Все определения интеллигенции. Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту
Современные представления об интеллигенции
Сегодня интеллигенция в общепринятом представлении понимается как сообщество образованных людей, которые профессионально занимаются умственным трудом. В.А.Малинин в авторитетном издании именно так пишет: «…слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности» . Акцент поставлен на профессионализм. Однако сейчас уже ясно, что это весьма и весьма однобокий подход, не дающий суть истинной картины. «Господствовавший в советской историографии социолого-профессиональный подход к понятию “интеллигенция” сохраняет и ныне свои позиции, – свидетельствует историк В.С. Меметов. – Подавляющее большинство исследователей по-прежнему подходят к этому понятию как к некой общности всех профессионально образованных людей. При этом ни у кого не вызывает возражений тот факт, что в современном “образованном слое” сплошь и рядом встречаются безнравственные, ничего не имеющие общего с интеллигенцией и интеллигентностью люди» . Замечание, отметим, очень важное. Как и тезис Меметова, где «подлинный интеллигент – далеко не массовое явление» .
П.Д. Боборыкина, стоявшего у истоков термина «интеллигенция», часто приводят в пример с цитатой об образованном слое общества, напрочь забывая при этом, что сам-то автор к интеллигенции относил вовсе не всех образованных людей, а только «высшей умственной и этической культуры» . У академика Д.С. Лихачева есть точная мысль: «не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10-30 человек, чтобы представлять культуру страны» . Да толп быть и не может! Общество не потеряло бы, а наоборот, выиграло в случае увеличения числа, общей массы настоящих интеллигентов. Только вот как раз массовость – не признак интеллигенции. Слишком сложны, труднодостижимы критерии данной социальной группы. Нравственная составляющая дается природой, закладывается в детстве. «Люди разные, и не всем природой и судьбой дана способность абстрагироваться от повседневных забот и думать о том, что их непосредственно не касается» . Высказывание это принадлежит академику Н.Н. Моисееву. Моисеев проявил себя в разных областях науки, часто выезжал за границу и сделал наблюдение: там много интеллектуалов, но вряд ли они интеллигенция. По мнению ученого, «…интеллигент – это всегда человек ищущий, не замыкающийся в рамках своей узкой профессии или чисто групповых интересов. Интеллигентному человеку свойственны размышления о судьбах своего народа в сопоставлении с общечеловеческими ценностями. Он способен выйти за узкие горизонты обывательской или профессиональной ограниченности» .
Действительно, интеллигенция – явление русской культуры. В европейские языки (например, французский, немецкий, английский) понятие пришло из России в ХIХ веке. При этом на Западе отдают предпочтение термину intellectuals («интеллектуалы»), там оно часто звучит как аналог понятию «интеллигенция». Хотя, по сути, аналогом не является. Приведем еще одну авторитетную цитату академика Д.С. Лихачева, чтобы создать представление о его видении общественной группы интеллигенции: «…это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения» . Позднее Лихачев напишет об интеллектуальной независимости интеллигенции и, соответственно, о потере интеллигентского статуса при утрате интеллектуальной свободы. Безусловная дисциплина, по Лихачеву, подобна добровольной продаже себя в рабство, она лишает права причислять себя к интеллигенции. Неуважение интеллектуальной свободы других, тем более преследование за убеждения – тоже далеко не интеллигентность. Так что фактор совести имеет колоссальную важность. «Принуждение совести» гарантирует полную свободу. А человек, который живет по совести, ничему больше не подчиняется. «… В России причисляемые к интеллигенции люди всегда старались идти по более или менее самостоятельному пути, – замечает литературовед В.В. Кожинов, – противоречащему либо хотя бы не совпадающему с “линией” государственной (а также и церковной) власти. И, даже входя во власть, истинные представители интеллигенции осуществляли или по крайней мере пытались осуществить свою, а не собственно государственную “программу”» . Есть, однако, точка зрения (например, Б.А. Успенского), и она кажется нам верной, что важным признаком интеллигенции следует признать невовлеченность в политические структуры. Отчасти именно об этом говорил Лихачев, размышляя о безусловной дисциплине.
