10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Волшебные мотивы в литературной сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес

Волшебные мотивы в литературной сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»

Структурное изучение литературного произведения может основываться и на других критериях: международный указатель сказочных сюжетов финского ученого Анти Арне построен на сюжетах; В. Я. Пропп выделил в народной сказке последовательность мелких единиц, постоянных для всех сказок и названных им функциями. Однако и Аарне, и Пропп, и многие другие исследователи занимались народной сказкой. Именно в этой области достигнуты наибольшие результаты, поскольку в народной сказке яснее всего прослеживаются повторяющиеся, общие для разных сказок элементы.

Литературная сказка значительно отличается от народной, постоянные элементы структуры выделить здесь сложнее, хотя такие попытки также предпринимались. Вероятно, для литературной сказки мотив является той единицей, на которой корректнее всего строить исследование.

О мотивах в детской литературе пишут американские литературоведы Уильям Андерсон и Патрик Грофф. В их трактовке мотивы – это повторяющиеся образы, персонажи, темы, ситуации и структуры. Схожее определение мотива предлагает шведский исследователь Гете Клингберг: «Мотив-это схема действия или ситуация, в отличие от материала, представляющего собой конкретное содержание литературного произведения». Таким образом, мотив есть некий инвариант, абстрактная литературная модель, которая в каждом конкретном произведении может облекаться в разную форму в зависимости от материала, тематики, цели автора и других условий.

Поскольку элементы реального есть в любом фантастическом произведении – вопрос лишь в том, как они сочетаются с элементами сказочного, мы будем называть литературной сказкой такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, с помощью определенных приемов выходящие за пределы наблюдаемого мира в волшебный, сказочный мир.

Мир, как его называет Д. Толкин, знаменитый английский сказочник и филолог. Эти приемы и будут волшебными мотивами. В целом ряде работ по детской литературе перечисляются волшебные мотивы, их число и состав разнообразны, иногда они не называются мотивами, а представляются в виде типа книг, например, книги о живых куклах.

Но попытки классификации волшебных мотивов в литературной сказке еще ни разу не предпринимались. Критерием такой классификации может стать соотношение реального и сказочного в произведении. Переходя от более сказочного к менее сказочному, рассмотрим основные мотивы и их варианты. Каждая последующая группа мотивов представляет собой новую ступень, новую схему соотношения волшебного и не волшебного. При этом реалистическая повесть будет как бы пределом, к которому стремиться сказка, но никогда его не достигнет.

Противоположным полюсом является народная сказка и литературная сказка, написанная по канонам народной, с использованием ее традиционных персонажей, ситуаций и мотивов. Таковы сказки Пушкина, волшебные сказки Андерсена, некоторые сказки англичанки Элеонор Фарджон, шведки Эльсы Бесков. Нас же интересуют такие мотивы, которые отличаются от традиционных.

Цель данной работы – раскрытие своеобразия волшебных мотивов в литературной сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».

В работе предлагается решить следующие задачи:

Дать общее понятие мотиву.

Классифицировать волшебные мотивы в сказке.

Определить роль и значение мотивов для композиционного построения сказки.

II. Волшебные мотивы.

1. НЕОБЫКНОВЕННАЯ СТРАНА.

В отличие от традиционного сказочного Тридесятого государства, где живут короли и принцессы, драконы и отважные юноши, в сказке появляется совершенно особенный мир: «. это было низкое, длинное подземелье; своды его слабо освещались рядами висячих ламп. Правда, по всей длине стен шли двери, но, к большому сожалению, все они оказались заперты. Алиса довольно скоро удостоверилась в этом, дважды обойдя все подземелье и по нескольку раз подергав каждую дверь. Она уныло расхаживала взад и вперед, пытаясь придумать, как ей отсюда выбраться. Алиса очень хотела выбраться из этого мрачного подземелья на волю».

В этом мире живут необыкновенные жители: Дронт, Додо, Чеширский Кот, да и кого там только не было. Мир этот замкнут, он никак не соотноситься с миром реальности. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что сказочная страна Подземелье- это страна говорящих животных: «-Ну, как успехи?- спросил Чеширский Кот, как только рот его достаточно проявился, чтобы говорить.

Как тебе нравиться Королева? – понизив голос, спросил Кот.

Никак не нравиться сказала Алиса. – Она так ужасно. ».

2. ГЕРОЙ ПОПАДАЕТ В НЕОБЫКНОВЕННУЮ СТРАНУ.

