51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Восточные славяне: особенности материальной культуры. Искусство восточных славян

Материальная и духовная культура восточных славян

Основные занятия и общественные отношения. Базисом культуры Киевской Руси явилось многовековая самобытная культурная традиция восточнославянских племен. Археологиче­ские материалы свидетельствуют, что к середине I тысячелетия нашей эры в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие – подсечно-огневое в полесской зоне и пахотное – в лесостепи. Для обработки земли предки украинцев применяли плуг и соху, использовали тягловую силу волов и лошадей. К этому времени в лесостепи давно преобладало двуполье – одно поле засевалось, а второе оставалось под паром. Скотоводство, охота, рыбо­ловство и бортничество для основного населения Руси стали к тому времени подсобными, хотя и очень важными, промыслами.

Достаточно высокого уровня достигло к Х веку и ремесло. Изготовлением изде­лий из железа и цветных металлов занимались преимущественно мастера-профессионалы. Кузнечное дело считалось занятием почетным и даже колдов­ским. От слова «ковать» образовалось не только слово «коваль», но и «ковар­ство», первоначально означавшее всего лишь умение, искусство, мудрость. В Киевской Руси сложилось предание о братьях-кузнецах, победивших в битве ужасного дракона. Они запрягли чудовище в огромный плуг и пропахали им бо­розду «змиевых валов» – оборонительных укреплений вокруг Киева. К Х веку мастерство киевских ковалей и литейщиков получило признание далеко за пределами Руси. Персидский гео­граф за целое столетие до Нестора писал: «Там изготовляют очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они снова рас­правляются сами».

Развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба по камню и дереву. Из льна, конопли и шерсти славянки ткали замечательные сукна и полотна, им было знакомо сложное рисуночное тканье и вышивка. Вы­соким умением отличались мастера обработки кож. Недаром в устном народ­ном творчестве сложились сказания о кожемяках – людях умелых, сильных и отважных. Всего же исследователи насчитывают в названное время в древне­русских городах от шестидесяти до ста различных ремесленных специально­стей. Специализация при этом шла не по материалу, а по готовому изделию: мечники, щитники, седельники, ювелиры занимали в городах целые улицы. Чтобы изготовить свое изделие от начала до конца, каждый из мастеров дол­жен был владеть по крайней мере несколькими специальностями.

Зародившаяся торговля продуктами сельского хозяйства и ремесла первона­чально осуществлялась в виде обмена как внутри общины, так и между племе­нами и землями. Со временем зародились товарно-денежные отношения. Об этом свидетельствуют клады серебряных римских, византийских и арабских монет. Кстати, монеты византийских императоров Анастасия I (491-518 гг.) и Юстиниана I (527-565 гг.), найденные археологами на Замковой горе, по­служили одним из доказательств даты возникновения Киева еще в конце V в. В начале 80-х годов по всей Украины было торжественно отмечено 1500-летие нашей вечно молодой столицы. Торговля Руси осуществлялась не только с Византией и странами Востока, но и с Север­ной и Западной Европой, куда русские купцы (рузарии, как их называли латин­ские хроники) везли свои и восточные товары.

Происходил быстрый рост городов. Если еще в VI в. готский историк Иордан писал, что у славян «вместо городов леса и болота», то в IX в. скандинавы на­зывали Русь Гардарикой – «страной городов». К началу Х в. в летописях упо­минаются более двадцати городов, к ХII – около двухсот, а перед татаро-монгольским нашествием – уже более трехсот городов и крепостей. Величие столицы древнерусского государства настолько поражало современников, что Киев часто называли «соперником Константинополя».

Постепенное и неуклонное развитие восточных славян обусловило разложение первобытных отношений. Хотя экономической основой общества была родовая собственность соседской общины на землю, все же малая семья ближайших родственников начинает играть все большую роль. Летопись “Повесть временных лет” свидетельствует, что у восточных славян преобладала парная патриархальная семья, многоженство встречалось редко.

