Я любви искала и не нашла. Cочинение «Лариса: «Я любви искала и не нашла
Смысл жизни Ларисы Огудаловой «Я любви искала и не нашла» по пьесе (драме) Бесприданница (Островский А. Н.)
«Я любви искала и не нашла», так объясняет свое якобы самоубийство главная героиня драмы «Бесприданница» Лариса Огудалова. Всю свою жизнь она провела «в поисках» того единственного любящего и мужчины. В отличие от других людей современного ей общества, Лариса не мечтала о шикарном доме, о дорогих одеяниях, о роскошных украшениях, ей не нужна была вся эта внешняя «красота» жизни, ее стремлением было обрести красоту духовную, успокаивающую, ту, которая заменит все земные блага.
Вынужденная, после смерти своего отца, терпеть ежедневные «вечера» проводимые ее матушкой, на которых собирались «потенциальные женихи» из разных слоев тогдашнего общества, Лариса каждый раз надеялась встретить того надежного и понимающего, для которого мораль и чувства будут превыше всего. И вот на одном из таких приемов она познакомилась с Паратовым – человеком, имеющим более чем приличное состояние, глубина души и яркий ум которого, навсегда приковали к себе сердце Ларисы. Жаль только, что Лариса, отуманенная встречей, не смогла понять, что такой влиятельный и в то же время открытый человек, однако не способен любить. Но для новой, ожившей Ларисы, уже и это не столь важно, ей нужно только чтобы он был рядом с ней, и она верит, что тогда Паратов сможет полюбить ее. Паратову же абсолютно все–равно, Лариса ему нравится и он бы охотно взял ее замуж, если бы не одно обстоятельство: для людей как Паратов, живущих в постоянном стремлении к наживе, было бы глупо жениться на девушке, не имеющей ни копейки за душой, семья которой живет исключительно за счет подарков богатеньких женихов.
Одарив Ларису безграничным количеством различных мечтаний о предстоящей их жизни, Паратов покидает Ларису.
После долгих страданий, отчаявшаяся Лариса, принимает решение, выйти замуж за первого кто попросит ее руки. Такой чести удостоился мелкий чиновник Карандышев – совершенно не пара Ларисе, которая, несмотря на бедность своего положения, была привлекательна и отнюдь не глупа. Карандышев, будучи не новым гостем в доме Ларисы, испытывал искреннее счастье от того, что теперь он сможет отомстить за все свои унижения, которые он терпел от богатых, а счастья от присутствия Ларисы в его душе было намного меньше, а точнее не было вовсе. Дом Карандышева находился в деревне, куда они с Ларисой должны были переехать, но пока «весь мир» не узнает об его трофее, Карандышев и слышать об этом не хотел.
Дело уже подходило к свадьбе, как неожиданно для Ларисы вдруг в город возвратился Паратов.
Тем временем Карандышев решил устроить у себя торжественный прием по случаю своей женитьбы, куда был приглашен и Паратов.
При встрече с ним Лариса, вновь загорелась надеждой, и резко холодеет к Карандышеву, но Паратов в один день дает ей понять, что она ему не нужна и сообщает что помолвлен с девушкой, в которой его заинтересовало лишь многомиллионное приданое.
Окончательно потеряв смысл своего существования Лариса пытается найти хоть каплю сочувствия у друга своего детства, крупного дельца Вожеватова, но, получив в ответ лишь пару пустых слов, Лариса в корне меняет свое мировоззрение и решает принять предложение богатого купца Кнурова стать его содержанкой и поехать с ним в Париж на выставку.
Разговаривая после этого с Карандышевым, Лариса окончательно дает ему понять, что она не любит его и от теперь единственной отрадой в ее жизни будут деньги. Разъяренный Карандышев, потеряв контроль над своими эмоциями, стреляет в Ларису. Умирая, она вынимает пистолет из рук Карандышева, тем самым, делая его невиновным при виде собравшихся, потому что понимает что ее жизнь без любви была бессмысленной, а жить для добычи денег она бы не смогла, поэту смерть как раз является для нее этим счастьем и той свободой которую она искала.
«Лариса: «Я любви искала и не нашла»»
Все действие «Бесприданницы» сконцентрировано вокруг одного персонажа — Ларисы — и носит целенаправленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бесприданница» — более драматична. Это проявляется, в частности, в том, что действие в «Бесприданнице» протекает быстрее, чем в «Грозе». В «Грозе» завязка действия происходит почти на наших глазах, а в «Бесприданнице» действие уже «завязано» до того, как поднялся занавес. Лариса еще раньше была влюблена в Паратова; после его внезапного отъезда она из отчаяния дает согласие стать женой Карандышева. Сюжетная пружина уже натянута. Поэтому драматург получает возможность соблюсти «единство времени». Самый горячий приверженец классицистических правил мог быть доволен Островским. Ведь называемое «единство времени» требовало, чтобы сценическое действие продолжалось не более суток. В «Бесприданнице» же оно протекает даже быстрее: начинается в полдень и заканчивается в полночь. Но эти 12 часов перевернули всю жизнь Ларисы, которая наконец-то поняла свое положение в собственническом мире.