В необыкновенную страну – Подземелье попадает Алиса, живущая с мамой и папой в обыкновенном доме, обыкновенного города. Но нас интересует один волшебный мотив: Алиса попадает в нереальный мир. А в этой стране живут добрые и злые герои, звери разговаривают, и вообще случаются всякие чудеса.

Способ попадания в Сказочную Страну представляет собой немаловажный компонент основного мотива и насчитывает массу вариантов:

Случайное попадание в Сказочную Страну: Алиса провалилась в колодец и очутилась в Подземелье: « Нора сперва шла ровно, как тоннель, а потом сразу обрывалась так круто и неожиданно,что Алиса ахнуть не успела , как полетела – полетела вниз , в какой-то очень глубокий колодец». Как ей попасть в одну из дверей ? Это ей удается при помощи бутылочки с лекарством, на которой написано: « ВЫПЕЙ МЕНЯ!. она сама не заметила, как пузырек опустел.

-Ой, что же это со мной делается! – сказала Алиса. – Я, наверное, и правда складываюсь, как подзорная труба!

Спорить с этим было трудно: к этому времени в ней осталось всего лишь четверть метра»

Чтобы более подробно узнать, что происходит в Подземелье Алиса через дверь – символическую: кроличью нору решает попасть в Сказочную Страну: «А перед ней уже стоял хорошенький маленький домик, на двери которого красовалась начищенная до блеска медная табличка с выгравированным именем владельца

Алиса вошла в дом, не постучав, и бегом пробежала наверх, в парадные комнаты».

В конце сказки оказывается, что чудесные приключения Алисе приснились:

Просыпайся, просыпайся, дорогая, – сказала сестра. – Что-то ты очень разоспалась!

Ой, а какой я забавный сон видела! — сказала Алиса.

И она принялась рассказывать сестре все, что сумела запомнить про свои странные приключения.

Сон для Льюиса Кэрролла оказывается очень удобным способом разрешить сложный и запутанный конфликт: в ответственный момент героиня просыпается.

Мотив превращения один из самых древних в литературе, он широко распространен в мифологии и фольклоре. Нас будут интересовать такие превращения, которые происходят в Сказочной Стране, то есть в Подземелье. Мотив превращения можно рассматривать с нескольких сторон. Начнем с характера превращения. Самый распространенный тип изменение роста. Алиса, став крошечной, знакомится с миром насекомых, она становиться маленькой – премаленькой, выпив при этом уменьшительную жидкость, а потом снова становиться большой в самый неподходящий момент. Вторым важным фактором является причина превращения.

Третий фактор – источник или способ превращения.

Иногда превращение происходит по воле чародея, волшебника, ведьмы.

Но в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» превращения происходят по воле Алисы: «И тут Алиса с удивлением заметила, что камешки на полу все превратились в печенье, и ее осенила блестящая мысль. «Если я съем хоть одну штучку, – подумала она, – я, наверное, сразу или вырасту, или наоборот. Попробую!» Она сначала попробовала, а потом просто проглотила печеньице. И пришла в восторг особенно когда заметила, что сразу начала уменьшаться!»

4. ГЕРОЙ – НЕОБЫКНОВЕННОЕ СУЩЕСТВО.

Сказочную Страну могут населять самые разнообразные существа: и говорящие животные, и ведьмы, и новейшие, выдуманные автором создания. Но если же эти необыкновенные существа живут в реальной обстановке – это особый мотив. Он чрезвычайно распространен в современной детской литературе и имеет множество вариантов:

1. В книге Льюиса Кэрролла Животные живут в Подземелье и питаются как люди: пьют чай, едят печенье с вареньем, торты, мармелад « Возле дома под деревом был накрыт к чаю стол; Шляпа и Заяц пили чай, а между ними помещалась на стуле Садовая Соня – хорошенький маленький зверек вроде белочки».

Или: « – Не хочешь ли торта? – любезно предложил Заяц.

– Какого торта? Что-то я его не вижу, – сказала Алиса».

Все персонажи разговаривают и дружат с людьми: Чеширский Кот поясняет Алисе, что здесь происходит, и вообще он ее лучший друг.

