8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выставка китайского художника в пушкинском. В Пушкинском — жгут

Взрыв по-китайски: в Пушкинский музей приехал Цай Гоцян

ФОТО : Mir24.tv / Максим Кулачков

В Пушкинском музее открылась выставка китайского художника Цая Гоцяна. Во всем мире его знают как мастера пороховой живописи и пиротехнических шоу. Для своего первого проекта в России, посвященного столетию Октябрьской революции, Гоцян также выбрал порох. Он взрывает его и остатки помещает на полотно. Насколько восприимчив русский музей к китайской философии, выяснила Екатерина Бакушина.

Детские коляски, кроватки, люльки и 16-метровая гора из молодых берез – таков нынче главный вход в Пушкинский музей. Его загородила инсталляция китайского художника «Осень». По задумке автора, это памятник утопическим мечтаниям.

«Когда мы мечтали о том, чтобы поговорить на тему, связанную с юбилеем Октября, у нас было много разных идей достаточно традиционного толка. Пытаясь, тем не менее, несколько глубже подойти к этой задаче, мы стали думать, с кем было бы интересно сделать такой проект и какое это должно быть высказывание. Решили, что Цай Гоцян будет идеальной фигурой», – рассказала директор музея Марина Лошак.

57-летний Цай Гоцян был свидетелем китайской «культурной революции», когда искусство попало под запрет. Вместе с отцом ему даже пришлось закопать в саду древние миниатюры и сжигать книги. Эти события оказали на Цая большое влияние. Именно поэтому тему Октябрьской революции художник не смог обойти стороной.

«Для меня ценно, что в этом процессе мы обмениваемся мнениями и пониманием Октябрьской революции именно с русским музеем. Поскольку я вырос в социалистическом обществе, на меня оказала влияние советская культура. И я почувствовал, что именно в этот год, когда люди вспоминают о событиях революции, моя ответственность как художника рассказать об этом», – отметил сам Гоцян.

Зал Пушкинского художник превратил в большое пшеничное поле с серпом и молотом внутри. А над ним установил зеркало. На стенах две пороховые картины «Река» и «Сад». В черно-белой реке сотни фотографий повседневных сцен из жизни обычных людей, снятые за последние сто лет. В саду – алые маки и жизнерадостные плакаты советской эпохи. Другое масштабное полотно «Звук» разместилось над главной лестницей музея. На белом шелке – строчки из «Интернационала» – «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой!»

Кульминацией выставки станет видеопроект с фейерверками на Красной площади. Действо проходит под музыку Чайковского. Такая взрывная техника – основа творчества Гоцяна. Самая знаменитая его работа – шоу на пекинской Олимпиаде, в котором было задействовано 10 тыс. человек. В Москве все будет устроено намного скромнее – помогли художнику в павильоне на ВДНХ около полусотни волонтеров.

Вместить в себя взрывную выставку Пушкинский музей решился ради собственной революции. Но революции интеллектуальной, чтобы зрители по-новому взглянули на классическое и современное искусство.

«Мы попытались вызвать у наших зрителей эмоцию сродни революционной. Кому-то она может показаться шоковой. Это проект очень необычный. Мы решились на достаточно кардинальные изменения в выставочных пространствах. Нам показалось, что очень важно, чтобы классический музей впустил в свои стены современное искусство», – отметила куратор выставки Александра Данилова.

Тем не менее, это выставка не про поджоги, говорят в Пушкинском. Порох хоть и созвучен революции, но он также и символ праздника. А когда праздник кончается, начинается прозаичная река будней. В данном случае это выставка «Октябрь». Продлится она до середины ноября.

10 причин пойти на выставку Цая Гоцяна в Пушкинском музее прямо сейчас

Куратор выставки «Цай Гоцян. Октябрь», заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Выставки такого масштаба в Москве еще не было

Цай Гоцян — один из самых знаменитых художников современности, чьи заслуги слишком долго перечислять, — достаточно сказать, что он продлил Великую Китайскую стену на 10 километров, получил «Золотого льва» Венецианской биеннале и делал проект, посвященный годовщине 11 сентября, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (это был пороховой взрыв в виде черного облака).