Родовая община называлась “мир” или “вервь” (веревкой отмеряли наделы земли общинникам). По наблюдениям средневековых западных писателей кража и обман у славян встречались настолько редко, что они не запирали своих сундуков с добром. Члены общины были повязаны круговой порукой, действовал закон кровной мести. Позд­нее традиционное (обычное) право было нелегко заменить государственным. Процесс внедрения первого писаного закона – «Русской правды», сопровождался многочисленными конфликтами, описанными летописью.

Княжеская власть у славян, как и у других народов на стадии разложения общественного строя и военной демократии, подчинялись совету старейшин и общему племенному собра­нию. Обычно князя избирали или назначали для отпора внешнему врагу, но по мере фор­мирования княжеских дружин из удальцов, готовых по команде удачливого предводителя «поискать себе чести, а князю славы» в набегах на соседние территории и племена, его фактически стала избирать дружина. Даже в Х в. великий князь киевский Святослав отка­зал в просьбе матери, княгине Ольге, принять христианство, ссылаясь на свою дружину.

Большинство воинов шло в поход пехотой, имея лук и стрелы, небольшие щиты и копья. Тяжелых доспехов, в отличие от средневековых рыцарей, у славянских воинов не было. В бою, как отмечает Прокопий Кесарийский, славяне были мужественны и бесстрашны. В IX-X вв. широко используются такие виды оружия и снаряжения, как тяжелые мечи, метатель­ные машины (мортиры, катапульты), кистени на цепи или ремне, боевые топоры,

дротики. Позже появилась конница, используются кольчуга, шлем. Древнерусские воины умело устраивали засады, могли долго скрываться под водой дыша через тростинку. Иногда они нарочно бросали добычу, чтобы преследователи занялись ее дележом: тогда славянские воины внезапно нападали на врага. В Х в. Константин Порфирородный наставлял своих наследников избегать больших столкновений с Русью и особенно не допускать ее союза с кочевниками. Уже в VI в. русские князья имели парусно-весельные корабли, достигавшие берегов Византии, С превращением княжеской власти в наследственную и ее укреплением дружина постепенно становится частью государственного аппарата.

Религиозные верования. Древние славянские верования были языческими и основывались на обожествлении сил природы. Всю жизнь славян была прони­зывала вера во вмешательство сверхъестественных сил, в зависимость людей от богов и духов.

Больше других поражали славян явления природы, связанные с проявлением силы и мощи: гроза, сильный ветер, полыхание огня. Не случайно верховным божеством был Перун – бог молнии и грома, который, как и все боги, воплощал в себе и доброе и злое начало: он мог поразить молнией человека, его жилище, но в то же время он, согласно мифу, преследует Змея, который скрывается в любом предмете, догоняет и убивает его. После победы на Змеем идет дождь и очищает землю от нечистой силы. Не менее сильными и грозными были Сварог – бог огня; Стрибог – бог ветров, олицетворяющий стрелы и войну; Даждьбог – бог удачи, отождествлявшийся с солнцем; Хорс – бог солнца (иногда луны);Симаргл – бог подземного мира, как он чаще всего трактуется, представ­ляли его в образе крылатого пса и др.

Читать еще:  Ошибка на памятнике что делать. Как обновить надпись на старом памятнике из мрамора

В пантеоне восточнославянских божеств, в отличие от древнегреческого и древнеримского, было мало богов, непосредственно олицетворяющих интересы и занятия человека. Можно назвать только Велеса (Волоса) – бога богатства, скота и торговли, Мокошь (Мокошу) – бо­гиню дождя и воды, в то же время покровительствовавшую ткачеству. Кстати это практиче­ски единственное женское божество у славян.

Отличительной чертой является и слабо выраженный антропоморфизм богов: они мало по­хожи на человека, напоминая большей частью фантастические существа. Скульптурные изображения божеств выполнялись чаще всего из дерева, редко из камня. Они устанавливались, как и в Древней Греции крито-микенского периода, не в храмах, а в ро­щах, на берегах рек и т.д., такие места назывались капища. «Таковы … скверные моль­бища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря – всему существующему поклонялись они яко Богу, и чтили, и жертвы приносили», – осуждающе писал позднее один из церковников о привер­женцах народной религии.