2. Живые карты: Пиковая и Червовая дамы, Короли, Вальты, придворные, дворники, садовники играют в крокет: « Действительно, площадка была вся в буграх и рытвинах, кочках и ямках, вместо шаров были живые ежи, вместо молотков – живые фламинго, а солдаты, встав на четвереньки и изогнувшись дугой, выполняли обязанности крокетных ворот», спорят: «Кажется, Палач утверждал, что нельзя отрубить голову, если не имеется тела. Король утверждал, что лишь бы была голова, а отрубить ее можно, и нечего болтать чепуху! А Королева утверждала, что если все не будет исполнено сию секунду и даже значительно раньше, она велит отрубить головы всем без исключения», заседают в суде: « Король и Королева уже сидели на троне, а кругом собралась огромная полпа: пичужки, зверюшки всех видов и пород, не говоря уже о картах всех мастей. Перед судейским троном стоял в цепях под охраной двух солдат – один справа, другой слева — Червонный Валет».

Читать еще:  Минор - это что означает в музыке? Значение слова "минор". Строение мажорной гаммы

Маленькие человечки. Ими являются живые карты.

5. ГЕРОЙ НАДЕЛЕН НЕОБЫКНОВЕННЫМ СВОЙСТВОМ.

Еще меньшим выходом в сказочный мир является мотив героя, отличающегося от обычных людей только одним, пусть даже совершенно сверхъестественным качеством. Алиса чудесным образом прилетает из другого мира, она разговаривает с животными: с Чеширским Котом, мышью, Дрондом. Особо следует выделить способность разговаривать с животными.

Становясь крошечной, Алиса получает способность понимать язык животных, а снова превратившись в большую, теряет ее.

6. ВЫДУМАННЫЕ ДРУЗЬЯ.

Интересен мотив выдуманного друга. Этот друг – животное – существует только в воображении героини, но все же Алиса с ним разговаривает:

Ну, как успехи? – сказал Чеширский Кот.

По-моему, они вообще неправильно играют, – начала Алиса жалобным голосом.

Для Алисы кот реален и представляет собой элемент сказочного мира. Чеширский Кот является путеводителем Алисы в Стране Чудес, снабжает ее информацией об этой стране, знакомит ее с жителями, предостерегает об опасности, которые ждут героиню.

В каждой литературной сказке может быть использован один или несколько волшебных мотивов, а кроме того, как уже говорилось, волшебные мотивы сочетаются с другими мотивами.

Из всего сказанного следует, что волшебные мотивы играют важную роль в раскрытии особенного мира и необыкновенных жителей, населяющих сказочную страну.

В литературной сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» было рассмотрено 6 волшебных мотивов:

Герой попадает в необыкновенную страну.

Герой – необыкновенное существо.

Герой наделен необыкновенным свойством.

Конечно, рассмотренные мотивы не претендуют на исчерпывающую полноту. И все же, как представляется, такая классификация дает достаточное представление о встречающихся в литературных сказках волшебных мотивах.

Конспект НОД по мотивам сказок Л. Кэрролла «Алиса в стране математических чудес» в подготовительной группе

Легун Ирина
Конспект НОД по мотивам сказок Л. Кэрролла «Алиса в стране математических чудес» в подготовительной группе

Тип НОД: интегрированное.

Действующие лица: Ведущий-воспитатель,

Дети: Алиса, Белый Кролик, Чеширский Кот,Шалтай-Болтай, Тру Ля-ля и Тра Ля-ля, Шляпник, королева.

Атрибуты: часы, конверт, «волшебное зеркало»

Цель: формирование элементарных математических представлений.

– продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;

– закреплять навыки прямого и обратного счёта в пределах 10;

– продолжать знакомить с часами, устанавливать время на макете часов и ориентироваться во времени;

– развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

– формировать мотивацию учебной деятельности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества;

– воспитание умения слушать указания педагога, действовать в соответствии с ними;

– воспитание самостоятельности в выполнении заданий;

– поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение;

– воспитывать интерес к занятиям по формированию элементарных математических представлений.

– развитие психических процессов (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение);

– развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

– развитие чувство времени;

– развитие познавательных процессов;

– развитие у детей внимания, логического мышления и речи.

Вед. Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся, здравствуйте!

Ребята вы любите сказки?

В сказку все попасть хотите?

Есть волшебные слова-

Чудо, чудо, появись… .

Сказка, сказка отзовись.

Добро пожаловать, друзья!

Смелее, без опаски,

Вы проходите поскорей

В наш мир чудесной сказки.

Дети повторяют 3 раза,

Ступайте за мной, мы пройдём ” сквозь волшебное зеркало и попадём в страну чудес

А вот и сказка….