Читать еще:  Сообщение о лютне виоле флейте арфе. Арфа – древний иранский музыкальный инструмент

Выставку «Октябрь» невозможно повторить

Выставка была придумана как единое художественное пространство, которое начинается с инсталляции из детских кроваток перед фасадом и продолжается внутри музея: над главной лестницей смонтирована работа «Звук», в Белом зале висят пороховые картины по 20 метров в длину — «Река» и «Сад», в центре зала — инсталляция «Земля». Цай Гоцян придумал этот проект специально под размеры Пушкинского музея — высота и ширина портика музея диктовали ему, какой высоты должна быть инсталляция, которая встречает посетителей, и те работы, которые находятся внутри музея.

Картины и инсталляции были созданы специально для Пушкинского музея и ранее не выставлялись

Почти все произведения готовились специально для Пушкинского музея — на выставке будет всего 7 старых работ, которые нужны, чтобы рассказать, кто такой Цай Гоцян. Все остальные произведения были сделаны за 2 недели до открытия выставки. Для Пушкинского музея Гоцян специально создал 20-метровые пороховые полотна, огромную инсталляцию из детских колясок, кроваток и люлек во дворе и множество других произведений.

Цай Гоцян научился писать по-русски

И это не просто каллиграфия, а каллиграфия русскими буквами. Для того чтобы создать надписи на русском, Гоцяну пришлось специально учить русский алфавит. Оказалось, что русский язык для каллиграфии очень сложен: в отличие от Китая, где существуют твердые правила написания иероглифов, буквы А и Д в русском алфавите можно писать разными способами, каждый из которых будет правильным.

Цай Гоцян создал самую большую картину в технике цветной пороховой живописи

Цветная пороховая живопись — новая техника для Цая, с которой он работает всего два года. До московской выставки самые большие его работы были пятиметровыми. 20-метровая картина «Река», которую можно увидеть в Пушкинском музее, — его абсолютный рекорд. Он создал ее за два дня, так как работа в такой технике требует оперативности — оставлять рассыпанный порох в павильоне даже на одну ночь небезопасно. Раскладывать трафареты можно сколько угодно, но сам процесс нанесения пороха должен уместиться в световой день.

Над выставкой работала огромная команда

В Москве 100 человек работали с художником как одна команда: волонтеры выкладывали полотно из исторических фотографий, учили Цая кириллице, вырезали трафареты и гасили искорки, которые тлели на холсте. Эти люди тоже стали частью произведения — совсем как десять приглашенных скульпторов в проекте Венецианской биеннале 1999 года, за который художник получил «Золотого льва». В Венеции люди воспроизводили 108 работ из соцреалистической скульптурной композиции «Двор сборщика податей». Из других проектов Цая можно вспомнить, как дети в Египте и Рио вместе с художником мастерили воздушных змеев, а в Иваки (город в районе Фукусимы) жители по его просьбе одновременно выключали свет в своих домах.

Зрители впервые могут увидеть «черновики» работ Гоцяна

Впервые Цай Гоцян допускает зрителей на кухню своего художественного процесса. Он показывает и пробные пороховые тесты, и скетчи, которые делал специально для этого проекта. Никогда в жизни Цай Гоцян не выставлял трафареты, а на выставке в Пушкинском музее можно увидеть трафареты картины «Река» со следами пороха, которые остались от взрыва.

Часть этого проекта должна была быть на Красной площади

Цай Гоцян единственный, кто умеет делать цветные и красочные фейерверки днем. Эти фейерверки он называет своеобразными спектаклями — мечтой Цая был фейерверк на Красной площади. Он хотел собрать на площади все образы выставки: белые березы, музыку Чайковского, триптих Малевича.