Культы божеств – установленные ритуалы жертвоприношений и обращений, священные атрибуты, слова молитв – известны очень мало. Уникальным памятником культовой скульптуры является так называемый Збручский идол. Ученые до сих пор спорят, кого же именно он изображает. Одни считают, что это идол Святовита – четырехликого божества. Украинский философ М.Попович доказывает, что такое объяснение противоречит сущности языческого многобожия. По его мнению, это четыре разных божества.

Вредоносные свойства воплощали в народных верованиях злые духи: ле­ший, бес, водяной, русалки, полудница – дух летнего полуденного зноя, криксы – духи крика и плача и др. Злые духи считались неопасными для тех, кто соблюдал все обряды и за­преты.

Мировоззрение восточных славян формировалось в соответствии с общеевропейскими тенденциями развития представлений о мире. Как и другие народы, славяне верили в пре­исподнюю, небесную твердь, центр мира (“мировое дерево”). Жизнь человека подчинена судьбе – “суду божьему”. Правда, судьба у славян не была, очевидно, столь же неотвратимой, как фатум у древних греков, но главные события человеческой жизни счита­лись предопределенными. Недаром почти каждый календарный праздник включал обряды гаданий о будущей жизни человека.

Религия восточных славян, как и другие составляющие культуры, сложившиеся на этапе родоплеменных отношений, с возникновением государственности неизбежно должны были претерпеть серьезные изменения. Качественно новые культурные процессы в Киевской Руси развернулись после принятия христианства.

Восточные славяне в древности (особенности материальной и духовной культуры)

О занятиях восточных славян известно, что осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII века в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота /4/.

Процесс социально-экономического развития у восточных славян протекал неравномерно. Очень быстро развивались племена, жившие на Среднем Днепре и в Приднестровье, чему способствовали благоприятные для земледелия природно-климатические условия, а также близость к древним центрам цивилизации. Здесь с давних времен развивалось пашенное земледелие, и часть полученного продукта вывозилось на рынки Причерноморья. О постоянстве данных торговых отношений могут сказать многочисленные клады римских и византийских монет. На остальной территории Восточной Европы в то же самое время ещё долго главенствовало подсечное земледелие, которое требовало огромного объема работ, т.е. коллективной организации труда и общинной собственности. Таким образом, подсечное земледелие консервировало первобытные отношения в виде патриархальных семейных общин /1/.

Появление новых способов земледельческой обработки и орудий труда делают доступным к IX веку ведение самостоятельного хозяйства в каждой семье повсеместно. И в связи с этим, на смену старым патриархальным семейным общинам приходят территориальные сельские общины, которые состояли из малых семей.

Славяне VI-IX вв. н.э. выращивали и питались гречихой, рожью, просо, пшеницей. А после выучились готовить разные вкусные яства, не жалея ничего для веселого угощения друзей и доказывая в таком случае свое радушие изобильною трапезою: обыкновение, ещё и ныне наблюдаемое потомством славянским. Мед был их любимым питьем: вероятно, что они сначала делали его из меда лесных, диких пчел, а затем и сами стали их разводить. Занимались животноводством, разводя крупный и мелкий рогатый скот, птицу. Скорее всего, скотоводство славяне узнали только в Дакии, ибо слово «пастырь» есть латинское, следовательно, заимствовано от жителей этой земли, где язык римлян был в употреблении. Хотя будучи в северном своем отечестве соседями народов германских, скифских и сарматских, богатых скотоводством, венеды или славяне должны издревле ведать это важное изобретение человеческого хозяйства, едва ли не везде предупредившее науку земледелия. Пользуясь уже и тем и другим, они имели все нужное для человека, чтобы не бояться ни голода, ни свирепой зимы. Поля и животные давали им пищу и одежду. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, ещё не отделились от земледелия/2/.