В 1960-е гг. диссидентом В.Ф. Кормером была подготовлена статья «Двойное сознание и псевдокультура», опубликованная спустя более чем десятилетие журналом «Вопросы философии». В своей небезынтересной работе Кормер доказывал, что понятия «интеллигентный человек» и «честный человек» не имеют ничего общего. Абсолютно! Да, писал автор, интеллигентному человеку свойственны и тонкость чувств, и определенная мягкость, но это не значит, что он стоит в оппозиции к злу: «Интеллигенция формируется совсем не по принципу порядочности или отвержения неправды, она формируется на идеях особого мировосприятия, в котором первенствуют специфические воззрения. » Вот уж, нам кажется, глубочайшее заблуждение. О какой же интеллигентности индивида может вообще идти речь, ежели он является осознанным носителем зла, умолчателем или пособником его? Специфичность социогруппы интеллигенции несомненна – отсюда и обреченность на непонимание ее воззрений. Но столь же несомненна порядочность человека-интеллигента. Человек интеллигентный может совершать ошибки, опять же заблуждаться: от этого никто не застрахован. Может, разумеется, и нести неосознанное зло, устремляясь к заветным благостным целям неверными путями. Но при этом интеллигент находится в особом состоянии, определяющем ключевую сторону интеллигентского естества, – состоянии самоотречения. Это уже не скроешь, ведь самоотречение – не что иное, как формула жизни. Ход мыслей, желаний, поступков реализуют ее на практике.
Интеллигенту чужда меркантильность. Нравственность поступка для него важнее целесообразности.
В.Л. Соскин справедливо замечает эволюцию понятия «нравственность»: от классовой трактовки В.И. Ленина к вечным библейским ценностям, иными словами, «происходит движение от узкоклассовой морали к так называемой общечеловеческой» . Интеллигент же пробует себя в своей особой роли, руководствуясь прежде всего морально-нравственными ценностями. Выживать интеллигенту в России становится все труднее, волна бездуховности захлестнула ее сполна. Все чаще в публицистических и научных статьях слышатся высказывания об ориентации интеллигенции на западные ценности в результате нынешней культурной экспансии Запада . Но интеллигенции ли? В этой связи уместно вспомнить о новом понятии «полуинтеллигенция», недавно предложенном и обоснованном историком Ю.Олещуком. Слой полуинтеллигенции – это распространенная категория людей, образованных и культурных – только по первому впечатлению. Им явно не хватает знаний, кругозора, культурные запросы таких людей оставляют желать лучшего. Представители полуинтеллигенции зачастую занимают высокие должности и посты, имеют вес в обществе, однако не утруждают себя самостоятельным интеллектуальным поиском. Они более предпочитают принять чужую авторитетную позицию и ей следовать, не отклоняясь ни на шаг. Полуинтеллигенция большей частью получает высшее образование, которое становится для нее поверхностным, еще точнее – формальным: полуобразованием для полуинтеллигенции. Новые веяния в системе образования России, на наш взгляд, усугубляют процесс, способствуют «клонированию» полуинтеллигентов. Их армия растет не по дням.
Полуинтеллигенцию характеризует сильная самоуверенность, выдающая с лихвой всю поверхностность ее представлений о явлениях жизни. Интеллигенту свойственно совсем другое, ибо он думает. Этот же «копирует его своими дипломами, должностями, демонстрацией интереса к общественным вопросам. Копирует также проведением досуга, показными пристрастиями ко всему “культурному”» . Именно полуинтеллигент устремляется к западным ценностям.
«Интеллигент, – писал В.О. Ключевский, – диагност своего народа. Народ сам залижет и вылечит свою рану если он ее почует Вовремя заметить и указать ее – дело интеллигента» . Так что историческая миссия предписана интеллигенции, и миссия эта актуальна сегодня, как никогда.
При попытке определения понятия «интеллигенция» следует осознавать невозможность статичности исследуемой социальной группы. Проходя через эволюционные процессы, интеллигенция сохраняет только свои сущностные черты. Выявить их – задача ученого. И здесь не обойтись, как верно замечает В.С. Меметов, без ретроспективного метода исследования.
