6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вступительное слово учителя. Обсуждение стихотворения «Урок вежливости»

Урок вежливости «Слова очень нужные и очень важные» (3 класс)

Транскрипт

1 Урок вежливости «Слова очень нужные и очень важные» (3 класс) Цели: 1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости. 2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета. 3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения. Оборудование: 1. Рисунок карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра». 2. Магический куб, фишки, кукла, фломастеры. 3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах. 4. Карточки с «вредными» советами Г. Остера. 5. Карточки для слов. 6. Магнитофон. 7. Аудиозапись песни о дружбе. 8. Книга Г.Остер «Вредные советы» I. Организационный момент Ход занятия Пролетело лето, как комета, Листья на деревьях пожелтели Закончились каникулы и лето, И за парты школьники вновь сели Нарядные, парадные, такие ненаглядные, Причесанные, с бантиками девочки сидят! И мальчики отличные! Такие симпатичные, Такие аккуратные, внимательно глядят! — Мы готовы и можно начинать наш урок вежливости. II. Вступительное слово учителя — Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (обратить внимание детей на карту-рисунок «Лабиринта».) — Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.) — Войдем в него. III. Повторение знаний о волшебных словах — Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.) — Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб. 1

2 — Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб. (Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».) — Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске: — Открываем куб. Мой подарок я вручила, То есть радость получила То есть радостно и мне, То есть радостно вдвойне от подарка моего — стало два из одного! Э. Машковская (Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки слова.) — Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки. Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Ученик читает стихотворение «Здравствуйте». — Здравствуйте! ты скажешь человеку. — Здравствуй! улыбнется он в ответ, И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет. Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас. Ученик читает стихотворение «Добрые слова». За что, мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Ученик читает стихотворение «Доброго пути». Нам желают: «Доброго пути!» — Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста. Ученик читает стихотворение «Простите». 2

3 Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду. И взрослых перебивать, и что обещал забывать. А если, я все же забуду, — Простите, я больше не буду. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Ученик читает стихотворение «Пожалуйста». Отметить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова». 1 ученик: 2 ученик: Извини, пожалуйста, прости и разреши. Это не слова, а ключик от души. Кроме нашей спутницы Таблицы умножения Есть еще таблица, Таблица уважения! Помните, как азбуку, Как дважды два: «Спасибо» и «Пожалуйста» — Волшебные слова! Всюду, где нескромному Укажут от ворот, Вежливый попросит И пройдет. Перед словом вежливым Двери отворяются! Пусть оно почаще всюду повторяется. Помните, как азбуку, Как дважды два: «Спасибо» и «Пожалуйста» — Волшебные слова! IV. Беседа о вежливости 3

4 — Мы продолжаем путешествие по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.) 1. Справка учителя «Путешествие в прошлое» — Ребята, а знаете ли Вы, что обозначает слово «вежливость»? До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа от слов «ведать», «знать». Вежа человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество — качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. — А что же происходит в наши дни? 2. Сценка «Слушай хорошенько» (сценка заранее подготовлена с ребёнком) (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней) — Слушай хорошенько, — кукле я сказала,- Полно наряжаться, это баловство. Ты уже большою девочкою стала. А ещё не знаешь ровно ничего. «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят, За подарки, помощь всех благодарят. Вежливые дети все так поступают. Будь и ты такою, — и тебя тотчас Попрошу зачислить в вежливый наш класс! 3. Чтение стихотворения учащимися — А о чем мечтают и взрослые, и дети? (дети выступают со стихотворениями, которые заранее выучили) 1 ученик: 2 ученик: Настанет друзья, счастливое время, Настанут чудесные дни: Ребята приветливы будут со всеми, Грубить пристанут они. Не будет детей нехороших, Придут золотые года, И в комнату в грязных ботинках Не будут входить никогда. Грубить не будут дети, Не будут грызть ногтей, И станут все на свете Любить таких детей. Подует ветер свежий, Фиалки расцветут, 4

5 Исчезнут все невежи Навеки пропадут. 3 ученик: Пусть грубость исчезнет навеки Пускай по рецептам врачей Появится в каждой аптеке Лекарство для грубых детей. Ребенок вертелся на стуле, Шумел и ко всем приставал, Ему прописали пилюли Он принял и вежливым стал. Физ. минутка «Вежливые животные» — Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга. Возможный вариант: жирафы (наклоны вперед); антилопы (поднятие ног поочередно); львы (повороты вправо влево); обезьяны (подскоки, наклоны вправо влево с руками за головой); медведи (вращение головы). V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса — Путешествуя по лабиринту нам встретилось препятствие. Какое препятствие? (Тупик Вредных советов.) — Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях? (Дети читают советы по карточкам.) (Обсуждение совета учащимися.) 1 совет Если ты пришел к знакомым не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун. 2 совет 5