В конце пьесы она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Драма Ларисы и заключается в том, что она живет в холодном, жестоком и. безжалостном мире, в котором нет милосердия. Это относится ко всем, кто окружает героиню: к родной матери, к Кнурову, Вожеватову, Паратову, Карандышеву.
В «Бесприданнице» отчетливо проявляется столкновение между циничной, антигуманной философией и практикой дельцов и «горячим сердцем» героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность, гибнущую в неравной борьбе с миром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.
Лариса — красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка. Она наделена душевной чуткостью и отзывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей пассивно мириться с окружающей обстановкой. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам. Те преследуют свои личные, своекорыстные цели, Лариса же неспособна на ложь и обман. Она живет в ожидании необыкновенного счастья, тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны.
«Лариса» в переводе означает «чайка». Героиня «Бесприданницы», как и Катерина из «Грозы», тоже хочет улететь далеко-далеко. Отсюда ее тяготение к широкому, беспредельному пространству, что неоднократно подчеркивается в пьесе.
Как в «Грозе», так и в «Бесприданнице», действие в основном происходит на улице, на берегу Волги. Это укрупняло конфликт, помогало воспринимать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной — светлой, свободной жизни, к полету. Но первая же ремарка в пьесе «Бесприданница» соединяет две противоположные сферы: пошлое, обыденное, будничное «здесь» и таинственно-поэтическое «там». Здесь — обычная кофейня с официантами, там — вид на Волгу и большое пространство: леса, села и прочее. И Лариса, едва появившись на сцене, садится на скамейку и смотрит в бинокль на Волгу. Как вы думаете, зачем Островский заставляет ее пользоваться биноклем? Любоваться природой можно и без него. Не в театре же сидит Лариса, а на бульваре. Очевидно, с помощью бинокля она хочет приблизить к себе поэтический простор, волжскую даль и вместе с тем отодвинуться, отгородиться от пошлой реальности, которая ей так противна.
Кульминацией пьесы можно считать сцену, когда Лариса поет романс на слова Е. А. Баратынского.
Мир романса с его нежностью, надрывом, открытостью в выражении чувств — это и есть мир Ларисы. Жизнь она воспринимает сквозь призму романсных представлений и идеалов. Однако красивые иллюзии долго существовать не могут. Ее возвышенные представления о любви, об «идеале мужчины», о дружбе, вообще о жизни закономерно терпят крах.
В русской литературе любовь всегда была серьезным испытанием для действующих лиц, испытанием на человечность, на душевную стойкость и благородство. В «Бесприданнице» только Лариса выдерживает это испытание. Все остальные (Паратов, Кнуров, Вожеватов, Карандышев) любви недостойны. Для них существует своя система ценностей: или любовь, или расчет. Расчет побеждает.Как же относится сама Лариса к этой системе ценностей? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. Она, конечно, решительно протестует против мира торгашества, цинизма, унижения человеческого достоинства, но, вместе с тем, на себе уже испытывает воздействие нового времени, его социальные, идейные, нравственные тенденции. У нее уже нет той цельности, которая так характерна была для Катерины. Еще раз отметим: в Ларисе, разумеется, есть нечто, резко выделяющее ее среди окружающих: яркий характер, талантливость, внутренняя чистота, правдивость. «Не в матушку,— так говорит о ней Вожеватов.— У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего и скажет, что не надо». «То есть правду?» — спрашивает Кнуров. «Да, правду, а бесприданницам так нельзя»,— утверждает Вожеватов.
Даже в манере одеваться Лариса резко отличается от родной матери. Авторские ремарки в этом отношении точны и выразительны. Старшая Огудалова «одета изящно, но смело и не по летам», а младшая «одета богато, но скромно». (Попробуйте и здесь применить прием устного рисования.)
И все же Лариса в гораздо большей степени, чем Катерина, своя в этом мире. Она может быть безжалостной и бессердечной. Вот в первом действии Лариса выговаривает Карандышеву, упрекая его в бестактности: «Я сделалась очень чутка и впечатлительна». Все это так, но чуткости она требует только по отношению к себе. Во втором действии Карандышев буквально умоляет ее: «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь!» Лариса не склонна его жалеть. «Вы только о себе, — упрекает она своего жениха. — Все себя любят!» Карандышев действительно думает прежде всего о себе; но разве Лариса поступает иначе?
Отмечая глубину внутреннего мира своей героини, Островский вовсе не идеализирует ее. Чувствуется в Ларисе ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. В «Грозе» все же ощущалось, что Катерина пришла в этот мир откуда-то со стороны, что она «не от мира сего» (если воспользоваться названием одной из позднейших пьес Островского). Лариса же тут выросла, тут воспитывалась, тут получила первые представления о жизни, о людях. И друг детства Вася Вожеватов потихонечку возил ей романы, «которые девушкам читать не дают». Становится понятным, почему она не просто влюблена в Паратова: в ее глазах он — идеал мужчины, а ведь это уже критерий, та своеобразная точка отсчета, которая определяет многие противоречивые черты в ее сознании и поведении.
Тлетворное влияние среды уже затронуло героиню «Бесприданницы», отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова даже принять циничное предложение Кнурова. «Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, — говорит она, — засверкали бриллианты». В финале Лариса не щадит ни Карандышева, ни, что особенно важно, самоё себя: «. я искала любви и не нашла. ее нет на свете. нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота».
В заключительном монологе Ларисы ощущается какой-то надрыв, что-то похожее на истерику. Может быть, она сама даже не отдает себе отчета в том, что она говорит, что ей несет выбор, что ожидает ее в будущем. «Позовите Кнурова» — ведь это все равно, что в петлю, что в омут. Поэтому выстрел Карандышева для нее — единственный выход, избавление от позора, от медленной мучительной казни сознания. Подобно Катерине, она сама себя судит. Не суда людей она боится, а суда собственной совести. Смерть оказывается единственным и самым желанным выходом.
«Бесприданница» — одна из лучших пьес позднего Островского. Здесь уже заметно усложняется психологическая характеристика действующих лиц. В отличие, например, от Кабанихи или, тем более, от Дикого, персонажи, окружающие Ларису, не выглядят прямыми злодеями. Характеры их более сложные, порою противоречивые. Внутренняя психологическая сложность героев пьесы есть одно из проявлений жанровой специфики «Бесприданницы». Перед нами — психологическая драма, ведущая в перспективе к драматургии А. П. Чехова.
Я любви искала и не нашла. Cочинение «Лариса: «Я любви искала и не нашла
Лариса(со слезами). Уж если быть вещью, так одно, утешение – быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.
Карандышев. Что вы, что вы, опомнитесь!
Лариса. Ну, так я сама пойду.
Карандышев. Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю.
Лариса(с горькой улыбкой). Вы мне прощаете? Благодарю вас. Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы.
Карандышев. Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен.
Лариса. Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе.
Карандышев. Ну, я вас умоляю, осчастливьте меня.
Лариса. Поздно. Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты.
Карандышев. Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас.
Лариса(с отвращением). Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня.
Карандышев. Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу?
(Падает на колени.)Я вас люблю, люблю.
Лариса. Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу.
Карандышев(вставая). О, не раскайтесь!
(Кладет руку за борт сюртука.)Вы должны быть моей.
Лариса. Чьей ни быть, но не вашей.
Карандышев(запальчиво). Не моей?
Карандышев. Так не доставайся ж ты никому!
(Стреляет в нее из пистолета.)
Лариса(хватаясь за грудь). Ах! Благодарю вас!
(Опускается на стул.)
Карандышев. Что я, что я… ах, безумный!
(Роняет пистолет.)
Лариса(нежно). Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние…
(Поднимает пистолет и кладет на стол.)
Из кофейной выходят
Паратов,
Кнуров,
Вожеватов,
Робинзон,
Гаврилои
Иван.
Лариса,
Карандышев,
Паратов,
Кнуров,
Вожеватов,
Робинзон,
Гаврилои
Иван.
Все. Что такое, что такое?
Лариса. Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама.
За сценой цыгане запевают песню.
Паратов. Велите замолчать! Велите замолчать!
Лариса(постепенно слабеющим голосом). Нет, не зачем… Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю.
(Посылает поцелуй.)
Громкий хор цыган.
16 октября 1878 г.
Печатается по тексту первой публикации в журнале «Отечественные записки», 1879, э 1, с отдельными уточнениями по изданию Сочинений А. Н. Островского, т. X, Спб., 1884.
Как свидетельствует помета Островского на первом листе автографа, драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве. 1 октября 1876 года, сообщая Ф. А. Бурдину о своей работе над комедией «Правда – хорошо, а счастье лучше», Островский писал:
«Все мое внимание и – все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное
Источники:
https://www.kritika24.ru/page.php?id=6528
https://www.allsoch.ru/sochineniya/18954
https://rulibrary.ru/ostrovsky/bespridannica/35