Еще будучи аспирантом и ассистируя профессору Меметову в НИИ интеллигентоведения, автор пришел к выводу о необходимости конкретизации общих признаков интеллигенции. В процессе исследовательской работы, подготовки многих публикаций, чтения лекций и докладов в российских университетах, включая МГУ им. М.В.Ломоносова, были выделены 10 определяющих признаков:
1) передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
2) активная умственная работа и непрерывное самообразование;
3) патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;
4) творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество;
5) независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней
себя;
6) критическое отношение к действующей власти, осуждение любых
проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
7) верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;
8) неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой – и проявлению консерватизма;
9) обостренное чувство обиды в силу нереализованности (реальной или кажущейся), что иногда приводит к предельной замкнутости интеллигента;
10) периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями различных отрядов интеллигенции, а также одного отряда, что вызвано приступами эгоизма и импульсивности (чаще всего характерно для художественной интеллигенции).
Принимая во внимание признаки интеллигенции, предложенные нами, надо знать пропорциональный критерий, предполагающий достаточное количество признаков для конкретного индивида-интеллигента. Видно, хватит половины из 10, чтобы человека можно было назвать интеллигентом. Но – в общем значении .
Как вы помните, достаточно долго в литературе по проблемам обществоведения бытовало представление об интеллигенции как социальной прослойке. Оно явно устарело и сегодня совсем не соответствует действительности. А вызвано было, очевидно, пониманием интеллигенции в качестве эксплуататорского класса. К сожалению, зачастую мы сталкивались с такой нелепой трактовкой: «Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации» .
Известные нелицеприятные комментарии в адрес интеллигенции от В.И.Ленина вызваны все тем же «межслоевым» подходом. И учитывая, что интеллигенция всегда была неформальным лидером, ее боялась политическая элита советской системы, поэтому шла даже на радикальные меры.
Но грандиозными научными открытиями, достижениями в искусстве, ориентирами дальнейшего развития общества мы обязаны этой самой интеллигенции. Она, получается, очень важный слой социума, от которого напрямую зависят динамика и векторы культурного движения.
Не вызывает никакого сомнения неоднородность слоя интеллигенции. Он включает людей с разным социальным положением, разным образованием (по направлению и уровню), разным эстетическим вкусом. Однако при любом статусе в обществе интеллигента мы узнаем по тем сущностным чертам, признакам, с которыми вы, уважаемый читатель, уже познакомились выше.
Таким образом, в современном интеллигентоведении оформились два основных подхода к определению интеллигенции – социально-профессиональный и нравственно-этический. Только объединенное использование данных подходов позволит сформировать полноценное видение интеллигенции, позволит отразить ее истинную суть. Руководствуясь этим, мы мыслим под интеллигенцией особую социально-профессиональную и культурную группу людей, занятую преимущественно в сфере умственного труда, обладающую чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях, ответственную за поступки и склонную к самоотречению.
Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек
Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот – так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.
Этимология слова
«Интеллигентность» – слово, пришедшее из латыни. Intelligentia – познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus – понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.
Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя – либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.
Кто же такой интеллигентный человек?
“Культурный и не ругающийся матом”, – скажут многие. Некоторые добавят: “Умный”. А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего – интеллигенты?
В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?
Самое простое определение интеллигентности
Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».
Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.
Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту
По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:
- Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
- Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
- Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
- Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны – они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
- Умение прощать.
- Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента – тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
- Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
- Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
- Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
- Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.
Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность – это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент – это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.
Современный интеллигент
Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?
Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек – это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.
Нужны ли интеллигенты современному обществу?
Образованность и интеллигентность сейчас – это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.
Необходимо верить, что интеллигентность – такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.
Когда происходит формирование нравственных качеств?
Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.
Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.
Интеллигенция: что скрывается за понятием
Все мы хотели бы общаться с культурными, просвещенными, воспитанными людьми, которые соблюдают границы пространства личности. Интеллигентные люди как раз такие идеальные собеседники.
