.

Дворянство и светское общество в романе “Евгений Онегин”: образ и характеристика

В романе “Евгений Онегин” одну из важнейших ролей играет русское дворянство и столичное светское общество.

В романе представлено множество эпизодов с описанием различных деталей из жизни дворянства и высшего общества. Автор описывает балы и званые ужины, столичные театры, одежду, манеры и привычки знатных жителей Москвы и Петербурга и т.д.

Автор довольно иронично и шутливо говорит о высшем обществе и дворянах в целом. Он тонко высмеивает глупость и пустоту скучающих аристократов.

На обедах у аристократов подаются роскошные блюда, экзотические фрукты и дорогое вино:
Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef* окровавленный (*-ростбиф) И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым. У всех состоятельных дворян имеется целый штат прислуги, лакеи, кучера и т.д.:
Еще усталые лакеи На шубах у подъезда спят; [. ] И кучера, вокруг огней, Бранят господ и бьют в ладони.


На балах, куда съезжаются знатные особы, всегда полно людей. На балы приезжают видные гвардейские офицеры, дамы в продуманных нарядах, юные красавицы на выденье и т.д. Танцы обычно продолжаются до поздней ночи:
Полна народу зала; Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры, И ревом скрыпок заглушен Ревнивый шепот модных жен. Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд. Дворянство в провинции тоже устраивает себе праздники. Правда провинциальные балы и вечера проходят с меньшим блеском, но при этом пышно и широко. На обеде в честь именин Татьяны Лариной собирается множество гостей. Все танцуют и пьют вино:
Но целью взоров и суждений В то время жирный был пирог (К несчастию, пересоленный); Да вот в бутылке засмоленной, Между жарким и блан-манже, Цимлянское несут уже; За ним строй рюмок узких, длинных. Как в столице, так и в провинции дворяне проводят много времени за игрой в карты. Все это происходит, конечно же, от скуки и отсутствия реальных занятий. Так например, после обеда на именинах Татьяны гости тоже садяться играть в карты – в бостон, вист и т.д.:
Столы зеленые раскрыты: Зовут задорных игроков Бостон и ломбер стариков, И вист, доныне знаменитый, Однообразная семья, Все жадной скуки сыновья. “ После карточной игры гостей угощают чаем и снова звучит музыка:
Но чай несут: девицы чинно Едва за блюдечки взялись, Вдруг из-за двери в зале длинной Фагот и флейта раздались [. ] И в залу высыпали все, И бал блестит во всей красе. Собираясь на светских вечерах и балах, дворяне обсуждают пошлый вздор, то есть говорят о самых пустых вещах. Скучающие аристократы собираютс сплетни и от скуки не знают, чем заняться.

Читать еще:  Сравнение штольца и обломова вывод. Отчего наступила физическая смерть Обломова

Как и все умные и глубокие люди, Татьяная Ларина чувствует себя чужой в этом пустом светском обществе:
Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Всё в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум Не улыбнется томный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки. И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой. Столичное общество всегда надменно относится к провинциальным гостям. Так, дворянство в Москве поначалу не обращает внимание на провинциальную Татьяну Ларину:
Не обратились на нее Ни дам ревнивые лорнеты, Ни трубки модных знатоков Из лож и кресельных рядов. Татьяна Ларина посещает роскошные светские вечера в Москве. Здесь она видит московских красавиц, нахальных франтов, блестящих гусар и т.д.:
Ее привозят и в Собранье. Там теснота, волненье, жар, Музыки грохот, свеч блистанье, Мельканье, вихорь быстрых пар, Красавиц легкие уборы, Людьми пестреющие хоры, Невест обширный полукруг, Всё чувства поражает вдруг. Здесь кажут франты записные Свое нахальство, свой жилет И невнимательный лорнет. Сюда гусары отпускные Спешат явиться, прогреметь, Блеснуть, пленить и улететь. Только приехав в Мосвку, тихая и скромная Татьяна чувствует себя чужой в этом шумном светском обществе:
Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс… Меж тем Между двух теток, у колонны, Не замечаема никем, Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь. Выйдя замуж за знатного князя, Татьяна Ларина становится богатой княгиней и поселяется в Петербурге. Со временем Татьяна привыкает к светскому обществу, ее неловкость проходит. Теперь Татьяна сама принимает у себя “весь цвет столицы”:
Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые; Тут было несколько девиц, Не улыбающихся лиц; Тут был посланник, говоривший О государственных делах; Тут был в душистых сединах Старик, по-старому шутивший. В романе “Евгений Онегин” автор не раз обращает внимание читателей на пороки светского общества: лень и пустоту, пошлость и отсутствие занятий, непрактичность и беспечность, склонность к растратам, любовь к картам и т.д.

