Во имя любви (О творчестве Виктора Астафьева). Основные темы творчества В.П
Виктор Астафьев, немного о творчестве
Прежде чем разбирать произведения Виктора Астафьева, я хочу обратить внимание на его биографию.
В. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылицыной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылицыных. Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
На мой взгляд, главным толчком к его творчеству было его детство. О чем писал Астафьев. В каждом его произведение он рассказывал о людях. Не о великих героях, не о знаменитых политиках, а о простых людях. Таких как его бабушка, его друзьях детства, и о таких каким он был сам. Он раскрывал внутренний мир, обычного русского человека. Как один из наиболее ярких примеров его творчества я предлагаю взять рассказ “фотография на которой меня нет”. Это рассказ относится к его детству, к той поре, когда он рос у своей бабушке.
Этот рассказ начинается с того, как в деревню приехал фотограф, “И фотографировать не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы.” В этом произведение автор расскажет о многом о своих родных. О друге, который отказался сфотографироваться ради своего больного товарища, о людях живущих рядом с ним. Но я бы хотел становиться на его учителе. Именно через него автор передает то настроения, те чувства, которыми он описывает такие ценности как доброта, сочувствие, честность, любовь. Мне очень нравиться как Астафьев передает свои мысли, он не обьясняет а показывает. Не дает готовую мысль, а предоставляет почву для размышления. Виктор Астафьев , никогда не говорит, что добро это хорошо, а зло плохо. Нет, он не ставит рамки между этими понятиями. Он даже не ставит такие понятия как добро и зло. Он показывает ситуацию, передает чувства, и через них дает читателю самому решить, что считать любовью, а что притворством. Где хороший поступок, а где плохой. В каждом своем рассказе он оставляет часть своих мыслей. Хочу привести в пример еще одно его произведение, “почему я убил коростеля?” В этом рассказе автор рассказывает о том, как в детстве он убил маленькую птичку, просто ради забавы, и как после сожалел об этом спрашивая себя “зачем я убил коростеля?”
“И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.”
“Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?”
Этот рассказ лучше всего показывает как Астафьев передает свое настроение. В этом произведение, Виктор не разу не скажет, что совершил плохой поступок. Он также не будет осуждать себя за это, или искать оправдания своему поступку. Нет, автор задаст задаст всего один вопрос, и в этом вопросе будет вся суть, зачем я убил коростеля? Зачем? Одним вопросом автору удается передать всю ту гамму чувств и настроения, которая нужна читателю, чтобы подумать. Но самое удивительное, что автор так и не дает ответа на свой вопрос, он хочет чтобы читатели нашли его сами.
Во имя любви (О творчестве Виктора Астафьева). Основные темы творчества В.П
Цель урока: познакомить с основными этапами жизни и творчества Астафьева; выявить своеобразие тематики творчества, особенности звучания темы взаимоотношения человека и природы: развивать навыки анализа прозаического текста.
Ход урока.За что судьба даровала мне счастье? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?
В. Астафьев (из статьи «Сопричастный всему живому»)[2]
I. Вступительное слово.
— Писатель и время. Как вы думаете, в чем связь этих понятий?
Эти два понятия тесно переплетены. Настоящий писатель умеет выразить свое время: у него отзывчивое сердце, он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и себе в этом мире. Таков был и Виктор Петрович Астафьев (1924—2001).
Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.
II. Жизненный и творческий путь Астафьева.
Учитель. Детство Виктора Астафьева — труднее не придумать. Мальчику было всего семь лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.
Ученик. «Если бы мне дано было повторить жизнь — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь.
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, — он пережил свою мать. »
Учитель. Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Её в первую очередь посвящена книга «Последний поклон» — воспоминания писателя о детстве и отрочестве. Астафьевская бабушка Катерина Ивановна несет столько тепла, света внуку, что, уже став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.
Побывал Виктор Петрович и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.