В переводе с латыни интеллигентность обозначает познавательную силу, умение, способность к пониманию. Те, кто обладает интеллигентностью – интеллигенты, обычно задействованы в умственном труде и отличаются высокой культурой. Признаками интеллигентного человека являются:
- Высокий уровень образования.
- Деятельность, сопряженная с творчеством.
- Включенность в процесс распространения, сохранения и переосмысления культуры и ценностей.
Не все соглашаются с тем, что к интеллигенции относится сугубо образованная прослойка населения, занятая умственным трудом. Оппозиционная точка зрения понимает интеллигентность прежде всего как наличие высокой нравственной культуры.
Терминология
На основании определения из Оксфордского словаря, интеллигенция – группа, которая стремится мыслить самостоятельно. Новый герой культуры – индивидуалист, тот, кто может отрицать социальные нормы и правила, в отличие от старого героя, служащего как раз воплощением этих норм и правил. Интеллигент, таким образом, нонконформист, бунтовщик.
Раскол в понимании, что такое интеллигентность, существует практически с самого начала употребления термина. Лосев к интеллигенции относил тех, кто видит несовершенства настоящего и реагирует на них активно. Его определение интеллигентности часто обращается к общечеловеческому благоденствию. Именно ради него, ради воплощения этого благоденствия, работает интеллигент. По Лосеву, интеллигентность человека проявляется и в простоте, откровенности, общительности, а главное, в целесообразном труде.
Гаспаров прослеживает историю термина «интеллигенция»: сначала под ним подразумевались «люди с умом», затем – «люди с совестью», позже – «хорошие люди». Также исследователь приводит оригинальное объяснение Ярхо по поводу того, что же значит «интеллигентный»: это человек не много знающий, но имеющий потребность, жажду знать.
Постепенно образованность перестала быть основной чертой, по которой человека относят к интеллигенции, на первое место выдвинулась нравственность. К интеллигенции в современном мире относятся люди, включенные в распространение знаний, и высоконравственные люди.
Кто такой интеллигентный человек и чем он отличается от интеллектуала? Если интеллигент – человек, имеющий некий особый духовно-нравственный портрет, то интеллектуалы – это профессионалы своего дела, «люди с умом».
Высокий уровень культуры, такт, воспитанность – потомки светскости, куртуазности, человеколюбия и изящества. Воспитанность – это не про «не лезть пальцами в нос», а умение держаться в обществе и быть разумным – осознанная забота о себе и других.
Гаспаров подчеркивает, что в настоящее время актуально такое понимание интеллигентности, которое связано с отношениями между людьми. Речь идет не просто о межличностном взаимодействии, а о таком, что имеет особое свойство – видеть в другом не социальную роль, а человеческое, обращаться с другим как с человеком, равным и достойным уважения.
По Гаспарову, интеллигенция в прошлом выполняла функцию совести, которая вклинивается в отношения высших и низших. Это что-то больше, чем просто ум, образованность, профессионализм. К интеллигенции предъявлялось требование пересмотра принципиальных установок общества. Выполняя функцию самосознания общества, интеллигенты творят идеал, что является попыткой переживания реальности изнутри системы.
В этом отличие от интеллектуалов, которые на вопрос самосознания общества творят социологию – объективное знание, вид «извне». Интеллектуалы занимаются схемами, четкими и непреложными, а интеллигенция – чувством, образом, эталоном.
Воспитание себя
Как стать интеллигентным человеком? Если интеллигентность понимать как уважительное отношение к личности, то ответ прост: соблюдать границы чужого психологического пространства, «не обременять собою».
Лотман особо подчеркивал доброту и терпимость, обязательные для интеллигента, только они ведут к возможности понимания. При этом доброта – это и способность защитить с мечом правду, и основы гуманизма, это особая сила духа интеллигента, которая, если она реальна, выстоит против всего. Лотман протестует против образа интеллигента как мягкотелого, нерешительного, неустойчивого субъекта.