Читателю становится ясно, что за внешним блеском дворянской жизни порой скрывается полная безнравственность и разврат.

Лишь в редких случаях в светском обществе Москвы и Петербурга встречаются по-настоящему интересные, самодостаточные и глубоки люди, как например, Татьяна Ларина.

Это были цитаты с описанием жизни дворянства и светского общества в романе “Евгений Онегин” Пушкина.

Светское общество в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

Пушкин вполне мог подробно писать о светском обществе, он сам был любителем балов и подобных развлечений, много общался с лучшими представителями своего времени. Поэтому в Евгении Онегине он довольно детально и тщательно описывает существование светского общества того времени. Благодаря этому читатели могут погрузиться в атмосферу, прочувствовать нравы эпохи, особенности взаимоотношения людей.

Если говорить в целом, то характеристика автора такова «однообразная семья .. жадной скуки сыновья». Именно так описывает Пушкин представителей аристократии двух столиц. По сути, ничего нового, высший свет практически всегда был таким и останется таковым и далее.

Основная потребность большинства представителей высшего света во все времена – развлечь себя. Кто-то впадает в альтруизм и занимается благотворительностью, другие ищут приключений, некоторые погрязают в удовольствии. Так или иначе, жадность весьма точный эпитет для аристократической скуки, ведь аристократы скучают именно жадно, они непрестанно ищут, кто бы смог удивить или развлечь.

Читать еще:  Общая оценка содержания горе от ума грибоедова. Анализ комедии "горе от ума"

Такое описание не только обличительно, но и в чем-то самоиронично. Ведь Пушкин тоже являлся представителем высшего света и в чем-то разделял вкусы и досуг таких людей. Даже в самом романе он описывает автора (герой – частично Пушкин) как приятеля Онегина, то есть близкого к высшему свету.

Сам Онегин – типичный представитель этого социального слоя. Он разменивается чувствами и дружбой ради того чтобы отогнать скуку, он надменен и циничен, весьма эгоистичен. В отличие от Лариной Онегин более близок к этому обществу и может чувствовать себя там чужим только по причине скуки.

Не имеет особенного смысла перечислять развлечения аристократии того времени, которые довольно подробно описывает автор. Повсюду балы, в провинции – менее пышные, но и там обсуждают пошлый взор, пытаются собирать сплетни, играют в карты, пробуют экзотические блюда и слушают музыку. Эти люди увязли в развлечениях и за внешним блеском пытаются завуалировать чувство отвращения и пренебрежения к самим себе и собственным занятиям.

Ведь если человек бездарно растрачивает себя, то со временем понимает этот факт и, если он искренен, начинает чувствовать к себе отвращение. Некоторые (подобно, например, Печорину) в подобной ситуации испытывают себя, другие просто пытаются заглушить шумом музыки на балу душевную тоску.

Вариант 2

В произведении “Евгений Онегин” одну из главных ролей представляет российская аристократия и московская вежливая общественность.