Венеды, по известию Тацитову, не отличались одеждою от германских народов, т.е. едва закрывали наготу свою. Славяне в VI веке сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшаясь бисером и металлами, добытыми на войне или выменными у купцов иностранных. Сии купцы, пользуясь совершенною безопасностью в землях славянских, привозили им товары и меняли их на скот, полотно, кожи, хлеб и разную воинскую добычу /2. С.51/.

В VII-IX вв. происходит очень важное изменение в жизни славян – это отделение ремесла от сельского хозяйства /1. С.22/. Первыми отделяется гончарное производство и обработка металлов. Со временем зарождаются другие ремёсла, такие, как слесарное, камнерезное, бондарное, ювелирное и т.д. Зная и владея приемами зерни, скани, эмали ремесленники создают удивительные украшения. Так же славяне слыли отличными умельцами по обработке кости. Из железа они изготовляют орудия труда и оружие. При осаде городов древние славяне использовали сложные осадные машины.

Читать еще:  Илья эренбург - биография, информация, личная жизнь. "Эренбург Илья Григорьевич

В дальнейшем поселения ремесленников становились городами, т.е. местами производства и обмена товаров, политико-административными, культурными и религиозными центрами. Часто такие города располагались на месте старых племенных святилищ или оборонительных сооружений. Так возникли Радога, Ростов Великий, Киев, Суздаль, Переславль, Псков, Новгород, Белоозеро, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск. Недаром позднее иностранцы назовут Русь «Страной городов».

Города стали центрами торговли, куда на торг съезжалось окрестное население, купцы из других городов Руси, а также из других стран. Торговали в основном хлебом, мехами, солью, воском, полотнами, мёдом, скотом и рыбами. Реки, вдоль которых располагались города, были главными путями сообщения /1/.

В VIII веке славяне сами ездили для купли и продажи в чужие земли. Карл Великий (742-814гг. – франкский король с 768 года, а император с 800г.) поручил торговлю с ними в немецких городах особенному надзиранию своих чиновников. /2. С.744/. Торговля славян до введения христианства в их землях состояла только в обмен вещей: они не употребляли денег и брали золото от чужестранцев единственно как товар. А на Руси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши, ноганы и др.), а также восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. И только с конца X века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету, которая в дальнейшем уступила место золотым слиткам – гривнам.

Особое значение для судеб славянских сыграла внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывающим византийский мир через Днепр Балтийским регионом /5/.

Свои селения славяне обычно укрепляли валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.), наземного и полуземляночного типа. Отапливались дома печами, сложенными из камней и глины.

Таким образом, уже в VI – VIII вв. н.э. восточные славяне достигли значительного уровня производительных сил, ни в чём, не отставая от других народов Европы /1. С.23/.

Бывая в империи и видя собственными глазами изящные творения греческих художеств, наконец, строя города и занимаясь торговлей, славяне имели некоторое понятие об искусствах, соединенных с первыми успехами разума. Они вырезали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами. В древних вендских могилах было найдено много глиняных урн, весьма хорошо сделанные, с изображением львов, медведей, орлов и покрытые лаком. Также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно сделанные с серебряной оправой и насечкой.

Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение их жизни есть музыка, и что они с собой в путь берут не оружие, а кифары или гусли, которые сами и выдумали. Музыка заставляет людей делать какие-то телодвижения, получается пляс. Пляска – любимая забава самых диких народов. Народные игры и потехи в землях славянских единообразны: борьба, кулачный бой, беганье взапуски /4/.

Стоит также отметить, что славяне, не зная ещё грамоты, имели некоторое понятие об арифметике, хронологии. Домоводство, война, торговля приучили их к многосложному счету: имя «тма», знаменующее 10 000, есть древнее славянское. Наблюдая течение года, они, подобно римлянам, делили его на 12 месяцев, и каждому из них дали название согласно с временными явлениями или действиями природы: январю – просинец (вероятно от синеты неба); февралю – сечень; марту – сухий и т.п. Столетие называлось веком /2. С.54/.

Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в людях диких, рассеянных, по большей части уединенных, рождает не только законы и правление, но и самую веру. Веру столь естественную для человека, столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в истории не находим народа, совершенно лишенного понятий о Божестве. Люди и народы, чувствуя зависимость или слабость свою, укрепляются, так сказать, мыслию о Силе Вышнего, которая может спасти их от удара рока, неотвратимых никакою мудростью человеческою, – хранить добрых и наказывать тайные злодейства. Сверх того вера производит ещё теснейшую связь между согражданами. Чтя одного бога и служа ему единообразно, они сближаются сердцами и духом. Сия выгода так явна и велика для гражданского общества, что она не могла укрыться от внимания самых первых его основателей, или отцов семейств /2. С.55/.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – эпоху верхнего палеолита, около 30 лет до нашей эры. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культуры трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми религиями, а наслаивались друг на друга. Поэтому реконструкция славянского язычества чрезвычайно сложна.

Помимо этого обстоятельства, восстановление картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части – это полемические христианские антиязыческие сочинения.

Славянская мифология очень разнообразна и сложна и состоит как из многочисленных божеств, так и хтонических существ, олицетворяющих производительную силу земли /5/.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную – небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу – богу неба и его сыновьям – Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя – военноначальника и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков. Культ Велеса – очень древний. Вероятно, он возник в период, когда основными занятиями древних людей была охота и собирательство. В дальнейшем, по мере перехода к производящему типу хозяйства, Велес стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство, достаток. В период христианизации культ этого божества трансформировался в облик святого Власия. Макошь – богиня плодородия, покровительница женщин. Природа этого божества ещё не совсем ясна /6/.

Истоки славянской мифологии очень сложны. На её формирование оказывали влияние различные народы. Так, на Севере было распространено божество Тур, очевидно имеющее скандинавское происхождение, а на юге Восточной Европы сказалось влияние иранской мифологии. Сохранились и тотемические представления. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими, оказывающими непосредственное влияние на их жизнь /5/.

Читать еще:  Ходить на концерты одному. Что такое мерч? Что из вещей брать с собой

Также славяне поклонялись колодцам, камням и озерам, рощам и отдельным деревьям. Священным деревом у них был дуб; священным животным – кабан, конь, медведь, козел, змея, кукушка, ворон.

В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники. Точных данных о языческих жрецах нет, видимо ими были летописные «волхвы», боровшиеся в XI веке с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах (от старославянского «капь» – изображение, идол), богам приносили жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь славян.

В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. К X веку стала очевидной необходимость изменения религиозной системы /6/.

Культура восточных славян (+таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

Древняя культура восточных славян

Современным историкам и исследователям-славянофилам известно крайне мало о культуре восточных славян. Изменяясь и теряясь в веках, народные песни, загадки и сказания донесли до нас лишь малую часть верований и быта этих племён. Устное народное творчество, археологические раскопки и несколько десятков летописей более поздних времён – вот основные источники далее изложенной информации.

К примеру, в бассейне речки Рось учёные смогли найти уникальный клад, включающий в себя вещи шестого-восьмого веков, среди которых особо выделялись серебряные изваяния славянских мужчин в традиционной одежде, а также фигурки коней с золотыми копытами и гривами. Таким образом, можно сделать вывод о развитом ювелирном деле и верованиями, которые нашли место в изобразительном творчестве (вышивка, изделия и пр.).

Формирование культуры у восточных славян

Историки считают, что огромное значение в формировании культуры данных племён, как впрочем и иных народов, оказали природно-географические условия их жизни. В данном случае, в качестве места проживания восточных славян считается богатая реками и лесами Восточно-Европейская равнина. Как известно, для многих племён проживание около водоёма в то время являлось основополагающим фактором выживания, ведь вода и лес могли прокормить немало народу. Таким образом, мы подошли к тому, что историки называют материальной культурой восточных славян, в которую входит:

Земледелие у восточных славян

  • Земледелие, являющееся в тот период одним из основных занятий данной этнической группы. Со временем, для более продуктивной работы умельцы научились обрабатывать почву не только деревянными, но и железным орудием труда. При этом, большинство важных процессов, связанных с земледелием было тесно связано с мировоззрением и религией славян, которые верили в потустороннюю помощь многочисленных богов.

Таблица: особенности земледельческой культуры восточных славян

Вывод: особенностью земледельческой культуры восточных славян была ее трудоемкость, которая требовала коллективных усилий значительного количества людей. Данный факт способствовал историческому становлению общины и общинной культуры.

Чем торговали восточнославянские племена?

Торговля у восточных славян

Промыслы восточных славян

  • Следующим занятием, причисляемым к категории материальной культуры, считаются промыслы (бортничество, рыболовство, а также охота и скотоводство), которые также позволяли обеспечить большое количество людей необходимым пропитанием и были подкреплены разнообразными обрядами, связанными с местом осуществления промысла. К примеру, славянский народ верил, что в некоторые дни не стоит ходить за мёдом или за зверем, ведь в этот период человека могут сгубить потусторонние силы.

Промыслы восточных славян

Жилища восточных славян

  • Ещё одним важным элементом славянской культуры является жилище. До того как эти народы начали жить в знаменитых избах, восточные славяне проживали в землянках и полуземлянках с печками, которые занимали до четверти площади самого помещения и выступающими в качестве семейного оберега на котором часто размещались небольшие фигурки идолов и духов-охранников. При этом, каждый угол жилья имел своё сакральное назначение. Имели славяне и надомные постройки для хранения зерна и другого провианта.

Материальная культура восточных славян

  • Обувь и одежда восточных славян не обтягивала и не сковывала наших предков, а наоборот, отличалась свободным типом покроя. Мужчинам шили штаны, крепящиеся на верёвку, а после на рубаху и ремень (при этом, штаны носили только мужчины) и рубахи, которые после украшались вышивкой, представляющей собой оберег против злых сил, которые, как и добрые боги, присутствовали в язычестве. Женщины восточных славян носили сорочку (длинную рубаху) и фартук, закрывающий нижнюю часть тела. Кроме того, были у женщин того времени платья и юбки, накидки и шубы. Обувь славяне плели из лыка или шили из меха и кожи.

Рассказывая о материальной культуре славянских народов, нельзя не упомянуть о ремёслах, самым из почётных среди которых являлось кузнечное дело и обработка металлов. Женщины, как правило, занимались прядением и ткачеством, производя нити из льна, конопли и шерсти животных.

Мировоззрение славян

Богатое мировоззрение этой этнической группы отражала и их посуда, представленная в форме горшков разного размера. Такая утварь использовалась как для приготовления пищи, так и для проведения разного рода обрядов. В последнем случае, посуда особо тщательно украшалась различными элементами декора.

Как мы уже упоминали, благодаря развитой системе верований, восточные славяне обладали богатой литературной базой (народными песнями, сказаниями и легендами), которые передавались из поколения в поколение на протяжении сотен лет.

Стоит упомянуть и о пище древних славян. Даже эта простая человеческая необходимость была наделена «потусторонним». Особенно это касалось еды и напитков, которые готовились на различные языческие праздники, свадьбы, дни рождения и похороны. Чего стоит одно только Масленица, обычай которой смог дойти к нам практически без изменений!

Историки утверждают, что искусство восточных славян достигло пика развития лишь с приходом христианства. Яркое тому подтверждение различные памятники, храмы, летописи и каменные сооружения, украшенные фресками, которые и сегодня вдохновляют мастеров и художников.

Вывод: культура и занятия восточных славян

Схема: основные занятия восточнославянских племен

Схема: занятия восточных славян

Источники:

https://studopedia.ru/6_78818_materialnaya-i-duhovnaya-kultura-vostochnih-slavyan.html
https://m.studwood.ru/1252228/istoriya/vostochnye_slavyane_drevnosti_osobennosti_materialnoy_duhovnoy_kultury
https://fox-calculator.ru/slavane/kultura-vostochnyih-slavyan-tablitsyi-i-shemyi/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]