Читать еще:  Как узнать по фамилии где похоронен человек. Как узнать, где похоронен человек

6 Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай: Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет. (Обсуждение совета учащимися.) (Обсуждение совета по вопросам.) (Обсуждение совета учащимися.) 3 совет Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем И хватайся за живот. 4 совет Девчонок надо никогда нигде не замечать. И не давать проходу им нигде и никогда, Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла. (Учитель обращает внимание детей на книгу Г.Остера «Вредные советы» ) — Из тупика нам пора выбираться Дольше нам здесь нельзя оставаться. VI. Беседа о дружбе, о друзьях — Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.) Работа со словами «дружба», «друг». — Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень часть слова: «друг», это однокоренные слова.) — Внимательно послушайте стихотворение, которое я Вам прочитаю и скажите мне откуда появилось слово «друг» (Учитель читает стихотворение.) Когда еще никто не знал ни слова Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», — Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и то же), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг». Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих. 6

7 Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю. — Откуда же появилось слово «друг» (ответы детей) — Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг? (Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.) Друзьям и дружбе посвящено много песен. Одну из этих песен мы сейчас с вами вместе исполним. (Звучит песня о дружбе.) — Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход? (В башне Мира и Добра.) VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир» — Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта признак силы души, её величая. Как вы знаете, сказки, пословицы это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит? («Золушка», «Крошечка- Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.) — Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором. (на доске) Доброе слово что дождь в засуху. Доброе слово дороже богатства. На добрый привет добрый ответ. — Как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы детей) — На свете очень много важных и нужных слов, но есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово? (Мир) (Ученица читает наизусть стихотворение о мире.) Есть на свете слово Нужное и важное, Словно солнце, греет Это слово каждого. Написать без кляксы Очень хочет Света Это слово важное, теплое, как лето. Мир для всех народов, мир на всей планете! Он нам очень нужен мне, тебе и Свете. — Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет. VIII. Итог занятия 7

8 — Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности». — Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске. (Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.) — Прочитайте свое слово. — Спасибо! Занятие окончено. 8

Внеклассное занятие по культуре речи во 2–3-м классах. Урок вежливости «Слова очень нужные и очень важные»

Цели

1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости.
2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета.
3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения.

Оборудование

1. Рисунок – карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра».
2. Магический куб, фишки, кукла, фломастеры.
3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах.
4. Карточки с «вредными» советами Г. Остера.
5. Карточки для слов.
6. Магнитофон.
7. Аудиозапись песни о дружбе.
8. Шары, ленты для украшения классной комнаты.

Ход занятия

I. Организационный момент

Пролетело лето, как комета,
Листья на деревьях пожелтели…
Кончились каникулы и лето,
И за парты школьники вновь сели …
Нарядные, парадные, такие ненаглядные,
Причесанные, с бантиками девочки сидят!
И мальчики отличные! Такие симпатичные,
Такие аккуратные, внимательно глядят!

— Что ж, можно начинать.

II. Вступительное слово учителя

— Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)

— Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.)
— Войдем в него.

III. Повторение знаний о волшебных словах

— Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.)
— Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб.
— Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб.

(Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».)

— Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске:

Мой подарок я вручила,
То есть радость получила
То есть радостно и мне,
То есть радостно вдвойне
от подарка моего —
стало два из одного!
Э. Машковская

(Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки – слова.)

— Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.

Читать еще:  Лучшие блюзовые хиты. Лучшие блюзовые исполнители всех времен и народов

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Ученик читает стихотворение «Здравствуйте».

— Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
— Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Ученик читает стихотворение «Добрые слова».

За что, мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Ученик читает стихотворение «Доброго пути».

Нам желают: «Доброго пути!» —
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Ученик читает стихотворение «Простите».

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать, и что обещал – забывать.
А если, я все же забуду, —
Простите, я больше не буду.

Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Ученик читает стихотворение «Пожалуйста».

Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».

1 ученик:

Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» —
Волшебные слова!

2 ученик:

Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» —
Волшебные слова!

IV. Беседа о вежливости

— Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.)

1. Справка учителя «Путешествие в прошлое»

— А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество — качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

— А что же происходит в наши дни?

2. Сценка «Слушай хорошенько» (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней)

— Слушай хорошенько, — кукле я сказала,-
Полно наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала.
А ещё не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою, — и тебя тотчас
Попрошу зачислить в вежливый наш класс!

3. Чтение стихотворения учащимися

— А о чем мечтают и взрослые, и дети?

1 ученик:

Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.

2 ученик:

Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.

3 ученик:

Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.

Физ. минутка «Вежливые животные»

— Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.

  • жирафы (наклоны вперед);
  • антилопы (поднятие ног поочередно);
  • львы (повороты вправо влево);
  • обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);
  • медведи (вращение головы).

V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса

— А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)

— Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

(Обсуждение совета учащимися.)

2 совет

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

(Обсуждение совета учащимися.)