Ведущая: Алиса сидела под деревом и скучала. Вдруг мимо пробежал Белый кролик.

Фон. заставка. Обегает по кругу детей.

Кролик, спешит, торопится, обегает детей, спрашивает у всех “Который час? “и говорит, «Как я опаздываю! Какой ужас! Как я опаздываю!», из круга выбегает одна девочка – Алиса, пытается догнать кролика.

Кролик роняет конверт и убегает.

Алиса:

Кролик, куда же он убежал? Он обронил вот этот конверт.

(Алиса демонстрирует всем почтовый конверт).

Я побежала следом, чтобы вернуть ему конверт, но не смогла догнать.

Выбегает снова Кролик, останавливается, запыхавшись, и вытирает лоб.

Здравствуйте! Уф, как я запыхался. Ох, мои усики! Ох, мои ушки! Я так опаздываю, ещё и конверт потерял.

Алиса:

Вот ваш конверт.

Спасибо, Алиса!

Алиса:

Откуда вы меня знаете?

Ну как же мне тебя не знать!

Ведь сказки любишь ты читать!

А всех, кто их читает,

В стране чудес мы знаем!

Так вы живёте в стране чудес!

Кролик: Да, и жители страны чудес попросили меня срочно найти вас и вручить вам вот это письмо.

Давайте его прочтем:

«Здравствуйте ребята, пишут вам жители страны чудес. Злая королева отобрала у нас сундук, знаний и теперь все жители нашей страны чудес запутались во времени, потеряли счет дням, и суткам. Чтобы сундук открыть, нужно запустить волшебные часы, которые заколдовала королева и спрятала все цифры. Помогите нам отыскать все цифры».

Ну что, ребята, поможем жителям волшебной страны?

Идут по волшебной дорожке

(Выходят и сразу попадают к коту)

Фон. заставка. Выходит Чеширский Кот.

Кот: Муррр, здравствуйте! А вот и я!

Куда путь держите, друзья?

Здравствуйте! Мы ищем дорогу ко Дворцу Королевы. А вы кто такой будете?

Кот: Мур-мяу, я Чеширский Кот.

Живу я в сказке без забот.

Позвольте спросить, а зачем вам понадобилась Королева?

Ведущая: Нам нужно найти сундук знаний, но чтобы к сундуку прийти нам цифры все нужно найти, а Королева заколдовала все часы и спрятала цифры

Кот: Да-да, с Королевой ну просто беда, чтобы все цифры отыскать вам нужно задания выполнять. Я очень умный кот люблю задачки я решать, если сможете со мною поиграть, то цифру вам за это я смогу отдать.

ведущая: Есть у меня задачки и для тебя, и для ребят. Готовы слушать?

7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек)

Костя нарисовал 4 самолета, а его брат на 2 больше. Сколько нарисовал брат?

Брату 9 лет, а сестра младше на 3 года. Сколько ей лет?

В большую лодку сели 7 детей, в маленькую — 3 ребенка. Сколько детей сели в две лодки?

Мальчики решили строить дом. Дима принес 5 кубиков, а Саша на 2 меньше. Сколько принес Саша?

В банке 4 стакана клюквы, а в тарелке на 2 стакана больше. Сколько в тарелке?

Ведущая: Ещё одна, Задумай число до 5. Прибавь к нему 2, а я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось? котик, 7

Ведущая: Заслужили мы цифру?

Кот: Да молодцы, можно я пойду с вами. Нам надо найти весёлых музыкантов Тру-ля-ля и Тра-ля-ля у них вы найдете следующую цифру, а для этого нужно только идти по дороге красных ромбов.

Звучит музыка, Тру Ля – Ля и Тра Ля – Ля стоят возле столов где дети будут выполнять задание

Ведущая: Ребята, а вы случайно не Тру Ля – Ля и Тра Ля Ля?

Тру Ля – Ля и Тра Ля Ля: Да, это мы.

Ведущая: Вы-то нам и нужны!

Тру Ля – Ля и Тра Ля Ля:

Ведущая: Нам нужно найти сундук знаний, но чтобы к сундуку прийти нам цифры все нужно найти, а Королева заколдовала все часы и спрятала цифры.

Тру Ля – Ля и Тра Ля Ля: А вот ваше задание

Садовники покрасили семь кустов белых роз в красный цвет. А королева велела покрасить в красный, всего три куста.