Сила духа у интеллигента, по Лотману, позволяет не пасовать перед трудностями. Интеллигенты станут делать все то, что нужно, что нельзя не сделать в критический момент. Интеллигентность – это высокий душевный полет, и люди, способные на этот полет, совершают настоящие подвиги, потому что способны выстоять там, где другие пасуют, ибо им опереться не на что.
Интеллигент – борец, он не может терпеть зло, старается искоренить его. Следующие качества, по мнению Лотмана и исследователя интеллигентности Тепикина, присущи интеллигентам (наиболее характерные, совпадающие у двух исследователей):
- Доброта и терпимость.
- Неподкупность и готовность платить за это.
- Стойкость и сила духа.
- Способность пойти за свои идеалы на бой (интеллигентная девушка наравне с мужчиной будет отстаивать то, что считает достойным и честным).
- Независимость мышления.
- Борьба с несправедливостью.
Лотман утверждал, что интеллигентность часто формируется у оторванных от общества, не нашедших своего места в нем. При этом нельзя говорить, что интеллигенты – это отбросы, нет: те же самые философы эпохи Просвещения – интеллигенты. Именно они стали использовать слово «терпимость» и осознали, что её нужно защищать нетерпимо.
Русский филолог Лихачев отмечал легкость общения интеллигента, полное отсутствие у интеллигента предрассудков. Он выделил следующие качества, тесно связанные с интеллигентностью:
- Чувство собственного достоинства.
- Умение размышлять.
- Должная степень скромности, понимание ограниченности своих знаний.
- Открытость, способность услышать другого.
- Осторожность, нельзя быть скорым на суд.
- Деликатность.
- Осмотрительность относительно дел других.
- Стойкость в отстаивании правого дела (интеллигентный мужчина не стучит по столу).
Стоит опасаться стать полуинтеллигентом, каким является всякий, воображающий, что знает все. Эти люди совершают непростительные ошибки – не спрашивают, не советуются, не слушают. Они глухи, для них нет вопросов, все ясно и просто. Такие воображалы несносны и вызывают отторжение.
Как мужчина, так и женщина могут пострадать от недостатка интеллигентности, которая есть сочетание развитых социального и эмоционального интеллекта. Для развития интеллигентности полезно:
1. Ставить себя на место другого человека.
2. Чувствовать связанность всех людей, их общность, коренную сходность.
3. Четко разграничивать свою и чужую территорию. Это значит не грузить окружающих интересной только себе информацией, не повышать голоса выше среднего уровня звука в помещении, не подходить слишком близко.
4. Пытаться понимать собеседника, уважать его, возможно, потренироваться доказывать чужие точки зрения, но не снисходительно, а по-настоящему.
5. Уметь отказывать себе, развивать волю, специально создавая маленький дискомфорт и преодолевая его постепенно (носить в кармане конфету, но не есть ее; заниматься физической активностью в одно и то же время каждый день).
В некоторых случаях женщина намного проще справляется с необходимостью быть терпимой, мягкой. Мужчинам же сложнее не проявлять агрессивное, импульсивное поведение. Но настоящая сила личности заключается отнюдь не в быстрой и жесткой реакции, а в разумной твердости. И женщина, и мужчина интеллигенты настолько, насколько способны учитывать другого человека и отстаивать самих себя.
Интеллигенция как совесть нации постепенно исчезает за счет появления прослойки профессионалов во власти. Интеллектуалы заменят интеллигентов на этом поприще. Но ничто не заменит интеллигентности на работе, в кругу знакомых и друзей, на улице и в общественных учреждениях. Человек должен быть интеллигентен в смысле умения чувствовать в собеседниках равных ему, проявлять уважительное отношение, потому что это единственная достойная форма в общении между людьми. Автор: Екатерина Волкова
Источники:
https://www.proza.ru/2018/12/06/112
https://www.syl.ru/article/334188/chto-takoe-intelligentnost-opredelenie-primeryi-obrazovannyiy-kulturnyiy-i-intelligentnyiy-chelovek
https://www.grc-eka.ru/eto/intelligenciya.html