3 совет

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

(Обсуждение совета по вопросам.)

4 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

(Обсуждение совета учащимися.)

— Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.

VI. Беседа о дружбе, о друзьях

— Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.)

Работа со словами «дружба», «друг».

— Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень – часть слова: «друг», это однокоренные слова.)

— Послушайте, что рассказал поэт о том , как возникло само слово «друг».

(Учитель читает стихотворение.)

Когда еще никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», —
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг».
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.

— Давайте споем все вместе о дружбе, о друге песню.

(Звучит песня о дружбе.)

Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

— Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?

(Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)

— Вы правы.
— Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход?

(В башне Мира и Добра.)

VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир»

— Всю свою жизнь, с самого детства , человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, её величая.

Читать еще:  Правила парения в сауне. Как правильно париться в бане: основные правила и тонкости

Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?

(«Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)

— Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.

Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.)
Доброе слово дороже богатства.
На добрый привет – добрый ответ.

— Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)

— На свете очень много важных и нужных слов, но , по- моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово?

(Ученица читает стихотворение о мире.)

Есть на свете слово –
Нужное и важное,
Словно солнце, греет
Это слово каждого.
Написать без кляксы
Очень хочет Света
Это слово важное, теплое, как лето.
Мир для всех народов, мир на всей планете!
Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.

— Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет.

VIII. Итог занятия

— Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности».
— Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.

(Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.)

— Прочитайте свое слово.

(Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.)

Мы любим писать слова земные:
«Мама», «школа», «счастье», «доброта» … —
Светлые, понятные, родные,
Важные для всех людей слова!

Классный час «Путешествие в страну вежливости», 1 класс

Разработка классного часа для 1 класса о вежливости

Цели и задачи

— формировать представления о нравственных качествах, культуре поведения.

Оборудование

Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа

Инсценирование отрывков из сказки «Гуси- лебеди».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель. Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей.)

Тогда мы с вами сейчас отправимся в волшебную страну Вежливость.

Но смогут отправиться в эту страну только те дети, которые знают вежливые слова.

Игра «Вежливые слова»

Учитель. Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладет» в волшебный кузовок вежливое слово. (Дети по очереди называют вежливые слова.) Итак, все слова собраны, пора в путь.

Дети поют песню «Вместе весело шагать».

Учитель. Как вы думаете, кто живет в этой сказочной стране? В ней живут вежи. Кто такие вежи? Правильно, это существа, которые знают правила вежливости. Но на страну Вежливость очень часто нападают другие сказочные герои — это невежи. Они хотят завоевать эту страну и превратить всех в невеж.

Конкурс рисунков «Сказочный герой»

Учитель. Давайте нарисуем их портреты. Одни дети рисуют сказочного героя вежу, а другие — невежу. А вы себя считаете вежей или невежей? Почему? (Дети рассуждают.)

На стенде вывешиваются иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

Вот мы и в городке. Давайте пройдемся по улице сказок.

Что это за сказка нас встречает? (Сказка «Гуси- лебеди».)

Инсценирование отрывков из сказки

Учитель. Давайте разыграем разговоры девочки с яблонькой, печкой и речкой.

Девочка. Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Яблонька. Съешь моего лесного яблочка, скажу.

Девочка. У моего батюшки и садовые не едятся.

Девочка. Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Печка. Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

Девочка. У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.

Девочка. Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Речка. Попей моего киселька, скажу.

Девочка. У моего батюшки и сливочки-то не едятся.

Учитель. Измените разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.

Вопросы для обсуждения:

— Почему яблонька, печка и речка помогли девочке?

— Как вы думаете, лучше быть вежей или невежей? Почему?

А вот и Вежливый сад. Давайте пройдемся по Вежливому саду.

Игровая ситуация «Вежливый сад»

Педагог рассказывает о поведении детей на различных примерах. Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение невежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно).

Это могут быть такие ситуации:

— поздороваться при встрече;

— на прощанье буркнуть под нос «ну, пока!»;

— наступить на ногу товарищу и не извиниться;

— специально толкнуть товарища;

— уступить место в автобусе пожилому человеку;

— жаловаться на всех подряд.

Обсуждение стихотворения «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

— В гостях, медведь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех. —

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

Вопросы для обсуждения:

— Стал ли медведь воспитанным? Почему, как вы думаете?

— Можно ли научиться вежливости?

— Какого человека можно назвать вежливым?

Чтение стихотворения «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы —

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой —

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Был вежлив этот мальчик.

И право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

Подведение итогов

Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки, оценивать себя и окружающих необходимо в повседневной жизни и позволяет стать полноценным членом общества.

Источники:

http://docplayer.ru/36433097-Urok-vezhlivosti-slova-ochen-nuzhnye-i-ochen-vazhnye-3-klass.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513083/
http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/klasnye-chasy/klasnyi-chas-puteshestvie-v-stranu-vezhlivosti-1-klas.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×