Ребята помогите нам исправить эту оплошность.

Воспитатель: давайте представим, что у нас, где столы распускается цветочный сад. Присаживайтесь. У каждого из вас листы с розами. Кто может сказать, сколько всего роз нарисовано? Сколько нужно раскрасить красным карандашом? Сколько нужно оставить не закрашенными, белого цвета?

Тру Ля – Ля и Тра Ля Ля: Ребята мы справились с заданием, и вот вам за это награда.

Отдают цифру, можно мы пойдем вместе с вами. Нам надо найти Шалтая- Балтая у них вы найдете следующую цифру, а для этого нужно только идти по дороге белых кругов.

Читать еще:  Фонвизин инициалы писателя. Интересные факты из жизни фонвизина дениса ивановича

Выход Шалтая-Болтая, который ложится, плачет и дрыгает ногами.

Д. м.: Кто вы? И что с Вами приключилось?

Шалтай – Болтай (хныча): Шалтай-Болтай зовут меня,

А вот история моя (несколько детей-героев инсценируют):

Шалтай – Болтай висел на стене,

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница, вся королевская рать

Не может Шалтая, не может Болтая,

Шалтая – Болтая, Болтая – Шалтая собрать.

15. Фон. заставка.

Шалтай – Болтай: Вот такая история. А вы кто такие? И куда путь держите?

Ведущая: Мы ищем дорогу к Королеве.

Ох! Мой вам совет, не ходите к ней, она очень вредная и капризная.

Ведущая Нам нужно найти сундук знаний, но чтобы к сундуку прийти нам цифры все нужно найти, а Королева заколдовала все часы и спрятала цифры

Я подскажу вам дорогу. Только сначала поиграйте со мной!

С вами я играть мастак, с вами я сыграю так. (дает конверт)

Посчитай, впиши ответ.

Шалтай – Болтай: Спасибо, как мы весело играли, Вот вам за это Цифра. Заглянем к Шляпнику, у него есть волшебная шляпа, она нам может пригодиться, а для этого нужно только идти по дороге желтых квадратов.

Звучит музыка. Выходит Шляпник, исполняет песню про шляпы.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемый Шляпник,

мы с ребятами пришли вам помочь, расколдовать часы

Шляпник: Вы очень смелые!

Но вы сначала должны научиться

обращаться с часами, научится определять время

Игра «Поставь правильно время на часах»

Воспитатель: Ребята поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали нужное время.

мальчики – покажите Шляпнику 3 часа, девочки – покажите 2 часа;

мальчики – покажите Шляпнику 1 час, девочки – покажите 4 часа;

а сейчас кто быстрее покажет Шляпнику 5 часов?

Позвольте же мне вам помочь.

Вот только надену свою шляпу.

Это непростая шляпа, а волшебная, она поможет исполнить самое заветное желание.

Ведущая: Вы знаете у нас с ребятами только одно желание отыскать все цифры.

Шляпник: Ваше желание исполнено! (достает из шляпы цифру)

Прошли вы, все испытания и осталось вам самое сложное пройти испытания королевы.

А отправимся мы к ней по дороге синих овалов.

А вот и сама королева.

Королева: Здравствуйте ребята! Рада вас приветствовать! с чем пожаловали в мою сказку? Мы пришли за сундуком знаний, умными хотите стать, так просто я его вам не отдам. Скажите Вы любите сказки? (Да).

Тогда я предлагаю начать наше путешествие.

Давайте встанем в круг. Попробуйте отгадать названия сказок.

Загадки по сказкам

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Бабусю знает целый свет,

Ей от роду триста лет.

Там, на неведомых дopoжках,

Дом её на курьих ножках.

Что за странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный

Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин — мальчик Робин,

И приятель Пятачок.

Для него прогулка — праздник,

И на мёд — особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Конь росточком малый,

Королева: Так и быть сундук ваш, но чтобы вам его открыть часы вам нужно запустить, а цифр нет.

Ведущая: Цифры мы отыскали, сейчас мы все исправим

Ведущая (обращает внимание детей на часы)

Они у нас не для красы.

Пора часы расколдовать.

Слышен стрелок перестук.

Все часы сейчас пошли,

Время в норму привели

Цифры все теперь на месте

хорошо им будет вместе

А вот и наш сундук

Все для знаний найдем тут!

Ведущая: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Где мы ребята сегодня побывали? Что интересного вы увидели?