Читать еще:  Как разогнать свой интернет. Ускорение интернета и оптимизация трафика

Этот проект — очень личный для художника

Проект Цая посвящен не столько Октябрьской революции, сколько революции вообще и ощущениям человека, который ее переживает. Неслучайно в экспозицию Цай включает огромное количество произведений — воспоминаний о своем детстве. Этот жест — доверие нашей публике, в которой Цай надеется найти собеседника. Русские, прошедшие через аналогичные события, понимают происходящее в нюансах — почему учителя, которых дразнил Цай, таинственно исчезали, почему в церковь приходилось ходить втайне от всех, а по вечерам вместе с отцом уничтожать книги.

Выставка в Москве — давняя мечта Цая

Выставку в России Цай Гоцян считает подарком на свой юбилей — в этом году художнику исполняется 60 лет. В отличие от многих современных художников Цай Гоцян живет чистым искусством и не соотносит себя с рынком (у него даже нет собственной галереи). Несмотря на то что его работы стоят немало, ради большой идеи он готов идти на уступки — над выставкой в Москве Цай Гоцян два года работал бесплатно.

В Пушкинском — жгут. Открылась выставка Цая Гоцяна «Октябрь»

В Пушкинском музее открывается проект известного опытами с порохом китайского художника Цая Гоцяна, для которого музей все лето собирал детские коляски. Директор Марина Лошак рассказала Forbes Life о выставках Цая Гоцяна и Хаима Сутина, как устроен бюджет музея, где музей берет средства на миллионные выставки и почему так заинтересован в законе о меценатстве.

— Огромная инсталляция перед входом в музей, созданная одним из самых известных современных художников Цаем Гоцяном — главное событие выставки «Октябрь». Гигантская конструкция представляет собой гору детских колясок и колыбелей, из которых растут березы. Этот проект является осмыслением революции 1917 года и готовится совместно с очень важным для нас партнером—Сбербанком, с которым уже была реализована выставка «Видеть невидимое».

В середине октября мы покажем графику крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века — Густава Климта и Эгона Шиле.

Затем откроется масштабная выставка-ретроспектива Хаима Сутина. Более 50 работ художника будут показаны в историческом контексте полотен старых мастеров, которые повлияли на его формирование, и современных авторов, вдохновлявшихся творчеством самого Сутина. Произведения на выставку предоставят крупнейшие музеи Франции (Центр Помпиду, Музей Оранжери, Парижский музей современного искусства) и частные коллекционеры из Европы и России.

Еще один из знаковых проектов осени – выставка, которую готовит Ирина Александровна Антонова, связанная с искусством импрессионистов.

Мы мечтаем бы сделать выставку вместе с Национальным музеем Дамаска, обладающим уникальной коллекцией древнего искусства, и мои сотрудники летали в Сирию изучать экспонаты в разгар боевых действий.

— Каков ежегодный бюджет ГМИИ и как он формируется?

— В прошлом году бюджет нашего музея составил около 1 млрд рублей. Причем, с гордостью могу сказать, что мы вступили в удивительную фазу существования, когда только половина бюджета–это субсидии государства, а остальное – это те средства, которые мы сами зарабатываем или привлекаем.

Спонсорские средства и пожертвования составляют не более 15%, в основном зарабатывает музей самостоятельно: на входных билетах, магазине, лекциях, образовательных программах и пр.

Но нам есть к чему стремиться. Например, в США почти все музеи финансируются частными лицами или компаниями. Основной доход нью-йоркского музея Метрополитен, примерно 60-70% бюджета, поступает из эндаумент-фонда (один из крупнейших в США $2,7 млрд) и в виде пожертвований. Остальные средства идут от продажи билетов и музейного магазина. Кстати, их система попечительства очень хорошо продумана. Так, если вы жертвуете $60 в год, то получаете 10% скидки в музейном магазине, он один из лучших в мире, за $550 — право бесплатно посещать танцевальные вечеринки в галерее, за $4000 в год — бесплатно завтракать до посещения музея, за $8 тыс. в год—посещать концерты, за $20 000 —доступ на приемы президента музея. А подобные концерты и приемы приносят музею порядка $20-30 млн. Естественно музею дарят не только деньги, но и картины. Самый крупный дар – от миллиардера и одного из наследников империи Estée Lauder Леонарда Лаудера. Он отдал музею Метрополитан 78 картин, включая работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Фернана Леже, стоимостью более $1 млрд.