Ученик. «Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и все мне хотелось кому-нибудь рассказать о «моем озере». В этом году преподавать литературу и русский язык нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский. Он часто заставлял нас писать сочинения на «вольные» темы. В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Игнатий Дмитриевич признал мое сочинение лучшим и поместил его в рукописный школьный журнал.
Много лет спустя я вспомнил о своем школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».
Учитель. Трудные судьбы детдомовцев, «вольных людей», как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести Виктора Астафьева «Кража». Тут любят и калечат друг друга в не по-детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая песня соседствует с пошлым блатным куплетом.
Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой, — нет, для него не чужой — ребячьей болью: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!». В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в великой душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева.
Ученик. «Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе — учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы.
Первый в жизни шрам.
Сколько потом их будет на теле и в душе.
Сквозь все это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату — ответную любовь».
Звучит фрагмент песни «Священная война».
Учитель. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.
1-й ученик. «Сколько раз погибал я в мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах; шумливая березовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспененная потоком река. »
«И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне».
2-й ученик. «О войне писать трудно. Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон. боится мое сердце. трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».
Учитель. Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днем», «Жизнь прожить. ».
В более позднем романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев снова обращается к теме своих произведений прошлых лет — человек и война.
Ученик. «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, — «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна. Там люди убивали людей — это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».
Звучит фрагмент песни «Не рубите, мужики, не рубите» в исполнении группы «Любэ».
Учитель. Есть проблемы, которые вечно сопровождают человеческое бытие. Одна из них — взаимоотношения человека и природы. «Нам не привыкать к потерям, — писал Сергей Залыгин, — но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, — после этого терять уже будет нечего».
Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией. В ней автор предупреждает, что возмездием за истребление природы становится разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир.
1-й ученик.
Никогда
Ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Все равно не вернешься обратно,
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад невозможно.
Н. Новиков
2-й ученик. «Переменилась моя родная Сибирь. Все те чет, все изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
…Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни».
Учитель. Так родилась замечательная книга рассказов «Затеси». Затесь — это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Это мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.
Затесь — это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем «сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно. » «Затеси», собранные в книгу с таким названием, писались почти четверть века.
Художественное чтение учениками миниатюр из книги «Затеси», «Тоска», «Хвостик».
Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого удивительного художника слова. Остались его книги, а в руках мудрого читателя они становятся живым словом автора:
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,
Дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Н. Заболоцкий
III. Тематика творчества Виктора Астафьева.
Работа с учебником.
— Прочитайте статью в учебнике «Виктор Петрович Астафьев», с. 351—354, запишите в форме плана основные темы творчества этого писателя.
IV. Работа с текстом романа «Царь-рыба».
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
1. Природа и человек.
2. Мифологические мотивы и их роль в романе.
3. Повествование в рассказах — жанр этой книги.
4. Трагичность судьбы таежных поселков, разделивших судьбу распутинской Матеры.
Данные вопросы могут быть предложены для предварительной домашней подготовки в группах.
V. Итог урока.
— Какие вопросы вы хотели бы задать одноклассникам после сегодняшнего урока? Какими мыслями — поделиться?
1. Источник : Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие / авт.-сост. Н. Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2008. (вернуться)
2. Виктор Астафьев «Сопричастный», очерк из книги «Посох памяти», издательство «Современник», Москва, 1980 год, стр.21-26).
“. Рано потерявши мать – она утонула в Енисее весной 1931 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и незаменимой матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой.
В 1934 году отец женился на бирюсинской женщине, и сначала мы жили в посёлке Лиственном, затопленном нынче Красноярским водохранилищем, затем переехали в посёлок Сосновку, что стоит вверх по Мане-реке, впадающей в Енисей в пяти верстах от нашего села. А летом 1935 года отчалили на заработки в Игарку.