С кем познакомились? Что понравилось?

Чтоб настроение поднять, нам надо всем потанцевать.

Мы станцуем то, что модно, будем двигаться свободно.

Потрясем сперва рукой, животом… и головой…

А потом ушами надо? Что попробуем, ребята?

Эй, скорее, выходите, всех гостей повеселите!

Предлагаю не скучать, Джигу – дрыгу станцевать!

150 лет изданию сказки «Алиса в стране чудес» Значимая дата. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о Льюисе Кэрролле, вернее о его сказке «Алиса в стране чудес», чье 150-летие.

Конспект музыкально-игрового квеста «Алиса в Стране Чудес» для старшей и подготовительной группы Конспект музыкально-игрового квеста «Алиса в Стране Чудес» для старшей и подготовительной группы Уважаемые коллеги! 4 июля 1865 года вышло.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну математики на остров Чудес» Возраст: 6-7 лет. Форма проведения: непосредственная образовательная область. Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие,.

Урок по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Урок по сказке Льюиса Кэрролла

«Приключения Алисы в Стране Чудес»

литература, английский язык, информатика

Место урока в теме: урок комплексного применения знаний и умений по произведению зарубежной литературы

Предметная тема: «Чудеса в сказке Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес»

«Чудеса вокруг нас, или

В Страну Чудес не надо плыть, лететь или идти – в ней нужно оказаться!»

Планируемые образовательные результаты:

1. Знакомство с творчеством Л. Кэрролла на примере его произведения «Приключения Алисы в Стране Чудес»

2. Формирование умений применять знания литературного произведения в различных ситуациях языкового и информационного пространства

Сформировать у учащихся универсальные навыки работы с текстом в группе.

Формирование языковой компетенции:

– расширить лексический запас слов;

прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя и сверстников;
– принимать решения

– логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

– выдвижение гипотез и их обоснование.

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– управление поведением партнера.

– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

– осознание качества и уровня усвоения.

-формирование оценочного суждения;

– состояние потребности в проявлении эмпатии, поиск оснований для сплоченности с другими ради совместных действий или при принятии решений.

Форма представления результата: презентации по проблемным вопросам

Знакомство с особенностями стиля Л. Кэрролла на примере сказки «Приключения Алисы в Стране Чудес».

Систематизация знаний и навыков учащихся через использование игровой технологии.

Метапредметная: формирование представлений о чудесах в жизни.

Задачи:
1. Закрепить умения самостоятельно и в группе применять знания и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Развивать языковую догадку.

Совершенствовать навыки монологической речи, аудирования.

Компьютер с подключением к Интернету;

«Чудесные вещи» в корзине.

Презентации «Автор и герои сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес».

I этап. Организационный момент «Стадия вызова».

1. Песня Кэрролла в исполнении В. Высоцкого.

2. Тема урока и эпиграф.

Ребята! Утром вы идете в школу знакомыми тропинками, аллейками. А представьте себе, куда сможет эта тропинка вас привести? (Мир открытий)

А открытия, которые мы делаем, чем кажутся нам? (чудесами!)

Значит, о чем у нас пойдет речь? (о чудесах!)

Вы совершенно правы!

Убедились: чудеса вокруг нас и порой «в Страну Чудес не надо плыть, лететь или идти – в ней нужно оказаться!»

Учтите: итогом нашего метапредметного урока станут ваши презентации, в которых вы отразите те этапы, по которым мы осуществим путешествие в Страну Чудес.

Начинаем наше путешествие.

II этап. «Мозговой штурм» (Вопрос-ответ на англ. языке).

Учитель английского языка задает вопрос:

What did Lewis Carroll want to show by this Fairy-tale?

Wonders can happen in Real life.

Life is Fun: there are surprises, plays, puzzles, tricks, illusions!

III этап. «Автор и его героиня».

Целеполагание (конечный результат).

– Он родился в деревушке Дерсбери графства Чешир.

Он был старшим из 10 детей и главным выдумщиком в семье.

– Его жизнь неразрывно связана с Оксфордом. Он с отличием окончил Колледж Христовой церкви Оксфордского университета сразу по двум факультетам: математики и классических языков.

– Он принял сан дьякона, чтобы стать профессором математики Оксфордского университета.

– Его страстью была фотография.

– Всю жизнь он страдал от робости и сильного заикания, вел одинокий образ жизни, избегал личных встреч, но очень любил писать письма. За 37 лет он написал их около 100 000.

Читать еще:  Рукописи не горят кто сказал. «Рукописи не горят» - Загадки известных книг

Чарльз Лютвидж Доджсон. Знаменитый английский математик и писатель-сказочник. Да-да! Еще лучший друг Алисы Лиддел, маленькой любопытной девочки. Ах, Алиса! Ах, негодница! Любит разыгрывать окружающих. Вот и вы, сами не заметили, как начали с ней играть. А ведь это самое серьезное и сложное занятие на свете! Да-да! Не верите? А ведь именно в игре родилась сказка про Алису и ее удивительные приключения!

Какие литературоведческие термины помогут нам открыть дверку в Страну Чудес?

Вот он, этот вопрос. Но, как многое в Стране Чудес, он содержит в себе и ответ. Слова одной тематической группы выделены общим цветом. Определите, какое родовое понятие, литературоведческий термин, скрывается за ними.

герои – Алиса, Додо, попугайчик Лори, орленок Эд

перевод – Заходер, Демурова, Яхнин

жанр – сказка, абсурд, приключения

Еще один прием – прототип. Что он означает? (Прототип – лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа)

Идет презентация «Льюис Кэрролл»

IV этап. «Тест ногами» (деление на группы)

Цель – формирование групп.

– А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно!

Вылезаю – а люди вниз головой!

Как их там зовут. Антипатии, кажется…

– Совсем не одно и то же. Так ты еще чего доброго скажешь, будто «Я вижу то, что ем», и «Я ем то, что вижу», – одно и то же!

– Ах, мои усики! Ах, мои ушки! Как я опаздываю!

– Вон там живет Шляпник. А там Мартовский заяц. Все равно, к кому ты пойдешь. Оба не в своем уме

– Прежде всего надо убедиться, что на этом пузырьке нигде нет пометки: «Яд!»

– Я же говорил: нельзя их смазывать сливочным маслом!

– Ах, Герцогиня! Герцогиня! Бедные мои лапки! Бедные мои усики! Она же велит меня казнить! Как пить дать, велит! Где же я их потерял?

– Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

– Какое странное ощущение! Я, верно, складываюсь, как подзорная труба.

– Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, ты бы этого не сказала Его не потеряешь! Не на такого напали.

– Эй, Мэри-Энн, – сердито крикнул он, – а ты что здесь делаешь? Беги-ка скорей домой и принеси мне пару перчаток и веер! Да поторопитесь

Все страньше и страньше!

Примечание: на экране высвечиваются портреты героев (слайды).

V этап. Монологи на английском языке «Герои – о себе» (по принципу игры «Мозаика»).

Let me introduce myself. My name is Alice, I’m from the Fairy-Tale «Alice in Wonderland» written by Lewis Carroll.

I’ve got an elder sister, who reads me books. My pet is Dinah, a cat, I love her very much.

To speak frankly, I’m kind, independent, polite. I’m modest. But I’m very curious.

I like to read books with pictures and conversations.

VI этап. Игра «Волшебная корзинка» (в ней находятся предметы, которые должны познать дети: шляпа, пряник, «сумасшедшая» чашка, ключик, фото кота, туфелька Алисы, котенок).

Цель: Чей предмет?

Какова его роль?

VII этап. «Игра словами» – пародии и оригиналы («Загадки Кэрролла»)

Командам раздаются заготовки пародий – учащиеся подыскивают оригинал

Дело в том, что Льюис Кэрролл очень «любит и умеет играть… словами. Самые серьезные, самые солидные, самые трудные слова по его приказу кувыркаются, и ходят на голове, и показывают фокусы, и превращаются одно в другое – словом, бог знает что выделывают!

И еще он умеет переделывать старые, надоевшие стишки – переделывать так, что они становятся ужасно смешными. Это… называется пародиями». Стихотворение, которое прочитала я, является пародией на шуточное стихотворение известного советского автора. А вот какого, и о каком стихотворении мы говорим?

С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек»

который построил Жук.

которая в Темном Чулане хранится,

в Доме, который построил Жук.