Герои данного романа – общество, располагающееся согласно собственному развитию выше окружающих их главных чинов, однако никак не способные отыскать применение собственным силам и возможностям. Так как Онегин – обычный пример молодого поколения того времени, вскормленный окружением, с целой его чопорностью, меркантильностью и пижонством. Однако он и некоторые другие люди – герои сопротивляющиеся, намеренные осуществлять собственные действия независимо от установленных рамок. Они – «лишние», они – персоны, выделяющиеся собственными идеями и действиями из числа чиновничьей массы.

Признаки людей, относящихся к классу светской верхушки, непременно обнаруживаются в основных ролях романа Пушкина. Нередко действия, идеи, фразы героев находят себе место в тех случаях, где влияние на окружающих было бы.

Сохранился неизменным и характер существования. Одинаковые эмоции вступают в его сознание. Одинаковые выступления он вынужден осуществлять. Значит ли это, что он обязан всегда быть юным повесой? Пушкин считает, что данное неосуществимо. Вследствие чего? Благодаря тому, что юношество миновало. Онегин подступил к времени зрелости. Пришла пора в осмыслении окружающего мира и наиболее себя. Несерьёзное удовольствие уже никак не утешает, ведь в нем чувствуется принужденность. Онегин обязан быть как все!

Очень досконально обрисовывает Пушкин кабинет Онегина, костюм. Писатель будто хочет повторно выделить изолированность молодежи того времени от родной земли, так как они еще с раннего возраста были в обстановке иностранного языка, предметов, людей.

Писатель сообщает о Петроградском высшем обществе с частью сарказма, без симпатий, так как жизнь московская “однообразна и пестра”, а “света звук весьма стремительно наскучивает”.

Жизнь поместного дворянства отдалена от безупречности. Тем не менее автор сообщает о ней с огромной симпатией. В простом дворянстве сберегаются непосредственность и непринужденность, равно как качества людской природы. Поместные дворяне в значении мироощущения, обихода находились довольно близко к народу.

В интриге “Евгений Онегин” писатель не единожды концентрирует интерес читателей на недочеты светского общества: безделье, непристойность и недостаток уроков, неприспособленность к жизни и бездумность, предрасположенность к тратам, чувство к картам. Московская общественность чаще всего надменно относится к провинциальным посетителям.

Читателю делается понятно, что за обложкой дворянского существования иногда прячется абсолютная аморальность и распущенность. Только в отдельных случаях в светском обществе Москвы и Петербурга попадаются, действительно, увлекательные и интригующие личности.

Общество разнородно. Лишь от самого человека зависит то, воспримет ли он высоконравственные законы бесхарактерного большинства или наилучших представителей общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Светское общество в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Федор Михайлович Достоевский – основоположник традиций русского реализма. Хоть он был популярен при жизни, настоящее признание его творчества произошло только после кончины. Признанный классик русской литературы

Илья Семенович Остроухов родился и вырос в Москве, поэтому ему очень близка природа средней полосы России. Где суровые зимы сменяют теплые долгожданные весна, а на смену знойному лету приходит золотая осень

Когда Даниэль Дефо начал писать роман «Робинзон Крузо», он еще не предполагал, что станет основоположником нового литературного жанра – заметки путешественника. Широкая публика увидела книгу в 1719 году.

Пластов Аркадий Александрович – великий советский художник. Родился в небольшом селе Прислониха, Ульяновской области. Учился художественному ремеслу в Москве

Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник – главный герой повести Н.В.Гоголя «Шинель». Его жизнь протекает тускло и незаметно. Он словно и не живет вовсе, а, как лошадь с шорами на глазах, двигается в заданном направлении.

Источники:

https://mysoch.ru/sochineniya/pushkin/_story/evgenii_onegin/otrazhenie_zhizni_russkogo_obschestva_xix_veka_v_romane_aleksandra_pushkina_evgenii_onegin/
https://www.literaturus.ru/2015/06/evgenij-onegin-svetskoe-obshhestvo-roman-evgenij-onegin.html
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/svetskoe-obshchestvo-v-romane-evgenij-onegin

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]