Здесь мы хватили лиха. В 1938 году я умудрился поломать правую ногу в бедре. Хвативши уже вдоволь сиротства, беспризорничества и бродячей жизни, я жил в игарском детдоме-интернате. Мне шёл пятнадцатый год… я был озорным и бесшабашным подростком, любил читать книги, петь, болтать, выдумывать, хохотать и кататься на лыжах. За исполнение песни «Бобыля» и «Машиниста» на районной олимпиаде меня премировали финскими лыжами. Крепкими оказались лыжи! Когда я сиганул на них высоко и далеко, они выдержали, нога – нет.
Пролежал я в больнице почти четыре месяца загипсованный, потом ещё полтора года не сгибалась схватившаяся в колене нога. Отец и мачеха сыскали меня и увезли, уверив, что без ихнего надзора я не только ноги, но и голову себе сверну.
Отец работал десятником на дровозаготовительном участке возле станка Карасино, по слухам ныне несуществующего. У отца с мачехой было нажито уже двое детей. Отец пьянствовал, мачеха шумела, голодные дети орали. Зачем понадобилось отцу с мачехой забирать меня из детдома, где я был сыт, одет и обут, — для меня до сего дня остаётся загадкой.[. ]” (вернуться)
Основные направления творчества
Основные направления творчества. прозаик, эссеист, драматург Направление:социалистический реализм Жанр:роман, повесть Важнейшие темы творчества Астафьева — антисоветская, военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой».
Слайд 7 из презентации «Жизнь и творчество Астафьева». Размер архива с презентацией 1201 КБ.
Астафьев
«В.Астафьев» – Судьба рассказа «Васюткино озеро». Рождённый Сибирью. «…Я твёрдо знаю одно – заставили писать меня книги и жизнь. Я всегда и всюду много читал, и читал порой в ущерб учёбе… В.П.Астафьев, М.С.Астафьева с внучкой. Дом В.П.Астафьева в Овсянке. Овсянка. Музей повести «Последний поклон» – дом бабушки Екатерины. Творческий путь. «Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. Библиотека-музей В.П.Астафьева.
«Книги Астафьева» – Виктор Петрович. Дети. Слова. Живая вода. Книга. Книги Астафьева. Все люди разные. Писатель «деревенской прозы». Жизнь человека не прекращается. Детские книги В.П. Астафьева. Читатель. Сад, умещающийся в кармане. Законы Тайги. Истина. Законы природы. Культурное наследие русского народа. Страстный призыв. Окружающий мир. Причина.
«Астафьев «Васюткино озеро»» – Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому. Поединок Васютки и тайги. В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Детский дом. Эпизод с пауком. Маленький Витя. Помогут вам в работе тезисы. Почему Васютка не по годам мудр. Что произошло с Васюткой в тайге. Природа – зеркало души. Природа научила Васютку ценить своих близких. Законы леса. Путешествие по тайге. Родное село Овсянка В.П. Астафьева.
«Биография Виктора Астафьева» – Кража. Редкий душевный талант. Пастух и пастушка. Высший сан на Земле. Царь-рыба. Детский дом в Игарке. Последний поклон. Васюткино озеро. Фронт. Виктор Петрович Астафьев.
«Биография Астафьева» – Царь-рыба. Книги рассказов для детей. Повесть. Астафьев Виктор Петрович. Понятие жизни. Фотография. Жизненные пласты. Русский писатель. Поздняя известность. Темы правдоискательства, добра и любви. Как начиналась жизнь. Телесная природа. Особенности произведений.
«Краткая биография Астафьева» – Лад и разлад. В 1916 г. в Овсянке была построена церковь. В 1980 г. В.П. Астафьев вернулся на родину. В.П. Астафьев. Автобиографическая проза. Овсянка. Астафьев. М.С. Корякина о муже. Человек и природа. Литературные встречи в русской провинции. Жизненный путь. Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. «Дом моего детства», куда неизменно устремлялась душа писателя.
Источники:
https://www.proza.ru/2014/05/04/1141
https://literatura5.narod.ru/astafev_k_uroku.html
https://5literatura.net/Astafev/ZHizn-i-tvorchestvo-Astafeva/007-Osnovnye-napravlenija-tvorchestva.html