А это – Веселая Императрица,

которая часто кусает Певицу,

которая в Темном Чулане хранится,

в Доме, который построил Жук…

Вот крот,
Который пугает и ловит Императрицу.
Которая часто кусает Певицу,
Которая в Темном Чулане хранится,
Доме,

Который построил Жук…

Вот овес без зерна,

Который обвивает крота
Который пугает и ловит Императрицу.
Которая часто кусает Певицу,
Которая в Темном Чулане хранится,
Доме,

Который построил Жук…

А это рева двуногая,-

Лизнувшая старый овес без зерна

Который обвивает крота
Который пугает и ловит Императрицу.
Которая часто кусает Певицу,
Которая в Темном Чулане хранится,
Доме,

Который построил Жук…

Который построил Джек.

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

Который построил Джек.

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

Который построил Джек.

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

Который построил Джек.

Это корова безрогая,-

Лягнувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

Который построил Джек.

VIII этап. «Найди соответствие» (сопоставление фразеологизмов на русском и английском языках)

Страна Чудес – край удивительных вопросов и еще более удивительных ответов. И живут в этом краю удивительные существа. Собственно, населяют они не какую-нибудь страну, а язык, речь нашу каждодневную. «Я тебе покажу, – говорит злой человек, – где раки зимуют!» Или: «Так далеко, куда и Макар телят не гонял». Хорошо, давайте представим себе бедного Макара, именем которого часто грозятся, но как-то не задумываются, а откуда он, этот Макар?

А вот интересно, вы сможете подобрать к английским фразеологизмам соответствующие русские, как это сделали наши удивительные переводчики. Попробуем?

Работа с карточками:

талисман на счастье

to be born yesterday

быть наивным, легковерным

a white elephant

дорогой, но бесполезный подарок

to work with a spirit

работать с огоньком

afraid of one’s own shadow

бояться собственной тени

деньги, отложенные на черный день

murdering the time

to buy a pig in poke

купить кота в мешке

to fight like cats and dogs

драться как кошка с собакой

have money to burn

куры денег не клюют

IX этап. «Путешествие Алисы» (восстановить хронологию глав сказки (русский язык + английский язык)

Чтобы пройти весь путь от начала до конца, надо знать, куда идти?

Попробуйте восстановить путь Алисы к чудесам.

Учтите: названия глав мы записали как на русском, так и на английском языках.

Восстановите последовательность событий.

(На каждом столике – листы с названием глав).

БЕГ ПО КРУГУ И ДЛИННАЯ ИСТОРИЯ

THE RABBIT SENDS IN A LITTLE BILL

ADVICE FROM A CATERPILLAR

ПОПРОСЕНОК И ПЕРЕЦ

DOWN THE RABBIT-HOLE

THE QUEEN’S CROQUET-GROUND

WHO STOLE THE TARTS?

РАССКАЗ ЯКОБЫ ЧЕРЕПАХИ

DOWN THE RABBIT-HOLE

БЕГ ПО КРУГУ И ДЛИННАЯ ИСТОРИЯ

THE RABBIT SENDS IN A LITTLE BILL

ADVICE FROM A CATERPILLAR

ПОПРОСЕНОК И ПЕРЕЦ

THE QUEEN’S CROQUET-GROUND

РАССКАЗ ЯКОБЫ ЧЕРЕПАХИ

WHO STOLE THE TARTS?

X этап. Обратная связь: самопроверка по экрану.

XI этап. Рефлексия: Кто может следовать логике Л. Кэрролла? Где она пригодится?

«Думайте!» – вот что хотел сказать Льюис Кэрролл своими удивительными сказками, обращаясь к маленьким читателям.

Но прислушались к нему не только дети. Сама наука, прежде всего математика и логика, пошла тем путем, который привел Алису в Страну Чудес.

Много интересного нашли для себя в сказке Льюиса Кэрролла психологи, потому что никто прежде так точно не описывал эту самую игру ума, последовательную и прихотливую работу человеческого сознания.

Одна из самых современных, «молодых» наук, кибернетика, управляющая «умными механизмами», считает Льюиса Кэрролла в числе своих основателей.

XII этап. Оценивание:

Учащиеся сдают листы оценивания.

«Смайлики», выражающие настроение учащихся.

XIII этап. Создание презентации.

А теперь конечным продуктом нашего урока станут ваши презентации, отражающие те этапы, по которым мы осуществляли путешествие в Страну Чудес.

Дети создают коллективный продукт – презентации по теме урока

Источники:

https://www.hintfox.com/article/volshebnie-motivi-v-literatyrnoj-skazke-l-kerrolla-alisa-v-strane-chydes.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-po-motivam-skazok-l-kyerola-alisa-v-strane-matematicheskih-chudes.html
https://infourok.ru/material.html?mid=61917

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]