Читать еще:  Что можно нарисовать на окне весной. Как нарисовать снежинки на окне зубной пастой

В прошлом году у другого крупнейшего нью-йоркского музея – МоМА доходы от фондов, включая эндаумент, составили $70 млн, от посещений – $30 млн и от магазинов и ресторанов – $50 млн.

— Выставки такого уровня, как недавние «Венеция Ренессанса» с картинами Тициана, Тинторетто и Веронезе, ли предстоящая выставка Сутина по стоимости приближаются к €1 млн, откуда музей берет такие средства?

— Как правило, мы делаем обменные выставки, что значительно удешевляет весь процесс. Но, несмотря на это, большие выставки, действительно стоят не меньше €1 млн. И делаются они за счет меценатов.

Прерафаэлитов и Тернера спонсировал фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, а уникальные картины Кранахов зрители увидели благодаря финансовой поддержке ВТБ, банка–генерального спонсора музея. Пиранези и некоторые другие традиционные итальянские выставки поддерживает ЮниКредитБанк. Такое тематическое сотрудничество достаточно распространенная история. Коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, например, поддерживает Росбанк, как официальный партнер Галереи искусства.

Меня не удивляет, что на выставки дают охотно, — это престижно. Поражает другое, наши меценаты постепенно превращаются в филантропов. Они дают средства на образовательные программы, социальные проекты, причем, делая это, настаивают на анонимности. Эти люди не мотивированы ни законами, ни сниженными налогами, ни славой. Вообще ничем, кроме внутреннего, личной ответственности перед обществом, и это абсолютный тренд сегодняшнего дня.

— Какие у ГМИИ есть источники пополнения коллекции? Например, в музее практически нет западного современного искусства.

— Мы надеемся, что современное искусство станет важной частью нашего музея, а здание нового музея появится не на территории музейного квартала, а где-нибудь в городе. Мы планируем собрать экспертный совет, куда войдут представители международных музеев, который разработает концепцию коллекции современного искусства в ГМИИ, а уж потом будем искать средства. Учитывая цены на современное искусство, рассчитываем только на внешние деньги. Хочется показывать многих: Ансельма Кифера, Герхарда Рихтера, Сидни Шерман, Марину Абрамович, Кристиана Болтански.

Мировая практика создания музейных коллекций разнообразна, у каждого свой путь. Плюс ко всему я верю в удачу, и надеюсь на то, что работа над репутацией в области современного искусства приведет к тому, что нам начнут и дарить. Рассчитывать только на щедрость сограждан трудно, но мы сделаем все возможное, чтобы захотели дарить именно ГМИИ.

К тому же, когда к 2024 году завершится масштабная стройка и реконструкция, появится музейный квартал—появится и пространство для современной скульптуры. В нашем музейном ландшафте будут работы Александра Кольдера, Генри Мура, Эмиля Антуана Бурделя и других важнейших скульпторов. Мы эти произведения будем арендовать сроком на пять – семь лет, а потом менять.

Кроме того, в планах музея предоставлять площади для временного хранения частных коллекций. К тому же я верю, что скоро будет закон о меценатстве, который значительно облегчит положение музеев.

Например, вся американская музейная система построена на дарах коллекционеров. Но у них совсем другая система налогов, и донаторы мотивированы.

Источники:

http://mir24.tv/news/16267954/vzryv-po-kitaiski-v-pushkinskii-muzei-priehal-cai-gocyan
http://daily.afisha.ru/brain/6844-10-prichin-poyti-na-vystavku-caya-gocyana-v-pushkinskom-muzee-pryamo-seychas/
http://www.forbes.ru/forbeslife/350131-v-pushkinskom-zhgut-otkrylas-vystavka-caya-gocyana-oktyabr

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: